Музыкальные инструменты русского народного оркестра. I

Русский народный оркестр

Конспект урока в 4 классе ГКОУ «СКОШИ г. Медногорска»

Перейма М.В.

Цели:

    Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов;

    Вызвать интерес общения с музыкой, исполняемых на русских народных инструментах.

Задачи:

Оборудование:

    Презентация

    Аудиозаписи:

    Сборник изд-ва Musik-Baby «Любимые мелодии»

    Фрагмент их кинофильма «Александр Невский» (новая версия)

    Фрагменты-примеры звучания инструментов русского народного оркестра

План урока:

    Орг. момент. Музыкальное приветствие.

    Объявление темы и задач урока.

    Актуализация знаний учащихся по теме урока.

    Объяснение нового материала с использованием презентации.

    Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

    Постановка домашнего задания. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие на мотивр.н.п. «Во поле береза стояла».

Музыка опять зазвучала,

Возвестив урока начало.

Рада видеть вас, ребята:

И мальчишки и девчата!

Дети произносят речевку:

Мы всегда поем с охотой-

Нас об этом не проси,

Потому что все мы – ноты:

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си!

Слайд № 1.

У. - Здравствуйте, мои дорогие! Тема сегодняшнего урока “Русские народные инструменты”. На этом уроке мы обобщим знания о русских народных инструментах и познакомимся с историей их создания. И наш урок я хотела бы начать с песни о России.

2. Исполнение «Моя Россия» муз. Г. Струве, ст. Соловьевой Н.

Слайд № 2.

3. Объяснение нового материала.

Слайд № 3.

У. - Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки -

Уронили дудки.

Пролетели гуси -

Уронили гусли.

Их порою вешней нашли,

Не удивились.

Ну, а песня?

На Руси родились.

Г. Серебряков

У. - Русский народ очень любил исполнять песни «капелла» , то есть без музыки. Но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал.

Слайд № 4.

У. - А как это происходило, нам сейчас расскажет «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».

Давно это было. Жили-поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд № 5.

Жили они в небольшой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Слайд № 6.

Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

Слайд № 7.

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли, балалайка и домра.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой, жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». «А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и рубель.

Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим». «Ой!» - воскликнул рожок. «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд № 8.

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

Слайд № 9.

У. - Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

У. - Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на четыре группы.

Слайд №10.

У. - Струнные инструменты. Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты.

У. - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим, как они звучат.

Слайд № 11.

Маленькие деревянные пластинки,

способные и сыграть и распугать…

ТРЕЩОТКИ

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

Стучит, бренчит, звенит…

Что это?..

Этот инструмент состоит из небольших деревянных брусков полукруглой формы, одинаковой толщины, но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. Играют на нем специальными молоточками.

Заменял стиральную машинку и утюг…


Слайд № 12.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в..

Очень жалобно поёт,
Если дунете в неё,
Вы ее все знаете,
Сразу отгадаете…

Слышим звонкую мы трель, пастушок наш взял…

Это многоствольная флейта. Состоит из тростниковых дудочек разной длины, ничем не связанных между собой. Дудочки отличаются друг от друга по длине.

Слайд № 13.


Слайд № 14.

У. - Гармонь самый маленький ручной вид пневматического язычкового инструмента. Попала в Россию в 30 г. прошлого века. Баян вышел из многочисленной семьи гармошек. А сотворил его гармошечных дел мастер Петр Стерлигов. Да таким ловким, звучным получился инструмент, что пошел гулять по всей России.

У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты

вот для вас детвора музыкальная игра.

4. Игра «Оркестр» (физминутка).

1.Мы оркестр создавали
И лесных зверей позвали:
- Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!

2. Прискакали зайки,
Взяли балалайки.
Балалайки звонкие -
Музыканты ловкие.

3. Прилетели свиристели
Подарили нам свирели,
А свирели непростые,
Звуки льются золотые.

4. И упрямые бараны
Всё стучала в барабаны.
Их кудрявые овечки.
В бубны били на крылечке.

5. Даже маленькие мошки
Поиграли на гармошке,
Поиграли на гармошке
Для весёлого Антошки.

6. Косолапый мишка -
Наш лесной братишка.
Он играть-то не умел
Дирижировать хотел.

7. Ни кого не обижали,
Всех к себе мы приглашали.
Посмотрите-ка, на нас -
Наш оркестр - просто КЛАСС!

А теперь поиграем в игру «Кто самый внимательный». Сейчас вам будет представлен видеофрагмент из кинофильма. По сюжету вы окажетесь на свадебном пиру. А какой же пир без песен и плясок в сопровождении народных музыкальных инструментов? Какие музыкальные инструменты вы узнали, сможете назвать по окончании просмотра.

Слайд № 15.

(Дети называют музыкальные инструменты, которые увидели в кинофрагменте.)

У. – Молодцы, все были очень внимательными, но некоторые инструменты вы не смогли назвать. Это очень древние инструменты. В настоящее время мы можем увидеть их только в музее или на старинных гравюрах. Это крыловидные гусли и гудок.

Слайд № 16.

У. – А вот еще одна загадка:

Кто не вежливый такой

Повернулся к нам спиной?

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это… (ДИРИЖЕР)

Слайд № 17.

У. - Самый важный участник оркестра - дирижер. Оркестр исполняет музыку под его управлением. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Дирижер стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод, где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Слайд № 18.

У. - А теперь посмотрите на схему и увидите, какие места в оркестре занимают различные народные инструменты. Каких инструментов наибольшее количество?

Д. –Струнных.

У. – А почему?

Д. – Потому что у них очень тоненькие голоса и так лучше слышно их игру.

У. – В оркестре струнные инструменты живут целыми семействами. И каждый инструмент обладает своим уникальным голосом-тембром.

Слайд № 19.

У. - А сказка наша продолжается.

Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что все инструменты в оркестре разговаривают на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться!

5. Исполнение ритмической партитуры. Игра «Поиграем в оркестр»

Учащимся предлагаются шумовые инструменты.

У. - Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса.

(Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно).

У. - У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи. И давайте попробуем все эти партии проиграть.

Слайд № 20.

(Дети играют на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре).

У. – Ну как, ребята, понравилась вам моя сказка?

(Ответы детей).

У. - С каким оркестром мы сегодня познакомились?

Д. – С оркестром русских народных инструментов.У. - Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.

Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет. Сейчас каждый из вас может объясниться в любви к России. Давайте все вместе исполним песню «Росиночка-Россия»

6. Исполнение песни Е. Зарицкой «Росиночка-Россия».

Слайд № 21.

(Дети исполняют песню «Росиночка-Россия»).

7. Домашнее задание.

У. - Найдите на рисунке изображения инструментов русского народного оркестра и раскрасьте их.

Слайд № 22.

8. Подведение итогов:

У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о русских народных инструментах. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»


  • Презентацию подготовили преп. Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского:
  • Курносова Е.А.
  • Воробьева И.В.
  • Миронова И.И.
  • 22. 02. 2017г.

Первый оркестр русских народных инструментов

Это было более ста лет назад. Однажды в Петербурге к известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев и сказал, что хочет заказать музыкальный инструмент. Андреев показал нарисованный им чертеж инструмента, и скрипичный мастер страшно рассердился.


Оказывается, Андреев попросил уважаемого скрипичного мастера изготовить ему балалайку! Мастеру такое предложение показалось просто оскорбительным!

Но молодой человек настаивал и даже просил, чтобы балалайка была сделана из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, намереваясь изготовить из него благородный инструмент.



В.В.Андреев сконструировал

пять разновидностей балалаек: приму, секунду, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.




И домру для нас возродил тоже он - Василий Андреев. Совершенно случайно он отыскал всего один такой инструмент в Вятской губернии и не сразу понял, что это такое!



Чаще всего домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение.

Трехструнные домры – одна из главных групп инструментов в народном оркестре. В нее входят домры пикколо, малые, альтовые и басовые. Домра малая является ведущим инструментом оркестра. Домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение. Домре басовой чаще всего поручается исполнение гармонически выдержанных басовых звуков.



Василий Васильевич Андреев (1861-1918) осуществил мечту -

Сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.



Дальнейшее преобразование оркестра в многотембровый сопровождалось введением новых инструментов:

  • Гусли клавишные.
  • Оркестровые гармоники - в большинстве случаев используются современные баяны.
  • Духовые инструменты:
  • русского происхождения -
  • свирели, жалейки, волынки, кугиклы, владимирские рожки.
  • Европейские -
  • флейты, гобои, иногда включаются медные духовые.
  • Ударные инструменты:
  • русского происхождения -
  • бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п.
  • Европейские -
  • литавры, колокольчики и другие.









Духовые

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.


Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная. На ней играют как дуэтом, так и соло, исполняют в составе оркестра народные песни, танцы, наигрыши.


Свирель похожа на продольную флейту, состоящую из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины.

На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни.





Флейта - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла, иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.


Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент.


Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.



Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон).







Литавры

Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома. В оркестре обычно от двух до пяти литавр.


  • Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания.






Смоленский русский народный оркестр им. В.П. Дубровского....


Государственный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова.


Государственный ансамбль русской музыки и танца"Садко".

Ольга Попова
Музыкальные инструменты русского народного оркестра

Музыкальные инструменты русского народного оркестра .

Цель :

Расширить представление детей о музыке .

Приобщение детей к народной музыке , русским традициям .

Задачи :

1. Познакомить детей с оркестром русских народных инструментов , его составом.

2. Воспитывать любовь к народному искусству , к русским традициям

3. Развивать желание проявлять себя в различных видах деятельности; способствовать развитию инициативы и творческой активности.

Обзорная.

Появление музыкальных инструментов можно отнести к эпохе первобытного человека. А не была ли первым музыкальным инструментом палка , которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла? При этом он невольно сравнивал звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень.

С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах . В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта : пузырь с горохом – погремушкой; сухие дрова – ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой…

Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.

Народные музыкальные инструменты делятся на 3 группы :

Духовые – свистульки, свирели, жалейка, рожок, волынка и т. д.

Струнные – гусли, балалайка, домра.

Ударные – ложки, бубенцы, колокольчики, трещотка, кокошник,

рубель, коробочка, дрова и т. д.

- русский баян – инструмент в русском народном оркестре , который не относится ни к одной из групп. Но без баяна невозможно представить .

Объединим все эти музыкальные инструменты в единый музыкальный организм и получим – оркестр русских народных инструментов . Родителем русского народного оркестра по праву считается Василий Васильевич Андреев, создав его в середине

Ударные музыкальные инструменты .

Педагог : Как вы думаете, какой был первый музыкальный инструмент ? (ответы детей) .

Ритмичные удары ладоней создают своеобразный узорчатый рисунок неповторимой красоты. Вот он первый ударный инструмент ! А не была ли первым инструментом палка , которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла?

На Руси без исключения ударные называли «бряцанием» или «ударянием» . Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных инструментов . Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других инструментов .

Самый простой и распространенный инструмент . Обычно, в игре используются три ложки. (Педагог показывает приём игры) . Получается многозвучный ритмический рисунок. Наши расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувениров.

Бубенцы, колокольчики.

Педагог : Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? (ответы детей) .

Колокольчик представляет собой открытую к низу металлическую чашечку закреплённым к низу ударником (язычком) . Бубенчик же является полым шаром, в котором катается металлический шарик (иногда несколько, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато он звучит в любом положении. В старину колокольчики и бубенчики вешались под дугой удалой тройки.

Педагог : Как вы думаете, зачем подвешивались эти инструменты ?

Трещотка.

Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200Х60 мм. При использовании трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Держат трещотку на уровне груди или головы. Нередко её украшают цветными лентами, цветами и пр. В основном играют женщины, исполняя величальные песни на свадьбах.

Кокошник.

В прежние времена сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в неё, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, а честно трудится. Да и воров отпугивал.

Вот именно по принципу сторожевой колотушки устроен ударный народный инструмент кокошник . Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей. По нему ударяет привязанный к верху деревянный шар, извлекая звуки похожие на пулемётную дробь. В нижнюю часть вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент . Совершая кистью руки частые колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону. Редкие удары невозможны, шарик в этом случае «не слушается» .

Рубель, как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа . В прежние времена, когда утюга ещё не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто – то когда- -то случайно провёл по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков. Как видите, музыкальные инструменты , в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт.

Коробочка.

Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра . Это небольшой продолговатый, тщательно обструганный со всех сторон деревянный брусок с небольшой полостью. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.

Коробочкой имитируют стук каблучков в танцах, цоканье копыт.

Этот музыкальный инструмент желательно изготавливать из клёна, берёзы или ели. Материал должен быть очень сухим или твёрдым. Русский народный инструмент дрова сконструирован по принципу общеизвестного ксилофона. Звук извлекается молоточками.

Используемая литература :

1. Ю. А. Васильев, А. С. Широков «Рассказы о русских народных инструментах » М :. Советский композитор, 1986г.

2. «Энциклопедический словарь юного музыканта » . Издательство «Педагогика» , 1985г. Составители

В. В. Медушевский, О. О. Очаковская.

3. А. Клёнов «Там, где музыка живёт » . Издательство «Педагогика» ,1986г.






Гусли - струнный музыкальный инструмент в виде продолговатого плоского ящика с натянутыми струнами. Струны у старинных инструментов - латунные, а у более современных - стальные. Количество струн колеблется от 55 до 66. Звукоизвлечение производится путем защипывания струн пальцами обеих рук. Звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.


В 1914 г. появились так называемые "клавишные" гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи.










Ударные музыкальные инструменты Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.


Рубель Этот ударный инструмент ранее был предметом быта- служил гладильной доской. Рубель представляет собой доску с ребристой поверхностью и с резонаторной полостью. Проводя палочкой по разным частям поверхности инструмента (сбоку, посередине) и с разной силой, музыкант способен создавать богатую палитру звуков.


Трещотка - ударный инструмент, обладающий характерным трескучим звуком. Трещотка состоит из пластин, разделённых небольшими деревянными планками округлой формы, которые нанизываются на шнур. Держат трещотку перед собой, как гармошку и играют, сжимая и разжимая ладонями пластины.


Круговая трещотка - разновидность трещотки, состоящей из деревянной прямоугольной рамки, посаженной на ось, на которой закреплён зубчатый вал. На противоположной стороне рамки прикреплена упругая пластина, край которой цепляется за зубцы вала, производя сухой, трескучий звук..




Коробочка - представляет собой прямоугольный брусок звонкого, хорошо высушенного дерева. С одной стороны, ближе к верхней части бруска, выдолблена глубокая щель шириной около 1 см. На инструменте играют деревянными или пластиковыми палочками. В зависимости от размера коробочки, звук может быть выше или ниже.


Музыкальная поленница- ударный мелодический инструмент. Дрова изготавливаются из высушенных и выдержанных заготовок берёзы, ели, клёна. Играют на дровах деревянными ложками или специально сделанными деревянными молоточками. Звук у дров сухой и яркий, напоминающий звучание ксилофона.


Духовые музыкальные инструменты Жалейка - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд;


Рожок изготовляют из березы, клена или можжевельника. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке. Рожки имеют 6 игровых отверстий, из которых верхнее располагается на тыльной стороне.


Свирель - представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.






Волынка – представляет собой воздушный резервуар – мех(из шкуры вола), в который вставлена трубка для нагнетания воздуха, две-три басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.

Cлайд 1

Cлайд 2

Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления: струнные (домра, гусли, балалайка) пневматические язычковые (баян, гармошка) духовые (рожки, жалейка, свирель, кувиклы, варган) ударные (ложки, бубен, трещотки).

Cлайд 3

Струнные Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн.

Cлайд 4

Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. С музыкальной культурой духовенства связаны гусли – псалтырь (шлемовидные). Была распространена среди скоморохов, в XVII веке после указа Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожений суеверий” почти исчезают.

Cлайд 5

Cлайд 6

В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола постоянным 12-13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так называемые “клавишные” гусли. Они снабжены одноактавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают любой аккорд, а другой проводят по струнам плектором из твердой кожи.

Cлайд 7

Cлайд 8

Домра Термин “домбра” тюркского происхождения. Предком домры явился египетский инструмент “пандура”, проникший к нам через Персию, торговавшей с Закавказьем. В Европе она получила название “лютня”.

Cлайд 9

Лютня Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В древних записях домра фигурирует как атрибут скомороха. Само слово “скоморох” происходит от арабского “maskhora” - смех, насмешка. После гонений (1648) на скоморохов инструменты погрузили и свезли за Москву-реку и там сожгли.

Cлайд 10

Балалайка Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого. В 1715 г., при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка.

Cлайд 11

Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление которых состоялось в 1888г. в Петербурге. Затем сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.

Cлайд 12

Cлайд 13

Баян – это разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и назван в честь сказителя Бояна.

Cлайд 14

Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Саратовские имеют в конструкции колокольчики. Вятские кустари добавили ряд кнопок. Все перечисленные инструменты назывались – тальянки. Они на разжим и сжим издавали разные звуки.

Cлайд 15

В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны. Особенность их в том, что в левой клавиатуре нет готовых аккордов. Это расширяет музыкальные исполнительские возможности инструмента.

Cлайд 16

Духовые Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.

Cлайд 17

Первые письменные свидетельства о рожке появляются во II половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина, Гасри. Впервые рожок подробно исследован Н.Приваловым. В конце XIX в. Были успешные выступления хора рожечников под управлением Н.Кондратьева из Владимирской области. В настоящее время рожки вводятся в состав оркестра русских народных инструментов.

Cлайд 18

Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная.

Cлайд 19

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний конец надет раструб из бересты или из коровьего рога.

Cлайд 20

Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый. Поэтому некоторые исследователи связывают название инструмента с “желями” или “жалениями” - поминальным обрядом. Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек, вставленных в один общий раструб.

Cлайд 21

Свирель свирель похожа на продольную флейту, состоящий из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Cлайд 22

Н.И.Привалов закрепил название “свирель” за парной флейтой, так называли этот инструмент на Смоленщине. В первые годы ХХ века В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой.

Cлайд 23

Cлайд 24

Репродукция М.Врубеля “Пан” Здесь четко показан инструмент “флейта Пана”, на котором играл бог лесов Пан. Известна она в народе как кувиклы, которая представляет собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним.

Cлайд 25

Cлайд 26

Изготовляется из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы инструмента располагаются на одной линии.

Cлайд 27

Варган Варган – (от лат. “organism – музыкальный инструмент) древнейший музыкальный инструмент. История варгана уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником варгана был лук. Достаточно было согнуть лук и смертоносное оружие превращалось в музыкальный инструмент.

Cлайд 28

Традиции игры на варгане существовали вплоть до 30 годов ХХ века. Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за связи с шаманизмом.

Cлайд 29

Варган был распространен и в Европе, но к концу ХХ века искусство варганной игры потеряло свою актуальность. Это было вызвано тем, что в 1821 г. немецкий мастер Ф.Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал губную гармошку. Ну а когда губную гармошку снабдили мехами, миру предстал аккордеон и баян. В конце ХХ века интерес к варганной музыке стал расти, с возрождением этнических культур. Первый варганный фестиваль состоялся в 1984 г. в США.