Магия каменных лабиринтов! «Каменные лабиринты» Карелии – Тайна тысячелетий.

Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты».

Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?

«Северные лабиринты» – это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.

Наиболее заметным в среде "северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.

На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.

Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения.

При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле.

Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт – это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых – более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение - макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров - «среднего» и «нижнего» - лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний - потусторонний - мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк - море - острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002)

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. - 173 с.: ил.)

Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.

Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.

В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков - стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006)

«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»

Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

«1. Основной элемент лабиринта - спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена).

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, - это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали.Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль - это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку - это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций - композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001)

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы - Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.

Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренскийо Соловецких лабиринтах в 1935 году:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это - выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях - разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, - первоначально по крайней мере…»

Древние лабиринты - резонаторы живой клетки природы и человека

Вячеслав Токарев

Лабиринты – одни из самых древних творений Человека, в которых в полной мере использована сила и мощь живой Природы. Их происхождение окутано домыслами, догадками, они всегда завораживали и завораживают разум людей. Первый, из известных лабиринтов, который приходит на ум – это лабиринт Дедала, изображение которого высечено на южной стене паперти в соборе города Люкки. По легенде он был построен царем Крита – Миносом, чтобы заключить Минотавра – чудовище с телом человека и головой быка. Приносили ему в жертву – по семь юношей и семь девушек из Афин. Никто не мог выйти из этого лабиринта – кроме Тесея, убившего кровавого Минотавра. Выбрался он только с помощью нити, данной ему в знак любви прекрасной Ариадной.

На Крайнем Севере, среди просторов Белого моря, находятся удивительные и загадочные Соловецкие острова. Одной из их сокровенных тайн как раз и являются сооруженные там в глубокой древности каменные лабиринты. С большой любовью и великой тщательностью выкладывали здесь люди на земле из округлых булыжников странные рисунки кругов и полукружий. В разных местах по разработанному Единому Плану, положили они каменные гряды-спирали, для почитания своих Богов. Подобные узоры называли Силой или Чистилищем Рода, по-современному пониманию – это были молельные Дома-Храмы. Среди местной народности саамов сохранились упоминания о том, что получив благословение от посвященных шаманов-нойдов, подготовленные члены древних родов, еще досаамской-чуди, проходили в сотворенных из камней лабиринтах Путь обретения внутренней силы, очищения себя и племени от скверны и грехов. Десятки лет проводили они в полной изоляции на уединенных среди морских просторов островах, практикуя специальные, развивающие Дух, Душу и Тело, практики. Вступив на тропинки-проходы между грядами камней, взыскующие внимания Богов, подолгу в них кружили или ходили танцами хороводов.

Движение по узорам троп лабиринтов идет некими дуговыми спиралями, при этом закручивает вошедших то правосторонним вращением по ходу часовой стрелки, то левосторонним – против хода стрелки часов. Круги имеют определенную и заданную длину своих ходов, возникающие потоки энергий воздействуют на идущих людей с силой - имеющей свою внутреннюю логику. Они, как морская волна, то с напором накатываются вверх на берег – тело человека, то отходят вниз, в глубину. Такая волновая знакопеременная (вверх-вниз по «правилу буравчика») структура вихрей-вращений, создаваемая в лабиринтах, подобна бегущим с определенным ритмом волнам-синусоидам - положительных и отрицательных значений потоков энергий. Вихревые потоки закручены и резонируют во вложенных друг в друга кольцах-петлях каменных узоров. Каждый круг лабиринтов неповторим, имеет только одному ему присущую частотную характеристику импульса энергии. И, в тоже время, он имеет гармонию с ритмикой всего единого рукотворного тела сооружений. Среди окружающего пространства-местности, как бы последовательно в культовом пантеоне разворачиваются ритморезонансные структуры живой Природы. Отдельным лабиринтам присущ свой строй ходов и свой порядок их прохождения. Все это поражает воображение невероятной заданностью их построения, глубокой включенностью данных сооружений в глубины древнейшего знания о Космосе и о месте Человека в нем.

Для древних, лабиринты - модель мироздания. Называли их еще «Хранилищем времени». Использовали лабиринты для проведения культовых обрядов и ритуалов целительства. Каждый род или племя строили свой лабиринт. Укладывали в них свои освященные молельные камни. А в центре закапывали заговоренный пепел с ритуального костра от сожженных жертвоприношений – треб: лечебные травы и коренья, злаки, рыбу и от охоты.Лабиринты, или другое название «Вавилоны», означали - извилистый, путанный, или иначе - Врата Господни, Путь Бога. В классических лабиринтах 12 спиралей, ориентированы они своими концами по сторонам света, но не на магнитный, а на естественный полюс Земли, который вычисляли по Солнцу. В их центре устанавливали каменные пирамидки - своеобразную Ось мира, Полярный Полюс, Пуп Земли или легендарную гору Меру. Внутренняя структура лабиринтов имела определенную логику построения – разворачивающегося во времени-пространстве Креста с загнутыми концами хвостов-парабол, процессов начала и конца развития всего сущего во Вселенной. Закручены их спирали были, как Знаки Ярги-Свастики по Солнечному и Лунному циклам. Лабиринты и настраивали матрицу клетки Природы и Человека, то на набор Силы Духа, то на очищение от Зла, Скверны.Как видим, в строении лабиринтов, четко прослеживалась трехярусная «картина» Вселенной – с членением миров по вертикали, при которой как бы между «верхним» и «нижним» мирами находился мир людей. Отсюда и понятно, важное значение центра – как контейнера, содержащего зародыши (души). Ему приписывали ответственность за все рождения и связь душ с божественным – когда Душа с Богом говорила…Эта троичная структура модели мира характерна для Заполярья с феерически-впечатляющими полярными сияниями. Она отлична от бинарной «картины» «мира мертвых-живых», типичной для Древнего Египта и Эллады.

У Вадима Бурлака в книге «Таинственный Петербург» есть рассказ о блаженном страннике Никите. Уверял он, что стоит Северная столица на «узелках» - лабиринтах, связывающих «землю с небом, огонь с водой, свет с тьмой, живых с мертвыми». Оттого и энергетика города, объяснял благой – такая сложная. Прохождение лабиринтов-спиралей с многоактными правым и левым вращением, вихревыми потоками энергий вглубь Земли и к Свету-Космосу, возможно и означали цикличность умирания-рождения и укрепление крепости живой структуры личности. На Севере с долгими полярными днями-ночами солярный образ борьбы между жизнью и смертью как бы усиливался, именно здесь блуждающее у горизонта солнце могло дать мысль о полукружьях лабиринтов. Схожесть солярно-кружковых орнаментов в культурах многих народов свидетельствует об истоках единой мировой працивилизации, и ею могла быть легендарная Арктида, откуда прапредки современных этносов расселились по Земле. Так и видятся сквозь пелену тысячелетий, торжественные шествия и сакральные празднества, проходившие у лабиринтов и посвященные таинствам – рождения и исполнения жизни. Прядет в этих культовых пантеонах Богиня или Дева Судьбы - нить жизни, разматывает клубки страстей и желаний, распоряжается участью людей, вручая им заранее уготованный жребий. Голос полярной прародины, былое мироощущение выражено в существующей здесь единой традиции лабиринтов. Они и были некими машинами для трансформации человека – из одного состояния в другое, как поток, сквозь который проходили мысли, чаяния, жизни и души…

Спирали лабиринтов – как нить жизни, закрученная в клубке всеобъемлющего познания тайн мироздания. Считали, что Богиня Судьбы предопределяла жизнь человека с самого зачатия и олицетворялась она женским животворящим началом. Тогда понятно, почему вход-выход лабиринтов напоминали материнское лоно с отверстием условного «чрева». Спираль является и символом Космического Дракона, распорядителя движения звезд и планет, гоняющего по небу, заглатывающего и отпускающего их. Дракон в мифологическом сознании - носитель вселенского хаоса, мрака и долгой полярной ночи ведет постоянную борьбу с Индрой – солнечным Богом долгожданного лета. Лабиринты и почитали, как символ магической власти и перехода миров живых и мертвых, а нередко – и вратами в Иной мир. Узнаваем стал и Страж Лабиринта, Минотавр, - хранитель этого Пути Познания Тайн Бытия.

Разрушались и разрушаются лабиринты с их священными камнями – ландшафтные сакральные соборы древних народов. Понять и изучить их, значит сохранить потомкам сокровенные послания прошлого о величии Дел и Духа Человека. Каменные лабиринты включены современными исследователями в состав памятников мегалитической – «больших камней» культуры древности, наряду с пирамидами Древнего Египта и Южной Америки, каменными столбами кругов Стоунхенджа и «летающими» многотонными плитами на каменьях-подставках Мурмана и Карелии. Есть свое научное объяснение о влиянии мегалитов на психику, тело и сознание людей. Виной всему – низкочастотные биоэлектромагнитные волны излучений, воспроизводимые при пьезоэффектах у минералов кварца. Инфразвуковые воздействия неразличимы на слух, но биологически весьма активные. Эти исходящие потоки энергий и воспринимает живая Природа, мозг и сердечно-сосудистая система Человека. Они же вызывают в людях, подверженных подобным излучениям, самые разные состояния «измененного сознания», преображения Духа-Души, трансформации личности, а также иные эффекты и явления. Лабиринты – магический инструмент древности, развивающий интуицию и истинное могущество человека. Входить в них или нет – остается за каждым из Вас, но коль скоро вошли – путь только один и вперед, по его спиральным изгибам-разворотам. Пока не достигнете цели - незримого и жизнеощутимого сокровища в центре – нового, наполненного Духом и Светом, состояния Души и Тела.

Важнейшей достопримечательностью Соловецких островов являются лабиринты, которых 14. Лабиринты представляют собой каменные выкладки, овальные или круглые, диаметр которых 3-20 метров. Находятся они в Архангельской области на Большом Заяцком острове.

Лабиринты изучались ученым-краеведом Николаем Николаевичем Виноградовым, который пришел к выводу, что это погребальные сооружения древних людей. Местное население зовет лабиринты «Вавилонами». Предполагают, что в давние времена тут проводились культовые пляски и хороводы, и во время раскопок некоторых лабиринтов нашли остатки ритуальных костров. Также есть мнение, что лабиринты служили «Ловушками для рыбы»: во время отливов рыба не успевала найти из них выход и оставалась в них. Однако многие лабиринты находятся далеко от воды. Еще одна гипотеза гласит, что лабиринты являются магическим инструментом шаманов. А ряд исследователей полагает, что лабиринты – это защитные сети, запутывающие души мертвых и не дающие им вернуться в мир живых.

В лабиринты существует только один вход, он же и выход. Если идти строго по бороздкам, не пересекая границы, то вы окажетесь там же, где и вошли.

Как добраться до Соловков?

Соловецкие лабиринты находятся в Архангельской области на Большом Заяцком острове, входящим в состав Соловецких островов. Добраться до них можно либо по морю, либо по воздуху.

Из Архангельска на Большой Соловецкий остров регулярно отправляются воздушные рейсы. Вблизи монастыря имеется взлетно-посадочная полоса.

По воде на Соловки ходит множество круизных теплоходов. Из поселка Рабочеостровск, который находится рядом с Кемью, каждый день ходит рейсовый теплоход. Он перевозит и туристов-одиночек, и туристические организованные группы. До Кеми из Москвы можно добраться на железнодорожном транспорте. Мурманский поезд довезет вас до места за сутки.

Где остановиться?

Прибыв в Кеми, вам нужно будет где-то остановиться на пару суток, чтобы отдохнуть с поезда. В Рабочеостровске имеется отличная гостиница «Причал» - это целый комплекс коттеджей в 2 этажа. Все удобства (душ и туалет) располагаются в номере. Также в номерах есть телевизор, а в отеле - столовые и бары.

На Соловках множество различных отелей, но самое удобное расположение у отеля «Соло», который находится в нескольких минутах ходьбы от монастыря. По услугам этот отель уступает другим, однако скоротать ночь и поесть вы тут сможете.

В «Соло» имеется довольно не плохая столовая. В стандартный тур входит двухразовое питание – завтрак и ужин. Обед у туристов самостоятельный, что очень удобно, так как вы сможете сами строить программу на день, а перекусить можно и в других местах общественного питания, которых в поселке еще два.

Проблем с питанием и ночлегом у вас не возникнет, и вы сможете полностью сосредоточиться на осмотре достопримечательностей этих удивительных мест.

Приятного путешествия!


Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове - это группа из 13 или 14 лабиринтов (невысоких сприралевидных каменных выкладок круглой или овальной формы, с диаметром от 3 до 20 метров) на Большом Заяцком острове, одном из Соловецких островов в Архангельской области в России.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение - макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Кроме 13 или 14 лабиринтов на данном острове есть более чем 850 искусственных нагромождений валунов, курганов, каменных выкладок, а также ряд других примечательных камней, таких как камень с нарисованным символом с радиальными лучами, возможно, представляющем солнце («солнечная розетка»). Кроме этого на острове присутствуют и дольмены. Все лабиринты сосредоточены на площади всего в 0,4 км2 в западной части острова на склонах невысокой Сигнальной горы.

Зачем на Большом Заяцком острове были сооружены лабиринты?

Для объяснения бурной деятельности жителей Соловецких островов, которые построили каменные лабиринты ещё в эпоху Неолита, выдвинуто много гипотез.

В 1970-е годы основной гипотезой считалось предположение Н.Гуриной о том, что лабиринты служили ловушками для рыбы. В пользу этого свидетельствует тот факт, что все лабиринты данной местности были сооружены вблизи берега, а уровень воды 5000 лет назад (а это их примерная датировка) был намного выше. Рыба заплывала в лабиринт, и рыбак просто собирал её из ловушки. Однако опровержением этой гипотезы может быть то, что в мире существует множество лабиринтов, расположенных на удалении от водоёмов.

Исследователь Л.Ершов выдвинул другую теорию. Ершов считал, что линии лабиринтов повторяют орбиты Солнца и Луны, таким образом, они использовались как календари. Однако это спорное утверждение, так как лабиринты различаются по расположению входа и ориентации.

Сегодня, в частности – в эзотерических кругах, популярна теория о том, что лабиринт представляет собой древний символ целостности. Он объединяет форму круга и спирали в запутанную тропу. Она символизирует путешествие к центру нашего духа и последующее возвращение в реальный мир. Переход по лабиринту может быть представлен как инициация для пробуждения знания. Считается, что проход через лабиринт способствует достижению изменённого состояния сознания и изменению восприятия времени и пространства. Действительно, Влад Абрамов, исследовавший лабиринты Большого Заяцкого острова, описывал сюрреалистические опыты, пережитые им при прохождении запутанных ходов лабиринтоа.

«Ступив в лабиринт и пройдя несколько раз по кругу к центру, вы выходите через его вход. После нескольких проходов вы забываете, сколько именно раз их совершали, и сколько раз вам осталось пройти. Субъективное время останавливается, но часы показывают, что вы гуляете по лабиринту уже 15 минут. Становится сложно думать о чём-то связно; тропа узкая, и вы постоянно должны смотреть себе под ноги. Ход лабиринта поворачивается то вправо, то влево. И вот, наконец, выход; и вы рады тому, что маленькое путешествие закончено»

Помимо приведённых теорий имеется множество других. Сейчас особенно выделяется теория Карла Шустера и Эдмунда Карпентера. Суть её в том, что сооружение лабиринтов сопряжено с религиозными верованиями. Доисторические лабиринты, скорее всего, выполняли функцию ловушек для злых духов, задавали паттерн для ритуальных танцев и/или обозначали границу между этим и потусторонним миром. Обсуждается вопрос использования этих лабиринтов в ритуалах перехода душ умерших людей в загробный мир. Археолог А.Л.Никитин предполагает, что лабиринты, как это упоминалось в легендах, указывают «входы» и «выходы» в подземное царство, а они могли открыться только тем, кому дан «волшебный ключ» от их дверей.

Это предположение вызвано широким распространением в доисторических культурах верований в «три мира», в соответствии с которыми наши предки считали, что Вселенная разделена на Нижний Мир, куда попадают души умерших, Средний Мир, включающий в себя физический план существования, и Вышний Мир звёзд, небес и богов.

До сих пор удалённые северные острова России привлекают путешественников и учёных, которые хотят разрешить их загадку и познать смысл лабиринтов.

Пишет skanek , побывавший на острове:

Большой и Малый Заяцкие острова расположены в 5 км от Большого Соловецкого острова и занимают площадь всего около двух с половиной квадратных километров. Существует несколько версий откуда же произошло это название - Заяцкий. Возможно оно связано с тем, что иногда там устраивали свою стоянку морские зайцы (один из видов Беломорских тюленей). Еще одна версия интереснее, чем предыдущая: в 16-м веке Соловецкий Монастырь перестраивался из камня, было это при митрополите Филиппе (фильм "Царь" Павла Лунгина все помнят?). Именно тогда был сделан знаменитый филипповский кирпич, который обладал высокой прочностью, что подтверждает его неплохое состояние и в наше время. Так вот, вроде как, до сих пор не известен состав это кирпича (во что я слабо верю), но есть предположение, что в него добавляли яйца северных птиц, возможно гаг, которые гнездились на этом острове в большом количестве. Соответственно монахи ездили туда ЗА ЯЙЦАМИ, отсюда и аналогия - Заяцкий. В общем вот такая интересная история.

Так чем же так интересны Заяцкие острова? Первое - это своей природой, которая разительно отличается от природы Большого Соловецкого острова. Здесь нет лесов и озер, вся растительность низкорослая, по своему типу природа очень напоминает тундру, т.е. невысокие кусты, скрюченные маленькие березки, мхи, лишайники ну и камни конечно же. Красота невероятная.

Второе и наверное самое главное, чем знаменит Заяцкий остров - это лабиринты. На них хочу остановиться отдельно. Лабиринт - один из самых загадочных и самых древних символов, о котором до сих пор ходят споры что он означает, для чего, когда и кем был впервые придуман. Изображения лабиринтов находили во многих странах, в России они встречаются в Дагестане и на Русском Севере. На Большом Соловецком острове есть мыс Лабиринтов, но лабиринты там - "новодел", восстановленные недавно, а именно здесь, на Заяцком острове находится самое большое скопление лабиринтов всей Северной Европы. Представляют они собой каменные выкладки различной формы диаметром от 3,5 до 40 метров и высотой до 50 см с каменными насыпями посередине. Так же встречаются и отдельные каменные насыпи.

Всего на островке 13 лабиринтов и около 850 каменных насыпей датированных приблизительно 2-м тысячелетием до нашей эры (!!!). Самая популярная версия того, что же это за лабиринты говорит о том, что это древнее кладбище. Объясняется это тем, что при археологических исследованиях острова под каменными насыпями были обнаружены пережженные кости животных и человека. Но почему именно на острове? А вот почему. Погребение человека во все времена считалось особым обрядом, ритуалом, а остров - это место, которое больше всего подходило для его проведения. На острове соединяются все 4 стихии: Вода (омывает остров со всех сторон), Земля (сам остров), Воздух (ветер, продувающий открытую часть суши) и Огонь, который разводил сам человек перед совершением обряда. Но некоторые насыпи при их раскопках оставались пустыми. Объяснялось это тем, что были случаи, когда человек уходил в какое-либо плавание, к примеру на охоту, и больше не возвращался, тела не было, но обряд совершить было нужно.

С каменными насыпями вроде все понятно, но для чего же нужен сам лабиринт, при том что, под каменной насыпью в центре самого лабиринта ничего обнаружено не было?

Версия этого следующая: после совершения обряда погребения, путем сжигания умершего и захоронения под грудой камней, душа должна была зайти в лабиринт, заблудиться там и не являться больше живым родственникам покойника. Где-то было написано, что попадающие на Заяцкий остров, испытывают покой, ощущение уединенности. Не знаю, может из-за дождливой и серой погоды, но я больше чувствовал себя некомфортно и неспокойно. Камней, как я говорил выше, на острове очень много, среди которых встречается достаточно красивый беломорский кварц. Вот один такой белый камушек, искрящийся на свету я и забрал с собой и положил на тумбочку возле кровати. Может это конечно совпадение, но три ночи подряд меня мучили кошмары, пока камушек этот я не выкинул, после чего стало спокойнее.

Существует и такая версия, что описанная в карело-финском эпосе "Калевала" Манала (Туонела), земля мертвых, - это и есть Соловки:
"...Шел он быстрыми шагами,
Шел неделю чрез кустарник,
Через заросли - другую,
Можжевельником шел третью;
Остров Маналы он видит,
Туонелы он холм заметил..."

Два этих признака совпадают с описанием Соловков. В Калевале Манала - остров, как и Соловки. На острове есть холм, как и гора Секирная (73 м) на Большом Соловецком острове, которая в хорошую погоду видна чуть ли не с материка и вообще, когда подходишь к Соловкам с моря, первое, что показывается на горизонте - это Секирка.

Лабиринты манят своей загадкой, хочется узнать про это как можно больше, это желание затягивает. Как сказал поляк М.Вильк в своей книге "Волчий блокнот": "....В камнях, как и в словах, живут наши предки, их духи. Это еще и саамам было известно...... Мы дошли до мыса Лабиринтов. Присаживаемся на камни, закуриваем. -Если хочешь отсюда уехать, не заглядывай в саамские лабиринты - пропадешь. Вот как я....". Очень неплохую книгу, которую я приобрел на Соловках. Называется она "Путь лабиринта", в ней собрано много версий, историй, фотографий и схем лабиринтов Беломорья и всего мира, рекомендую в общем.

Маленькая деревянная церквушка на Большом Заяцком острове - Свято-Андреевский скит. В августе 1702 года на Соловки с эскадрой из 13 боевых кораблей прибыл первый Русский Император Петр Великий, который приехал помолиться. За 10 дней пребывания у Заяцких островов царских кораблей часовня на острове была перестроена в храм, освященный в честь святого апостола Андрея Первозванного. Именно здесь освящался первый Андреевский флаг русского флота и долгое время именно этот храм моряки считали своим до тех пор, пока в 1913 году в Кронштадте не был построен Морской Никольский собор. Визит Петра на Соловецкий архипелаг служил еще и отвлекающим маневром для шведов во время Северной войны. Из

Белого моря эскадра была перетащена в Онежское озеро по суше (кстати, потом по этому пути прошло начало Беломоро-Балтийского канала) и был нанесен удар в тыл шведам, позже были захвачены крепости Орешек (Нотебург), Ниеншанц и Ландскрона, после чего устье Невы у разрушенных Ниеншанца и Ландскроны Пётр I 16 (27) мая 1703 года заложил новый город Санкт-Петербург, ставший портом Московского государства на Балтийском море - так называемым «окном в Европу». Есть версия, что по аналогии с Заяцким островом, остров в Питере был назван Заячьим, на котором расположилась Петропавловская крепость.

Так же на Заяцком острове в 16-м веке при митрополите Филиппе была построена первая закрытая каменная гавань Русского Севера, сохранившаяся до сих пор. Это одно из многих сооружений 16-го века, построенных монахами и трудниками вручную. Остается только представлять насколько сложный и долгий это был труд. Вот такой он, небольшой участок суши в холодном Белом море, постараюсь передать всю эту красоту фотографиями.


May 16th, 2015

Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты». Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?

«Северные лабиринты» – это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.

Наиболее заметным в среде “северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.

Взглянем на них подробнее …

Фото 2.

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.

На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.

Фото 3.

Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения. При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле. Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт – это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.

Фото 4.

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых – более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Фото 5.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

Фото 6.

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров - «среднего» и «нижнего» - лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний - потусторонний - мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр . Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк - море - острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 )

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил. )

Фото 7.

Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.

Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.

В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006 )

Фото 8.

«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»

Фото 9.

Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена) .

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

Фото 10.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

Фото 11.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль - это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир . О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001 )

Фото 12.

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.

Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренский о Соловецких лабиринтах в 1935 году:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это - выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях - разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, - первоначально по крайней мере…»

источники

http://photo-drive.ru/Solovki-Labirinty.html

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=7876

http://www.solovki.ca/old_09/labyrinth_solovki/labyrinth_solovki.php

Вот что я вам еще могу рассказать про лабиринты: вот например попробуйте пройти вот этот , а тут мы уже Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

«Лабиринты и есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор»

Н.Н. Виноградов, Соловки. Конец 1920-х годов

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов до сих пор не решен окончательно – да и как его решить?

Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписывают им практическое назначение – макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения.

Большинство же исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения. Н.Виноградов связывал их с культом мертвых. Вавилоны – как еше называют каменные лабиринты – связывают с обрядом инициации и «нижним миром», с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших.

Это были обряды погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу (»солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья». Построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров – «среднего» и «нижнего» – лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний – потусторонний – мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него.

Таким образом, одна из функций лабиринта состояла, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

С другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия.

Ряд прогрессивных ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями…

Некоторые считают лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» - в море. Но это уже действительно бред

Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб.

Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера.

Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?

Пять основных особенностей древних северных лабиринтов

  1. Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
  2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
  3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
  4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
  5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки.Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, – это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

Источники

Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927.