Кто такая кликуша? Кликуши.

За 2002 г.

О КЛИКУШЕСТВЕ написано много, но слишком мало правдоподобного. Особенно грешили неправдой современные авторы. Я мог бы тоже немало сказать, полемизируя с ними, но буду писать только по избранной теме. Да, в случаях с кликушами явно просматривается отсроченный гипноз, иногда с применением каких-то снадобий. (Применяют же сейчас наркогипноз.) Кликуши не были истеричками на почве бедности, забитости, пьянства и т. д., о чем пишут современные врачи и этнографы. Они были практически здоровы, а бесновались только в церкви или во время крестного хода, часто при виде священника... Внушая на срок, колдуны достигали главной своей цели: кликуши бесновались на глазах у всего прихода, всей округи - все знали своих кликуш и утверждались во мнении, что колдуну служит "сам рогатенький окаяшка". Чтобы понять это, надо читать старых авторов, которые наблюдали или лечили этих женщин. Так, доктор медицины, психиатр Н. В. Краинский писал, что "кликушество следует рассматривать скорее как бытовое явление русской народной жизни, чем как болезнь". Он же пишет о том, что кликушами становятся чаще всего молодые женщины, и сразу после свадьбы; из порядочных состоятельных семей, в которых нет притеснения и пьянства. А поскольку первый припадок происходит на богослужении, то психиатр Краинский рекомендует как лечебное и профилактическое средство: не позволять им бывать на церковной службе, а неподчиняющихся этому запрету наказывать по статье "Уголовного уложения".

Если бы кликуши были действительно больными, то разве врачи прошлого прописывали бы им розги в качестве "лекарства"? А посмотрите, что пишет В. И. Даль, врач по образованию: "Покуда на селе только одна кликуша - можно смолчать, потому что иногда это бывает баба в падучей болезни, но коль скоро появится другая или третья, то необходимо собрать их всех вместе, в субботу перед праздником, и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства: как рукой снимет".

А кликуш пороли розгами почти два столетия как лентяек, не желающих работать, и как притворщиц, преследующих цель - наказать человека, "будто бы" испортившего их. Кликуш лечили, но лечение врачей им не помогало (см. Краинского Н. В., Попова Г., Клементовского А. и др.). Исцеляли их только знахари, использующие гипноз, да иногда священники.

Кликуш исцеляли и колдуны, на которых падало подозрение в их порче. Так, Мордовцев писал о чародейке, которая не скрывала своего колдовского ремесла - признавалась, что портит народ. И когда кликуши показали на нее, то она не отпиралась, а пообещала суду исцелить всех, и... исцеляла. Каким образом? Она била наотмашь по темени каждую - и кликуши делались кроткими, заставляла их кланяться ей в ноги - и они кланялись ей в ноги, прося прощения, а две женщины плясали и прыгали. Все кликуши, а их было более десятка, перестали быть кликушами. Больной осталась только попадья. Чародейка над ней что-то "колдовала" - и та уснула. Проснулась попадья только через сутки совершенно здоровой.

На суде колдунья утверждала, что владеет 25 дьяволами, полученными ею в наследство от своей бабки, что ими она и портит народ. Суд Саратова признал все это выдумкой, наказав чародейку и бесновавшихся - за притворство.

Конечно, читая подобное, можно снисходительно улыбнуться, поражаясь суеверию предков. Но если подумать, то станет ясно, что в этой "мистике" нет никакой мистики. Это же гипноз! Снятие внушенных на срок идей...

И 25 дьяволов чародейки не что иное, как методы и приемы внушения и снятия его, методы и приемы порчи. Ведь, не апеллируя к потусторонним силам, и сама колдунья не могла объяснить своих действий и результата, полученного от этих действий. Разве не так же объясняла свое черное искусство купринская Олеся? "Да вы посудите сами: кто же нам помогает, как не он? Разве может простой человек сделать то, что я смогу? Вся наша сила от него идет", - убеждает она Ивана Тимофеича после того, как, используя суггестию, внушила ему двукратное падение.

А ведь А. И. Куприн ничего не придумывал. Он об этом сам говорит, и говорит убедительно. Современные гипнотизеры-суггестологи демонстрируют подобное на своих сеансах и даже с экранов телевизора.

Л. Весин в своей публикации тоже говорит о колдуне, который портил молодых женщин и похвалялся этим. Он же исцелял их за деньги, за угощение, давая в качестве "лекарства" хлеб с ногтями и ладаном. И здесь гипноз, и только гипноз, т. к. от хлеба с ногтями и ладаном больная истерией (или какой другой болезнью) не поправилась бы.

Внушенные в гипнозе идеи постепенно стираются, и кликушество прекращается само по себе. Только поэтому в старой этнографической литературе можно встретить выражение: "В молодости была кликушей". Но далеко не всегда бывшие кликуши были здоровыми - сказывались старые переживания. Ведь то, что печаль, тоска, испуг и пр. являются иногда причиной некоторых заболеваний, знали еще в глубокой древности.

Наши выдающиеся медицинские деятели прошлого столетия тоже указывали на важную роль психического фактора в развитии болезненных состояний. Основоположник отечественной медицины М. Я. Мудров говорил, например, что "одни люди заболевают от телесных причин, другие - от душевных возмущений". А В. А. Манассеин, которого современники называли "совестью русской медицины", в своих работах уже приводил примеры заболеваний на почве страха, испуга - это параличи, немота, слепота, импотенция, желтуха, понос и даже случаи со смертельным исходом. Множество случаев заболеваний описано в книгах по истории медицины и медицинской литературе вообще, происшедших на почве страха. Знаменитый хирург XVI столетия Амбруаз Паре писал, что комета, появившаяся в небе в 1527 году, имела "такой ужасный вид, внушала такой безумный страх, что многие умерли от страха, а другие захворали". Наш разум не приемлет подобного, нам трудно в это поверить. Но если учесть мировоззрение того времени, пророчества о конце света, веру в чудеса, то все будет понятно.

Случается, и теперь умирают от страха. Вот свежий трагикомический, курьезный факт. Произошел он в чилийской столице. В одну из квартир забрался грабитель. Хозяйка в это время накрутила волосы на серебряные бигуди и наложила на лицо фруктовую маску. Услышав шум в соседней комнате, испугалась и спряталась в платяном шкафу. Вор в поисках, чем бы поживиться, заглянул в шкаф, увидел ее и... умер от инфаркта (см. "Труд" от 30.11.88).

И в этом нет ничего сверхъестественного. Посмотрите, что пишут, например, М. Б. Беркинблит и А. В. Петровский:

"При очень сильном испуге или волнении человек может умереть "от ужаса", т. е. резкого и длительного падения кровяного давления или полной остановки сердца. Известен ряд случаев смерти от страха или от внушения... Так умирают люди при нарушении табу у первобытных племен".

Точно так же умирали, а кое-где и сейчас умирают, от "околдования", от чародейства без применения яда, и в этих случаях колдун не являлся (и не является) шарлатаном, т. е. он и сам не понимал (и не понимает) причин воздействия своего преступного глумотворства. Его действия, как бы "магические", и могли иметь самые печальные последствия для суеверной жертвы, т. к. человек реагирует не только на реальную физическую или иную опасность, но и на угрозу ее, и даже на символы опасности. Вот где корень колдовского зла!

Продолжение в следующих номерах "АиФ. Здоровья"

Кликушество - это странный недуг, который встречался в старину, причем исключительно в России. И сегодня по телевидению в программах, посвященных всему необъяснимому и сверхъестественному, можно услышать о женщинах, в которых якобы вселился дьявол. Однако психиатры полагают, что кликушество - это всего-навсего разновидность истерии.

Основные признаки

Кликушество - это явление, которое впервые было зафиксировано в начале XVII века. Оно имело порою массовый характер. Что значит кликушество? Болезнь, в происхождении которой суеверные люди видят вмешательства темных сил. Недуг характеризуется истерическими припадками. Во время этих приступов страждущая издает неистовые крики.

Русский Север - эпицентр кликушества

Это заболевание наблюдалось преимущественно у женщин. Особенно много случаев наблюдалось в Смоленской, Новгородской, Тульской, Вологодской и Московской губерниях. В северо-западном и юго-западном краях страны кликушество не встречалось в чистой форме. Однако на Русском Севере и в Сибири это было довольно обычным явлением. Причем выделяли особую, распространенную форму, выраженную «томительной икотой». В чём причина столь странного географического распространения недуга, неизвестно.

Среди несчастных, кому известен был этот неприятный недуг, нередко встречались подростки в возрасте от 12 лет. Существовало мнение, что кликушество передаётся по наследству. Бесноватость - это нечто другое. Уже из названия можно понять, что это явление, согласно общепринятому мнению, имело отношение к потустороннему миру. Однако бесноватость встречалась значительно реже, нежели кликушество.

Значение слова можно узнать из словаря Даля. Один из глаголов, вышедших из употребления, - "кликать". От него и произошло название явления, о котором идет речь в сегодняшней статье. Кликать - это взывать, кричать, вещать, возглашать, оглашать.

Качества личности

Кликушество как психическое заболевание ученые изучали на протяжении нескольких столетий. И вот что было обнаружено. Приступы у кликуши происходили отнюдь не внезапно. Первому припадку обычно предшествует «период предвестников». Начинается он с изменения личности.

Кликуша становится раздражительной, печальной, беспокойной. Она легко поддается влиянию страха, который, по мнению окружающих, не имеет основания. Нередко испытывает тоску и беспричинную ненависть к людям, даже к родственникам, которых прежде любила.

Предвестники болезни

Будущая кликуша часто страдает головокружениями, бессонницей, слабостью, тяжестью в голове, потемнением в глазах. К этим симптомам присоединяются и другие явления - нередко наступает вздутие живота и странные ощущения в нём.

Существовало, да и до сих пор имеет место мнение о том, что кликуша - жертва порчи. Какие меры раньше люди предпринимали в борьбе с этой душевной хворью? Когда симптомы, описанные выше, возникали у женщины, происходило следующее. Родные, соседи и знакомые собирались, начинали обсуждать, строить догадки относительно того, кто же навел порчу. За человеком, который вызывал особые подозрения, устанавливали надзор. Сотни глаз наблюдали за его движениями, прислушивались к его речам. Каждый, даже вполне, казалось бы, благонамеренный поступок объяснялся исключительно злостными целями.

Кто виновен?

И вот происходит первый припадок. Кликуша начинает кричать и при этом произносить имя человека, который нанес порчу. После этого всяческие сомнения рассеются. Уже и соседи, и родственники, и знакомые знают о том, что виновницей страшного недуга является Мария, Фекла или Дарья.

В основном приступы у кликуш происходили в церкви. Убедившись в присутствии в себе злого духа, она начинала неосознанно испытывать страх ко всему, что относится к религии. Кликуша избегала церковных служб, а оказавшись в храме, вдруг чувствовала себя плохо.

Страшные припадки

Что представляет собой приступ? Больная начинается волноваться, у нее появляется ощущение, словно нечто сдавило грудь, горло. Захватывает дух. Всё это сопровождается головокружением, в конечном счете кликуша падает наземь. Раздаются вопли дикие, продолжительные. Они прерываются ускоренным дыханием, в них слышится страшный рев, мычание, иногда рыдание и собачий лай.

Больная бьётся судорожно руками и ногами, колотит и себя, и окружающих. Случается, кусается, скрежещет зубами, при этом совершает резкие движения и удержать ее невозможно. Кликуша в припадке извергает жуткие проклятия, повторяет одни и те же слова и, как уже было сказано, выкрикивает имя человека, который является виновником ее бед. Приступ через некоторое время проходит. Прекращаются судороги, начинаются слезы, обмороки и, наконец, глубокий сон. Как правило, кликуша не помнит о том, что с ней происходило во время приступа.

В промежутках между приступами

Припадок обычно продолжается 10-15 минут. Правда, бывает, что кликуша прийти в себя не может на протяжении нескольких часов. В промежутках между приступами у больной всё чаще развивается раздражительность, беспокойство, бессонница и апатия. Она перестает следить за собой, становится неопрятной, неряшливой.

Выздоровление от этого странного недуга происходило ранее приблизительно в 20 % случаев. В остальных заболевание длилось на протяжении многих лет, а иногда и всю жизнь. Кликуши посещали монастыри, иногда тратили последнее средства, дабы избавиться от странного недуга. Такие женщины становились обузой для своих родных.

Картина припадка даже у образованного, интеллигентного человека вызывает суеверные мысли. Легко представить, какое впечатление она производила лет 100 назад в глубокой деревне, большая часть жителей которой не знала даже грамоты.

Мнение врачей

Кликушество проявлялось не только в отдельных случаях, но и в виде эпидемии. В чем причина этого явления, неизвестно и сегодня. Хотя, согласно мнению одного видного профессора медицины, в основе кликушества не что иное, как истерия. Некоторые психиатры полагают, что причина в сомнамбулизме.

В чём различие между бесноватыми и кликушами? Прежде всего в том, что во время приступов первые не выкрикивают каких-либо имён, не обвиняют в порче, а извергают проклятия от третьего лица. Припадки у бесноватых происходят всегда в церкви. При этом они богохульствуют, выкрикивают самые отвратительные ругательства, плюют на иконы. С медицинской точки зрения, бесноватые женщины - это истерички, которые убеждены в том, что в них вселился дьявол.

Кликушество при Петре I

Великий реформатор, вероятно, не верил в слухи о том, что причина этого странного недуга в порче. В 1715 году Пётр I издал указ, в котором сказано было, что кликуш следует разыскивать и наказывать. Дело в том, что в странных припадках император видел лишь притворство, желание оклеветать невинного человека.

Кто же должен был заниматься розыском кликуш? Эта деятельность была возложена на архиереев. Они должны были непременно заявлять о фактах кликушества в соответствующие инстанции. В противном случае архиереи лишались священного сана.

На вопрос о том, что такое кликушество, точных ответов нет. Но в чем причина странного недуга, которым страдали в основном женщины? Интересная точка зрения была высказана в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Причина кликушества, согласно мнению одного из героев, в трудной жизни, которую вели деревенские женщины. На протяжении многих лет они тяжело работали, при этом не имели медицинской помощи. Роды, как известно, проходили без участия профессионального акушера. Быть может, именно поэтому среди кликуш часто встречались молодые матери.

Кликуши

так называются женщины, подверженные припадкам и корчам (происхождения истерического), во время которых они издают неистовые крики. В старину это объясняли вселением дьявола в больную женщину, а народ поныне приписывает иногда "порче". Первоначально словами клеектати, клект, клечьтанне означали действие, свойственное мифическим существам. В "Слове о полку Игореви" див "кличеть връху, велит послушати земли незнаеме"; предметы, посвященные русалкам, назывались клечальными ; в Верхотурье то место, где лешачиха по утрам расчесывает волосы, известно под именем кликуна. В апокрифической "иусусовой" молитве XVII в. под кличаньем разумеется действие св. Духа, вселившегося в человека; у летописца католические "капланове клечат". Таким образом клечать значило возвещать (отсюда выражение кликать многолетие, кликать вечную память), предвещать, пророчествовать, вещать - действие, которое в языческую эпоху считалось свойственным светлой вещей деве, деве-хранительнице человека. Но по мере того, как под влиянием византийских воззрений женщина стала рассматриваться как олицетворение всякого зла, как "покоище змиино, дьявол увет", древняя вещая дева вытеснялась в народных воззрениях лихими бабами-чародейками, ведьмами, и само слово "кликать" получило другое значение: в XVII веке "страждущие люди от нечистых духов кликаные , стали кликать в порчах на разных людей". Первое известие о К., появившихся в Перми под именем икотниц , относится к 1606 г.; но разрозненные известия о бесноватых мужчинах и женщинах встречаются с XI в. и особенно усиливаются в XVI в. В XVII-XVIII вв. распространение кликушества достигает своего апогея, чему немало способствовало обострение суеверия под влиянием раскола, выдвинувшего массу кликуш-пророчиц и страдалиц за веру. В автобиографии протопопа Аввакума имеется описание К., которая, когда "нападе на нее бес, учала собакой лаять (пес - образ дьявола), и козой блекотать, и кукушкой куковать". Поныне К. встречаются среди крестьянок преимущественно на северо-востоке (природа крайнего Севера располагает, по словам Кастрена, к нервозности), главным образом среди молодых женщин, редко среди девиц и очень редко среди старух. Всего чаще кликушество вызывается несчастной любовью, выдачей насильно замуж, вообще женской недолей. Обыкновенно припадки случаются с К. в многолюдных собраниях, особенно в церквях. "Одержимая дьяволом", К. не может переносить запаха ладана, слышать Евангелия, херувимской. Во время припадка К., по народным воззрениям, говорит от имени дьявола и его языком; поэтому от нее можно получить тогда предсказание, разведать о пропажах и т. п. Приписывая свою болезнь "порче", К. обыкновенно выкликает имя того лица, которое чародейством напустило на нее болезнь. В XVII в. лица, имена которых К. выкликивали, привлекались к суду по обвинению в чародействе и предавались пыткам, самих же К. только отчитывали. В XVIII в., наоборот, к ответственности стали привлекаться К. Петр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью возведение поклепа на невинных людей. К этой мысли он, вероятно, приведен был тем, что царевна София пользовалась мнимыми К. для упрочения своего авторитета. В 1715 г. состоялся указ: "ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать" (т. е. допрашивать под пыткой). Указом 1716 г. и духовным регламентом 1721 г. на архиереев возложена обязанность разыскивать К. и предавать их гражданскому суду. В 1729-30 гг. в одной волости обвинены были в икотном деле 232 человека, в том числе замужних женщин 116, вдов 5, малолетних и взрослых девушек 26, мальчиков и женатых мужчин 84. Указ 1737 г., замечая, что "в Москве являются по церквям и монастырям К., которым в той притворной шалости свобода дается, а сверх того над ними и молитвы отправляются", подтверждает обязанность архиереев разыскивать К. и за недонесение грозит им извержением из сана. Те же воззрения на кликушество господствовали и в первой половине XIX столетия. В 1843 г. появились К. в Подольском уезде Московской губернии; министерство, считая беснование К. притворством и обманом, предписало принимать против них полицейские меры, подвергая их негласно легкому телесному наказанию или непродолжительному содержанию под стражей. Но и обвинения в порче, выкликавшиеся К., не всегда оставлялись без внимания: в 1815 г. в Поморье один крестьянин за напускание икоты был наказан 65 ударами кнута. В 1840-х годах журнал "Маяк", а в 1850-х годах - "Домашняя Беседа" взяли под свою защиту К., как несчастных, действительно подвергшихся порче, а с другой стороны, вносили на свои страницы рассказы о К., знаменующих продолжающееся еще спасение человека. Уложение о наказаниях 1845 г. постановило: "так называемые К., которые делают на кого-либо изветы, утверждая, что он причинил им зло будто бы посредством чародейства, подвергаются за сей злостный обман заключению в смирительном доме на время от 6 месяцев до 1 года" (по Своду Законов 1842 г. К. наказывались плетьми). Уложение о наказаниях изд. 1885 г. (ст. 937) воспроизводит это правило, заменяя лишь заключение в смирительном доме тюремным заключением на время от 4 до 8 месяцев. Сенат (решение кассационного уголовного департамента 1874 г. № 432) разъяснил, что закон карает только "злостный обман", т. е. только притворных К., а отнюдь не действительных, которые, приписывая свои страдания действиям известного лица, оговаривают его в порче.

Ср. Клементовский, "Кликуши" (М., 1860 г. - из "Московской Медицинской Газеты"); Прыжов, "Русские К." ("Вестник Европы", 1868 г., № 10).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Кликуши" в других словарях:

    Кликуши женщины, подверженные истерическим припадкам, во время которых они издают неистовые крики. В древности такое поведение приписывали вселению в больную женщину дьявола или влиянию порчи. Толковый словарь русского языка Ушакова даёт… … Википедия

    - (иноск.) зловѣщіе люди. Ср. Нѣтъ, братецъ, нынѣ времена жуткія... Ужъ и кликуши по церквамъ вызываютъ нечисть... И. И. Лажечниковъ. Ледяной домъ. 1, 9. Поясн. Кликуши въ прямомъ смыслѣ бабы, страдающія падучей болѣзнью и въ безсознательномъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (иноск.) зловещие люди Ср. Нет, братец, ныне времена жуткие... Уж и кликуши по церквам вызывают нечисть... И.И. Лажечников. Ледяной дом. 1, 9. Кликуши в прямом смысле бабы, страдающие падучей болезнью и в бессознательном состоянии кричащие и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Женщины, страдающие кликушеством. Очень часто у К. наблюдаются нарушения менструального цикла, девиации полового поведения. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

    Кликуши в древней России женщины, издающие непроизвольные крики во время церковных церемоний. Известны с XVII века. Интерпретация кликуш Неортодоксальные пророчицы, исполнившиеся благодати Святого Духа. Одержимые демонами Женщины, страдающие… … Википедия

    КЛИКУШЕСТВО - КЛИКУШЕСТВО, своеобразная бытовая разновидность истерии (см. Истерические психозы), широко распространенная среди русского крестьянства и появляющаяся то в виде единичных заболеваний то в виде целых психических эпидемий. Б ные… … Большая медицинская энциклопедия

    Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон … Википедия

    I прил. 1. соотн. с сущ. кликуша I, связанный с ними 2. Свойственный кликуше [кликуша I], характерный для кликуши. II прил. разг. 1. соотн. с сущ. кликуша II, связанный с ними 2. Свойственный кликуше [кликуша II], характерный для кликуши. II …

    I несов. неперех. 1. Быть подверженным кликушеству [кликушество I]. 2. Испытывать состояние кликуши [кликуша I]. 3. Вести себя как кликуша I. II несов. неперех. разг. 1. Быть подверженным кликушеству [ … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    I несов. неперех. разг. 1. Быть подверженным кликушеству [кликушество I]; кликушествовать I 1.. 2. Испытывать состояние кликуши [кликуша I]; кликушествовать I 2.. 3. Вести себя как кликуша I; кликушествовать I 3 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Кликушество - вид бесноватости; болезнь, являющаяся результатом вселения в человека злого духа, который, проявляет себя собственным речевым поведением и поступками, обитая в человеке, мучит его, доводит до смерти.

Кликушество сочетает в себе о.слав. поверья о порче, которая является причиной кликушества, и двоедушии, а также христианские представления о возможности вселения в человека бесов. Признаками кликушества являются: раздвоение языковой личности, когда человек говорит от себя и от имени сидящего в нем беса, истерические припадки, во время которых человек подражает крику животных, бранится, богохульствует. Больной кликушеством "выкликает" имя того, кто его испортил - эта черта отличает кликушество от остальных видов бесноватости. Одержимые кликушеством, как и все бесноватые, не выносят христианских символов, не могут подойти к причастию. Для излечения кликушества и изгнания из человека сидящего в нем беса прибегают к знахарским и церковным приемам. Кликушами бывают преимущественно женщины. Представления о кликушестве распространены на севере и северо-востоке России, в районах Поволжья, в Сибири, а также у русских старообрядцев в Белоруссии.

Происхождение названия

Кликуши - люди, подверженные истерическим припадкам, во время которых они издают неистовые крики. В древности такое поведение приписывали вселению в больного человека дьявола или влиянию порчи. Первоначально словами клектати, клект, клечьтание означали действие, свойственное мифическим существам. В "Слове о полку Игореви" див "кличеть връху, велит послушати земли незнаеме"; предметы, посвященные русалкам, назывались клечальными; в Верхотурье то место, где лешачиха по утрам расчесывает волосы, известно под именем кликуна. В апокрифической "иусусовой" молитве XVII в. под кличаньем разумеется действие св. Духа, вселившегося в человека; у летописца католические "капланове клечат". Таким образом клечать значило возвещать (отсюда выражение кликать многолетие, кликать вечную память), предвещать, пророчествовать, вещать - действие, которое в языческую эпоху считалось свойственным светлой вещей деве, деве-хранительнице человека. Но по мере того, как под влиянием византийских воззрений женщина стала рассматриваться как олицетворение всякого зла, как "покоище змиино, дьявол увет", древняя вещая дева вытеснялась в народных воззрениях лихими бабами-чародейками, ведьмами, и само слово "кликать" получило другое значение: в XVII веке "страждущие люди от нечистых духов кликаные, стали кликать в порчах на разных людей".

Историческая справка

Первое известие о кликушестве как особом виде порчи относится к 1606 г., когда в пермской челобитной кликушество упоминается под названием икоты, икотной болезни; но разрозненные известия о бесноватых мужчинах и женщинах встречаются с XI в. и особенно усиливаются в XVI в. В XVII-XVIII вв. распространение кликушества достигает своего апогея, чему немало способствовало обострение суеверия под влиянием раскола, выдвинувшего массу кликуш-пророчиц и страдалиц за веру. В автобиографии протопопа Аввакума имеется описание кликуши, которая, когда "нападе на нее бес, учала собакой лаять (пес - образ дьявола), и козой блекотать, и кукушкой куковать". К началу XVII в. относится сообщение о том, что "страждущие люди от нечистых духов кликаные, стали кликать в порчах на разных людей" (Брокгауз, Ефрон 15:374). В Духовном регламенте Петра I предписывается изыскивать, "не обретаются ли где кликуши". В указе Священного Синода 1737 г. говорится, что "кликуши в церквах и монастырях безабразия и соблазны чинят".

Описание болезни (порчи)

Названия болезни типа: кликушество (воронеж.), кликота, кликуша, кликотная болезнь объясняются тем, что больной во время припадка "кличет" разными голосами, "выкликает" имя испортившего его человека. Женщина, больная кликушеством, называется кликуша, кликотница, икотница, мужчина, одержимый кликушеством - миряк. Ср. рус. пословицу: "Просватать миряка за кликушу" - т. е. свести вместе людей, которые никуда не годятся. О человеке, одержимом кликушеством, говорят, что он "кличет", "кличет портежом", "кличет на голоса". Название кликушества игрец (Даль 2:8) характеризует болезнь по действию, которое производит злой дух с больным. Болезнь может называться икота, икотка (сев.рус.}, поскольку болезненный припадок часто начинается сильной икотой. Икота обычно является синонимом слова кликушество и обозначает тот же круг признаков (ср. псков. икать "кричать, кликать", "мельник... портит людей, садит икоты под названием кликуш", сольвычегод.). Икота обозначает одновременно и саму болезнь, и злого духа, который эту болезнь вызывает (с.рус.). Реже икота воспринимается как самостоятельное заболевание.

Причина возникновения

Причина возникновения кликушества - вселение в человека нечистого духа, беса, который проникает в человека часто через рот. Злой дух может носить названия икыука (смолен.), соловейко (вят.), икота (с.рус.). Такой дух иногда представляется неким невидимым существом, который может существовать, только поселившись в человеке. Будучи выгнанным из человека или после его смерти, злой дух может до сорока дней жить вне человеческого тела, сидя на коле или на заборе и выбирая себе новую жертву. Часто нечистый дух показывается в виде мелкого животного или насекомого: крысы, мыши, воробья, лягушки, мухи и под.

Даже конце XIX - начале XX века кликушество встречалось среди крестьянок преимущественно на северо-востоке (природа крайнего Севера располагает, по словам Кастрена, к нервозности), главным образом среди молодых женщин, редко среди девиц и очень редко среди старух. Всего чаще кликушество вызывается несчастной любовью, выдачей насильно замуж, вообще женской недолей. Обыкновенно припадки случаются с кликушами в многолюдных собраниях, особенно в церквях.

Кликушество часто является результатом порчи, насылания болезни колдуном или колдуньей. Колдун, умеющий насылать кликушество, называется икотник (с.рус.), о нем говорят, что он может "напустить", "наслать" кликушество, "насадить икоту". Человек, желающий научиться напускать кликушество, должен проклясть своих родителей и носить крест под пяткой (архангел.). Кликушество насылается разными способами: колдун посылает злого духа по ветру, заговаривая его на имя - дух поселяется в первом встречном человеке, носящем такое имя (архангел.); колдун насылает кликушество на определенного человека, но болезнь может "попасть" на другого с таким же именем. Колдун может передать порчу через какойлибо мелкий предмет нли насекомое (муху, жука и пр.) - человек, случайно проглотивший насекомое с питьем или едой, становится кликушей (архангел.). Ср. случай, когда колдунья набросала мышей в прорубь, откуда все село брало воду, чтобы заразить людей кликушеством (архангел.).

В др. случаях считается, что злой дух не может войти в человека, если тот сам не согрешит, но как только человек выругается или осудит коголибо, болезнь сразу же вселяется в него.

Кликушество насылается на человека на определенный срок или на всю жизнь. Считается, что кликушество бывает двух видов: то, которое вызывает немоту и скорую мучительную смерть человека, и то, в результате которого у человека время от времени бывают припадки (архангел.).

Статус больного кликушеством. В отличие от других двоедушников (зморы, вампира, вештицы и под.), которые в народном сознании близки к демоническим персонажам, кликуша - реальный, живой человек, принадлежащий к христианскому миру, но ощущающий себя вместилищем злого духа. Кликуша никому не причиняет зла и сама является жертвой сидящего в ней беса. Двоедушник часто не осознает существования в себе второго духа, кликуша ощущает присутствие в себе злого духа как чуждую, враждебную своему "я", инородную силу, которая причиняет ей мучения и от которой она старается избавиться различными способами. В отличие от отрицательного отношения к другим двоедушникам. отношение к кликушам со стороны посторонних людей было участливым и снисходительным. Кликушу жалели и старались помочь ей, облегчить ее мучения.

Поведение кликуши, в том числе и языковое, является отражением борьбы человеческого и бесовского начал, во время которой больной кликушеством против своей воли совершает поступки и проиизосит слова, которые сам же порицает, но вынужден это делать от имени беса.

Кликушество проявляется в виде припадков, когда кликуша бьется в беспамятстве о землю, хохочет, кричит на разные голоса, подражая крикам животных: лает, кудахчет, ржет, мяукает и пр. Во время припадков кликуша обнаруживает такую силу, что несколько мужчин не в состоянии ее удержать. Человек, на которого наслано кликушество, ощущает непонятную боль во всем теле, слабость, тошноту, отвращение к еде или болезненное пристрастие к определенным видам пищи, которое необходимо удовлетворить, чтобы "задобрить" беса, иначе он будет мучить больного. Считают, что если беременная женщина, больная кликушеством, не будет есть то, что нравится сидящему в ней злому духу, он может "съесть" ребенка в животе у женщины (пинеж.).

Часто припадки кликушества бывают на Рождество и Пасху, а также в церкви особенно во время пения "Иже херувимы..,", во время причастия, при попытках священника отчитать кликушу молитвами. Кликуши не выносят креста, икон, святой воды, запаха ладана, во время церковной службы бранятся и богохульствуют. Часто кликуши не выносят табака.

Кликуша обладает ясновидением, способностью предсказывать будущее. Чтобы узнать у нее что.л., нужно назвать имя того беса, который в ней сидит, после чего КЛИ куша начинает биться, кричать, а потом падает замертво. Считается, что в это время бес рыщет по свету, отыскивая требуемые сведения, после чего возвращается в тело кликуши и начинает рассказывать.

Часто проявлением кликушества является необычное речевое поведение кликуши: ее речь ведется от двоих - человека и беса. Речь от "лица" беса произносится измененным голосом, другим, более высоким тоном, О кликуше, находящейся в припадке, говорят, что в ней "бес кричит" (Краин.). Во время припадка кликуша начинает выкрикивать имя того человека, который ее испортил, называя его "отцом", "батюшкой", или "матушкой", если испортила женщина. Злой дух, сидящий в кликуше, говорит о себе в мужском роде, даже если кликуша - женщина, иногда - в третьем лице ("икоточка отвечает" вместо "я отвечаю"), сообщает свое имя и происхождение ("Я - Сазон-утопленник, я хочу погулять в тебе", екатеринослав.), а также имя того, кто его наслал и на какое время. Обычно бес проявляет себя во время чтения Евангелия, молитв, причастия и под.: "Пора мне выйти из нея, долго ли здесь мне сидеть" (тул.), "Уйду, выйду, выйду! Ты меня задушила, просфорами задавила, ладаном, старуха, заморила!" (смолен.).

Лечение кликушества

Лечение кликушества заключается в изгнании из больного нечистого духа, что было по силам немногим знахарям и священникам. Стараются узнать имя колдуна, испортившего кликушу. Если она сама не "выкликает" его имя, об этом ее спрашивают через раскрытую дверь посторонние женщины, надев на нее хомут и подведя к порогу (пензен.), окутав ее колокольным канатом (нижегород.), повесив ей на грудь замок с ключом (ю.рус.). Во время припадка накрывают больную пасхальной скатертью, поят богоявленской водой, обыденным квасом (калуж.), берут кликушу за мизинец левой руки и читают воскресную и богородичную молитвы, курят ладаном с трех сторон, оставляя свободным проход к дверям, чтобы вытравить наружу находящегося в больной беса, надевают на нее хомут с потной лошади, бьют по нему кнутом и говорят: "Хлещу, хлещу - беса выхлещу".

Церковь и кликушество

Церковь видит в кликушестве род беснования, поэтому существуют молитвы, которыми отчитывают больных, и способы изгнания беса из больного. Больные совершали паломничества по монастырям, к чудотворним иконам, к старцам и пустынникам. Целительницей от кликушества считалась св. Параскева Пятница. Наиболее известными местами паломничества кликуш были московские храмы: часовня Иверской Божией Матери, Симонов манастырь, часовня св. Пантелеймона. Кликуш, как и др. бесноватых, отчитывали молитвами из требника Петра Могилы, поили святой водой, мазали лампадным маслом, елеем и под. Считалось, что не все священники способны отчитывать кликуш и бесноватых, а только наиболее праведные из них. Во время лечения бес выходит из кликуши в виде мелкой твари: лягушки, крысы, мухи и под. и из той части тела, через которую он зашел в человека.

Государство и кликушество

Приписывая свою болезнь "порче", кликуши обыкновенно выкликает имя того лица, которое чародейством напустило на нее болезнь. В XVII в. лица, имена которых кликуши выкликивали, привлекались к суду по обвинению в чародействе и предавались пыткам, самих же кликуш только отчитывали. В XVIII в., наоборот, к ответственности стали привлекаться кликуши. Петр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью возведение поклепа на невинных людей. К этой мысли он, вероятно, приведен был тем, что царевна София пользовалась мнимыми кликушами для упрочения своего авторитета. В 1715 г. состоялся указ: "ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать" (т. е. допрашивать под пыткой). Указом 1716 г. и духовным регламентом 1721 г. на архиереев возложена обязанность разыскивать К. и предавать их гражданскому суду. В 1729-30 гг. в одной волости обвинены были в икотном деле 232 человека, в том числе замужних женщин 116, вдов 5, малолетних и взрослых девушек 26, мальчиков и женатых мужчин 84. Указ 1737 г., замечая, что "в Москве являются по церквям и монастырям кликуши, которым в той притворной шалости свобода дается, а сверх того над ними и молитвы отправляются ", подтверждает обязанность архиереев разыскивать кликуш и за недонесение грозит им извержением из сана. Те же воззрения на кликушество господствовали и в первой половине XIX столетия. В 1843 г. появились клиекши в Подольском уезде Московской губернии; министерство, считая беснование кликуш притворством и обманом, предписало принимать против них полицейские меры, подвергая их негласно легкому телесному наказанию или непродолжительному содержанию под стражей. Но и обвинения в порче, выкликавшиеся кликушами, не всегда оставлялись без внимания: в 1815 г. в Поморье один крестьянин за напускание икоты был наказан 65 ударами кнута. В 1840-х годах журнал "Маяк", а в 1850-х годах - "Домашняя Беседа" взяли под свою защиту кликуш, как несчастных, действительно подвергшихся порче, а с другой стороны, вносили на свои страницы рассказы о кликушах, знаменующих продолжающееся еще спасение человека. Уложение о наказаниях 1845 г. постановило: "так называемые кликуши, которые делают на кого-либо изветы, утверждая, что он причинил им зло будто бы посредством чародейства, подвергаются за сей злостный обман заключению в смирительном доме на время от 6 месяцев до 1 года" (по Своду Законов 1842 г. К. наказывались плетьми). Уложение о наказаниях изд. 1885 г. (ст. 937) воспроизводит это правило, заменяя лишь заключение в смирительном доме тюремным заключением на время от 4 до 8 месяцев. Сенат (решение кассационного уголовного департамента 1874 г. № 432) разъяснил, что закон карает только "злостный обман", т. е. только притворных кликуш, а отнюдь не действительных, которые, приписывая свои страдания действиям известного лица, оговаривают его в порче.

Научные взгляды на кликушество

Кликушество - разновидность истерии, проявляющаяся в быту в виде единичных, спорадических случаев, но иногда приобретающая характер психических эпидемий. Характеризуется идеями бесоодержимости. Наиболее типичный признак – истерические припадки, возникающие чаще всего во время религиозных отправлений. При этом отмечается сужение сознания, возможны галлюцинаторные индуцируемые переживания. В настоящее время – большая редкость.

Толковый словарь психиатрических терминов. 2009.


По поводу причин кликушества как явления до сих пор существуют различные мнения. В 1903 году появилась работа доктора М.П.Никитина "К вопросу о кликушестве", где эта проблема рассматривалась с позиции психотерапевтических и психиатрических знаний. "Кликушество представляет собой заболевание, основу которого составляет истерический невроз. Существование кликушества, как народной болезни, обуславливается существованием в народе веры в порчу, без которой кликушество было бы немыслимо... Как народное сознание вступит в новый фазис своего развития, исключающий возможность распространения суеверий, кликушество прекратит свое существование и отойдет в область преданий", – писал доктор Никитин. Увы, его надежды не оправдались. Есть документы, свидетельствующие, что с кликушеством в Московской губернии еще в 1928 году безуспешно пытались бороться даже комсомольские организации.

В том же 1928 году профессор психиатрии Ю.В.Каннабих пишет следующее: "Другое проявление нервности называется истерией. В деревнях такие больные называются кликушами, т.к. они, падая в судорогах, плачут и кричат, выкликают. Это большею частью женщины, с самого детства перенесшие много разных огорчений и обид, которых они не забыли. Хотя нельзя сказать, чтобы они постоянно думали бы об этих обидах, но в душе осталась заноза, чувствительные места, которые нельзя трогать. И вот скажет кто-нибудь слово не так, отнесется недостаточно внимательно или грубо – и тогда старая обида вдруг дает о себе знать, и начинает человек рыдать, и бить себя в грудь, и рвать на себе волосы. Окружающим непонятно, что какой-нибудь пустяк может вызвать такой сильный припадок".

Предположение профессора Каннабиха, что в основе кликушества лежат психологические травмы, перенесенные в детстве, плюс к этому тяжелые жизненные условия, пожалуй, наиболее правильное. А если учесть религиозные и мистические переживания, свойственные деревенским жителям того времени, то становятся ясны и причины этого странного явления. То, что болезнь проявлялась преимущественно у женщин, современные психиатры объясняют так: "истерические механизмы реагирования" у них более показательны, поскольку женщины более эмоциональны и менее сдержанны. Единственное, что не совсем ясно, так это факт массового кликушества. Впрочем, помешательство "заразно".

Очевидно, что кликушество не исчезло вовсе, а просто в современных условиях видоизменилось. Так, председатель Комитета по этике и защите профессиональных прав Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги профессор Б.Е. Егоров пишет: "Во все времена кликушам необходимо было общественное место, где при стечении народа они могли бы выкликать свои обиды и бессознательные переживания. Как правило, кликуши обитали и выкликали рядом с церковью. Для кликуш необходимо иметь, прежде всего, внимание со стороны приходящих в церковь людей... Попытка уничтожения церкви и дальнейшее подчинение ее новым советским властям вынуждает кликуш искать другую идеологическую организацию, на фоне которой они имели бы возможность выкликать. Ведь кликуши-истерики имеют значительные преимущества в приспособлении к изменяющимся социальным условиям".

КЛИКУШЕСТВО , своеобразная бытовая разновидность истерии (см. Истерические психозы), широко распространенная среди русского крестьянства и появляющаяся то в виде единичных заболеваний то в виде целых психических эпидемий. Б-ные («кликуши») считают себя жертвой порчи, колдовства или верят, что в них вселился дьявол. Вообще же этиология кликушества, как и истерии вообще, изучена очень мало. На основании своих личных впечатлений Ленц (Lenz) считает истерию генотипически обусловленной с доминантными факторами (полимерия) наследования. Однако сколько-нибудь достоверных генеалогических данных на эту тему не имеется, да и собирать их довольно трудно. Интересным в этом отношении является исследование П. И. Яко-бия. Назначенный в 1893 г. организовать психиатрическое дело в Орловской губ., он произвел перепись душевнобольных по этой территории, причем полученные им данные представляют большой интерес и по наст. время. Оказалось при этом, что как общее число душевнобольных, так и число кликуш (см. карту) явно неравномерно распределено по губернии, причем центральные уезды сравнительно густо насыщены этими б-нями, к востоку они постепенно снижаются, а к западу число этих б-ных падает резко. При взгляде на эту и на другие приводимые им карты невольно приходит в голову мысль, что разные районы губернии-населены различными национальностями, что в одной из последних (населяющей центр губернии) число этих б-ных особенно велико и что от нее соответствующие гены неравномерно распространяются на запад и на восток. Обширные лингвистические и этнографические исследования, предпринятые Якобием, действительно привели его к вполне вероятному заключению, что центр губернии за- нят племенем финского происхождения (вятичи), хотя и вполне ассимилировавшимся, и что в западных районах (в Брянском и Сев-ском уездах) оно в значительной мере разбавлено массовым наплывом населения другой национальности» привлеченного сюда крупной индустрией (Мальцовские заводы). Далее, путем более подробного изучения концентрации этих заболеваний по отдельным.волостям, Якобию удалось показать, что все сильно пораженные кликушеством местности лежат вдалеке от городов и от больших путей сообщения и что, наоборот. в тех местностях, где можно предполагать наибольшую славянскую иммиграцию, число этих б-ных соответственно меньше. Исследование Якобия было произведено до существования генетики как науки и конечно задолго до обособления самостоятельной отрасли последней-геногеографии. Но резуль-

Кликуши Орловской губ. (на 10.000 нас).

Таты его идут вполне в униссон с современными научными представлениями. Для окончательной однако убедительности, а главное-для выяснения вопроса о соотносительной роли в обнаруженных фактах геногеографии и внешних влияний это исследование требует своего дополнения генеалогическими данными.с. Левит. Наиболее ярким симптомом б-ни являются припадки, наступающие обычно во время богослужения или при поднесении предметов религиозного культа. Кликуша внезапно падает на землю, бьется и корчится, икает и кричит на разные голоса, при этом «выкликает» имя виновника порчи. Сознание во время припадка помрачено, больная мимически и пантомимически выражает то сильную тоску, то ужас, то гнев и переживает очевидно яркие бредовые положения с разнообразными галлюцинациями (б. ч. зрительными и обонятельными). После припадка остается б. ч. неполная или частичная амнезия, характерная для истерических затемнений сознания. Кроме судорожных подергиваний, дрожи, икоты, globus hystericus и т. п. припадок К. нередко сопровождается сосудодвигательными явлениями, как-то: гиперемией лица, похолоданием конечностей, потоотделением и т. д. Вне припадка кликуши обнаруживают психопатологические симптомы в форме тоски, тревожного настроения, навязчивых или бредовых мыслей о постигшей их порче или бесоодержимости, раздражительности, бессонницы, сердцебиения и пр.-Проявление и распространение К. тесно связано с культурной отсталостью и влиянием религии, поддерживающей суеверное представление о существовании злых духов.-Склонность к заболеванию К. усиливается всеми факторами, обусловливающими «психическую слабость». Сюда относятся гл. обр. нравственные потрясения, половой психотравматизм, переутомление и истощение, климактерий. Припадки К. ближе всего подходят к припадкам большой истерии по Шарко (Charcot). Их истерический характер обнаруживается между прочим и в их заразительности для лиц, соответствующим образом предрасположенных и подвергающихся одинаковым влияниям окружающей среды. К. страдают по преимуществу женщины, изредка заболевают и мужчины. К. распространено по всему СССР, особенно в центре и на северо-востоке. Болезнь родственна демономани-ям, свирепствовавшим некогда в русских и особенно западноевропейских монастырях. Первые известия о К. появились в Перми («икотницы») в 11 в. В 17 в. К. достигает своего апогея, чему способствовало сильное обострение мистицизма и суеверий, вызванное так называемым «расколом», когда многие кликуши рассматривались как пророчицы и «страдающие за веру». В эту эпоху лицо, от к-рого якобы пострадала кликуша, привлекалось к суду и предавалось пытке, сама же кликуша только «отчитывалась». Одно время (указы 1715-16 гг.) К. стали рассматривать как притворное беснование, имеющее целью возведение поклепа на невинных людей. Правильный взгляд на К. установился только во вторую половину i9 в. под влиянием учения о фнкц. нервных б-нях, в частности учения об истерии.-Население лечит кликуш отчитыванием; в медицине главное средство лечения систематическая психотерапия, соединенная с общим просвещением б-ного. Профилактика К. сводится к поднятию культурного уровня населения и к борьбе с влиянием религиозных учений.в. Громбах. Лит.: К р айнский Н., Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни, Новгород, 1900; Л ахти н М., Бесоодержимость в современной деревне, М., 1917; Якобий П., Вятичи Орловской губ., СПБ, 1907.