Масляная пастель. Восковые карандаши и масляная пастель

Масляная пастель – очень интересный художественный материал. Для ее изготовления пигмент смешивают с жиром, маслом и иногда небольшим количеством воска. Масляная пастель отличается от обычной сухой пастели. Масляная пастель более мягкая, укрывистая, она дает более яркие и насыщенные штрихи. Штрихи масляной пастели сложнее растушевываются пальцем или сухой кистью, но хорошо тушуются с использованием специальных растворителей. Несомненное преимущество масляной пастели – ее крепкое сцепление с поверхностью бумаги. В отличие от сухой пастели рисунок, сделанный масляной пастелью, не осыпается и не требует фиксации специальными лаками. Масляную пастель широко используют мастера флористики и керамики – она позволяет сделать хорошую надежную тонировку изделий.

В интернете можно найти много мастерклассов, обучающих искусству создавать рисунки масляной пастелью для начинающих.

Если вас заинтересовал этот вид рисования, можно недорого купить набор пастели на алиэкспресс.

Подарочный набор масляной пастели



Набор пастельных мелков круглого сечения. Мелки масляной пастели высокого качества упакованы в красивую картонную коробку с пластиковым вкладышем. Вы можете выбрать подходящий вам набор из 12, 16, 25, 36 или 50 цветов. Диаметр мелка 10мм, длина 71мм. Каждый мелок обернут бумагой с номером цвета. На крышке коробки дана хорошая таблица цветов с номерами и их международными названиями. Есть вариант подарочной коробки для большого набора на 50 мелков. Эта коробка закрывается на магнитный хлястик. Палитра очень богатая, хорошая градация оттенков каждого цвета, это позволит вам сделать реалистичный рисунок. Цена зависит от размера набора.

Набор масляной пастели аналог MUNGYO




Очень популярная и качественная пастель известного производителя MUNGYO ценится художниками за особую мягкость, стойкость и хорошую палитру. Цена на эту пастель в профессиональных магазинах довольно высока – от 50 руб за один мелок. Здесь вы можете приобрести аналог этой пастели по приемлемой цене. Набор из 50 мелков масляной пастели. В наборе 48 цветов и по традиции два мелка белого цвета. Очень приятная качественная пастель с чудесным набором оттенков всех цветов. Пастель упакована в картонную коробку с пластиковым вкладышем. На этикетке каждого мелка указано название и номер цвета – это очень удобно. Если каким-либо цветом вы пользуетесь чаще, чем остальными, и мелок закончился или случайно сломался, вы сможете докупить новый мелок в художественном магазине по номеру. Пастель стойкая к выцветанию, поддается растушевке, смешиванию, очень мягкая в рисунке.

Акварельные восковые карандаши




Очень интересная новинка в мире масляной пастели – акварельная масляная пастель, хотя и звучит это сочетание очень странно. Это масляная пастель, которую можно растушевывать водой, как акварель.

Набор масляной акварельной пастели из 36 цветов в удобном пластиковом чемоданчике станет хорошим подарком творческому ребенку, и даже взрослому. Неограниченный простор для фантазии и множество вариантов использования. Пастель изготовлена и экологичного безвредного материала. Дает четкий яркий цвет. Благодаря тонкому шестигранному наконечнику, пастелью можно выполнять как толстые штрихи, так и тонкие линии. При простой сухой растушевке пастель может выглядеть как гуашь. При желании превратить рисунок в акварельный, просто растушуйте его кисточкой с водой – волшебство на ваших глазах! Приятный бонус – в комплекте пластиковый держатель для мелка. Вы оцените это удобство, т.к. обычно масляная пастель довольно сильно пачкает пальцы.

Набор для творчества карандаши в коробке



Еще один яркий и красивый набор, которым вы сможете порадовать ребенка.
36 восковых карандашей упакованы в картонную коробку с двумя пластиковыми вкладышами. Откройте коробку и порадуйте себя. Очень яркая и веселая палитра сразу настраивает на позитивный лад и вдохновляет на экспрессивные рисунки. Карандаши интересной формы, напоминают ручку или фломастер. Длина каждого карандаша 12 см. Карандаши можно точить в обычной точилке. Несомненный плюс карандашей – они не пачкают руки. Не стоит бояться, что они сломаются или раскрошатся в руках ребенка – карандаши гибкие. На каждом грифеле написано название цвета, и названия очень поэтичные: красный поцелуй, лесной коричневый, зеленый джунглей, голубая лагуна, шоколад, дюны… В наборе есть и непривычные цвета: золотой и серебряный металлик.

В числе самых популярных видов пастели - масляная и сухая. В чем особенности соответствующих ее типов?

Что представляет собой масляная пастель?

Данный вид пастели имеет в своем составе связующее вещество на основе минерального масла. Краска на поверхности после его высыхания - достаточно гладкая, то есть матовость не характерна для рисунков на основе масляной пастели. Однако, как отмечают любители рисования, картинки с использованием соответствующего вещества получаются обычно очень яркими.

Рассматриваемый тип краски удобен тем, что его частицы не прилипают к рукам художника, окружающим предметам, позволяют сохранять чистоту в помещении при рисовании.

Масляная пастель - универсальный материал. Он подходит для рисования на самых разных поверхностях, может применяться для создания рисунков на наружных частях зданий. Данный вид пастели растушевывать необходимо, как правило, с использованием растворителей, а также специальной кисточки.

Что представляет собой сухая пастель?

Сухая пастель - разновидность соответствующей краски, которая имеет в своем составе твердое связующее вещество. Например, декстрин. Сухая пастель чаще всего выпускается в виде специальных карандашей или же мелков. В зависимости от процента связующего вещества она может быть классифицирована как мягкая или твердая. Некоторые разновидности пастели содержат крайне небольшое количество связующего вещества: такого типа краска характеризуется самой высокой степенью мягкости.

Сухая пастель, относящаяся к мягким разновидностям, позволяет рисовать достаточно толстыми мазками. Краска на поверхности часто имеет матовость, что обусловлено включением во многие типы пастели мела. Используя мягкую пастель, можно формировать изящную структуру изображения. Его можно быстро растушевать, разбавить другими цветами, как правило, без использования растворителей или иных дополнительных веществ.

Твердая сухая пастель позволяет наносить на поверхность в процессе рисования существенно более четкие штрихи. Однако, как отмечают некоторые любители рисования, рассматриваемое красящее вещество характеризуется не слишком высокой яркостью.

Сравнение

Главное отличие масляной пастели от сухой заключается в том, что в первом типе красок в качестве связующего вещества используется минеральное масло, во втором - твердый компонент (при этом в мягких сортах пастели его количество - относительно небольшое).

Масляная пастель позволяет создавать гладкие, яркие рисунки. Сухая, в свою очередь, - матовые и не слишком яркие (особенно если речь идет о твердых типах краски). Для растушевки рисунков, созданных с использованием масляной пастели, как правило, нужен растворитель. В случае с сухой пастелью обычно не требуется задействования подобного вещества.

Определив, в чем разница между масляной и сухой пастелью, зафиксируем выводы в таблице.

Масляные пастели во многом отличаются от сухих пастелей, и не могут использоваться в комбинации с ними. Как подразумевается названием, в масляной пастели пигмент связывается маслом, создавая плотную и маслянистую текстуру. В сравнении с мягкими пастелями выбор цветов немного ограничен и меньше градаций цвета. Однако данное средство становится все более популярным, и изготовители постепенно начинают отвечать на запрос, увеличивая цветовые диапазоны материала.

Одно из больших преимуществ масляных пастелей заключается в том, что они не требуют фиксации, что облегчает хранение; так как законченные рисунки труднее смазать. Поскольку данные пастели, можно сказать, совсем не пачкаются в отличие от мягких, то прекрасно подходят для работы вне помещений. Однако они имеют свойство плавиться при повышенной температуре, что весьма неудобно, словно рисуешь сливочным маслом; поэтому ими лучше работать в тени.
Как и в работе мягкими пастелями, штрихи могут наноситься или концом, или стороной палочки. Вы можете рисовать масляной пастелью на любой из стандартных пастельных бумаг или поверхностей, предназначенных для живописи масляными красками, таких как холст и бумага, загрунтованная для работы маслом или акриловыми красками. Масляная пастель иногда используется как дополнительное средство при работе масляными красками.

СОВЕТ. Для работы вне помещения включите в ваш комплект для рисования эскизов бутылку уайт-спирта и тряпки или бумажные полотенца. Если пастели размякнут, возникнет необходимость отмыть руки.

Масляная пастель:

Масляная пастель на пастельной бумаге:


Масляная пастель на бумаге, загрунтованной для работы масляными красками:




Цвета на следующем рисунке главным образом смешаны оптически путем создания сети линейных штрихов. Для появления яркого эффекта в листве белому цвету бумаги позволили просвечивать вокруг и между штрихами.
Рой Спэйркс. Листва:


НАЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ
Слои цвета могут создаваться масляной пастелью таким же образом, как мягкими пастелями или цветными карандашами, но из-за их маслянистой текстуры они имеют тенденцию забивать зерно бумаги быстрее; так что с самого начала старайтесь работать масляными палочками легко, без сильного нажима. Лучший путь к цветовым уровням - это использование кончика палочки, который быстро становится тупым, что и приводит к широким, а не тонким линиям. Держите палочку ближе к концу и тогда вы не сможете слишком сильно давить. Также следует стремиться создать такую сетку линий, которую можно постепенно заполнить для создания областей более плотного цвета. Масляные пастели не могут быть стерты обычным способом, но их отмывают. Если вы сделали ошибку или желаете изменить часть рисунка, опустите тряпку в скипидар или уайт-спирт и мягко вытирайте цвет, а затем дайте бумаге высохнуть перед нанесением дальнейших пастельных штрихов. Вообще, скипидар или спирт могут играть важную роль в работе масляной пастелью.
СОВЕТ. Вы не можете смешивать масляные пастельные цвета растиранием пальцем, но эффект смешивания может быть достигнут при наложении одного цвета на другой с достаточно сильным давлением.

СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ НА БУМАГЕ
Устойчивый контур выполнен желтой масляной пастелью. Художник выбрал “холодную” сине-серую бумагу, чтобы обеспечивать контраст между ярким оранжевым и желтым цветами.


После нанесения диагональных линий оранжевым на оба фрукта был положен желтый цвет. Штрихи сохранены открытыми, чтобы добавить цвета без забивания бумаги. Когда основные цвета установлены может быть введено больше контраста, и для теней на апельсине используется дополнительный цвет - синий.

На обоих фруктах к теням подмешивается главный цвет, чтобы нейтрализовать их.

Чтобы усилить дополнительный контраст, вокруг фруктов добавлен серый немного более темного тона, чем бумага; и теперь художник создает форму, добавляя блики и подчеркивая тени.

Цвета были мастерски смешаны, что придает основательность и фактуру фруктам. Легкие касания основного оранжевого цвета добавлены ниже и за фруктами. Это сделано для того, чтобы связать их с фоном.

МАСЛЯНЫЕ ПАСТЕЛИ: СМЕШИВАНИЕ С РАСТВОРИТЕЛЕМ
(примечание: многие советуют для смешивания использовать специальное масло, или растительное)
Эта методика очень схожа с увлажнением сухой пастели, но здесь пастель «растворяется» скипидаром или уайт-спиртом до состояния, когда она фактически превращается в краску. Таким образом, вы можете заполнить бумагу цветом весьма быстро. Можно смешать цвета для создания нежных, едва уловимых полутонов.
Метод можно использовать в течение всего процесса создания изображения, но при этом приносится в жертву линейный аспект, который собственно и отличает технику рисунка от методики работы с красками. Таким образом, обычно более эффективно объединять увлажнение с различными точечными штрихами.
Хотя пастелью обычно работают на цветной бумаге, в некоторых случаях лучшим выбором может стать белая основа, поскольку она будет просвечивать через уровни цвета, создавая эффект свечения, к которому так стремятся художники-акварелисты. Вы можете работать на белом грунтованном картоне, но если требуется фактура, лучшими поверхностями являются или холст для живописи, или бумага для рисования эскизов. Все эти виды бумаги позволяют делать исправления, вытирая цвет тряпкой со спиртом.
Консистенция, которую вы хотите получить, производя смешивание, естественно, зависит от ваших целей и предмета, который должен быть изображен. Можно использовать метод частично для смягчения линий в некоторых местах или легкого их слияния (если они раз- личного цвета), все еще оставляя видимые следы. Данные приемы помогут создать эффект работы акварельным карандашом. В этом случае кисть для акварели - лучшее средство; однако для получения более живописного эффекта, где работа кистью играет главную роль, идеальна щетинная кисть для масляной живописи.

СОВЕТ. Для этой техники можно использовать обычную пастельную бумагу, но если вы пользуетесь уайт-спиртом, то существует небольшой риск ухудшения ее состояния стечением времени, поэтому скипидар - более безопасный выбор.

Смешивание двух цветов с помощью кисти и уайт-спирта на бумаге для акварели:


Синий и желтый цвета смешаны для получения зеленого:


Линия штриховки смягчена и размыта с помощью кисти и спирта:


ПЕЙЗАЖ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ
Работая на сине-серой бумаге Ingres, художница наметила основные формы, используя штрихи боковой поверхностью и свободное затенение.

Затем она опускает кусок ваты в скипидар и размывает цвет в области неба. Далее, используя боковую поверхность пастельной палочки, она добавляет к небу белый цвет.

Затем она работает со средним планом, добавляя зеленый среднего гона и почти черный. Маленькие деревья рисует непосредственно кончиком кисти поверх слоя масляной пастели, распределяя цвета по плоскости.


Художница считает этот метод идеальным для схватывания мимолетных погодных состояний, подобных этому, поскольку бумага может быть заполнена очень быстро, и, если потребуется, легко внести изменения.
(примечание: масляная пастель считается более удобной для этюдов, и быстрых набросков с натуры, т.к. она не осыпается и менее маркая, в отличии от сухой.)

МАСЛЯНЫЕ ПАСТЕЛИ: СГРАФФИТО
Этот метод включает в себя процарапывание одного цвета, чтобы показать лежащий под ним (от итальянского слова sgraffito, царапать). Он немного напоминает процарапывание сквозь слой чернил, но там можно проводить только белые линии на черном, тогда как масляная пастель позволяет получать разнообразные цветовые эффекты.

(Граттаж, мы такое делали с дочкой )
Данная методика - одна из многих заимствованных из живописи масляными красками. Рембрандт часто процарапывал влажный слой масляных красок основанием кисти, чтобы передать фактуру волосков на лице или деталей кружева на воротнике.
Хотя техника может использоваться и для других изобразительных средств, особенно цветных карандашей. Так же она практически идеально подходит для масляной пастели. Ее можно положить толстым слоем, который при этом остается достаточно сырым и легко удаляется острым орудием.

Рисунки в технике сграффито должны быть продуманы заранее. Этот метод не подходит для импровизации, и необходимо постоянно держать конечный образ рисунка в памяти, тщательно планируя каждый шаг и последовательность наложения слоев.
Первый этап заключается в том, чтобы покрыть бумагу плотным слоем цвета, хорошо вдавливая его в поверхность (если хотите, можете использовать для первого слоя акварель, чернила или акриловые краски).
Второй слой должен быть положен несколько более свободно так, чтобы вы могли легко удалить его каким-либо острым инструментом, например ремесленным ножом. Для более толстых линий пробуйте ручку кисти.

Смотрим на рисунке, слева-направо:
- следы лезвия скальпеля;
- следы тупого конца кисти;
- следы боковой стороны ремесленного ножа;
- следы мастихина;



Использование мастихина при процарапывании:


СОВЕТ. Процарапывание получается более удачным, если работать темным по светлому, поскольку масляная пастель имеет ограниченную покрывающую способность, и бледный цвет, находящийся сверху, «утонет» в темном цвете основы. Для разнообразия можно использовать более одного цвета для любого из слоев.

ПРОЦАРАПАННЫЕ БЛИКИ И ФАКТУРА


Работая на бумаге для акварели, являющейся достаточно плотной, чтобы выдержать метод процарапывания, художница кладет первый слой цвета.

Добавив еще несколько цветов и хорошо вдавив их в бумагу, она процарапывает тонкие линии острием скальпеля.

Она продолжает процесс, поочередно накладывая и процарапывая цвета, чтобы создать фактуру цветочной головки.



Процарапывание превосходный метод для подобного вида изображений, поскольку невозможно достичь линий такой тонкости, просто работая масляными пастелями.
В этом рисунке масляная пастель была смешана со спиртом, причем волны и движение воздуха переданы удалением небольших линий и форм концом древка кисти. Разнообразие штрихов подчеркивает движение лодки. Фактура бумаги также вносит свой вклад в общий эффект.

Мэтью Эванс. Под парусом:

Пастель для рисования – художественный материал, родившийся гораздо раньше масляных красок. Такие великие художники как Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар писали свои шедевры не только маслом, но пастелью.

Художественная пастель (от латинского “тесто”) – это мягкий и приятный в работе материал. Обычно выпускается в виде мелков и карандашей.

Состав пастели достаточно прост – пигмент плюс связующее вещество. В качестве связующего вещества могут использоваться такие клеящие вещества как воск, минеральные масла или гуммиарабик.

Пастель для рисования может быть четырёх видов:

  • сухая пастель (твердая, мягкая, ультра-мягкая (софт))

Остановимся коротко на каждом из перечисленных видов пастели.

Сухая пастель

Такая пастель ложится на бумагу легко и мягко. Даёт штрих размером от 2 до 5 мм. Ее можно растушевать пальцем, превращая штрихи в ровный тон.

Накладываясь друг на друга, цвета легко смешиваются и позволяют при этом получить новые оттенки. Таким образом, даже небольшой набор мелков позволит вам создать богатую по цвету картинку.

Хорошая пастель не должна царапать бумагу, крошиться и ломаться при работе.

В зависимости от соотношения пигмента и связующего вещества, сухая пастель делится на:

  • твердую hard
  • мягкую soft
  • супер-мягкую extra soft

Чем больше в пастели содержание связующего вещества, тем она тверже. При этом некоторые виды пастели, самые мягкие, могут состоять только из пигмента. Часто их просто отличить по форме мелков- мягкую пастель чаще всего делают круглыми мелками, а твердую – прямоугольными брусочками.

Твердая пастель для рисования даёт более чёткие и тонкие штрихи, чем мягкая. Ей удобно рисовать детали рисунка. Она меньше осыпается с поверхности бумаги.

Мягкая пастель для рисования содержит больше пигмента. Она позволяет заполнять цветом большие поверхности, легко растушевывается.

Она более приятна в обращении, дает красивую бархатистую фактуру рисунка, позволяет легко создать яркие мазки.

Однако начинающим художникам контролировать этот материал непросто – мелки легко ломаются, нанесенный ранее слой размазывается, осыпается. Рисование мягкой пастелью требует особой аккуратности.

Поэтому в работе имеет смысл начинать картинку мягкой пастелью, чтобы забить поры бумаги, а завершать – более твердой.

Пан пастель («ультрамягкая» пастель) выпускается в специальных баночках, которые очень похожи на палетки с тенями. Каждая такая баночка содержит на 35% больше пастели, чем обычная палочка пастели.

Пан пастель хорошо смешивается и дает максимально точную цветопередачу. Поэтому обычно ею работают художники в технике реализма.

Рисуют пан пастелью с помощью специальных поролоновых спонжиков, смешивая цвета прямо на бумаге.

Эта пастель еще не очень распространена, в России продается редко.

Самые известные импортные производители пастели:

  • французская компания Sennelier (выпускает палитру в 525 цветов из высококачественного пигмента – эта пастель достаточно дорогая).
  • Хорошего качества пастель производят такие фирмы как
  • Rembrandt ,
  • Schminke ,
  • Faber-Castell
  • Talles (Голландия)
  • Не менее привлекательной по качеству является пастель корейского производства Mungyo , с хорошей палитрой оттенков. Очень приемлема по цене, она в два раза дешевле Faber-Castell, но ничуть не хуже по качеству.

Больше зарубежных марок-производителей пастели:

Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Conte (Франция), Lyra (Германия), Caran d’Ache (Швейцария), Stabilo (Германия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), Derwent (Англия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sakura, Daler Rowney (Англия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Apa-Ferrario (Италия), Bosung (Китай), Pentel (Япония), Titi (Корея), Crayon.

Распространенные российские марки пастели:

  • Подольск-Арт-Центр
  • Сонет
  • Аква-Колор
  • Спектр

Пастельные карандаши

Это разновидность сухой твердой пастели в виде обычных карандашей. Такие карандаши обладают рядом преимуществ:

  • удобны в использовании,
  • позволяют наносить более аккуратные штрихи,
  • не пачкают руки.

Незаменимы при прорисовке мелких деталей и создании, например, плавных фактурных переходов, когда цвета смешиваются карандашами прямо на бумаге. Их лучше использовать для изображения животных и портретов людей, ведь можно прорисовать шерстинки и перышки для большей схожести с оригиналом.

Производители карандашей:

  • Faber Castell
  • Derwent
  • Cretacolor
  • Stabilo

Все они тоже отличаются по твердости, например, самые мягкие карандаши - Conte. Самые твердые – у Faber Castell.

Масляная пастель

Несмотря на то, что эти мелки тоже называются пастель, эта пастель имеет совершенно иные качества и, соответственно, способы рисования.

Масляная пастель изготавливается из пигмента с льняным маслом путём прессования. Её мелки твёрдые и как бы жирные на ощупь. Со временем на работах, выполненных масляной пастелью, даже могут проступать жирные пятна.

Мелки масляной пастели оставляют яркие, чёткие штрихи. Цвета плохо смешиваются между собой. Мазки пастелью практически невозможно растушевать пальцем.

Цвета у масляной пастели не такие матовые, как у сухой пастели. Также масляная пастель отличается от сухой тем, что практически не пачкается, законченные рисунки труднее смазать и они не требуют фиксации.

Рисовать масляной пастелью можно на любой поверхности. Ей не требуется специальная бумага, как сухой.

Кроме того, масляную пастель можно размывать. Размывают-растушевывают масляную пастель растворителем (специальным или для масляных красок). Для этого используется кисточка или растушевка (специальная палочка из пресcованной бумаги), смоченная в растворителе.

В итоге результат рисования будет похож на картину масляными красками, а не на работу сухой пастелью.

Производители в основном те же, что и у сухой пастели. Лучшей считается фирма Sennelier .

Восковая пастель

Восковая пастель создается на основе воска (чаще всего полимерного) в сочетании с натуральными наполнителями.

Рисунки, выполненные восковыми мелками, получаются сочными и яркими.

Мелками из воска можно рисовать на бумаге, картоне и даже на стекле. Восковую пастель можно использовать в смешанной технике – рисовать по акварели или гуаши. Поскольку на такую пастель не ложится вода, то с помощью таких мелков можно рисовать в техниках «сграффито», «витраж-эмаль», «энкаустика» и «фроттаж».

Восковые мелки внешне похожи на масляные. в чем же разница?

Чаще всего, восковые мелки – это дешевый материал для детей. Они тверже масляной пастели, поэтому не пачкают руки. В профессиональной сфере используют, в основном, именно масляную пастель.

Акварельная пастель

У акварельной пастели тоже восковая, влажная текстура.

Но это уникальный материал. Он сочетает в себе все преимущества пастели, и при этом в ее состав входят водорастворимые компоненты.

Выполненный такой пастелью рисунок похож на рисунок масляной пастелью. Однако, его можно размыть, превратив в акварель!

Если вы имели дело с акварельными карандашами, то поймете принцип работы акварельных мелков. В отличие от карандашей, мелки мягче и ярче, легче закрашивают большие поверхности и размываются.

Таким образом, под одним и тем же словом, , можно понимать совершенно разные мелки.

Надеюсь, после этой статьи вы уже не ошибетесь в выборе нужной вам пастели!

Буду рада вашим комментариям и очень благодарна за репосты!

Техника итальянского рисунка: смотрите видео в свободном доступе!

Масляные пастели во многом отличаются от сухих пастелей, которые описываются в других статьях, и не могут использоваться в комбинации с ними. Как подразумевается названием, в масляной пастели пигмент связывается маслом, создавая плотную и маслянистую текстуру. В сравнении с мягкими пастелями выбор цветов немного ограничен и меньше градаций цвета. Однако данное средство становится все более популярным, и изготовители постепенно начинают отвечать на запрос, увеличивая цветовые диапазоны материала.

Одно из больших преимуществ масляных пастелей заключается в том, что они не требуют фиксации, что облегчает хранение; так как законченные рисунки труднее смазать. Поскольку данные пастели, можно сказать, совсем не пачкаются в отличие от мягких, то прекрасно подходят для работы вне помещений. Однако они имеют свойство плавиться при повышенной температуре, что весьма неудобно, словно рисуешь сливочным маслом; поэтому ими лучше работать в тени.

Как и в работе мягкими пастелями, штрихи могут наноситься или концом, или стороной палочки. Вы можете рисовать масляной пастелью на любой из стандартных пастельных бумаг или поверхностей, предназначенных для живописи масляными красками, таких как холст и бумага, загрунтованная для работы маслом или акриловыми красками. Масляная пастель иногда используется как дополнительное средство при работе масляными красками.

Совет. Для работы вне помещения включите в ваш комплект для рисования эскизов бутылку уайт-спирта и тряпки или бумажные полотенца. Если пастели размякнут, возникнет необходимость отмыть руки .

Масляная пастель на пастельной бумаге :

Масляная пастель на бумаге, загрунтованной для работы масляными красками :

Цвета на следующем рисунке главным образом смешаны оптически путем создания сети линейных штрихов. Для появления яркого эффекта в листве белому цвету бумаги позволили просвечивать вокруг и между штрихами.

Рой Спэйркс. Листва :

Наложение цветов

Слои цвета могут создаваться масляной пастелью таким же образом, как мягкими пастелями или цветными карандашами, но из-за их маслянистой текстуры они имеют тенденцию забивать зерно бумаги быстрее; так что с самого начала старайтесь работать масляными палочками легко, без сильного нажима. Лучший путь к цветовым уровням – это использование кончика палочки, который быстро становится тупым, что и приводит к широким, а не тонким линиям. Держите палочку ближе к концу и тогда вы не сможете слишком сильно давить. Также следует стремиться создать такую сетку линий, которую можно постепенно заполнить для создания областей более плотного цвета. Масляные пастели не могут быть стерты обычным способом, но их отмывают. Если вы сделали ошибку или желаете изменить часть рисунка, опустите тряпку в скипидар или уайт-спирт и мягко вытирайте цвет, а затем дайте бумаге высохнуть перед нанесением дальнейших пастельных штрихов. Вообще, скипидар или спирт могут играть важную роль в работе масляной пастелью.

Совет. Вы не можете смешивать масляные пастельные цвета растиранием пальцем, но эффект смешивания может быть достигнут при наложении одного цвета на другой с достаточно сильным давлением .

Смешивание цветов на бумаге

Устойчивый контур выполнен желтой масляной пастелью. Художник выбрал “холодную” сине-серую бумагу, чтобы обеспечивать контраст между ярким оранжевым и желтым цветами.

После нанесения диагональных линий оранжевым на оба фрукта был положен желтый цвет. Штрихи сохранены открытыми, чтобы добавить цвета без забивания бумаги. Когда основные цвета установлены может быть введено больше контраста, и для теней на апельсине используется дополнительный цвет – синий.