Мое мнение о картине жатва. Описание картины «Жатва» Пластова

Сочинение­описание картины А.Пластова
«Жатва»
 Аркадий Пластов относится к той замечательной
плеяде мастеров кисти, которые оставили
глубокий след в русском искусстве. Его полотна
глубоко народны, потому что отражают жизнь
простого человека со всеми немудрёными её
событиями. А все вместе они складываются в
великую летопись страны, трудную и героическую.
«Русь крестьянская» ­ главный герой всех его
произведений. И это не только люди, но и
природа. Она – не просто фон, помогающий
раскрытию сюжета, но полноправный участник
всех событий. Доказательством тому служит
описание картины «Жатва»

«Мартовское солнце»

«Полдень»

«Фашист пролетел»

«Витя – подпасок»

«Первый снег»

«Ужин
трактористов»

Картина «Жатва»

Жатва – время уборки хлебов
(существительное образовано от глагола жать, то
есть срезать, готовые для уборки хлебные
растения)
­ В какое время года проходит жатва?
Стог ­ куча плотно уложенного сена или сжатых
злаков под открытым небом, цилиндрической
формы с закругленной вершиной.
­ Сноп – связанный пук колосьев какого ­ нибудь
злака.
­ Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы,
остатки стеблей сжатых злаков на поле (они
очень колются, когда ступаешь по ним босыми
ногами).

Жатва Пластова
Татьяна Эйхман
« О, Боже, дай мне год ещё»
Он сел, вздыхая, у копны.
В тылу над золотым жнивьём
Не слышно грохота войны.
И стариковская рука
Погладила вихры мальца.
Глаза прикрыл, издалека
Увидеть бы его отца,
Сказать ему: «Терплю пока,
А ты воюй, мой сын, дерись!
С внучонком терпим. Нелегка
И непроста в деревне жизнь…
О, Боже, мне ещё бы год!»
­ Ковригу хлеба резать стал­
« А там внучонок подрастёт!»
« Я, деда, и сейчас не мал,
Могу серпом и молотком,
Вперёд тебя косить бегу!»
Из крынки тягостным глотком
Старик отпил, но молоку
Не рад, и протянул сосуд
Мальчонке, ведь ему расти.
« О, Боже! Отодвинь твой суд!
И душу грешную прости»
« Ну, что перекусили, друг,
Пора вставать, работа ждёт…»
За кругом – круг, за кругом – круг,
За годом –год, за годом­ год…
« О, Боже!» Дед, а рядом боль…
Бушует на фронтах война.
Далёк ещё победный бой…
Дед знал, что победит страна.

История создания
 Полотно написано в 1945­м году, очень
важном для страны. Последние месяцы
войны, страстное ожидание победы и
непроходящая боль и горечь от того, что
многие полегли на её полях и уже не
вернутся – вот основные настроения того
времени.

Характеристика полотна
 На переднем плане
картины мы видим группу
людей. Это старик­
колхозник и трое
ребятишек. Они обедают,
закончив свой нелёгкий
крестьянский труд.
Мужчина уже совсем
пожилой, его борода почти
полностью бела, а густые
волосы, размётанные
ветром и спорой работой,
сплошь перевиты паутиной
седины.

Характеристика полотна
 Художник тщательно выписал его
заскорузлые, потемневшие от работы,
мозолистые руки. В одной он держит
кусок чёрного хлеба, в другой –
деревянную ложку, которой аккуратно
хлебает немудрёную еду из красноватого
глиняного горшка. На плечи колхозник
набросил старое, протёртое темно­
коричневое пальто, под ним видна синяя
холщовая рубаха. На ногах – старые
разбитые ботинки.

ЗАСКОРУЗЛЫЙ, ­ая, ­ое. 1. Затвердевший;
загрубелый. Заскорузлые руки. Раненый в
заскорузлых бинтах. 2. Чёрствый, грубый.
Заскорузлый мужик. Заскорузлая душа. 3.
Отсталый, закоснелый. Заскорузлый
консерватор, бюрократ. Заскорузлые
привычки. <Заскорузло, нареч.
Заскорузлость, ­и; ж.

Характеристика полотна
 обратим внимание на других её героев.
Это двое мальчиков и девочка, ребята
лет 10­12. Может быть, это дедушка со
своими внуками. Ближе всех к нам
сидит девочка. Голову она повязала
белым ситцевым платочком, из­под
которого трогательно выбиваются две
косички, спускающиеся на тонкую
шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на
солнце светлая чёлочка. Тёмная
кофточка, красное платьице, чулочки
на поджатых под себя ногах и
вишнёвого цвета сапожки – вот и весь
немудрёный наряд внучки. В руке её
ложка. Слегка наклонившись к горшку,
она ест жидковатую крестьянскую
похлёбку, которая в военные годы
была настоящим лакомством. ­

Характеристика полотна
 За нею сидит её братишка – рыжеволосый
вихрастый паренёк. Головы его давно не
касались ножницы – либо некогда, а может, и
некому привести его головку в порядок. И снова
вспоминается: война ведь, и мало ли где мать
ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на
еде, как и его родные. А вот третий из детей
припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду
или молоко. Он в белой рубашке навыпуск,
тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила
жажда, не до еды даже! Пятый герой картины –
общий любимец, забавный пёсик. Он пристально
смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая,
когда наступит его очередь.

Фон картины
 Картина «Жатва» Пластова – рассказ о драматической битве за
урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами
помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым
главным – хлебом. Потому­то и пришлось старику в его преклонные
годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и
грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и
матери ушли на войну – защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят,
работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих ­
большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и
прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее
поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое,
предгрозовое небо. Видимо, из­за непогоды спешили дедушка с
внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва».
Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет
глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

Лексическая работа
А. Пластов – художник, живописец, мастер, автор.
Картина – полотно, холст, произведение, репродукция
Жатва – уборка урожая.
При описании картины нам понадобятся прилагательные – определения.
Старик – пожилой мужчина, усталый от работы, дед
Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его
возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные.
Руки старика – натруженные, сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые,
потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик –
труженик.
Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и
старые башмаки.
Дети. Девочка – белый ситцевый платочек, светлый, красный, алый,
вишневый, ботинки, сапожки
Мальчики:
А) рыжеволосый, вихрастый, нестриженый;
Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета.
Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть
Описание заднего фона. Цветовая гамма.
На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый,
ярко­желтый, солнечный, соломенный.
Есть оттенки коричневого: светло­коричневый, палевый

ПАЛЕВЫЙ, ­ая, ­ое. [от франц. paille]. Бледно­
жёлтый, цвета соломы. Палевое платье.

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «Р.р. №13. Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва»».

Цель урока: - познакомить с творчеством художника А.А.Пластова; продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника; формировать умение анализировать произведение живописи и аргументировать свой ответ, делать выводы; развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, память, внимание, воображение.

Планируемые результаты:
предметные: строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.

личностные: достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.

Ход урока.

    Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

    Формулирование темы, задачи и цели урока. Слайд №2, №3

III . Подготовка учащихся к активному восприятию картины.

Учитель. Вы ответили правильно. Сегодня у нас урок развития речи. Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока: Сочинение -описание по картине А.А.Пластова

« Жатва». Слайд №1

Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.

Вспомните, какую картину мы с вами описывали?

Легко ли было описывать эту картину. Действительно, трудностей было немного, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.

Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.

Поль Гоген говорил, что картины – настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.

Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.

Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.

Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.

Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении

(описание).

IV . Работа над картиной

а) Беседа о художнике А.А.Пластове (знакомство с творчеством художника)

Познакомиться с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова поможет наш учебник. Откройте стр.89, в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью об этом художнике. Читает Марина Л.

А сейчас посмотрите на экран. Слайд № 5

Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза - это зеркало души человека. Глаза у него добрые и внимательные". Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей. Его картины раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне. (« Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне»,

«Фашист пролетел» и много других. Слайд № 6, №7

Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна отражают жизнь простого человека. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую.

Физминутка

«Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.

б) Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва» Слайд №8

Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Что это за год?

Эта картина о горькой цене хлеба военного времени . В каждом куске хлеба, который шел на фронт, жило тепло детских да стариковских рук , сеявших, растивших хлеб все эти длинные военные годы. Вот оно горестное лицо войны.На этом полотне нет явных примет войны, но ощутить ее мы можем через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.

в) « Погружение в картину» (в ходе анализа картины учащиеся записывают в тетради ответы)

Учитель. Познакомившись с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте перенесемся в мир его картины « Жатва».

Репродукция этой картины.

    Что прежде всего привлекло ваше внимание?

    Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане?

    (на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)

    Опишите старика, какой он? (бородат, борода почти полностью белая, седые, густые волосы не причесаны ) Слайд №9

    Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки, тяжелые, натруженные руки . Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.

    Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта, повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка Слайд №10

    Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. (около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:

Война ведь, и мало ли где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.

    Что вы скажете о втором пареньке? (Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему. Оба одеты просто - в рубашки, желтую и белую, и темные штаны.).

    Что вы можете сказать о собаке? Слайд №11

(собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидает, когда же ей перепадет кусочек)

10.Что находится слева от обедающих? (Слева от обедающих – большая только собранная скирд, на которой навалены косы, грабли). Какая еда у семьи? (на платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда). Слайд №12

11. Что изображено на заднем плане. (Простирается бескрайнее поле, такие же огромные стога. Над всем этим высится серое предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).

12. Вспомните из уроков изобразительного искусства о холодных и теплых цветах. Какие (теплые или холодные) использовал художник на картине? (Теплые – красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета,

Они делают картину яркой, светлой; холодные – зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто – создают ощущение горечи. (такого цвета немного).

13. Какое настроение появляется у нас при рассматривании картины? Что вы ощутили?

Она радует своими яркими красками, красотой изображенной природы. Особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

г) Словарная работа Слайд №13

Чтобы грамотно написать сочинение, необходимо правильно использовать слова в своей речи. Для этого мы выясним с вами значение некоторых слов.

Записываем в тетради: словарь.

Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?

Жатва – время уборки хлебов (существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки колосья)

В какое время года проходит жатва? (в конце лета, начале осени)

Стог - куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле (они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

Чтобы избежать повторов в сочинении, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.

А. А.Пластов – художник, живописец, мастер, автор.

Картина – полотно, холст, произведение, репродукция

Жатва – уборка урожая.

При описании картины мы используем прилагательные – определения. Как называются красочные красивые определения (Эпитеты)

Старик – пожилой мужчина, усталый от работы

Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные , волосы не причесаны

Руки старика - натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик .

Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.

Девочка – белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки

Мальчики:

А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый .

Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета

Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть

На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый , солнечный, соломенный (вспомнить правописание сложных прилагательных)

Есть оттенки коричневого: светло-коричневый , палевый

V . Составление плана

Любое сочинение – это текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, нужно составить план.

Давайте вспомним композицию сочинения. Работа с учебником. Обратить внимание на « Советы помощника».

Как еще называют начало сочинения? (Вступление)

О чем можно писать во вступлении? (О теме картины, об общем впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем).

За вступлением следует основная часть (Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).

В заключительной части мы напишем о своем впечатлении о картине. Слайд №14

План (примерный)

I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II Картина « Жатва»

1. Передний план. Люди, изображенные на картине(старик, дети)

2. Задний фон картины (скирды, орудия труда)

III. Мое впечатление от картины.

Напоминаю: каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова « Жатва».

Какие эмоции вызывает данная репродукция?

VII . Домашнее задание. Составить план описания картины, подготовиться к написанию сочинения.

Перед нами картина А.А.Пластова "Жатва". С большой любовью и мастерством художник раскрывает красоту и силу родной земли. Чувствуется глубокое восхищение человеком-тружеником.

Картина написана в теплых тонах: желтое безграничное поле, золотые стога, красное платьице девочки. Казалось бы, ничего не предвещает беды. И только предгрозовое небо напоминает нам о том, что все происходит в тяжелом 1945 году.

На переднем плане мы видим старика и ребятишек. Закончив нелегкий труд, они обедают. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью белая, а густые волосы не причесаны. Художник тщательно выписал его тяжелые, потемневшие от работы, руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно набирает еду из красноватого глиняного горшка. На плечах старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах –разбитые ботинки.

Рядом с ним ребятишки. Девочка одета в темную кофту и красное платьице, голова покрыта белым платком. В руке тоже ложка Возле нее мальчишки. Один рыженький, нестриженный, тоже увлечен едой. Другой жадно пьет воду, видно, очень устал. Одеты очень просто: желтую и белую рубашки, темные штаны. На них с любопытством смотрит песик, с нетерпением ожидает, когда же и ему перепадет кусочек.

На заднем плане картины видны скирды. На одну из них навалены косы, грабли. На платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка.

Эта картина оставляет светлое чувство радости, глядя на бескрайние просторы полей. Художник сумел передать свою любовью к людям-труженикам и к Родине.

6-А класс.

Тема « Подготовка к сочинению по

картине А.А.Пластова « Жатва»

Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова « Жатва»

А.М.Рыбченкова. Учебник 6 класс. 2-ая часть, упр.488.

6-А класс.

Цели урока:

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- познакомить с творчеством художникаА.А.Пластова;

-формировать умение анализировать произведение живописи;

-аргументировать свой ответ, обобщать материал и делать выводы;

- развивать орфографическую зоркость, познавательные способности (память, внимание, воображение)

Обучающие:

- обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, особенно обращать внимание на использование изобразительно-выразительных средств языка – троп;

- развивать навыки повествования, рассуждения и описания;

- умение собирать материал, компоновать его, составить текст, написать сочинение по картине.

Воспитывающие:

-на примере творчества А.А.Пластова раскрыть перед учащимися великое значение живописи в жизни человека;

- раскрыть взаимосвязь человека и природы в жизни, в произведениях живописи и литературы

- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус, любовь к жизни, гордость за историю своего народа.

Оборудование:

репродукции картин А.А.Пластова, портрет художника, раздаточный материал, листы со справочным материалом к уроку, таблицы « Типы речи», учебник. презентация

Задачи урока:

научить определять замысел художника (выявлять авторскую позицию), тему и идею картины; познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.

План урока:

    Организационный момент.

    Формирование темы, задачи и цели урока.

    Подготовка учащихся к активному восприятию картины.

    Беседа о художнике А.А.Пластове

    Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва»

    Словарная работа

    Анализ картины.

    Лексическая работа.

    Работа с карточками

    Написание плана сочинения.

    Подведение итогов (рефлексия)

    Написание учащимися сочинения.

Ход урока.

    Организационный момент .

Рапорт дежурного

Вспомним основное правило вашего поведения на уроке:

На уроке мы сидим,

Не кричим и не шумим,

Руку тихо поднимаем,

ели надо – отвечаем!

II . Актуализация опорных знаний.

Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Открыли тетради Запишем число, классная работа и тему урока: Сочинение по картине А.А.Пластова « Жатва».

Я думаю, что сегодняшняя тема не является для вас неожиданностью. Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.

- Какую картину мы с вами описывали? (картину Айвазовского « Девятый вал»

- Как называют художников, описывающих морские виды (пейзажи) ? (маринисты)

- Легко ли было описывать картину Айвазовского « Девятый вал?. Я считаю, что трудностей было мало, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.

III Объявление темы и целей урока

Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.

Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении

Придвиньте к себе карточку – информатор « Типы речи»

Название типов речи

На какой вопрос дается ответ в высказывании

О чем говорится в высказывании

Сколько можно сделать фотографий

Описание

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Об одновременных действиях, признаках

Один снимок

Повествование

Что?

Где?

Кто?

Когда

Как?

О последовательных событиях и действиях

Несколько снимков

Рассуждение

Почему это так?

О причинах признаков, событий, действий

Ни одного снимка

    Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

    Рассказывая о картине, каким типом речи мы воспользуемся?(Описание)

    При описании картины какую часть речи мы используем (Прилагательные, наречия)

    Как мы еще называем красочные красивые определения (эпитет)

IV Работа над темой урока

1.Знакомство с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова .

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова. Откройте учебник на стр.89,внизу страницы в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью о художнике.

Слайд № 1

А сейчас посмотрите на экран. Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза - это зеркало души человека. Глаза у него добрые и внимательные.

Вы прочитали фразу в статье: « Любовь к детям». Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей. Его картину раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне. (« Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне», « Фашист пролетел» и много других. Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудреными ее событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. Горестную картину рисует нам художник на холсте « Фашист пролетел». На фоне красивой природы лежат убитый мальчик и стадо животных, которое он пас..Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать, создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непреходящая боль и горечь от того, что многие погибли и не вернутся. Все это можно прочувствовать, разглядывая. И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она все равно передана автором через колорит картины. Попробуем ощутить его через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому,что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.

Хочу еще обратить ваше внимание на колорит картин Пластова. Они радуют своими звонкими сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотен веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

2. Словарная работа

Вы у меня дети городские и многие предметы, нарисованные на картине, вам непонятны. Поэтому мы сейчас выясним с вами значение некоторых слов.

Записываем: словарь.

- Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?

Жатва – время уборки хлебов (существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения)

- в какое время года проходит жатва? (в конце лета, начале осени)

- Стог куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

- Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

- Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле (они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

3. « Погружение в картину»

(в ходе анализа картины учащиеся записывают в тетради ответы)

Учитель. Ознакомившись, с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте окунемся в мир его картины « Жатва». Репродукция этой картины находится у вас в учебниках: стр.89, упражнение 488.

4. Беседа по картине.

    Что прежде всего привлекло ваше внимание?

    Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане? (на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)

    Опишите старика, какой он? (Мужчина очень старый, бородатый. Его борода почти полностью белая, густые волосы на голове, разметанные ветром, тоже перевиты сединой.)

    Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.

    Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Расскажите о девочке, во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта (повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка

    Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. (около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:

Война ведь, и мало ли, где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.

    Что вы скажете о втором пареньке? (Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Он в белой рубашке навыпуск, темных штанах. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему).

    Какая еда у семьи? (на тряпке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда).

    Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине,- о собаке?

(собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда же ей перепадет кусочек)

10.Что находится слева от обедающих? (Слева от обедающих – большая свеже –

сметанная копна, на которой сложены орудия труда: коса, грабли, серпы.

11. Что изображено на заднем плане. (На заднем плане простирается бескрайнее

поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое предгрозовое

небо. (Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).

!2. Какие цвета (теплые или холодные) использовал художник на картине? (Теплые – красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета,

Они делают картину яркой, светлой; холодные – зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто – создают ощущение горечи

    Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассматривании картины. Что вы ощутили?

5. А вот что почувствовала поэтесса Татьяна Эйхман, когда увидела полотно Пластова «Жатва..

Я прочту вам отрывок. Он касается в основном старика.

Татьяна Эйхман « Жатва»

И стариковская рука

Погладила вихры мальца.

Глаза прикрыл, издалека

Увидеть бы его отца,

Сказать ему: « Терплю пока,

А ты воюй, мой сын, дерись!

С внучонком терпим. Нелегка

И непроста в деревне жизнь…

О, Боже, мне еще бы год!»

Ковригу хлеба резать стал-

« А там внучонок подрастет!»

« Я, деда, и сейчас не мал,

Могу серпом и молотком,

Вперед тебя косить бегу! »

Из крынки тягостным глотком

Старик отпил, но молоку

Не рад, и протянул сосуд

Мальчонке, ведь ему расти.

« О, Боже, Отодвинь мой суд!

И душу грешную прости»

« Ну, что перекусили, друг,

Пора вставать, работа ждет…»

За кругом- круг, за кругом – круг,

За годом- год, за годом – год…

« О, Боже!» Дед, а рядом боль…

Бушует на фронтах война…

Дед знал, что победит страна.

    Составление плана

Учитель.

Любое сочинение – это стройный текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, интересным, нужно составить план.

Давайте вспомним композицию сочинения

Работа с учебником

А поможет нам в этом таблица в учебнике « Советы помощника»

- Как еще называют начало сочинения? (Вступление)

- О чем можно писать о вступлении? (О теме картины, впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем.)

- За вступлением следует основная часть (Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).

- Ну, а в заключительной части мы напишем о своем впечатлении о картине.

План

I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II Картина « Жатва»

. 1. передний план. Люди, изображенные на картине

а). старик

б). дети.

2. Задний фон картины

а) Скирды

б) орудия труда

III . Впечатление от картины.

Не забывайте о главном правиле оформления своей работы: каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.

7.Лексическая работа

Когда мы пишем сочинение, иногда не хватает точных слов, случаются повторы. Чтобы избежать этих недостатков, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.

Запишите в тетради: Лексическая работа»

А. Пластов – художник, живописец, мастер, автор.

Картина – полотно, холст, произведение, репродукция

Жатва – уборка урожая.

При описании картины нам понадобятся прилагательные – определения. Как мы называем красочные красивые определения (Эпитеты)

Старик – пожилой мужчина, усталый от работы, дед

Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные.

Руки старика - натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик.

Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.

Дети.

Девочка – белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки

Мальчики:

А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый.

Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета

Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть

Описание заднего фона. Цветовая гамма.

На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый, солнечный, соломенный (вспомнить правописание сложных прилагательных)

Есть оттенки коричневого: светло-коричневый, палевый

8. Устное словесное рисование.

Кто попробует создать устное сочинение.

Ответы учащихся.

Подведение итогов.

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова «Жатва».

Появилось ли желание написать хорошее сочинение?

Домашнее задание . Написать сочинение, по плану, составленному на уроке.

Литература

  1. Г.А.Богданова. Работа с текстом на уроке русского языка. М.: Просвещение, 1999г

    А.М.Рыбченкова. Учебник русского языка. 6 класс, 2-ая часть. М.: Прсвещение, 2014 г.

    Л.Ф.Стрелкова. Технология проблемного и развивающего обучения. М.: Русское слово.2004 г.

    Интернетресурсы

После смерти известного художника Пластова осталось более тысяч работ, которые он оставил своим потомкам. Но, к сожалению, в 1931 году случилась трагедия, и в пожаре погибло много картин Аркадия Александровича, но это не остановило художника, и он продолжил работу, создавая новые гениальные живописные шедевры. И если до этого случая, который заставил по-другому взглянуть на мир художника, Пластов описывал крестьянскую Русь, но более поверхностно, то уже после пожара он начинает глубоко вникать в то, что он изображал. Именно поэтому все его картины - это жизнь крестьян, совершенно простых людей. Но эта жизнь уже ушла в прошлое, и теперь к ней уже нет возврата. И вот теперь эти интересные картины из прошлого стали оживать на пластовских полотнах.

На одной из картин Пластова показан отдых семьи, которая целый день работает в поле, чтобы собрать урожай. Полотно «Жатва» передает атмосферу того дня, когда все заняты работой. Так уже видно на пластовской картине, что вся пшеница в полях скошена, поэтому часть дела уже сделана, но все-таки борьба за урожай, за его сохранность продолжается. На полотне можно увидеть, что пшеницу уже успели даже наметать в снопы, а кое-где уже стоят даже стога. Теперь крестьянам предстоит увезти все это на ток, чтобы урожай не пропал. Вдалеке виднеются повозки, запряженные лошадьми, которые спешат на ток. Они уже успели загрузиться снопами. А та же часть урожая пшеницы, которую еще предстоит вывезти, на поле аккуратно сложена в копны и виднеются по всему полю.

Но такая работа требует много сил, поэтому нужно и пообедать. Художник изображает именно такое время, когда бедные люди, крестьяне, решают немного пообедать. Их обед не роскошный и очень простой. В одной чашке еда и для девочки, и для дедушки. Скорее всего, девочка принесла обед дедушке. Но тот, понимая, как скуден обед бедняка и что дети всегда хотят кушать, решил предложить поесть и своей внучки. И та не стала отказываться. Но из этой же миски ест не только девочка, но и мальчишки, которые, скорее всего, помогали старику на поле и тоже хорошенько проголодались. Чуть-чуть перекусив, один из мальчиков, изображенных на картине Пластова, решает попить молоко. В кувшине молоко долго будет прохладным, поэтому так живительно она будет казаться для людей, которые трудятся в поле в такую пору.

Невдалеке от обедающих крестьян сидит пес, который спокойно наблюдает за тем, как обедают люди. Он тоже голоден, но уже приучен к тому, что его обед будет после того, как поедят трудяги, поэтому он старается сохранять спокойствия и ждать, но это у него плохо получается. Видно, что пес совсем молодой, поэтому время от времени он лает, чтобы напомнить тем, кто ест, что он тоже здесь и ждет свою часть еды.

Чтобы лучше изобразить людей, к какому классу они относятся, художник детально прорисовал их одежду. Так, старик одет в простую и бесхитростную одежду. На ногах его обувь, так как ходить по полю опасно: можно и наколоть ноги. У него седая борода и такие же седые и густые волосы, которые растрепались в разные стороны. Он усердно работал, чтобы хоть что-то заработать для своей семьи, поэтому ему некогда думать о том, как он выглядит. Но привлекает больше всего на полотне Пластова руки крестьянина, большие и натруженные.

В тот момент, когда его запечатлел художник, он просто держит небольшой кусок черного хлеба, но относится к нему бережно, так как знает, как дорого он достается. В другой руке старика деревянная ложка, которую обычно на Руси всегда носили с собой в надежде где-нибудь поесть. Одет он в рубаху и штаны синего цвета. Напротив него села девочка, поэтому можно заметить, что волосы у нее длинные и заботливо заплетены в две небольшие косички. Голову, как было и положено в те времена, она покрыла платком. На ней надета ярко-красная юбка и носочки. Она тоже не пришла на поле босиком, а на ногах у нее ботиночки.

Мальчики на пластовской картине одеты проще. Оба они в простых холщовых рубахах белого и желтого цвета, штаны темного цвета, чтобы на них не была видна пыль. Куда не глянуть на картину, везде вокруг центральных образов поле с пшеницей. Все окрашено в желтый цвет, который сочетается с пшеницей, ее остатками. Поэтому люди сели отдохнуть и перекусить под один из таких снопов, чтобы хоть как-то укрыться от палящих лучей солнца. Рядом они бросили свои орудия труда. Серпами работали ребята: они сначала срезали, нагнувшись, колосья под самый корень, а затем, взяв грабли, все хорошенько подгребали, чтобы не пропустить ни одного колоска. Кстати, сейчас уже никто так в поле не работает. А тогда этот труд был очень тяжел. Но граблями и серпами работают ребята, а вот орудие труда у старика другое: он косит пшеницу. Она стоит, прислоненная к стогу.

Картина Пластова прекрасно показывает время, которое было совсем недавно, но которое ушло навсегда. Светлое и прекрасное чувство возникает в душе, когда смотришь на бескрайность русских полей и понимаешь, как же все-таки прекрасна русская земля.

Живопись - уникальный вид искусства. При помощи красок, кистей и карандашей художники могут перенести нас в далёкое прошлое, нарисовать то, что может случиться через столетия и запечатлеть события, которые уже через мгновения станут историей. Живопись понятнее музыки, а часто смысл её яснее и прозрачнее, чем у словесных образов. Она требует от зрителя одного - «соучастия», сопереживания, включения в тот немой диалог, который ведёт с нами художник.

Пластов - певец народной России

Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» - главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она - не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва» Пластова А. А.

История создания

Полотно написано в 1945-м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся - вот основные настроения того времени. Всё это можно почувствовать через описание картины «Жатва» Пластова, которая находится в знаменитой Третьяковке в Москве. Художник работал на холсте маслом, размеры полотна достаточно большие - 166х219 см. Историческая основа произведения не случайна в творчестве мастера. До «Жатвы» им была написана другая, поражающая трагизмом, картина - «Фашист прилетел». И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она всё равно передана через общий колорит. Попробуем ощутить его через описание картины «Жатва» Пластова.

Характеристика полотна

На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик-колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины. Сразу же описание картины «Жатва» Пластова наталкивает на такие размышления: а почему старик, который и так отдал земле и труду практически всю жизнь, вместо отдыха должен так непосильно надрывать себя? Об этом чуть позже, а пока продолжим рассматривать героя произведения. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой - деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах - старые разбитые ботинки. Продолжая сочинение по картине «Жатва» Пластова, обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10-12. Может быть, это дедушка со своими внуками. Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из-под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки - вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. За нею сидит её братишка - рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы - либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины - общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

Фон картины

Картина «Жатва» Пластова - рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным - хлебом. Потому-то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну - защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих - большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.