Краткосрочный экологический проект «Зимующие птицы — наши пернатые друзья» (1 неделя, средняя группа). Экологический проект «зимующие птицы
Экологический проект
«Птицы - наши друзья».
Разработала:
Мартемьянова Татьяна Викторовна,
воспитатель
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Продолжительность : краткосрочный.
Срок реализации: 3 недели.
Проблема: недостаточное представление детей о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Формы работы - игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность проблемы:
Мотив выбора темы исследования, значимость темы для окружающих.
Народная мудрость гласит, что ребёнка нужно воспитывать пока он лежит поперёк лавки. Поэтому я считаю, что закладывать основы экологической культуры и развивать экологическое сознание нужно в этот же период.
Дошкольное детство является периодом бурного роста и интенсивного развития, совершенствования физических и психических возможностей, началом становления личности. В этот период необходимо «закладывать» в ребёнка основы взаимодействия с природой и бережное отношение к окружающему миру.
Нам нравится учиться чему-то новому и интересному, а изучение и охрана - очень увлекательное и нужное занятие. Поэтому мы решили узнать как можно больше о птицах, особенно зимующих, так как именно в зимнее время птицы нуждаются в помощи человека.
Цель проекта
Формирование у детей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой.
Задачи проекта
Расширять представления детей о птицах, об условиях их жизни; продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
Закреплять понятия о необходимости помогать птицам в холодное время года;
Прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему миру, приучать их заботиться о птицах;
Способствовать развитию творческих, интеллектуальных способностей детей;
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Сбор информации о зимующих птицах;
Накопление, разработка и оформление материала (познавательные беседы, занятия, стихи, рассказы, сказки, загадки, физкультминутки, подвижные, дидактические и пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы и др.)
Обсуждение цели, задач проекта с детьми и их родителями;
Проведение природоохранной акции «Покормите птиц зимой»;
Проведение акции «Подкормите птиц зимой» (изготовление кормушек);
Формы работы с детьми:
Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением птиц, зимующих птиц;
Наблюдения за птицами на участке детского сада за его пределами (совместно с родителями);
Тематические прогулки «Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно»;
Продуктивная деятельность в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок, обсуждение пословиц, поговорок, примет.
Просмотр презентации «Птицы зимой»
Предполагаемый результат реализации проекта:
Сформировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах;
Знание детьми 5-6 видов птиц, их внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время;
Обогащение словарного запаса детей;
Умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи;
Воспитание умения работать в коллективе, приходить на выручку;
Сформированное гуманное отношение к природе;
Интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке.
Приобщение родителей к совместной деятельности с детским садом.
Основной этап (практический).
Подкормите птиц зимой, пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Сколько будет их - не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. (Александр Яшин 1967г.)
Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. И именно в это время года зимующие птицы особенно нуждаются в помощи человека, так как они ощущают острую нехватку еды. Голодная птица сильно страдает от холода. А мы можем поддержать птиц зимой, помочь им и понаблюдать за ними.
Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия, наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц своей местности, можно спасти их от гибели.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают кормушки в детском саду и совместно с родителями, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Направления:
1. Познавательное развитие
Наблюдения за птицами «А у нас на кормушке»: на участке детского сада, около домов, где живут дети, во время совместных прогулок с родителями в лес, в парк.
Познавательные занятия: «Наши пернатые друзья», «Птицы зимой».
Познавательные беседы: «Птицы нашей местности», «Птичье меню» (чем можно кормить птиц, а чем нельзя).
Просмотр презентации «Птицы зимой».
Дидактические игры: «Собери и покорми», «Четвёртый лишний», «Угадай, чьё это?», «Какой птички не стало?».
2. Художественно- эстетическое развитие
- Рисование: «Снегирь на ветке», «Синичка» (рисование ладонью).
Лепка: «Птицы разные бывают», «Птичка на кормушке».
3. Речевое развитие
Знакомство и чтение сказок, рассказов, стихов о птицах:
«Сороки» (В.Осеева), «Кот и воробей» (А.Ежов), «Снегири» (Р.Федькин), «Котька и птичка» (Н.Романова), «Курорт», «Сосулька» (Н.Сладков) и др.
Разгадывание загадок о птицах.
Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, примет о птицах.
Чтение стихов «Птичка» (А.А.Пчельникова), «Сорок сорок» (П.Мошканцев), «Покормите птиц зимой» (А.Яшин), «Бывают птицы разные».
Заучивание стихов В.Звягина, А.Барто, С.Есенина, В.Мирясова, А.Прокофьева.
- Описательные рассказы детей «Что за чудо эта птичка!», «Моё волшебное окно», «Я видел, как наши соседи угощают птиц лакомством»,
Разучивание пальчиковых игр: «Птичья зарядка», «Воробей», «Дятел» и др.
Прослушивание «песен» птиц и их воспроизведение.
Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.
Дидактические игры: «Один – много», «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Кто как голос подаёт?», «Сосчитай птиц», «Большой – маленький».
Занятие по коммуникации: «Наши пернатые друзья».
4. Социально- коммуникативное развитие
Игровая деятельность: конкурсы, викторины, игры.
Игры-драматизации (вырабатывание интонации, выразительности).
Экологическая игра: «Доживём до весны».
Изготовление кормушек в детском саду и совместно с родителями и их размещение на территории детского сада и около домов.
Чистка кормушек от снега.
Дежурство по «Птичьей столовой» (пополнение кормушек кормом).
В рамках проекта проведение беседы о правилах поведения детей дома, на улице.
Вспомнить стихи, рассказы, сказки, где птицы попадали в беду.
Повторение правил техники безопасности при изготовление кормушек, пополнения их кормом, во время прогулок и др.
5. Художественно-эстетическое развитие
- Проведение праздника «День птиц».
Разучивание песен о птицах, о зиме.
6. Физическое развитие
- Разучивание подвижных игр: «Филин и пташки», «Совушка», «Птицелов», «Ворона», «Голуби», «Собачка и воробьи» и др.
Выполнение физических упражнений, имитирующих птиц, дыхательных упражнений.
Оздоровительные пробежки, прогулки и др.
Работа с родителями.
- Консультации для родителей:
* «Экологическое воспитание в семье и ДОУ»
* «Подкормите птиц зимой».
* «Чем угостить птиц зимой».
Изготовление кормушек совместно с детьми.
Участие в природоохранной акции «Покормите птиц зимой».
Наблюдение за птицами вместе с детьми во время прогулок и из окна дома.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, в книгах, журналах, принести книги в детский сад.
Анкетирование для родителей «Экологическое воспитание в семье» (для выяснения отношения родителей к экологическому воспитанию).
Заключительный этап.
Экологическая викторина «Птицы - наши друзья».
Презентация «Птицы зимой».
Были достигнуты цели проекта:
Узнали много нового и интересного из жизни птиц нашей местности;
Знаем, как нужно помогать птицам зимой;
Понимаем, что забота о природе необходима как природе, так и самому человеку.
Чумаченко Ольга Михайловна,
старший воспитатель,
Тип проекта : познавательно-практический
Цели: 1.Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Задачи: 1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
3.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
4.Научить детей правильно их подкармливать.
Актуальность проекта:
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Срок реализации проекта : ноябрь - апрель
Участники проекта: дети дошкольного возраста (3-7лет), родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями (консультации, семинары-практикумы, КВН, памятки, акции, информационные листы)
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
Заготовка корма для птиц
Изготовление кормушек
Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»
Подкормка и наблюдение за птицами.
Тематическое посещение краеведческого музея с практической направленностью «Покормите птиц зимой»
Посещение городской выставки в краеведческом музее «Птицы мира»
Выставка детских рисунков «Птицы зимой»
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
Тематические выставки
III этап - заключительный
Обработка результатов по реализации проекта
Участие в городском конкурсе «Славим птиц»
Акция «Покормите птиц зимой»
Праздник «День птиц»
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
I этап – подготовительный
Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.
Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах. Поэтому, в детском саду проводятся консультации, семинары-практикумы, КВН по данной тематике (см. приложение №1). В детском саду имеется очень старая книга с полезной для педагогов информацией «Определитель птиц СССР» с яркими иллюстрациями птиц. Такая ценность необходима каждому воспитателю, особенно начинающему. Определитель берем на прогулку и узнаем новых гостей.
У воспитателей имеются памятки: «Меню птиц». Примерная тематика памяток для педагогов:
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.
Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.
Большую помощь в воспитании бережного отношения к природе, изготовлении кормушек, оказывают родители. В родительских уголках на протяжении всего времени прохождения акции помещаются ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ АКЦИИ «Покормите птиц зимой!», памятки.
II этап – основной (практический)
Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.
Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашем детском саду проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).
Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц. В работу идет всё: пластиковые бутылки, и пакеты из - под сока, молока и красочные упаковки от новогодних подарков.
Наши малыши с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.
Во время подкормки дети учатся соблюдать правила поведения возле кормушек : громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Учим детей, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала, ягоды рябины.
Ребята должны знать, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.
Места для размещения кормушек также заранее планируем: места подбираем не шумные. И желательно, чтобы кормушки были видны из окон, где можно было посмотреть и понаблюдать за птицами (разнообразием, повадками).
Планирование акции начинается задолго до её начала, ведь прежде чем накормить, необходимо знать какие птицы зимуют, особенности их поведения, чем питаются птицы, а также заготовить корм заранее.
В детском саду проводятся различные мероприятия познавательного характера.
С детьми дошкольного возраста рассматриваем картинки с птицами, разучиваем стихи о птицах, кричалки.
в образовательной деятельности используем физкультурные минутки, скороговорки. Развлечения не проходят без пословиц, загадок и подвижных игр.
Педагогами для детей изготовлены различные дидактические игры с помощью которых ребятам легче представить особенности строения и жизнедеятельности птиц:
1.Игры: «Мы - птицы», « Построим гнезда» (дляигры «Построим гнезда» на картоне воспитатель пластилином лепит форму гнезда, помещает яйца птиц; в коробке имеются лоскутки, перышки, кусочки ваты, ткани - все, что необходимо птицам для построения теплого гнезда. Дети, используя данный материал, строят гнезда, и в конце – из яиц вылупляются птенцы).
2.Игра: « Когда прилетают птицы» с использованием экологического светофора
(игры с использованием экологического светофора можно придумывать разные, опираясь на цвет, например: красный цвет- лето, зеленый – весна… или красный цвет –опасность, желтый - осторожно… В зависимости от изменения значения цвета светофора можно придумывать различные правила игры и, конечно же, новые игры: « Любимая пища грача», «Когда появятся птенцы», «Когда это бывает»… К данной игре имеются цветные наборы картинок по разным темам, в зависимости от придуманной игры.)
3. Игра: «Узнай следы»
4. Игра «Чей клюв?»
5.Игра «Узнай хвостик»
6.“Где чье гнездо?
7.“Собери картинку”.
8. «Четвертый лишний»
Дети старшего дошкольного возраста любят решать ребусы, разгадывать кроссворды.
Педагоги в практической деятельности используют опыт работы Натальи Рыжовой, например, игра «Знакомство с экосистемой поля», где ребята знакомятся с жителями и их значением; учатся составлять экологические пирамиды.
Педагоги постоянно беседуют с детьми ( «Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах» , «Зачем поют птицы?»). С помощью игр словесной направленности у детей не только расширяются познавательные способности, но и развивается речь, логическое мышление, формируется лексико-грамматический строй речи.
Беседы и наблюдения за птицами продолжаются на прогулке.
Ребята рисуют понравившихся птиц, изготавливают различные поделки.
Ребята детского сада приняли участие в городском конкурсе поделок «Славим птиц».
Детский сад тесно сотрудничает с краеведческим музеем и экологическим центром г.Копейска. В рамках акции "Покормите птиц зимой!" сотрудники краеведческого музея провели занимательную беседу, знакомя детей с зимующими птицами. Дошкольники узнали об особенностях зимующих птиц, их любимых кормах. Дети узнали, что клесты выводят птенцов в морозные дни. Ребята приняли участие в изготовлении птиц счастья.
Дети детского сада были приглашены на выставку «Поющие птицы мира и родного края», где узнали много нового и увлекательного, полюбовались красотой экзотических птиц, услышали их пение.
Ребята старшего дошкольного возраста являются частыми гостями детского экологического центра. Практические беседы проходят увлекательно и познавательно.
III этап - заключительный
После таких бесед, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, педагогами изготавливают кормушки. Рассматривают их, доделывают, чтобы птицам было удобно сесть и поклевать корм. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.
Корм с ребятами старшего дошкольного возраста педагоги заготавливают заранее: приносят из дома семечки подсолнечника, арбуза, и хранят в специальных, дышащих мешочках; заготавливают ягоды рябины - сушат их в прохладных местах.
А семена тыквы и кабачков извлекают из выращенных на огороде детского сада.
В детском саду существует добрая традиция «Праздник для птиц». После новогоднего праздника, елку выносим на участок, устанавливаем ее в тихом местечке и вывешиваем на нее кормушки, которые специально изготавливаем к празднику. Также ребята готовят различные вкусности: печенье. Дети придумывают, исходя из полученных знаний, различные рецепты печенья: морковное печенье, творожное печенье, печенье «Скорлупинка». Ребята с большим удовольствием готовят печенье, основой которого является мякиш белого хлеба. В полученное печенье вставляют ниточки, замораживают и вывешивают на елку.
Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают
правила поведения возле кормушек:
громко не кричать,
не сорить,
не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,
жестяные банки и коробочки.
Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.
Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего детского сада есть обязанность, приходить и приносить вместе с родителями корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.
С каким удовольствием и радостью в детском саду проходит «Масленица», где ребята встречают весну блинами и закликивают жаворонков.
Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.
Результаты реализации проекта:
В детском саду созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
Ребята с родителями и педагогами занимаются заготовкой корма и изготовлением для птиц кормушек.
Педагогами и сотрудниками социальных сфер города проводятся различные мероприятия познавательного цикла, творческого характера, в которых дошкольники и родители принимают активное участие.
В результате акции «Покормите птиц зимой!» учителем-логопедом Лониной Т.А. подобрано и оформлено в качестве методического пособия для развития речемыслительной деятельности по лексической теме «Птицы» .
Итогом проведения ежегодной акции считаем формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Можно сказать уверенно, что дети, родители нашего детского сада всегда будут оказывать помощь птицам!
Проект на тему «Покормите птиц зимой»
Цель проекта:Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
4. Научить детей правильно их подкармливать
Актуальность проекта:
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям
Познавательная
деятельность Трудовая
деятельность Природоохранная
деятельность Пропагандистская
деятельность Работа с
родителями Работа с другими
сотрудниками
Наблюдение «Какие птицы прилетают к кормушке?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
Обследовательская деятельность «Чьи следы птиц на участке»
Цель: расширить знания детей
Подвижные игры
«Перелёт птиц»;
«Птички в гнёздышках»;
«Совушка – сова»;
«Куры и ястреб»;
«Собачка и воробьи»
Цель: закрепить особенности повадки птиц
Чтение худ.литературы
А. Яшина «Покормите птиц зимой»; А.Александрова «Столовая для птиц»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Цель: Расширять знания детей о жизни птиц.
Рассматривание зимующих птиц в альбоме «Птицы» в книгах, в журналах.
Цель: познакомить и выяснить, каких птиц знают дети
Изобразительная деятельность:
Аппликация «Снегирь»;
Лепка «Зимующие птицы»
Рисование «Снегирь на ветке»
Цель: учить детей изображать снегиря
Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов
Цель: обогащать знания детей о зимующих птицах
Отгадывания загадок про зимующих птиц.
Заучивание считалок, пальчиковых игр, пословиц о птицах.
Цель: расширять знания детей о зимующих птицах
Заучивание стихотворений о зимующих птиц
Авторов: Т.Зайцева; М.Пляцковский; Г.Ладонщикова; Л.Татьяничева; В.Берестов; Э.Мошковская.
Цель: вызвать интерес у детей к птицам, расширить знания детей, развить любознательность
Дидактические игры:
«Птицы»
«Какие птицы прилетают к кормушке»
«Четвертый лишний»
«Птичье лото»
«Кто чем питается»
«Узнай по описанию»
Цель: закреплять названия зимующих птиц, способы передвижения
Презентация
«Покормите птиц зимой»
Цель:
Формировать у детей представления о зимующих птицах, вызвать желание помогать им в трудную минуту
Беседа на тему:
«Птицы зимой»;
«Как живут наши пернатые друзья зимой»;
«Кто заботится о птицах»
Цель: систематизировать знания детей о птицах, которые живут у нас зимой, недолгое время, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди
Пригласить в ДОУ Орнитолога
Цель: расширить, обогатить знания детей о зимующих птицах, изучить маршруты их перелетах, образ жизни в различных климатических условиях
Коллективный труд (рядом): «Сбор семян для птиц»
Цель: закрепить умения правильно собирать семена
Ручной труд: «Изготовление пакетиков для хранения корма»
Цель: применять умения и навыки, полученные на занятиях по конструирования, использовать в изготовлении пакетиков, закрепить умения правильно хранить семена.
Ручной труд: «Изготовление кормушек»
Цель: формировать у детей умения и навыки в изготовлении кормушек.
Труд в природе:
«Разложить на кустах окружающих деревьев со скворечником, строительный материал для гнезда.
Цель: приучать детей заботиться о птицах
Труд в природе
: «Чистка кормушек от снега»
Цель: учить выполнению трудовых действий, воспитание трудолюбия.
Дежурство по: «Птичьей столовой»
Цель: приучать самостоятельно, заботиться о птицах
Поручение:
«Попросить у няни ломтики булочек»
Цель: запомнить, уметь общаться, выполнить правильно поручения
Труд в природе:
«Заготовка корма для птиц»
Цель: дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
Поручение:
«Сходить к плотнику и попросить повесить кормушки»
Труд в природе: «Расчистка дорожек от снега к кормушке»
Дежурство:
« Следить, чтобы в кормушке не было снега»
Цель: приучать выполнять самостоятельно работу, приучать заботиться о птицах.
Поручение:
«Сделать дома кормушку с взрослым»
Цель: запомнить, уметь передать, выполнить
Поручение:
«Сходить к дворнику и попросить расчистить дорожки от снега к кормушке»
Цель: запомнить, уметь ориентироваться, уметь общаться
Использование ИКТ:
«Спасти птицу от гибели»
Цель: учить оказывать птице помощь (сломано крыло), наложение лангетки, воспитать гуманные чувства к птице
Рассматривание картин по наложению лангетки птице.
Цель: научить детей накладывать лангетку
Пригласить Ветеринара «Показ на муляже птице, накладывание лангетки»
Цель: Учить правильно, накладывать лангетку.
Рассказывание ветеринара и показывание на муляже птице: «Как перебинтовать лапку птице»
Цель: учить правильно, перебинтовывать лапку, воспитывать гуманные чувства к птице Оформление выставки детских рисунков «Помогите птицам перезимовать»
Цель: вызвать интерес к птицам и через художественно- эстетической деятельности развивать гуманные чувства к птицам
Проведение викторины «Зимующие птицы Ульяновской области»
Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, вызвать у детей интерес к птицам родного края
Изготовление кормушек и их развешивание
Цель: формировать у детей чувство переживание и сочувствие к зимующим птицам.
Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц
Цель: развивать интерес к птицам,
формирование гуманного отношения к птицам
Выпуск газеты: «Мимо не проходите!»
Цель: вызвать интерес, расширить знания о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц
Оформление фотовыставки «Перелётные и зимующие птицы»
Цель: показать красоту птиц и развить эмоциональное отношение человека направленное к птицам, выражающееся в сочувствии, сострадании, милосердии, помощи
Проведение КВН «Птичьи разговоры»
Цель: формировать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц
Папки- передвижки
«Птицы – наши друзья»
Цель: расширить знания о птицах
Показ открытого занятия: «Зимовье птиц»
Цель: расширить знания о птицах, формирование гуманного поведения.
Показ презентации на родительском
собрание:
«Берегите птиц зимой»
Цель: заинтересовать и привлечь родителей к проблемной ситуации
Статья в газету «Антошка»;
в Журнал «Симбик»
«Птицы – наши друзья»
Цель: привлечь, как можно больше народа к проблемной ситуации, формирование гуманного отношение к птицам.
Домашние задание родителям
Рекомендации на совместные прогулки
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
Совместно с ребенком сделать кормушку
Фото-видеосъемка птиц на кормушке
Развешивание кормушки
Консультация для родителей «Как научить ребенка заботиться о птицах»; «Покормите птиц зимой»
Подкормка птиц
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Читать рассказы и стихи про птиц
Загадывание и отгадывание загадок про птиц
Просмотр мультфильма «Серая шейка»
Совместное партнерство воспитателя с родителями
Посещение краеведческого музея
Посещение Эколого-биологического центра (на территории школы №86)
Проведение анкетирование
Проведение конкурса «Лучшая кормушка»
Конкурс фотовыставки «Перелётные и зимующие птицы»
Изготовление газеты: «Мимо не проходите!»
Проведение родительского собрания на тему: «Берегите птиц зимой», показ презентации.
Изготовление листовок: «Берегите птиц зимой»; «Зернами кормите»
Развешивание листовки
Оформление плаката: «Покормите птиц зимой»; «Перелётные и зимующие птицы»
Проведение Викторины
«Зимующие птицы Ульяновской области»
Проведение КВН
Проведение спортивного досуга «Птицы»
Организовать познавательный вечер с Орнитологом
Статья в газету «Антошка»
«Птицы – наши друзья»
Цель:
формировать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц, развивать интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое, делиться информацией, воспитание гуманных чувств и отношение к птицам
С воспитателем:
Оформление выставки книг «Звери, птицы зимой»
Выставка книг «Птицы - наши друзья»
Оформление книжного уголка «Пернатые друзья»
Цель: воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Оформление альбома «Перелётные и зимующие птицы»
Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно)
Проведения с детьми занятия «Домики для птиц»
Цель: учить детей заботливому отношению к птицам. Приучать их ответственно относиться к серьёзному и нужному делу-изготовлению гнездовий.
С музыкальным работником:
Прослушивание музыки: аудиозапись «Голоса птиц»
Музыкально-дидактическая игра: «Птицы и птенчики»,
муз. и слова Е.Тиличеевой
Проведение праздника: «День птиц»
Разучивание и прослушивание песенок о птицах.
Разучивание танца «Птицы»
Цель: развивать музыкальный слух, в соответствии с изменением динамики, темпа музыки выполнять определенные музыкально – ритмические движения, воспитывать интерес и любовь к музыкально-эстетическому творчеству.
С дворником:
Почистить дорожки к кормушкам
Цель: воспитывать положительное отношение к труду
С инструктором по физической культуре:
Проведение физкультурного досуга «Птицы»
Цель: воспитывать интерес к птицам
С плотником:
Развешивание кормушек
Цель: привлечь к проблемной ситуации.
С помощником воспитателя:
Приготовить ломтики булочек
Цель: развить понятие, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Наталия Дымова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 56 ДЕРЕВНИ ОБОЛДИНО
ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
141134, Московская область, Щелковский район, дер. Оболдино, д. 53
т. 8 (496) 56 39 327 mdou [email protected]
Краткосрочный экологический проект : «»
Воспитатель : Дымова Н. Е.
ТИП : познавательно - исследовательский
СРОК : краткосрочный (1неделя : 07.12.2015 -11.12.2015 г.)
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : МБДОУ Детский сад № 56 д. Оболдино
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели, дети, родители
ПРОБЛЕМА : недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей среднего возраста
ТЕМА : «Зимующие птицы – наши пернатые друзья »
ВВЕДЕНИЕ
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы : как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают . У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой .
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе – словом, развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах , как им помочь пережить голодную и холодную зиму ; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
ЦЕЛЬ - Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах , формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах .
ЗАДАЧИ :
1. Расширять знания детей о жизни птиц зимой , об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц ; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц ; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников.
2. Формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картинке, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц .
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть , отгадывать загадки.
4. Подкармливать птиц , воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
5. Учить детей рисовать птиц , передавая в рисунке форму тела, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками и карандашами, штриховать.
6. Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ :
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей : воспитание эмоционального, гуманное отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах , подкармливать птиц , воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса
Группировка материала , составление плана
Подборка художественной литературы
Александр Яшин «Покормите птиц зимой » , А. Н. Толстой «Сорока» , Максим Горький «Воробьишко» , В. Зотов «Снегирь» , В. Бианки «Синичкин календарь» , потешки, загадки и стихи о зимующих птицах , приметы.
2. ОСНОВНОЙ (ДЕЯТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП
Работа с детьми
Мир, в котором я живу Беседа с детьми на тему «Зимующие птицы » , рассматривание иллюстраций с зимующими птицами , загадки про птиц
Рисование Творческое рисование «Наши пернатые друзья (снегирь) »
Экология
Прогулка на участке детского сада – наблюдение за зимующими птицами ; народные приметы про птиц , пословицы про птиц
Чтение художественной литературы Александр Яшин «Покормите птиц зимой » ,
Аппликация Аппликация на тему «Кормушка для птиц (скворечник)
Работа с родителями
Консультация для родителей «Покормите птиц зимой »
Домашнее задание Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература и др.)
Наблюдение на прогулках с детьми (внешний вид, среда обитания , повадки и т. д.)
Выучить стихотворение о зимующей птице
Подобрать загадки о зимующей птице
Нарисовать вместе с ребенком зимующую птицу
Обогащать словарный запас ребенка
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Установка кормушки для птиц на участке детского сада в лесополосе
Выставка аппликаций детей на тему «Кормушка для птиц (скворечник) »
Выставка рисунков детей на тему «Наши пернатые друзья (снегирь) »
Расширился кругозор детей о зимующих птицах .
Развивающая среда группы пополнилась : литературой, иллюстрациями, стихотворениями, загадками, рассказами о зимующих птицах , музыкальным альбомом «Голоса птиц » .
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Фотоотчет