Ленточный орнамент, история возникновения, стили, особенности, виды. Изображения, фото

Со времен верхнего палеолита люди украшали одежду, посуду, жилища причудливыми линиями и фигурами. Сменялись тысячелетия, но эта традиция оставалась незыблемой. До сих пор мы носим одежду в шотландскую клетку, клеим обои с "огурцами", покупаем посуду, расписанную под хохлому или гжель. Так что такое узоры и какую важную роль они выполняли на протяжении долгого времени?

Определение

Чтобы узнать, что такое узор, заглянем в словарь. В нем указано, что под этим словом подразумевается рисунок, в котором сочетаются линии, цвета, тени. Причем он не обязательно должен быть рукотворным. Яркий пример тому - зимние узоры на окне в морозный день.

Исторически слово происходит от таких лексем, как "зреть", "узреть". В древнерусском языке они означали не только "увидеть", но и "постигнуть суть". Отсюда идут выражения "зреть в корень", "зрелый человек". Узоры наши предки создавали для передачи важнейшей духовной информации. Этим объясняется их нанесение на скрытые части предметов: дно, оборотную сторону.

Через узоры рассказывали об устройстве мироздания, вечных ценностях. Часто они выполняли функцию оберега. Именно поэтому их вышивали по краям одежды, в области сердца и т. д. Нередко узоры раскрывали окружающим информацию о социальном положении своего владельца, его семье, тотемном животном. Когда же люди желали обратить внимание на графическую красоту рисунка, они использовали другое слово - "украс".

Орнамент

Мы выяснили, что такое узор. Однако в русском языке есть еще одно слово - орнамент. Оно появилось намного позже и ведет свое происхождение от латинского ornamentum ("украшение"). Этим понятием стали обозначать особый вид узоров, основанный на ритмичном чередовании символов. В основе орнамента лежит "раппорт" (с французского - "отклик, возвращение"). Так называют повторяющуюся часть узора.

Когда-то орнаменты выполняли магическую функцию, защищая людей от враждебных сил. Зло в древности ассоциировалось с хаосом, беспорядком. Считалось, что именно в таком бесформенном состоянии пребывал мир, пока творец не создал упорядоченный космос. Нанося орнамент, люди уподоблялись богам. Они гармонизировали пространство, выстраивая символы в определенном порядке, и создавали тем самым оберег от злых духов.

Основные мотивы

Орнаменты могут состоять из самых разнообразных элементов. Выделяют:

  • Геометрические узоры, включающие в себя линии, точки, звезды, ромбики, круги, кресты и другие абстрактные фигуры. Такие рисунки являются самыми ранними. Их находят на предметах быта, созданных 17-12 тысяч лет назад.
  • Растительный орнамент, в котором чередуются цветы, плоды, листья и ветви.
  • Зооморфные изображения, где стилизуются реальные или мифические животные.
  • Антропоморфный орнамент, изображающий фигурки людей или отдельные части тела.
  • Предметные узоры, восходящие ко временам Древнего Рима. В таком орнаменте в качестве мотивов используется оружие, музыкальные инструменты, предметы быта.
  • Каллиграфический узор, когда на поверхность наносятся буквы и слова. Широко распространен такой орнамент в Японии, Китае.
  • Пейзажные рисунки. Небесные тела, явления природы также часто украшают японские и китайские текстильные изделия.

Универсальные символы

Узоры в народном стиле отличаются не только красотой. Они несут в себе информацию об основах мироздания. Самые древние мотивы появляются в орнаментах разных народов, населяющих нашу планету. Рассмотрим некоторые из них.

  • Круг изначально связан с небесными светилами: солнцем, луной. Это идеальная форма, символизирующая собой цельность, единство, бесконечность, повторяемость. Как времена года идут друг за другом, так и в жизни все рано или поздно вернется на круги своя.
  • Спираль - это мировой код, в соответствии с которым происходит развитие всего в нашей вселенной.
  • Крест - соединение двух противоположных начал, которые сливаются друг с другом в центре.
  • Ромб - символ плодородия, хорошего урожая и женского начала. Часто его можно увидеть на свадебной одежде невесты.
  • Свастика встречается во всех культурах, очень много таких символов среди русских узоров. Она отображает вращение мироздания вокруг сакрального центра. Свастика символизирует благополучие и созидание.

Традиционные русские узоры

Наши предки издревле украшали орнаментом одежду, посуду, белье, мебель, отдельные части построек. В узорах преобладают символы плодородия и охранные знаки, связанные с различными стихиями. Большое значение имел используемый цвет.

  • Красный считался красивым, его связывали с огнем, солнцем. Он также оберегал жизнь.
  • Белый - цвет чистоты, защита от темной силы.
  • Синий - символ воды, бескрайнего неба и силы. Им вышивали мужскую одежду.
  • Зеленый ассоциировался с лесом, помощью природных стихий.
  • Черный - плодородная земля. Мы видим его на женской одежде, он защищает материнство.

На каждый случай у русского народа были предусмотрены свои орнаменты, выполняющие роль заклинаний.

Современные узоры

В настоящее время нас по-прежнему окружают орнаменты, хотя их сакральный смысл постепенно забылся. Мы больше восхищаемся внешними формами элементов, красивыми сочетаниями цветов. В моде этнические орнаменты - шотландская клетка, "гусиные лапки", "индийский огурец", дамаск и т. д. Рукодельницы вяжут свитера, варежки и шарфы, используя норвежские зимние узоры (снежинки, олени, звездочки).

Современные дизайнеры отводят орнаменту важную роль, так как он способен преобразить поверхность. В интерьере с его помощью можно зрительно уменьшить или увеличить помещение, создать ощущение устойчивости или воздушности, изогнутости либо закругленности.

Большинство из нас не осознает в полной мере, что такое узоры. А ведь они по-прежнему гармонизируют пространство вокруг, одновременно доставляя нам эстетическое удовольствие. Обратите внимание на рисунок обоев, декор постельного белья и посуды. Возможно, именно они делают наше жилье уютным и отгоняют прочь дурные мысли?

Орнаментом называется ряд повторяющихся изображений на плоскости, где основой служит выбранный ритм.

Орнамент представляет собой самый упорядоченный, почти математически точный вид композиционного построения. Он в первую очередь подчиняется законам гармонии и пропорций. В орнаменте можно наблюдать все виды симметрии, о которых уже шла речь выше. В арсенал традиционных приемов построения орнаментальной композиции включены зеркальные отражения, вращения, переносы, сетки.

Орнамент представляет собой чередование тождественно повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от французского слова rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих форм.

Плоский узор может неоднократно повторяться. Такое повторение узора называется мотивом, или раппортом.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом.

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. При его построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, симметрия переноса (когда элементы переносятся по прямой на расстояние, имеющее постоянную длину). Можно сказать, что это самый распространенный вид орнаментального построения. Ленточный орнамент показан на рис. 1.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы (рис. 2 , а ) создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы (рис. 2 , б )рождают более «живую» композицию с нарастающим или волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, т. е. построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.


Контраст может проявляться и в распределении черно-белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Последовательность рисования полосного орнамента показана на рис. 3.

2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве. На рис. 4 изображена «готическая роза», представляющая собой яркий пример центрического орнамента, который часто встречается в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве и не очень характерен для костюма. Последовательность рисования композиционно-замкнутого орнамента показана на рис. 5.

Рис. 1. Виды ленточных орнаментов

Рис. 2. Повторяющиеся (а) и чередующиеся (б) элементы в орнаменте

Рис. 3. Последовательность рисования полосного орнамента: а — стилизованные элементы для создания орнамента; б — пример компоновки орнамента в полосе

Рис. 4. Виды центрических орнаментов

Рис. 5. Композиционно-замкнутый орнамент

Рис. 6.Виды сетчатых орнаментов Рис. 7. Построение сетчатого орнамента

3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлении текстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты. На рис. 6 показаны примеры сетчатых орнаментов. Сетчатые орнаменты часто называются раппортными композициями. Последовательность рисования сетчатого орнамента показана на рис. 7.

В основу орнаментальных построений закладываются простые или сложные, но всегда хорошо прорисованные, точно найденные мотивы. Чаще всего эти мотивы изображаются не натуралистично, а стилизованно, т. е. они претерпевают видоизменение, переработку, художественное обобщение элементов с целью выявления их декоративных качеств.

Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента.

Постепенные плавные или более резкие скачкообразные переходы от малых форм к большим, от близких к далеким, от простых к сложным, от светлого к темному и т. п. называются ритмическим движением. Будучи всегда непрерывным, оно в орнаментальной композиции распространяется на различные характеристики: размеры элементов, расстояние между ними, их наклоны и повороты, цвет и светлотные отношения.

§1. Возникновения орнамента. Основные понятия.

Орнамент очень древний вид ДПИ. Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Орнамент - это музыка. Ряды его линий похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием.

Орнамент - часть нашей духовной жизни, выражающий по­требность человека к красоте. Выразив в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно стать своеобразным отпечатком психологического склада людей определен­ной эпохи, нации, социального слоя. Каждая народность сохраняла в орнаменте самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастера создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.

Основные понятия:

· Орнамент (узор) – последователь ное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.

· Раппорт – повторение части орнамента (группы элементов) без всякого изменения линейных размеров и форм.

· Орнамент может быть раппортным и безраппортным .

Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов, можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.

Основные средства выразительности орнамента:

  • Ритм –ритмичное чередование подобных или контрастных элементов.
  • Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
  • Очень важную роль во всех видах творчества играет - колорит гармоническое сочетание цветов и их оттенков.

Классификация орнаментов.

Тип орнамента – классификация орнаментов по особенностям конструкции (полоса, розетка, сетчатый);

Тип орнамента – полоса. Орнамент, располагающийся вертикально, горизонтально или по окружности в виде полосы, ленты. Орнамент в полосе ещё называют: ленточным, гирляндой, фризом.

Тип орнамента – розетка. Розетка (от слова «роза» - центрально симметричный или зеркально симметричный орнамент.

Тип орнамента – сетчатый. Раппортом сетчатого орнамента может быть как полоса, так и розетка, многократно повторяясь они заполняют собой плоскость полностью, как будто затягивают сеткой.

Вид орнамента : классификация орнаментов по особенности изобразительных мотивов (геометрический. Растительный…).

Геометрический орнамент. В основе геометрического орнамента лежат такие изобразительные мотивы как геометрические фигуры и тела (линии, зиг-заги, точки, квадраты, круги, звёзды …).

Растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат изобразительные мотивы флористической тематики (цветы, листья, побеги, бутоны, деревья и т.п.).

Зооморфный орнамент. «Зоо» - животное, «морф» - форма. В основе зооморфного орнамента лежат изобразительные мотивы из царства фауны (животные, птицы, насекомые, фантастические зверосущества и т.п.).

Антропоморфный (человекообразный) орнамент. «Антропос» - человек, «морф» - форма. В основе антропоморфного орнамента лежат изображения фигур людей, человекообразных богов, ангелов, маски.

Шрифтовой (каллиграфический) орнамент. В основе шрифтового орнамента лежат изобразительные мотивы, связанные с буквами, шрифтами, каллиграфией – русская и арабская вязь, буквицы, инициалы, иероглифы и т.п.

Геральдический (символический) орнамент.

В основе геральдического орнамента лежат мотивы, связанные с изображением гербов, эмблем, знаков, символов.

Знак (в искусстве, дизайне) - изобразительная часть логотипа, как правило, включающего также название (письменную - буквенную или иероглифическую - часть, часто также художественно оформленную) маркируемого товара, услуги, организации, мероприятия или персоны.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак

Символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ

Герб (польск. herb от нем. Erbe - наследство) - эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

Плетёный орнамент или «плетёнка».

В основе плетёного орнамента (плетёнки) всегда присутствуют изобразительные мотивы плетения, не зависимо от того какие элементы участвуют в орнаменте (растительные, зооморфные и т.п.).

Практическая работа №1:

ПЛЕТЕНЫЙ ОРНАМЕНТ (с элементами зооморфного и антропоморфного) - «тератологический стиль.

Историческая информация (ознакомиться):

Плетёный орнамент в русских книгах появился с появлением книг из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота. В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей. Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

Методические указания:

  • Сделайте копию тератологического орнамента, выбрав образец по своему желанию (интернет, книги, альбомы, карточки).
  • Размер листа А4, габаритные размеры орнамента не более 150х220мм.
  • Техника – ахроматическая графика.

Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита.


Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент (от лат. ornamentium - украшение ) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и так далее), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный).

Технический орнамент

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок) (Рисунок 2.16).


Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и другие).


Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов(Рисунок 2.18). В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и так далее).


Растительный орнамент - самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена (Рисунок 2.19).

Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион.

В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.



Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство (Рисунок 2.20).


В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания (Рисунок 2.21). Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.



Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд (Рисунок 2.22). Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.


Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая (Рисунок 2.24).



В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и так далее. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому (Рисунок 2.25).



Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства (Рисунок 2.26). Рисунок 2.26


Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека (Рисунок 2.27). Характер орнамента зависит также от национальных образов, представлений, обычаев.

По стилевым особенностям орнамент бывает античный, готический (Рисунок 2.28), византийский, барочный и другие.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские (Рисунок 2.29) и рельефные (Рисунок 2.30).





Рапорт (мотив) - повторение одной и той же группы элементов в узоре (Рисунок 2.31).

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр ».

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента , которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу.

Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания (Рисунок 2.32).




Бордюр - это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу (Рисунок 2.33). Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.




Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах (Рисунок 2.34).



Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название

Формы сетчатого орнамента - квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами. Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и так далее.

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розетты
По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный.

Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa - цвет) - это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра (Рисунок 2.37). Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный. Рисунок 2.37

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

Что такое орнамент? Это узор, который сформировался под влиянием определенной культуры. Такими рисунками люди украшают одежду, предметы быта и свое жилище. Раньше орнамент играл большую роль в жизни человека. А как же он используется сегодня? Об этом читайте ниже.

Определение

Что такое орнамент? Это узор, который состоит из упорядоченных элементов. В основе его лежит ритм, то есть повторяющаяся часть, которая носит название рапорт. Определение орнамента нужно искать в его происхождении.

Ornamentum - латинское слово. Означает оно украшение. Использовался такой декор на предметах быта. Им украшали одежду, посуду, оружие и архитектурные сооружения. Чаще всего орнамент нес определенную смысловую нагрузку. Откуда люди брали вдохновение для творчества? Из окружающей среды. Первые орнаменты были растительные, только потом они стали геометрические. Почему?

С развитием точных наук люди задумались над тем, что все должно строиться не по наитию, а по строгим формулам, которые в искусстве называются канонами. Как проявляется связь орнамента и математики? Это можно увидеть, посмотрев на повторение части орнамента. Рапорт служит своеобразной точкой отсчета. Он упорядочивает орнамент, придает ему строгость и простоту восприятия. Не нужно рассматривать изделие со всех сторон, мозг может самостоятельно дорисовать часть картинки, которая повторяется с равным промежутком.

История

Что такое орнамент, мы поняли, а как же он появился? Первые сведения о нем можно найти в эпоху палеолита. Уже тогда люди поняли, что упорядоченная информация лучше воспринимается человеком. В неолите орнамент начал активно развиваться. Расцвет его происходит совместно с развитием Египетского государства. Именно в ту эпоху люди активно осваивали керамическое искусство. С помощью нитей и тростинок они наносили рисунок на вазы и сосуды. Причем изображения имели сакральный смысл.

Чаще всего украшались не предметы повседневного пользования, а ритуальные изделия. В декорированных кувшинах приносили дары богам и фараонам. В римской империи люди стали изображать на вазах не только геометрический и растительный декор, но и сценки из жизни. Они украшали амфоры и вазоны. История возникновения орнамента неотрывно связана с развитием культуры. Люди украшали одежду не для того, чтобы она выглядела презентабельно, а для того, чтобы умилостивить злых духов.

Со временем орнамент стал нести все меньше смысла. С развитием монистической религии люди перестали придавать символике большое значение. Узоры и орнаменты на посуду наносились только в декоративных целях. Но все равно этот пласт культуры, который до сих пор играет большую роль в развитии искусства.

Виды орнаментов

  • Технический. Что такое орнамент? Это узор, самым первым декором изделия был тот, который получался сам собой, вне зависимости от желания человека. Например, при ткачестве орнамент получался из переплетения нитей. То есть, переплетая их в одной и той же последовательности, появлялся не хаотичный, а упорядоченный рисунок. То же самое касается и процесса изготовления керамических изделий. При выкручивании, горшки мастеру приходилось ровнять стеками, оттиск от которых отпечатывался на изделии.
  • Символичный. Со временем люди сообразили, что если рисунок получается, то им можно управлять. И поэтому они стали наносить на изделие определенные символы. И сразу же им стали придавать сакральное значение. Например, кругом люди изображали солнце, а волной - греческий меандр.
  • Геометрический. Постепенно, символам стали придавать четкую форму. Так появился геометрический орнамент. Причем на этом этапе развития люди стали уделять внимание не только форме, но и цвету.
  • Растительный. Такой орнамент до сих пор считается самым популярным. Изображать его проще, чем геометрический. В каждой стране были свои мотивы. На древнегреческих вазах можно увидеть изображение виноградной лозы, а на японских - цветка хризантемы.
  • Каллиграфический. С развитием письменности в орнамент стали добавлять не только изображения, но и буквы. Даже неграмотные мастера частенько украшали свои изделия непонятными символами, которые они кропотливо копировали с алфавита. Особенно широко распространился этот вид декора в восточных и арабских странах.
  • Фантастический. Такой орнамент сочетал в себе все предыдущие виды. Нередко в нем можно увидеть фантастических животных птиц и иные проявления человеческого воображения. Расцвета этот вид декора достиг в эпоху средневековья. Тогда мастерам церковь запрещала изображать человека.
  • Астральный. Из названия понятно, что в этом орнаменте главную роль играло небесное светило. В нем также можно было увидеть облака, другие планеты и звезды.
  • Пейзажный. Такой орнамент найти на керамических изделиях практически невозможно. А вот на текстиле такой вид декора встречается часто.
  • Анималистический. Изображения зверей и птиц всегда вдохновляли художников. Поэтому братья наши меньшие часто становились предметами стилизации.
  • Антропоморфный. Человек нередко запечатлел и себя в своем творении. Мужские и женские фигуры во всевозможных позах часто украшали как изделия быта, так и одежду.

Орнамент в одежде

Только в конце XIX в. узоры на одежде перестали играть большую роль. После войны люди стали перебираться в города, у них появилось много забот с нахождением работы, заботой о семье. Поэтому одежда стала нести только одно назначение - защищать тело человека от холода и посторонних взглядов. Конечно, когда мир наладился, дизайнеры и модельеры стали прививать людям желание красиво одеваться. Но в их творчестве орнаменты и узоры несли только декоративное значение.

Наши предки придавали большое значение вышивки и ткачеству. Кодируя с помощью орнамента различные слова и предложения, женщины пытались уберечь свою семью от воздействия злых духов, порчи и сглазов. Люди верили в символику и активно применяли ее в жизни.

Украшение посуды

Издревле предметы быта обильно декорировались. Орнаменты и узоры украшали тарелки, кружки, чаши и вазы. Но орнамент на них стал играть декоративную роль уже в 1000 годах н. э. С принятием христианской веры, цари пытались искоренить всевозможные напоминания о язычестве. Поэтому предметы утвари стали декорировать растительным, геометрическим или фантастическим орнаментом. И узоры на посуде стали постепенно упрощаться. Сегодня сложно встретить сервиз, по краю которого будет нанесено сложное переплетение линий. Все чаще тарелки декорируются одним печатным изображением.

Орнамент в интерьере

Декору помещений люди всегда уделяли повышенное внимание. Но орнамент как вид декоративной композиции можно было встретить только в домах богатых людей или во дворцах царей. Крестьяне украшали свои избы узорами только с наружной стороны. А вот дворцы обильно декорировались изнутри лепниной. И чаще всего это был растительный орнамент. Его можно найти на потолке и даже на полу. Часто узорами, которые имеют рапорт, декорировались зеркала, люстры и, конечно, мебель.

Где можно найти орнамент сегодня

Несмотря на то что современные европейцы все еще имеют суеверия, они больше не пытаются оградиться от влияния злых духов с помощью узоров на одежде. А вот на тело татуировки с сакральным смыслом наносят часто. Узоры люди берут как и из славянского фольклора, так и из римского или египетского искусства.

А вот жители востока до сих пор отдают дань орнаментам. Как и их предки, они декорируют одежду и предметы быта. Причем делают они это не в угоду доброй памяти, а потому, что считают, что узоры приносят в дом благополучие, здоровье и счастье.

  • Вышивка на одежду наносилась в основном на те места, через которые могла проникнуть нечистая сила. Это были манжеты, ворот и подол.
  • По мнению американских искусствоведов, такой популярный в Греции меандр - это рисунок капкана. Именно его расставляли древние охотники для поимки диких зверей. Сегодня же орнамент с меандром часто украшает декоративные изделия, так полюбившиеся нашим современникам.
  • Кельтский орнамент состоит из завязанных узлов. И эти линии считаются символичными, они обозначают переплетение жизни и судьбы людей.