Музыкальные инструменты русского народного оркестра. IV






Гусли - струнный музыкальный инструмент в виде продолговатого плоского ящика с натянутыми струнами. Струны у старинных инструментов - латунные, а у более современных - стальные. Количество струн колеблется от 55 до 66. Звукоизвлечение производится путем защипывания струн пальцами обеих рук. Звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.


В 1914 г. появились так называемые "клавишные" гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи.










Ударные музыкальные инструменты Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.


Рубель Этот ударный инструмент ранее был предметом быта- служил гладильной доской. Рубель представляет собой доску с ребристой поверхностью и с резонаторной полостью. Проводя палочкой по разным частям поверхности инструмента (сбоку, посередине) и с разной силой, музыкант способен создавать богатую палитру звуков.


Трещотка - ударный инструмент, обладающий характерным трескучим звуком. Трещотка состоит из пластин, разделённых небольшими деревянными планками округлой формы, которые нанизываются на шнур. Держат трещотку перед собой, как гармошку и играют, сжимая и разжимая ладонями пластины.


Круговая трещотка - разновидность трещотки, состоящей из деревянной прямоугольной рамки, посаженной на ось, на которой закреплён зубчатый вал. На противоположной стороне рамки прикреплена упругая пластина, край которой цепляется за зубцы вала, производя сухой, трескучий звук..




Коробочка - представляет собой прямоугольный брусок звонкого, хорошо высушенного дерева. С одной стороны, ближе к верхней части бруска, выдолблена глубокая щель шириной около 1 см. На инструменте играют деревянными или пластиковыми палочками. В зависимости от размера коробочки, звук может быть выше или ниже.


Музыкальная поленница- ударный мелодический инструмент. Дрова изготавливаются из высушенных и выдержанных заготовок берёзы, ели, клёна. Играют на дровах деревянными ложками или специально сделанными деревянными молоточками. Звук у дров сухой и яркий, напоминающий звучание ксилофона.


Духовые музыкальные инструменты Жалейка - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд;


Рожок изготовляют из березы, клена или можжевельника. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке. Рожки имеют 6 игровых отверстий, из которых верхнее располагается на тыльной стороне.


Свирель - представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.






Волынка – представляет собой воздушный резервуар – мех(из шкуры вола), в который вставлена трубка для нагнетания воздуха, две-три басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.


Якутский музыкальный колледж (училище) им. Жиркова
РЕФЕРАТ
по предмету: Народная музыкальная культура
на тему: Инструменты русского народного оркестра
Выполнила:студентка 1 курсаВокального отделения,Хисматулина Фаина ТахировнаПреподаватель:Давлетова Розалия Рашитовна
Якутск, 2016
Содержание:
Введение
Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения:
Струнные русские народные инструменты
Духовые русские народные инструменты
Ударные русские народные инструменты.
Состав оркестра русских народных инструментов:
Струнные
Духовые
Ударные
3.Заключение
Введение
Первые русские народные музыкальные инструменты возникли еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству.
Оркестр русских народных инструментов – это оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а так же гусли, баяны, жалейка и другие русские народные инструменты.Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т.п.
Репертуар русских народных инструментов включает обычно обработки русских народных инструментов и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках и России и за границей.
Классификация инструментов
по источнику звука и способу звукоизвлеченияВ соответствии с источником звука русские народные инструменты делятся на:
- Струнные (Хордофоны)
- Духовые (Аэрофоны)
- Оболочкозвучащие (мембранофоны)
- Самозвучащие (с определенной высотой звука и неопределенной)
а. Струнные народные инструменты
Щипковые народные инструменты
К щипковым народным инструментам (звук извлекается защипыванием струны) относятся инструменты грифные, или танбуровидные – домра, балалайка и безгрифные – различные виды гуслей. На первых высота звука изменяется, в основном, укорочением струн на грифе пальцами левой руки при их защипывании или тремолировании, а на вторых – в результате перебора струн и быстрого проведения по ним пальцами рук или специальной пластинкой – медиатором (плектром).
Балалайка – щипковый инструмент украинского происхождения (вероятно, происходит от старой русской домры). Она была известна уже в эпоху Петра I. Для нее характерна треугольная форма корпуса. В верхней деке сделан круглый вырез.
Балалайка имеет три струны, настроенные по квартам, но у некоторых инструментов две нижние струны настроены в унисон.
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.

Домра - русский народный струнный щипковый инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Защипывание струн производится при помощи медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло. Существуют два вида домр: трёхструнная (русская) домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и на Украине. Домра используется для сольного исполнительства (домра малая, прима) и в составе ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Гусли – различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. Наиболее древним русским струнным щипковым инструментом являются гусли лирообразные. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты. Традиционно различают несколько видов щипковых гуслей, которые связанны между собой общим названием, при этом являются разными инструментами.
В состав русского народного оркестра входят клавишные и звончатые гусли.
Устройство, внешний вид и диапазон клавишных гуслей схож со щипковыми, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей – демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.
В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.
Гусли звончатые – прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке.

Б. Духовые русские народные инструменты
Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.
К свистковым русским народным инструментам относятся различные продольные дудочки.
Одноствольная дудка – продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.
Двуствольная дудка (ее так же называют двойчаткой, двойницей или свирелью) на каждой трубке обычно потри отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении.
Кугиклы (кувиклы, кувички) – многоствольные дудки – это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты.
Окарины – пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах – до десяти, с диатоническим звукорядом в пределах ноны.
Свирель – древний духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двуствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 33-35 см, второй – 45-47 см. В верхнем конце ствола- свистковое устройство, в нижней части – по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. Предполагается, что этот инструмент перекочевал в Россию из Древней Греции.
Язычковые духовые инструменты
Звук возникает в результате колебания язычка – металлической пластинки. Могут быть двух типов: бьющие язычки (во время подачи воздуха язычок ударяет по краям прорезей), с проскакивающими, обычно металлическими язычками (издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки). Проскакивающие язычки являются основой гармоник – от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов.
К бьющим язычкам относятся:
Жалейка – дудочка с небольшим количеством игровых отверстий.
Волынка – язычковый духовой инструмент с особым резервуаром для воздуха, или мехом. Воздух нагнетается в мех ртом либо с помощью специальных полостей, управляемых рукой исполнителя. Поскольку трубки инструмента издают звук благодаря потоку воздуха из меха, а не изо рта, исполнитель может дышать во время игры и таким образом не прерывать звучания. Мех обычно изготовлялся из шкуры животного, в которую вставляется шантер, или мелодическая трубка с пальцевыми отверстиями.У русской волынки – двойной шантер со сделанными из рога раструбами.История возникновения волынки неясна, но очевидна родственность ее с теми инструментами, в которых вся трость берется внутрь рта. Волынки были известны еще во времена Древнего Рима.

Аккордеон – духовой язычковый инструмент, ручная гармоника. В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) – в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон». Некоторые его разновидности называют баяном.

Баян – духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.Современный баян оснащён пятирядной правой клавиатурой с регистрами-переключателями и готово-выборной шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительные возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики.
Баян состоит из трёх частей – правый полукорпус, левый полукорпус, меха. Фактически, баян является разновидностью аккордеона. Причём выделяют эту разновидность как отдельный инструмент (боян) только в России (и странах СНГ). В других же странах этот инструмент остаётся аккордеоном.
Мундштучные духовые инструменты
Звук вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку.
Пастуший рожок – деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий(чаще всего 5-6). Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру.

Пастушья труба – древний духовой инструмент. Изготавливался либо из коры деревьев, либо из двух выдолбленных половинок, обернутых берестой. Не имеют игровых отверстий.
Рог – это изогнутый канонический инструмент, в котором звук производится посредством вибрации губ исполнителя. Самые простые разновидности изготовляются из рогов животных, и именно рога животных послужили образцом для иных разновидностей примитивных рогов. Вдувание воздуха может производиться с конца либо сбоку; мелодический объем инструментов без пальцевых отверстий весьма ограничен. Они широко используются в сигнальных и ритуальных целях.
в. Ударные русские народные инструменты
Оболочкозвучащие
Источник звука – упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных инструментов наиболее известен бубен – в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками.

Самозвучные (с определенной высотой звука)
В качестве исконно русского инструмента широко известны колокола. На протяжении многих веков формировались на Руси самые различные виды колокольных звонов, характерных большой мелодической и ритмической самобытностью – праздничные, набатные, встречные, проводные, похоронные и т.д.
Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Дровá – русский народный ударный музыкальный инструмент наподобие ксилофона. Состоит из небольших деревянных брусков («поленьев» или «полениц») полукруглой формы, одинаковой толщины, но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. На внутренней (плоской) стороне каждого бруска выдалбливают резонирующую полость. Точную подстройку брусков под определённый музыкальный тон делают, подгоняя глубину полости – чем полость глубже, тем ниже звук. Готовые бруски покрывают лаком и соединяют верёвками. Играют на «дровах» молоточками, сделанными из твёрдых пород дерева.

Самозвучные (с неопределенной высотой звука)
В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки – в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.Большой популярностью так же пользуются также трещотки – чаще всего, в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.
Коробочка – это очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный кленовый или берёзовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчёркивают отдельные ритмические точки, имитирующие цоканье копыт.
Шаркун – в народе его ещё называют шаркунок или шергунок. Сейчас этот инструмент можно встретить у нас, на Севере. Это плетёные берестяные или складные деревянные погремушки, в которых «звучит» насыпанный внутрь сухой горох. Иногда шаркунок делали как головоломку: его деревянные детали, ступенчатые, похожие на современный «конструктор», плотно подгоняли друг к другу. Их складывали в ребристую шишку. А в пустоты внутри головоломки вкладывали бусины или горох.

Для академического инструментария важно, что все мембранные и самозвучащие (за исключением варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной традиции представляется, гораздо более важным классифицировать ударные инструменты не на мембранные и самозвучащие, а на инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокола, колокольчики, вибрафон и др.) и с неопределенной высотой звука (бубен, большой и малый барабан, треугольник, тарелки, ложки, трещотки и проч.)Состав оркестра народных инструментов
Группы инструментов русского народного оркестра
Ударные:ЛожкиШаркунКоробочкаКопытцеТрещетки Дрова (аналогичны ксилофону)
Духовые:СвирельОкарина БречкаЖалейкаРожокВолынка

Язычково-меховые:ГармоньБаян
Струнные:
ГуслиДомраБалалайка

Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):
- Трёхструнные домры: пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3-6)
- Духовые инструменты:
Русского происхождения – свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра).
Европейские – флейты, гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
- Оркестровые гармоники – в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные – басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т.д.
- Ударные инструменты
Русского происхождения – бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т.п.Европейские – литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру).
- Гусли клавишные и звончатые
- Балалайки: примы (3-6), секунды (3-4), альтовые (2-4), басовые (1-2) и контрабасовые (2-5.)
Заключение
Сто лет назад впервые в музыкальной практике был создан национальный по составу инструментов русский оркестр, ставший органичной частью профессиональной художественной культуры и вместе с тем – частью массового музыкального быта. В этом его большое просветительское значение: сегодня русский народный оркестр является важным средством активного приобщения к музыке широких слоёв населения. Отсюда ясно, насколько важна роль русских народных оркестров в современной музыкальной культуре.
До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия русского музыкального инструментария. Здесь и струнные щипковые, и смычковые, и духовые, и ударные инструменты. С изменением социальных условий, жизненного уклада менялись и видоизменялись музыкальные инструменты. Некоторые получили широкое распространение по всей стране, некоторые только в определённой местности. Основой народного инструментального искусства является коллективность. Идея возрождения коллективной игры на русских народных инструментах возникла у В.В. Андреева не случайно.
Даже краткий обзор фактов истории свидетельствует о глубокой исторической почвенности ансамблевого музицирования в России. Создание Андреевым Русского оркестра было уникальным явлением, ведь никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, инструментарий которого был бы столь доступен для начального освоения, и именно на этом моменте Андреев акцентировал особое внимание. Оркестровое исполнительство на русских народных инструментах имеет богатые традиции. В настоящее время этот жанр занимает видное место в музыкальной культуре. Сегодня можно с уверенностью сказать, что искусство оркестрового исполнительства на русских народных инструментах находится на подъеме.
Источники информации
Антонин Модр «Музыкальные инструменты».
«Музыкальные инструменты мира» (Иллюстрированная энциклопедия).
Интернет: www.aveclassics.net, «Википедия».

Цели урока:

  • сформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов;
  • вызвать интерес общения музыкой, исполняемых на русских народных инструментах.
  • Образовательная
  • научить различать голоса народных инструментов – балалайки, баяна, домры и других – в звучании оркестра народных инструментов. Закрепить умение играть в оркестре по правилам.
  • Развивающая
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества, произведения русских композиторов.
  • Воспитательная
  • формирование у обучающихся национального самосознания, воспитание любви к Родине, к родному краю, расширение кругозора; воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам.

Дидактический материал: карта-схема, таблица “Оркестр народных инструментов”, ритмический плакат, портреты композиторов: М.Глинки, И.Дунаевского, А.Даргомыжского, иллюстрации – творческие работы учащихся, детские музыкальные инструменты, выставка “Народные музыкальные инструменты.

Репродукции картин: И.Репин “Бурлаки на Волге”, Т.Яблонская “Хлеб”

Музыкальный материал: Русские народные песни: “Светит месяц”, “Ах, вы сени” “Плясовые наигрыши”, “Просо”, “Посмотрите, как у нас-то в мастерской”. Народная песня Курской области “Тимоня”. “Мы землю эту Родиной зовем”. Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова; Н.А.Римский – Корсаков хор “Проводы масленицы” из оперы “Снегурочка”, А.Даргомыжский хор “Сватушка” из оперы “Русалка”.

Ход урока

I. Музыкальное приветствие –

“Прозвенел звонок”, исполнение с хлопками, притопами.

II. Мотивация учащихся.

1) Учитель наигрывает мелодию песни “Мы землю эту Родиной зовем”.

  • Как называется песня?
  • О чем рассказывается в песне? (О красоте природы нашей Родины.)

2). Исполнение одного куплета песни “Мы землю эту Родиной зовем”.

  • Почему мы начали урок именно с этой песни? Тема четверти? (“Музыка моего народа” и мы на уроках узнаем много нового о русской музыке).
  • Тогда вы точно ответите, как зовут сказочного героя, который изображен на рисунке? (Емеля). <Приложение 1. Рисунок 1 >

Вам всем хорошо знакома сказка “По щучьему веленью”. А знаете ли вы о том, что есть еще одна сказка об этом герое – музыкальная. В ней рассказывается о том, как Емеля путешествовал в город Мастеров и там познакомился с народными музыкальными инструментами. Сегодня на уроке я вам расскажу эту сказку, и мы узнаем с вами много интересного об оркестре русских народных инструментов, узнаем новые музыкальные инструменты, услышим их голоса, а вы сами станете музыкантами-исполнителями. Только в сказках главному герою всегда кто-нибудь помогает, а в нашей сказке помогать Емеле будете вы. Умная щука передала Емеле волшебный мешочек, в котором находятся фишки. Они предназначены всем тем детям, которые будут помогать Емеле в дороге. Отправляемся в сказку? Звучит волшебная музыка. (Емеля уменьшается)

Сказка “Путешествие Емели в город Мастеров”

В некотором царстве некотором государстве жил – был Емеля. Была у Емели балалайка, да сломалась: порвалась на ней струна и звуки звучали не точно, не слаженно, и не мог он сыграть на ней ни одной песни, чтобы душу порадовать да печаль отвести. И прослышал Емеля, что есть такое тридесятое царство, Музыкальное государство, где можно свой инструмент починить так, чтобы он зазвучал чище и звонче, весело и задорно. Попросил Емеля щуку помочь ему. Путь в это царство труден и далек, поэтому щука дала Емеле волшебную карту, которая приведет его в город Мастеров – умельцев по изготовлению музыкальных инструментов. Но при этом он должен пройти все испытания, которые встретятся ему в пути. Развернул Емеля карту < Приложение 1. Рисунок 2 > и увидел на пути камень-указатель, а на нем надпись: “Направо пойдешь – река, налево пойдешь – в болото попадешь, а прямо пойдешь – попадешь в село Мудрое , где живут мудрецы”. И решил Емеля ехать в село Мудрое. Мудрецы обещали указать ему дорогу, только после того как он ответит на все их вопросы. Но Емеля не смог этого сделать. Поможем ему ребята?

III. Повторение пройденного материала.

Викторина.

1. Рисунок, изображение скомороха.

  • Кто изображен на рисунке? (скоморох)
  • Кого на Руси называли скоморохами?

2. Крюковая запись.

  • Что означает запись?
  • Где его можно было услышать? (в Храме)

3. Звучит фрагмент произведения Н.А.Римского-Корсакова хор “Проводы масленицы”

Звучит фрагмент произведения А.Даргомыжский хор “Сватушка” из оперы “Русалка”.

  • Кто из композиторов является автором звучащего фрагмента, укажите портрет? (А.Даргомыжский)
  • Определите жанр, исполненной песни? (свадебная песня).

5. Звучит мелодия народной песни Курской области “Тимоня”?

  • Определите жанр песни? (хороводная песня)
  • Как называются хороводы Курской области? (танок, карагод)
  • Исполните песню “Тимоня”.

6. Картина И. Репина “Бурлаки на Волге”

  • Назовите художника, картину?
  • Какое музыкальное произведение могло бы озвучить эту картину, почему?

(Русская народная песня “Эй, ухнем!”).

  • Какими средствами художник передал тяжелый труд людей? (краски, настроение)

Молодцы, ребята! Спасибо, за помощь! (За каждый правильный ответ дети получают фишку). Я продолжу сказку.

Мудрецы указали Емеле дорогу дальше: “Минуешь, Емеля заливной луг, проедешь мимо столетнего дуба, поднимешься на холм и увидишь хутор Песенный . Туда тебе и надо”. Так Емеля и сделал. А на хуторе его ждали новые испытания. Здесь живут люди, которые очень любят исполнять песни. И задали они нашему герою следующие задание – исполнить русскую народную песню (иллюстрация) и определить ее жанр. Да, вот беда, Емеля забыл название и слова песни. Помогите ему, дети!

  1. По иллюстрации, дети определяют название и жанр песни? (Русская народная песня, хоровод-игра “Просо”).
  2. Какие виды хороводных песен вам еще известны? (хоровод-пляска).
  3. Исполнение хоровода-игры “Просо”. Дети по группам разыгрывают сюжет песни.

Спасибо, ребята! С вашей помощью Емеля исполнил нужную песню и жители хутора Песенный указали ему дорогу дальше: “Мы ходим по этой дороге два дня и две ночи, если ты поедешь на печи, то попадешь в город Мастеров за 1 день”. Да вот неприятность завалена та дорога камнями. Нужно расчистить завал, убрать камни, а это могут делать только сильные люди. Емеле, без вас ребята, не справиться! Поможем нашему герою?

  • Пластическое интонирование.
  • Дети “поднимают” и “выбрасывают” с дороги камни. Молодцы, ребята!

Итак, дорога, свободна, по ней Емеля добрался до города Мастеров. Но вот беда, ворота города оказались закрыты, а чтобы их открыть нужно помочь плотникам в мастерской у ворот.

  • Исполнение песни “Посмотрите как у нас-то в мастерской”, пластическое интонирование.

И только отзвучала песня, ворота в город были открыты. Въехал Емеля в город и что же он там увидел и услышал. Жители города Мастеров изготовили новые музыкальные инструменты. И, на площади собрался оркестр русских народных инструментов. Многие инструменты Емеля видел впервые, он захотел узнать их названия и услышать их звучание. (Выставка народных музыкальных инструментов: баян, балалайка, домра, сопель, кугиклы и т.д.)

IV. Изучение нового материала.

А теперь заполним место, инструментами оркестра (таблица). < Приложение 1. Рисунок 3 >

1). Рассказ о русских народных инструментах (балалайка, баян, свирель, рожок, гусли и

т.д.), их показ, сообщения детей, создание оркестра. (Заполнение таблицы)

2). Рассказ о народных инструментах Курской области. Кугиклы – многоствольная флейта. В Курской области – это пять тростниковых дудочек разной длины, ничем не связанных между! собой. Исполнительница держит их в руках, выравнивая верхние концы дудочек. Дудочки отличаются друг от друга по длине – ровно на ширину большого пальца исполнительницы, которая чаще всего одновременно и мастерица по изготовлению кугикл. Звук кугикл нежный, тускловатый. Он прекрасно сочетается с другими духовыми тембрами: дудкой, рожком. Этот древний инструмент по сей день бытует не только в Курской области, но и в Брянской и Калужской областях. < Приложение 1. Рисунок 4 >

3). “Плясовые наигрыши”, “Светит месяц” – слушание и различение тембров музыкальных инструментов.

Пляска – танец без правил. Их пляшут, как душа просит, как сами ноги требуют. Она может быть безудержной, дикой, огненной, необузданной.

4). “Светит месяц” – исполнение на музыкальных инструментах, по ритмической партитуре, в ансамбле с учителем. < Приложение 1. Рисунок 5 >

Заслушался Емеля игрой мастеров, уж больно красиво звучала русская плясовая – ритмично, слаженно, каждый отдельный тембр инструмента слился в единую оркестровую палитру. Попросил Емеля мастеров починить его балалайку. Да отказали ему мастера, его балалайка ремонту не подлежит т.к. сделана она давно и у мастеров нет струн на нее. Но за его доброту, внимание, подарили Емеле новую балалайку, лучше прежней, да наказ дали: “Бережно относись Емеля к музыкальным инструментам, да попробуй создать свой народный (фантастический) инструмент.

V. Домашнее задание.

Придумать и нарисовать фантастический инструмент.

Проводили Емелю мастера, дорогу показали. Долго ли, коротко ли, ехал Емеля да заехал в дремучий лес, а за лесом мост да река, а там и до дома недалеко. И тут ему на пути стала Баба-Яга: “Не выпущу из леса, пока загадки не отгадаешь!”. Поможем ему, ребята!

V. Тест. (Приложение 2)

Спасибо вам, ребята, вы молодцы! Только благодаря вашей помощи Емеля выполнил все задания и благополучно вернулся домой.

VI. Итог урока.

Расскажите, ребята, как вы помогли Емеле в дороге?

1) Село Мудрое. (Мы отвечали на вопросы мудрецов, повторяя пройденный материал)

2) Хутор Песенный. (Мы исполнили хоровод – игру “Просо”).

3) Город Мастеров.

(Мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами, послушали их голоса. Самостоятельно создали свой оркестр и исполнили на музыкальных инструментах русскую народную песню “Светит месяц”).

4) Ответили на загадки Бабы-Яги.

5) Какой наказ дали мастера Емеле?

(Бережно относиться к музыкальным инструментам).

VII. Рефлексия.

За каждый правильный ответ вы, ребята, получали фишки. Подсчитайте их количество.

У кого из вас самое большое количество фишек? Кто из вас на уроке был самым активным? эрудированным? любознательным?артистичным?

Спасибо Вам, ребята за урок.

Музыкальное прощание “Прозвенел звонок”.

Литература

  1. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие.- М.,2007.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Программа “Музыка. 1-7 классы”. Программы общеобразовательных учреждений.- М.,2007.
  3. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки.- М.,1996.
  4. Программы образовательных учреждений “Музыка” 2-8 классы. Авт.кол. под руководством Д.Б.Кабалевского.- М., 2006.

Русский народный оркестр

Конспект урока в 4 классе ГКОУ «СКОШИ г. Медногорска»

Перейма М.В.

Цели:

    Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов;

    Вызвать интерес общения с музыкой, исполняемых на русских народных инструментах.

Задачи:

    Образовательная научить различать голоса народных инструментов - балалайки, баяна, домры и других - в звучании оркестра народных инструментов.

    Развивающая развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества, произведения русских композиторов.

    Воспитательная формирование у обучающихся национального самосознания, воспитание любви к Родине, к родному краю, расширение кругозора; воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам.

Оборудование:

    Презентация

    Аудиозаписи:

    Сборник изд-ва Musik-Baby «Любимые мелодии»

    Фрагмент их кинофильма «Александр Невский» (новая версия)

    Фрагменты-примеры звучания инструментов русского народного оркестра

План урока:

    Орг. момент. Музыкальное приветствие.

    Объявление темы и задач урока.

    Актуализация знаний учащихся по теме урока.

    Объяснение нового материала с использованием презентации.

    Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

    Постановка домашнего задания. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие на мотивр.н.п. «Во поле береза стояла».

Музыка опять зазвучала,

Возвестив урока начало.

Рада видеть вас, ребята:

И мальчишки и девчата!

Дети произносят речевку:

Мы всегда поем с охотой-

Нас об этом не проси,

Потому что все мы – ноты:

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си!

Слайд № 1.

У. - Здравствуйте, мои дорогие! Тема сегодняшнего урока “Русские народные инструменты”. На этом уроке мы обобщим знания о русских народных инструментах и познакомимся с историей их создания. И наш урок я хотела бы начать с песни о России.

2. Исполнение «Моя Россия» муз. Г. Струве, ст. Соловьевой Н.

Слайд № 2.

3. Объяснение нового материала.

Слайд № 3.

У. - Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки -

Уронили дудки.

Пролетели гуси -

Уронили гусли.

Их порою вешней нашли,

Не удивились.

Ну, а песня?

На Руси родились.

Г. Серебряков

У. - Русский народ очень любил исполнять песни «капелла» , то есть без музыки. Но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал.

Слайд № 4.

У. - А как это происходило, нам сейчас расскажет «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».

Давно это было. Жили-поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд № 5.

Жили они в небольшой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Слайд № 6.

Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

Слайд № 7.

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли, балалайка и домра.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой, жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». «А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и рубель.

Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим». «Ой!» - воскликнул рожок. «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд № 8.

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

Слайд № 9.

У. - Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

У. - Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на четыре группы.

Слайд №10.

У. - Струнные инструменты. Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты.

У. - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим, как они звучат.

Слайд № 11.

Маленькие деревянные пластинки,

способные и сыграть и распугать…

ТРЕЩОТКИ

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

Стучит, бренчит, звенит…

Что это?..

Этот инструмент состоит из небольших деревянных брусков полукруглой формы, одинаковой толщины, но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. Играют на нем специальными молоточками.

Заменял стиральную машинку и утюг…


Слайд № 12.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в..

Очень жалобно поёт,
Если дунете в неё,
Вы ее все знаете,
Сразу отгадаете…

Слышим звонкую мы трель, пастушок наш взял…

Это многоствольная флейта. Состоит из тростниковых дудочек разной длины, ничем не связанных между собой. Дудочки отличаются друг от друга по длине.

Слайд № 13.


Слайд № 14.

У. - Гармонь самый маленький ручной вид пневматического язычкового инструмента. Попала в Россию в 30 г. прошлого века. Баян вышел из многочисленной семьи гармошек. А сотворил его гармошечных дел мастер Петр Стерлигов. Да таким ловким, звучным получился инструмент, что пошел гулять по всей России.

У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты

вот для вас детвора музыкальная игра.

4. Игра «Оркестр» (физминутка).

1.Мы оркестр создавали
И лесных зверей позвали:
- Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!

2. Прискакали зайки,
Взяли балалайки.
Балалайки звонкие -
Музыканты ловкие.

3. Прилетели свиристели
Подарили нам свирели,
А свирели непростые,
Звуки льются золотые.

4. И упрямые бараны
Всё стучала в барабаны.
Их кудрявые овечки.
В бубны били на крылечке.

5. Даже маленькие мошки
Поиграли на гармошке,
Поиграли на гармошке
Для весёлого Антошки.

6. Косолапый мишка -
Наш лесной братишка.
Он играть-то не умел
Дирижировать хотел.

7. Ни кого не обижали,
Всех к себе мы приглашали.
Посмотрите-ка, на нас -
Наш оркестр - просто КЛАСС!

А теперь поиграем в игру «Кто самый внимательный». Сейчас вам будет представлен видеофрагмент из кинофильма. По сюжету вы окажетесь на свадебном пиру. А какой же пир без песен и плясок в сопровождении народных музыкальных инструментов? Какие музыкальные инструменты вы узнали, сможете назвать по окончании просмотра.

Слайд № 15.

(Дети называют музыкальные инструменты, которые увидели в кинофрагменте.)

У. – Молодцы, все были очень внимательными, но некоторые инструменты вы не смогли назвать. Это очень древние инструменты. В настоящее время мы можем увидеть их только в музее или на старинных гравюрах. Это крыловидные гусли и гудок.

Слайд № 16.

У. – А вот еще одна загадка:

Кто не вежливый такой

Повернулся к нам спиной?

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это… (ДИРИЖЕР)

Слайд № 17.

У. - Самый важный участник оркестра - дирижер. Оркестр исполняет музыку под его управлением. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Дирижер стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод, где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Слайд № 18.

У. - А теперь посмотрите на схему и увидите, какие места в оркестре занимают различные народные инструменты. Каких инструментов наибольшее количество?

Д. –Струнных.

У. – А почему?

Д. – Потому что у них очень тоненькие голоса и так лучше слышно их игру.

У. – В оркестре струнные инструменты живут целыми семействами. И каждый инструмент обладает своим уникальным голосом-тембром.

Слайд № 19.

У. - А сказка наша продолжается.

Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что все инструменты в оркестре разговаривают на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться!

5. Исполнение ритмической партитуры. Игра «Поиграем в оркестр»

Учащимся предлагаются шумовые инструменты.

У. - Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса.

(Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно).

У. - У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи. И давайте попробуем все эти партии проиграть.

Слайд № 20.

(Дети играют на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре).

У. – Ну как, ребята, понравилась вам моя сказка?

(Ответы детей).

У. - С каким оркестром мы сегодня познакомились?

Д. – С оркестром русских народных инструментов.У. - Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.

Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет. Сейчас каждый из вас может объясниться в любви к России. Давайте все вместе исполним песню «Росиночка-Россия»

6. Исполнение песни Е. Зарицкой «Росиночка-Россия».

Слайд № 21.

(Дети исполняют песню «Росиночка-Россия»).

7. Домашнее задание.

У. - Найдите на рисунке изображения инструментов русского народного оркестра и раскрасьте их.

Слайд № 22.

8. Подведение итогов:

У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о русских народных инструментах. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»