Моро художник биография. Моро гюстав (moreau, gustave), биография, картины с описанием

Человек с классическим художественным образованием и огромными познаниями в области искусства, Гюстав Моро стал одним из лидеров символистов - течения, набравшего силу во второй половине XIX века. Символистов часто объединяют с декадентами, однако творчество Моро сложно отнести к какой-то конкретной ветви. Его картины используют исторические мотивы, классические цветовые сочетания и авангардные методы изображения.

По рождению Гюстав Моро был парижанином, где появился на свет в 1826 году в семействе, бывшем достаточно близким к искусству - его отец был архитектором. Будущий художник учился в парижской «Школе изящных искусств», а уже в 1849 году начал выставляться в Салоне. Его интересовали образцы исторической живописи и работы старых мастеров, поэтому он совершил несколько поездок в , где изучал сохранившиеся творения лучших мастеров эпохи Возрождения.

На его творчество оказали серьезное влияние мотивы, которые часто использовались в картинах известных художников прошлого - исторические, библейские, легендарные, сказочные, эпические. Отсюда мастер черпал идеи для своих будущих полотен с ярко выраженным мистическим началом, характерным для символизма. Однако, в отличие от классических мотивов картин, стиль изображения у него был совершенно передовым, в духе времени, с поисками особых эффектов и авторского почерка.

Творчество Моро было признано и по достоинству оценено его современниками. В 1868 году он становится председателем на художественном конкурсе, а в 1875 году его достижения в искусстве оказались отмеченным Орденом Почетного Легиона - высшей наградой, вручаемой за заслуги перед Французской Республикой.

Художник увлекался классическим искусством Древней Греции, очень любил восточную роскошь, богато украшенную утварь и посуду, редкое дорогое оружие, ткани и ковры. В своих полотнах на мистические, библейские и исторические мотивы он часто использовал эти предметы редкой красоты, восхищаясь их совершенством и прекрасной цветовой гаммой. Живопись мастера узнаваема и достаточно специфична, в ней используется множество ярких цветов, но каким-то чудом им удается не стать пестрым скопищем красок, а производить впечатление цельности и единства образа и его воплощения. Картины очень выразительны и поражают мастерским владением цветом. Даже хорошо известные мотивы из Библии трактуются им по-своему, очень индивидуально и нетривиально.

В 1888 году Гюстав Моро стал членом Академии искусств Франции, а в 1891 году начал преподавать в качестве профессора в «Школе изящных искусств» . Среди тех кого он обучал, есть такие известные мастера как , Одилон Редон, Жорж Руо и Гюстав Пьер. Считается, что живописные произведения Моро оказали очень сильное влияние на формирование фовизма и сюрреализма.

Через пять лет после смерти Гюстава Моро в 1898 году в его парижской мастерской был организован музей. Его произведения находятся во многих и мира, в том числе и в .

Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) (6 апреля 1826, Париж - 18 апреля 1898, Париж) - французский художник, представитель символизма.

Гюстав Моро родился в 1826 году в Париже в семье архитектора. Моро был учеником Теодора Шассерио в школе изящных искусств в Париже. В 1849 году Моро выставляет свои работы в Салоне. Во время двух путешествий в Италию (1841 г. и с 1857 г. по 1859 г.), он посетил Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, где Моро изучал искусство Ренессанса - шедевры Андреа Мантенья, Кривелли, Боттичелли и Леонардо да Винчи. В 1862 году у художника умирает отец. В 1868 году Моро назначают председателем жюри конкурса Гран-при де Роме. В 1875 году Гюстав Моро получает высшую награду Французской республики - Орден Почетного Легиона. В 1884 году умирает мать художника.

В 1888 году Моро был выбран в Академию изящных искусств, а в 1891 он стал профессором в школе изящных искусств в Париже, сменив на этом месте Делоне. К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон, Гюстав Пьер. В 1890 году умирает его спутница жизни Александрин.

Моро умер в 1898 году и был погребен на кладбище Монмартр. В его бывшем ателье в IX округе Парижа с 1903 года находится музей Гюстава Моро. Полотна Моро находятся также в Нойсе.

Его полотна, акварели и рисунки были посвящены в основном библейским, мистическим и фантастическим темам. Его живопись оказала огромное влияние на фовизм и сюрреализм. Моро был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческого искусства и любителем ориентальных предметов роскоши, шёлка, оружия, фарфора и ковров.

В 1860-1870-е годы, когда выступили импрессионисты, равнодушные к историческому, религиозному, литературному сюжету в живописи, на художественной сцене Франции появился один из самых загадочных художников XIX века, изобретатель фантастических сюжетов, изысканных, таинственно-мистических образов - Гюстав Моро.

Одна из самых известных его картин - «Явление» (1876, Париж, Музей Гюстава Моро) - написана на евангельский сюжет о танце Саломеи перед царем Иродом, в награду за который она потребовала голову Иоанна Крестителя. Из темного пространства зала перед Саломеей возникает видение окровавленной головы Иоанна Крестителя, источающей ослепительное сияние. Художник наделяет образ призрака тревожащей воображение убедительностью.

Моро получил хорошую профессиональную подготовку, учился у Пико, мастера классицистической ориентации, испытал влияние Делакруа и, особенно, Шассерио; два года провел в Италии, копируя старых мастеров, его привлекала живопись Карпаччо, Гоццоли, Мантеньи и других.

В Салоне 1864 была выставлена картина Моро «Эдип и Сфинкс» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Существо с лицом и грудью женщины, крыльями птицы и туловищем льва - Сфинкс - вцепилось в торс Эдипа; оба персонажа пребывают в странном оцепенении, словно гипнотизируя друг друга взглядом. Четкий рисунок, скульптурная лепка форм говорят об академической выучке.

Тематика Моро и в дальнейшем концентрируется вокруг мифологии разных культур - античной, христианской, восточной. Однако художник расцвечивает миф в соответствии с собственной фантазией: на картине «Орфей» (1865, Париж, Музей Орсэ) изображена молодая женщина, несущая на лире голову прекрасного певца, - по преданию, Орфей был растерзан вакханками.

Гибели поэта посвящено и полотно «Мертвый поэт и Кентавр» (ок. 1875, Париж, Музей Гюстава Моро). Искусство, поэзия, красота обречены на земле на гибель - возможно, такова его идея, однако содержание работ мастера многозначно, и зрителю предоставляется возможность самому догадываться о смысле произведений.

Изучая картины мастеров прошлого, Моро приходит к убеждению, что художник в своем творчестве должен следовать принципу «необходимого великолепия». «Обращайтесь к великим мастерам, - говорил Моро. - Они не учат нас создавать бедное искусство. Художники разных времен использовали в своих картинах все, что им было известно наиболее богатого, блистательного, редкостного, даже наиболее странного, все, что в их среде считалось роскошным, драгоценным… Какие наряды, какие короны, какие драгоценности… какие резные троны! …Великие и простодушные гении включают в свои композиции неведомую и нежную растительность, восхитительную и причудливую фауну, охапки цветов, гирлянды небывалых плодов и грациозных животных.»

С годами работы Моро становятся все более многоцветными, заполненными деталями, великолепными ювелирными украшениями, драгоценными тканями, превращающими порой полотна мастера в подобия прекрасных гобеленов или эмалей.

Но, в отличие от импрессионистов, писавших раздельным мазком, чистыми красками, Моро тщательно смешивает краски на палитре, добиваясь особого мерцающего сплава, амальгамы, где переливаются мазки пылающей алой киновари, синего кобальта, золотистой охры, голубого, зеленого, розового цвета ("Саломея, танцующая перед Иродом", 1876, Лос-Анджелес, частное собрание; "Единороги", ок. 1885, Париж, Музей Гюстава Моро; "Галатея", 1880-1881, Париж, частное собрание).

В своих произведениях Моро стремится воплотить идеи и мысли, находящиеся порой за пределами возможностей живописи - искусства пространственного, а не временного; он мечтает выразить в пластических образах невыразимое. Этим можно объяснить подробные комментарии, которыми художник сопровождает свои работы. Так, обращаясь к мифу о Юпитере и Семеле, Моро пишет: «В центре колоссальных воздушных сооружений… возвышается священный цветок, на темной лазури звездоносного свода - Божество… являет себя в великолепии; ...Семела, вдохнувшая ароматы, источаемые Божеством, преобразившаяся.., умирает, как пораженная молнией. …Восхождение к высшим сферам, …то есть земная смерть и апофеоз бессмертия».

Полотно «Юпитер и Семела» (1896, Париж, Музей Гюстава Моро) заполнено аллегорическими фигурами, символизирующими Смерть, Страдание, чудовищ Ночи, Эреба, Гения земной любви, Пана и т. д. Пространство заплетено фантастическими растениями, причудливыми архитектурными формами, скульптурными изваяниями. Кисть не поспевает за воображением и фантазией живописца, поэтому многие работы оставались незавершенными, а главное, зрителю, без словесной интерпретации самостоятельно трудно разобраться в этом нагромождении символов. Легенда о Семеле (умолившей Юпитера предстать перед ней во всем его грозном могуществе и погибшей, дав жизнь в миг смерти богу виноделия Дионису), превращается в некий мистический трактат.

Более удачны полотна Моро, не обремененные слишком сложными символическими понятиями и аллегориям - "Павлин, жалующийся Юноне" (1881), "Елена под стенами Трои" (ок. 1885, обе - Париж, Музей Гюстава Моро).

Некоторое время в начале XX века имя Моро пребывало в забвении, но затем у него появились пылкие пропагандисты и почитатели - сюрреалисты Андре Бретон, Сальватор Дали, Макс Эрнст. Кроме того Моро был хорошим педагогом, вырастившим целую плеяду известных живописцев XX столетия - Матисса, Руо, Марке, Мангена, которые уважали и ценили Моро как тонкого колориста, умного, всесторонне образованного человека. В 1898 году художник завещал свою мастерскую со всем, что в ней находилось, государству. Там был организован Музей Гюстава Моро, первым хранителем которого был Жорж Руо.

Вероника Стародубова

Гюстав Моро (Gustave Moreau 1826-1898) – французский художник-символист, чьё творчество бесчисленное количество раз называли странным. Но эту «странность» нужно рассматривать исключительно в положительном ключе: его полотна наполнены утончённым смыслом и новым, не привычным для зрителя подтекстом, который не так-то просто понять.

Характерной чертой Моро была искренняя и непоколебимая любовь к своему искусству, вера в его правильность и красоту. Он никогда не писал для масс и не стремился к тому, чтобы его поняла толпа. Художник ориентировался на незначительную часть зрителей, элиту общества, и сознательно не упрощал свои картины и их сюжеты. Пусть его понимали немногие – зато он сам был доволен тем, что изображал на холсте, был верен своим мыслям и придерживался своего стиля.

Одна из первых картин Моро, получивших известность, – «Эдип и Сфинкс» (1864). Особенным в ней кажется практически всё: и главные действующие персонажи, и остробокий, суровый пейзаж, и мрачное серое небо, затянутое тучами. Они кажутся такими же тяжелыми и ощутимыми, как горы, скалы и камни, изображенные на полотне. Зритель словно попадает в замкнутое пространство с ограниченным количеством воздуха: со всех сторон его окружают тучи и каменные громады.

Напряжённость атмосферы подчеркивают и главные герои. Сфинкс, существо с птичьими крыльями, туловищем льва и головой девушки, вцепился в Эдипа и когтями, и своим будто гипнотизирующим взглядом. Но лицо Эдипа не выражает никаких эмоций, он словно в полусне, застыл между мирами.

Моро писал и на библейские, и на мифические сюжеты. Женщины на его картинах чаще всего напоминают богинь: такие совершенство и красота вряд ли встречаются в действительности. Героини мастера всегда женственны, прекрасны, величественны… и нереальны. Но символизм не нуждался в объективности, и художники-символисты оставили возможность правдиво отображать мир представителям других направлений.

Очень часто Моро изображал чудесных неуловимых муз. На картине «Гесиод и муза» (1891) хрупкое, оторванное от земли создание выглядит так, как будто соткано из крошечных драгоценностей. Она легка и удивительна, её присутствие осчастливит любого творца, а без неё творчество словно блекнет. Но музу нельзя поймать и посадить на цепь – она своенравна и появляется тогда, когда захочет сама.



Гюстав Моро – художник, творчество которого «не привязано» к реальному времени. За сюжетами он отправлялся на сотни лет назад, где делал «пересадку» и ехал до «конечной» – до возвышенного и тонкого, поразительного и необъятного другого мира. Его персонажи - загадочны, полотна заставляют задуматься и всматриваться в каждую деталь. Он жил и работал согласно своим убеждениям, не оглядываясь на вкусы и предпочтения широкой публики.

Его можно назвать счастливым человеком – ведь он получил признание за то, что, по сути, делал для самого себя.

Что мы знаем о художниках 19 века? Громкие имена на слуху у всех, но есть и те, кто остался неизвестен миру. Каждый из них сделал вклад в искусство своими полотнами. Художник Гюстав Моро был одним из тех, кто вошел в число великих живописцев, он по праву занимает там свое место.

Юность

Французский символист родился в Париже в 19 веке. Он сразу понимал, кем хочет быть, а поэтому долгое время обучался в школе изящных искусств. Уже с юношества проявилась направленность в его произведениях: библейская. Он творил картины на таинственные темы, поэтому его работы до сих пор завораживают и несут в себе нечто секретное и мистическое.

После школы Гюстав Моро решает поступить в академию. Благодаря отцу он получил возможность пребывать в Лувре, когда ему нужно, и работать там, вдохновляясь шедеврами мировых гениев. В 1848 году Моро поучаствовал в конкурсе Гран-при. Обе попытки оказались неудачными, и живописец ушел из академии.

Чтобы вдохновляться, великие художники 19 века любили путешествовать в поисках музы. Моро отправлялся в Италию два раза. В это время он смог попасть во все самые прекрасные уголки этой страны: Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь. Помимо необычайно архитектуры того времени, здесь он изучал Ренессанс и знаменитых авторов того времени.

Работа с государством

Помимо того что Гюстав Моро, картины которого уже пользовались успехом, работал над своими шедеврами, он выполнял заказ государства. Его задачей было создать громадную копию полотна Карраччи. Творение понравилось всем, и ему сделали еще один заказ на копию картины, но Моро отказался, сказав, что желает, чтобы покупали его произведения, а не копии коллег. После такого заявления Гюставу заказали сотворить собственное полотно.

Новый этап творчества

Новый этап начался с покупки жилья. Отец очень любил сына, поэтому в 1852 году приобрел ему шикарный дом. Из окон виднелся вокзал Сен-Лазар, неподалеку шумела Моро сразу решил на одном из этажей создать личное творческое место и приступить к работе. Шикарный особняк помогал ему и вдохновлял. Гюстав жил в прекрасных условиях, выполняя заказы государства. Он понемногу стал вхож в круги знаменитых художников.

В этот период он узнал о беременности своей девушки, которая проживала в Риме. Живописец принял решение покинуть несчастную. С этим решением согласилась и его мама, она считала, что и свадьба, и маленький ребенок разрушат карьеру будущего великого живописца. Это затянулось на несколько лет. Сюда же приехали и родители Гюстава, решив сопровождать художника в его поездках. В Италии его вдохновляли Боттичелли, Леонардо да Винчи, Кривелли и другие великие художники. Поэтому домой он привез эскизы и готовые полотна, пропитанные итальянским колоритом.

Внезапная любовь и головокружительный успех

После возвращения столицу Франции Моро начинает работать в своем особняке, иногда навещает друзей. В один из таких вечеров он заговорил с гувернанткой Александрин Дюро. Внезапная легкая влюбленность перерастает в невероятную страсть, но чувства любовники скрывают.

Смерть отца в 1862-м тронула художника, и в своем горе он решил отдаться искусству и образованию. БТворения Моро пользуются спросом, и он становится популярным как в Париже, так и далеко за его пределами. В конце 60-х годов Гюстав стал главой жюри того самого Гран-при, в котором дважды потерпел поражение в юности. В середине 70-х годов живописец получил высшую награду Франции - Орден Почетного легиона.

Закат творчества

В 1884 году Гюстав лишился матери. Это трагическое событие не давало ему спокойно творить, и он полгода не мог плодотворно работать. Также о себе давал знать и возраст. Гюстав все чаще выезжает из Парижа, путешествует в другие страны в сопровождении любимой Александрин. Уже в 1888 году он стал членом Академии изящных искусств, а через 3 года занял пост профессора в Парижской школе искусства.

В начале 1890-х годов Александрин умирает, через пять лет Гюстав оканчивает свой исполинский труд «Юпитер и Семела» и решает организовать в своем доме музей. Умер художник в 1898 году, похоронен на кладбище Монмартр, где-то рядом почивает его возлюбленная Александрин Дюро.

Музей

Перед смертью Гюстав Моро, биография которого насыщенная и яркая, оставил городу в наследство свои произведения и имущество. Живописец сумел сохранить коллекцию своих полотен и эскизов, также собрал работы великих художников, скульпторов, редкую мебель и другие предметы 19 века.

Дом-музей Гюстава Моро ныне стал необычайно популярным местом в Париже. Хотя живописцу и не удалось претворить свои идеи в жизнь, парижская мэрия позаботилась о его наследии. Город создал необыкновенный дом-музей, в котором ныне находится самое полное собрание полотен

Этот «рай живописца» занял два этажа. На первом - все стены завешаны произведениями Моро. В помощь будущим ценителям искусства Гюстав сделал описания картин, в музее эти заметки перевели еще и на английский. Кроме того, среди готовых работ на мольбертах выставлены те, которые художник оставил неоконченными.

Второй этаж наполнен собранием картин других художников, также скульптурами, старинной мебелью - всем, что смог собрать Гюстав Моро самостоятельно. На данный момент пропуск в дом-музей стоит 6 евро для взрослых, а детям до 18 лет вход бесплатный.

Картины

Среди картин, которые оставил после себя живописец, есть известные всем и каждому. Одна из них - «Юпитер и Семела», написанная за два года до смерти художника. На полотне изображены аллегорические фигуры, которые несут определенное значение: Смерть, Страдание, Ночь и т. д.

Все пространство заполнено необычными растениями, фантастическими архитектурными решениями и скульптурными изваяниями. Очень важно и то, что все это обилие образов и фантазий художник комментирует, так как зрителю трудно самостоятельно определить всех персонажей. Сама же легенда о Семеле на полотне приобретает некий мистицизм и таинство.

Анализируя искусство Гюстава, становится понятно его стремление к «необходимому великолепию». Живописец утверждал, что нам следует обращать внимание на мастеров прошлого времени, которые не научат нас бедному искусству. Художники прошлого старались отображать на своих полотнах только самое богатое, редкостное и великолепное, что было в их времени. Наряды, которые они изображали в своих произведениях, драгоценности, предметы - все это перенял и Моро.

Еще одной популярной картиной Гюстава считается «Явление», которую он создал в 1876 году. Как и многие другие, она содержит религиозный сюжет, в данном случае - евангельский. На полотне идет речь о Саломее, которая танцует перед Иродом, за голову В это время перед Саломеей является голова Иоанна, создавая великолепное ослепительное сияние.