Линия обороны во франции. Неприступная Линия Мажино (50 фото)


«В линию Мажино французы вгрохали кучу денег, а она оказалась совершенно бесполезной: немцы её обошли» - примерно так выглядит распространённое мнение об историческом значении наиболее знаменитой Великой китайской стены новейшей истории. Между строк тут прочитывается осуждение: бестолку потратили кучу денег, лучше бы танков и самолётов наделали. Вот дураки французы. Зачастую, подобная категоричность произрастает из недостатка или несистематичности знаний о предмете. Давайте попробуем их немного упорядочить.

ГЕОГРАФИЯ

Если сталь - хлеб индустрии, то железная руда и уголь - мука для этого хлеба. На западном берегу Рейна, по воле Плутона, оказались крупнейшие в Европе залежи железной руды, а рядом удобно расположились угольные месторождения. Реки Рейн и Маас были готовыми дорогами для угольных и рудных барж, да ещё люди понарыли множество каналов. Немудрено, что вокруг этих природных богатств в Бельгии, Люксембурге, Франции и Германии как на дрожжах наросла металлургическая и машиностроительная промышленность. Наросла она не очень считаясь с начертанием государственных границ, в итоге вышло так, что стратегически-важные промышленные районы, что во Франции, что в Германии, оказались в опасной близости к местам возможных военных действий в самый начальный период войны.

Франко-германская граница идёт от Швейцарии на север по реке Рейн, причём на значительной части своего протяжения она подпёрта с тылу Вогезскими горами на французской стороне и Шварцвальдом на немецкой; здесь природа благоприятствует её обороне. Но чуть южнее Карлсруэ, граница поворачивает на северо-запад и не опирается ни на какие естественные рубежи влоть до самого Люксембурга. И выходит, что в непосредственной близости к границе оказываются с французской стороны богатейшие лотарингские железные рудники, а с немецкой - жирные саарские угольные шахты.

ПОЛИТИКА

После поражения Германии в Первой мировой войне, французы смогли добиться оккупации западного берега Рейна (и нескольких плацдармов на восточном берегу) союзными войсками. С 1920 года французы имели военное соглашение с Бельгией о совместной обороне от германской агрессии, на основании которого проводились периодические консультации начальников штабов. Кроме того, французская дипломатия сумела создать некоторый «противовес» на востоке, заключив союзные договоры с Польшей (1921) и Чехословакией (1924).

К середине 20-х было решено, что военный бюджет уже достаточно обременён рифской войной в Мароко и нужно сэкономить на содержании оккупационной армии. В октябре 1925 года, в швейцарском городке Локарно прошла конференция европейских держав по итогам которой была подписана серия соглашений. Наиболее известное из этих соглашений гарантировало германо-французскую и германо-бельгийскую границы, что позволило начать вывод оккупационных войск, на условиях сохранения демилитаризованной зоны по Рейну. Тогда же в Локарно Францией были подписаны новые соглашения с Польшей и Чехословакией, на сей раз это были уже полноценные договоры о взаимопомощи.

Вывод оккупационных войск из Германии должен был завершиться к 1930 году. Линия укреплений вдоль франко-германской границы должна была компенсировать потерю «передовой позиции» по Рейну.

СТРАТЕГИЯ

С 1930 года деньги и цемент потекли в линию Мажино. Но линия строилась тольо вдоль границ с Германией и Люксембургом. Бельгийская граница оставалась неприкрытой. Почему? Потому, что таков был стратегический план Высшего Военного Совета.

Сценарий войны отрабатывался на случай германского нападения на одного из восточных союзников Франции. В этом случае французская армия по плану выдвигалась в Бельгию, одновременно прикрывая промышленный северо-восток Франции и создавая угрозу немецкому промышленному району в Руре. Линия Мажино дложна была прикрыть расположенные вблизи границы важные сырьевые и промышленные промышленные районы на время мобилизации.

В менее вероятном случае, если первый удар Германии будет направлен на запад, линия Мажино должна была побудить немцев опять же искать решение на полях Бельгии, что автоматически означало вовлечение в войну гарантов Локарно: Великобритании и возможно Италии. По мнению французов это делало первый удар на западе практически невероятным.

Разные вариации этих планов отрабатывались в 1927-1936 гг. Время от времени возникали идеи отказаться от выдвижения в Бельгию для прикрытия, а продолжить линию до Па-де-Кале. Но всякий раз предпочитали тратить деньги на что-нибудь более полезное.

Одновременно с началом стрительства линии Мажино, была запущена и первая программа моторизации армии. Бросок в Бельгию преполагалось осуществить полностью моторизованными пехотными дивизиями (пять, позднее семь штук) под прикрытием легких механизированных (одна, позднее две).

Ситуация изменилась в марте 1936 г. В этом месяце случилось два важных события - ввод Вермахта в Рейнскую область и формальная денонсация Бельгией военного соглашения с французами. В октябре того же года бельгийский король Леопольд III формально заявил о новом, «независимом» курсе бельгийской политики. Бельгия отказалась от участия в каких бы то ни было союзах и взяла курс на укрепление собственных вооружённых сил.

Теперь об использовании Бельгии, как трамплина для прыжка на Рур можно было забыть. Новая стратегия базировалась на использовании линии Мажино, как «центральной позиции», с опорой на которую предполагалось отражать фланговые угрозы в Бельгии или Швейцарии, или обе вместе. Началось строительство отдельных групп лёгких укреплений вдоль белгийской и швейцарской границы.

Распространено мнение, что французская военная мысль в межвоенный период отдавала приоритет обороне и линия Мажино приводится тут как пример стремления к обороне, доведённое до крайности. Однако, оба французских полевых устава (1921 и 1936 гг.) именно наступление называли основным видом боевых действий, считая, что к обороне командир вынужден переходить только тогда, когда не считает возможным наступать по недостатку сил или условиям местности.

Да, французский подход к наступлению отличался от немецкого. Французы считали правильным проводить только методические, хорошо подготовленные, обеспеченные и спланированные наступления с псотоянным контролем сверху до низу, тогда как немцы предпочитали хаос и инициативу низов. Но наступление, пусть даже методическое, это всё-таки не оборона.

В период 1919-1936 гг. Франция потратила на оборону 43 млрд.франков. Из них 42% (18 млрд.) было потрачено на флот, 31% (более 13 млрд.) на армию и 27% (около 12 млрд.) на ВВС. Из 13 млрд. потраченных на армию, 5 млрд. ушло на фортификацию, т.е. строительство линии Мажино. Это много. Если вспомнить, что в армейском бюджете заложены ещё и расходы на рифскую войну, то на перевооружение армии остаются слёзы.

Но 1936 год был только началом. В 1937 году оборонный бюджет составил 13 млрд.франков (в т.ч. 4 млрд. на ВВС), в 1938 году 17 млрд. (в т.ч. 6 млрд. на армию и 7 млрд. на ВВС). В 1939 году, до 1 сентября на оборону было потрачено 37 млрд.франков, 19 млрд. из них на ВВС и 12 млрд. на армию.

Полные расходы на линию Мажино и другую фортификацию не ясны, встречаются разные цифры. Но даже если взять максимальную (7 млрд.франков), то и она теряется в потоке финансирования полученном армией и ВВС в 1937-1939 гг. Утверждение, что линия Мажино съедала значительную часть армейского бюджета верно, нотолько для периода 1930-1935 гг., когда сам бюджет был невелик. В общих расходах на армию за предвоенный период её доля невелика.

Поздний старт перевооружения армии имел и свои плюсы. Если в СССР вплоть до 1939 года в массовых количествах клепали танки конструкции конца 20-х годов (БТ и Т-26), то Франция вступила в войну с весьма современным танковым парком, в основном укомплектованным машинами разработки середины 30-х.

ТАК ВЫПОЛНИЛА ЛИНИЯ МАЖИНО СВОЮ ЗАДАЧУ ИЛИ НЕТ?

Как видим, особых денег линия Мажино не съела. Но как же с задачей? Ведь немцы её обошли? Да, обошли. Но если вы внимательно прочитали все предыдущие букафки, то наверное уже поняли, что именно для того её и строили. Чтобы заставить обходить.

11 февраля 1940 года в ходе Финской войны начался штурм «линии Маннергейма». Ей удалось недолго продержаться под натиском советских войск. Аналогичная судьба постигла и другие мощные оборонительные сооружения, построенные в других странах.

Линия Маннергейма

В 1917 году «развод» России и Финляндии был не вполне мирным. Недавняя провинция Российской империи принимала самое активное участие в Гражданской войне. А «раздел имущества» завершился потерей части российской территории, из-за чего Петроград, впоследствии переименованный в Ленинград, оказался в опасной близости от границы. Руководству Финляндии, и прежде всего генералу Карлу Маннергейму, было прекрасно понятно, что Россия в обозримом будущем постарается вернуть утраченную территорию.

В 20-е годы на карельском перешейке от Финского залива до Ладожского озера финны начали строить сеть мощных оборонительных сооружений — «линию Маннергейма». Строительство с одним продолжительным перерывом из-за проблем с финансированием растянулось почти на два десятилетия.

Строго говоря, это была не линия, а две полосы — главная и тыловая, с глубиной каждой из них до 7 километров. Первая полоса состояла из 18 оборонительных узлов, тыловая — из 10. На каждом узле базировалось от одного до двух стрелковых батальонов. Узлы не были соединены между собой непрерывной линией окопов и траншей.

До 1935 года оборонительные узлы включали в себя в основном земляные и бревенчатые сооружения с амбразурами для пулеметной стрельбы. Было некоторое количество и бетонных дотов с толщиной стен до 2 метров и несколькими амбразурами (до трех) для ведения пулеметного огня во фронтальном направлении. Но при этом качество бетона оставляло желать лучшего, и он не был армирован.

В 1937 году, когда начало войны с Советским Союзом стало очевидным, Маннергейм добился от правительства выделения громадного финансирования на строительство семи новейших ДОТов. Они получили название «миллионников», поскольку стоимость каждого из них превышала миллион финских марок. Для них использовался прекрасный армированный бетон. ДОТы имели по два каземата с 4−6 амбразурами в каждом из них. При этом вооружались не только пулеметами, но и пушками — 76-мм и 37-мм. Здесь огонь велся уже не только во фронтальном, но и во фланговых направлениях. Доты были двухэтажными, на подземном уровне размещались казармы.

Огневые узлы дополнялись защитными рвами, минными полями, а также проволочными заграждениями длиной в 300 км. В качестве противотанковых заграждений архитекторы линии использовали повсеместно разбросанные на перешейке валуны.

Упование финнов на надежность оборонительной линии оказались беспочвенными. За счет мощной артиллерийской подготовки сооружениям был нанесен значительный ущерб. 11 февраля началось движение советских войск вглубь Финляндии. 13 февраля главная полоса обороны была прорвана. Со всей линий Маннергейма разобрались быстрее, чем за неделю.

Линия Мажино

Эта линия была вершиной фортификации первой половины ХХ века. Но, как показала практика, стратегия Первой мировой войны, рассчитанная на позиционную оборону, была обречена во время Второй мировой.

Линия названа по имени военного министра Франции Андре Мажино, который был инициатором ее строительства. Это чудо военной фортификации обошлось французам в 3 млрд. франков. Ее строительство шло с 1929 по 1934 год, но постоянное усовершенствование продолжалось вплоть до 1940 года.

Линия, отделявшая Францию от Германии, включая и границу с Бельгией, имея протяженность в 400 км и глубину на различных участках от 90 до 100 км. В её состав входили 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, около 500 казематов, блиндажи и наблюдательные пункты, а также минные поля, проволочные заграждения, противотанковые ежи и рвы. На Линии находилось 300 тыс. бойцов французской армии. Плотность сооружений составляла 7,7 шт. на 1 километр.

Основной единицей был форт. Он представлял собой многоуровневое капитальное сооружение с надземной частью в виде орудийных и пулеметных казематов, снабженных лифтами для подачи боеприпасов.

Количество подземных уровней достигало семи. Это были настоящие подземные города, соединенные между собой узкоколейками. В них размещались казармы, склады, госпитали, электростанции, системы вентиляции, телефонные узлы. Эти сооружения были неуязвимы даже в случае налетов бомбардировочной авиации.

Над поверхностью земли возвышались лишь ДОТы с пулеметами и пушками, толщина их стен достигала 4 метров. На некоторых имелись защитные колпаки, которые опускались во время авианалетов. Также была устроена сеть плотин и каналов, которые можно было использовать для затопления части сооружений в случае захвата их противником.

За первой линией обороны находилась сеть бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, бронетехники и прожекторов.

И все это инженерное великолепие оказалось практически бесполезным. Немцы вошли во Францию со стороны Бельгии, где линия Мажино была укреплена значительно хуже. После капитуляции какие-то форты пытались сопротивляться гитлеровским войскам, но продолжалось это недолго.

Линия Молотова

Линия Молотова, которая строилась на самой западной границе СССР в 1940—1941 годах, была самой совершенной для советской фортификационной практики. Ее возведение началось сразу же после продвижения Советского Союза на Запад после подписания пакта Молотова-Риббентропа на новых территориях в Прибалтике, Западной Украине и Бессарабии.

Линия проходила от Балтийского моря до Карпат и состояла из 13 укрепленных районов: Тельшяйского, Шауляйского, Каунасского, Алитусского, Гродненского, Осовецкого, Замбровского, Брестского, Ковельского, Владимир-Волынского, Струмиловского, Рава-Русского и Перемышльского.

Каждый из них контролировал около 100 километров границы.

Было запланировано строительство 5807 железобетонных ДОТов четырех различных типов. Самые мощные — М1 — имели толщину стен в 150 см и перекрытий в 110 см. Они выдерживали попадание с расстояния в 6 км 203-мм гаубичного или 152-мм пушечного снаряда. Легкие пулеметные ДОТы М4 имели толщину стен, не способную выдерживать артиллерийские удары. Но большая часть сооружений была промежуточных типов М2 и М3.

Пулеметные ДОТы имели от 3 до 6 амбразур. Часть из них позволяла вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. В подавляющем большинстве использовались пулеметы «Максим». Для их охлаждения применялась система водоводов, соединенных с баком. Поскольку грохот от «Максимов» в замкнутом пространстве был запредельным, то невозможно было использовать голосовую систему управления огнем. Для этой цели была разработана световая система.

Более основательными были артиллерийские ДОТы, имевшие два этажа. Вверху размещались 76-мм орудия. Внизу был слад боеприпасов, а также вентиляционная и силовая дизельная установки.

Существовал и третий по целеполаганию тип ДОТов — противотанковые. В них наводка осуществлялась как визуально, через прицел 45-мм орудия, так и при помощи перископа.

Относительно готовности линии к началу войны существуют два мнения. Источники, оправдывающие ее легкий прорыв фашистскими войсками, заявляют о готовности лишь 880 ДОТов. Другие эксперты, ссылаясь на Г. К.Жукова, говорят о готовности 2300 сооружений. В большинстве из них не было установлено лишь вспомогательное оборудование — силовые установки, средства связи и противохимической защиты.

Но, как бы то ни было, мировой опыт середины ХХ века прекрасно показал, что какими бы совершенными ни были традиционные для начала века линии обороны, к началу Второй мировой войны они стали анахронизмом. И не представляли большой проблемы для наступающей армии. Самый «неприступный» ДОТ Линии Молотова — «Орел» — после героического сопротивления советских бойцов был уничтожен в первых числах июля, когда линия фронта укатилась далеко на восток.

Снимок в открытие статьи: война с белофиннами. У взорванных дотов/Фото: В. Темин и Н. Петров/ ТАСС

Начавшаяся 70 лет назад Вторая мировая война стала еще одним доказательством того, что генералы готовятся к войнам прошлого. Память о позиционных мясорубках прошлой войны заставила правительства разных стран заняться возведением масштабных, колоссальных по оснащенности оборонительных линий.

Несмотря на трату огромных финансовых средств, ни одна из этих «новых китайских стен» по тем или иным причинам не выполнила возложенной на нее роли . Наиболее известными для широкой аудитории являются три возводимые перед войной оборонительные линии: линия Мажино, линия Маннергейма и линия Сталина . Начнем наше знакомство с ними с самой совершенной, но от этого не ставшей более полезной, французской лини укреплений Мажино.

План французской обороны

Французские генералы полагали, что немцы будут действовать так же, как в кампании 1914 года. Попробуют провести прорыв с северо-востока через территорию Бельгии. План французской обороны предусматривал отражение немецкого наступления на реке Диль, с ведением пассивной обороны на укреплениях линии Мажино. Строительство данной линии началось в 1928 году и к 1936 году основные строительные работы были завершены. Ответственным за возведение «непреодолимой линии» обороны был военный министр Франции Андрэ Мажино, именем которого и была названа система фортификационных сооружений.

В восточной части Франции были расположены 10 самых богатых провинций, в которых в 30-40-х годах прошлого века производилось около 60% стали и стальных изделий, добывалось 76,5% цинка и 94% меди. При любом развитии войны армия должна была сделать все возможное, чтобы не допустить немцев в эти важные экономические районы. В первую очередь с северного и северо-восточного направлений.

В военной науке различают 2 основных типа обороны – жесткая (позиционная) и маневренная . При позиционной обороне войска упорно защищают выбранный рубеж и пытаются не попустить противника за линию фронта. В то же время маневренная оборона основана на том, что позиции не удерживаются жестко и могут быть сданы, когда же противник истощит свои резервы и наступательные возможности, утраченное положение обороняющиеся пытаются вернуть контрударами. Маневренная оборона вполне допускает временную потерю отдельных территорий.

Маневренный тип обороны особенно любят военные, и в большинстве случаев не переносят государственные деятели и политики . Военные любят его за то, что этот метод не делает обороняющиеся войска пассивными, не дает наступающему противнику навязывать свою волю, позволяет в подходящий момент перехватить инициативу и перейти к наступлению. В то время как позиционная оборона ставит обороняющихся в заведомо проигрышное положение, ведь противник рано или поздно нащупает брешь в обороне, что будет чревато окружением всей обороняющейся группировки.

Политиков же маневренная оборона заставляет нервничать, им бывает очень трудно объяснить населению страны потерю той или иной территории, оставления ее под властью оккупантов и связанные с этим человеческие и материальные потери. Население страны часто рассматривает это как неудачный ход войны. Моральное состояние, как и доверие к политикам падает, что может быть чревато поражением.

Задачей французской армии в войне было не допустить немцев в богатейшие промышленные районы Франции, что поставило бы страну в тяжелейшее положение и лишило армию возможности пополнения ресурсами. Париж видел выход из ситуации в выстраивании вдоль германской границы непробиваемой обороны, что требовало постройки мощных фортификационных сооружений, способных выдерживать обстрел крупнокалиберной артиллерии и длительное время сдерживать атаки больших масс пехоты.

Французы прекрасно понимали, что вермахт постарается ворваться во Францию через Бельгию, как и в Первую мировую войну, а линия Мажино просто не позволит им нанести удар в другом месте . В Париже считали, что, удерживая большую часть северной и северно-восточной границы, они не пропустят немцев в промышленные районы страны, навязав немцам полевые сражения на севере Франции с переносом боев в Бельгию. При этом французские генералы полагали, что в любой момент смогут нанести по противнику контрудар из-за линии Мажино в направлении на север, отрезая всю германскую армию и перехватывая все ее линии снабжения.

Линия Мажино

На строительство линии Мажино французы потратили очень внушительную по тем временам сумму — около 3 млрд. франков или 1 млрд. долларов. Общая численность войск, располагавшихся на линии, доходила до 300 000 человек . В подземных многоуровневых фортах размещались помещения для личного состава, мощные вентиляционные установки, электростанции, проложенные узкоколейные дороги, комнаты отдыха, госпитали, телефонные станции, которые были недосягаемы для бомб и снарядов. В верхних наземных этажах были расположены орудийные и пулеметные казематы, снабженные лифтами для подачи боеприпасов.

Форты представляли из себя вкопанные глубоко в землю бетонные «коробки», толщина стен которых доходила до 3-4 метров . Наверху обычно располагались лишь бронебашни-турели. Перед первой линией обороны по возможности были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны находилась целая сеть из опорных точек – бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, прожекторов.

Склады боеприпасов и снаряжения располагались на глубине до 50 метров . В глубине обороны располагались позиции дальнобойной артиллерии на железнодорожном ходу. Еще дальше располагалась старая модернизированная оборонительная линия, включавшая форты Бельфор, Верден, Эпиналь и ряд других. Глубина линии Мажино на некоторых участках доходила до 90-100 км , французские генералы считали ее неприступной.

Поэтажное устройство фортов выглядело примерно следующим образом. На поверхности были расположены лишь бетонированные пулеметные гнезда и артиллерийские блокгаузы, противотанковые ямы и заграждения. Ниже под землю уходил ряд этажей форта, связь между которыми осуществлялась по лестницам и лифтам, максимальная глубина укреплений могла достигать 100 метров . Толщина железобетонной крыши любого форта доходила до 3,5 м, что позволяло выдерживать обстрел снарядами калибра до 420 мм.

На первых двух этажах форта располагались помещения для гарнизона. Здесь же был установлен ряд дизелей, приводивших в движение вентиляционные установки, осуществляющие подачу воздуха во все помещения форта, а также динамо-машины, обеспечивавшие выработку электричества. Подобные двигатели были расположены и на других этажах, выполняя роль страхующих, на случай выхода из строя какого-либо из них.

На третьем этаже форта размещались боеприпасы для текущего боепитания и запасы воды и продуктов. На четвертом этаже находилась телефонная станция и помещения канцелярии форта.

На пятом этаже располагались запасы медикаментов и помещения госпиталя, ниже на шестом уровне проходил тоннель электрифицированной подземной узкоколейки, посредством которой осуществлялась быстрая переброска боеприпасов и войск на нужное направление. Главный путь этого подземного метро был двухколейным, вспомогательные подъездные пути – одноколейными.

На уровне седьмого этажа находился штаб форта , еще ниже были расположены резервные склады боеприпасов и резервные дизели. На достаточно большую глубину форт защищался сплошными бетонными стенами, которые устраняли возможность проникновения в форт или его подрыв с использованием подкопа.

Линия Мажино была чудом фортификационной мысли своего времени :
– 5600 долговременных оборонительных укреплений,
— 70 бункеров,
— 500 артиллерийских и пехотных блоков,
— около 500 казематов,
— многочисленные блиндажи и наблюдательные пункты.

Протяженность линии около 400 км. Средняя плотность была на уровне 7,7 сооружений на 1 км фронта (на некоторых участках это число доходило до 14). Нигде между ДОТами не было промежутков, превышающих по длине 8 км. Часть дотов была оборудована артиллерийскими и пулеметными бронеколпаками, которые могли подниматься для ведения огня и опускаться потом под землю, избегая ответного огня противника.

Основу укрепленных секторов составляли большие форты, между которыми располагались малые форты и отдельные ДОТы, а также танковые башни. Все боевые сооружения УС объединялись единым командованием, и их расположение на местности обеспечивало взаимную видимость и связь. Система огня была организована так, что соседние сооружения всегда могли поддержать огнем атакованный форт или ДОТ или закрыть огнем брешь, если укрепление захвачено или разрушено противником.

Часть укрепрайонов была оборудована специальными плотинами, которые обеспечивали затопление обширных территорий и подземных сооружений в случае их захвата неприятелем. При постройке линии были задействованы многие передовые для того времени военно-инженерные решения.

Крушение надежд

Многие историки считают, что линия Мажино не оправдала себя полностью, что является правдой лишь отчасти. Свое основное значение линия выполнила – сильно ограничила масштаб атак на те районы, которые были ей защищены. Трагедия заключалась в другом — многочисленные просчеты французского командования и руководства страны свели на нет все те преимущества, которые предоставляла им эта мощнейшая в мире оборонительная линия.

Главная и самая трагическая ошибка французского генералитета заключалась в том, что они не смогли предугадать новой тактики, которую навязал им вермахт . Немцы сделали своим козырем стремительные удары крупных механизированных соединений, основной ударной силой которых были танки.

Полевая оборона французской армии и английского экспедиционного корпуса просто не выдерживала натиска механизированных соединений. Вопреки планам французского командования им не удалось навязать немцам позиционные бои ни на территории Бельгии, ни на территории севера Франции, пропустив немецкие части в тыл линии Мажино.

/По материалам popmech.ru , rusproject.org и azbukivedi-istoria.ru /

Одна из самых известных линий оборонительных укреплений – это «линия Мажино», защищавшая западную границу Франции. Многие считают, что французы сделали стратегический просчёт, не прикрыв северный участок границы, через который гитлеровцы и пробились. Но, ошибки не было, задачей «линии Мажино» было заставить немцев повторить наступление 1914 года (по плану Шлиффена), то есть через Север –Бельгию, Люксембург, Нидерланды. Это давало французам и англичанам выигрыш во времени, позволяло навязать вермахту сражение в Бельгии.


К тому же «линия Мажино» была и на северной границе, не такая мощная, как на границе с Германией, но была, немцы её прорвали в Арденнах.

Справка: «Линия Мажино» - система это система укреплений французской границы на восточной границе, с Германией. Названа в честь военного министра Франции Андре Мажино. В её состав входили 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты. Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. Построена с 1929 по 1934 гг., до 1940 года шло её совершенствование.

Прорыв «линии Мажино»

17 мая 1940 года 2-ва 210-мм орудия открыли огонь по укреплению Ла-Фер (Ла-Ферте), 18-го гарнизоны двух казематов отступили. 19-го захвачено всё укрепление, немецкие штурмовые группы начали захватывать одно укрепление за другим. С 20-по 23 мая немцы ликвидировали 4-ре укрепления.

После этого, вермахт провел операции «Тигр» и «Медведь» - 14 июня вермахт прорвался через Саарский укрепрайон, и к 21-му вышли в тыл укрепрайона Мец. В укрепрайоне Лаутер вермахт прорвался между Битшем и Лембаком.

Кроме того, 15 июня немцы приступили к форсированию Рейна. Рейнские укрепления пытались было дать отпор наступающим, но старые слабые капониры оказались неспособны устоять перед огнем 88-мм зениток. Войска вермахта захватили первую линию укреплений и вышли на вторую. Полевые части французов получили приказ отходить. Рейнские укрепления пали.

Методы

Широко использовали тяжёлую артиллерию, 420-мм, 280-мм осадные мортиры, 355-мм, 305 мм, 210 мм орудия, даже 88-мм зенитки успешно использовали.

Удары штурмовой авиации, пикирующих бомбардировщиков.

Штурмовые группы, специальные саперные подразделения.

Внезапность и фантазия, так например: 10 мая 1940 года немецкая десантно-штурмовая группа, на 40 планерах приземлилась на крышу форта Эбен Эмаэль (в Бельгии) и заставила гарнизон капитулировать, подорвав кумулятивные заряды на куполах и башнях форта.

По той же методике были взломаны укрепления т. н. «линии Сталина» летом 1941 года. Да и «Линию Маннергейма» Красная Армия в Финляндии взломала.
Механизм армии 20 века без особых проблем перемолол бетонные укрепления. Форты, крепости, казематы, доты не были препятствием для современных армий. Атака побеждала оборону.