Материальная и духовные культуры и их взаимосвязь. Духовная и материальная культура

Культуру как целостную систему принято делить на две формы: материальную и духовную, что соответствует двум основным видам производства - материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания - наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.

Уже говорилось, что культурообразующая деятельность может быть двух видов: творческой и репродуктивной. Первая создает новые культурные ценности, вторая - лишь воспроизводит и тиражирует их. Иногда такого рода деятельность, направленную на механическое повторение продуктов чужих ума и чувства, также относят к духовному производству. Это неверно, ибо оно не просто тиражирование идей или произведений искусства, а их создание, обогащение культуры усилиями человека-творца. Так, учитель или университетский профессор, бездумно повторяющий чужие мысли и не вносящий в них ничего своего, будет занят не творческим, а репродуктивным трудом, равно как печатание огромным тиражом на конфетных обертках картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» - отнюдь не духовное производство и не духовная культура.

Именно поэтому, когда сравнивают различные эпохи человеческой истории или страны по уровню культуры, то за основной Критерий принимают прежде всего не количественную сторону существующей там художественной или научной продукции, а ее национальную неповторимость и качественные характеристики. Ныне легко можно представить страну, «впитавшую» и использовавшую многие достижения других народов, но не давшую миру ничего «своего» и ничего нового. «Массовая культура» - яркий пример того, как стремление к подражательству и количеству за счет оригинальности и качества лишает культуру национального лица и превращает в свою противоположность - антикультуру.

Деление культуры на материальную и духовную лишь на первый взгляд кажется достаточно четким и бесспорным. Более внимательный подход к проблеме вызывает ряд вопросов: куда, например, отнести высокохудожественные предметы обихода, шедевры архитектуры или одежды? К материальной или духовной сфере относятся производственные отношения и культура труда - важнейшие слагаемые всякого промышленного производства? Многие исследователи относят их к материальной культуре.

Поэтому к разграничению двух ипостасей культуры возможен и другой подход: первая связана с творческим преобразованием окружающей природы в вещественные продукты человеческого труда, т.е. во все то, что имеет материальную субстанцию, но создано не природой или Богом, а гением человека и его трудовой деятельностью. В этом случае сферой материальной культуры станет вся «очеловеченная» часть объективно существующего мира, «вторая Вселенная», которую можно увидеть, пощупать или хотя бы ощутить. В этом последнем случае запах духов, например, будет принципиально отличаться от запаха розы, ибо духи созданы человеком.

В отличие от понимаемой таким образом материальной культуры ее чисто духовные проявления не имеют субстанции и связаны прежде всего не с преобразованием окружающей среды в вещественные предметы, а с преобразованием внутреннего мира, «души» человека или целого народа и его социального бытия. Несколько упрощая и схематизируя вопрос, можно сказать, что духовная культура - это идея, а материальная культура - ее опредмеченное воплощение. В реальной жизни духовная и материальная культуры практически неразделимы. Так, книга или картина, с одной стороны, материальны, с другой - духовны, поскольку имеют определенное идейное, нравственное и эстетическое содержание. Даже музыка материализуется в ногах. Иными словами, нет предмета чисто материальной культуры, каким бы примитивным он ни казался, который не имел бы «духовного» элемента, как не может быть неспособного материализоваться продукта духовной культуры. Однако легко себе представить, что при отсутствии письменности способна существовать нематериализованная духовная культура в виде фольклора, передаваемого из поколения в поколение. Неразрывное единство духовного и материального начал в культуре при определяющей роли первого ярко выражено даже в знаменитой марксистской формуле: «идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами».

Говоря о единстве материальной и духовной культуры и в то же время не отрицая их различной природы, нельзя не задаться вопросом: как проявляется это единство на разных этапах развития человечества? Становится ли оно более органическим, тесным и продуктивным или, наоборот, материальная и духовная жизнь человека (и общества) обособляются одна от другой? Иными словами, усиливается ли деление общества на «жрецов» и «производителей», на людей культуры и лю- дей-винтиков, на личностей и индивидов? Или другой, связанный с этим вопрос: усиливаются ли возможности человека по осуществлению возникающих у него идей, т.е. возможности их превращения в «материальную силу»? Думается, ответ может быть только один: по мере развития общества, его демократизации, роста технических возможностей тиражирования и передачи во времени и пространстве продуктов культуры единство в ней материального и духовного начал становится все более ощутимым и приносит впечатляющие плоды. Сейчас уже нет такого противостояния между «жрецами» и простыми смертными, как это было в давние эпохи; таких жестоких схваток между наукой и религией, как в недавнем прошлом; такого резкого деления на духовную «элиту» и анонимную массу, как наблюдалось в начале XX в. Повсеместно, по крайней мере в наиболее цивилизованных странах, растет число личностей за счет массы индивидов, производителей культуры за счет ее пассивных потребителей.

Правда, распространение культуры и рост числа культурных людей идет не без внутренних противоречий. Ведь «опрсдмеченная» духовная культура служит обычно удовлетворению определенных материальных потребностей ее обладателя, часто даже не представляющего себе духовного содержания того или иного принадлежащего ему предмета. Достаточно вообразить себе особняк какого-нибудь безграмотного нувориша, набитый полотнами великих художников, или ценнейшую библиотеку современного мещанина, за всю жизнь не раскрывшего ни одной книги. Ведь многие люди копят произведения искусства и литературы не из-за их эстетической ценности, а из-за их рыночной стоимости. К счастью, культура живет и дышит за счет миллионов бессребреников, прежде всего в среде интеллигенции, с убогими углами или пустыми квартирами, но хранящих в своем сердце и памяти духовные богатства всего мира! Говоря о духовной культуре того или иного народа в определенный момент его истории, не следует прямо связывать се ни с уровнем жизни данного общества, ни с его материальным производством, ибо существует такое понятие, как культурное наследие. Культура США отнюдь не богаче, чем русская, французская или итальянская, за которой до сих пор ощущается величие Древнего Рима. Это лишний раз доказывает, что подлинная культура в отличие от машинной цивилизации не складывается в одночасье, а является продуктом весьма длительного развития.

Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную .

Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция .

Так в ходе НТР (научно-технической революции) возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры (развитие техники средств информации - радио, телевидения, компьютерных систем и т.д.), а с другой стороны - в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны (непрерывное «онаучивание» производства, постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д.); наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде» (например, дизайн - художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека).

Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание водораздела этих систем является ценность. В самом общем определении ценность - это все, что имеет для человека то или иное значение (значимо для него), а следовательно, как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» (культивированию) самого человека.

Ценности подразделяются на природные (все, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека - это и минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д. и т.п.) и культурные (это все, что создал человек, что является результатом его деятельности). В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру .

Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования - это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек (общество) производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.

Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека - это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека - это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум (сознание) или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.

Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира (мира его сознания). И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны - дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество.

Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность как и в момент их высказывания - достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.

Понятие духовной культуры :

Содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

Показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину -- добро -- красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

Теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

Этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

Эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Таким образом, духовная культура -- это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Человек по-разному может реализовать свое творческое начало и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой. Кратко охарактеризуем подлинно всеобщие формы духовной культуры, которых насчитывает шесть и в каждой их которых по-своему выражается суть человеческого бытия }