Монополия.

Настольное развлечение для всей семьи, популярное уже долгие десятилетия – это классическая Монополия (Monopoly) . Игра, которая является не просто забавой, но и экономической стратегией: необходимо быстро рассуждать и тщательно обдумывать каждый шаг, а не просто уповать на удачу. В ней важен рациональный подход и умение продумывать наперед. Она обрела свою популярность еще в прошлом веке, став известной в разных уголках света: в том числе и в СССР, добравшись до нас в конце 80-х.

Она станет отличным подарком на день рождения, день защитника отечества или новый год.

– настольное развлечение, в которое играет более полумиллиарда людей, и это число растет каждый день. Но чем эта игра заслужила такую бешеную популярность, продаваемость и преданность? Monopoly, логотип которой представляет из себя усатого богача в цилиндре, любима людьми разных возрастов из-за своих особенностей. О них следует рассказать подробнее.

Уровень сложности: Средний

Количество игроков: 2-6

Развивает навыки: Сообразительность, Коммуникабильность, Планирование

О настольной игре Монополия

Настольная игра Монополия была создана американцем Чарльзом Дэрроу больше 80-ти лет назад. Крупная компания отказалась выпускать его проект, поэтому он своими силами выпустил и продал несколько тысяч экземпляров. Игру вскоре приметили, и продажи стали просто огромными, сделав его невероятно богатым человеком.

Но что же такое Монополия? В ней вы покупаете, арендуете и продаете собственность, стараясь обогатиться, обставив конкурентов. Рассчитана она на двух и более игроков: битва будет продолжаться, пока не останется только один не обанкротившийся счастливчик. В неё действительно увлекательно играть всей семьей – правила классической версии рассчитаны на возраст от 8 лет и старше, не говоря об упрощенных видах, разработанных специально для детей младшего возраста. Но в карточной Монополии есть множество тонкостей и условий, о которых следует знать, чтобы получить истинное удовольствие от игрового процесса. Поэтому так важно предварительно посмотреть описание игры Monopoly.

Описание игры

В классическом варианте необходимо наличие 2-6 игроков: каждый должен обладать собственной фишкой. Правила игры Монополия следует подробно изучить перед началом: посмотреть значения различных квадратов, по которым участники передвигаются в зависимости от значения числа, выпавшего на кубике. Экономическая настольная игра завязана на выгодной купле и продаже недвижимости, в которую вкладываются имеющиеся у участников средства. Вначале каждому дается одинаковая сумма, поэтому первое время возможности у всех равны. Деньги для игры в Монополию служат не только для купли-продажи недвижимости, но и для выплаты налогов или аренды в случае, если игрок попал на территорию конкурента.

Но, хоть от действий игрока зависит многое, удача сильно влияет на дальнейший ход событий: бросок кубика во многом определяет, обогатится ли он или потерпит фиаско. Поле игры Монополия представляет собой ячейки, на которых расположена различная собственность с указанной стоимостью, секторы «», «Тюрьма » и другие. Монополия и ее правила могут показаться сложными даже для взрослых, но после прочтения деталей и получения практического опыта, все становится предельно ясно.

Подготовка к игре

Количество игроков влияет на количество фишек на поле: каждый должен выбрать себе одну и поставить ее на старт. Также необходимо определить среди участников банкира , на плечи которого лягут аукционы, слежка за средствами банка и, в особых случаях, «печать денег». Из банка игроки получают зарплату и премии, он же взыскивает с них налоги и штрафы. С его помощью в Монополии осуществляется торговля собственностью. Далее перетасованные карточки «» и «Общественная казна » выкладываются на соответствующие участки игрового поля. Основные приготовления к игре завершены: далее необходимо изучить правила, чтобы приятно провести время со своими друзьями.

Активы, банк, хоумрулы, тюрьма, рента, бесплатная стоянка, карточка "Шанс", отели и дома... Догадываетесь, в какой игре мирно сосуществуют все эти понятия? Конечно же речь идет о знаменитой Монополии! Она появилась в Соединенных Штатах в разгар Великой депрессии и всего лишь за год обрела немыслимую популярность. Люди, которые в жизни с трудом находили себе еду, с удовольствием перевоплощались в искусных банкиров и умелых бизнесменов в игре, погружаясь в квадратное поле Монополии с ее фишками и карточками. На пару-тройку часов они наконец-то могли забыть о трудностях и невзгодах, которыми наградило их это сложное время. Возможно, именно поэтому изобретение Чарльза Дэрроу (который во времена депрессии зарабатывал на выгуле собак), так полюбилось в Америке.

А еще Монополия чрезвычайно интересна! Это экономическая стратегия, рассчитанная на 2-х и более человек, цель которой обанкротить соперников и стать полноправным монополистом. Для этого участникам дается одинаковый стартовый капитал и равные возможности на старте. Чтобы добиться успеха, нужно рационально тратить и планировать свой бюджет, платить ренту и зарабатывать на ней, взаимодействовать с банком. И конечно же — иногда повиноваться воле судьбы, т.к. на игровом поле участников подстерегает несколько квадратов «Шанс» и «Розыгрыш», которые могут в корне изменить ход игры.

Сейчас в Монополию играют по всему свету, а число ее любителей перевалило за полмиллиарда человек. Даже ежегодно проводятся мировые чемпионаты с внушительными призовыми фондами, в которых может поучаствовать любой желающий. Популярность игры Монополия на самом деле впечатляет. Но если вы и ваши дети уже «наигрались» в нее и хотите попробовать что-то новенькое — обратите внимание на другие, не менее интересные варианты, по своей специфике напоминающие известную стратегию. В этой статье мы хотим познакомить вас с несколькими из них.

Либертекс

Итак, Монополия — игра на деньги. И в ней эти деньги можно заработать, проявив себя в организации бизнеса. Играя в Монополию, многие уверены, что при наличии хорошего стартового капитала в реальной жизни, они бы без проблем стали успешными бизнесменами. Но не стоит так доверять реалиям игры, ведь и стартовые деньги в ней ненастоящие, и действия во многом обусловлены кубикам. В Либертеке все как в реальности. Игровое поле — распорядок на месяц. Можно ежедневно работать, адски уставать, но прилично зарабатывать. А можно использовать каждую минутку времени с умом — искать возможности для реализации своих идей и использовать каждую из них.

Это что-то наподобие персонального лайф-менеджера, который помогает найти гармонию между человеческими и финансовыми возможностями. Сначала придется достаточно много считать, но очень быстро счет превратится в веселую забаву. Достигайте финансовой независимости в игре Либертекс и учитесь контролировать свои доходы и расходы. Огромный плюс в том, что новые издания появляются в продаже каждые 2-3 года и содержат реальные цены, курсы валют и т.д.

Антимонополия

Что может быть больше похоже на Монополию, чем Антимонополия? Она очень напоминает свою предшественницу, только здесь можно стремиться не только к роли монополиста, но и к роли конкурента. Первый — планирует, думает на будущее, запасается терпением и выжидает. А второй — может действовать сразу, на свой страх и риск. Конкуренты делают эту игру более динамичной и захватывающей, но его задача всегда сложнее, чем монополиста. Ведь ему предстоит быстро разбогатеть, при этом не позволив «подняться» противнику.

Сабурбия

Это прототип идеального мегаполиса, строителями которого являются участники игры. Здесь не придется зарабатывать деньги, зато можно вовсю оторваться в вопросах градостроительства. Игра начинается с крохотного спального и жилого районов города, которые растут и развиваются вместе с мегаполисом. Игроки станут новоиспеченными сити-менеджерами и будут застраивать любимый город, превращая его в самое идеальное место на планете.

7 чудес света

И вновь строительство. Только уже во времена древних цивилизаций. В ее начале игрокам дается только один маленький городок, в котором уже подготовлена площадка для возведения чуда света. Остается лишь выбрать стратегию развития и воплотить ее в жизнь, и очень скоро на месте крошечного городишки будет красоваться огромный мегаполис. Причем то, каким он станет, полностью зависит от стратегии. К примеру, если на начальном этапе игры построить театр, то в следующей эпохе за него дается бесплатная статуя, а затем и шикарный сад, который в противном случае пришлось возводить на собственные ресурсы.

Зоолоретто

Не стоит забывать и про младшее поколение, ведь существуют и настольные детские игры , похожие на Монополию. Например, Зоолоретто — красивейшая семейная игра, в которой юные предприниматели 7 лет и старше могут стать владельцами своих собственных зоопарков с тремя вольерами. Изначальные условия у всех равны, а победителем становится тот, кто сделает самый лучший зоопарк. Для этого предстоит покупать и ремонтировать вольеры, принимать потомство от жителей зоопарка, содержать магазины развлечений и т.д.

Мачи Коро

В компактной картонной коробке умещает колоду из 190 карт, 60 монет и два шестигранных кубика с правилами. Все это окунет компанию из 2-5 человек в уютный мир Японии, где каждому игроку предстоит примерить на себя роль мэра маленького городка. А каждый управленец должен любить свой город и трудиться только в его благо. Поэтому задача игроков — добиться в нем процветания и мира. Для этого, естественно, предстоит строить! Обычные жилые здания, достопримечательности и зеленые зоны. Тот, кто успеет добиться процветания своего города быстрее всех — победит.

Конечно о Монополии можно складывать легенды — настолько популярной и востребованной она является до сих пор, хотя с момента ее создания прошло больше 80 лет! Но даже эта малая часть всего интересного способна затмить известную экономическую стратегию. Возможно, какая-то из этих игр втянет вас даже больше, чем вы ожидаете. Осталось только сыграть в них!

Как выбрать Монополию?

Монополия - это настольная игра с полем и карточками, которая получила огромное распространение на всей территории бывшего СССР и по всему миру. Более 250 миллионов копий игры было продано по состоянию на 2013 год. В настоящее время рынок предлагает огромное количество вариантов Монополии, большая часть из которых выпускается компанией Hasbro, которая является официальным издателем игры по всему миру.

Если вы посетите достаточно большой магазин игр, например, интернет-магазин сайт, то найдете несколько видов монополии, в которые можно поиграть. На вопрос о том, как выбрать монополию, можно ответить только после изучения ключевых особенностей той или иной игры. Начнем по порядку.

Классическая монополия

Классическая монополия представлена карточками, которые не менялись в течение долгого времени. Если вы хотите поиграть в монополию, которую помните с детства, этот вариант подойдет идеально. Конечно, у игры поменялось оформление и некоторые карточки, но суть и дух Монополии остался прежним. Какую монополию выбрать для первого раза? Конечно, классическую.

Дорожная Монополия

Название, пожалуй, говорит само за себя, предлагая всем любителям долгих путешествий на автобусе, в поезде или на своем авто скоротать время в дороге. Дорожная монополия помещается в небольшую коробку и не требует большого стола для игры. Карточная игра скрасит ожидание в аэропорту, на вокзале и в любом другом месте. Вы сможете играть в свою любимую Монополию где угодно и когда удобно.

Монополия империя

Еще один вариант классической монополии, где вместо названий улиц расположены названия брендов. Измененные правила игры, дополнительные карточки шанса сделают игру еще увлекательнее и интереснее. Благодаря расширенному геймплею и новым возможностям, игра будет интересна, как поклонникам классической версии, так и всем новым игрокам.

Монополия миллионер

Все еще думаете, какую монополию выбрать? Просто купить Монополию миллионер и получите настоящее удовольствие от игры с друзьями, близкими или родными. Монополия Миллионер поможет Вам почувствовать себя настоящим миллионером и поиграть в новый вариант давно любимой игры.

Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю) - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.

Монополия характеризуется:

1. одной фирмой;

2. уникальностью продукции, которая не имеет заменителей;

3. практически непреодолимыми барьерами на вход;

4. несколько ограниченным доступом к информации;

5. обычный, иногда полный контроль над ценами.

Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части дохода продавца.

Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает исключительно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим вооружениям).

Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции навязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.

Двусторонняя монополия – это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников (купли-продажи труда). В качестве примера можно назвать столкновение профсоюза авиадиспетчеров с национальной авиационной компанией.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы,нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек.

Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там и тогда, где и когдавелики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании - в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения - закрепляют свое мо­нопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), "Сони" и т. д.

Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример - история водочной монополии в России).

Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

Однако в настоящее время жесткие (до динамита включительно) действия монополий, как и "нечестная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах развитой рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.

Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией . Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.

Виды монополий:

Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Естественная монополия . Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии , образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

1. патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;

3. торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии . Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

1. создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

2. ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3. создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

4. применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

5. "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - артель, синдикат, трест и концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

На данный момент представляет собой сложную систему, в которой манипулируют такими понятиями, как совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Последние два являются противоположными, представляя собой крайние случаи. А более реалистичными моделями на данный момент являются монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Следует рассмотреть каждое из этих явлений по отдельности.

Монополия

В данном случае численное распределение участников на стороне предложения и спроста является таковым, что на одного продавца приходится много покупателей. Понятие отрасли и одной фирмы полностью совпадает. Для новых компаний доступ к рынку полностью блокирован. Продавец устанавливает фиксированную цену на свои товары и услуги. Конкуренция почти отсутствует, за счет чего реклама практически не используется. В данном случае монополия и олигополия имеют очень мало общего. Следует рассмотреть остальные отличия.

Олигополия

Характерными чертами данной рыночной структуры являются следующие. Участники на стороне предложения и спроса в данном случае распределены вполне конкретным образом: речь идет о нескольких продавцах и множестве покупателей. Фирмам отводятся существенные доли рынка. Доступ к рынку для новых организаций заметно затруднен. Продавцы взаимно зависят друг от друга, поэтому и цены устанавливаются в соответствии с определенными правилами. Конкуренция в данном случае заметна довольно сильная, что отражается на высоком качестве и количестве рекламы. И в этом состоит заметное отличие, которым характеризуется олигополия и монополия.

Монополистическая конкуренция

Эта рыночная модель отличается от остальных по всем статьям. Участники рынка в такой ситуации распределены так: много продавцов предлагает свои товары или услуги множеству потребителей, то есть отдельным фирмам отведены малые доли рынка. Для новых компаний доступ к рынку полностью открыт, однако имеющиеся предпочтения потребителей могут стать препятствием для внедрения чего-то нового. Продавцы нацелены на индивидуальность продукции, что позволяет им производить широкие маневры с ценами. Если говорить о конкуренции, то тут она сильнее всего, благодаря чему и реклама представлена в больших объемах, но продавцы конкурируют и по ценам, предоставляя более привлекательные условия для потребителей.

Видно, что монополия и олигополия – это не такие уж разные структуры, ведь последняя стремится переродиться в первую. А монополистическая конкуренция устремлена в сторону того, чтобы превратиться в совершенную конкуренцию. Теперь можно более детально рассмотреть такие понятия, как конкуренция, чистая конкуренция, монополия, олигополия. Начать стоит с крайних проявлений.

Суть олигополии

Под олигополией подразумевается рыночная структура, при которой спрос большинства покупателей в отрасли удовлетворяется незначительным количеством производителей. Существует понятие, полностью противоположное олигополии – олигопсония. Под ним подразумевается, что малое количество покупателей имеют дело с большим количеством производителей и продавцов.

Эффективность олигополии

Если говорить о том, является ли олигополия эффективной рыночной структурой, то на эту тему имеется две точки зрения, говорящие о ее экономических последствиях.

Традиционный взгляд говорит о том, что ее действия аналогичны монополии, что приводит к результатам, аналогичным чистой монополии. При этом в условиях олигополии имеется внешняя видимость конкуренции между рядом независимых фирм. Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта говорит о том, что олигополия является двигателем научно-технического прогресса, благодаря чему появляется улучшенная продукция при понижении цен и высоком уровне производства и занятости, чем в той ситуации, когда характер организации отрасли отличен.

Характерные черты

Характерными чертами олигополии можно назвать такие варианты:

  • В отрасли представлено малое количество фирм. Чаще всего при такой структуре рынка имеется от двух до десяти крупных организаций, которые осуществляют более половины всех продаж определенного продукта.
  • Продукция, представленная на рынке, может быть дифференцированной или стандартизированной. Если говорить о последнем, то такими примерами могут стать рынки свинца, алюминия. Олигополистические рынки с товарами из первой категории – это рынки сигарет, пива, автомобилей, жевательных резинок и прочего.
  • Если рассматривается олигополия и монополия, то тут стоит отметить, что для новых фирм вход на рынок либо существенно затруднен, либо он совершено невозможен. Чаще всего имеется определенный барьер для входа на рынок, который схож с тем, что соответствует входу на рынок чистой монополии: все ключевые виды сырья находятся под контролем, у каждого представителя имеются патенты, есть эффект масштаба и прочие не менее важные моменты.
  • Фирмы-олигополисты сильно зависимы друг от друга, поэтому их поведение на рынке выстраивается в соответствии с определенной стратегией. Под стратегическим поведением фирмы можно понимать, что при изменении своих цен, количества или качества товара, действия обязательно просчитываются так, чтобы учесть все ответные действия конкурентов. Так как вариантов ответов может быть много, то нельзя говорить о существовании единой теории олигополии. Если проводить анализ таких явления, как монополия и олигополия, то не лишним будет применить теорию игр.

Концентрация рынка

Существует индекс Херфиндаля, предназначенный для оценки концентрации рынка. Вычисляется он следующим образом: Н = S1+S2+S3+ …. Sn, где S1 представляет собой долю рынка фирмы, которая обеспечивает максимальный объем поставки продукции; S2 представляет собой следующего по величине поставщика и так далее. Изменения индекса может быть в пределах от 100 до 10000. В первом случае речь идет о чистой монополии. В США рынок с показателем индекса Херфиндаля 1000 или ниже принято называть относительно неконцентрированным. Если H = 1800 или более, то можно говорить о высокой концентрации рынка.

Как ведет себя фирма?

Для фирмы, работающей в условиях олигополии, существует определенная стратегия поведения:

Некооперативное взаимодействие. При том, что фирмы конкурируют друг с другом, политика поведения на рынке у них самостоятельная. Существует несколько моделей, в которых получили отражение основные варианты некооперативной стратегии: модель Курно, Форхаймера, Бертрана и Штакельберга. Модель Курно принято считать классической для дуополии, то есть структуры рынка, при которой два продавца представляют собой единственных производителей стандартизированного товара, у которого отсутствуют близкие заменители или аналоги.