Мордовия история происхождения. Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

На вопрос Национальность мордвин.Какая у них внешность? заданный автором *Яна лучший ответ это мордатые наверно
Михаил Маркелов
Ученик
(208)
Как говорится "сила есть, а ум не нужен"..

Ответ от Клирос [гуру]
темные волосы, чаще карие глаза, встречаются также такие, со слегка монголойдной внешностью. плотное чаще всего телосложенние, небольшой рост, круглая форма черепа, широкие лица


Ответ от Александр Панюшкин [гуру]
Вполне славянская. У моей двоюродной сестры муж - мордвин, никаких вопросов нет по внешности. Да и какая разница?


Ответ от философия [гуру]
в основном как славяне... но немного азиатского как бы.... Они вообще фино-уйгурская группа насколько помню


Ответ от Евровидение [гуру]
Как и у всех русских почти. Скуластые, широколицые. Некоторые, вроде меня (тоже мордовец) , похожи на чеченцев.


Ответ от Пользователь удален [активный]
интересно что в древнем мире и раннем средневековье в поволжье, на оке, и во всём регионе обитали индоевропейцы, в том числе и славяне кажется, так что в любом случаи мордвины должны быть сильно похожи на славян


Ответ от Ўшкова Надежда [гуру]
Большинство мордвин являются представителями европеоидной расы. В то же время антропологический облик мордвы сильно дифференцирован у различных групп. Среди части мордвы-мокши распространён субуральский тип, характеризующийся относительной длинноголовостью и довольно высоким лицом в пределах уральской расы. Для большей части мордвы-эрзи характерен сурский тип атланто-балтийской расы, для которого характерны мезокефалия, относительно узкое лицо, но не столь высокое, как у скандинавского типа. У некоторых групп мордвы-эрзи и южной мордвы-мокши встречается северопонтийский тип центральноевропейской расы, характерный также для русских Поволжья. Этот тип характеризуется длиной тела средней или выше средней, преобладающей мезокефалией, узким лицом, довольно часто встречаются волнистые волосы. Такие антропологические характеристики сближают мордовское население с населением, оставившим Пьяноборскую археологическую культуру.
И. Н. Смирнов в конце XIX века описывал мордву следующим образом: мокша представляет большее разнообразие типов, чем эрзя; рядом с белокурыми и сероглазыми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты, с смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Рост обоих подразделений мордвы приблизительно одинаковый, но эрзяне, по-видимому, отличаются большею массивностью сложения (особенно женщины).


Ответ от Марина Сытная [активный]
вот вы глупые люди))


Ответ от Владислав Канашский [эксперт]
Русские и есть мордва, т. е. представители финно-угорских народов, которых сделали крепостными киевские князья. До Екатерины II назывались москвитянами, а после указа Екатерины - русскими (чьи). Славянских народов на территории России не было и нет, как нет у бывших крепостных русских своей Республики. .."В Московской части в улице Больших Пеньков (так называлась в старину Разъезжая ул,), в доме № 174, - публиковалось в 1802 г., -продаются муж с женою от 40-45 лет, доброго поведения, и молодая бурая лошадь". ссылка


Ответ от Егорова Татьяна [новичек]
Какая внешность- приятная во всем. 50/50 брюнеты и блондины иногда с вьющимися волосами. Лица широкие открытые. Цвет глаз приимущественно светлые. Телосложение крепкое, рост средний редко высокий.. Что бы по внешности определить национальность возможно только самой мордве. Мои личные наблюдения. Мокша в основном блондины.


Ответ от Horatio [гуру]
Европейская


Ответ от Майор [новичек]
не порите чушь.... учите историю генотип мордвы разный, есть эрзя.... светлокожие.... северные, с языком санскрита, мокша, с монголоидной внешностью, с тюркским наречьем, шокша... волгоград... практически татары, и каратаи.... из прикаспия.... отальные выводы делайте сами.... ПО ЭРЗЯНСКИ... мон карман ловномо.... я буду читать, санскрит.... мане кармас левто ме


Ответ от Наталья [активный]
Мордва- эрзя цвет волос от блондина до светлорусого, глаза голубые.


Ответ от ИРИНА [новичек]
Вот необразованные чушь всякая. Какая монголоидная внешность? Сами вы монголоиды. Почитайте что это такое. Это фино-венгры. Типажи разные от блондинов со светлыми глазами до брюнетов с карими глазами и темно карими со смуглым цветом (Южные) на севере более светлые. но и там и там встречаются такие. Если у самих славян широкая лицевая кость. Форма глаз бывает чуть заужена (север ветра, юг-солнце), от славян отличить сложно. На юге много славян с узким разрезом глаз, это пол-Украины той же. Какие чеченцы


Ответ от Милена мырочкина [новичек]
Знакомые (из Саранска приехали) говорят, что для мордвы характерны глаза с немного опущенными краями век, как бы нависающие что ли... Правда ли есть какая то особенность в глазах?


Ответ от Ѕ Х [гуру]
Мокша - каштановые и русые волосы, часто вьются, узкий или средний череп, скулы выделены, глаза карие, зеленые, голубые, часто веснушки. Эрзя - светлорусые, узкий или средний череп, скулы выделены, глаза от голубых до зеленых, нос прямой.
От русских среднеевропейской полосы практически не отличаются, не узнаете, пока сами не скажут, что не русские.
На фото - эрзя Валерий Борчин и мокша Александр Пудин

Мордва – коренные жители центральной части России. Под этим названием объединены 2 финно-угорских народа: эрзя и мокша. Большинство эрзян и мокшан живет на территории республики Мордовия. Значительная часть расселена по Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Московской, Ульяновской и Оренбургской областях, а также республиках Татарстан, Чувашии, Башкортостане. Несмотря на многочисленность (всего на территории РФ живет около 800 000) и богатое культурное прошлое, вопросы происхождения и самоопределения до сих пор вызывают споры.

История

Финно-угорские племена занимали территорию русской равнины уже с середины I тыс. до н.э. Первое письменное упоминание о народе Mordens (от древнеиранского — человек) встречается в записях Иордана, датируемых VI в н.э. К X в. несколько письменных источников упоминают о жившем на континента народе Arisu и стране Arsa. Этноним мокша появляется в XIII в. в записях фламандских путешественников как Moxel, При этом наравне с ним также упоминается еще один народ Merdas (Merdunis) и страна Мордия. Дальнейшие упоминания в документах свидетельствуют, что уже в I тыс. н.э. существовало разделение народов на мокшу и эрзю, а название мордва чаще всего применялось к более северным племенам эрзян.

После X века упоминания о мордовских народах появляются в древнерусских летописях. В XI в. обширные мордовские земли платили дань русским князьям медом. Распространение славян на территории занимаемые мордвой вызывало множество конфликтов и к XII в. их взаимоотношения достигли пика напряженности. Разногласия прекратились лишь во время татаро-монгольского нашествия. Мордва была насильно включена в состав орды. Тяжелый гнет заставил финно-угорские племена объединиться с русскими и дальнейшая борьба с захватчиками была совместной.

Окончательное вхождение мордвы в состав Руси произошло в результате казанского похода Ивана Грозного. Сближение народов повлияло на смешение культур и вызвало ассимиляцию той части мордовского населения, которая больше всего контактировала с русскими и татарами. Начавшееся в XVII – XVIII вв. движение по христианизации мокши и эрзян, а также заселение принадлежавшей им ранее территории, заставило многих представителей этой национальности покинуть родные земли и двинуться на северо-восток.

В ходе территориального деления в начале XX в. часть мордовских земель стала именоваться одноименным округом, затем областью, и лишь в 1934 г. республикой. При этом значительная часть территории, исконно принадлежавшей этносу, а также самих мокшан и эрзян осталась за пределами новой территориальной единицы. По оценкам этнографов лишь 1/3 от общей численности мордвы проживает в республике.

Религия и обычаи

До принятия христианства мордва исповедовала язычество и поклонялась силам природы. Материальное изображение идолов отсутствовало. Выделялся главный бог, ряд второстепенных божеств и духи. Особенно почитались умершие. В пантеоне богов и магических существ важное значение имело женское начало. Так, покровители земли (Мастор-ава), леса (Вирь-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варм-ава), дома (Куд-ава), огня (Толм-ава) уважительно именовались матерью. Несмотря на многие свидетельства существования на ранних этапах многоженства, женщина была равноправна с мужчиной.

Из-за позднего крещения многие языческие обычаи сохранились и смешались с ритуалами новой веры. Это прослеживается в праздновании Рождества, Пасхи и встрече весны. Некоторые элементы традиций выделяются при праздновании свадеб и ритуале похорон и поминок.

Древняя религия предполагала тесное существование мира живых и мертвых. При выборе нового кладбища первого покойника хоронили вертикально, нередко с посохом в руке. С момента похорон он считался старейшиной кладбища. По обычаю в руки покойников вкладывали незаконченное им дело – не допряденную шерсть, не доплетенные лапти и т.д.

Национальная одежда и внешность

При некотором сходстве национальная одежда мокши и эрзи имеет существенные различия. Так, эрзянка носила головной убор с рогообразным выступом и удлиненной полоской расшитой ткани. Одежда состояла из белой рубахи и вышитого кафтана, взрослые женщины носили специальный пояс (пулай), украшенный шерстяной бахромой, вышивкой и бисером. Обязательной была круглая нагрудная застежка (сюлгамо). Мокшанская одежда имело некоторое сходство с тюркским костюмом. Наряду с двурогим головным убором, нередко на голову повязывался платок в виде тюрбана. Пулай отсутствовал. Вместо кафтана было цветное платье. Сюлгамо имело другую форму. Также в наряд входили наколенники из шерсти. Обувью служили сапоги и лапти.

Существенны и внешние различия. Эрзя отличается более узким лицом. Волнистыми светлыми русыми волосами и серо-голубыми глазами. Среди мокши чаще встречаются темноглазые брюнеты с более широкими лицами.

Язык и письменность

Каждая из национальностей имеет свой язык, среди которых выделяются диалекты. Считается, что мокшанский язык имеет большее количество тюркских, а эрзянский — славянских корней.

Сведения о существовавшей своей письменности отсутствуют. Современный мордовский алфавит повторяет кириллицу. Народное творчество в основном носило устный характер и состояло из песен и сказок.

Примечания

  1. В религии мордва не имела посредников между миром людей и богами. Так как жрецы и храмы отсутствовали, общение происходило напрямую. Моления носили массовый характер и происходили на специальных полянах.
  2. Ранее кроме мокши и эрзи, существовали и иные финно-угорские народы, ассимилировавшие с русских населением: мурома, мещера и меря. По одной из теорий былинный богатырь Илья Муромец был по национальности мурома.
  3. Некоторые этнографы и языковеды склонны считать, что слова Москва и москали, произошли из мокшанского языка, так как до распространения славян на восток, живших в этой местности мокшан называли «моксалями».
  4. До XX в. эрзя и мокша не заключали между собой браков.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Мордва. «Я - Эрзя"», 2006


Общие сведения

МОРДВ‘А, - экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации, народ в России, коренное население Мордовии. Численность в России 1072,9 тыс. человек, в том числе в Мордовии 313,4 тыс. человек, в Башкирии (31,9 тыс. человек), Татарии (28,9 тыс. человек), Чувашии (18,7 тыс. человек), Самарской (116,5 тыс. человек), Пензенской (86,4 тыс. человек), Оренбургской (68,9 тыс. человек), Ульяновской (61,6 тыс. человек), Нижегородской (36,7 тыс. человек), Саратовской области (23,4 тыс. человек), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс. человек). Живут также в Казахстане (30 тыс. человек), на Украине (19,3 тыс. человек), в Узбекистане (11,9 тыс. человек). Общая численность 1150 тыс. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность мордвы, проживающих на территории России, составляет 845 тысяч человек. По данным переписи населения 2010 года, 744 237 человек в России назвали себя мордвой, в том числе мокшанами и эрзянами 49 624 и 84 407 человек соответственно. В самой Республике Мордовия 283,9 тыс. человек назвали себя мордвой, в том числе 47,4 тыс. и 79,0 тыс. - соответственно мокшей и эрзей. Причина в том, что многие представители старшего поколения привыкли к тому, что еще во время советского периода в графе национальность представителям мокшан и эрзян разрешалось указывать только именование «мордвин».

Мордва состоит из двух субэтносов - эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание). В Мордовии мокша расселена преимущественно в её западных и южных районах, эрзя - в восточных.

Выделяются и небольшие этнографические группы: теньгушевская Мордва, именуемая иногда "шокшей" (по селу Шокша), проживающая в основном в Теньгушевском районе Мордовии, и каратайская Мордва, именуемая иногда "каратаями" (по селу Мордовские Каратаи), в Камско-Устьинском районе Татарстана. Будучи эрзянской, теньгушевская группа Мордвы подверглась частичной ассимиляции со стороны мокши, а каратайская Мордва, которую одни исследователи считают мокшанской, другие - эрзянской, третьи - эрзя-мокшанской, оказалась под сильным влиянием татар.

Цикл аудиолекций «Народы России» — Мордва


Говорят на мокшанском и эрзянском языках финно-угорской группы уральской семьи. В эрзянском языке выделяются диалекты: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северо-западный (приалатырский), теньгушевский; в мокшанском - диалекты: центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея), северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея). Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно. Распространён также русский язык. Письменность на русской графической основе.

Верующие - православные. Мордва исповедует православие, лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций.

Для дохристианских верований мордвы характерен политеизм. Божества были женские (ава): Вирь-ава - божество леса, Ведь-ава - божество воды, Тол-ава - божество огня, Кудо-ава - божество дома и мужские (атя), они считались мужьями женщин-богинь - Вирь-атя, Ведь-атя, Тол-атя. Верховный бог именовался Шкай, или Нишке. Совершались моления богам, во время которых приносились жертвы. Моления устраивались также в начале важных хозяйственных работ - выгона скота, пахоты, сева. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы, многие традиционные верования до сих пор сохраняются.

Предки Мордвы - финно-угорские племена - населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во 2-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Этноним Мордва (Mordens) впервые упомянут в 6 веке. В процессе выделения эрзи и мокши (с 6-7 веков) большую роль сыграла территориальная обособленность древнемордовских племён Окско-Сурского междуречья и более южных, проживающих в верховьях рек Суры и Мокши.

На протяжении длительного времени Мордва контактировала с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, татарами) и Древней Русью. Этнической консолидации способствовали рыночные отношения и возникновение раннегосударственных объединений в 11-13 веках (видимо, летописная Пургасова волость и др.). Связи с русскими усилились после добровольного вхождения Мордвы в состав Русского государства в конце 15 века. К середине 18 века Мордва в основном была обращена в православие. Хотя Мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки язычества, часть из которых синкретизировалась с православием.

Основное традиционное занятие Мордвы - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.

В Мордовии была создана многоотраслевая промышленность, в сельском хозяйстве созданы крупные механизированные зерновые хозяйства, развито животноводство на промышленной основе. С 1990-х годов в сельском хозяйстве всё шире распространяются разные формы арендного подряда, фермерство.

Традиционные типы мордовских поселений в прошлом - деревни и сёла уличной планировки. Жилище - двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда - с западным вариантом южнорусской (см. в статье Русские). Для мордовской деревни характерно интенсивное обновление жилого фонда.

Важную роль в жизни мордовского села играла территориальная община, которая на основе обычного права регулировала многие стороны экономической, общественной и культурно-бытовой жизни. Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо - дом, атя - старик), родом руководил покштян (покш - большой, атя - старик). Каждые род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления, знак собственности - тавро.

Основа традиционного женского костюма Мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.

Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.

Для мордвы вплоть до начала XX были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек, затем стали преобладать малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.

До начала 20 века наряду с малой индивидуальной семьёй у Мордвы существовала большая неразделённая семья из 3-4 поколений потомков по мужской линии. В советское время распространилась малая семья. Между родственными семьями сохраняются традиционно близкие отношения; они совместно отмечают семейные праздники, оказывают взаимопомощь при строительстве дома, уборке урожая и др. Многочисленны межэтнические браки.

Традиционный свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.

Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за мужчину на 10-15 лет моложе ее. Традиционные мордовские имена создавались на основе слов, обозначающих те или иные черты характера или даже оттенки чувств.Паруш - от слова «паро» - хороший. Вечкас, Вечкан, Вечковат, Вечкенза - от слова «вечкемс» - любить. Учай, Учват, Учесь, Учан - от «учемс» - ждать.

Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.

В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

В 1990 в Саранске было учреждено культурно-просветительское общество "Масторава", ставящее своей задачей "самовыражение и реализацию воли народа".

Н.Ф. Мокшин, Т.П. Федянович

Очерки

От Видайкина до Чевтайкина

В письменных источниках энтоним «мордва» появляется рано. В VI веке готский историк Иордан писал о народе Восточной Европы Mordens. В Х веке византийский император Константин Порфирогенет упоминал страну Мордию (Mordia), которая была в десяти днях пути от Печенегии. В западноевропейских источниках средневековья мордва фигурирует под такими названиями, как Mordani, Merdium. В дневнерусских летописях мордвичи упоминаются уже в XII — XIII веках.Само же слово «мордва» происходит из ирано-скифских языков. В иранском языке mard значит мужчина. До XIII века мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила по Оке и Волге, а южная — по рубежу леса и степи. Эрзя заселяла северную часть этого региона, а мокша — южную. Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 году с падением Казанского ханства. Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 года, когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы — волости и сельсоветы. В 1928 году в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 году в автономную область, в 1934 году возникла Мордовская АССР, которая в 1991 была переименована в Республику Мордовия. Она расположена в бассейне рек Мокши и Суры на Восточно-Европейской равнине. Численность мордвы приближается к тремстам тысячам человек. Общая же численность мордвы в России — более 800 тысяч, а в мире — 1 миллион 150 тысяч человек.

Исторически так сложилось, что мордовский народ эволюционирует в виде двух групп: эрзя и мокша. В нынешней Мордовии эрзя проживает в основном в районах, расположенных к востоку от ее столицы — города Саранска, а мокша — к западу.Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский — три, на основе этих диалектов были созданы литературные языки. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, русский язык — родной. Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются XVII — XVIII веками. Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие. На втором месте по значимости находилось животноводство. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов, — охота, рыболовство, бортничество. Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделяются мокшанский и эрзянский комплекты одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. Поселения мордвы разнообразны.

Уже в русских летописях говорится о селах, погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах), с конца XIII — начала XIV века появляются города. Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка поселений — беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Различны были и размеры поселений — от 150—300 дворов в лесной зоне и до 1000 дворов в южных степных районах. Постройки в основном срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным — жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Для мордвы вплоть до начала XX были характерны большие патриархальные семьи численностью 30—40 человек, затем преобладающими становятся малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.

Крещение мордвы началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине XVIII века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду. Христианский бог получил у мордвы имя дохристианского верховного бога. Он стал называться: Ине Шкай (Оцю Шкай).

Имя появилось неспроста

Традиционные мордовские имена создавались на основе слов, обозначающих те или иные черты характера или даже оттенки чувств.Например, имена Вечкас, Вечкан, Вечковат, Вечкенза — производные от слова «вечкемс» (любить). Женских мордовских имен сохранилось мало. Причина такого перекоса в том, что официальная документация оформлялась царскими властями, как правило, на мужское население. Поэтому женские имена сохранились преимущественно в фольклоре: Сыржа, Мазярго, Пае, Атюта, Кастуша, Сеняша, Сюмерге, Цеца.Современные имена мордвы мало чем отличаются от русских и от общехристианских имен. Они берутся, как правило, из календарей, но подвергаются адаптации и начинают звучать по-мордовски. Например, Захар произносится как Закар, Николай — Миколь, Федор — Кведор, Мария — Маре.До сих пор не принято, чтобы муж и жена называли друг друга по имени. При обращении друг к другу супруги обычно используют местоимение «тон» (ты) или окликательное междометие «эй». Что же касается собственно фамилий, то мордве их давали русские священники-миссионеры, а также чиновники и помещики. В таких случаях бралось имя отца или его прозвище и по типу русских фамилий (с окончаниями на -ов, -ев, -ин, -кин, -он, -ков, -енков) образовывались новые. Вот список достаточно распространенных мордовских фамилий (в их основе преимущественно дохристианские имена): Валгаев, Видайкин, Кижеватов, Кургашкин, Кочемасов, Лемдясов, Нарваткин, Нуштайкин, Пиняев, Паракшин, Рангаев, Сурайкин, Сыресенков, Симдянов, Ченгаев, Чевтайкин.Расстояние от столицы Мордовии Саранска до Москвы по железной дороге — 642 километра. Примерно столько же, сколько от Петербурга до Москвы. И поезда, между прочим, ходят в оба конца.

О появлении древне-мордовских племен

На рубеже нашей эры (2000 лет назад) городецкая культура «переросла» в древне-мордовскую. Археологические сведения и фольклор дают очень скудные сведения о том, почему и как это происходило. Предположительно, в эти времена древне-мордовские племена существовали, будучи известными окружающим народам под одним из следующих имён: андрофаги, будины, йирки, фиссагеты. Вот как Геродот - "отец истории" - описывает их: «Андрофаги. «Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране».

«Будины - большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы... Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление... Будины - коренные жители страны - кочевники. Это - единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками... (примечание: уточнение лингвистов - не шишками, а белками, питающимися сосновыми шишками). Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы...»

Йирки «промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним».

«За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты - многочисленное и своеоб-разное племя. Живут они охотой... Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Название этих рек: Лик, Оар, Танаис и Сиргис».

У Геродота же историки находят описание скифо-персидской войны 512 года до нашей эры, войны, вызвавшей серьезные передвижения народов на север. Естественно, это передвижение затронуло и городецкие племена. Вряд ли они снялись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В истории городецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор. Он-то, видимо, и ускорил оформление древне-мордовской культуры.

События второй половины первого тысячелетия нашей эры способствовали установлению тесных контактов предков мордвы с южными сарматскими племенами. Наиболее частыми они были в I–IV веках нашей эры. Именно в это время получают широкое развитие торговые связи.

Основным продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты земледелия, в которых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же меняли предметы вооружения, изделия из металлов. Но кочевники были ненадежными торговыми партнерами. Нередко на смену торговому каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала сеча. Железные трехлопастные наконечники сарматских стрел довольно часто археологи находят на валах мордовских городищ в Нижнем Присурье.

Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов нашествием большой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые мордовские племена. На территории современного Большеигнатовского района неподалеку от села Андреевка археологи раскопали курган - захоронение вождя завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных воина. В ногах лежал связанный пленник или раб.

Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были ассимилированы древней мордвой и растворились в её среде. Борьба древней мордвы с южными пришельцами была поистине героической. Ведь последние стояли на более высокой ступени развития. Мордовские же племена в I-IV веках жили в условиях начинающегося разложения первобытно-общинных отношений.

В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе семьи обычно стоял кудатя. Род или несколько родов составляли поселение - веле. Занимали они в основном удобные, приречные места. Лишь к середине I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные сооружения.

Древняя мордва селилась в плодородных долинах рек Оки, среднего течения Волги, Цны, Мокши и Суры. Это был край с тучной, плодородной землей, богатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Всё это наложило отпечаток на хозяйство наших предков.

Главным занятием древней мордвы было земледелие. Сеяли ячмень, рожь, полбу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится позднее.

Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы. Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии.

Немалую роль в жизни древне-мордовских племен играли охота, рыбная ловля, бортничество - сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, рыба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.

И вот мирная жизнь прерывается нашествием. Вести борьбу с пришельцами трудно. Ведь постоянной военной дружины ещё нет, приходится и пахать, и учиться владеть оружием. И лишь к середине тысячелетия положение меняется. К этому времени происходят существенные сдвиги в жизни и быте древней мордвы. На смену родовой общине пришла соседская.

Наряду с городищами возникли открытые поселения. Сложилась постоянная боевая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало развиваться имущественное и социальное неравенство.

На этой ступени развития зафиксировали предков современной мордвы и иноземные авторы. В VI веке историк готских королей Иордан в своей книге под названием «О происхождении и деяниях готов», описывая племена Восточной Европы, назвал народ «морденс». Это было первое упоминание в письменных источниках о мордовском народе.

Мордва... Как возникло имя народа? Является ли оно самоназванием или же так называли наших предков соседние племена? В ирано-скифских языках существовало слово martiya, переводимое как мужчина, человек. Оно-то и легло в основу этнонима мордва. В русском же языке к основе «морд» присоединился суффикс «ва», имеющий оттенок собирательности, общности. Так и возникло имя народа, имя, существующее уже полторы тысячи лет.

В середине I тысячелетия нашей эры история древне-мордовских племен связана с передвижениями народов, которое известно под названием «великого переселения». В конце IV века сарматы были разбиты пришедшими с востока гуннами. Современник гуннского нашествия римский историк Аммиан Марцеллин писал о гуннах как о подвижном и неукротимом народе, пылающем «неудержимой страстью к похищению чужой собственности». Внезапность прихода гуннов усилила страх перед ними. Тот же Марцеллин оставил нам такую запись: «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает всё, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор».

А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные. А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные враги. Это ускорило процесс развития древне-мордовских племен, дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки подчинить мордовские племена в IV-VII веках проваливались, были безуспешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.

На рубеже VII-VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, и мордовские племена не смогли уже успешно противостоять натиску.

В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар. По свидетельству персидского автора X столетия, булгары - народ «отважный, воинственный и внушающий ужас. Их характер подобен характеру тюрок, живущих возле страны хазар». Булгары потеснили мордву. Оседая на Волге, они стали её восточными соседями. Одновременно аланское население Северного Кавказа, теснимое арабскими завоевателями, переселилось в верховье Северного Донца, Оскола и Дона, на пограничные с цнинской мордвой земли. Следом нахлынула новая кочевая волна - хазары.

Южные степи всегда были для мордовских племен источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые орды. Скифы, превратившие лесостепь Восточной Европы в поле охоты за рабами, сменились сарматами. Следом смерчем прошли неизвестные восточные конники-гунны. И далее век от века конные лавины булгар, алан... Столетия мордовские племена вели ожесточенные схватки со степью. И выходили победителями. О мордовские укрепленные городища и военные дружины раскалывались пускай частые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Но государственной организации могучего Хазарского каганата (VIII-X вв.) древние мордовские племена не смогли противостоять. Основная часть южной мордвы покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на запад и северо-запад. Оставшиеся были вынуждены платить дань.

Размеры хазарской дани с мордвы трудно установить. Возможно, она была такой же, как и со славянских племен - по серебряной монете и белке с дыма, возможно, гораздо большей. Однако достоверно известно, что она не была чётко определенной, поскольку сами хазары не знали численности мордовского населения. Не случайно хазарский каган Иосиф в письме сановнику при дворе кордовского халифа Абд-ал-Рахмана III Хасдаю Ибн-Шафруту, написанном не позднее осени 961 года, говорил следующее о народах Среднего Поволжья: «Их девять народов, которые не поддаются точному распознаванию и которым нет числа».

В период хазарского владычества у мордовских племен начинает исчезать военная дружина. В южно-мордовских могильниках V-VII веков археологи в каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в могильниках периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары не позволяли местному населению создавать боевые дружины. Они обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность грабежа покоренного населения.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры, в результате внутреннего развития и внешнего давления произошло разделение единого древне-мордовского племени.

В X веке хазарский каган Иосиф в одном из своих посланий упомянул народ «арису». Это было первое письменное упоминание об эрзе. Следом об эрзянах («арджанах») сообщал летописец монголов Рашид-ад-Дин, позднее писал о них ногайский князь Юсуф.

Первое упоминание о мокше встречается позднее, оно обнаружено в записках фламандского путешественника Гильома Рубрука. О мокше пишут Рашид-ад-Дин, венецианец Иосафат Барбаро. Встречается этноним в форме «мухшы» позднее и на булгаро-татарских могильных камнях.

Эти этнонимы индоевропейского происхождения. Эрзя восходит в своей основе к иранскому слову arsan, что переводится как мужчина, герой, а мокша по происхождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индо-европейскому населению Среднего Поволжья, обитавшему здесь отдельными группами еще до расселения финно-угров.

К концу I – началу II тысячелетия нашей эры различия между мокшей и эрзей стали весьма существенными. Главной отличительной особенностью явились различия в погребальном обряде. Северная группа, эрзянская, хоронила своих покойников головой на север, реже на северо-запад. Для южной, мокшанской, группы могильников, наоборот, характерна южная и юго-западная ориентировка погребений.

Борьба с хазарским владычеством, конечно, велась. Однако, слишком неравными были силы. Обстановка меняется в X веке. Каганат начинают раздирать внутренние смуты, сотрясать удары внешних врагов - печенегов и русских князей. Последний удар нанёс Хазарии киевский князь Святослав, который, как сообщает нам русский летописец, «легко ходил в походах, как пардус, и много воевал».

В 964 году его дружина появилась на берегах Оки и Волги. Здесь Святослав провёл целый год, готовя прочный тыл для своего похода в сердце хазарской державы - Итиль. По сведениям арабского автора Ибн-Хаукаля за это время он нейтрализовал союзников хазар на Средней Волге. В 965 году русские дружины спустились вниз по Волге и взяли Итиль и другие хазарские крепости: Семендер на Тереке и Саркел на Дону.

Арабский географ Ибн-Хаукаль писал о последствиях похода Святослава: «Теперь не осталось и следа ни от Булгара, ни от буртасов, ни от хазар, потому что Русь уничтожила всех их, отобрала от них и присоединила к себе их край, а те, кто спасся... разбежались по окрестным местам в надежде договориться с Русью и стать под её власть».

Крушение хазарской державы привело к освобождению народов, плативших дань хазарам. Возможность свободного развития получают и мордовские племена. Они начинают залечивать раны, нанесенные в ходе неравной борьбы.

По материалам мордовских ученых Н. Мокшина, В. Абрамова, В. Юрченкова

Рассказать друзьям

1. История

Этноним мордва — один из древнейших в Восточной Европе. Впервые он упоминается в VI веке, в труде византийского историка Иордана «Гетика» в форме "морденс". В X веке византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. А в следующем столетии русские летописи начинают упоминать о мордве.

Слово мордва - древнерусское. В своей основе оно восходит к скифо-иранскому мард — мужчина). Этот филологический факт свидетельствует о том, что мордва с древнейших времен очень тесно сблизилась с индоевропейскими народами, в частности со скифами и сарматами. А частица -ва носит оттенок собирательности, как и в других древнерусских этнонимах: литва, татарва.
Сами мордвины - угро-финны по происхождению - называют себя мордвой обычно при контактах с другими народами. Общаясь между собой, они применяют самоназвания эрзя и мокша. Это два крупных субэтноса, на которые делится мордовский народ (есть и другие, более мелкие). В количественном отношении эрзя примерно в два раза превосходит мокшу.

Вхождение мордвы в состав русских земель началось еще в XI-XII веках. Незадолго перед монгольским нашествием на эрзянских землях образовалось протогосударство, именуемого в русских летописях «Пургасовой волостью», так как во главе ее стоял князь Пургас. Одно время он с успехом соперничал с нижегородцами, но в конце концов был разгромлен ими.
Присоединение мордовских земель к России завершилось в 1552 году с падением Казанского ханства.

Созданием национальной государственности у мордвы озаботилась Советская власть. В 1930 году была образована Мордовская автономная область, спустя четыре года преобразованная в Мордовскую автономную республику, которая с 1991 года носит именование Республика Мордовия.
Сегодня мордва - крупнейший финноязычный этнос Российской Федерации, даже несмотря на то, что за последние десятилетия его численность сократилась с 1.100.000 до 840.000 человек.
В связи с этим венгерские учёные пришли к выводу, что в течение следующего тысячелетия мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще. Будем надеяться, однако, что это страшилка не сбудется.

2. Религия, культура, обычаи

Среди мордвы распространено двойственное этническое самосознание. Мордвин считает себя, с одной стороны, принадлежащим к «мордовскому народу», а с другой — к одному из двух крупнейших субэтносов - мокше или эрзе.

Мокша

Они различаются даже внешне: если эрзя выглядят как европеоиды, то у мокшан ярко выражены монголоидные черты.
Русские этнографы конца 19 века отмечали, что по характеру эрзя и мокша резко различаются между собой. Эрзя на землю и хозяйство смотрит как на святыню, дорожит ими. Они очень чистоплотны и опрятны. Стол, скамьи, лавки в эрзянском доме всегда тщательно вымыты, пол старательно выметен, каравай хлеба и солонка покрыты чистою скатертью.

Мокшане же в то время слыли чуть не за диких людей - неряшливых и мало способных к прогрессивным формам земледелия и ремесел.
Традиционная мордовская пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб, выпеченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, которые выпекаются очень толстыми, пироги с различной начинкой.
На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог — лукш из кислого ржаного теста с начинкой из 10—12 слоев, а также пироги «груди молодушки» с начинкой из творога.
В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Божества в мужском образе считались их мужьями.
Ничего доброго от своих идолов мордва не ждала. Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не задобрить их молениями и жертвоприношениями.

Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях остатки язычества, вплоть до того, что имя верховного божества языческого пантеона - Шкай, или Нишке - перенесено на христианского бога.