Летоисчисление славянское: история. Кто предложил ввести начало летоисчисления от Рождества Христова

Почему люди, жившие 2015 лет назад, вдруг решили назвать свой год первым годом "нашей эры"? А как до этого они нумеровали годы?

Ответ

Привычный нам календарь, по которому сегодня (когда пишется этот ответ) 28 февраля 2015 года (после Рождества Христова или нашей эры), не является единственным и общепринятым во всём мире (хотя и самый используемый). Так, по исламскому календарю, сегодня 9 Джумада аль-уля 1436 года (ведётся от даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину), по еврейскому календарю сегодня 9 адара 5775 года (ведётся от первого новолуния после сотворения мира богом), а по буддийскому календарю сегодня 10-й день 4-го месяца 2558 лунного года (ведётся с года ухода Будды Гаутамы в нирвану).

Все употребительные календари, включая наш, носящий название григорианского, имеют религиозную основу. В истории человечества были попытки создать абсолютно нерелигиозный календарь (но при этом не безидеологический!). Например, после Великой Французской революции придумали новый календарь, согласно которому начиналась новая эра со дня провозглашения во Франции республики - 22 сентября 1792 года, были придуманы новые названия месяцев; но календарь продержался всего несколько лет (и потом несколько месяцев в период Парижской коммуны - с 18 марта по 28 мая 1871 года). В советское время было предложено начать новое летоисчесление с момента победы Великой октябрьской Социалистической революции, но это предложение не реализовалось (хотя в отрывных календарях вплоть до 1991 года и писалось: "такой-то год социалистической революции").

В фантастической повести Г. Мартынова "Гость из бездны" действие происходит в 19 веке после Великой Октябрьской революции.

Но вернёмся к сегодняшнему - григорианскому - календарю. Как уже сказано, он имеет начало отсчёта от Рождества Христова. Но это не означает, что этот календарь реально начал употребляться 2015 лет назад, как только родился Иисус Христос. Во времена зарождения христианства в разных частях мира от чего только не отсчитывали годы: от основания Рима, от разрушения Рима, от сотворения мира, от рождения Адама... и знание точной даты рождения Христа, на самом деле, не очень интересовало христиан в течение целых 500 лет после возникновения христианства. Но расчёт пасхалий (календарных дат празднования Пасхи) подвигнул аббата Дионисия установить год рождения Христа, основываясь на весьма туманных данных из евангелий. Это оказался 753-й год от основания Рима. А датой рождения, по установившейся до этого традиции празднования Рождества, вышедшей из языческих традиций, было взято 25 декабря. Таким образом, получилось, что текущий для самого Дионисия год стал 525-й годом после Рождества Христова. Долгое время это летоисчисление было используемо очень узко лишь для вычисления пасхалий и люди продолжали пользоваться старыми календарями. Лишь в 742 году дата, записанная как "год от Рождества Христова" впервые появилась в официальном документе, а широко распространилось летоисчесление "от рождества Христова" в Европе лишь в конце 8 века.

На Руси летоисчисление "от Рождества Христова" появилось с "подачи" Петра I, который предписал 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа".

Так что ни в одном архиве мира вы не найдёте оригинальный документ, датированный, например, 35-ым годом "от Рождества Христова" ("от Р.Х.", Anno Domini, "A.D.", "нашей эры").

Начало современному христианскому летоисчислению было положено в Раннем Средневековье. До первой половины VI века широко использовалась эра Диоклетиана. Отсчёт лет вёлся с 284 года, когда он был провозглашён римским императором. Несмотря на то, что Диоклетиан являлся одним из организаторов гонений на христиан, эта система летоисчисления применялась и духовенством для расчёта дат празднования Пасхи. В дальнейшем она получила название «эра мучеников» и до сих пор используется монофизитами в Северной Африке.

В 525 году римский аббат Дионисий Малый, который по поручению папы Иоанна I составлял пасхальные таблицы, решил отказаться от системы летоисчисления, основанной на дате начала правления преследователя христиан. Он предложил хронологию от Рождества Христова. Дионисий, основываясь на Евангелии от Луки, исходил из того, что Иисусу к тому моменту, когда он начал проповедовать, было около 30 лет. Его распятие состоялось в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику расчёта пасхалий, аббат вычислил, что Воскресение Христово приходится на 25 марта 31 года от его рождения.

Многие исследователи полагают, что Дионисий Малый допустил ошибку в своих расчётах. Таким образом, дата рождения Христа оказалась сдвинутой на несколько лет вперёд. Это мнение разделяли и первые лица католической церкви. Летом 1996 года в одном из своих посланий папа римский Иоанн Павел II подтвердил, что историческая дата Рождества Христова неизвестна и в действительности он родился на 5 – 7 лет раньше нашей эры. Бенедикт XVI также считал христианскую хронологию основанной на неверных расчётах. В 2009 году в первой части книги «Иисус из Назарета» он писал, что Дионисий Малый «ошибся в своих вычислениях на несколько лет». Рождение Христа, по мнению папы, произошло на 3 – 4 года раньше установленной даты.

Разработанная Дионисием Малым система летоисчисления стала применяться спустя два столетия после своего создания. В 726 году английский монах – бенедиктинец Беда Достопочтенный в своём труде «De sex aetatibus mundi» (О шести возрастах мира) впервые использовал хронологию от Рождества Христова для описания исторических событий. Вскоре новое летоисчисление широко распространилось в Европе.

Уже в 742 году датировка от Рождества Христова впервые появилась в официальном документе – одном из капитуляриев франкского майордома Карломана. Вероятно, это являлось его самостоятельной инициативой, не связанной с работами Беды Достопочтенного. Во времена правления императора Карла I Великого в официальных документах франкского двора широко применялся отсчёт лет «от воплощения Господа нашего». В IX – X веках новое летоисчисление прочно вошло в европейские королевские указы и исторические хроники, христианская эра стала использоваться в актах папской канцелярии.

Но в некоторых государствах ещё долгое время сохранялись другие хронологические системы. Страны Пиренейского полуострова использовали испанскую эру. Отсчёт лет в ней вёлся с 1 января 38 года до н. э., когда регион стал частью «Римского мира» (Pax Romana). Большинство пиренейских государств постепенно отказались от испанской эры в XII – XIV веках. Дольше всего она просуществовала в Португалии. Только в августе 1422 года король Жуан I ввёл в стране христианское летоисчисление. В России вплоть до конца XVII века использовался византийский отсчёт времени от сотворения мира. На новую хронологию государство перешло после указа Петра I от 20 декабря 1699 года. Последним из европейских регионов христианскую эру стала применять Греция. Новое летоисчисление утвердилось в стране в 1821 году после начала войны за независимость от Османской империи.

Триденский собор в 16 веке ввел новое летоисчисление, а первым (если не единственным) памятником новому тысячелетию по новолетию стала колокольня Ивана Великого 1600 г., построенная самым авторитетным тогдашним монархом в Европе - царем Борисом

Ответить

Вы явно что-то напутали Римляне вели свой отсчет от легендарного основания Рима (753 год до н. э.), Большинство остальных цивилизаций от сотворения мира, только отправная точка у них была разная евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э.Византийский календарь считал отправной точкой 1 сентября, 5509 год до н. э., Он собственно и был принят за основу императором Василием II в 988 году. Да начинать год 1 сентября в Византии стали около 462 года, но официально это было признано в 537 году. В остальном календарь, за исключением названий месяцев совпадал с Юлианским (принятым при Юлии Цезаре). Византийский календарь просуществовал до падения имерии в 1453 году.Григорианский календарь, который пришел ему на смену, введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года.

Ответить

Оксана, так я и не отрицаю использование римлянами летосчисления Ab Urbe condita. Но то, что эра Диоклетиана долгое время использовалась жителями империи и применялась даже некоторое время после её падения, это факт. Если не верите, более подробно здесь

Задачи рассказать обо всех существовавших системах летосчисления я себе не ставил, поскольку вопрос был немного о другом. Он касался только начала датировки от Рождества Христова. А это время Дионисий Малый высчитывал ориентируясь именно на эру Диоклетиана, а не на основание Рима или какую-либо другую систему.

Обо всех других календарях неплохо рассказали в этом вопросе.

Ответить

Прокомментировать

Не сразу. Летоисчисление от Рождества Христова, а вместе с ним и понятие «наша эра» появились примерно полторы тысячи лет назад, когда римский папа Иоанн I поручил ученому монаху скифского происхождения Дионисию Малому составить таблицы для расчета дня Пасхи. В раннем Средневековье в Европе считали годы от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год н. э.). Вместо даты воцарения этого язычника и гонителя христиан Дионисий Малый взял за точку отсчета предполагаемый год рождения Иисуса Христа. Его он вычислил, руководствуясь текстом Нового Завета. (Сегодня считается, что монах ошибся на четыре года, и наш 2017 год должен быть 2013-м.). В VIII веке новая датировка получила распространение благодаря англосаксонскому летописцу Беде Достопочтенному, который опирался на систему Дионисия в своем сочинении «О шести возрастах мира». От того же Беды пошел обычай датировать события, произошедшие до Рождества Христова («до нашей эры»), ведя счет в обратную сторону. Постепенно вся Европа стала мерить время от рождения Христа. Россия перешла на новый счет «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» в 1699 году по указу Петра I.

Нужно начать с того, что первобытные люди представляли время хаотически, т.е. наборами несвязанных отрезков времени, границами которых служили природные события (грозы/ураганы и др.) . В Древнем мире в качестве эры выступали границы правления царей (Египет), либо счет велся по ЭПОНИМАМ (Греция, Рим,Ассирия) - это должностное лицо, по которому ведется счет лет. (Например: "в год, когда архонтом был такой-то.."). Архонты- в Греции, Консулы - в Риме, Лимму- в Ассирии.
В античном мире время представлялось циклически - спиралью.
Привычная нам линейная эра(универсальная) появилась с развитием христианства (чтобы все христианские общины отмечали праздники в одно и то же время).
В 525г. н.э. появилась эра от Рождества Христова. Ее предложил монах Дионисий Малый. До этого Пасха рассчитывалась на основании эры мучеников (то есть эры Диоклетиана (жестокого гонителя христиан), даты когда он начал править 16 августа 284 года). Однако Дионисий совершил ошибку в расчетах - Иисус Христос родился на 5-6 лет позже, той даты, что рассчитал Дионисий. С 10 века Ватикан перешел на летоисчисление от РХ.

Вообще, главный хронологический вопрос человечества - как соотнести единицы счета времени, выраженные целым числом.
Существует несколько основных единиц счета времени:
1. солнечные сутки (24 часа)
2. синодальный месяц (примерно 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды - от новолуния до новолуния)
3. тропический год (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) период от дня летнего солнцестояния до следующего такого же дня.
На основе этих единиц счета времени люди стали делить время на отрезки - появились календари - солнечные (древнеегипетский) и лунные (Древний Вавилон, Древняя Греция). Считается, что первые такие календари появились на рубеже 4-3 тыс.до н.э.

Семицикличный календарь - это пережиток Древневавилонского календаря, считавшегося священным. В нем каждый день находился под покровительством бога или богини, который в свою очередь связывался с определенными небесными телами. Такой способ перекочевал в Европу, и в 325 году семидневная неделя была объявлена всем христианским общинам.

24 часа в сутках пришли к нам так же из вавилонского календаря, в котором день делился на 12 частей по знакам зодиака (ночь не делили) , такое деление пришло в Древний Египет, где ночь разделили, тем самым удвоив зодиак.

В Древнем Риме календарь появился в 7 веке до н.э. Первоначально насчитывал 10 лунных месяцев = 304 дня. Нума Помпилий провел календарную реформу добавив 2 лунных месяца = 355 суток. в 5 веке до н.э. была проведена вторая календарная реформа, через год стали добавлять тринадцатый месяц МАРЦЕДОНИЙ, который вставляли между 22 и 23 февраля, он равнялся 20 дням. Таким образом примерно получалось 365 дней. Однако каждые 4 года календарное и астрологическое новогодие расходилось на день. Продолжительность марцедония определялась жрецами в Древнем Риме. Новогодие приходилось на 1 марта.
Месяца назывались:
мартос (от Марса) ,
апрелис (от имени богини Апры - одно из имен богини Афродиты), майнос (Майа богиня красоты)
юниус (Юнона - богиня плодородия)
квинтилис (пятый)
секстелес (6)
септембриус(7)
октобриус(8)
новембриус(9)
юноариус (Янос - бог тайн)
фебруариус (Фебруарий - бог мертвых, несчастливый месяц, т.к. четное число дней - 28).
Не было понятия недели. Считали по КАЛЕНДАМ - первому дню месяца.

Юлий Цезарь все это пресек и в его царствие был создан новый календарь ЮЛИАНСКИЙ - 46 год н.э.: новогодие перенесено на 1 января (когда происходило распределение должностей полномочий), отменил марцедоний, в это место раз в 4 года стали вставлять 1 день БИСЕКСТУС(дважды шестой) = високосный. Ср. продолжительность года стала равняться 365 дней 6 часов. Квинтилис переименовали в Юлиус (январь).
В 365 году юлианский календарь стал обязательным для всех христиан. Но он на 11 минут был больше года тропического, за 128 лет набежали сутки, а к 16 веку набежало 10 суток.

в 1582 году - Григорий XIII Римский Папа созвал комиссию (календарь - это прерогатива церкви, т.к. время - это место бога), было решено 5 октября 1582 года считать 15 октября.

Григорианский календарь ближе к году тропическому(разница в несколько секунд), одни сутки в таком календаре накапливаются раз в 3200 лет.

Если говорить об истории хронологии в России, то о славянском календаре мало что известно. Первоначально счет времени проводился сезонно, т.е. одновременно с с/х работами, границы не совпадали (например, весна с 23.03 по 22.06). Изменения пришли с появление христианства. С конца 10 века существовало два новогодия - мартовское и сентябрьское. Не буду вдаваться в подробности этого, скажу только что на всей Руси не было четкой хронологии.В 1492 году был отменен мартовский календарь. Это связано с тем, что от сотворения мира (5508 год) 1492 год считался 7000 годом, по идее конец света должен был быть, эта идея настолько овладела христианами, что они даже не рассчитали календарь - пасхалии (года по Пасхе) после этого года.
В петровское время обнаружилось, что календарь не совпадает с западным. 19 декабря 7208 (1699г) года от сотворения мира Петр издал указ о переходе на эру от РХ.

В конце 18 века все европейские страны приняли григорианский календарь, в России был все еще юлианский. В течение всего 19 века происходило много споров - переходить ли России на григорианский календарь, и 24 января 1918 года был принят Декрет о переходе России на григорианский календарь, после 31 января 1918 года считать не 1 февраля а 14 февраля. Собственно то, что мы сейчас имеем.

Если вы дочитали этот длиннопост - знайте, вы стали на немного умнее и терпеливее:)

Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым (Dionysius Exiguus). До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243 – 313 гг. н. э.) . Римляне называли это «эрой Диоклетиана» . С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан.
В 531 году заканчивался 95-летняя пасхалия, составленная архиепископом Кириллом Александрийским (376-444), которая охватывала период с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана (соответственно: с 437 г. по 531 г. н. э.) . Дионисий Малый по указанию папы Иоанна I должен был составить на очередной 95-летний период пасхалию. В 525 году (241 г. эры Диоклетиана) он произвел расчеты. Дионисий принял 532 год (248 г. эры Диоклетиана) за начало новой 95-ти летней пасхалии. При этом он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа» («ab incaratione Domini nostri Jesu Christi»). Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Новое летоисчисление было принято Церковью при и императоре Карле Великом (742 - 814).
Дионисий Малый по происхождению – скиф. Он был ученым монахом, хорошо знал Священное Писание, прекрасно владел латынью и греческим языком. Им были составлены сборники по каноническому праву, которым долгое время руководствовалась Западная Церковь.
19 декабря 1699 года по старому стилю Петр I издал указ, согласно которому в России год стали начинать 1 января.
Наступало новое столетие. Государь Петр Первый желал с его началом изменить летоисчисление в России. До тех пор года считали от сотворения мира, и новый год на Руси начинался первого сентября после окончания лета. Петр же хотел, чтобы подобно остальным европейским государствам, новый год считали от Рождества Христова с 1 января. С этой целью 20 декабря был издан указ, чтобы Новый год, по примеру всех остальных христианских держав, считать с 1 января, через 8 дней после Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) . В этот день "все должны поздравлять друг друга с Новым годом и началом нового столетия, а на главных московских улицах дома должны быть украшены сосновыми и можжевеловыми ветками; когда же на Красной площади зажгут фейерверк и начнут палить из пушек и ружей, то во всех крупных строениях военных людей, дворян и купцов палить из ружей и пускать ракеты. Кроме того, повсюду, где место удобное, от 1 до 7 января надобно зажигать костры и смоляные бочки". Торжество заканчивалось 6 января Крестным Ходом. Вопреки старинному обычаю, Царь не шел за духовенством в царском облачении, как это исстари велось, но в мундире стоял при своем полку на Москва-реке. Тут же находились новые солдатские полки, набранные вместо уничтоженных стрельцов: 12 000 человек хорошо вооруженных и красиво одетых. Итак, первый реформатор ввел "новый" Новый год.

1.01.1700 (14.01). – Петр I ввел начало Нового года в России с 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от Рождества Христова (вместо от Сотворения мiра).

Обычай праздновать встречу Нового года 1 января был утвержден Петром I . Выпущенным по этому поводу в декабре 1699 г. указом он также приказал вести западное летосчисление от воплощения на земле Богочеловека , отменив прежнее летосчисление от дня Сотворения міра. Этот календарь он заимствовал в Западной Европе, однако в оправдание новшества Петр заявил, что «не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого государя подданные черкесы, и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания міра, за многую рознь счисления в тех летах».

Проведение в жизнь этой календарной реформы, началось с того, что запрещено было праздновать прежнее начало года 1 сентября, а 15 декабря 1699 г. барабанным боем народ был созван на Красную площадь. С высокого помоста царский дьяк громко зачитал царский указ о том, что великий Государь Петр Алексеевич повелел «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».

Следует однако подчеркнуть, что в России новый год начинался все же 1 января по сохранявшемуся Юлианскому календарю и не совпадал с западным новым годом по календарю григорианскому. Новостильный календарь был введен в 1582 г. папой Григорием XIII в католических странах, и как раз в начале того же XVIII века стал вводиться в протестантских: в 1700 г. в Германии, Швейцарии, Дании и Голландии.

Православный календарь – "икона времени"

Календарь – это система измерения времени. Но что такое время?

«Я знаю, что такое время, когда не спрашивают об этом, а когда спрашивают, то чем больше думаю, тем более недоумеваю и теряюсь» (Блж. Августин). Нашему земному восприятию доступна лишь текущая сторона времени, "настоящее", тогда как для Бога в Его Царствии Небесном время имеет еще непостижимое для нас целостное измерение "вечности", охватывая единым смыслом прошлое, настоящее и будущее.

«Хранительницей тайны времени выступает Церковь. Она показывает нам источник времени. Его начало – это само міроздание... Церковь учит нас, что время – это условие становления личности, условие самоопределения человека как богоподобного существа... В Церкви освящается само время... Богослужения – цикличны. Круг – символ вечности... Церковный календарь должен передавать дух воцерковленного времени. Поэтому он должен обладать строгой ритмикой, четкими периодами и цикличностью...» (архимандрит Рафаил (Карелин). "Мистика земного времени").

Книга Бытия указывает одновременно три ориентира для измерения времени – солнце, луну и звезды: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт. 1:14-16).

Однако на практике составить календарь, абсолютно точный по этим чисто физическим параметрам, оказалось невозможно даже на основе современной науки. Например, если заглянуть в астрономический учебник (К.У. Аллен. Астрофизические величины. М., 1977. С. 35), – может возникнуть вопрос: относительно чего и как можно наиболее точно измерять продолжительность года?

В астрономии для этого существует несколько понятий. Самым точным можно считать сидерический год (годовой цикл перемещения земли относительно неподвижных звёзд) продолжительностью 365,25636556 суток. Время изменения прямого восхождения среднего Солнца, измеренного относительно неподвижной эклиптики, равно 365,2551897 суток. Аномалистический год (время между последовательными прохождениями через перигелий) 365,25964134 суток. Тропический год (от одного весеннего равноденствия до другого) составляет 365,242199 средних солнечных суток – он как наиболее наглядный, разумеется, наиболее удобен на практике. (Подобные различные понятия и цифры существуют и для измерения продолжительности месяца.)

Наибольшая же практическая сложность составления календарей заключается в том, что продолжительность суток (оборот Земли вокруг оси), лунного месяца (оборот Луны вокруг Земли) и года (оборот Земли вокруг Солнца) в любом случае не имеют точной соизмеримости друг с другом в виде целых чисел. Попытки найти наиболее гармоничное согласование между собою суток, месяца и года дали в истории несколько типов календарей в зависимости от того, какой параметр положен в основу.

История создания лунно-солнечного календаря

Таким образом, все календари разделяются на 1) лунные, 2) солнечные, 3) солнечно-лунные. Ниже приведем описание их из статьи протоиерея Бориса Молчанова , которая в свою очередь основана на работе "Церковное времясчисление" астронома Пулковской обсерватории А. Предтеченского (издана в 1941 г. Русской Духовной Миссией в Пекине, указанные ниже цитаты с указанием страниц взяты из его книги).

1. Лунный календарь

«Мысль воспользоваться для этого луной была самая естественная и рациональная, пока человечество не научилось производить сложных астрономических наблюдений. Определить продолжительность промежутка времени, протекающего между двумя полнолуниями, несравненно легче, чем узнать - через сколько дней солнце возвращается вновь к точке того же равноденствия или "стояния" (с. 22). Поэтому лунный календарь во всех древних восточных странах - в Палестине, в Сирии, в Египте - еще задолго до Рождества Христова был уже во всеобщем употреблении. К началу же IV века до Р.X., после открытия 19-летнего лунного цикла, сделанного греческим астрономом Метоном , он был уже в таком совершенном виде, что сохранился без всяких изменений до настоящего времени [в мусульманских странах]. Греки за всё время своего исторического существования держались лунного года... Евреи держатся его и до сих пор. Лунный календарь, как календарь библейский, по которому жил, пострадал за нас и воскрес Сам Господь наш Иисус Христос, с самого начала христианства вошёл в состав и христианского церковного календаря.

Продолжительность лунного месяца тогда определялась с большою точностью. В нашем церковном календаре она записана так: "каждая луна имеет 29 дней, и полдня, и полчаса, и пятую часть часа ", то есть 29 дней и 12,7 час. или 29,52 суток. Теперь длина лунного месяца с астрономическою точностью принимается равной 29,530588 суток. Такое астрономическое уточнение никакого значения для лунного календаря не имеет, т.к. в случае учёта не только дней, но и часов с их тысячными долями пришлось бы начинать каждый новый месяц в разные часы суток. "Поэтому весьма естественно стали считать месяцы попеременно в 29 и в 30 дней. Очевидно такие обоснованные лунные месяцы были гораздо лучше и рациональнее наших солнечных, отличающихся большим разнообразием - в 31, 30, 29 и 28 дней, причем следующих друг за другом совершенно произвольно " (с. 23).

Началом лунного года является новолуние первого весеннего месяца , соответствующего в солнечном году месяцу марту. Так как это новолуние может быть в один из дней от 1 до 29 марта, то и начало лунного года редко совпадает с началом солнечного мартовского года. Первый весенний месяц лунного года у евреев называется нисаном .

Лунный год имеет 12 месяцев - нечётных по 30 дней, чётных по 29 и равняется 354 дням. Будучи меньше солнечного на 11 дней (365 - 354), он не может начинаться сразу вслед за окончанием предыдущего. Поэтому всегда к началу солнечного года (1-го марта) от лунного года остаётся хвостик неполной 13-й луны, которая в счёт данного лунного года не входит.

2. Солнечный календарь

а) Сотический год [Сотис - Сириус]

Египетские ученые жрецы-астрономы наряду с лунными годами стали употреблять и другой способ времясчисления. Уже в глубокой древности они знали продолжительность времени между двумя последовательными разливами Нила, между двумя возвращениями солнца к весеннему равноденствию, которую исчисляли немного более 365 суток. "Узнав впоследствии, что год равняется 365 суткам с 6 часами, они не заботились вводить наших високосных годов для исправления счёта, а продолжали отсчитывать (солнечные) годы по 365 дней... Таким образом через каждые 4 года весеннее равноденствие у них случалось днём позже. Одним днём позже перед появлением солнца восходил и ослепительно яркий Сириус, возвещавший начало половодья Нила... Благодаря такому возраставшему опаздыванию египетского сотического года, самый знаменательный день, в который впервые в году появлялся на небе Сириус, день, в который с математическою точностью начиналось правильное разлитие Нила, падал на разные числа разных месяцев и возвращался к исходному дню лишь через 365 четырехлетий или через 1461 год. Но в этом промежутке времени истинных солнечных годов заключалось только 1460. Поэтому отбросив один лишне насчитанный год, египтяне начинали свой счет снова и тем исправляли сделанную погрешность " (стр. 24).

б) Юлианский год

Когда римляне завоевали Египет, они познакомились и с новым для себя египетским времясчислением. Юлий Цезарь решил ввести его и у себя, но только в более точном счете, чтобы связать солнечный год с европейским положением солнца, с европейскими весной, летом и т. д. "Год, принятый Юлием Цезарем, по совету александрийского астронома Созигена равнялся 365 суткам и 6 часам. Применить его решили таким образом, что три года считали по 365 дней, а на четвертый прибавляли скопившийся из остатков один день (6 час. х 4 = 24 часа или 1 сутки) и считали год в 366 дней так же, как это делаем и мы до настоящего времени" (с. 25).

Такое юлианское времясчисление приняли и древние египтяне, начав новый календарь с "Актийской эры", то есть с того времени, когда произошла у них битва с римлянами при Актиуме, лишившая их политической самостоятельности. "Это событие, битва при Актиуме, произошло в последних числах августа (считая по нашему календарю - 29 августа). И не это ли обстоятельство, в числе других причин, подало повод (нашему церковному календарю) к исчислению времени римскими индиктами или годами, начинающимися с сентября? Если бы это предположение оказалось справедливым, то наш церковный календарь заключал бы в себе, следы всех изменений в летосчислении... употреблявшихся со времени возникновения цивилизации " (с. 25).

3. Согласование лунного календаря с солнечным

а) Лунный год в отношении к сотическому году

Не надо было обладать особенною наблюдательностью, чтобы заметить, что от одной весны до другой, от одного разлития Нила до другого заключается больше 12, но меньше 13 лун, т. е. лунных месяцев. Чтобы уравнять счет лунных (меньших) годов со счетом солнечных (больших) годов, [египтяне] решили первые два лунных года считать по 12 месяцев, третий лунный год - в 13 месяцев, четвертый и пятый годы опять по 12 месяцев, шестой же год - в 13 месяцев. По 13 месяцев надо было считать: 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы. И когда мы подсчитаем сумму дней в таком 19-летнем лунном периоде и сумму дней, содержащихся в 19 годах солнечного египетского календаря, тогда мы увидим, что эти суммы равны. Такое равенство дней приводило начало лунного года и начало солнечного года к исходному порядку, когда первый месяц лунного года и первый месяц солнечного года начинались в эпоху весеннего равноденствия. Такой способ согласования лунного календаря с солнечным путем вставки в некоторые лунные годы 13-й луны и открытие 19-летнего лунного цикла были сделаны греческим астрономом Метоном за четыре столетия до христианской эры...

б) Лунный год в отношении к юлианскому году

Согласование лунного исчисления с египетским солнечным годом благодаря Метону совершилось легко. В 19-летних периодах лунных и солнечных содержалось одинаковое число дней - 6935. «Приспособление же лунного календаря к Юлианскому оказалось труднее, ибо в 19-летнем периоде юлианских годов было не 6935, а 6939 суток и 18 часов... Значит, относительно истинного счёта времени лунный год через 19 лет уходил вперёд на 4 дня, а юлианский год в тот же период подавался назад больше, чем на 4 дня, почти на 5 дней, так что если в какой-нибудь год 1 Нисана (первый месяц лунного года) совпадало с 1 марта (первый месяц солнечного юлианского года), то через 19 лет 1 Нисана начиналось шестью часами раньше наступления 1 марта. Однако, легко видеть, что такое опаздывание начала лунного года относительно начала юлианского совершалось не непрерывно , а имело сравнительно очень небольшой период. В самом деле, в четыре 19-летия, то есть в 76 лунных лет насчитается 27740 дней, а в 76 юлианских годах будет на 19 дней больше (благодаря прибавке одного дня в каждый четвертый високосный год), т. е. 27759 дней.

Стало быть, через 76 лет лунный счет уходил вперёд на 19 дней (то есть весеннее равноденствие случалось по этому счёту 19 днями позднее), но юлианский календарь прибавкою за это же время 19 дней возвращал это равноденствие на столько же дней назад . Поэтому через 76 лет начало лунного года в точности совпадет с началом юлианского, так что вычисляемые по этому циклу лунные фазы будут приходиться на те же числа и месяцы юлианские, как это было 76 лет тому назад. В 76 сотических лет истекает в точности 76 лет лунных и 76 юлианских, так что последние года, начавшись вместе , через 76 лет и окончатся вместе , и как один, так и другой 77-й год начнутся не только в один и тот же день, но и в тот же самый час ... Результат счисления лунных годов совместно с юлианскими выходит точно такой же, как если бы к лунному циклу по истечении его мы придавали 4 дня, или еще лучше придавали 19 дней по истечении 76 лет. Поэтому при сравнении лунных годов с солнечными юлианскими в Метоновом цикле високосных годов принимать в расчет не нужно, а считать все 19 лет простыми по 365 дней » (с. 26-27).
(Протоиерей Борис Молчанов. К познанию нашего церковного календаря)

Юлианский календарь

Итак, Юлианский календарь стал завершенной картиной гармонизации лунного и солнечного календарей. Он был объявлен государственным календарем Римской империи Юлием Цезарем в 46 г. до Р.Х. Римляне начинали год первым месяцем после самой долгой ночи (зимнего солнцестояния), то есть январем. Правда, в Юлианском календаре год оказался на 0,0078 суток длиннее тропического года. Эта разность за 128,5 лет достигает целых суток.

Заметим, однако, что составитель Юлианского календаря Созиген знал более точные астрономические цифры. Уже греческий астроном Гиппарх, живший столетием раньше, составил астрономические таблицы, где звездный и солнечный год были вычислены с точностью вплоть до секунд. И в Вавилонских таблицах точность обезпечивалась в пределах 2 секунд. Математически удивительно точен был и календарь индейцев Майя в центральной Америке... Созиген не мог не знать таблицы Гиппарха, – отмечает архм. Рафаил, – но его целью было создать не "линейку" для измерения времени, а способ его гармонизации, положив в основу календаря цикличность и ритм, – это для Созигена было важнее всего. Мы видим здесь более высокую культуру мышления, восприятие времени не только как протяженности, но как гармонии и ритма. То есть созданный Созигеном календарь творчески упорядочивает время, а не скрупулезно и сложно подлаживается под природные арифметические показатели движения объектов Вселенной.

Вот гармоничные циклы Юлианского календаря: четырехлетний цикл, который заключает три простых и один високосный год; 28-летний цикл, когда совпадают число месяца и дни недели; великий Индиктион – 532-летний период, в котором повторяются все особенности предыдущих циклов (он получается в результате перемножения круга Солнца в 28 лет и круга Луны в 19 лет).

Православный церковный календарь

Юлианский календарь был введен в Римской империи (по сути вселенской, охватывавшей центральные народы человечества) накануне воплощения Христа – в чем уже можно видеть его промыслительное значение. В христианскую эпоху этот календарь приобрел новое важное значение: I Вселенский Собор (Никейский в 325 г. по Р.Х.) принял его в основание христианского времясчисления от Сотворения міра, а за начало года – создание Адама в пятницу 1 марта. Главной целью Собора по установлению христианского календаря было – составить раз навсегда общие для всех правила определения дня Пасхи (с учетом 19-летнего круга Луны, когда совпадают числа месяца и ее фазы). Было решено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого (мартовского) полнолуния – даже в том случае, если последнее случится в воскресение, – но не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта и чтобы праздник всегда был после иудейской пасхи. В последнем случае, для соблюдения этого условия, Пасху переносили на месяц позже. Пасхальный цикл, міротворный круг, индиктион составляет 532 года, то есть каждые 532 года повторяется одинаковый вариант празднования Пасхи в году.

Причем столь сложное постановление не было произвольной прихотью древних епископов. Они исходили из того, что Господу было угодно исправить человека после его грехопадения в тот же самый день, когда человек был первоначально создан Богом, – а это, по древнему преданию, произошло во время равноденствия и полнолуния, которые продолжались все шесть дней творения міра, показывая его совершенство созданному на шестой день человеку, перед седьмым днем отдыха. Поэтому Христос также пострадал во время иудейской пасхи, которая «свела воедино ко времени страдания Христа все сроки: она предварена была равноденствием, падала на 14-й день Луны, и дни тогда были, соответствующие нашим пятнице, субботе и воскресенью... Так Единородный Сын Божий все те времена, в которые пал сотворенный человек, старался свести воедино для исправления его и устроить обновление природы, для чего необходимо было соединение времен... Потому-то мы и соблюдаем все определенные времена, чтобы показать подражание тому таинственному смыслу », – писал св. Иоанн Златоуст ("Слово седьмое о Пасхе").

А поскольку события смерти и воскресения Христа произошли после иудейской пасхи, то они и должны хронологически следовать за ней; кроме того, от иудейской пасхи было принято "отвращаться по возможности на дальнейшее расстояние" как от праздника, приобретшего богоборный смысл.

Таким образом, календарь, по которому идет жизнь Православной Церкви – представляет собой Божественное одухотворение дохристианского юлианского календаря в его природно-космической гармонии небесных светил. («Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света ». – Пс. 148:3.)

«На некоторых древних иконах Распятия Сына Божия можно видеть изображение солнца и луны, говорящие о том, что в церковном прославлении событий нашего спасения должны участвовать и солнечный, и лунный календарь при непременном их взаимном согласовании. В нашем церковном календаре, всецело отвечающем нашему богослужебному уставу, одновременно и участвуют и солнечный, и лунный счет. В одних церковных книгах содержатся богослужения, совершаемые по солнечному календарю, например, в месячной и праздничной минеях, в других – совершаемые по лунному календарю (в постной и цветной триоди и в октоихе). Главнейший наш праздник – Воскресение Христово – а также все праздники и дни, тесно связанные с ним своим содержанием и зависящие от него по времени (великий пост с подготовительными неделями, Вознесение Господне, Пятидесятница, начало Петрова поста и его продолжительность, весь счет недель по Пятидесятнице) совершаются по лунному календарю. Так как начало лунного года (1 Нисана) редко совпадало с началом солнечного юлианского года (1 марта), то праздник христианской Пасхи приходился на разные числа юлианских месяцев марта и апреля. Вычисление времени Пасхи по лунному и по солнечному счету стало сложной наукой, называемой Пасхалией . В этой области точного и неразрывного согласования лунного с юлианским мы имеем непревзойденный труд александрийских астрономов (конца III века), который наша Церковь бережно хранит и который печатается в некоторых богослужебных книгах для постоянного руководства нашего в виде "зрячей пасхалии"...

Изучив нашу пасхалию, мы невольно проникаемся удивлением перед гениальной работой александрийских учёных, достигших в своей пасхалии нерушимой связи лунного календаря с солнечным юлианским. Александрийские астрономы в III веке прекрасно знали отставание юлианского календаря от солнца. Но, несмотря на это, они юлианский календарь не отвергли и мудро воспользовались его ошибкой для прочного согласования его с годом лунным, лежащим в основе нашей пасхалии. И если Юлианский календарь отстаёт от истинного солнечного времени, то вместе с ним отстаёт и лунный. «Лунный год навсегда оказывается связанным с юлианским, и никакого векового отступления его от юлианского быть не может. Неточность юлианского года принадлежит равным образом и лунному , и если с течением веков равноденствие отступает в юлианском годе назад, то оно отступает равным же образом и в лунном году » (с. 27). Разница между лунным и нашим Юлианским календарём, по вычислению А. Предтеченского, не превышает полтора часа по истечении тысячелетия. Мы сами видим, как все пасхальные полнолуния, вычисленные на тысячелетия вперёд в нашей пасхалии, точно приходятся на все указанные даты Юлианского календаря, и совсем не совпадают с григорианским календарём.

Нерушимая связь лунного календаря с Юлианским особенно наглядно выступает в следующих постоянных периодических явлениях. Мы знаем, что лунный цикл равен 19 годам, а солнечный 28 годам. Разложим эти числа на первоначальных множителей. 19 = 1 х 19; 28 = 4 х 7. Что у нас получится, когда мы их перемножим?
19 х 4 = 76, т.е. тот период в 76 лет, по истечении которого начало лунного года в точности совпадает с началом юлианского (1-го нисана приходится 1-го марта). Таким образом, все, вычисленные но циклу лунные фазы, снова приходятся на те же числа и месяцы Юлианского календаря, как это было 76 лет тому назад.

Теперь, если мы помножим 76 х 7, то получим 532, т.е. тот период (называемый "альфой", т.к. по-гречески а = 1, л = 30, ф = 500, и а = 1, в сумме дают 532, или "великим индиктионом " в 532 года), но истечении которого Пасха снова приходится на те же самые дни и месяцы, в которые она праздновалась с самого начала и во всё продолжение великого индиктиона. Ввиду такой прочной связи лунного года с юлианским, о каком-либо изменении Юлианского календаря не может быть и речи, ибо в противном случае неизбежны нарушение всей стройной системы нашей пасхалии и внесение великой путаницы во все пасхальные вычисления» (протоиерей Борис Молчанов).

Так Юлианский календарь был освящен Церковью и стал церковным календарем и основой православного устава. То есть, утвержденный Вселенскими Соборами, он стал неотделимой частью Священного предания, которое Соборы запретили изменять под угрозой 7-го правила Апостолов: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, Святой День Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».

Григорианский календарь в сравнении с православным

Итак, тропический год (от одного весеннего равноденствия до другого) составляет 365,242199 средних солнечных суток. В Юлианском календаре год принят за 365,25 суток, то есть на 0,0078 суток длиннее тропического года. Эта разность за 128,5 лет достигает целых суток. По этой причине весеннее равноденствие, бывшее во время Никейского Собора в 325 г. 21 марта, сдвинулось к 1582 г. на 11 марта.

Чтобы исправить это, папа Григорий ХIII постановил исключить в 1582 г. из календаря 10 дней (после четверга 4 октября приказал считать пятницу 15-м октября). А на будущее повелел исключать в каждые 400 лет по 3 дня, то есть исключить из числа високосных те вековые годы (с двумя нулями на конце), число сотен которых не делится без остатка на 4. Таким образом, в 400 годах будут високосными не 100, а только 97. (Заметим, что, будучи точнее юлианского, средняя продолжительность григорианского года в 365,2425 суток тоже не совпадает с тропическим годом, что приводит к ошибке в одни сутки за 3280 лет.) Однако этот календарь, претендующий на бóльшую точность и названный по имени папы григорианским, стал прежде всего продуктом европейской гордыни рационального ума и папского стремления к первенству:

«В то время европейская астрономия не обладала в этой области новыми знаниями, принципиально отличающимися от тех, которыми обладала античная древность и средневековый мусульманский мір... Причиной, побудившей произвести реформу календаря, было не поступательное развитие науки, как хотят объяснить это сторонники григорианского календаря, а изменение самого мышления человека (так называемого Нового времени). Теургическое восприятие міра сменилось плоским рационализмом. Наука отделила себя от философии, поэтому потеряла такие представления и идеи, как первопричина и конечная цель, и рационалистическая наука упорно стремится объяснить само міроздание и жизнь на земле серией случайностей. Ватикан был не центром науки, а центром религиозного рационализма, который подготовила схоластика и практицизм, стремящийся земными средствами создать Царство Божие на земле...» (архм. Рафаил).

В результате реформы вместо той простоты и ясности, которыми отличались правила Никейского Собора, григорианский календарь внес множество затруднений.

«Благодаря такой примитивности календарной реформы, первыми нарушителями её стали сами гг. реформаторы итальянские астрономы, которых сразу же встретили разные практические затруднения. Как они могли продолжать вести журнал своих астрономических наблюдений, в котором они должны были отмечать не только дни, но часы и минуты, сделав в нём пропуск 10 суток? Как они могли делать свои вычисления, после того как они своей реформой прервали всякую связь с прежним календарем? Единственным выходом из этого положения могло быть возвращение к отвергнутому Юлианскому календарю и постоянное пользование им при всех вычислениях с простой заменой результатов своих вычислений, получаемых в числах юлианского календаря новыми цифрами григорианского календаря. Но стоило ли из за этого производить реформу самого календаря?

Самым же решительным противником римской реформы оказался лунный календарь, который ни в какую связь с новым солнечным календарем вступить не мог. Поэтому итальянские реформаторы были вынуждены изменить и его, и всю нашу пасхалию. Прекраснейший труд александрийских ученых был искажен. Их гениально простая и точная система была заменена новой системой, и громоздкой, и не достигающей поставленной цели. Согласованность лунного года с солнечным была нарушена. "Был изменён порядок счисления лунных кругов, были изменены основания, стали поправлять движение луны введением ускорения на одни сутки в 310 лет, и кончили тем, что привели свою Пасху в некоторые годы к совпадению с пасхой еврейской, то есть к тому, что именно и было осуждено Никейским (I Вселенским) Собором... Если бы самонадеянные составители нового календаря, Алоизни Лилио с товарищами, потрудились изучить современный им еврейский календарь, то они не ввели бы несчастного лунного уравнения" (с. 16)» (протоиерей Борис Молчанов с цитированием А. Предтеченского).

Итак, григорианский календарь утратил всю внутреннюю красоту и гармоничную цикличность Юлианского календаря: поскольку в григорианском календаре уже не совпадает число простых и високосных годов в каждом столетии, то оказались разрушены 28-летний и 532-летний циклы. Исказился и духовный смысл праздника Пасхи, чем нарушилось 7-е Апостольское правило.

Тем не менее указ папы о введении нового календаря был сразу безоговорочно принят в католических странах в силу церковной дисциплины (под угрозой отлучения). В протестантских странах никаких препятствий духовного рода для принятия нового "научного" стиля тоже не было. В 1700 г. новый календарь был введен в Германии, Швейцарии, Дании и Голландии, в 1752 г. в Англии, в 1753 г. в Швеции.

Можно предположить, что переход неправославного, апостасийного "христианского" міра на иной календарь был и промыслительным, ибо обезпечивал некоторую изоляцию русской православной жизни от западной , затруднял внедрение в Россию общего апостасийного ритма. Тем самым отпадавшие от истинной Церкви переходили на духовно неистинное, антиканоничное времясчисление.

Неправославные люди накануне революции видели в православном календаре лишь "мракобесие" и неудобство в сношениях с иностранным мiром (разница в 13 дней; хотя и некоторые мусульманские страны, и Япония, и государство "Израиль" живут по своим календарям и неудобств от этого не испытывают). Православный же народ и сегодня тем более был бы рад, если бы между Россией и Новым міровым порядком восстановилась эта важная преграда в летосчислении, которая подчеркивает нашу принадлежность к разным мiрам: апостасийный мiр живет по своему рациональному арифмометру; удерживающий же мiр живет по богодухновенным канонам – и не случайно ежегодное чудо схождения Благодатного Огня совершается в Иерусалиме на Пасху по православному календарю!

На аргумент же "большей астрономической точности" григорианского календаря и того, что юлианский календарь из-за отставания от тропического года через тысячу лет станет вообще "непригоден", архиепископ Иннокентий Пекинский отвечал в 1920 г. таким увещеванием: «Что нам до того, что будет через тысячу лет, если Спаситель заповедал нам не заботиться о завтрашнем дне? Сомнительно даже, что и Земля-то наша просуществует столько времени. Куда же нужны будут их реформированные календари, когда, по обетованию Спасителя, и времени больше не будет».

Итак, в православной России церковное летосчисление, перенятое из Византии, велось согласно Юлианскому календарю. Менялось с течением времени лишь начало года и начальная точка отсчета календаря. До 7000 г. от Сотворения мiра (по введенному Петром календарю – до 1492 г.) церковное летосчисление велось от Сотворения міра с 1 марта, – со дня создания Адама. С 7000 г. начало года перенесли на 1 сентября, как было в Византии (в память Императора Константина Великого и победы христианства). Этим подчеркивалось, что Русь считает себя преемницей Византии, что тогда имело огромное значение для самосознания русского государства как Третьего Рима . В 1700 г. Петр I , сохраняя Юлианский календарь, ввел принятое на Западе официальное начало года с 1 января (после зимнего солнцестояния) и летосчисление от Рождества Христова (отличающееся от прежнего, от Сотворения міра, на 5508 лет – оставляем сейчас в стороне фактическую правильность этой цифры ), однако Церковь сохранила свой годичный цикл богослужений с сентября. Церковный год и сейчас начинается 1 сентября (церковное новолетие) и оканчивается 31 августа. (Возможно, поэтому и учебный год у нас до сих пор начинается 1 сентября.) Недельный круг начинается воскресеньем и заканчивается субботой. Дневной круг начинается с вечера и заканчивается в конце дня.

Из всего вышесказанного ясно, что Юлианский календарь дорог нам, православным, не только потому, что представляет собой национальную традицию. Традиции бывают разные, от иных не грех и отказаться ради Истины. Юлианский календарь дорог тем, что слит воедино с уставом богослужения, он вошел в неизменяемое литургическое предание Церкви как сверхвременного явления . «Совершая богослужение по чину, которое ведет начало от лет древних и соблюдается во всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви ... При таком отношении... пребудет неизменным великое и спасительное единение основ и преданий церковных», – так в 1921 г. обосновывал св. Патриарх Тихон свой отказ перейти на григорианский стиль.

Даже в советское время ученый А.Н. Зелинский смог издать работу , в которой пришел к выводу: «Если вспомнить древнее пифагорейское воззрение, что "все есть число", то средневековый [православный] календарь предстанет перед нами как особым образом организованное число, раскрывающее "божественную геометрию" Вселенной, которое не только упорядочивает время міра, но и освящает его . В контексте этой мысли календарь становитcя особой космотворческой силой, высветляющей их Хаоса Космос или, если говорить языком естественных наук, уменьшающий энтропию в поле человеческого сознания». Православный календарь – «одно из высочайших достижений человеческого гения» ("Конструктивные принципы древнерусского календаря". М., "Наука", 1978).

Не случайно все антихристианские силы в своем "преобразовании міра" стремились исказить и отменить юлианский календарь. Так, во время Французской революции (1793 г.) были изменены названия и продолжительность месяцев (каждый по 30 дней) и семидневные недели были заменены декадами с довеском в 5 дней в конце года. Октябрьский переворот 1917 г. в России привел сначала к введению григорианского календаря , затем большевики попытались отменить и семидневную неделю . Часть православного міра, в связи с экуменическими тенденциями Константинопольского патриархата (под влиянием масонства), в 1920-е гг. перешла на новый стиль, "чтобы отмечать все праздники вместе с католиками и протестантами". В демократических странах уже давно (еще с образования масонами Лиги Наций) предлагается ввести "Всемірный календарь", еще более унифицирующий нынешний григорианский; этим занимается специальная комиссия ООН.

Стремление от сложного состояния міра к упрощенному, примитивному, в физике называется энтропией. В животном міре – вырождением. В человеческом духовном міре – апостасией, которая должна закончиться гибелью земного міра. Надеемся, что наш календарь "Святая Русь" содержит достаточно полезного материала для русского человека, чтобы задуматься над этим процессом и сделать верные выводы для своей личной и общественной жизни в столь ответственное время.

Именно русская история воплотила в себе не просто цепь хаотичных событий, побед, поражений, смен правителей, – но и более, чем у какого-либо народа, выявляет духовный смысл истории как борьбы сил добра и зла за следование человечества Божию замыслу о міре. Таким осознали смысл истории уже первые русские духовные вожди и летописцы. Их традицию мы постарались продолжить в нашем календаре-альманахе.

Прп. Нестор – первый русский историк. Он положил начало воистину христианскому летописанию, в основе которого не восхваление своего народа (как то мы почти всегда видим у других), а правдивая оценка его поведения по отношению к Божию замыслу, с обличением всех уклонений от него и грехов, которые и становятся причиной наших катастроф.

Перевод исторических дат

В заключение сделаем важное примечание.

В советских справочных изданиях за основу взят григорианский стиль, поэтому даты старого стиля прошлых веков имеют перевод в новый с тою разницею в днях, какая имелась на время самого события. Например, А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г. по старому стилю, что в ХVIII веке соответствовало 6-му июня по новому стилю. Эта дата 6 июня праздновалась как "день рождения Пушкина" и в ХХ веке, хотя теперь она, из-за прибавления одного дня в столетие, уже в церковном смысле соответствует 24-му мая по старому стилю, а не 26-му (8 июня н.ст.). Тем самым при датировке новым стилем получается отрыв каждого исторического события от его церковно-духовного значения по юлианскому календарю. А ведь раньше русские люди и имя получали по имени того святого, в день памяти которого они увидели свет либо были крещены.

Это относится и к важным историческим событиям. Например, Куликовская битва произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы (а это было важно для духа русских воинов) – 8 сентября по старому стилю, что соответствует 21 сентября по новому. В советское же время с 1923 г. для определения этой даты по новому стилю стали прибавлять столько дней, на сколько новый стиль - которого тогда еще не было! - отличался от юлианского в момент исторического события, – получилось 16 сентября, что ныне соответствует 3 сентября в юлианском календаре и другому церковному значению. Новый пример подобной малограмотности дан постановлением Государственной Думы от 23.5.2003, почему-то решившим отмечать Куликовскую битву 8 сентября по новому стилю, что соответствует 26 августа по юлианскому календарю и опять-таки совсем другому церковному празднику.

Поэтому юлианский календарь должен лежать в основе празднования всех исторических памятных дат, чтобы не отрывать их от церковно-духовного значения соответствующего дня, определяемого только по юлианскому календарю. В нашем календаре-альманахе в основу перевода исторических дат на новый стиль положено это правило.

Летоисчисление: что это? Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события. Летоисчисление могло отличаться у разных народов, конфессий. Это можно объяснить тем, что за начальную точку принимались различные события. Однако на сегодняшний день во всем мире официально установлена одна система летоисчисления, которой пользуются во всех странах и на всех континентах.

Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.

Реформа Петра Первого

Старое летоисчисление «от сотворения мира» было изменено императором Петром Первым на летоисчисление от Рождества Христова. это было сделано с первого января 1700 года (или в 7208 году «от сотворения мира»). Почему поменяли летоисчисление? Считается, что Петр Первый сделал это для удобства, для синхронизации времени с Европой. Европейские страны уже давно жили по системе «от Рождества Христова». А так как император вел много дел с европейцами, то этот шаг был вполне целесообразен. Ведь разница в годах в Европе и в Российской Империи в то время составляла 5508 лет!

Древнерусское летоисчисление, таким образом, отличалось от современного точкой отсчета времени. А летоисчисление до Рождества Христова называлось летоисчислением «от сотворения мира».

Как все начиналось

А когда началось летоисчисление? Есть данные, что в 325 году нашей эры произошел первый собор христианских епископов. Именно они решили, что летоисчисление должно вестись от сотворения мира. Причиной такого отсчета была необходимость знать, когда отмечать Пасху. Дата сотворения мира была предложена исходя из соображений и рассуждений о жизни Иисуса Христа.

После собора епископов Римская империя приняла это летоисчисление. А через пару сотен лет было предложено перейти на летоисчисление от Рождества Христова. Эту идею высказал Дионисий Малый – римский монах, в 532 году. Когда родился Иисус точно неизвестно, но произошло это примерно во втором-четвертом году нашей эры. Именно с этого года и начали отсчет времени, который теперь называется от Рождества Христова. Эта точка разделяет новую эру (нашу) от прошлой (соответственно обозначения н.э. и до н.э.).

Но мир долго переходил на новый вариант отсчета времени. Для этого потребовалось около половины тысячелетия, а для России – более тысячи лет. Переход был постепенным, поэтому часто в скобках даты указывали еще и год «от сотворения мира».

Арийское летоисчисление и славянское летоисчисление

Летоисчисление ариев велось от сотворения мира, то есть отлично от существовавшего в мире. Но арии не считали, что мир был сотворен именно в 5508 году до нашей эры. По их мнению, точкой начала стал год, когда был заключен мир между Славяно-Ариями и Аримами (древнекитайскими племенами). Другое название этого летоисчисления – Сотворение Мира в Звездном Храме.

После победы над китайцами появился символ – всадник на белом коне, убивающий дракона. Последний в данном случае символизировал Китай, который был побежден.

Старославянское летоисчисление велось согласно Даарийскому Круголету Числобога. Подробнее об этом календаре Вы можете прочесть в соответствующей статье. После реформы Петра Первого стали говорить, что «он украл у славян 5508 лет». Вообще нововведение императора не нашло положительных отзывов от славян, они противились ему долгое время. Но летоисчисление древних славян и их календарь были запрещены. На сегодняшний день ими пользуются лишь староверы, инглинги.

Летоисчисление по славянскому календарю имело свои интересные особенности:

  • У славян было лишь три времени года: весна, осень, зима. Кстати, весь год у древних славян носил название «лето».
  • Месяцев было девять.
  • Дней в месяце было сорок или сорок один.

Таким образом, летоисчисление у древних славян, которые были язычниками, шло вразрез с общепринятым, христианским. Ведь многие славяне, даже приняв христианскую веру, продолжали оставаться язычниками. Они были верны свои мировоззрениям и не принимали летоисчисления «от Рождества Христова».

Летоисчисление стало отражением религии, которая занимала и продолжает занимать главенствующее положение в государстве, в обществе, в мире. Христианство на сегодняшний день исповедует более тридцати процентов населения мира. Неудивительно, что именно Рождение Христа было выбрано в качестве его начала. Также стало удобным разграничивать прошлую эры от новой. Петр, изменив систему летоисчисления на Руси, сделал возможным координировать всю деятельность страны с остальным миром. Трудно представить, что сегодня была бы пропасть между странами в более чем пять с половиной тысяч лет! Также положительным моментом общего для всех летоисчисления является удобство в изучении истории и других наук.