Куда исчезли готы. Куда исчезли готы: интервью с бывшей готессой

Нынешняя молодежь за последний год очень сильно изменилась внешне. Еще недавно серая масса людей разбавлялась подростками, которые одевались в широченные штаны, арафатки, вешали большущие кресты на шеи, нацепляли на одежду многочисленные значки, а на джинсы — цветастые булавки

Теперь на улицах Качканара редко увидишь подростков в подобной одежде. Все стали похожими друг на друга. Даже те, кто причисляет себя к «чисто реальным пацанам и девчонкам», все чаще стали одеваться в цветастые приталенные рубашки с короткими рукавами и потертые джинсы.

В качестве прически на головах молодых людей, которые еще вчера носили панковские ирокезы, косые чёлки или стрижки под ноль, сегодня длинные, аккуратно уложенные волосы, часто — крашеные или мелированные. Куда же пропали те самые рокеры, панки, хиппи, эмо? Оказывается, они все еще рядом с нами. Просто одни перестали так ярко выражать свою индивидуальность через внешний вид, а другие считают, что моду на их образ жизни вытесняет ненавистный гламур. Я поговорила с ребятами, которые раньше называли себя неформалами, и вот что выяснила.

Маша, 18 лет

Мне кажется, что на них прошла мода. Их перестали замечать на улицах города, реагировать на них так, как им хотелось бы. Некоторые просто вырастают из этого детского состояния и начинают нормально одеваться, вести себя адекватно, меняют стиль и взгляды на мир. Вместо них сейчас гламурные девахи и парни им под стать. Мы уже к этому привыкли, сегодня это считается нормальным и приемлемым для толпы.

Настя, 17 лет

Я считаю, что большая часть ребят поумнела. Может быть, им надоели косые взгляды со стороны, вечное гонение. А может, просто захотелось надеть каблучки и юбочку, а парням снять пирсинг и походить в качалку. Сейчас вместо неформалов — люди, которые выросли из неформального общества. Им стали интересны совершенно другие вещи, у них изменились взгляды.

Почему я перестала причислять себя к неформалам? Думаю, потому что меня стало интересовать другое общество, я повзрослела.

Максим, 17 лет

Нас стало меньше, потому что поменялась мода. Но те, кто перестал считать себя нефором, следовательно, никогда ими и не были. Они просто носили соответствующую одежду: кеды, арафатки, цепи. По большому счету все эти аксессуары большой роли не играют. Главное, жить и чувствовать себя как неформал. В нашем городе есть неформальные подростки, и что это за стереотип, что нефор обязательно должен быть эмо, готом или хиппи? Неформал — это человек с неформатным мышлением.

Оля, 15 лет

По-моему, это была просто модная волна на неформальные образы. Когда она прошла, то многие надели обычную одежду, сняли пирсинг и подровняли чёлки. Есть, конечно, и сейчас отдельные личности, которых можно назвать неформалами, но им совершенно всё равно, как их называют окружающие. Для них это не имеет значения, они не ходят по городу, колотя себя в грудь, со словами, что они неформалы.

Я же перестала причислять себя к обществу неформалов, не потому что прошла мода, просто мне стало понятно, что как бы человек не называл себя, он всё равно остается таким, какой он есть. Так что сегодня я — это просто я.

Гортензия, 19 лет

Я думаю, что экснефоры просто повзрослели и поняли, что это не главное. Не обязательно выделяться из толпы с помощью цветастых футболок, шокирующих причёсок и многочисленных пирсингов. В общем, выросли они из всего этого!

Кто вместо них сейчас? Даже не знаю, что ответить. Наверное, обычная молодёжь, которая не стремиться что-то кому-то доказать своим поведением и манерами. Почему я вышла из круга неформалов? Я просто выросла.

Свет + Ка

Парни и девчонки? Что вы думаете по этому поводу? Куда делись неформалы? Почему прошла мода на стиль «эмо»? И как вообще расшифровывается понятие «неформальный».

Ты еще помнишь, как популярны были эмо, готы, скинхеды и другие субкультуры 10 лет назад? Думаешь, все они вымерли? А вот и нет! Мы вспомнили четыре главных молодежных течения России 00-х, нашли их представителей и рассказываем тебе, как они живут сегодня.

Готы

История

все слайды

Готы появились в Великобритании в конце 70-х, когда образовалось несколько групп-первопроходцев в новом музыкальном жанре – готик-роке: Bauhaus, Killing Joke, Gloria Mundi и другие. Поклонники этих бендов перенимали от кумиров разные элементы имиджа. Но поворотным событием в истории субкультуры стало открытие лондонского клуба Batcave («Пещера летучей мыши») – самого готического клуба на свете, который просуществовал с 82-го по 85-й.

Мировоззрение: Романтично-депрессивный взгляд на жизнь.

Дарья Масловская, 22 года

В субкультуру я «влилась» как-то само собой три года назад. На меня никак не влияла моя компания в те времена, да и не могу сказать, что стала готом в один день. Начали привлекать сначала одежда, стиль. Когда стала постарше, начала понимать мысли готов, начала разделять их взгляды. Мне действительно была интересна их позиция. Меня всегда тянуло к этому стилю, еще с самого детства. В одежде меня больше привлекает обычный готический стиль и викторианский. Каждый, на мой взгляд, человек, далекий от готической тематики, всегда ждет от гота чего-то мрачного, темного, мистического. Походы на кладбище также входят в мифы о готах. Готы – самые обычные люди. Они плачут, смеются, переживают. Они не поклоняются сатане (ну, разве что чуточку) и не едят младенцев. Правда, когда я училась в школе и одевалась во все черное с цепями, меня регулярно водили к директору, а учителя даже выдирали мне пирсинг в туалете. Я, конечно, защищалась и даже могла дать обидчику в нос, но, когда поступила на юрфак, все-таки начала одеваться более спокойно, а на работу (я сотовый оператор) хожу в ботинках, брюках и белой рубашке. Но готы – абсолютно нормальные люди, и я призываю всех не бояться и идти с ними на контакт.

Эмо

История

Эмо, как и готы, пришли из мира музыки. В принципе и эмо-кор, и готик-рок вытекают из панк-рока, и у этих субкультур много общего, но и те и другие просто ненавидят, когда их сравнивают. Главное отличие эмо от готов в том, что первые – ненавидят себя, а вторые – как настоящие нигилисты – окружающий мир. Эмо отличает романтизм, страдания от неразделенной любви и, как ты мог догадаться, повышенная эмоциональность. Вот почему их главные цвета – черный и розовый. Черный – это про одиночество и отверженность, а розовый – про редкие вспышки радости и счастья. Вот они как раз и слушали Tokio Hotel. В 2007-м эмо была самой распространенной субкультурой, а власти РФ даже пытались с этим бороться – 2 июня 2008 года в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых депутаты предлагали всеми силами бороться с эмо и готами, считая, что это неминуемо приводит к детскому суициду.

Мировоззрение: Страдание от неразделенной любви, вечная грусть и одиночество.


Влад Кузевой, 25 лет

Я пришел к тому, что я – эмо, шесть лет назад, потому что всегда знал, что я не такой, как все окружающие меня люди. Я плыву по другому течению. Все думают, что эмо – те, кто всегда плачут и режут руки, но это не так. На деле мы просто очень эмоциональные и не стесняемся этого (но на людях тоже не показываем – все переживаем в себе). Сейчас я учусь на филологическом факультете СПбГУ и одеваюсь так, как хочу. Мне абсолютно все равно, что кому-то не нравятся мои шнурки в шашечку или толстовки с капюшоном, потому что все эти годы окружающие не могут закрыть глаза на ярко выраженные субкультуры и постоянно нас оскорбляют. Чаще всего это что-то вроде: «Пи***асы!» (гомосексуалисты. – Прим. ред .), но я с этим давно свыкся и не обращаю внимания даже на подколы со стороны однокурсников.

Visual Key

Группа Xepher

В буквальном смысле visual key означает «визуальный стиль». Эта субкультура зародилась в Японии в начале 90-х, когда местный панк-рок смешался с глэм-роком и металлом. Этим движением управляли андрогины – парни в женской одежде, париках и на полном марафете. В России этой субкультурой увлеклись в эпоху рассвета аниме и манги – японских мультиков и комиксов, там почти все персонажи андрогинны.


Павел Иванов, 23 года

Мне кажется, что человека, который в 5–10 классах 10 лет назад не смотрел аниме, найти очень сложно. У меня до сих пор на полке стоят 40 манг (аниме-комиксы. – Прим. ред .) про каких-то школьниц, геев из Токио и мой любимый «Трогательный комплекс» про двухметровую телку и ее мелкого парня. Я по этим комиксам, кстати, научился рисовать: там в конце каждой книжки были самоучители. В общем, вся эта японская культура меня прямо с головой накрыла, и я пошел дальше: записался на курсы японского, начал слушать японский рок и делать какие-то сумасшедшие прически. Правда, косметикой я решил не краситься, это было бы слишком. Даже на мой ярко-рыжий ирокез слишком много внимания обращали. А потом мода на все это начала идти на спад, я нормально постригся, съездил в Японию и как-то переболел этой темой. От былых увлечений остались только отличные навыки рисования и знание языка. Сейчас я учусь на журфаке, у нас есть отделение японского языка, и я периодически занимаюсь вместе с японцами. Это классный опыт, и я во многом благодарен тому моему давнему увлечению их культурой.

Скинхеды

Скинхеды – это неофашистские группировки, те самые, которые кричат «Россия для русских» и «Москва для москвичей». Первые в истории скины, кстати, не были расистами, и среди них даже были черные – все вместе они боролись против буржуазии. Только во второй волне скинхедов появились нацисты. В России скинхеды были наиболее активны с 2007 по 2009 год. Сначала они ограничивались побоями, а потом начали убивать «инородцев» – именно так они называли приезжих. Причем в ход шло огнестрельное оружие. В 2009 году, например, от рук скинхедов в России был убит 71 человек, а пострадал – 441. Тогда же этим вопросом серьезно озадачилось правительство РФ и начало активно бороться против местных нацистов. Уровень агрессии спал, но московских скинхедов все еще время от времени можно встретить в центре города – например на «Пушкинской».

Мировоззрение: Россия для русских.


«Регбист», 30 лет

Вся суть скиновства была как в песне «Жизнь на московских окраинах»: белые вагоны, драки за цвета любимой команды, наточенные пряги, арматура в рукаве, пародирование английской моды и тяжелые ботинки, которые шикарно крушили зубы зверей. Такой кружок славян или игра в «300 спартанцев». У меня есть пара ножевых ранений от антифашистов. У нас всегда была и есть банда, в ней больше 300 человек, которые борются за чистоту и порядок в городе, в котором живут. Но все вышеперечисленное не мешает мне оставаться деятелем искусства – сейчас я снимаю короткометражку о моде. В повседневной жизни «гриндера» не ношу - отдаю предпочтение кроссовкам Kenzo, но все еще считаю, что лучший учитель «чистоте» – это выбитый зуб.

И лишь в Крыму готы продолжали существовать как отдельный народ как минимум до XVI, а может быть, и даже до XVII-XVIII веков. Проникшие в Крым в III веке н.э. готские племена оседают преимущественно в юго-западном Крыму и, приняв христианскую веру византийского образца, начинают смешиваться с местным аланским населением, одновременно перенимая язык и культуру греков-византийцев. Данные археологии свидетельствуют о том, что в VI-VII веках крымско-готские женщины носили типичный германский костюм, в состав которого входили драгоценные застежки-фибулы, серьги, браслеты и удивительные по своей красоте массивные пряжки с изображением головы орла (т.н. «орлиноголовые»). Из-за смешения с аланами (предками современных осетин), средневековые путешественники и современные ученые называют крымских готов «готаланами» или даже «аланоготами».
После вторжения в Крым татар в XIII веке некоторая часть готов в дополнение к греческому начинает также использовать татарский. Даже во второй половине XVI века (а по некоторым данным вплоть до конца XVIII) готское население Крыма продолжало использовать в качестве языка домашнего общения родной германский диалект. Этот уникальный диалект является хронологически самым поздним реликтом восточногерманских языков, на которых говорили европейские готы.
В 1475 году в Крым вторгаются новые завоеватели – турки-османы. После этого грецизированное готское население начинает культурно (а, возможно этнически и религиозно) «татаризироваться» и утрачивать свою готскую идентичность. Тем не менее, даже в XIX веке некоторые этнографы и историки считали потомками готов голубоглазое и светловолосое население греческих деревень Мариуполя и горного Крыма. В годы Второй Мировой войны «готскую тему» пытались использовать нацистские идеологи, вынашивавшие замыслы переименования Крыма в «Готенланд» и заселения полуострова этническими германцами.

Сейчас будет больно: 2007 год был 11 лет назад. Поколение девяностых и нулевых запомнит этот год как время расцвета многочисленных субкультур: эмо, готы, панки и прочие поклонники тяжелой рок-музыки тогда постоянно попадались на глаза. Где они сейчас? Где та вечная тусовка панков за универом?

1. Выросли, нарожали детей

Тем, кто в 2007 году активно ходил на концерты, уже скоро 30. Логично, что многие ушли из субкультуры — работают на обычной работе, завели семью и детей. Черно-розовые ободки и длинные челки на этом фоне выглядят, как минимум, не очень уместно.

2. Разочаровались в субкультуре

Для многих подростков субкультура была попыткой выразить себя, найти единомышленников. В реальности же оказалось, что это все те же алкогольные посиделки — только под тяжелую музыку. Прошел переходный возраст — прошла и страсть к таким тусовкам.

3. Перестали так сильно париться по поводу внешности

Субкультурные рамки действуют не менее ограничивающе, чем обычная мода. Носить надо определенные фирмы, цвета выбирать, макияж делать соответствующий. Все эти ограничения как-то не сочетаются с самовыражением, так что многие неформалы перестали причислять себя к какой-то субкультуре. Одеваются как хотят.

4. Это стало немодно

Ну, а что? Кто-то в 2007 носил угги, кто-то растил челку, а кто-то красил глаза черным. Каждому свое! В какой-то момент принадлежать к субкультуре стало немодно, вот все и перекрасили волосы обратно в русый.

5. Стерлись грани между стилями

В 2018 как-то абсурдно заявлять: «Вы знаете, я гот». Это значит, что вы с порога вешаете на себя ярлык, а зачем оно надо? Современная молодежь понимает, что сегодня совсем не стоит причислять себя к какой-то группе, чтобы выглядеть ярко и интересно.

6. Устали бороться с обществом

Ты парень и у тебя длинные волосы? Готовься к тому, что тебя могут в любой момент побить и упрекнуть в том, что «на бабу похож». Ходишь с ярко-зелеными волосами? Значит, любой желающий может прокомментировать твою внешность и заявить, что «ведьма». А про татуировки и вовсе: «С зоны откинулся, что ли?». В какой-то момент это может так надоесть, что человек сменит стиль на привычный обществу. Зато комментарии выслушивать не придется.

7. Выглядят точно так же, как и 10 лет назад

Остались люди, которые выглядят точно так же, как и в начале нулевых. Они привыкли к этому образу, а знакомых уже давно не смущают ни яркие волосы, ни косуха, ни татуировки на все тело, ни ирокез. И это здорово, что они могут выглядеть так, как хотят, не оглядываясь на других и не боясь осуждения общества.

Ещё недавно можно было запросто встретить причудливо одетых подростков. Все эти панки, металлисты, а потом эмо и готы бунтовали всем своим видом, каждой своей тряпкой и причёской. Время слизнуло их с городских улиц, прожевало и выбросило в настоящую жизнь.

Теперь они ровным слоем размазаны по офисам, заводам и пыльным конторкам. Их бунт закончен, слава богу. Всему виной соцсети. В них можно быть кем угодно и красить волосы в любой цвет. И, что удобно, жить при этом нормальной жизнью молодого обывателя, а не собирать на себе неодобрительные взгляды стариков.

Субкультуры прошлого действительно распространялись на всю жизнь. Эмо были эмо всегда, а не только в своей тусовке. В школе, в институте, дома – каждую минуту бытия они страдали и плакали. В определенном смысле субкультуры прошлого были синонимом временной социальной и ментальной инвалидности. Станет ли адекватный человек надевать к месту и не к месту футболку с принтом любимой группы? Это проходит, как прыщи.

Трудно представить себе менеджера с ирокезом, и не надо приводить примеры немногочисленных девиаций. Мир взрослых, нормальных людей, при всей его противности и мракобесии, не терпит оригинальности, если эта оригинальность не является вашей профессией. Престарелые хиппи и панки очень комичны. А великовозрастные готы или металлисты – комичны вдвойне.

Сейчас субкультуры снесены сообществами. Чтобы состоять в нём, совсем не обязательно иметь общие музыкальные вкусы, хотя тяготение к объединяющей символике сохраняется. Музыка, которая была так важна для каких-нибудь ископаемых рокеров, сейчас лишь саундтрек к повседневности. Треклист в плеере – это эмоциональные витаминки. С ними проще смириться с проблемами на работе, в учёбе или в семье.

Граница между субкультурой и простым увлечением очень понятна. Ясно, что она разделяет поколения. Субкультуры могут быть только молодёжными. Речь идёт не только о возрасте, но и о “состоянии души”, инфантильности взрослых. Именно молодые люди предъявляют окружающим эстетический задел на будущее, который часто противоположен реальному будущему. Иными словами, панк не будет в будущем панком. Он может запросто переселиться в офис и начать коллекционировать айфоны.

Сколько душ спасли социальные сети, в которых можно самовыражаться и не превратиться в маргинала? Наверное, ровно столько, сколько в них зарегистрированных пользователей. Пусть бунт останется кусочком ушной серы на наушниках, когда впереди гонка за успех. Здесь очевидно, что субкультуры живут лишь в сети, а серьезное отношение к ним есть не что иное, как желание сбиваться в стаю.

Несомненно то, что субкультуры отражают социальную реальность. Пример тому – субкультура молодых успешных волонтеров АТО. Есть сверхидея – патриотизм и помощь военным. Есть общность взглядов и эстетика, философия пути на войну, в потусторонний мир и обратно, в мир обычных людей. В субкультуре волонтёров присутствует элемент игры и реальная опасность. Это не простое сообщество, а настоящий орден.

Как и старые субкультурщики, они слушают свою, украинскую патриотичную, музыку. Одеты они в милитари либо микс обычной одежды и военной формы. Часто носят футболки с эмблемами подразделений, которым они помогают.

Разнообразные политические активисты тоже составляют субкультуру, несмотря на разные цели и взгляды. Если перед вами левак, то совсем не обязательно на его куртке будет значок с Мао или красной звездой. Но он хотел бы надеть на себя такой значок, уж поверьте! Ультраправый будет одет в одежду соответствующих брендов и, скорее всего, в футболку с трезубцем. Кажется, что все эти ребята просто входят в соответствующие сообщества.

Однако к субкультурам их относит присущая таким людям сектантская непримиримость к инакомыслящим. Эта непримиримость часто выплёскивается на улицу. Хиппи себя так не вели, но кто обещал быть миролюбивым?

Музыкальный журналист Александр Нечай уверяет, что субкультуры прошлого были связаны общими музыкальными вкусами. “Сейчас это интернет и, к сожалению, сильный градус ненависти при этом. Сейчас дружат против. Яркий пример – это рэп-баттлы”, – говорит Нечай.