Лев николаевич толстой в живописи. Лев толстой

Величайшего русского писателя Льва Николаевича Толстого, которого называли совестью нации, рисовали несколько знаменитых художников. Самые известные портреты классика принадлежат кисти И.Е. Репина, И.Н. Крамского, М.В. Нестерова. Из отечественных живописцев к образу Л.Н. Толстого обращались Л.О. Пастернак (отец писателя Б.Л. Пастернака) и Н.Н. Ге.

Всемирное признание

Но есть портрет Толстого Льва Николаевича, автором которого является Пабло Пикассо (написан в 1956 году). Кроме того, рисовал автора романа «Война и мир» знаменитый польский художник Ян Стыка. У него есть несколько портретов классика и две картины. На одной изображен последний уход писателя с котомкой за плечами из Ясной Поляны. Полотно называется «На дороге к бесконечности». На второй запечатлен великий русский писатель, обнимающий Иисуса Христа.

В несколько необычной манере выполнен портрет Толстого Льва Николаевича американским графиком Маурисио Лазански. Наверное, и у этого полотна есть свои поклонники.

Работы известных мастеров

Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Особенно хорошо известны живописные произведения кисти вышеперечисленных русских художников. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. У М.В. Нестерова - две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Леонид Пастернак много рисовал писателя. В 1901 году им был создан портрет Толстого Льва Николаевича на фоне грозы и при свете настольной лампы. А 1906 году он нарисовал Очень известна работа Н.Н. Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера?». Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.

Великий Крамской

С детства каждому россиянину из школьных учебников известно полотно, на котором изображен сорокапятилетний Лев Толстой, - портрет работы художника-передвижника И.Н. Крамского. Живописец-психолог, замечательный мастер портретной живописи написал в Ясной Поляне одну из лучших своих картин.

История создания такова. Лев Толстой долго отказывался, несмотря на уговоры Третьякова, позировать рекомендуемым художникам. Но Крамскому удалось убедить писателя. Это полотно так популярно потому, что художнику удалось раскрыть сложный мир гения и аналитика человеческих душ, которым был Лев Толстой. Портрет запечатлел на века спокойный взгляд уникального человека, передающий и простоту, и мудрость одновременно. И.Н. Крамской рисовал два портрета - для галереи Третьякова и семьи писателя. Художник настолько был увлечен работой, что закончил первое полотно за три сеанса, второе удалось завершить еще быстрее. Этому живописцу под силу было заметить и запечатлеть скрытые движения души и черты характера изображаемого человека. Сам художник говорил, что портрет должен в первую очередь отображать то в человеке, за что его любит вся Россия. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть "великого Льва"». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.

Гениальный Репин

Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. У него самая большая серия портретов писателя. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Очень популярна картина, на которой писатель изображен лежащим под деревом в лесу и читающим книгу. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.

Очень много зарисовок ко всем картинам. Необычайно популярна картина Ильи Ефимовича, где изображен Толстой, стоящий босиком на траве. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется - «Пахарь». Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Есть и где писатель изображен с супругой, имеются зарисовки пишущего и читающего писателя в разных ракурсах. Работ очень много.

Гений на картине гения

Самой же известной является работа Репина 1887 года, на которой запечатлен великий писатель, сидящий в кресле с книгой в руке. Гениальный Толстого изобразил «магистра мысли», спокойно откинувшегося на спинку темного кресла. В такой же цветовой гамме и одежда писателя. Картина рассказывает о гении очень просто. Цветовая гамма весьма скромна, что не умаляет величия ни картины, ни изображенного на ней «человека на все времена».

Картина Николая Ге «Портрет Л.Н.Толстого» - одна из лучших портретных работ художника. Портрет написан в 1884 году, через два года после знакомства Ге с писателем. В последнее десятилетие своей жизни художник неоднократно обращался к образу Толстого, став последователем его религиозно-нравственного учения. В портрете Толстого наилучшим образом воплотилась вера Николая Ге в человека, в его неограниченные духовные и творческие возможности.

В портрете он стремился раскрыть лучшие качества человека, он никогда не повторялся, никогда психологически и художественно стандартно не трактовал ту или иную личность.

Портрет Льва Николаевича Толстого больше напоминает удачную фотографию писателя за работой, настолько реалистично до мелочей удалось Ге воспроизвести не только внешность писателя, но и зафиксировать богатство внутреннего мира своего героя, силу его мысли, вдохновенную увлеченность писательским трудом.

«Портрет Л.Н.Толстого» удачно дополнит интерьер школьного кабинета литературы или вашего рабочего кабинета, наполняя его энергией движения творческой мысли

Купить репродукцию этой картины вы можете в нашем интернет-магазине.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Портрет Л. Н. Толстого художника Николая Ге на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Николая Ге Портрет Л. Н. Толстого: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Николая Ге на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Ге. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Николая Ге на натуральном холсте.

Николай Николаевич Ге родился в 1831 году в Воронеже в семье помещика. Необычность фамилии для средней полосы России объясняется тем, что его дед эмигрировал из Франции в Россию в конце 18 века, и по-французски фамилия звучит Gay.

Воспитывался няней, крепостной женщиной, так как его мать умерла от холеры, когда мальчику было три месяца. В 10-летнем возрасте его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. Несмотря на то что преподаватели прочили ему будущность художника, заметив его способности к рисунку, он после окончания гимназии по совету отца поступил в Киевский университет на физико-математический факультет. Вскоре перевелся на математический факультет Петербургского университета, переехав жить к старшему брату. Посещая Эрмитаж, продолжает самостоятельно учиться рисованию.

В 1850 году он оставляет университет и поступает в Императорскую Академию художеств в класс Петра Басина.

В 1855 году за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» он получил Малую золотую медаль Академии. За картину «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году ему присвоили Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии.

Ге посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию.

В 1863 году по возвращении в Петербург он выставил на осенней выставке в Академии Художеств картину «Тайная вечеря». Эта картина была приобретена российским императором в личную коллекцию.

За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств.

После недолгого пребывания в России, в начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты. В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом. По мнению критиков, портрет Герцена - лучший в творческом наследии Николая Ге.

В конце 1869 года Николай Ге возвращается в Россию, где принимает участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок».

С 1869 по 1875 год Николай Ге живет и работает в Петербурге. Здесь им написаны блестящие портреты известнейших интеллигентов России: писателя Ивана Тургенева, поэта Николая Некрасова, писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина, историка Николая Костомарова, скульптора Михаила Антокольского и других.

В «петербургский период» творчества Ге также написал картины на исторические темы.

Но неудовлетворенность собственным творчеством и материальное неблагополучие заставляют Николая Ге в 1875 году покинуть Петербург и переселиться на Украину. В Черниговской губернии ему удалось купить небольшой хутор.

До 1879 года художник почти не работал. Он занялся вопросами религии и морали, сделав вывод, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.

Крайняя нужда, однако, заставила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей.

В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет.

Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?», «Иуда», «Суд Синедриона», «Повинен смерти», «Распятие» В них он «нашёл» себя, выработав как независимый взгляд на окружающую действительность, так и собственную виртуозную по выразительности и внутренней экспрессии манеру живописного письма.

За год до своей кончины художник пишет «Автопортрет»

По мнению критиков, Ге первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Николая Ге не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Айна Леон.
Офицер Толстой на Кавказе.

Я должна вернуться назад и рассказать о появлении графа Льва Николаевича Толстого в кружке «Современника». Он был тогда еще офицер и единственный сотрудник «Современника», носивший военную форму. Его литературный талант настолько уже проявился, что все корифеи литературы должны были признать его за равного себе.

Впрочем, граф Толстой был не из робких людей, да и сам сознавал силу своего таланта, а потому держал себя, как мне казалось тогда, с некоторой даже напускной развязностью.

Я никогда не вступала в разговоры с литераторами, когда они собирались у нас, а только молча слушала и наблюдала за всеми. Особенно мне интересно было следить за Тургеневым и графом Л. Н. Толстым, когда они сходились вместе, спорили или делали свои замечания друг другу, потому что оба они были очень умные и наблюдательные.

Мнения графа Толстого о Тургеневе я не слышала, да и вообще он не высказывал своих мнений ни о ком из литераторов, по крайней мере, при мне. Но Тургенев, напротив имел какую-то потребность изливать о всяком свои наблюдения.

Когда Тургенев только что познакомился с графом Толстым, то сказал о нем:

Ни одного слова, ни одного движения в нем нет естественного! Он вечно рисуется перед нами, и я затрудняюсь, как объяснить в умном человеке эту глупую кичливость своим захудалым графством!

А. Я. Панаева. Воспоминания. Москва, «Правда». 1986.

Иван Николаевич Крамской.
Портрет Л. Н. Толстого.
1873.

Графу Л. Н. Толстому

Как ястребу, который просидел
На жёрдочке суконной зиму в клетке,
Питаяся настрелянною птицей,
Весной охотник голубя несёт
С надломленным крылом – и, оглядев
Живую пищу, старый ловчий щурит
Зрачок прилежный, поджимает перья
И вдруг нежданно, быстро, как стрела,
Вонзается в трепещущую жертву,
Кривым и острым клювом ей взрезает
Мгновенно грудь и, весело раскинув
На воздух перья, с алчностью забытой
Рвёт и глотает трепетное мясо, -
Так бросил мне кавказские ты песни,
В которых бьётся и кипит та кровь,
Что мы зовём поэзией. – Спасибо.

Афанасий Фет.
Конец октября или начало ноября 1875.

Иван Николаевич Крамской.
Портрет Льва Толстого.
1873.

Мистики считают, - говорит А. Ф. Охатрин, - что любой человек способен оказывать энергоинформационное воздействие на свой образ во время нервных потрясений. Но самое сильное воздействие бывает во время смерти. Недаром Лев Толстой считал её важнейшим событием, к которому надо готовиться всю жизнь.

Станислав Зигуненко. Запрограммированные убийцы. Книга тайн-3. Москва, «Мистерия». 1993.

Айна Леон.
Портрет Л. Н. Толстого.

До пятидесяти лет был первый Толстой – чистый гений. А после пятидесяти лет был второй Толстой – помешанный гений, душевнобольной. Вот этого-то второго Толстого и отлучили от церкви. И этого же второго Толстого расхваливал Ленин, говоря, что это зеркало русской революции.

Гр. Климов. Князь мира сего. Имя мое легион. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1995.

Николай Николаевич Ге.
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого.
1884.

Как известно, Толстой считал, что успехи науки и техники не приносят добра людям – «они только увеличивают власть богатых над порабощенными рабочими и усиливают ужасы и злодейства войн»; путь прогресса он видел в религиозно-нравственном самоусовершенствовании людей…

Говорят, что Толстой как-то сказал о Мечникове: «Он милый, простой человек, но как бывает у людей слабость – другой выпивает, - так и он со своей наукой!.. Как вы думаете, сколько ученые насчитали разных видов мух? Семь тысяч! Ну где же тут найти время для духовных вопросов!»

Б. Токин. Мечниковы в Ясной поляне. «Наука и жизнь».

Илья Ефимович Репин.
Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне.
1887.

Не успели мы усесться, как опять пришел Л. Н., неся поднос со своим кофе и хлебом. Он сказал, что хочет посидеть с нами и выпьет кофе здесь, а не у себя, как обыкновенно это делает. Стали говорить о гигиеническом режиме о вегетарьянстве. Л. Н. говорил, что теперь ему было бы немыслимо уже есть говядину и что даже вид ее вызывает в нем отвращение. Из нерастительной пищи он ест только яйца и кислое молоко. Вина пьет несколько глотков, как лекарство, по настоянию доктора…

Потом пошли мы на село. Видимо, крестьяне вполне зажиточные: почти все избы – кирпичные и на некоторых даже железные крыши. При встрече все крестьяне останавливались, дружелюбно разговаривали, сообщали свои семейные и сельские новости и т. д. Сейчас видно, что отношения у них с Толстыми – самые хорошие, без всякой слащавости или неискренности с какой бы то ни было стороны.

Школа, оказывается, только сельско-приходская, очень скверная. Как это ни парадоксально, но Толстым не разрешается иметь своей школы из-за дурного влияния идей Л. Н.

Вернулись мы около 12 часов, к завтраку, и в саду навстречу шла нам Софья Андреевна, жена Л. Н. Она высокая, полная, еще красивая женщина, очень моложавая. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Встретила она нас очень любезно и стала говорить о том, что Л. Н. теперь в отличном периоде, бодр и спокоен. Затем сказала, что, вероятно, мы о ней слышали много дурного; всюду распространено мнение, что Л. Н. – небо, а она – земля. Но что поневоле будет так, когда надо же кому-нибудь заботиться о материальной стороне, которая дала бы возможность тому же Л. Н. спокойно работать, без мысли о зарабатывании, мысли, которая неизбежно имела бы дурное влияние на его произведения, так как он пишет медленно и долго и должен иметь спокойствие духа, мочь делать это. Кроме того – у них 23 внука! Поэтому ей приходится всем – и хозяйством, и изданиями – заниматься самой. Весь день поглощена она этим. По ночам же – до 3-х час. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года.

К завтраку опять пришел Л. Н. Ел он овсянку, картофель, кислое молоко и компот.

Стали говорить о литературе,.. Л. Н. доказывал, что писать в форме романа опасно, в том отношении, что романтическая сторона часто затемняет основную нравственную идею, так как большинство читателей обращает внимание на эту сторону, и часто, еще хуже, на одну чувственную. Таким образом результат достигается как раз обратный.

Как искусство, так и науку, Л. Н. признает только, поскольку они служат для объединения людей в добре. По этому поводу мы заговорили об Анне Карениной и были ужасно поражены, когда Л. Н. сказал, что, признаться, забыл ее содержание!!! Если бы не вполне простой и искренний тон, каким он сказал это, то не верилось бы.

После завтрака мы поехали к друзьям и соседям – к Чертковым. Туда Л. Н. сам правил, а назад он пересел на лошадь, на кот. Ехал раньше его сын. Ездит он великолепно, как юноша (он даже перескакивал через широкую канаву! Накануне он ездил верхом в Тулу – туда и назад 30 верст).

К 5 часам мы вернулись в Ясную Поляну и Л. Н., по своему обыкновению, лег спать до 6 час., когда обедают. В это время Соф. Андр. показала нам весь дом…

Дом Толстых похож на все помещичьи дома средней руки, но выделяется своей простотой. Мебель самая необходимая, старая, лишь бы на чем было сидеть. Никакого стремления ни к роскоши, ни даже к изяществу. Все – и стены, и полы, и обстановка, видимо, бесконечно давно не были возобновлены и стоят так, пока совсем перестанут быть годными. Как все это далеко от того, что рассказывают про роскошь и непоследовательность Толстого!

Письмо Ольги Николаевны Мечниковой Вере Александровне Чистович . «Наука и жизнь».

Илья Ефимович Репин.
Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне.
1887.

Одним из самых усердных читателей «Робинзона» был Толстой. С книгой Дефо он фактически не расставался всю жизнь. По заданию Толстого один из учителей яснополянской школы сделал краткий пересказ «Робинзона», Толстым опубликованный. Толстой не только читал «Робинзона», он старался «робинзонить» (выражение Руссо) на деле. Простая трудовая жизнь – вот что привлекало Толстого в судьбе Робинзона, который был для Толстого примером «нормального человека».

М. и У. Урновы. Робинзон Крузо. (Даниель Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Кишинев, «Лумина». 1981.)

Илья Ефимович Репин.
Портрет писателя Л. Н. Толстого.
1887.

Кстати, скажите мне, кто, по-вашему, изобрел теорию концлагерей?

Ну, пожалуй, ГПУ или НКВД, - раздалось из аудитории. – Или попозже в Гестапо.

Нет, товарищи, теорию концлагерей разработал не Дзержинский и не Ягода, не Гитлер и не Гиммлер. Философскую подоплеку концлагерей подсказал не кто иной, как великий гуманист земли русской Лев Николаевич Толстой. Если вы почитаете его философствования, то найдете там и проповедь «лечения трудом». Исходя из этого, граф Толстой надевал крестьянские лапти и ходил за сохой или сам тачал сапоги. Ничего нового или оригинального он не выдумал. Это уже давным-давно применялось в монастырях: тяжелый труд и суровая жизнь, что умерщвляет плоть, но спасает душу. А граф Толстой действительно нуждался в спасении души: на старости лет у него зашел ум за разум, и он немножечко помешался.
- Когда революционеры сотнями убивали царских губернаторов, графов и князей, тогда граф Толстой молчал, как рыба. Но когда царское правительство по суду повесило несколько этих революционеров-убийц, тогда великий гуманист Толстой вдруг разразился на весь мир статьей-истерикой «Не могу молчать». Почему? Где логика? Да потому, что граф Толстой прекрасно знал, что эти революционеры такие же душевнобольные выродки, как он сам, его собратья. Кстати, скажите мне, где был первый советский концлагерь?

На Соловках, - сказал кто-то.

Да, на базе знаменитого Соловецкого монастыря. Вот вам прямая связь между монастырями и концлагерями. Лев Толстой удостоился похвалы от самого товарища Ленина в статье «Толстой, как зеркало русской революции». Само название говорит, какую роль сыграл граф Толстой в подготовке этой революции, которая уничтожила монастыри, но зато создала концлагеря. Если бы Толстой не умер, то по закону единства и борьбы противоположностей сидеть бы ему в одном из этих лагерей. И таскали бы там его за бороду: «Ну, как, граф? За что боролись – на то и напоролись?»

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 75.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете.
1887.

Рядом с комплексом вины и саморазрушения идет комплекс кастрации, служащий психологической мотивировкой секты скопцов. Ведь можно было бы просто уйти в монахи, а не заниматься варварским членовредительством. Этими скопцами очень интересовался Лев Толстой, который под конец проповедовал умерщвление плоти, а в реальной жизни наплодил 13 детей.

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 97.

Илья Ефимович Репин.
Портрет Л. Н. Толстого.
1891.

В своем дневнике от 12 июня 1900 г. Толстой пишет: «Я серьезно убежден, что миром управляют совсем сумасшедшие. Несумасшедшие или воздерживаются или не могут участвовать».

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 159.

Илья Ефимович Репин.
Этюды Л. Н. Толстого.
1891.

Затем Нордау берется за великого писателя земли русской Льва Толстого и пишет: «Какими бы достоинствами ни отличался художественный талант Толстого, своею мировой славою и влиянием на современников он обязан не ему. Его романы были признаны замечательнейшими произведениями литературы: и, тем не менее, в продолжение десятилетий «Война и мир» и «Анна Каренина» почти не имели читателей за пределами России, и критика восторгалась автором только с большими оговорками… Только появившаяся в 1889 году «Крейцерова соната» разнесла его имя по всем углам земного шара; небольшой рассказ переведен был на все европейские языки, издан в сотнях тысяч экземпляров; миллионы людей страстно зачитывались им. Начиная с этого момента, общественное мнение Запада поставило его в первые ряды современных писателей; его имя было у всех на устах… «Крейцерова соната», как художественное произведение, далеко ниже большей части его романов и рассказов; тем не менее, славу, не дававшуюся так долго автору «Войны и мира», «Казаков» и «Анны Карениной», она завоевала одним ударом…»

В чем же загадка этой «Крейцеровой сонаты»? Там муж убивает жену якобы из ревности к любовнику. Но психоаналитики, почитав этот рассказ, усмехаются и говорят, что муж был влюблен вовсе не в свою жену, а в ее любовника. И поэтому он кокнул свою жену не из ревности к ней, а из ревности к любовнику. Все наоборот – как 69. Знаете, 69 способов быть несчастным. Поэтому этот рассказ стоит во всех справочниках психопатологии, как яркий пример латентного или подавленного гомосекса. Кстати, жена Толстого терпеть не могла этот рассказ…

Доктор Нордау считает, что основную славу Толстому принесли не его романы, а его философия – больная философия, так называемое «толстовство», где основная заповедь – «непротивление злу насилием», то есть: «Не противьтесь пороку, не судите, не убивайте. Долой, таким образом, суды, войска, тюрьмы, подати»…

«Существенным пунктом учения Толстого о нравственности является умерщвление плоти. Всякое сношение с женщиной нечисто; брак – такое же греховное дело, как и свободное сожительство между двумя полами. «Крейцерова соната» воспроизводит это учение в художественных образах. Убийца из ревности Позднышев говорит: «Медовый месяц! Ведь название-то одно какое подлое!.. Это нечто вроде того, что я испытывал, когда приучался курить, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне приятно».

Затем Позднышев, устами которого проповедует Толстой, признается, что «его считают сумасшедшим». Кстати, образ жены Позднышева Толстой списал со своей собственной жены. Возможно, что это он описывал и свой медовый месяц – тянуло рвать и так далее.

В чем же дело? Толстого считают сверхмужчиной, у которого была целая куча детей. Но сам Толстой в своем дневнике от 29 ноября 1851 года, в возрасте 23 лет, пишет следующее: «Я никогда не любил женщину… но я довольно часто влюблялся в мужчин… Я влюбился в мужчину, еще не зная, что такое педерастия… Например, Дьяков – я хотел задушить его поцелуями и плакать. Это опубликовано во многих биографиях Толстого.

А жена Толстого все эти дневнички читала. Когда Толстому было уже за 80, а его жене за 60, взял он себе в секретари некого Черткова. А графиня бегает вокруг графа, во весь голос обвиняя его в педерастии – и грозится пристрелить чертова Черткова. И все это на глазах у их взрослых детей. Представляете себе – семейное счастье!

Потому-то в своем рассказе «Семейное счастье» Толстой уверяет, что мужчина и женщина, даже если они женятся по любви, после брака должны сделаться врагами. Толстой описывает дегенератов, но не говорит этого – и переносит эту мерку на всех людей. Вот вам и великий правдоискатель!..

Добавлю вам еще кое-что о Толстом. Известный немецкий писатель Стефан Цвейг в своей книге «Три певца своей жизни», анализируя жизнь Толстого, считает, что после 50 лет у Толстого началось то, что называется климактерическим психозом или климактерическим помешательством. Обычно эти психозы случаются у некоторых женщин в период, когда угасает деятельность половых желез. Но и у некоторых мужчин с надломленной психикой, где в душе перепутаны мужские и женские начала, этот период является как бы толчком, когда обостряются психические болезни, которые до этого как бы дремали в их душе…

Толстой хочет осчастливить весь мир. А самого близкого к нему человека, свою жену, он доводит до грани самоубийства и говорит, что она у него «камень на шее». Жена то хочет отравиться, то бегает в пруд топиться. А сам Толстой прячет от себя ружья и веревки, чтобы не застрелиться или не повеситься…

Весь мир восхищается необычайной добротой Толстого. А дети Толстого потом пишут в мемуарах, что его доброта хуже всякой подлости.

К концу жизни семейная жизнь Толстого напоминает сумасшедший дом. Наконец вызывают знаменитого психиатра Россолимо. Тот ставит диагноз: «Дегенеративная двойная конституция: паранойяльная и истерическая с преобладанием первой».

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 176.

Илья Ефимович Репин.
Л. Н. Толстой за работой у круглого стола.
1891.

В период своей «духовной трансформации» Толстой очень интересовался всяким сектантством – духоборами, скопцами, молоканами. Некоторые подумают, что секта молокан берет свое название от слова «молоко», но на самом деле это берет свое начало от греческого слова «малокой», что означает педерастию, о чем говорил уже апостол Павел.

Насчет скопцов можно сказать, что в психиатрии этому соответствует комплекс вины и кастрации, где люди таким варварским способом пытаются спастись от соблазняющего их дьявола.

Духоборы сейчас живут в Канаде и называют себя «Сынами свободы». Эти свободолюбы прославились в основном отказом посылать своих детей в школы, голыми маршами, взрывами и поджогами. В общем, канадскому правительству от них одни неприятности. А благодарить за это нужно никого иного, как великого человеколюбца Толстого, который играл главную роль в деле переселения «Сынов свободы» из России в Канаду и даже отдал на это весь свой гонорар за «Воскресение» - 40.000 рублей.

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 182.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой за чтением.
1891.

Сравнивая Толстого и Достоевского нужно отметить, что эволюция Толстого происходила от Бога к дьяволу, а у Достоевского как раз наоборот – от дьявола к Богу. Соответственно этому Достоевский умер счастливым, просветленным человеком. А жизнь Толстого перед смертью была сущим адом, где он все время носился с мыслью о самоубийстве.

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 268.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу.
1891.

Его навестили пасынки, графы Мусины-Пушкины, военные люди под тридцать лет, звенящие саблями и шпорами, строгие и внимательные. Они привели с собою и друга детства, графа Льва Толстого, доводившегося Горчакову троюродным племянником. Александр Михайлович завел с Левушкой речь о его «Севастопольских рассказах», подчеркнуто именуя их «очерками»… В ответ на критику автор отвечал:

Но мой «Севастополь в мае» прошел тройную цензуру, из восьмидесяти тысяч печатных знаков цензура выкинула тридцать тысяч. Как же при таком насилии писать правду?

Валентин Пикуль. Битва железных канцлеров. «Лениздат». 1978. С. 370.

Илья Ефимович Репин.
Л. Н. Толстой. Этюд.
1891.

Лев Толстой писал про свою жену, что она для него – камень на шее.

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 56.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой в кабинете под сводами.
1891.

Лев Толстой 22 раза начинал писать роман из времен Петра Внликого и отказался наконец потому, сказал он, что «души этих людей для меня уже непонятны».

Илья Фейнберг. Читая тетради Пушкина. Москва, «Советский писатель». 1985. С. 451.

Леонид Осипович Пастернак.
За чтением рукописи (Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге в зале под сводами).
1893.

Могучий, независимый мыслитель Лев Толстой не подчинялся никаким авторитетам и всякий вопрос, всякую проблему передумывал по-своему. Некоторое время он сомневался в правильности учения Коперника и начал даже придумывать свою теорию движения Земли и планет. Желая обсудить свои построения с кем-нибудь из специалистов, он встретился как-то с Ф. Бредихиным. Выслушав Толстого, знаменитый астроном сказал ему: «Граф, пишите лучше свои повести, а заботы о планетах предоставьте нам».

«Граф, пишите лучше свои повести…». «Техника – молодежи» №9 1974.

Леонид Осипович Пастернак.
Л. Н. Толстой на Передвижной выставке.
1893.

12 февраля 1871 года – в семье Льва Толстого родился пятый ребенок – дочь Мария. «Роды были очень тяжелые, и мать, заболев родильной горячкой, была при смерти. Эта болезнь сильно повлияла на Софью Андреевну, ее пугала возможность повторения физических страданий при следующих родах, и у нее явилось желание избежать новой беременности. Такое решение жены было совершенно неприемлемо для Льва Николаевича. Брак без деторождения представлялся ему явлением уродливым, порочным, и у него возникла даже мысль о разрыве…»

В. Жданов. Любовь в жизни Толстого.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой за работой в кабинете хамовнического дома в Москве.
1893.

Илья Ефимович Репин.
Л. Н. Толстой босой.
1901.

Илья Ефимович Репин.

1901.

Леонид Осипович Пастернак.
Лев Толстой. Эскиз.
1901.

Леонид Осипович Пастернак.
Лев Толстой.
1901.

Леонид Осипович Пастернак.
Лев Николаевич Толстой с семьей в Ясной Поляне.
1902.

В. И. Плотников.
Портрет Льва Николаевича Толстого.
1978.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Л. Н. Толстой среди яснополянских детей.

Т. Л. Сухотина.
Толстой. Ясная Поляна.
1905.

Леонид Осипович Пастернак.
Портрет Л. Н. Толстого.
1906.

Михаил Нестеров.
Портрет Л. Н. Толстого.
1907.

Леонид Осипович Пастернак.
Портрет Л. Н. Толстого.
1908.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой в розовом кресле.
1909.

В. Н. Мешков.
Л. Н. Толстой в яснополянской библиотеке.
1910.

Василий Шульженко.
Лев Толстой.

Портрет Л. Н. Толстого

Портрет написан по заказу П. Третьякова. Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой для богатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он не понравится писателю. Жена Толстого вспоминала, что сеансы сопровождались оживленными беседами, спорами об искусстве. Крамской изобразил Толстого в ореоле его проповеднических идей: в свободной синей блузе, с умными, проницательными глазами, взгляд которых, по воспоминаниям современников, так трудно было выдержать – они словно сверлят зрителя насквозь. Крамской писал Репину: «Л граф Лев Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».

Портрет Л. Н. Толстого. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Краски времени автора Липатов Виктор Сергеевич

ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ В своем полете откуда-то из горных глубин он ударился о суровую, жесткую, грубую русскую действительность, разбился и рассыпался драгоценными осколками. А. Н. Бенуа Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) окончил Петербургскую академию художеств. Его

Из книги Я хочу рассказать вам... автора Андроников Ираклий Луарсабович

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Из книги Художники в зеркале медицины автора Ноймайр Антон

Портрет Л. Н. Толстого В июле попал в Уфу, проехал в Златоуст до Миасса. На обратном пути получил ответ из Ясной Поляны на запрос о времени приезда туда. Ответ был таков: «Всегда рады Вас видеть».Таким образом, было предрешено писание портрета с Льва Николаевича, о чем был

Из книги Поэтический мир прерафаэлитов автора Моррис Уильям

Из книги Учимся фотографировать автора Эртон Дэни

X ПОРТРЕТ Любовь благая, кладезь доброты! Молю: пусть образ госпожи моей В сиянье кисть оденет, пусть сильней Проступит сущность на холсте, а ты Открой адепту высшей красоты Помимо взгляда, полного огней, И той улыбки, что волны резвей, Ее души небесные

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Из книги Северное Возрождение автора Василенко Наталья Владимировна

Портрет Ф. М. Достоевского Портрет писался по заказу П. Третьякова, который хотел, чтобы в его галерее были представлены прижизненные портреты всех выдающихся деятелей русской культуры. Перов создал подлинный портрет-биографию великого писателя. Ему удалось точно

Из книги автора

Портрет Л. Н. Толстого Портрет написан по заказу П. Третьякова. Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой для богатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он не понравится писателю. Жена Толстого вспоминала,

Из книги автора

Портрет М. П. Мусоргского Репин был большим поклонником таланта Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881). Узнав о его неизлечимой болезни, он поспешил к композитору в Петербург в Николаевский военный госпиталь, где написал этот портрет за 4 дня – со 2 по 5 марта,

Из книги автора

Портрет З. Н. Юсуповой Серов был лучшим портретистом среди современников, он обладал, по выражению Бориса Асафьева, «магической силой выявления чужой души». Покоряет простота и непосредственность его творений, необыкновенное чутье к музыкальным ритмам линий,

Из книги автора

Портрет Т. С. Любатович С оперной певицей Татьяной Спиридоновной Любатович (1859–1932) Коровин познакомился во время работы над спектаклями Частной оперы С. И. Мамонтова, где она исполняла ведущие партии. Коровин слагает гимн красоте молодости и чарующему обаянию

Из книги автора

Портрет Ф. И. Шаляпина Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Шаляпин. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила

Из книги автора

Портрет, еще портрет… Наивысшее мастерство Кранаха-живописца сохраняется в работах портретного жанра. Он создает целую галерею образов современников, пишет разнообразные портреты - от небольших, интимных, до парадных, как например, парные портреты герцога Генриха

Крамской Иван Николаевич.Портрет Л. Н. Толстого.1873 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.Холст, масло 98 х 79,5 .Второй портрет из Ясной Поляны.

Предыстория работы над портретом очень увлекательна. Павел Третьяков задумал собрать галерею портретов людей, кем гордится Россия. Разумеется, ещё при жизни ставшей легендарной фигура великого писателя должна была быть увековечена на холсте, однако, Толстой долго не давал согласия.

Тогда счастья решил попытать Крамской, тем более что жил он тогда недалеко от имения Ясная Поляна. Добравшись до имения, художник нашёл писателя, колющим дрова. Простое облачение, длинная борода не сразу позволили признать барина.

Разговорившись, Крамской то и дело возвращался к просьбе написать портрет, на что получал решительный отказ. В конце концов, художник объявил, что всё равно такой великий человек, как его собеседник будет воплощён в портрете только уже другими руками. Лев Николаевич знал картины Крамского и решил, что если уж без портрета никак, то пусть этот талантливый рассудительный художник станет его портретистом, но высказал одно условие – портрет он оставит себе.

В итоге Крамской стал писать два одинаковых портрета параллельно, при этом работал над двумя работами с большим удовольствием. Сейчас один из них можно увидеть в Ясной Поляне, а другой уже более ста лет экспонируется в Третьяковке.

В одном из своих писем к известному философу и публицисту Н. Н. Страхову Толстой пишет: «Уже давно Третьяков подсылал ко мне, но мне не хотелось, а нынче приехал этот Крамской и уговорил меня…».

В портрете Толстого ярко проявился талант Крамского - психолога. Нейтральный фон полотна позволяет художнику сконцентрировать внимание зрителя на персонаже произведения. Художник мастерски передает сложный внутренний мир великого писателя.

Взгляд Толстого полный холодного внимания и проницательности выдает в нем блестящего аналитика человеческих душ, способного понять и раскрыть жизненную суть. Крамской демонстрирует цельность натуры Льва Николаевича, непреклонную волю и могучий интеллект. Демократичность и национальный характер внешнего облика Толстого подчеркивает его близость к народу.

Два портрета Толстого.

В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в Третьяковской галерее.Первый из живописных портретов Л.Н.Толстого.
Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи с натуры писались только лицо и руки, остальное - по памяти Комментарий: Одновременно Крамской работал над двумя портретами Толстого: для галереи П.М.Третьякова (для этого он и приехал в Ясную Поляну) и для семьи писателя. Меньший холст, т.е. портрет, хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873г. (см. письмо Крамского Третьякову от 15.09.1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного результата.

После этого он начал писать больший холст, т.е. яснополянский портрет. 2-й портрет по мнению Крамского удался быстрее. Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он "стал лучше второго". По композиции портреты различаются. Кресло стоит по-разному: ГТГ - развернуто влево, Я.П. - развернуто вправо. В результате этого в варианте ГТГ корпус более развернут влево, чем в яснополянском, голова прямо, в яснополянском варианте она слегка наклонена к правому плечу. На яснополянском варианте руки у Толстого лежат чуть выше, поэтому видно обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки. Подпись на портретах различается. ГТГ - справа внизу: "И Крамской 1873. Сентябрь" (буквы И и К переплетены)

Критик В.В.Стасов писал о работе Крамского: "…Мастерская краска, талантливость могучего и поразительно прекрасного колорита тут вдруг откуда-то у него очутились и взяли такую неожиданную ноту, какие встречались у капитальнейших портретистов XVII века…"

Много позднее В.И.Немирович-Данченко, вспоминая о первой встрече с Толстым, напишет: «Ну, конечно, впереди всего эти знаменитые орлиные глаза - глаза мудрого и доброго хищника. Самое удивительное в его внешности. Глаза, всякому внушающие мысль, что от них, как ни виртуозничай во лжи, все равно ничего не скроешь. Они проникают в самую глубь души. В то же время в самой их устремленности и остроте - ничем не сдерживаемая непосредственность. Это не зоркость умного расчета, а наоборот - простодушность в самом прекрасном смысле этого слова». Впервые эти глаза для России написал И.Н.Крамской.

Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А.И.Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях». Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения, и его, по определению В.И.Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества. Крамской уже в начале 1870-х годов, закончив работу над портретом и подводя своеобразный итог своим впечатлениям, отлившимся в живописную форму, пишет Репину: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».

В то же время близкие говорили о том, как похож, до иллюзии, портрет: «Смотреть страшно даже» (по словам жены Толстого) Репин также пишет: «Портрет его страшно похож».

В этой работе Крамского - вся сущность реалистического социально-психологического портрета: такое отражение главного в характере, что, как говорил Белинский, «вам покажется, что зеркало далеко не так верно повторяет образ вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет уже не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но вся душа оригинала».