«Ложится мгла на старые ступени» Александр Чудаков. Рецензии на книгу ложится мгла на старые ступени Ложится мгла на старые ступени

Книга мне показалась настолько насыщенной, многоплановой и разносторонней, что я просто не знаю, с какой стороны подступиться к рассказу о ней.
Книга бессюжетная, это поток воспоминаний. Когда-то я пыталась читать "Улисса", и мне кажется, этот роман чем-то на него похож. Антон приезжает в городок Чебачинск, где он вырос, откуда в свое время уехал учиться в МГУ. Сейчас родственники вызвали его из Москвы невнятной телеграммой о наследственном вопросе. "Какое еще наследство?" - недоумевает Антон, ведь кроме старого ветхого дома у деда ничего нет.
Когда я дочитала до этого места, мне стало немного не по себе. Я подумала, что сейчас здесь всплывет какое-нибудь "золото партии", или николаевские червонцы, или церковные драгоценности. Уж как-то все к тому шло: пожилой умирающий родственник из "того" дореволюционного времени, алчные наследники, единственное доверенное лицо - внук, приехавший издалека. Дело явно пахло двенадцатью стульями.
Но Антон после встречи с родственниками отправляется на прогулку по Чебачинску, и не подумавши обстукивать стены или взрезать обивку старинной козетки, вывезенной из Вильны. Он идет и перебирает сокровища другого рода: каждый встреченный в неторопливой прогулке куст, каждый дом, забор, дерево, не говоря о каждом встреченном человеке - это живое напоминание о былых днях. Вспоминается все подряд, в случайном порядке. Воспоминания так сильны, что невозможно их упорядочить, сказать одному – подожди, это было потом, сначала было вот это. Поэтому тут и переносы во времени, и огромное количество героев, но никого нельзя отбросить за ненужностью. Даже самый второстепенный персонаж навроде какого-нибудь секретаря райкома, однажды заказавшего торт у дедова друга-кондитера, на своем месте, имеет значение, важен для общей картины жизни ссыльного поселка.
Очень тронула история Кольки – талантливого парнишки, погибшего во время войны. Его помнила только его мать и мать Антона, а потом Антон, случайно подслушавший их разговор. Если никто не будет его помнить – словно и не было его на свете. Также и каждое самое мельчайшее воспоминание – все фиксируется, все драгоценно для Антона.
В чем смысл такого скрупулезного запоминания и написания книги? Мне эта книга перекинула шаткий мостик между «дореволюционным» и послевоенным временем. У меня есть фотография моей бабушки, где она молодая сидит за «праздничным» столом с двумя своими детьми и мужем. На столе такое, мягко говоря, скромное угощение и такая скромная, на грани с убогостью, обстановка в комнате, что мне удивительно, откуда там вообще взялся случайный фотограф. И мне до слез жалко, что никто уже не сможет рассказать, какой был праздник, о чем думала в тот день моя молодая бабушка, откуда на столе тот графин, родной, видимо, брат, кривобокого сосуда из коллекции посуды семьи Стремоуховых…
В то же время исторический пласт – не самый важный. Мне кажется, эта книга показывает, что времена по сути не меняются. Всегда были, есть и будут благородство и подлость, мелочность и широта, созидание и разрушение, добро и зло, в конце концов. Сам человек выбирает, на чьей он стороне, и в этом выборе множество полутонов, переливов.
Эту книгу назвали и романом –идиллией, и робинзонадой, и срезом русской жизни. Мне хочется еще добавить, что это благодарность Антона всем, кого он упоминает, за то, что они были в его жизни, оставили в ней след. Во мгле времени растворяются их лица и фигуры, Антон не может этого допустить и пишет эту книгу. Она просто не могла не быть написана. Может ли она не быть прочитана? Может, уж очень она честно-насыщенная. Ни малейшей попытки пофлиртовать, пококетничать с читателем, упростить чтение.
Советую читать, если вам интересна история 30-60 годов 20 века; если вас не пугает, а радует, когда в гостях у малознакомых людей вам на колени бухают старый альбом с фотографиями и обещают про всех-всех рассказать; если вы составили свое родословное древо до седьмого колена и дальше.

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив - и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени....
Я озарен - я жду твоих шагов.

Олег Лекманов

Доктор филологических наук, профессор, преподает в НИУ ВШЭ. Автор книг о Мандельштаме, Есенине (совместно с Михаилом Свердловым) и русском акмеизме, один из составителей полного собрания сочинений Николая Олейникова. Комментатор произведений Катаева, Пастернака, Бунина и Коваля.

Александр Павлович Чудаков (1938–2005) окончил филологический факультет МГУ и со временем стал одним из лучших в своем поколении ученым-гуманитарием. Он написал несколько прекрасных книг, без которых невозможно представить филологическую науку, - в первую очередь, серию книг о Чехове, сборник статей о предметном мире в литературе, начал работать над тотальным комментарием к «Евгению Онегину». Также отметим мемуары-диалоги Чудакова с учителями в науке: Виктором Виноградовым, Лидией Гинзбург, Михаилом Бахтиным, .

За прозу он взялся довольно поздно. Единственная законченная прозаическая вещь Чудакова - роман «Ложится мгла на старые ступени». Не лишена драматизма история его публикации: после нескольких отказов роман согласились напечатать Н.Б.Иванова и в журнале «Знамя». В 2001 году «Ложится мгла на старые ступени» была опубликована в издательском доме «Олма-пресс», вошла в шорт-лист «Букера», но тогда осталась без награды. Справедливость восторжествовала в 2011 году, когда роман получил «Букер Букеров» - премию за лучшую книгу десятилетия. Сегодня я хочу выступить не в роли критика, расхваливающего роман (уже сам его выбор в качестве произведения для разбора говорит о моей оценке), а в роли филолога, то есть попробую предложить ключ к тексту, позволяющий взглянуть на весь роман как на единое целое.

Отправной точкой для моих рассуждений пусть послужит вот этот небольшой фрагмент из телевизионного интервью Александра Павловича: «Мы существуем в хаотическом и раздерганном мире. Этому мировому хаосу и абсурду мы должны сопротивляться по мере своих сил. Сопротивляться и пытаться внести в мир если не гармонию, то хотя бы ясность, четкость и известную долю рационализма». Вот автор и изображает в своем романе людей, пытающихся противопоставить хаосу и абсурду порядок, осмысленность и структурность (слово из самогó романа).

Но поскольку действие книги разворачивается не в безвоздушном пространстве, а во вполне конкретной исторической обстановке (окраина советской империи, время с конца Великой Отечественной войны по середину 1980-х годов), то и хаос с ясностью представлены в нем вполне конкретными силами. Хаос и абсурд внесла в жизнь людей революция и все, что за ней последовало. А порядок, ясность и рациональность были основой прежней, дореволюционной жизни.

В центре романа - два героя. Первый - дед, с его появления произведение начинается, рассказом о том, как он умирал, - завершается. Более того, в финал романа вставлена значимая мотивная перекличка с зачином. В зачине: «Но и теперь, когда деду было за девяносто, когда он с трудом потянулся с постели взять стакан с тумбочки, под закатанный рукав нижней рубашки знакомо покатился круглый шар, и Антон усмехнулся». В финале романа: «И живо представил Антон, как покатился под засученный рукав круглый шар, и впервые заплакал».

Недаром этот связывающий начало и финал романа мотив оказывается мотивом силы. Дед, как богатырь (вспомним пословицу «И один в поле воин»), сознательно противопоставляет хаосу и абсурду советского мира разумное и структурированное устройство мира своей семьи. Приведем большую, но необходимую даже для краткого изложения нашей концепции цитату из романа Чудакова: «Дед знал два мира. Первый - его молодости и зрелости. Он был устроен просто и понятно: человек работал, соответственно получал за свой труд и мог купить себе жилье, вещь, еду без списков, талонов, карточек, очередей. Этот предметный мир исчез, но дед научился воссоздавать его подобие знанием, изобретательностью и невероятным напряжением сил своих и семьи, потому что законов рождения и жизни вещей и растений не в состоянии изменить никакая революция. Но она может переделать нематериальный человеческий мир, и она это сделала. Рухнула система предустановленной иерархии ценностей, страна многовековой истории начала жить по нормам, недавно изобретенным; законом стало то, что раньше называли беззаконием. Но старый мир сохранился в его душе, и новый не затронул ее. Старый мир ощущался им как более реальный, дед продолжал каждодневный диалог с его духовными и светскими писателями, со своими семинарскими наставниками, с друзьями, отцом, братьями, хотя никого из них не видел больше никогда. Ирреальным был для него мир новый - он не мог постичь ни разумом, ни чувством, каким образом все это могло родиться и столь быстро укрепиться, и не сомневался: царство фантомов исчезнет в одночасье, как и возникло, только час этот наступит нескоро, и они вместе прикидывали, доживет ли Антон».

Александр Чудаков

Второй герой, помещенный в центр романа, хотя и не так броско, как дед, - это сам рассказчик, Антон Стремоухов. Ему от деда передалась любовь к четкости, рационализму и структурности, он тоже борется с хаосом и абсурдом окружающего мира (уже не только советского), но с тем же ли успехом, что и дед?

Увы, нет. Он не находит общего языка с большинством одноклассников и однокашников по университету, от него из-за его почти маниакальной любви к разумному, рациональному устройству мира уходят женщины. Свою «манию наилучшего предметоустройства мира» (цитата из романа) он не может передать собственной внучке (важная негативная параллель к взаимоотношениям Антона с дедом): «Дитя мира абсурда, она, тем не менее, не любила абсурдистской поэзии, зауми, что хорошо сочеталось с ее юным прагматическим умом. Но с этим же умом как-то странно уживалось равнодушие к позитивным сведениям <…> Мир моего детства отстоял от внучки на те же полвека, что от меня - дедов. И как его - без радио, электричества, самолетов - был странен и остро-любопытен мне, так мой - безтелевизионный и безмагнитофонный, с патефонами, дымящими паровозами и быками - должен, казалось, хотя б своей экзотикой быть интересен ей. Но ей он был не нужен».

Чтó же - вторая часть романа написана о поражении современного человека перед абсурдом и хаосом современного мира? Нет, потому что очень важной для понимания смысла всего произведения является фигура его автора.

Антон в романе порой до неразличимости сливается с автором (много писали о бросающихся в глаза частых переходах первого лица романа в третье и обратно). Однако в самом главном герой и автор не похожи. Антон не смог полностью воплотить себя в слове (как не смог в свое время перевестись с истфака на филфак, хотя и стремился к этому). О его книжных проектах в романе рассказано так: «Это была четвертая из задуманной им серии книг по рубежу веков; он говорил: я занимаюсь историей России до Октябрьского переворота. Первая книга серии - его диссертация - не была напечатана, требовали переделок, ленинских оценок. Уговаривали и друзья. «Чего тебе стоит? Вставь две-три цитаты в начале каждой главы. Дальше же идет твой текст!» Антону же казалось, что тогда текст опоганен, читатель и дальше не будет автору верить. Книга не пошла. Вторая и третья книги лежали в набросках и материалах - он уже говорил: полметра; постепенно он охладевал к ним. Но четвертую книгу почему-то надеялся издать».

Однако Александр Павлович Чудаков в отличие от собственного героя свои книги в советское время издал. То есть он своими филологическими книгами смог реально противостоять хаосу, раздерганности и абсурду, эти книги являли собой замечательный пример четких и структурно выстроенных текстов. Но ведь и на роман «Ложится мгла на старые ступени» можно посмотреть как на попытку обуздать хаос воспоминаний и представить стройные и ясные картины из жизни окружавших автора в детстве людей и предметов.

При этом усредненности и скучной одинаковости, господствующей в современном мире, Чудаков в своем романе противопоставляет уникальность почти каждого описываемого им предмета. В этом отношении он оказывается учеником не Чехова, а скорее Гоголя с его любовью к необычным и выламывающимся из обыденности предметам (так Чудаков рассказывает о предметном мире автора «Мертвых душ» в филологической статье о нем).

И вот здесь, в самом финале нашего разговора уместно будет откомментировать заглавие чудаковского романа. Оно взято из раннего стихотворения Александра Блока:

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив - и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени…
Я озарен - я жду твоих шагов.

То есть камень ступеней прошлого, предмет мертвый, брошенный, пребывающий в забвении, ждет человека, который придет, и тогда раздастся звук гулких шагов, и этот камень оживет. Ну а мы-то с вами точно знаем: если дед в романе сумел победить хаос, а Антон борьбу с ним проиграл, автор романа, Александр Павлович Чудаков, свою битву с абсурдом и хаосом, несомненно, выиграл.

Удивительный роман. Удивителен он тем, что решением жюри конкурса «Русский Букер» признан лучшим романом первого десятилетия нового века. Что же, в таком случае, по мнению этого жюри представляла собой литература российская в течение этого достаточно продолжительного временного промежутка? Чёрную дыру? Царство Донцовой? За какие же достоинства удостоили роман-идиллию столь звучным титулом?

Передаёт книга дух времени? В какой-то мере его передаёт любая книга. В романе «Ложится мгла на старые ступени» автор предлагает взглянуть на мир «глазами» одной семьи (даже, скорее, рода), индивидуальная судьба которой должна проецироваться на всю страну. В таком подходе есть, конечно, некоторая доля истины, поскольку «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя ». Только здесь внимание акцентируется на второй части этой формулы и через несвободу семьи читателя подводят к выводу о тотальной несвободе в обществе в целом. (Точнее, на примере семьи и её окружения, но окружение всего лишь фон для главных героев).

Понимаю специфику как казахстанского городка Чебачинска, где происходит основная часть действия романа, так и того времени, но всё-таки, читая о практически стопроцентном охвате прямыми или косвенными репрессиями персонажей книги, испытываешь чувство недоверия к той картине, которую рисует художник. Какая-то «Красная Пашечка» получается. Недоверие усиливается, когда натыкаешься на щедро рассыпанные по страницам книги «факты», подобные таким: взятие Берлина советскими войсками обошлось нам в пятьсот тысяч жизней, или что была у Сталина идея - в начале парада Победы «забить камнями уже доставленных в Москву русских, воевавших в немецкой армии» . А вот рассказывает один из учителей разведчика Кузнецова о его подготовке в разведшколе и упоминает немца, обучавшего разведчика немецкому языку: «Потом его, понятно, расстреляли…» . Почему «понятно »? Тогда почему не расстреляли рассказчика? Или автор считает, что расстреливали всех немцев? А вот Жуков, пожелав сохранить танки, посылает на минное поле пехоту - их, мол, не жалко, техника дороже. Интересно, для решения этой задачи он объявил спецнабор таких тяжёлых солдат, от веса которых срабатывали бы противотанковые мины? Иначе как использованием манипулятивных технологий объяснить такие вкрапления не могу. Или вот этот странный тезис - «такой социум, такая странная эпоха, как советская, выдвигала и создавала таланты, соответствующие только ей: Марр, Шолохов, Бурденко, Пырьев, Жуков - сама талантливость которых была особой, не соответствующей общечеловеческим моральным меркам» . Витает в романе дух, горевший на страницах перестроечного «Огонька», прорывается то и дело между строк. Слишком часто искажается реальность, слишком часто ложится ложь на старые ступени.

Вообще, книга напомнила мне отрывной календарь. Помните, вешали такой на стену и каждый день отрывали по листику? Обычно календари имели сквозную тему (женский, например, или посвящённый здоровью). Там на каждой странице можно было встретить или полезный совет, или занимательный факт. Так и роман, посвящённый несвободе и мучениям хороших людей, переполнен какими-то рецептами, правилами старинного этикета и прочими финтифлюшками. Как варить мыло, как полагается в хороших домах есть дыню, как называется гриб, который при надавливании испускает из себя тучу вонючей пыли, из чего делали презервативы при Людовике XIV, и прочая, прочая, прочая... Кому-то это интересно, пусть зададут себе вопрос - насколько приводимые сведения достоверны? Я уже приводил некоторые примеры «неточностей», что если и тут такой же случай?

Хотя «Ложится мгла на старые ступени» написана в автобиографическом стиле и, как утверждают, имеет в основе своей реальные факты из жизни автора и его близких, определена книга как роман-идиллия. Что касается романа, то для соответствия этому жанру книге явно не хватает проработки характеров. Лица стёрты, краски тусклы, то ли люди, то ли куклы , как пел один кок-певец прошлого века. Разве что бабка автора похожа на живого человека, попавшего не в своё время и барахтающегося в нём, а дед, центральный персонаж романа, слишком одномерен и предсказуем в своих желаниях и мнениях.

Но это не просто роман, но ещё и идиллия. Возможно, это ирония, а то и сарказм - сие мне неизвестно, да и не интересно. Насколько я понял, идиллические мотивы относятся как к семье автора, так и к царскому времени, золотому веку России, как это представлялось деду и по наследству передалось внуку. Тоска по разрушенному миру вылилась в неприязнь к миру новому. Они не приняли этот мир, но и мир их не принял. Так и прошли они по истории, оказавшись сопричастными к судьбам Родины лишь по принуждению, в силу внешних обстоятельств и ради удовлетворения физических потребностей организма. Замкнутый мирок, осколок царской империи. Даже война, переломившая жизнь страны пополам, не вызвала у деда сопереживания: «Умирать за эту власть? С какой стати?». Да и внук относится к этой войне отстранённо, называя её, в первую очередь, второй мировой, и только во вторую - Великой Отечественной. Что ж, теперь такими взглядами никого не удивишь, теперь они считаются передовыми, приближающими нас к цивилизованному миру. Ну-ну.

Плюсом романа посчитаю показ процесса формирования фиги в кармане советского интеллигента. Одной из многих. И закончу на этом.

П.С. Я редко откладываю в сторону книги, не дочитав их до конца. Эту крепость осилил только со второго приступа, а в первый силы оставили меня на 53-й странице. Из известных имён, труды которых оказались столь же неподъёмными и недолюбленными, назову Улицкую и Рубину.

Для тех, кто относится трепетно к классической литературе, мы советуем читать книгу «Ложится мгла на старые ступени», которую написал знаменитый писатель Александр Чудаков. Это не просто интересный роман, а полная идиллия, ностальгия, прощение и безусловная любовь к людям. Повествование в книге ведется от лица главного героя, что дает нам возможность прочувствовать весь его рассказ на себе и познакомиться ближе со всеми героями произведения. Эта автобиографическая книга основана на воспоминаниях героя о своем детстве и рассказе о его удивительной и уникальной семье.

Александр Чудаков – российский писатель, литературовед и профессор филологических наук. Свое прозаическое творчество он начал с книги «Ложится мгла на старые ступени». Этот роман стал победителем Букеровской премии.

События в романе развиваются в городе Чебачинск в Казахстане, куда в советские времена попадали политические ссыльные в период сталинской репрессии. Именно по этой причине в этом небольшом провинциальном городе было очень много аристократов и интеллигенции.

Главный герой книги «Ложится мгла на старые ступени» — ученый Антон Стремоухов, который в конце 60-х годов приехал в Чебачинск, чтобы проведать могилку дедушки. Его дед был потомственным священником, а бабушка — истинной аристократкой. Дедушка с бабушкой прожили достаточно суровую жизнь, но несмотря на ссылку и голод, с которыми им пришлось столкнуться, они смогли воспитать детей и внуков. Город полностью окунул Антона в воспоминания своего прошлого: школы, друзей и соседей.

Александр Чудаков последовательно и плавно рассказывает нам увлекательные истории. Это жизненные истории, в которых присутствует комичность, драматизм и трагедия, но все объединяет ностальгический окрас. Также автор раскрывает перед нами бытовую картину довоенной жизни. Книга насыщена историями об Отечественной войне и партизанских движениях. Также в произведении мы можем найти много познавательного во время, когда юный Антон получает множество сведений об окружающем мире от своих родных, знакомых, ученых и инженеров. Антон делится с нами секретами ведения хозяйства, которые ему запомнились с самого детства. При этом мы сможем узнать много интересного, например, как заготовить сено, выращивать картофель, варить мыло, изготовить свечку, из свеклы добывать сахар и еще много полезных моментов. Конечно, в наше время это все спокойно можно приобрести в любом магазине, но для того времени это были жизненно важные знания.

Книга «Ложится мгла на старые ступени» написана в виде рассказа реального человека, сидящего рядом и вспоминающего о своей жизни, поэтому читать роман очень легко и увлекательно. Произведение обладает историческим характером, поэтому главный герой постоянно уходит на задний план. Но это совершенно не портит произведение, а наоборот придает ему особенную атмосферу, оставляя светлые впечатления.

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.

Дед был очень силён. Когда он, в своей выгоревшей, с высоко подвёрнутыми рукавами рубахе, работал на огороде или строгал черенок для лопаты (отдыхая он всегда строгал черенки, в углу сарая был их запас на десятилетия), Антон говорил про себя что-

нибудь вроде: «Шары мышц катались у него под кожей» (Антон любил выразиться книжно). Но и теперь, когда деду перевалило за девяносто, когда он с трудом потянулся с постели взять стакан с тумбочки, под закатанный рукав нижней рубашки знакомо покатился круглый шар, и Антон усмехнулся.

Смеёшься? - сказал дед. - Слаб я стал? Стал стар, однако был он прежде млад. Почему ты не говоришь мне, как герой вашего босяцкого писателя: «Что, умираешь?» И я бы ответил: «Да, умираю!» А перед глазами Антона всплывала та, из прошлого, дедова рука, когда он пальцами разгибал гвозди или кровельное железо. И ещё отчётливей - эта рука на краю праздничного стола со скатертью и сдвинутою посудой - неужели это было больше тридцати лет назад? Да, это было на свадьбе сына Переплёткина, только что вернувшегося с войны. С одной стороны стола сидел сам кузнец Кузьма Переплёткин, и от него, улыбаясь смущённо, но не удивлённо, отходил боец скотобойни Бондаренко, руку которого только что припечатал к скатерти кузнец в состязании, которое теперь именуют армреслинг, а тогда не называли никак. Удивляться не приходилось: в городке Чебачинске не было человека, чью руку не мог положить Переплёткин. Говорили, что раньше то же мог сделать ещё его погибший в лагерях младший брат, работавший у него в кузне молотобойцем. Дед аккуратно повесил на спинку стула чёрный пиджак английского бостона, оставшийся от тройки, сшитой ещё перед первой войной, дважды лицованный, но всё ещё смотревшийся, и закатал рукав белой батистовой рубашки, последней из двух дюжин, вывезенных в пятнадцатом году из Вильны. Твёрдо поставил локоть на стол, сомкнул с ладонью соперника свою, и она сразу потонула в огромной разлапой кисти кузнеца.

Одна рука - чёрная, с въевшейся окалиной, вся переплетённая не человечьими, а какими-то воловьими жилами («Жилы канатами вздулись на его руках», - привычно подумал Антон). Другая - вдвое тоньше, белая, а что под кожей в глубине чуть просвечивали голубоватые вены, знал один Антон, помнивший эти руки лучше, чем материнские. И один Антон знал железную твёрдость этой руки, её пальцев, без ключа отворачивающих гайки с тележных колес. Такие же сильные пальцы были ещё только у одного человека - второй дедовой дочери, тёти Тани. Оказавшись в войну в ссылке (как ЧСИР - член семьи изменника родины) в глухой деревне с тремя малолетними детьми, она работала на ферме дояркой. Об электродойке тогда не слыхивали, и бывали месяцы, когда она выдаивала вручную двадцать коров в день - по два раза каждую. Московский приятель Антона, специалист по мясо-молоку, говорил, что это всё сказки, такое невозможно, но это было правда. Пальцы у тёти Тани были все искривлены, но хватка у них осталась стальная; когда сосед, здороваясь, в шутку сжал ей сильно руку, она в ответ так сдавила ему кисть, что та вспухла и с неделю болела.

Гости выпили уже первые батареи бутылок самогона, стоял шум.

А ну, пролетарий на интеллигенцию!

Это Переплёткин-то пролетарий? Переплёткин - это Антон знал - был из семьи высланных кулаков.

Ну, а Львович - тоже нашел советскую интеллигенцию.

Это бабка у них из дворян. А он - из попов.

Судья-доброволец проверил, на одной ли линии установлены локти. Начали.

Шар от дедова локтя откатился сначала куда-то в глубь засученного рукава, потом чуть прикатился обратно и остановился. Канаты кузнеца выступили из-под кожи. Шар деда чуть-чуть вытянулся и стал похож на огромное яйцо («страусиное», подумал образованный мальчик Антон). Канаты кузнеца выступили сильнее, стало видно, что они узловаты. Рука деда стала медленно клониться к столу. Для тех, кто, как Антон, стоял справа от Переплёткина, его рука совсем закрыла дедову руку.

Кузьма, Кузьма! - кричали оттуда.

Восторги преждевременны, - Антон узнал скрипучий голос профессора Резенкампфа.

Рука деда клониться перестала. Переплёткин посмотрел удивлённо. Видно, он наддал, потому что вспух ещё один канат - на лбу.

Ладонь деда стала медленно подыматься - ещё, ещё, и вот обе руки опять стоят вертикально, как будто и не было этих минут, этой вздувшейся жилы на лбу кузнеца, этой испарины на лбу деда.

Руки чуть заметно вибрировали, как сдвоенный механический рычаг, подключённый к какому-то мощному мотору. Туда - сюда. Сюда - туда. Снова немного сюда. Чуть туда. И опять неподвижность, и только еле заметная вибрация.

Сдвоенный рычаг вдруг ожил. И опять стал клониться. Но рука деда теперь была сверху! Однако когда до столешницы оставался совсем пустяк, рычаг вдруг пошёл обратно. И замер надолго в вертикальном положении.

Ничья, ничья! - закричали сначала с одной, а потом с другой стороны стола. - Ничья!

Дед, - сказал Антон, подавая ему стакан с водой, - а тогда, на свадьбе, после войны, ты ведь мог бы положить Переплёткина?

Пожалуй.

Так что ж?..

Зачем. Для него это профессиональная гордость. К чему ставить человека в неловкое положение. На днях, когда дед лежал в больнице, перед обходом врача со свитой студентов он снял и спрятал в тумбочку нательный крест. Дважды перекрестился и, взглянув на Антона, слабо улыбнулся. Брат деда, о. Павел, рассказывал, что в молодости тот любил прихвастнуть силой. Разгружают рожь - отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое - под второй такой же, и пойдёт, не сгибаясь, к амбару. Нет, таким хвастой деда представить было нельзя никак.