Методическое сообщение «Возможности акварели при обучении детей изобразительному искусству на художественном отделении ДШИ.

Красками

Акварель - это чувство. Таковы возможности и особенности этого материала – насыщенность и нежность цветов, энергия и плавность мазка, темп в работе. Они отвечают глубине чувства, оттенкам переживания.

Н. Петрашкевич

I. История акварели

Акварель широко применялась еще в древности и в Средние века, как для настенной живописи, так и для иллюстрации манускриптов. После изобретения масляных красок акварель стала второстепенной и старомодной техникой и использовалась для написания набросков, предназначенных для более масштабных работ, выполняющихся маслом.

Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно, в конце XVIII - начале XIX века. К этому времени были выработаны методы и технические приемы, обеспечившие ее расцвет и широкое признание.

Акварельная живопись первой половины XIX века получает распространение как миниатюра на бумаге, сохраняя качества, присущие миниатюре на кости и эмали: тонкий рисунок, тщательную моделировку формы и деталей мелкими штрихами и точками, чистоту красок. В начале XIX века крупные мастера акварели работали в Англии. Это - У. Тернер, Р. Бонингтон, Дж. Констебл и другие. Во Франции акварелью писали О. Домье, Т. Жерико и Э. Делакруа. Великолепные образцы искусства акварели и в жанровой живописи и в портрете в тот период оставлены русскими художниками - , и другими.

В конце XIX века акварель приобретает новые качества в произведениях, . В работах этих мастеров техника исполнения становится более свободной и темпераментной.

Мастера советского искусства - , Кукрыниксы (,), и другие дали очень много интересных образцов акварельной живописи, особенно в области книжной иллюстрации и в пейзаже.

На примерах работ русских, советских и зарубежных художников мы можем видеть не только возможности, которые заключает в себе акварель как материал живописи, но и разнообразие применяемых художниками технических приемов.

В картине Брюллова «Семья итальянца» (ил. 31) раскрываются особенности художественной манеры, получившей наименование техники миниатюры. Здесь четкий классический рисунок, тщательная проработка деталей, тонкая моделировка фактуры предметов и тканей.

«Итальянский пейзаж» (ил. 32) выполнен более свободно. Художник достигает совершенства в передаче естественного освещения, воздушности, глубины пространства. Возможности акварели раскрыты в портрете, исполненном (ил. 33). Портрет отличается интенсивностью цвета и характерной для репинской живописи силой и материальностью. Пейзаж -Лебедевой «Пруд в Павловске» (ил. 34) написан в широкой манере, композиция построена крупными объемами, краски хотя и прозрачны, но взяты в глубоких, бархатистых тонах.

Черная акварель «Тамара и Демон», выполненная как иллюстрация к поэме «Демон» (ил. 35), показывает, что при умелом использовании даже одного цвета

можно достигнуть большой выразительно разов, богатства тона, многообразия в тр форм и фактуры предметов.

Как видно, возможности и средства техник использования акварели безграничны. 1 мастер, то свой художественный язык, свои ] они учат быть внимательным к передаче жизни, к точному рисунку, к материальны ствам предметов, условиям среды и характере освящения.

II. Методы работы с акварелью

Чистая акварельная живопись – это живопись прозрачными красками. Белила в акварельных красках не применяются.

Сравнивая технику акварели с другими техниками живописи, как темпера, гуашь, масло, прежде всего, следует отметить основные ее свойства: это прозрачность и легкость, одновременно чистота и интенсивность красок.

В акварели пользуются как методом лессировок, так и методом а-ля-прима.

Метод лессировок (от нем. lasserung - наносить тонкий, прозрачный слой краски) как метод многослойной живописи широко применялся в практике акварелистов XIX и начала XX века. Ими созданы замечательные произведения, покоряющие нас легкостью, воздушностью, общей тональной цельностью и цветовой гармонией. Этим методом с большей или меньшей последовательностью пользуются и теперь. Все прежние руководства по акварели, как правило, базируются на этом методе (У. Тернер в Англии, в России).

Метод лессировок основан на использовании прозрачности краски, ее свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой прозрачный слой.

Красочный слой при всей его многослойности должен оставаться достаточно тонким и прозрачным, чтобы пропускать через себя отраженный свет.

Каждый новый слой краски наносится по просохшему слою.

Первые прописки выполняют прозрачными красками и по возможности сходными по своим свойствам. Особенности красок необходимо учитывать и при составлении красочных смесей.

Прописки начинают красками, обладающими большей цветовой насыщенностью, с тем чтобы и в слабых растворах цвет не был анемичным.

Использование корпусных, укрывистых красок более уместно в заключительной стадии работы для усиления материальной значимости, предметности отдельных частей этюда.

Техника лессировок более подходяща в длительных по выполнению работах : с неподвижной натуры, например в натюрморте, а также в работе по представлению, при создании законченных композиций, книжных иллюстраций, уместна и в прикладной графике при решении орнаментальных задач.

Метод а-ля-прима - живопись по сырому, написанная в один сеанс.

Эта техника означает писать сразу, без последующих капитальных изменений. По этому методу каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, затем художник, имея в виду общее, переходит к следующей детали и так далее. Все цвета берутся сразу в нужную силу. Такой метод особенно уместен при исполнении пейзажных этюдов, когда изменчивые состояния погоды обязывают к быстрой технике исполнения. Этим, возможно, следует объяснять расцвет техники а-ля-прима в практике художников конца XIX и XX века, когда ставились задачи пленэра. Метод а-ля-прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить, при наличии опыта, максимальную свежесть и сочность красочных звучаний, большую непосредственность и остроту выражения. В быстром по исполнению наброске с натуры, в эскизах этот метод незаменим.

Желающий овладеть техникой акварели должен приобрести навыки и в той и в другой манере письма, раздельно или сочетая их вместе.

Трудно сказать, который из методов сложнее и труднее для овладения - а-ля-прима или лессировки. Каждый из них предполагает необходимость чувствовать цвет, понимать форму, то есть уметь слагать форму цветом. Художник обязан, работая над частным, видеть общее, представлять себе задачу и конечную цель.

Поскольку, как мы сказали, при методе а-ля-прима цвет берется сразу же в нужную силу и должного тона, здесь более употребительны механические смеси - составление искомого цвета с помощью нескольких красок.

Метод а-ля-прима подразумевает живопись в один слой, т. е. красочные отношения берутся сразу в полную силу с учетом высветления тона и больше не переписываются. Этюд получается очень сочный и выразительный. При этом неудачные места можно смыть водой, а затем прописать заново. Этот метод работы требует определенных навыков и умения видеть целое, т. е. вести работу одновременно по всему листу. При этом мазки могут быть положены вплотную друг к другу, а могут перетекать один в другой, создавая ощущение плавного перехода одного цвета в другой. Зернистость же бумаги будет повышать сочность заливок. Paботать необходимо энергично, не давая подсохнуть предыдущему мазку. Перед работой по сырому лист смачивается губкой и бумаге дают «подвянуть». Чтобы замедлить высыхание красочных пятен в жару, в емкость с водой добавляют несколько капель глицерина. При работе по сырому фону краски замешиваются на меньшем количестве воды, чем при работе по сухой бумаге.

Возможны комбинации работы и по сухой, и по влажной бумаге. Например, в пейзаже, когда необходимо передать ощущение мягкости и плавности фактуры отдельных фрагментов (облака, вода), бумага смачивается и по мокрому прописываются только фрагменты, а остальные детали пишутся по сухому.

Метод «отмывки» чаще всего применяется архитекторами, дизайнерами для условного изображения здания, его экстерьера, организации цветового пространства внутри интерьера, отдельных элементов отделки мебели и т. д. Этот метод ведения работы многоэтапный, и каждый новый этап проводится при абсолютном высыхании предыдущего красочного слоя. Первый этап работы над акварелью способом «отмывки» заключается в прописке этюда сильно разбавленными водой красками, передающими основные цветовые соотношения.

Второй этап заключается в прописке всех деталей.

Пропиской усиливают цвет полутонов и в полную силу передают цвет теней и вводят детали. Каждый новый красочный слой наносят по просохшему предыдущему слою.

Освещенные выпуклости формы предметов при этом оставляют незаписанными до третьей прописки, после чего они слегка подсвечиваются в соответствии с оттенками бликов в натуре (блики всегда цветные).

При наложении одного слоя на другой надо учитывать влияние нижележащих слоев на цвет новой прописки. Края мазков необходимо смягчать влажной чистой кистью.

Кроме этих трех основных групп существует многообразие приемов и методов работы акварельными красками.

Метод «пуантилизма» (от франц. puantiller – писать точками). Это способ нанесения краски отдельными маленькими мазками концом кисти, таким образом, целое состоит из маленьких точек различных цветов. Эта техника была заимствована у художников-постимпрессионистов XIX в.

Техника «монотипия» также используется в акварели. Этот прием позволяет получить только один оттиск с поверхности стекала, на котором предварительно написан акварельными красками какой-нибудь сюжет. Порядок выполнения заключается в следующем: сначала наносится рисунок на бумагу, затем накладывается стекло и пишут на его поверхности более акварельными красками. Потом влажную бумагу накладывают на стекло и переводят, надавливая руками, данное изображение (при необходимости дорабатывается на полученном оттиске).

Техника с использованием восковых мелков или жировых карандашей была популярна в XX в. у акварелистов Прибалтики. Эта техника основана на том, что вода и масло не смешиваются и, следовательно, некоторые участки отталкивают краску. Таким образом, покрытые воском участки остаются незакрашенными, и эта простая идея дает уникальный результат.

Кроме этого, существует многообразие технических приемов: копии цвета, работа кистью, размытые и процарапанные блики (сырым по сырому), рисунок кистью, рисунок палочкой, работа сухой кистью, разбрызгивание, использование соли, соскабливание краски, печать и вдавливание линии и тонкий слой краски, предохранение бликов и многие другие.

СПИСОК

использованной литературы:

Иванова О., Аллахвердова Е. Акварель. Практические советы. М., 2001. Мэрлин Скотт. Акварель. Техники и сюжеты. Энциклопедия. М., 2009. Санмигель Давид. Полное руководство по рисованию. Белгород, 2008. Школа изобразительного искусства. Т. I. М., «Изобразительное искусство», 1986. Марков Павел. Об аквраели или живописи водяными красками. М., 2001. Фенвик Кейк. Курс акварельной живописи. М., 2009. Сокольникова Н. Основы живописи. М., «Титул», 2000. Мастера западно-европейской акварели XIV в. М., 2003. Юный художник. / Мастер и ученик. М., 2004.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

детский (подростковый) центр «Агнес»

детский (подростковый) клуб «Радуга»

Методическая разработка

Мастер-класс

«Акварель на мятой бумаге»

Разработала:

Балашова Ирина Вячеславовна.

Педагог дополнительного образования

Детского (подросткового)

клуба «Радуга»

г. Н. Новгород

Мастер-класс на тему «Акварель на мятой бумаге»

Техника работы акварелью на мятой бумаге относится к способам нетрадиционному рисованию.

Техника работы акварелью на мятой бумаге рекомендуется для занятий с детьми от 5 лет.

Работа может быть использована в качестве подарка к празднику Вербного Воскресенья.

Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическими работниками образовательных учреждений при организации кружковой работы и работы творческих объединений.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы с акварелью.

Задачи:

    познакомить педагогов с техникой дополнительных эффектов акварели;

    обучать последовательности действий, использованию методов и приемов на примере письма «Вербы»;

    создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;

    способствовать интересу педагогов к нетрадиционным способам рисования.

Ожидаемые результаты мастер - класса:

    повышение креативности педагогов;

    возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;

    изучение разработки по теме мастер-класса;

    рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;

    практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов в процессе работы;

    создание акварельной работы в технике «мятой бумаги», проявляя творческую инициативу, фантазию и мышление.

Методическое оснащение занятия

Методы:

    интерактивный (словесный, наглядный, практический);

    исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы,

    выбор действия и его способа, свобода творчества).

Приемы:

    объяснение;

    консультация;

    беседа с показом практических действий;

    создание акварельной работы

Использование наглядности:

    Постановка букета из живой вербы;

    образцы готовых работ выполненные педагогом;

    схемы поэтапного выполнения изделий;

    материалы для практической работы.

Материалы и инструменты:

    Листы ватамана;

    акварель;

  • морская соль;

    мочевина;

Ход проведения мастер – класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Я очень рада видеть вас здесь, в нашем клубе «Радуга». Меня зовут Ирина Вячеславовна. Я являюсь педагогом декоративно-прикладного творчества кружка «Батик».

Совсем скоро - светлый праздник Воскресения Христова, Пасха. В такой светлый день хочется дарить радость, поэтому предлагаю сделать акварельную работу, выполненную в технике «мятая бумага» «ВЕРБА». Ее можно использовать в качестве подарка или оформления к празднику.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Для работы нам потребуются материалы:



    Акварель.

  1. Ватман любого удобного вам формата.

    Мочевина.

Приступаем к практической части.

    Лист ватмана хорошо смачиваем водой. Если есть возможность, лучше замочить в какой-либо емкости.


    Аккуратно мнем сырой лист по нескольким направлениям

    Расправляем лист

    По еще сырой бумаге, пишем фон, добавляя для эффектов, спирт, соль, мочевину.

    Белилами без кисти с помощью пальцев, хаотично ставим белые пятна, имитируя почки вербы.

    Кистью постараться врисовать в уже готовые почки ветки. (Ребенок старается проявить фантазию, чтобы нарисовать изгибы веток)

7. Завершаем работу.

Работа готова!

Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач на занятиях с детьми.

Благодарю за сотрудничество!
- Спасибо за внимание и участие в работе. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!

Список литературы:

    Ольга Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью». Москва 2010

    Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.

    Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009

    Полевые цветы в акварели. У.Тэйт. Кристина &К. 2010

Интернет-ресурсы

    http://kladraz.ru/ - Сайт «кладовая развлечений»

    http://victoriaartist.ru/ Дыхание акварели. Сайт художницы В.Кирьяновой

Аннотация: в статье выполняется краткий обзор основных способов работы в акварельной живописи, даётся краткая характеристика материалов, используемых в технике акварельной живописи.

Ключевые слова: изобразительное искусство, акварельная живопись, творческий потенциал, техника, материалы.

Акварельная живопись обладает большим потенциалом в развитии у детей художественно- творческих способностей, позволяет решать широкий круг образовательных задач в силу возможности использования в акварели большого количества техник и приёмов. «Акварель помогает овладеть пространством и формой предметного и воображаемого мира» . В то же время, акварель обладает множеством нюансов, которые следует учитывать при обучении, так как пренебрежение ими вызовет у детей трудности и впоследствии может вовсе оттолкнуть их от изучения техники акварельной живописи.

Все акварельные техники можно разделить на две основные группы: акварель «по-сухому» и акварель «по-сырому». В каждой из этих групп, в свою очередь, можно выделить несколько более мелких. В первую группу входит акварель, выполняемая как в 2-3 слоя, так и в более высоком количестве слоёв, т.е. в лессировочной технике. Вторая группа состоит из техники «а-ля прима» и самой техники «по-сырому». Их отличие заключается в том, что техника «а-ля прима» однослойная и выполняется за один сеанс, в то время как техника «по-сырому» позволяет дописывать мелкие детали уже по сухой поверхности.

В акварели можно выделить ещё одну группу техник – смешанную. Эта группа подразумевает творческое использование материалов «применение творческих методов в работе с акварелью делает урок интересным и увлекательным» . Она подразумевает введение в акварель дополнительных материалов. Чаще всего добавляют белила для обозначения бликов или прорисовки мелких светлых деталей на тёмном фоне. Помимо белил, с акварелью можно сочетать тушь, пастель, цветные карандаши. Необычных эффектов можно достигнуть, если ввести в акварель воск, соль, применить приём разбрызгивания. Например, соль, нанесённая на сырую работу, растворяясь, высветляет под собой бумагу, создавая текстуру листьев или капель, поэтому её с успехом можно применять на занятиях, посвящённых пейзажу. Сочетая в работе акварель, воск и чёрную гуашь или тушь, можно предложить детям поработать в технике «граттаж».

Смешанная техника у детей вызывает наибольший интерес. Это объясняется возможностью сочетать несколько материалов в одной работе, а также результатом, полученным от их применения. «Применение в работе такой техники, как монотипия, использование воска, соли учит экспериментировать в искусстве, активизирует художественно-творческие способности и образное мышление» .

В технике акварели к качеству используемых материалов выдвигаются повышенные требования, так как акварель не терпит частых исправлений.

Основная нагрузка в акварельной живописи ложится на бумагу. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник, будет сделан выбор в пользу бумаги с гладкой или с шероховатой фактурой.

Фактура бумаги зависит от способа прессовки: холодной или горячей. Холодная прессовка придаёт бумаге характерную шероховатость, в то время как горячая наоборот, делает бумагу гладкой. Бумагу с гладкой фактурой лучше применять при работе в смешанной технике, например с тушью или маркером, а также в работе, предполагающей наличие большого количества мелких деталей. Шероховатую бумагу лучше использовать для больших заливок цветом. Однако, вне зависимости от поверхности, акварельная бумага должна обладать достаточной плотностью для того, чтобы краска имела возможность впитаться в неё и закрепиться. На бумагу с одинаковой высокой плотностью, но с разной фактурой, краска ляжет одинаково хорошо. В то же время, при выборе между двумя видами бумаги, обладающими низкой плотностью, лучше остановиться на бумаге холодной прессовки, так как на ней краска лучше закрепится из-за шероховатой фактуры.

Низкоплотностную бумагу лучше не использовать для лессировочной техники, т.к. такая бумага не сможет глубоко впитать краску, и впоследствии верхние слои краски будут вымывать нижние. Данную бумагу лучше применять для коротких этюдов, техник «по-сырому» и «а-ля прима».

В классической акварельной технике белая краска не используется, её роль выполняет незакрашенная бумага. Однако не всегда имеется возможность оставить белые места белыми. Например, если перед художником стоит задача написать натюрморт со стеклянным графином в технике «а-ля прима», то блики на стекле оставить не тронутыми будет непросто. В подобной ситуации он может воспользоваться белилами, но тогда работа будет считаться выполненной в смешанной технике, или воспользоваться приёмом процарапывания. Последним приёмом пользовался ещё Томас Гёртин, один из основоположников английской акварельной живописи, в своей картине «Белый дом в Челси». Данный приём заключается в том, что белые места на картине получают путём аккуратного удаления верхнего слоя бумаги с краской с помощью какого-нибудь острого предмета. Этот способ имеет смысл применять для выявления бликов и других мелких деталей. С недавнего времени у акварелистов появился ещё один способ, позволяющий сохранять белые места на полотне – маскирующая жидкость. Она представляет собой раствор на основе латекса. После нанесения на бумагу она довольно быстро высыхает, образуя резиновую плёнку, защищая поверхность от попадания краски. По окончании работы она легко удаляется ластиком. Маскирующая жидкость позволяет намного облегчить работу акварелиста, даёт возможность работать сразу большими заливками, не боясь закрыть цветом не нужные места.

Большим успехом на занятиях акварельной живописью пользуется такая техника, как «граттаж». Далее предлагается методика проведения занятия в этой технике. Для выполнения задания лучше ограничиться тремя основными цветами: жёлтым, красным и синим с нанесением их на акварельную бумагу с высокой плотностью. В случае проведения занятия в общеобразовательной школе, можно использовать обычную акварельную бумагу. Выбор цветов обуславливается тем, что, во-первых, позволит закрепить навыки получения дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового и зелёного, а также их оттенков), и, во- вторых, малое количество цветов поможет избежать появления грязи на рисунке.

Сначала лист акварельной бумаги увлажняется достаточным количеством воды. Важно, чтобы бумага была именно влажной, так как это позволит краскам лучше взаимодействовать между собой и впитываться в бумагу. Большое значение имеет то, что цвета должны смешиваться внутри структуры бумаги, а не на её поверхности. При избыточном количестве воды краска будет «плавать» и хуже смешиваться. В этом случае плавные цветовые переходы не получатся. Краски лучше наносить от светлой к тёмной в следующей последовательности: жёлтая, красная, синяя, в хаотичном порядке по всей площади листа. Цветовые пятна лучше располагать рядом, а не одно на другом. Нанося их подобным образом, дети смогут нагляднее проследить процесс смешения красок. Это постепенно приведёт к изучению особенностей колористического построения в живописи, так как «изучение колорита и его возможностей занимает центральное место в обучении живописи» . После нанесения красок нужно дождаться, чтобы бумага полностью высохла. Затем на просохшую работу нужно нанести слой воска. Для этого подойдёт как восковые мелки, так и обычная свечка. Слой должен быть достаточно плотным, чтобы на нём можно было легко работать. Подобное задание лучше не давать детям младше 3-4 класса, так как им тяжело покрыть воском лист бумаги равномерно. На последнем этапе на бумагу наносится чёрная гуашь или тушь. После высыхания туши, в зависимости от сложности композиции и уровня подготовки детей, наносится подготовительный рисунок. Его можно выполнять тупым мягким карандашом – в этом случае у детей появляется возможность исправлять ошибки. Итоговый рисунок, напротив, нужно делать хорошо отточенным карандашом или другим заострённым предметом.

Организация уроков, посвящённых акварельной живописи, требует от учителя большой подготовительной работы, так как содержит в себе много особенностей и нюансов. Правильно выстроенные систематические занятия акварелью на уроках изобразительного искусства позволят детям освоить интересную живописную технику, развить творческое мышление, а также получить удовольствие от проделанной работы.

Список литературы

1. Семенова М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью./ – М.: Начальная школа плюс До и После/ № 09, 2009. – 24-28 с.

2. Семенова М.А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого- педагогический журнал № 9 – М.: ООО «Баласс», 2012 – С. 82-86.

3. Семенова М.А. Колорит в акварельной живописи. / М.А. Семенова // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 3/12 – М.: ООО «Баласс», 2012. – С. 91-94.

4. Семенова М.А. Практикум по работе водорастворимыми красками: учебно-методическое пособие / М.А. Семенова. – М.: МГПУ, 2013. – 52 с.

5. Фармаковский М.В. Акварель: ее техника, реставрация и консервация/ - М..

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств

Методическое сообщение

на тему «Возможности акварели при обучении детей изобразительному искусству на художественном отделении Детской школы искусств»

подготовила преподаватель

художественного отделения ДШИ

Сильванович Анастасия Сергеевна

Ясногорск 2015

Содержание

    Введение

    Применение различных акварельных приемов и техник на уроках живописи, изо и композиции станковой

    1. Живопись «по-сырому»

      Техника A la prima

      Многослойная акварель

      Гризайль

      Смешанная техника

      «Спецэффекты»

    Заключение

Список используемой литературы

Приложения (в приложении представлены фотографии работ из личного архива)

    Введение

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время акварельное письмо считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце 18 – начале 19 веков. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования.

Важнейшей особенностью акварели является ее прозрачность. Это свойство материала позволяет передавать глубину пространства световоздушной среды, изменчивость и подвижность окружающего мира, разнообразие цветовых и тональных отношений.

В тоже время акварель портативный и достаточно доступный по стоимости материал. Ею удобно пользоваться как при работе на природе во время пленэра, так и в условиях учебного класса.

Акварель обладает широкими техническими возможностями. Акварельные работы могут быть построены на тончайших цветовых переходах прозрачного красочного слоя или глубоких сочных цветовых пятнах.

В ней может быть использовано ровноокрашенное или с неповторимыми затеками пятно, разной формы красочные мазки и линии.

Есть у акварели еще одна особенность. Она не любит поправок. А это требует от исполнителя виртуозного владения не только техническими приемами акварельной живописи, но и умения уверенно рисовать. Именно поэтому акварель следует отнести к одной из самых сложных живописных техник. Разумеется, и процесс освоения приемами письма акварелью, требуют серьезной и целенаправленной работы.

Возникает вопрос о целесообразности изучения акварельной живописи на первоначальной стадии обучения изобразительному искусству. Отвечая на него можно привести массу доводов как «за», так и «против» использования этого материала в целях обучения детей изобразительному искусству на художественном отделении ДШИ.

    Материалы и средства акварельной живописи

Идеальным помещением для работы с акварельными красками – как и с большинством других материалов – будет светлый просторный класс (мастерская) с хорошим естественным освещением днем и грамотным, равномерным искусственным – вечером. Шторы и жалюзи помогут регулировать поток дневного света, а хорошие светильники, в том числе настольные, обеспечат хорошее освещение вечером.

Акварельными красками лучше всего работать на мольберте или на столе, имеющем наклон. На ровной поверхности краска и вода будут скапливаться в одном месте рисунка, образуя лужи. Стол для работы с акварельными красками должен быть достаточно большим – на него предстоит положить не только лист бумаги, но и все инструменты, которые могут понадобиться в работе. Это баночка с водой, краски, кисти и т.д.

Воду наливают в стеклянные баночки объемом около 250 мл. или более. Практика показывает, что в работе очень неудобны баночки-«непроливайки», которые так любят покупать ученикам родители - объем баночек маленький, поэтому вода быстро загрязняется, ее приходится менять чаще – а открыть баночку, не пролив воду, ребенку сложно.

Акварельные краски бывают нескольких видов:

Твердые. Помещаются в пластиковые или фарфоровые контейнеры. Краска сильно прессуется, поэтому пропитать ею кисть непросто.

Полумягкие. Выпускаются в виде плиток (кюветов) с большим содержанием глицерина и меда, что делает их более мягкими. Эти краски хорошо растворяются в воде и широко используются профессиональными художниками.

Мягкие. Они выпускаются в оловянных тюбиках в виде пасты.

Жидкие. Используются чаще всего в книжной графике. Имеют достаточно насыщенные цвета, продаются в стеклянных флаконах.

На уроках в ДШИ лучше использовать только полумягкие краски (в кюветах). Следует обратить внимание, чтобы в коробке красок не было белил. В акварельной живописи светлые тона достигаются добавлением воды; белила лишь придают грязный оттенок. Необходимо проследить, что бы к старшим классам школы (4-8 класс) учащиеся работали только профессиональными красками - «Ленинградскими», «Ладога», «Белые ночи» (завод художественных красок Санкт-Петербург). Качество работы ими намного выше, чем обычной медовой акварелью («Гамма», «Ярославский завод»). В пользовании удобнее всего пластмассовая коробка, картонная размокает от воды. Акварельные краски расходуются неравномерно: быстрее всего заканчивается золотистая, красные, ультрамарин и кобальт синий. По мере необходимости можно купить отдельные цвета в кюветах в замен израсходованным.

    Кадмий жёлтый средний

    Золотистая

    Лак оранжевый или Кадмий оранжевый

    Сиена жжёная

    Кадмий красный светлый или Алая

    Краплак красный светлый

    Жёлто-зелёная

    Изумрудно-зелёная

    Церулеум или Кобальт синий

    Ультрамарин или Лак синий

    Умбра

    Нейтрально-чёрная

Существует множество кистей для акварельной живописи. Качество кисти определяется волосом.

Профессиональными считаются колонковые кисти, но для школьников рекомендуется покупать кисти из волоса белки. Они идеальны для работы с акварельными красками. Проверить качество такой кисточки несложно: следует намочить кисть водой – она должна «уйти на волосок», то есть сохранять острый кончик. Этому следует научить детей, что бы они могли сами проверить качество кисти во время покупки. Очень удобна кисть с синтетическим ворсом, она более долговечна, по сравнению с колонком и белкой. Так как синтетика – это современный искусственный материал, то и несколько дешевле натуральных кистей. Единственный ее недостаток она меньше набирает воды.

Кисти из пони, лисы, козы не подходят для акварельной живописи – они не образуют острый кончик, необходимый для работы с акварелью. Применять их в работе не рекомендуется.

При занятиях акварелью решающее значение имеет качество бумаги. Ни в коем случае не стоит разрешать детям (ни в школе, ни дома) рисовать акварельными красками по тонкой бумаге – писчей, офисной и т.д. Такая бумага коробится даже от незначительного количества воды и совершенно непригодна для акварели. Бумага должна быть достаточно плотной. Как правило, в основном все работы учащиеся выполняю на гладкой бумаге (ватмане), так как она наиболее доступная и дешевая. Но по мере возможности можно поработать с детьми на бумаге разной фактуры – плотной, разной степени зернистости. Живопись на акварельной бумаге смотрится значительно интереснее благодаря игре света, в то время как краска на ватмане часто жухнет.

Необходимо приучать детей (и их родителей) с младших классов ДШИ к работе качественными материалами – краски, кисти, бумага. Для успешной работы акварельными красками необходимо пользоваться высококачественными материалами. Основное требование - краски после высыхания работы не должны жухнуть, мутнеть.

3. Применение различных акварельных приемов и техник на уроках живописи, изо и композиции станковой.

Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов (Приложение 1 ). Многие из которых учащиеся стараются освоить или хотя бы попробовать на уроках живописи, станковой композиции и основах изобразительной грамоты.

В зависимости от степени влажности бумаги можно выделить такие акварельные техники, как «работа по-сырому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская акварель»). Кроме этого можно встретить и комбинации этих приемов.

3.1. Живопись «по-сырому»

Одна из первых техник, которую могут освоить школьники еще в младших классах, это техника «по-сырому». Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестанет «блестеть» на свету.

Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется младшими школьниками при работе над сюжетной композицией (Приложение 2 ). Основная трудность при работе «по-сырому» кроется как раз в главном достоинстве акварели – тякучести. При наложении красок этим методом результат нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумагу мазков, которые в процессе творчества могут получатся далеко не такими, как хотелось изначально. При неаккуратном исправлении может появиться определенная замызганность и грязь. Поэтому данный способ работы воспитывает в учащихся самоконтроль, умение свободно владеть кистью и учит выявлять гармоничные цветовые сочетания и сразу брать их на бумаге.

3.2. Техника A la prima

Очень хороша техника A la prima при работе над краткосрочными этюдами (Приложение 3 ). Пишутся они очень быстро, «на одном дыхании», за 1-3 учебных часа. Рекомендуется чередовать подобные этюды между длительными постановками по живописи. Незаменим метод a la prima при выполнении быстрых набросков с натуры и эскизов. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов во время пленэрной практики, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике.

Работая в этой технике, дети учатся составлять смеси из двух, максимум трех цветов, так как лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести и яркости, цветовой определенности. Так же учатся каждый мазок располагать на работе строго своему назначению – согласовывать с формой и рисунком. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и хорошего чувства композиции. После выполнения этюдов в технике a la prima учащимся легче дается цвето-тоновой разбор во время выполнения длительных учебных постановок.

3.3 Многослойная акварель

При работе в технике многослойной акварели или лессировки, один слой краски накладывается поверх другого. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить или не размыть уже высохшие живописные участки. Лессировка - это основной способ работы при выполнении длительных учебных постановок. Во время работы данной техникой акварели дети учатся максимально точно воспроизводить натуру, стараются максимально точно передавать все богатство цветовой среды, будь то натюрморт или сюжетная композиция. Отрабатывают приемы передачи плановости пространства, материальности предметов. При этом в работе сохраняется прозрачность и звонкость слоев присущая акварели, несмотря на наличие нескольких слоев краски. Одно из достоинства данной техники в том, что не нужно торопиться, есть время подумать без спешки, проанализировать натуру. Работу над композицией или натюрмортом без вреда для общего замысла, можно разбить на несколько сеансов (9,12,15 учебных часов). Это особенно важно при большом формате изображения. Кроме того, у учащихся из раза в раз отрабатывается умение вести работу последовательно и поэтапно, от общего к частному и от частного к общему, в конце выполнить обобщение всей работы, привести ее к цельности.

Главный минус этой техники в том, что учащиеся могут переборщить с красочными слоями, «забить» изображение цветом. Поэтому следует приучать их вести работу тонко и аккуратно, анализируя каждый красочный слой.

3.4. Гризайль

По используемой цветовой палитре можно условно выделить многоцветную классическую и монохромную акварель – гризайль. В гризайли используются различные тона одного цвета, поэтому данная техника помогает наглядно показать обучающимся, что такое тон, насыщенность и контрастность. В учебной программе по Живописи в каждом учебном классе предусматривается одно задание в год в данной технике.

Изучение данной техники позволяет научить детей работать в ограниченной цветовой гамме и больше акцентироваться на форме и объеме предметов. Кроме того развить мелкую моторику и укрепить руку, так как из-за своей монохромности гризайль требует особой тщательности и аккуратности.

Технику гризайль можно применять не только в живописи, но и в сюжетных работах по станковой композиции. Такой работе придает шарм, то что хочется угадать, какие же цвета скрыл автор. Необыкновенно выразительны и достоверны получаются деревенские и городские пейзажи (Приложение 4).

3.5 Смешанная техника

Существуют и широко применяются детьми на уроках композиции станковой и основах изобразительной грамоты техники, когда акварель смешивают с другими красящими материалами – белилами (гуашью), акварельными карандашами, пастелью, тушью. Хотя результаты бывают весьма впечатляющими, такие техники не являются «чистыми». Можно попробовать с детьми различные варианты. Технику, как правило, задает общий творческий замысел работы и предрасположенность ребенка к тому или иному материалу. Образы получаются запоминающими и яркими, кроме того дети очень любят экспериментировать, пробовать что-то новое (Приложение 5).

3.6. «Спецэффекты»

Во время работы акварельными красками можно использовать различные «спецэффекты». Наиболее популярные и часто используемые учащимися в нашей школе – это применение соли, пищевой пленки и набрызга. В младших классах на уроках изобразительной грамоты знакомство с ними происходит в игровой форме, в старших классах учащиеся, уже имея определенный опыт, сами предлагают какой прием можно применить в каждой конкретной работе. Применение подобных «спецэффектов» делают процесс создания творческой работы более интересным и захватывающим для детей. Они испытывают удивление, что при создании художественного образа можно применять не только краски и кисти, но и предметы казалось бы далекие от изобразительного искусства -соль, пленка, зубная щетка и пр. Такие уроки надолго запоминаются и вызывают бурю эмоций у детей. Они учатся находить художественный образ в хаотическом распределении цветовых пятен, развивают фантазию, воображение, творческое мышление.

Например, кристаллики крупной соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы. Таким образом, можно создать в работе воздушную среду, украсить луг цветами, небо звездами, показать брызги воды и пр.

Интересный эффект дает обычна пищевая пленка. Лист покрывают красочным слоем, и пока он не высох, плотно прижимают мятую пленку. В результате получаются неповторимые разводы – зелень, небо, море или просто абстрактная, композиция в которой дети пытаются разглядеть и подчеркнуть какие-то образы (Приложение 6).

Набрызг – это самый простой из приемов, он знаком многим детям еще с занятий изобразительным искусство в детском саду. Но в художественной школе композиции работ усложняются, цветовые сочетания становятся богаче. Широко используется в младших классах на уроках изо набрызг по трафаретам, в старших классах набрызг может быть применен при создании плаката. В сложных сюжетных композициях или пейзажах можно тоже использовать этот прием, но надо проследить за тем, что бы учащиеся были предельно аккуратны. Частички раствора краски практически бесконтрольно разлетаются по бумаге и легко можно испортить работу, переборщив с интенсивностью данного эффекта.

4.Заключение

Самым главным аргументом для использования акварели можно назвать то, что акварель является более сложным материалом, и, следовательно, тем самым приучает детей к серьезной вдумчивой деятельности в области творчества. Акварель способствует выработке навыка аккуратной работы, развивает умение видеть тончайшие цветовые переходы, учит нестандартному восприятию образа окружающей действительности, равно как и ее передаче.

Кроме того, в целом акварельная живопись формирует изящество восприятии мира и тонкую духовную организацию личности юного художника.

Список литературы

    Винер, А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью [текст] / А.В.Виннер. – М.: «Искусство», 2009.

    Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности [текст] / В.Б.Косминская– М.: «Просвещение», 2008.

    Кунц, Д. Основы акварели. Цвет. -М.: «Попурри», 2006. – 169 с.

    Назаров, А.К. Основные способы акварельной живописи. – M.: «Орбита-М», 2011.

    Ревякин, П.П. Техника акварельной живописи. – M.: «АСТ», 2009.

    Уильям Ньютон, Акварельная живопись. – М.: «Кристина – Новый век», 2007.

    Шитов, Л.А., Ларионов, В.Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства». – М.: «Просвещение», 2005.

Приложение 1

Техники и приемы акварели

    По степени влажности бумаги:
    По-сухому По-сырому Комбинированная техника
    По количеству красочных слоев:
    Однослойная акварель (a la prima) Многослойная акварель (лессировка)
    По цветовой палитре:
    Монохромная акварель (гризайль) Многоцветная акварель
    По красящим материалам (чистоте техники):
    «чистая» техника акварели Смешанная техника: акварель + белила
акварель + пастель акварель + акварельные карандаши акварель + тушь (гелевая ручка)
    «Спецэффекты»:
    Набрызг Пищевая пленка Соль другие

Приложение 2


Работа акварелью «по-мокрому»

Приложение 3

A la prima

Приложение 4

Гризайль

Приложение 5

Акварель + гелевая ручка Акварель + пастель

Приложение 6