Литературная игра " Остров Остера ". Праздник, посвящённый творчеству Г







































В Иркутской областной детской библиотеке им. Марка Сергеева проходит книжно-иллюстративная выставка «Про всё на свете», посвящённая жизни и творчеству Самуила Маршака и приуроченная к его 130-летию со дня рождения.

Самуил Яковлевич Маршак (03.11.1887–04.07.1964) – знаменитый поэт, переводчик, драматург, литературный критик, классик детской литературы, автор популярных стихов, сказок и пьес для детей. Сочинять стихи он начал с четырёх лет, к 11 годам Маршак написал уже несколько поэм. О своих маленьких читателях поэт говорил с большой любовью:

Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.

В пяти разделах выставки представлены основные вехи многогранного творческого пути писателя и биографические материалы о С. Я. Маршаке. Знакомясь с экспозицией, каждый сможет окунуться в атмосферу замечательных сказок и стихотворений, созданных любимым автором.

Первый раздел посвящён Маршаку-сказочнику. Читатели найдут здесь книги, любимые многими поколениями детей: «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Курочка ряба и десять утят» и др.

Во втором разделе выставки Маршак представлен как добрый и мудрый педагог, его книги «Весёлая азбука» и «Весёлый счёт» неизменно помогают малышам постигать азы школьных наук.

Третий раздел посвящён Маршаку-драматургу, здесь представлены такие широко известные пьесы для детей, как «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Умные вещи».

Четвёртый раздел раскрывает творчество Маршака как талантливого переводчика. Писатель создавал не просто переводы, а настоящие художественные произведения. Блистательные переводы Маршака сделали достоянием детей нашей страны многие шедевры мировой литературы: английские народные баллады, песенки для детей, чешские, латышские, литовские народные стихотворения. Читатели найдут здесь книжки «Вересковый мёд», «Дом, который построил Джек», «Синьор Помидор» и др.

В заключительном разделе собрана литература о жизни и творчестве писателя, его очерки, воспоминания современников о нём. «Бессмертие писателя – его книги. С. Я. Маршак оставил богатое наследство, которое будет жить во многих поколениях», – говорит о нём детская писательница, литературный критик и мемуарист Вера Смирнова.

Всего на выставке представлены 39 экземпляров книг. Юные читатели уже с большим интересом знакомятся с экспозицией, которая продлится до 30 ноября. Вход свободный.

Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя Григория Остера; развивать интерес к литературе, творческие способности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети входят в класс под музыку «Каждый маленький ребёнок…» (Приложение 1 .Слайд 1)

1. Обращение Григория Остера к детям:

«В своих книгах я так обращаюсь к детям: «Здравствуй, многоуважаемый Ребёнок! Пишет тебе детский писатель. Этот писатель – я. Меня зовут Григорий Остер. Как зовут тебя? Я не знаю, но догадываюсь. И ещё я догадываюсь, что тебе хочется услышать какую-нибудь сказку. Если я правильно догадываюсь, тогда слушай. Если я догадываюсь неправильно, и тебе не хочется слушать сказку, тогда не слушай. Сказка никуда не денется, она тебя подождёт. Приходи, когда захочешь, и ты услышишь её от начала до конца. Но ты, уважаемый Ребёнок, всё-таки не очень задерживайся, а то станешь взрослым и тебе уже будет не так интересно. (Слайд 2)

– Знаком ли вам этот писатель?
– Напомните мне, пожалуйста, как его зовут?
– А вы знаете что-нибудь о нём?

2. Краткая биография писателя

– Послушайте, что рассказывает о себе и о своём творчестве автор. (Слайд 3)

Я появился на свет 27 ноября, в 1947 году, в семье моряка, в городе Одесса. Говорят, была страшная буря, а как только родился я, всё утихло.
В 16 лет я начал сочинять стихи для взрослых.
Моя первая книжка вышла в городе Мурманске, в 1975 году. Она называлась «Как хорошо дарить подарки». Я служил тогда матросом на Северном флоте. (Слайд 4)
В литературный институт я поступил в 1970 году. Высшее образование получал в течение 12 лет. Учился заочно, работал в Ялте ночным сторожем на «Поляне сказок».
В 1982 году окончил институт. За эти годы написал пьесы для кукольных театров: «Человек с хвостом», «Все волки боятся», «Привет мартышке».
Создаю фильмы–сказки: «Мальчик и девочка», «Как гусёнок потерялся», «Попался, который кусался». (Слайд 5)
В 1990 году публикуются замечательные детские книги: «Бабушка удава», «Великое закрытие», «Детские суеверия». (Слайд 6)
Написаны сценарии для мультсериалов «Зарядка для хвоста», «38 попугаев». (Слайд 7)
В 1996 году я стал лауреатом конкурса читательских симпатий «Золотой ключик». Более 60 мультфильмов снято по моим сценариям. Дети полюбили котёнка по имени Гав, Слонёнка и Мартышку из сериала «38 попугаев».
«Я просто пишу то, что мне нравится, что мне приятно, и что у меня получается»
После «Вредных советов» я начал сочинять нескучные задачи, и вышел «Задачник». Потом я придумал «Ничеговедение», «Конфетоведение». «Врилитературу», «Квартироведение», «Папамамалогию». (Слайд 8)
В ближайшее время я собираюсь написать новую книгу для ребятишек «Врилитературу» – специальный учебник по обучению вранью. Могу открыть ещё один секрет. В этой книге точно будет два величайших «врилитературных произведения»: «Я больше не буду» и «Он первый начал».
А ещё я написал «Остров Эскадо» и «Визгкультура». (Слайд 9)

– Скажите ребята, среди увиденных обложек книг, вы встретили знакомые вам произведения? (Выслушиваются ответы детей)

3. Просмотр отрывков мультфильмов.

– Посмотрите несколько отрывков мультфильмов, снятых по сценариям к произведениям Григория Остера.
«38 попугаев», «Котёнок по имени Гав», «Мартышки» (Слайд 10)

4. Мнения учёных

– Недавно учёные отметили, что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» – они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» – они тут же начинают не здороваться.
Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные советы, а вредные. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Эта книжка для непослушных детей.
– Послушайте несколько вредных советов от Г. Остера:

1. Если спросят на уроке,
Где домашнее заданье,
Отвечай, что одичало
И в дремучий лес ушло.

2. Пальто и куртку не носи,
Носки не надевай,
В мороз и слякоть выбегай
Из дома налегке.
Ходи без шапки, но трусы
Всегда бери с собой,
Чтоб, если вдруг простынешь, мог
В них высморкаться ты.

3. Не бей хороших мальчиков.
Возможно и тебя,
Когда ты с ними встретишься,
Плохие не побьют.

4. Если папе интересно,
Почему ты не был в школе,
Предложи ему на выбор
Сразу несколько причин.
Для начала можешь просто
Рассказать, как шёл ты в школу,
И внезапно жуткий ветер
Стал валить прохожих с ног.
Ты упорно рвался к знаниям,
Но ослаб, и вихрь могучий
Не пустил тебя учиться,
А буквально вдул в окно.

Прошло уже более 10 лет с тех пор, как появился в детской литературе новый жанр – «вредные советы». К сожалению, никаких исследований того, как влияют «вредные советы» на психику ребёнка, не проводилось. Одни учёные утверждают, что характер детей портится, другие – что они умнеют прямо на глазах. Но в сущности, всё это – голословные утверждения. С уверенностью можно сказать только, что вредные советы читают, что по нынешним временам большая редкость. Новые «Вредные советы» – это результат наблюдений Григория Остера за поколением, подрастающим в новых условиях. В чём-то дети остались такими же, как и 100 лет назад, – они боятся темноты и любят сладкое.

5. Конкурс вредных советов

Дети придумывают сами несколько вредных советов. По окончании задания проводится обсуждение и поощрение победителей.

6. Частушки к «Вредным советам»

1 ученик:

Очень я люблю, ребята,
Книжки Остера читать.
И все «вредные советы»
Обожаю выполнять!

2 ученик:

Как же ты сегодня, дочка,
Утром умывалась?
Щётка, мыло, полотенце –
Всё сухим осталось?

3 ученик:

Причитает громко мама:
– Как меняется программа!
По тетрадям сына Васи
Не пойму, в каком он классе.

4 ученик:

Дневника, сынок, не видно,
Потерял его опять?
– Нет, я дал его Серёге,
Своих предков попугать!

5 ученик:

Ох, сегодня в 6 часов
Родителей собрание!
Подложить подушку надо
К «месту наказания».

6 ученик:

Почему твои задачи
Решены опять отцом?
– Так ведь мама ж не успела –
Занималась холодцом!

7 ученик:

Второгодник Вова просит
Маму так не горевать:
– Книжки новые теперь же
Не придётся покупать!

8 ученик:

Ты опять, сыночек милый,
С хулиганами играл.
– Так ко мне ж детей хороших
Никто близко не пускал.

9 ученик:

Кто в семье послушный самый,
Нам скажите прямо.
– Ну, конечно, вам ответим.
Это – наша мама!

7. Итог мероприятия

Остров Остера : литературная игра для учащихся 3-6классов.

К 65-летию со дня рождения Григория Остера.

Оформление: карта острова Остера, портрет писателя карикатурный и оригинал, ребус, на отдельных листах оформить задачи, меню, вредные советы. Плакат: «Если «вредные советы» Остера откроешь книгу. Лишь тогда её закроешь, когда кончатся страницы».

В программе праздника участвуют: мальчик Федя, мартышка, пираты: Шприц и Плинтус и ведущий.

Входит мальчик Федя.

Федя: привет, мальчишки и девчонки: меня зовут Федя. Я – герой весёлой книги Г.Остера «Сказка с подробностями». Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Ужасно неизвестно, чсё то, что интересно!

Сегодня нам скучать не придётся. Мы с вами отправимся на весёлый остров – остров Остера. А вы хотите узнать, что такое остров? (в центре зала стоит стол. Вызывается 2 участника, которые обходят вокруг стола).

Федя: Ну, вот видите, вы обошли вокруг стола и вернулись на то же место, только с другой стороны. Также и наш остров, в какую сторону бы вы ни пошли, вернетесь на прежнее место.

Чтобы попасть на наш остров, надо отгадать ребус (НА рисунке изображен гриб, гора,ий, О держит за руку ТЕР).

Федя: А вы умеете закрывать глаза? Давайте закроем все дружно глаза и произнесём: раз, два, три – замри, а теперь глаза откроем- и мы на острове –смотри!

(входит Мартышка).Мартышка: вот вы и попали к нам на остров. Давайте знакомиться: я-Мартышка из классной книжки «Зарядка для хвоста». Наш остров открыл детский писатель. Имя его вы уже знаете. В честь писателя и назван остров Остера. Он же стал нашим президентом. Но это произошло не сразу. Сначала Гриша Остер родился в веселом г.Одесса. Потом он был моряком. Плавал по морям и океанам, бывал во многих землях и островах. На одном из островов мы с ним и познакомились. Мы, мартышки так смеялись над его историями, что все животики надорвали. Но на островах живут не только мартышки, но и пираты. Там дяде Грише пришлось сражаться с ужасно знаменитыми пиратами Плинтусом и Шприцем. Дяде Грише нравилось быть моряком. Но больше всего ему нравилось рассказывать забавные истории. Поэтому все и говорили: «Ну, ты и писатель». Он подумал-подумал и решил стать писателем. Только на писателя тоже надо учиться. И поехал он учиться в Москву, в Литературный институт. А когда стал настоящим писателем, вспомнил о тех, кого встречал на далёких морях, островах и написал про них книжки.А ещё придумал про вас задачки, сказки, вредные советы. Помогали ему в этом деле дети, такие же весёлые и озорные, как вы. В 2012г. в ноябре Остеру исполнилось 65 лет. Он в самом расцвете сил и таланта.

(вбегают пираты)

Мартышка: вы откуда взялись? Мы вас не звали.

Пираты: Мы вам Остера принесли (достают карикатуру)

Мартышка: Уходите отсюда, не мешайте нам (выталкивает пиратов). Ребята, ведь это были Шприц и Плинтус, те самые знаменитые пираты.Если бы вы знали, сколько хлопот они нам принесли! И ведь что нарисовали!Ой! А ведь пираты не соврали. Это правда портрет Г.Остера(показывает карикатуру). А теперь давайте знакомиться с большой и весёлой компанией острова Остера. Только узнать каждого из персонажей попытайтесь сами.

Викторина:

1.Он живёт на чердаке, а во дворе его ждут одни неприятности.(Котёнок по имени Гав).

2.Тот, кого можно измерить попугаями и мартышками, слоненком(Удав).

3.Тот, кого друзья обозвали птицей..(Попугай).

Озорная компания, которая помогла тигру смыть все полоски с носа до хвоста, бегемоту проглотить собственный телевизор, спасла рыбу-пилу от аквариума, а страуса учила летать(обезьянка).

4.»Эта книжка для непослушных детей. Послушным детям можно её не читать, а если читать, то только привязавшись к стулу». («Вредные советы»).

(появляются пираты): А мы? О нас забыли? Я Шприц! А я Плинтус!

Мартышка: познакомились, вот и идите отсюда, не мешайте нам. Ребята! У нас просто классный остров! У нас весело и интересно жить. Среди нас нет зануд, ворчунов, мы часто валяем дурака.

Пираты: это точно!

Федя: Уходите, уходите! (выталкивает)

Мартышка: валять дурака нам не запрещается, а наоборот даже разрешается. Президент дядя Гриша издает специальные законы, потому что законы обязательны для каждого общества и государства. Наши законы называются «вредными советами». Это законы наоборот. Их невыполнение у нас поощряется.Хортите с ними познакомиться?

(вбегают пираты)

Мартышка: опять вы здесь? Ну что вам надо?

Пираты: А мы придумали новые законы. У нас это не запрещается.

Мартышка: Это верно. Давайте ваши законы. Интересно будет их послушать.

Пираты: Потерявшийся ребёнок должен помнить, что отведут его домой,

Как только назовёт он адрес свой.

Надо действовать умнее, говорите:» Я живу возле пальмы с обезьяной

На далёких островах.» Потерявшийся ребёнок, если он не дурачок,

Не упустит верный случай в разных страннах побывать.

Не соглашайся ни за что ни с кем и никогда.

А кто с тобой согласен, тех трусливыми зови.

За это все тебя начнут любить и уважать

И всюду будет у тебя полным- полно друзей.

Федя: А теперь пусть ребята придумают свои законы для нашего острова.

Мартышка: Да, именно это я и хотела предложить. Давайте проведём конкурс вреднх советов.

Конкурс вредных советов.

Если вы с друзьями вместе веселитесь во дворе,

А с у тра на вас надели ваше новое пальто,

То не стоит ползать в лужах и кататься по земле

И взбираться на заборы, повисая на гвоздях.

Чтоб не портить и не пачкать ваше новое пальто

Нужно сделать его старым. Это делается так:

Залезайте прямо в лужу, покатайтесь по земле

И немножко на заборе повисите на гвоздях.

Очень скоро станет старым ваше новое пальто.

Мартышка: мы любим наш остров. Жизнь у нас кипит бурно. Хотите узнать, чем мы занимаемся с утра до вечера? Давайте представим, что сейчас утро. Начинается оно с зарядки.

Пираты: вот видите, какие у нас мускулы? Таких мускулов у вас никогда не будет.

Мартышка: Чужие мускулы нам не помогут. Для этого нужна зарядка. Ребята, разделитесь на 2 команды. Одна будет придумывать упражнения для удава и мартышки, а 2-я для слоненка и попугая. А помогут вам пираты.

(Конкурс « ВИЗГКУЛЬТУРА »)

Мартышка: Молодцы! Вот какие вы спортивные. А что делают после зарядки? Мы будем завтракать.

Пираты: Предлагаем салат из обидчивых мальчиков и девочек. №-х очень обиженных мальчиков и 4-х ещё сильнее обиженных девочек облить холодной водой, нарезать тонкими ломтиками лук и сыпать его на головы всем обиженным, пока они не обидятся окончательно. Готовый салат можно украсить сверху крупной сердитой девочкой.

Мартышка: После завтрака умваемся и чистим зубы. Для этого есть специальные предметы.

Пираты: Если щётка не помещается во рту, значит, она не зубная, а сапожная.

Выпавшие зубы чистить поздно! По закону Остера полагается:

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо.

Это глупое занятье не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы, время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет.

К старости сама собою облысеет голова.

Мартышка: На острове тоже учатся в школе. Знаете, какая у нас интересная школа! А сколько у нас разных предметов! Ну, что, пираты, хотите поучиться? Расскажите нам все школьные приметы.

Пираты: Заглянувшему в класс открывается бездна знаний. 13-м в класс не входи. Подожди у дверей, пока там наберётся 12 одноклассников и быстро уходи домой.

Если за спиной учительницы высунуть язык и скорчить рожу,

Она горячо полюбит вас и будет ставить одни пятёрки.

Федя: А вы знаете советы президента юным школьникам? Слушайте и запоминайте:

Если твой сосед по парте стал источником заразы,

Обними его и в школу 2 недели не придешь.

Не расстраивайтесь, если вызывают в школу папу или маму.

Не стесняйтесь, приводите всю семью.

Пусть приходят дяди, тети и троюродные братья.

Если есть у вас собака, приводите и её.

Мартышка: А теперь урок математики. Конкурс « Веселый математик ». Раздать задачки желающим. Побеждает тот, кьто быстрее решит. Прил.№1.

Пираты: Да ну её, эту школу. Давайте безобразничать. Давайте рисовать на обоях.

Мартышка: Ах, вы опять хулиганить, вредные пираты!

Пираты: А мы действуем только по законам.

Мартышка: Что же это за законы?

Пираты: Если вас поймала мама за любимым делом вашим.

Например, за рисованьем в коридоре на обоях.

Объясните ей, что это ваш сюрприз для дяди Гриши.

Называется картина Гриши Остера портрет. Ну, что, ребята, нарисуем? (рисуют картину на обоях).

Мартышка: Повеселились, а теперь давайте обедать. Предлагаем вам выбрать из меню заинтересовавшее вас блюдо…(зачитывает из «Книги о вкусной и здоровой пище»:

- Бульон с растеряхами. Положить растеряхам в карман лавр.лист, перец, нарезать кружочками варёную морковь и посадить растерях в мясной или куриный бульон. Через несколько минут всё, что положено в карманы, будет потеряно и начнёт плавать в бульоне. Готовое блюдо можно подавать к столу.

- Шалун в шоколаде. С вечера растопить шоколад, окунуть в него шалуна с головой и оставить до утра сушиться на сквозняке. Утром, когда шоколад затвердеет, можно увенчать шоколадной фигуркой шалуна праздничный торт.

Пират Шприц: Ну, поели. Давайте играть в театр теней. Вспомните, кто лучше всех понимал котёнка Гава. Нужно по 2 человека от команды. Один – котёнок Гав, другой- его тень. Котёнок показывает любые движения, тень повторяет всё точно так же. Побеждает та пара, которая покажет и повторит движения лучше.

Пират Плинтус: Это не интересно Только 4 и играют.

Мартышка: Тогда поиграем в мою любимую игру «2 удава ». Дети создают 2 команды. Встают друг за другом. Потом каждый «удав» начинает двигаться и вскоре запутывается. 2 человека, предварительно выбранные, распутывают их. Кто скорее распутается).

(во время этого конкурса пираты похищают сокровища острова- книги Остера).

Мартышка и Федя:

Ай,яй-яй! У нас украли сокровища острова! Книги Г.Остера!

(Приносит почтальон телеграмму от пиратов.Федя: Сокровища у нас. Возвратим, если вспомните, как они называются. Плинтус и Шприц.)

Федя: Как нам вернуть наши книги Остера? Ребята, помогите нам.

Конкурс « Возвращение сокровищ острова ».

Федя: назовите книги, написанные Г.Остером.(если дети затрудняются,Мартышка читает посказки-отрывки из текста.Прил№4)Спасибо, ребята, вы нас выручили.

(пираты возвращают книги)Как вам не стыдно появляться здесь?

Пираты: А мы раскаиваемся. Мы станем хорошими. Зато мы принесли вам телеграмму от Г.Остера «Спасибо за праздник Встретимся в других моих книгах ». Г.Остер.

Федя: Что ж, пора и нам прощаться. Приходите в библиотеку и вы встретитесь с другими героями книг.

Приложения. 1:Задачи.2 мальчика съели 6кг мёда. В одном мальчике поместилось 3кг. Сколько кг меда поместилось во втором мальчике?

Марина Боровицкая сделала в диктанте 12 ошибок, а Гриша Кружков, который у нее всё списал,- 32 ошибки. Сколько своих собственных ошибок в диктанте у Гриши?

Прилож2. Подсказки к викторине. – «Щенок и котёнок играли во дворе в ловитки. А сосед-кот ходил по своей соседской крыше и возмущался:- «Что это за дружда между щенком и котёнком? Не может быть никакой дружбы!» («котенок по имени Гав»)

- «Эти слоненок, попугай и удав, и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное» («Зарядка для хвоста»).

- «Эта книжка для непослушных детей. Послушным детям можно её не читать, а если читать, то только, привязавшись к стулу». («Вредные советы»).

Список произведений Г.Б.Остера:

    Вредные советы:Кн. Для непослушных детей и их родителей.-М.:Ромэн,1994-110с.

    Детские суеверия.-М.:Ромэн,1996.-59с.

    Задачник: ненаглядное пособие по математике.-М.:Ромэн, !((;.-124с.

    Зарядка для хвоста:сказка.-М.:Ромэн,1993.-125с.

    Петька-микроб:сказка.

    38 попугаев.-Фрязино,1994.-111с.

Физика:ненаглядное пособие.-М.:Ромэн,1994.-126с.

Праздник Книги «Лучший выдумщик вредных советов» (Григорий Остер)

Сценарий данного мероприятия может быть полезен в работе воспитателей ГПД, учителей начальных классов, педагогов-библиотекарей при проведении внеклассных мероприятий к Международному дню детского чтения, к юбилею детского писателя Г.Остера. Материал предназначен для проведения праздничной программы с детьми от 7 до 10 лет.
Цель: развитие познавательного интереса к чтению через знакомство с творчеством детского писателя Григория Остера.
Задачи: создать радостную, праздничную атмосферу; способствовать повышению уровня читательской компетентности детей; развивать навыки активного слушания, внимание, инициативность, актёрские способности; воспитывать уважительное отношение к книге, прививать любовь к чтению.
Оборудование: медиапрезентация по творчеству Г.Остера, выставка книг Г.Остера, шарик, карточки с ролями для театра-экспромта, конфеты, призы.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» из мультфильма «38 попугаев».
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать на Празднике Книги, посвященном Международному дню детского чтения, который отмечается ежегодно 2 апреля в день рождения датского сказочника Г.Х.Андерсена. Наш праздник проходит в рамках Областной акции «Читать – это здорово! Или Весёлые приключения в стране Чтения», девиз которой – «Читай и улыбайся!»
Я уверена, что детям на всей планете больше всего нравится читать весёлые, озорные рассказы и стихи, которые вызывают улыбку и смех. Вот, например, такие:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.

Если вы сестру решили
Только в шутку напугать,
А она от вас по стенке
Убегает босиком,
Значит шуточки смешные
Не доходят до нее,
И не стоит класть сестренке
В тапочки живых мышей.

Как вы думаете, это полезные советы или наоборот? (Вредные)
А вы знаете, кто из писателей самый лучший выдумщик вредных советов? (Григорий Остер) На экран проецируется портрет Г.Остера.

А как вы думаете, он даёт эти советы, чтобы дети на самом деле так поступали? (Нет, чтобы поступали наоборот).
Григорий Бенционович Остер - детский писатель, книги которого с удовольствием читают и взрослые тоже. Г.Остер родился 27 ноября 1947 г. в Одессе, но живет и работает в Москве. В 1975 году вышла его первая детская книжка «Как хорошо дарить подарки». Большую известность Г.Остеру принесли мультфильмы по его книгам.
Скажите, какие мультфильмы по книгам Г.Остера вы знаете? («Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Зарядка для хвоста», «Бабушка удава», «Петька-микроб»).
Кстати, ранний литературный псевдоним Г.Остера – Остёр («остёр на язык» - так говорят об остроумном человеке).
Будучи уже известным автором мультсериала про Мартышку, Слоненка, Удава и Попугая Г. Остер написал свою самую знаменитую книгу «Вредные советы». На экран проецируется книга «Вредные советы».
«Вредные советы» - «КНИГА ДЛЯ НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ. ПОСЛУШНЫМ ДЕТЯМ ЧИТАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!»
«Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно».
Не шуми на уроке,
Соблюдай тишину,
Чтобы было не слышно
И не видно тебя.
Если тихо под партой
Весь урок просидеть,
Есть надежда без двойки
Возвратиться домой.

Не расстраивайтесь, если
Вызывают в школу маму
Или папу. Не стесняйтесь,
Приводите всю семью.
Пусть приходят дяди, тети
И троюродные братья,
Если есть у вас собака,
Приводите и её.

«Раньше учёные считали, что вредные советы можно читать только непослушным детям, которые всё делают наоборот. Услышит такой ребёнок вредный совет, сделает по-другому - и получится как раз правильно. Но недавно учёные догадались, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Оказывается, на послушного ребёнка вредный совет действует как прививка от глупости. Теперь учёные разрешают читать вредные советы всем детям - и послушным, и непослушным».
Например, у вас в кармане
Оказалась горсть конфет,
А навстречу вам попались
Ваши верные друзья.
Не пугайтесь и не прячьтесь,
Не кидайтесь убегать,
Не пихайте все конфеты
Вместе с фантиками в рот.
Подойдите к ним спокойно,
Лишних слов не говоря,
Быстро вынув из кармана,
Протяните им... ладонь.
Крепко руки им пожмите,
Попрощайтесь не спеша
И, свернув за первый угол,
Мчитесь быстренько домой.
Чтобы дома съесть конфеты,
Залезайте под кровать,
Потому что там, конечно,
Вам не встретиться никто.

Ребята, правильно так поступать? А вы бы как поступили? (поделились конфетами с друзьями)

Сейчас мы попробуем организовать театр-экспромт . Вызываем на сцену 11 человек. Для этого пускаем в зал воздушный шарик, на ком останавливается музыка, тот выходит на сцену. Детям раздаются листочки с ролями. Взрослый читает текст, а дети играют соответствующие роли.

Если папе интересно,
Почему ты не был в школе,
Предложи ему на выбор
Сразу несколько причин.
Для начала можешь просто
Рассказать, как шёл ты в школу,
Но внезапно жуткий ветер
Стал валить прохожих с ног.
Ты упорно рвался к знаньям,
Но ослаб, и вихрь могучий
Не пустил тебя учиться
И буквально вдул в кино.
А поскольку в это время
Там показывали новый
Фильм, который ты не видел,
То пришлось его смотреть.
Но смотрел ты с отвращеньем,
Всей душою понимая,
Что, конечно же, учёба
В сотни раз важней кино.
Для второй причины стоит
Выбрать что-нибудь такое,
От чего у папы сразу
Вылезут на лоб глаза.
Например, скажи, что школу
Захватили террористы,
Что в заложники попали
Все твои учителя,
Что, пытаясь к ним прорваться,
Ты на штурм ходил три раза,
Но пришлось, неся потери,
С боем отступить… в кино.
А поскольку в это время
Там показывали новый
Фильм, который ты не видел,
То пришлось его смотреть.
Но смотрел ты с отвращеньем,
Всей душою понимая,
Что... На этом месте папа
Может схлопотать инфаркт.
Если папе будет мало
Двух причин, скажи, что в школу
Ты ходил, но почему-то
Этой школы не нашел.
Что по компасу и карте
Ты искал её упорно,
Но в каком бы направленье
Ты ни двигался, повсюду,
Каждый раз, такая странность,
Натыкался на… кино.
А поскольку в это время
Там показывали новый
Фильм... На этом месте папа,
Видимо, тебя убьёт.

Смеяться и подтрунивать над человеческими недостатками Г.Остер продолжает и в других своих книжках.
«Школьный сонник». «Толкование снов, приснившихся вам до, после и во время уроков». На экран проецируется книга «Школьный сонник».

«Увидеть во сне учительницу русского языка - к огорчению, особенно, если в конце диктанта она же вас и разбудит».
«Тот, кому снится, что левый ботинок надет у него на правую ногу, а правый на левую, должен, не дожидаясь пробуждения, переобуться прямо во сне».
«Если заснувший на уроке математики видит сон про безударные гласные, значит, переменку он уже проспал».
«Если вам приснилось, что пора вставать, значит, так оно и есть. Не надейтесь: никаких других значений и смыслов подобные сны, к сожалению, не имеют».

«Книга о вкусной и здоровой пище людоеда». На экран проецируется «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда».

«Неправда, будто Людоед съедает только невоспитанных мальчиков и девочек. Воспитанные нравятся ему еще больше, потому что они гораздо вкусней. И еще знайте: есть очень простой способ спастись от Людоеда, когда он вас поймает. В самую последнюю секунду, только он откроет рот, скажите противным голосом: "А руки ты вымыл?" "Нет", – скажет Людоед. "Вот иди вымой, – скажете вы, – а потом садись за стол". И когда Людоед побежит мыть руки, крикните ему вслед: "С мылом, с мылом мой! Я проверю". Никакой уважающий себя Людоед к вам после этого никогда не вернется».
О каких недостатках школьников говорится в следующих шутливых рецептах:
КВАШЕНЫЕ ДЕВОЧКИ
«Отобрать грязных, растрепанных девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревянную кадку. Соль можно не сыпать - девочки сами наплачут полную кадку соленых слез».
КРИКУН СО ВЗБИТЫМИ СЛИВКАМИ
«Громко орущего, размахивающего руками мальчишку бросить в густые сливки и, как только появится много пены, нести к столу, предварительно заткнув себе уши ватой».
САЛАТ ИЗ ОБИДЧИВЫХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
«Трех очень обиженных мальчиков и четырех еще сильнее обиженных девочек облить холодной водой, нарезать тонкими ломтиками лук и сыпать его на головы всем обиженным, пока они не обидятся окончательно. Готовый салат можно украсить сверху крупной сердитой девочкой».
КОНСЕРВИРОВАННЫЕ ГРЯЗНУЛИ
«Взять несколько вывалянных в грязи мальчиков, добавить к ним одну измазанную вареньем девочку, посадить их всех в стеклянную непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто их никогда не мог увидеть. Консервированные грязнули приятно украшают любой стол».

Григорий Остер создал целую серию уникальных учебников по не существующим до сегодняшнего дня наукам.

"Задачник". На экран проецируется книга «Задачник».

«Дорогие ребята, эта книжка нарочно называется "Задачник", чтобы её можно было читать на уроке математики и не прятать под парту. А если учителя начнут возмущаться, говорите: "Ничего не знаем, Министерство просвещения разрешило".
А сейчас мы проведём Конкурс юных математиков . Вызываем на сцену трёх первоклассников и трёх второклассников. Дети по очереди решают весёлые задачки.
Конкурс юных математиков.
1 класс: Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5 метров, а Толя закопал свой дневник на глубину 12 метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя? (7)
2 класс: Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба снесла еще 3 яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще 5, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не разбаловали свою мышку? (9)
1 класс: В понедельник Вова не поделился с Федей двумя конфетами, а во вторник не поделился четырьмя конфетами. На сколько конфет больше зажилил Вова во вторник? (2)
2 класс: В автобусе случайно оказались 12 контролеров и 4 безбилетных пассажира. По сколько контролеров придется на одного безбилетного пассажира? (3)
1 класс: Волк пригласил на свой день рожденья 3 поросенка, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рожденья? (11)
2 класс: У трех бабушек было по одному серенькому козлику. Бабушки козликов очень любили. Пошли козлики в лес погулять, а там их волки съели. Остались от козликов рожки да ножки. Сколько осталось рожек и сколько ножек? (6 рожек и 12 ножек)
Подведение итогов конкурса.

«Визгкультура». На экран проецируется книга «Визгкультура».
«УТРЕННИЕ ЗАРЯДКИ С ВЕЧЕРНИМИ РАЗРЯДКАМИ. Сногсшибательные, потрясающие, ошеломляющие, головокружительные, умопомрачительные, поразительные, содрогательные и опрокидывательные гимнастические и атлетические упражнения для тебя, дедушки, бабушки, папы, мамы, двоюродных братьев, сестер и всех других родственников, включая давно усопших предков, а также босикомнатные, настольные, подстольные, неподвижные и уличные спортивные игры на проезжей части».
Как вы думаете, какие упражнения может содержать этот учебник?

Самый любимый детьми учебник - «Конфетоедение». На экран проецируется книга «Конфетоедение».

«Вы начинаете изучать новый предмет – конфетоедение, то есть едение конфет. Конфетоедением вы будете заниматься всю жизнь, до тех пор, пока у вас не выпадут все зубы. Причем чем лучше вы будете учиться, тем быстрее они выпадут. Обычно у отличников зубы вываливаются уже во втором классе, у хорошистов – четвёрочников – в пятом или шестом, а тот, кто учится на хилую, несчастную троечку, теряет свои зубы к окончанию школы. Но не волнуйтесь. Даже когда у вас не останется ни одного зуба, вы всё равно сможете заниматься конфетоедением».

Игра «Дождик из конфет».
Сегодня у нас в зале прошел конфетный дождик, и все конфеты нужно собрать. Ведущий рассыпает по полу конфеты. Вызываем на сцену 6 человек: по одному от каждого класса. Каждому участнику выдаётся по полиэтиленовому пакету. Включается весёлая музыка. Нужно собрать для своего класса как можно больше конфет.
Г.Остер до сих пор продолжает выдумывать шутливые науки. Например: «Ничеговедение», «Вритература», «Квартироведение». Он даже издал учебник «Папамамалогии», в котором объясняет детям, как надо иметь дело с взрослыми.
Вот он какой, этот замечательный детский писатель Григорий Остер! А пятеро детей писателя вдохновляют его на создание новых героев, не давая возможности забыть детство.

15.04.2019

"Литературная летопись войны"

Сегодня, накануне замечательного праздника, Дня Победы , мы представляем Вашему вниманию новую виртуальную выставку "Литературная летопись войны. Писатели-фронтовики и их книги" . Для выставки мы отобрали произведения тех, кто знает о войне не понаслышке - непосредственных участников тех событий: военных корреспондентов, солдат и офицеров, партизан и подпольщиков. Многие из этих книг были экранизированы, поэтому слайды, помимо информации о писателях и книгах, содержат ссылки, перейдя по которым вы сможете посмотреть эти фильмы он-лайн.

Более 70 лет отделяют нас от начала Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев - танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В. Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

Чтобы просмотреть выставку, кликните по картинке.


20.02.2019

"Чытаем па-беларуску. Прыгоды, фантастыка, дэтэктыў"

21 лютага ў свеце адзначаўся Міжнародны дзень роднай мовы .

Мілагучную, яскравую, такую блізкую сэрцу мову любіць кожны з нас, нягледзячы на тое, наколькі свабодна ён ваподае словам. Таму што мова гэтая - самая родная. Таму што менавіта яна робіць беларуса беларусам. I верыцца, што наша мова будзе гучаць і ніколі не знікне з лінгвістычнай карты сусвету.

З нагоды свята мы стварылі і прапануем Вашай увазе віртуальную выставу "Чытаем па-беларуску. Прыгоды, фантастыка, дэтэктыў" . Кнігі, прадстаўленыя на выставе - гэта творы беларускіх і замежных аўтараў на беларускай мове з фонду нашай бібліятэкі, усе без вынятку цікавыя і займальныя. Касмічныя падарожжы, неверагодныя прыгоды, таямніцы і загадкі, пошукі старажытных артэфактаў і скарбаў, рыцары, піраты, індзейцы... Усе гэта, і шмат чаго яшчэ вы знойдзеце ў гэтых кнігах.

Чытайце па-беларуску! Няхай гучыць родная мова!

Выстава адрасавана вучням сярэдняга і старэйшага школьнага ўзросту, а таксама настаўнікам і іншым.

27.12.2018

"Книги на экране"

Кино давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Зародился кинематограф еще в 19 веке. Однако и сейчас он пользуется огромной популярностью во всем мире. Каждый год в мировом прокате представлено тысячи кинофильмов разнообразных жанров. Кино обожаемо, и неудивительно, что существует такой праздник, как Международный день кино . Он ежегодно отмечается 28 декабря. Именно в этот день в Париже в 1895 году в «Гранд-кафе», расположенном на бульваре Капуцинов, был организован первый сеанс кинематографа. Его устроили братья Люмьер, которых и принято считать создателями данного вида искусства.

К Международному дню кино мы подготовили для Вас виртаульную выставку "Книги на экране" . На выставке представлены книги из фонда нашей библиотеки, и информация об их экранизациях.

10.12.2017

"Читаем книги нобелевских лауреатов": виртуальная выставка

Ежегодно 10 декабря в Стокгольме проходит церемония вручения одной из самых престижных международных наград - Нобелевской премии , которая присуждается за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества. Одна из них - .

Нобелевская премия по литературе престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Одна из пяти премий, созданных по воле Альфреда Нобеля в 1895 году, которая вручается с 1901 года.

За это время было присуждено 107 премий и только 7 раз награждение не проводилось: в 1914, 1918, 1935, 1940—1943 годах. Четырежды — в 1904, 1917, 1966 и 1974 гг. — премия была разделена между двумя авторами. 76 награждённых были преимущественно прозаиками, большинство других лауреатов — поэтами, однако среди нобелиатов были также историк Теодор Моммзен, философ Рудольф Эйкен, награжденный за публицистику политик Уинстон Черчилль.

Приглашаем Вас посетить виртуальную выставку "Читаем книги нобелевских лауреатов" , которую мы подготовили в честь данного события. Для выставки мы отобрали книги писателей-нобелиатов из фонда нашей библиотеки. То есть книги, которые действительно будут доступны тем, кто захочет поближе познакомиться с творчеством того или иного писателя, лауреата этой престижной премии.

Выставка адресована учащимся среднего и старшего школьного возраста, а также педагогам и родителям.

21.12.2016

"Книги под ёлкой: Новый год и Рождество"

Приближаются самые волшебные и сказочные праздники - Новый год и Рождество ! И по этому поводу мы подготовили для Вас электронную выставку "Книги под ёлкой", где представлены самые добрые, самые волшебные, самые праздничные произведения русских, белорусских и зарубежных писателей. Надеемся, что каждый из Вас найдет себе книгу по душе и с хорошим настроением встретит замечательные зимние праздники!

25.11.2016

"Четвероногий друг собака"

Представляем вашему вниманию виртуальную выставку "Четвероногий друг собака", на которой все книги - о собаках, и только о собаках. Породы собак, уход за собаками, дрессировка и воспитание, и еще много интересного и полезного вы узнаете из книг, представленных на выставке. И не только. Мы также подобрали самые интересные художественные произведения, главными героями которых являются эти замечательные животные.

Собаки — одни из самых популярных домашних животных во всем мире. В 2001 году их насчитали на планете более 400 миллионов! Одомашнены дикие предки современных собак были примерно 35 тысяч лет назад. И люди никогда не пожалели об этом — собаки невероятно полезны на охоте, в качестве помощников пастуха, для охраны и защиты и многих других функций, которые они исправно выполняют до наших дней.

Собачья преданность и верность не знает границ. Именно поэтому эти домашние животные считаются лучшими друзьями человека, бесконечно терпеливыми, надежными и умеющими платить добром за ласку и заботу. О собаках слагают легенды, наделяя их человеческими качествами, такими, как ум и доброта, внимание и отзывчивость, сострадание и умение прощать тех, кого они по-настоящему любят.