Культурно-познавательный туризм: как развивать и финансировать. Культурно-познавательный туризм: география и концепция развития Культурно познавательный туризм научные работы

Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха. Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика".

В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран.

Современный рынок культурно-познавательного туризма очень широк. Он зависит не от возрастной принадлежности туристов, а только от круга их интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

· памятники истории,

· памятники археологии,

· памятники градостроительства и архитектуры,

· памятники искусства,

· документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Сегодня разнообразные памятники истории и культуры активно задействуются в процессе организации культурно-познавательных туров. С учетом ориентации на ту или иную целевую группу потребителей культурно-познавательные туры разрабатываются в различных вариантах и отражают различные вкусовые и культурные предпочтения разных групп туристов.

Принято выделять две основные разновидности культурно-познавательных туров:

· стационарные туры - туры, подразумевающие пребывание туристов в одном городе, туристском центре;

· маршрутные туры - туры, в рамках которых организуется посещение нескольких городов и центров достопримечательностей. Такие туры выстраиваются в виде маршрута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры.

Культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим. Все вышеперечисленное можно отнести к разработанному туру «Культурное наследие Хакасии».

Культурно-познавательные туры имеют также следующие тематические разновидности: исторические, театральные, фольклорные, литературные и др.

Глава 8. Культура как фактор туристской мотивации

§ 1. Культурный, или познавательный, туризм

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

На конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры. Первое определение - общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производстве, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.

Второе определение - специализированного характера, построенное на "культуре культуры", т. е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

Памятники археологии;
- культовую и гражданскую архитектуру;
- памятники ландшафтной архитектуры;
- малые и большие исторические города;
- сельские поселения;
- музеи, театры, выставочные залы и др.;
- социокультурную инфраструктуру;
- объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
- технические комплексы и сооружения.

При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;
2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долго временностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период 1 .

Несмотря на то что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

§ 2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса

Различные области деятельности способны вызвать сильный мотив к путешествию и интерес к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики (рис. 2.1}. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Рис. 2.1. Факторы, влияющие на привлекательность туристского региона

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства. Например, характерной особенностью эдинбургского фестиваля, который регулярно проходит в Шотландии, является то, что он знакомит не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных композиторов, фольклором и другими - всем, что вызывает интерес у туристов.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых "странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ. Яркими примерами танца как выразителя национальной культуры являются танцы народов Африки, полинезийские, японский танец "кабуки", русский балет и др.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Однако следует помнить, что памятный сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка.

Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами - сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности. В числе интересных нововведений в сфере презентации исторического наследия и привлечения туристов можно выделить специальные светозвуковые шоу-программы, получившие распространение в Европе и странах Средиземноморья. Специфика таких шоу заключается в особом воспроизведении отдельных страниц истории с использованием различных спецэффектов.

Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Незаурядная крупномасштабная акция культурного характера была организована в Сингапуре по случаю начала третьего тысячелетия. Самый сенсационный азиатский праздник "Mille-nia Mania" был рассчитан на длительный период - с июня 1999 г. по август 2000 г. Туристы участвовали в фантастических мероприятиях, фестивалях, развлекательных шоу, делающих смену тысячелетий незабываемой. Праздник осуществлялся в соответствии с разработанным Управлением по туризму Сингапура планом "Tourism XXI", предусматривающим значительное расширение района Чайнатауна (Chinatown), проект реставрации которого оценен почти в 57 млрд долл. США. Согласно проекту Чайнатаун в течение трех лет должен превратиться в самый оживленный район Сингапура, отражающий его историческое прошлое. Управление по туризму разработало план специальных, присущих только Чайнатауну, мероприятий: празднование Нового года по китайскому календарю, исполнение "танца льва", соревнований по ушу и др. Рядом с Чайнатау-ном появятся этнические зоны, например "маленькая Индия". Ожидается, что праздник тысячелетия превратит город из заурядного туристского направления в столицу туризма XXI века.

Литература. Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают сидой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.

Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80 % объектов туристского показа являются культовыми, например в Париже культовые объекты составляют 44 %. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной

Религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр-Дам де Пари во Франции, в Италии и др., которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира.

Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении определенной категории туристов, особенно иностранных, интересующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и т. п.

Так называемые индустриальные туры - прекрасный способ расширить соответствующий сегмент туристского рынка. Турфирмам следует способствовать организации и проведению специализированных туров на заводы, фабрики, промышленные и другие объекты, конкретный перечень которых следует согласовывать с департаментами торговли и коммерции, гостиничными предприятиями, сервисными компаниями и другими организациями, имеющими прямой или косвенный контакт с туристами.

Целесообразно использовать практику организации специализированных групповых туров для производителей определенного вида продукции в другую страну с целью ознакомления с процессом ее разработки, производства и реализации. Департаменты коммерции некоторых стран и различные промышленные группы практикуют специализированные туры не только с целью ознакомления туристов с потенциальными рынками, но и для привлечения внимания к определенным видам продукции, увеличения спроса, объемов продаж, налаживания контактов. Яркий пример использования торговли и бизнеса в целях туризма - Гонконг, где деловая и торговая жизнь выступает как важнейший элемент туристских впечатлений.

Агрокультура. Уровень развития сельского хозяйства может привлечь внимание фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона. Например, Данию как мирового лидера в области свиноводства ежегодно посещают фермеры из разных стран. Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важным звеном в туристском обслуживании.

В программу специализированного тура следует включать различные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе ее производства, например в сборе урожая. Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство туристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ананасов и участие в их сборе.

Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты Оксфорд и Кембридж давно стали туристскими достопримечательностями и самостоятельными объектами туристского показа. Помимо этого система образования является особенностью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности, как основа обучающего туризма. Возможность получения престижного образования привлекает студентов из разных регионов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка.

Получила развитие тенденция использования учреждений образования в туристских целях: организация и проведение конференций, деловых встреч, семинаров на базе колледжей, университетов и других учебных заведений.

Наука. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Туристские организации могут оказывать различные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, обеспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и пр.). В век научно-технической революции научные комплексы являются важным ресурсом познавательного туризма.

К числу наиболее популярных научных объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а также атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и т. д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так и для массовых туристов. Например, космический Центр управления полетами имени Джона Кеннеди во Флориде ежегодно привлекает огромное число туристов и предлагает образовательную и научную информацию даже неискушенным в этой области знаний туристам.

Национальная кухня. Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Например, почти все туристы, посещающие впервые Россию, желают отведать борщ и пельмени. Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам национальные блюда, поясняют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, например ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях с элементами фольклора.

Туристы считают питание важным элементом поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.

Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.

§ 3. Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме

Ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими международными организациями генеральные ассамблеи, конференции и другие мероприятия, в которых участвуют представители культуры и туризма ведущих стран мира, являются действенным механизмом международного сотрудничества, а принимаемые ими решения - основой для разработки практических рекомендаций на национальном уровне.

Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и природного наследия, подчеркивающие важность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рамках Всемирной конференции, определившей мировую политику в области культуры, приняты рекомендации о путях развития туризма на основе охраны и использования культурного, исторического и природного наследия. Принципы сотрудничества в областях культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле (1980 г.) и Мехико (1981 г.).

Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода по принципу: "Сохрани - восстанови - не навреди".

Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.

При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. Каждый вновь создаваемый туристский центр (объект) должен соответствовать национальным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.

При возрождении культурно-исторических комплексов можно применять ансамблевый принцип и индивидуальное проектирование объектов.

Культурное, историческое и природное наследие принято делить на следующие категории:

Достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.);
- достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники и пр.);
- достояние, используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.).

Для обеспечения действенного сотрудничества различных организаций в области культуры и туризма необходима взаимная информированность об основных направлениях совместной работы. Политика туристского развития должна отражать следующие основные аспекты:

Подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма;
- определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников;
- использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения (искусство, ремесла, фольклор);
- проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.

Неотъемлемой частью процесса постепенного утверждения новой концепции развития культуры и туризма должно стать создание новых форм культурного туризма. Это обусловливает необходимость трансформирования уже известных форм туризма по мере того, как его роль в жизни общества становится все более значимой. Трансформация туризма включает в себя изменение предложения и спроса. Экономическое, социальное и культурное развитие общества влияет на туристский спрос (увеличение числа поездок деловых и выходного дня, экскурсий).

Примером нового подхода к развитию традиционных форм туризма являются рекомендации относительно повышения уровня культурного содержания тура путем включения в его программу знакомства с местными достопримечательностями, даже если речь идет об организации краткосрочной экскурсии или специализированном туре.

Восточным Мичиганским университетом туризма и путешествий разработана концепция адекватного туризма, основывающаяся на сохранении и использовании национального наследия и традиций местности. Согласно этой концепции адекватным называют туризм, базирующийся на уникальных ресурсах местности, активно способствующий сохранению и рациональному использованию ее культурного, исторического и природного наследия.

Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития адекватного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: "Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?" и "Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?".

Выделяют четыре принципа адекватного туризма:

1) активное содействие в сохранении наследия местности -культурного, исторического и природного;
2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

Туризм не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами.. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем - проблему сезонного колебания спроса - путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.

Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха.

Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности .

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика" .

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм - это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.

Следовательно, культурно-познавательный туризм помимо ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями может включать посещение культурных мероприятий, фестивалей, музеев, театров, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями .

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества .

В настоящее время развитие культурно-познавательного туризма связано прежде всего с тем, что он способствует созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Развитие культурно-познавательного туризма играет важную роль и в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Развитие сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации, сохранению и развитию культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами. Туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению. Кроме того, туризм является средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта.

К преимуществам культурно-познавательного туризма можно отнести следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории .

Выделяют несколько уровней культурно-познавательного туризма:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения. :

В зависимости от цели путешествия культурно-познавательный туризм можно разделить на следующие виды:

Экскурсионный (познавательный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно;

Религиозный (поездка по святым местам);

Этнографический (целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов);

Экологический (объекты туристского показа не только историко-культурные, но и природные достопримечательности).

Остановимся на самом распространенном виде культурно-познавательного туризма - экскурсионном.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются :

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения -- пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т.д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.

По форме проведения экскурсии могут быть различными :

Экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

Экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

Экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

Экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть :

Экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

Экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;

Экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

Учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

Пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

Показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

География экскурсионных культурно-познавательных туров имеет широкий диапазон и простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется.

Культурно-познавательный туризм становится популярным направлением и в России. С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну, а также внутреннего туризма могут в основном представлять следующие виды туризма:

Культурно-познавательный;

Деловой;

Специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.)

Россия обладает уникальным природным и историко-культурным потенциалом, объектами культурного наследия. Данный потенциал может и должен быть использован для организации культурно-познавательных экскурсионных туров. Основные географические центры и объекты культурно-познавательного туризма в России представлены в таблице 1.

Таблица 1. Объекты культурно-познавательного туризма в России

География

Достопримечательности

Комплекс Московского Кремля, собор Василия Блаженного, храм Христа Спасителя, Новодевичий, Донской, Свято-Данилов монастыри, дворцово-парковые ансамбли Коломенское, Кусково, Останкино. Большой театр, Третьяковская картинная галерея и Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Подмосковные города Сергиев Посад, Звенигород, Серпухов, Коломна, комплексы Троице-Сергиевой Лавры, Ново-Иерусалимского, Иосифо-Валоколамского монастырей. Живописны и романтичны подмосковные усадьбы -Архангельское, Марфино, Абрамцево, Суханово, Мелихово.

Санкт-Петербург

Зимний дворец, шпиль Адмиралтейства, Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский и Казанский соборы. Медный всадник, скульптуры и изящнейшая решетка Летнего сада, каналы и разведенные по ночам мосты Невы. Сокровища Эрмитажа и Русского музея, Мариинский театр, незабываемые белые ночи. Пригороды: великолепны дворцы и парки Царского Села, фонтаны Петергофа, аллеи Павловска, где проходили знаменитые музыкальные вечера и давал концерты «король вальсов» Иоганн Штраус.

«Золотое кольцо России»

от Москвы на северо-восток через древнерусские города: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Углич, Кострому, Суздаль, Владимир и другие.

В маршрут Золотого кольца входят памятники истории и культуры, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, шедевры белокаменной архитектуры Владимира и Суздаля, привлекают туристов изделиями старинных русских народных промыслов. Это ростовская финифть, расписные подносы из Жостово, лаковые шкатулки Палеха, произведения стеклодувов Гусь-Хрустального. От поколения к поколению переходят традиции древних мастеров. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале, дом-музей художника Левитана в Плесе, музей «Библиотека русской водки» в Угличе.

«Малое Золотое кольцо».

Старинные русские города Муром, Гусь-Хрустальный, Александров, Юрьев-Польский, Боголюбово

В месте слияния рек Нерль и Клязьма находится один из самых известных памятников древнерусского каменного зодчества - храм Покрова на Нерли.

«Жемчужина Беломорья»

Вологда, Архангельск и Каргополь

Соловецкие острова с их Спасо-Преображенским монастырем, имеющим богатую и сложную историю, а также знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, в котором хранится ценнейшая коллекция икон XV - XVIII веков.

Поволжье

Кострома

Этот старорусский город, жемчужина церковного зодчества, входит в число главных туристских центров Золотого Кольца.

Нижний Новгород

Знаменитая ежегодная ярмарка с ее многочисленными выставками и форумами. Нижегородская земля издавна славится своими народными промыслами: городецкой резьбой, хохломой и городецкой росписью.

Казань, столица Республики Татарстан.

В ее истории, в архитектурных памятниках, таких как Казанский Кремль, исконно российский дух причудливо переплетается с неповторимым ароматом Востока. Сегодня Казань - крупный культурный центр, где сосуществуют русские и татарские национальные традиции.

Среднее Поволжье

Самара, Саратов, Ульяновск (бывший Симбирск)

Архитектура старинных волжских купеческих городов.

Самые крупные города южного Поволжья

Волгоград (Сталинград) и Астрахань (Царицын)

Примечателен архитектурный ансамбль центральной набережной города с величественным мемориалом на Мамаевом Кургане в честь защитников Сталинграда. Историческая часть города расположена на острове, омываемом Волгой и ее притоками. На самом высоком холме острова - белокаменный кремль начала XVII века.

Красноярский край

Славится своими фонтанами (по их количеству и оригинальности среди сибирских городов у Красноярска нет равных). Красноярский краеведческий музей. К северу от Красноярска вниз по течению реки Енисей расположен старейший во всей Восточной Сибири город Енисейск, основанный в 1619 году. Здесь сохранилось много памятников архитектуры. Севернее, в небольшом городке Туруханске, находится один из самых старых в Сибири мужских монастырей. А в Игарке - уникальный подземный музей вечной мерзлоты.

Тува - географический центр Азии.

Тувинское горловое пение, бесконечные степные просторы и горные ритмы заснеженных вершин Саянского высокогорья. Известен своим буддистским храмом, Национальным музеем Тувы -- одним из крупнейших музеев Азии, а также уникальной клиникой, где лечат древними шаманскими методами.

Крупнейшее пресноводное и самое глубокое озеро мира знаменито своими природными красотами. Байкальский регион также богат и культурно-историческими достопримечательностями.

Расположен на берегах реки Ангары в 70 километрах от Байкала - крупный культурный, научный и туристский центр Восточной Сибири. Музеи-усадьбы декабристов Сергея Волконского и Сергея Трубецкого. В городе сохранились интереснейшие образцы деревянной резной архитектуры, придающие особый колорит этому старинному городу.

Земля степей, лесов и гор, лежащая на юге и востоке от Байкала, имеет богатую этническую и религиозную историю. Один из главных архитектурных памятников Бурятии - ламаистский монастырь (дацан) в городе Гусиноозерске, бывший в XVIII - XIX веках центром буддийской религии Восточной Сибири.

По данным Российской международной академии туризма самыми развитыми и благоприятными рекреационными зонами в России являются Центр, Европейский Юг и Европейский Север . А одним их самых посещаемых регионов - Северо-западный с его уникальным центром - городом Санкт-Петербург. Именно Санкт-Петербург, обладающий огромным историко-культурным потенциалом, становится главным объектом культурно-познавательного туризма.

1.1 Сущность и содержание культурно-познавательного туризма

Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному на­следию, духовному оздоровлению. Кроме того, туризм является средством коммуникаций, взаи­мопонимания между людьми, средством развития интеллекта.

Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Развитие сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации, сохранению и развитию культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами.

Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Формы Культурно-познавательного туризма

Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории .

Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

К основным из которых относится:

Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

Россия богата культурно- познавательными объектами для туризма которая представлена в (табл. 1).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Государственное образовательное учреждение

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

«___»________________2011 г.

К

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения

«___» ___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма

«___»__________2011 г.

Протокол №___

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

Объем ____ стр.

Зав. кафедрой _________

«___»__________2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ

«___»__________2011 г., протокол № ___

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК ___________

«___»_________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ _________

«___»__________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Л. В. ИВАНОВА

КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

направления 100400.62 «Туризм»

Тюменский государственный университет


Культурно-познавательный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения. – Тюмень, 2011. – 14 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: , д. и.н., профессор.

© Тюменский государственный университет, 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Программа «Культурно-познавательный туризм» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направления 100400.62 «Туризм» (профили подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг» и «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»).

Целью курса является формирование системы знаний и организация целенаправленной деятельности студентов по изучению историко-культурного потенциала России в сфере туризма. В процессе изучения курса «Культурно-познавательный туризм» необходимо решить следующие общегуманитарные и прикладные задачи:

· Выявить теоретические основы и историю культурно-познавательного туризма как разновидность въездного туризма;

· Акцентировать значение культурно-познавательного туризма в современных условиях;

· Обозначить тенденции развития культурно-познавательного туризма в РФ;

1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);


· готовностью соблюдать этические и правовые нормы , регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);

· готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантно относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способен к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);

Профессиональными компетенциями (ПК):

· владением теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);

· способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);

· готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4);

· готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);

· способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);

· готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

знать

    ключевые термины и понятия, категории историко-культурного наследия; основные нормативно-правовые документы, регулирующие культурно-познавательный туризм; тенденции и перспективы развития культурно-познавательного туризма;

уметь

    квалифицированно определять объекты культурно-познавательного туризма, представляющие особую ценность, как для России, так и для мировой цивилизации; применять в своей профессиональной деятельности правила безопасности, культуры обслуживания в культурно-познавательном туризме; вести просветительскую работу среди туристов относительно выявления, охраны и использования памятников историко-культурного наследия России;

иметь навыки

· выявления, описания и анализа объектов культурно-познавательного туризма;

· составления концепции и программы предполагаемого путешествия данного сегмента туристской деятельности, основы продвижения национального и регионального турпродукта;

· экскурсионного обслуживания и гидового сопровождения по объектам культурно-познавательного туризма.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Реферат, отчет по экскурсии

Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 3

Модули и темы

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма

Общее знакомство с курсом. Основные термины и понятия

Подготовка доклада

К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

Подготовка реферата

Работа с литературой

Подготовка реферата

Подготовка к контрольному тесту

Модуль 2. Культурно-познавательный туризм – важный ресурс социокультурного развития Российской Федерации

Подготовка доклада

Подготовка реферата

Работа с литературой

Подготовка реферата

Подготовка доклада

Подготовка к контрольной работе

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Дисциплина «Культурно-познавательный туризм» имеет междисциплинарные связи с дисциплиной базового (обязательного) цикла «История», а также с дисциплинами вариативной части профессионального цикла: «Историко-архитектурные памятники Российской Федерации», «Конфессиональный туризм», «Этнографический туризм», «Памятники мировой культуры», «География мировых цивилизаций».

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Историко-архитектурные памятники Российской Федерации

Конфессиональный туризм

Этнографический туризм

Памятники мировой культуры

География мировых цивилизаций

МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

1.1. Общее знакомство с курсом

Предмет и задачи курса. Туризм как феномен современной культуры. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации . Классификация туризма. Основные понятия курса: культура, индустрия туризма, культурно-познавательный туризм, культурная мотивация, туристический центр, центр туризма, дестинация, рекреационный потенциал, инфраструктура туризма, материальное и нематериальное культурное наследие, достопримечательности, аттрактивность культурных комплексов. Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности. Культурно-познавательный туризм и его основные характеристики, ресурсы.

1.2. К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

История развития культурно-познавательного туризма. Культурно-познавательный туризм как один из важнейших ресурсов основных туристических регионов мира. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса в условиях глобализации . Видовая классификация культурного наследия. Объекты культурного наследия. Оценка культурных комплексов. Всемирные центры культурно-познавательного туризма. Современные мировые тенденции развития культурно-познавательного туризма.

1.3. Российский опыт организации культурно-познавательного туризма

Анализ состояния, проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в РФ. Потребительский рынок российского туристского продукта. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ. Инфраструктура культурно-познавательного туризма. Выработка эффективной политики в области культурного туризма на федеральном и региональном уровнях. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия. IV Всероссийская конференция «Реализация государственной политики в области развития культурно-познавательного туризма в Российской Федерации»-2010 в г. Тобольске и II Региональная конференция «Туризм в Тюменской области: региональные особенности и перспективы развития»-2010 в Тюмени.

1.4. Значение человеческого фактора в организации культурно-познавательного туризма

Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов. Культура в сфере размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания, безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

МОДУЛЬ 2. КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ – ВАЖНЫЙ РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Культурно-познавательный туризм и его роль в устойчивом развитии территорий РФ

История становления и развития культурно-познавательного туризма в России. Оценка историко-культурного потенциала России как туристского ресурса. Историко-культурные центры Российской Федерации. Группировка городов и населенных пунктов по туристскому культурно-познавательному потенциалу. Особо ценные объекты культурного наследия РФ. Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов России.

2.2. Технологии культурно-познавательного туризма в современной России

Менеджмент и маркетинг в туризме, брэндирование территорий и объектов. Туристский продукт. Порядок разработки туристского продукта в рамках культурно-познавательного туризма. Туристские услуги, их состав. Понятие и состав программы обслуживания. Экскурсионное и гидовое сопровождение туристов. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма, PR.

2.3. Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

Модуль 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма

Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности

1. Туризм как феномен современной культуры.

2. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации.

3. Классификация туризма. Культурно-познавательный туризм как разновидность въездного туризма.

4. Основные характеристики и ресурсы культурно-познавательного туризма.

К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

1. История развития культурно-познавательного туризма.

2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса в условиях глобализации.

3. Видовая классификация культурного наследия. Объекты культурного наследия.

4. Методы и принципы оценки культурных комплексов.

5. Современные мировые тенденции развития культурно-познавательного туризма.

Российский опыт организации культурно-познавательного туризма

1. Проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в РФ. Потребительский рынок российского туристского продукта.

2. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

3. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ.

4. Инфраструктура культурно-познавательного туризма.

5. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия.

Значение человеческого фактора в организации культурно-познавательного туризма

1. Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов.

2. Культура в сфере размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания.

3. Безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

Экскурсия в музей

1.Подготовка письменного и фото отчета об экскурсии в музей с обоснованием возможности включения данной экскурсии в туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Экскурсия в выставочный зал

1.Подготовка письменного и фото отчета об экскурсии в выставочный зал с обоснованием возможности включения данной экскурсии в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Посещение театрального спектакля, 4 часа

1.Подготовка письменного отчета с обоснованием возможности включения данного спектакля в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Модуль II. Культурно-познавательный туризм – важный ресурс социокультурного развития Российской Федерации

Культурно-познавательный туризм и его роль в устойчивом развитии территорий РФ

1. История становления и развития культурно-познавательного туризма в России.

2. Историко-культурные центры Российской Федерации.

3. Особо ценные объекты культурного наследия РФ.

Технологии культурно-познавательного туризма в современной России

1. Менеджмент и маркетинг в туризме, брэндирование территорий и объектов.

2. Туристский продукт. Порядок разработки туристского продукта в рамках культурно-познавательного туризма.

3. Туристские услуги, их состав. Понятие и состав программы обслуживания. Экскурсионное и гидовое сопровождение туристов.

4. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма, PR.

Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

1. Туристический потенциал Курганской области.

2. Туристический потенциал Свердловской области.

3. Туристический потенциал Тюменской области.

4. Туристический потенциал Челябинской области.

5. Туристический потенциал ХМАО.

6. Туристический потенциал ЯНАО.

Региональное достояние Тюменской области в современной практике культурно-познавательного туризма

1. Основные положения Стратегии развития туризма в Тюменской области.

2. Основные положения Закона Тюменской области № 000 от 01.01.01 года «О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области».

3. Основные положения Программы развития культурно-познавательного туризма в Тюменской области.

Характеристика туристических ресурсов Тюменской области

1. Объекты историко-культурного наследия юга Тюменской области (города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск и их предместья).

2. Музеи, организации науки и образования, архивы, библиотеки, театры, выставочные залы, история, этнография и религия, народные промыслы, антикварные магазины и сувенирные салоны, фестивали искусств и культуры – как привлекательные объекты для въездного и внутреннего туризма.

3. Музейный туристический продукт.

Экскурсия в антикварный и сувенирный салоны

Экскурсия в центр промыслов и ремесел

1.Подготовка письменного и фото отчета с обоснованием возможности включения данной экскурсии в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Тренинг «Разработка проекта оригинального маршрута в рамках культурно-познавательного туризма», 4 часа

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

Темы рефератов и докладов, творческих заданий

1. Объекты Всемирного культурного наследия.

2. Российские объекты культурного наследия и их юридический статус.

3. Российские и международные Интернет-ресурсы по культурно-познавательному туризму (критический обзор).

4. Туристический потенциал регионов России (один регион по выбору): Республики Карелия , Вологодской, Новгородской, Псковской, Владимирской, Калужской, Смоленской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской, Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Волгоградской, Ивановской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Омской, Томской области , Красноярского края , Иркутской, Архангельской, Камчатской, Магаданской, Мурманской областей .

5. Туристический потенциал регионов России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

6. Культурно-исторические центры России: Ансамбль Московского Кремля.

7. Культурно-исторические центры России: Основные ансамбли Санкт-Петербурга.

8. Культурно-исторические центры России: «Золотое кольцо России».

9. Культурно-исторические центры России: погост Кижи.

10. Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля.

11. История и архитектура Российских усадеб (один регион по выбору): Подмосковье (Абрамцево, Архангельское, Ахтырка, Большие Вяземы, Введенское, Вороново, Глинки, Горенки, Дубровицы, Ершово, Захарово, Знаменское-Садки, Ивановское, Константиново, Клин, Марфино, Мелихово, Мураново, Остафьево, Суханово, Шахматово, Ярополец и др.). Усадьба Тульской области : Поленово – усадьба, Ясная Поляна – фамильная усадьба. Усадьбы земли калужской (Авчурино, Белкино, Городня, Грабцево, Игнатовское, Полотняный завод, Троицкое и др.). Рязанские усадьбы (Истомино, Константиново, Красное, Пущино и др.). Усадьбы Ленинградской области (Гостилицы, Дубки, Тайцы, Дылицы-Елизаветино, Марьино, Парголово, Мурино, Репино-Пенаты, Приютино, Рождествено, Стрельна, Фаберже и др.). Псковские усадьбы (Тригорское, Михайловское, Карево и др.).

12. Знаменитые и старейшие театры России.

14. Ведущие музеи России.

15. Центры традиционных народных промыслов России.

16. Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

17. Исторические города Тюменской области в культурно-познавательном туризме.

18. Потенциал исторического центра города Тюмени в культурно-познавательном туризме.

19. Сельские храмы и мечети Тюменской области.

20. Архитектурные ансамбли Тобольска.

Контрольные вопросы к экзамену

1. Классификация туризма. Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности.

2. Значение культурно-познавательного туризма в социокультурном развитии в условиях глобализации

3. Понятие «наследие». Видовая классификация культурного наследия. Международное законодательство в сфере культурно-познавательного туризма

4. Объекты всемирного культурного наследия. Оценка культурных комплексов.

5. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

6. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия.

7. Российский опыт организации культурного туризма.

8. Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов.

9. Технологии культурно-познавательного туризма в современной России.

10. Основные этапы разработки маршрута в рамках культурно-познавательного туризма. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма.

11. Культура в сфере обслуживания, безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

12. Оценка историко-культурного потенциала России как туристского ресурса. Культурно-исторические центры Российской Федерации.

13. Культурно-исторические центры России: погост Кижи и его туристский потенциал.

14. Культурно-исторические центры России: архитектура северных монастырей России и их туристский потенциал.

15. Культурно-исторические центры России: Москва и пригороды.

16. Культурно-исторические центры России: Санкт-Петербург и пригороды.

17. Культурно-исторические центры России: «Золотое кольцо России» и его туристский потенциал.

18. Культурно-исторические центры России: комплекс Казанского Кремля и его туристский потенциал.

19. Культурное наследие провинциальных городов России: Великий Новгород, Псков, Смоленск, Рязань, Вологда и их туристский потенциал.

20. Наследие русской усадьбы. Усадебный туризм.

21. Музеи, театры, выставочные центры, объекты этнографии, народные промыслы, антикварные магазины и сувенирные салоны как ресурс развития культурно-познавательного туризма России.

22. Уральский Федеральный округ и его рекреационно-туристический потенциал.

23. Туристический потенциал регионов России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

24. Характеристика туристических ресурсов Тюменской области.

25. Объекты историко-культурного наследия Тюменской области: города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск и их предместья.

8. Образовательные технологии

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: презентации, IT-технологии, экскурсии, разбор конкретных ситуаций с использованием каталогов туристских фирм, встречи со специалистами в области сервиса и туризма.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – М.: Современная экономика и право, 2001. – С. 43-53.

2. ГОСТ Р 50681–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».

3. ГОСТ Р 50690–2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».

4. ГОСТ Р 50644–2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».

5. Культурное наследие России и туризм. – М.: Институт Наследия, 2005. 172 с.

6. Седова -просветительный туризм: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 96 с.

7. , Малыгин -исторические центры России. – М. Academia, 2005. – 271с.

9.2.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. , Ивачев и перспективы развития туризма на базе историко-культурного наследия: справочно-методический сборник. – Тюмень, РИЦ ТГАКИ, 2007. 108 с.

2. Александрова туризм. – Москва: ЭКМОС, 2004. – 340 с.

3. Балюк и индивидуальные тексты экскурсий на внутренних маршрутах: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 120 с.

4. Балюк «Тюмень». – Тюмень: -ПРЕСС», 2010. – 76 с.

5. Балюк «Тобольский тракт». – Тюмень: -ПРЕСС», 2010. – 76 с.

6. Балюк «Тобольск». – Тюмень, 2007. – 48 с.

7. Биржаков в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с.

8. Внедрение тренинговой системы и технологических практикумов в туристском образовании: Учебно-методическое пособие для студентов / сост. , . – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 124 с.

9. Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. – М.: Институт наследия, 1999. – 337 с.

10. , Сергеева туризма: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2006. – 640 с.

11. Захарова туризма: монография. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 80 с.

12. Каурова сферы туризма. Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2004. – 320 с.

13. Квартальнов как фактор туристской мотивации. Культурный или познавательный туризм. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

14. Квартальнов: Учебник. – 2-е изд., перераб. – Москва: Финансы и статистика, 20с.

15. Кудимова туризм и эффективность использования национального туристского потенциала в его развитии. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

16. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХ1 века. Учебное пособие / Под. ред. Я Брауна, В. Андерсен, В Гордина. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 212 с.

17. Мазенкова региональной культуры: учебное пособие . – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 108 с.

18. , Саак туризма. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. – 94 с.

19. Миронова Т. Н. Сохранение культурного и природного наследия: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. – 76 с.

20. Наследие и современность: десять лет Институту Наследия. Информационный сборник. Вып. № 10. М.: Институт Наследия, 2002. 287 с.

21. Никишин туризм как технология управления региональным развитием . – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

22. Памятники отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Полное описание России. Удмуртия . – М.: Редакция альманаха «Памятники отечества», 1995. – 192 с.

23. Прентис Ричард. Опыт становления и развития культурного туризма: Учебное пособие / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 232 с.

24. Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания. – Реж: Изд-во «Малыш и Карлсон», 2010. – 288 с.

25. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. - № 3. – С. 34-36.

26. Самойленко туризма: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 368 с.

27. Культурный туризм / http: // www..culturalmanagment. ru/biblio/47

28. Сапожникова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

29. Севан в исторических городах и регионах Европы и России. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

30. Сенникова география Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов: учебно-методическое пособие. – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ, 2008. – 152 с.

31. Соколова туризма. Учебное пособие. – Москва: Академия, 2004. – 350 с.

32. Справочник паломнических организаций Русской Православной Церкви. Вып. 1. Издание журнала «Православный паломник» (Приложение к журналу). М., 2003. 31 с.

33. Сто великих музеев мира / Авт.-сост. . – М.: Вече, 2000. – 511 с.

34. Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. 156 с.

35. Туристские объекты Тюменского региона: выпуск первый. Памятные места юга Тюменской области / рук. Проекта. – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ, 2007. 72 с.

36. Туристические ресурсы Тюменской области [Электронный ресурс]. – URL: http:// www. w-siberia. ru /. – Загл. с экрана.

37. Тюменская область. Путеводитель «Пти Фюте». – М.: «Авангард», 2005. – 176 с.

38. Чудеса России [Электронный ресурс]. – URL: http://www. ruschudo. ru/. – Загл. с экрана.

10. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Сайты департамента стратегического развития Тюменской области, комитета по туризму г. Тобольск, информационного центра Тюменской области по туризму, департамента по экономике и инвестиционной политике Тюменской области.

11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для поведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint, а также для показа учебных видеофильмов: СD-проектор с пультом дистанционного управления , звуковое оборудование, экран и компьютер.