Краткое содержание рассказа кукушка автор бунин. Сочинение кукушка бунин

Иван Алексеевич Бунин был мастером психологических портретов в своих произведениях. Его интересовало мироощущение различных слоев общества: от крестьян до помещиков. По большей части его взгляд был направлен не столько на их быт, сколько на внутренний мир человека и его эмоции. Полученными результатами своих наблюдений он щедро делится с читателями. Одним из ярких примеров описания внутреннего мира крестьянина является рассказ «Кукушка».

Рассказ И.А. Бунина «Кукушка» написан в 1898 году. Произведение относится к раннему периоду творчества писателя, когда Бунин интересовался идеями быта простых крестьян и изображением тяжелой жизни русского человека. Рассказы с подобной тематикой принято объединять в цикл прозы о русской деревне. Такой есть и у Бунина. Рассказ «Кукушка» вошел в сборник, посвященный творчеству писателя 1887-1909 годов.

Историю возникновения рассказа можно найти в стремлении Бунина путешествовать по России и говорить с людьми. Одна из таких задушевных бесед стала поводом для написания произведения. Современники автора не раз упоминали о том, что писатель гораздо охотнее случает рассуждения простых людей, чем представителей своего круга.

Жанр и направление

Жанр произведения - рассказ. Но стоит заметить, что он не относится к реализму в чистом виде. Раннее творчество Бунина принято относить к направлению, так называемого, «неореализма». Основные стремления этой литературной школы были связаны с желанием продолжать традицию классического реализма в литературе, но дополняя произведения чертами, близкими к искусству символизма. Это проявлялось в четко выраженной установке на изображение реалистических деталей, быта, психологической обстановки, которая окружала героев произведений.

В целом, автор стремился к объективному воссозданию действительности. По стилю его проза напоминает тексты периода золотого века русской литературы, где основой является чистый, размеренный, классический язык без вычурности и неологизмов, с опорой на народную разговорную речь.

Смысл названия

Бунин не заставляет нас ломать голову над тайным смыслом названия рассказа. Потому что он буквально лежит на поверхности. Кукушку в народе знают как птицу вольную и постоянно стремящуюся к одиночеству. Как, правило, кукушки не строят гнезд и не имеют постоянного жилья, а предпочитают подкидывать птенцов в жилище других птиц. Таким и оказался новый хозяин караулки.

Возможно, караулка - единственное место, в котором Кукушка пробыл так долго. До этого в рассказе упоминалось, что он периодически просто останавливался на ночлег там, где примут. То есть, получается, как и самая настоящая кукушка, пользовался чужими «гнездами».

Также с одноименной птицей нашего героя связывает то, что он абсолютно одинок. В произведении неоднократно делается акцент на том, что у Кукушки никого и ничего нет: ни жены, ни дома, ни детей. Есть только Мурзик, петух и кошка. Но и потеряв первого, Кукушка не расстраивается. Рассказывая детям барина о том, что Мурзик потерялся, он не проявляет ни капли сожаления, он говорит об этом, как о чем-то абсолютно посредственном. Он не считает это потерей. Именно так живет и сама птица, потому что ей свойственно оставлять своих детей.

Получается, что в названии рассказа не просто упоминается прозвище главного героя, а раскрывается его истинная сущность и образ жизни.

Конфликт

Конфликт заключается в том, что никчемность Кукушки признается даже самим автором. Он настолько жалок, что Бунин все-таки дает ему последний шанс на относительно достойную жизнь. Он дарит ему возможность зарабатывать и жить в какой-никакой избушке, жить в тепле и элементарно быть сытым. Но все мы понимаем, что природу человека изменить невозможно. Чуда не произошло и с Кукушкой. По воле судьбы в считанные месяцы он снова становится бескровным, одиноким бродягой, таким, каким был в начале произведения.

Очевидно, что в этом рассказе Бунин хотел сделать акцент на том, что человек не изменится до тех пор, пока сам этого не захочет. А Кукушка — яркий пример того, кто не захотел. Хотя он имел все шансы, например, не только на достойную жизнь, но и на человеческую кончину, а не просто «на лугу около леса замерзшим». Исходя из этого, можно сделать вывод, что суть конфликта находится внутри самого героя.

Главные герои и их характеристика

Главным героем рассказа является отставной солдат Кукушка. Автор описывает его как уравновешенного, достаточно повидавшего на свете и смирившегося со своей участью, человека. А, скорее, даже никогда о ней и не задумывавшегося. Он живет как по наитию, не прилагая особенных усилий, чтобы иметь свой кров или семью. Он был приемышем, за это, собственно, его и прозвали Кукушкой. Оттого, что он вырос без материнской ласки, он не питал нежных чувств к всему окружающему, поэтому с такой легкостью со многим расставался. С женой прожил буквально полгода, со всех работ его моментально увольняли. Но он не расстраивался, а принимал это как должное, не пытаясь изменить ход судьбы. Так бесплодно и жалко протекала жизнь главного героя. Образ Кукушки – разновидность лишнего человека, который даже и не хочет найти себе места. Он, в отличие от других портретов в галерее лишних людей, равнодушен к поискам себя.

Образы персонажей автор подробно не описывает. Но известно, что все были легки на расправу с «дурачком» Кукушкой: и приказчик, и барин, и предыдущие работодатели. Никто не оставлял ему шанса, а он его и не просил. Единственными, у кого он вызвал сочувствие, оказались «барчуки», сыновья барина. Возможно, из-за отсутствия большого опыта в плане межличностных отношений, Кукушка легко нашел общий язык с детьми, с Митей и Колей. И, есть вероятность, что они были его светом в конце тоннеля, потому что, как только он попытался с кем-то пообщаться, сразу появился и четвертак, и три рубахи. Но судьба, в лице барина, не позволила ему остаться среди людей, поэтому он вынужден был скитаться дальше с протянутой рукой.

Роль рассказчика в произведении очень важна. Она позволят увидеть героя с разных ракурсов. Например, описание пустой и холодной избы он продолжает, характеризуя жизненный путь героя. Из его слов мы узнаем, что мужчина жил настолько безрадостно и одиноко, что даже это безотрадное жилище согрело его сердце. Такими сравнениями он знакомит нас с Кукушкой, чтобы мы понимали, с кем имеем дело, и прослеживали причинно-следственную связь событий. Кроме того, писатель рассказывает факты из жизни героя, его ощущения и эмоции – то, чего бы мы не узнали без его помощи.

Темы и проблемы

  1. Социальная проблематика: бедность, тяжкий труд, неравенство . В произведениях Бунина мы можем проследить большое количество тем и проблем. Прежде всего, автор писал о том, что волновало его самого, о чем он неустанно размышлял и упоминал в дневниковых записях. Одна из самых важных и болезненных тем - жизнь простого русского человека, та доля, которая выпадает на его судьбу, и которую он вынужден нести, как тяжкий крест. Нищета, постоянные лишения - все это мы можем прочесть в «Кукушке» и многих других произведениях автора.
  2. Проблема одиночества . С темой тяжелой крестьянской судьбы тесно связан мотив одиночества. Бунин показывает, что порой человек и сам может стремиться к тому, чтобы жить в постоянном уединении, и тонко указывает на причины такого поведения.
  3. Нравственная проблематика : равнодушие общества к человеку . Это все дополняется неизменными размышлениями о жизни и смерти и судьбе обездоленного человека, его месте в этом мире, который наполнен злом и пороками.

Идея

Главная идея заключается в том, человек — ничто без какой-либо опоры и стремлений. Бунин хотел сказать, что мы являемся полноценными людьми только тогда, когда у нас есть кров, призвание и семья. Эти жизненные ценности помогают выбирать правильные ориентиры и найти смысл бытия.

Отношение Бунина к Кукушке – это целая гамма эмоций: от жалости и сочувствия до недоумения, ведь его герой сам ничего не делает, чтобы измениться и изменить свою жизнь. Конечно, на него давит среда, происхождение, но ведь и сам человек чего-то стоит, когда у него есть воля. Однако искреннего сочувствия у автора больше, чем осуждения. Например, он с жалостью перечисляет те напасти, которым подвергся странник: семья его оставила у чужих людей, с детства он работал вдали от общества, будучи вынужденным зарабатывать себе на хлеб. В зрелости он был оставлен женой, ведь на работе дела у него не клеились: отовсюду гнали. Писатель оправдывает своего героя, говоря, что во многих его бедах виноваты обстоятельства и те, кто переносил эту вину на плечи несчастного одинокого человека:

И вот в том, что почти все отзывались о Кукушке таким образом, и заключалась одна из главных причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («шалава», «неудельный», «лодырь», «с дурью»), была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму?

Художественные средства

В произведении, особенно в начале, Бунин часто использует звукопись и изображение цвета, чтобы наиболее точно показать происходящее вокруг. Если он говорит о доме, то описывает каждую деталь, чтобы дать понять, как все это ново для Кукушки. А если вещь в новинку, то все ее свойства для человека наиболее ярко выражены, нежели когда мы к ней привыкнем.

Также Бунин прибегает к использованию большого количества эпитетов (бедная (местность), голые и глухие (луга)) и метафор (изба… была озарена яркой пастью печки).

Чему учит?

Этот рассказ учит нас тому, что без крова, без семьи человеку не прожить. Каждое существо нуждается в какой-никакой любви, ласке и тепле домашнего очага.

А главное, чему учит рассказ «Кукушка» - чтобы получить все то, о чем говорилось выше, нужно просто этого захотеть. У нашего героя никаких стремлений и планов на будущее не было, поэтому таким вышел его финал. Нас же Бунин учит тому, чтобы мы всегда хотели для себя и для других лучшего и просто к этому стремились. У каждого человека должно быть место, куда он сможет вернуться после различных передряг, откуда никто не выгонит, и где можно отогреться и отдохнуть. Даже если нет возможности приобрести такое место, можно просто найти человека, с которым тебе будет также уютно, как в теплом доме.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Произведение, не включавшееся в собрания сочинений

I

Лес был небольшой, но красивый, особенно ежели принять во внимание, что вокруг него была бедная местность: поля да косогоры, кое-где поселки у оврагов, дубовые кусты в лощинах, хутора мелких помещиков и одинокая мельница-ветрянка на западном горизонте, на далеком возвышении. Правда, поля были волнистые и сменялись лугами («верхами», по-орловски), но это были совсем голые и глухие луга.

Большой Кастюринский верх разветвлялся к северу на два рукава. Один из них был покрыт по отлогим бокам кустарником и далеко тянулся однообразным логом. Скучно в нем было, особенно осенью! Едешь, бывало, в синеватый, пасмурный денек на охоту среди этого пустынного лога и видишь перед собою только низкое небо да пожелтевший кустарник. Ни птицы, ни зверя, - один ветер шелестит дубовой листвою…

Зато другой был гораздо веселей и живописней. Тут-то и находился лес. Оттого, что лес давно не подчищали, в нем было много густого подседа - орешников, осинников и молодых березок. Были, кроме того, овраги, где громоздились серые камни, были провалы, заросшие глухой крапивой; мелкий пруд, окруженный верболозами, позабытый пчельник и старая караулка - почерневшая изба с горбатой крышей. Пустые деревянные ульи на пчельнике, прикрытые камнями и похожие на грибы, стали от времени голубовато-серого цвета, а в караулке покосились окна, двери и даже самые стены… Прошлой зимой в ней поселился старик-солдат Кукушка, а в одном из оврагов, за пчельником, вывела двух детенышей волчица.

Наступал вечер теплого и серенького февральского дня, когда работник с Кастюринского хутора привез Кукушку в караулку. Лес утопал в молодом, рыхлом снегу. Перед вечером опять начинало порошить, и деревья, наполнявшие лощины и овраги, были слегка затуманены, а в отдаленье, в конце лугов, сливались в неясные чащи мутно-сизого цвета. Лошадь тяжело брела по сугробам. Кукушка дремал, хотя ему было холодно в истрепанной шапке, обвязанной по ушам тряпкой, и в заплатанной шинели. Старчески серьезное и сонное лицо его посинело. Озябшими руками он держал петуха и кошку, а за розвальнями бежали еще два сожителя Кукушки: барский Цыган, черный с белым жилетом, и Кукушкин Мурзик, небольшой, звонкоголосый кобелек, веселый и беспечный, одетый в очень пушистый рыжеватый мех.

Подъехав к караулке, работник помог Кукушке снести в нее кое-что из провизии и хозяйственных принадлежностей, закурил цигарку, надел рукавицы и, ставши в розвальнях на колени, равнодушно повернул лошадей в обратный путь.

Смотри, как бы у тебя Цыган-то не ушел! - крикнул он на прощанье.

И Кукушка остался один…

Когда на дворе стало смеркаться, в холодной караулке было уже совсем темно. Мрачно глядела пустая изба - старая, низкая, с маленькими окошечками и огромной печью. Но на Кукушку это не произвело никакого впечатления. Тому, кто ходил под дождем, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и веселой, а Кукушка уже давно проводил - где день, где ночь - под чужими кровлями. Теперь же он был надолго защищен от холода и голода. Жалованья ему назначили семнадцать рублей в год, а «мещину» - и совсем хорошую. Кроме того, ему дали валенки, старую баринову тужурку и полинявший дворянский картуз. Кукушка был очень доволен, очень успокоен своим положением, и теперь ему оставалось только затопить печку и получше устроиться в караулке. Но разве долго было это сделать?..

Дубки тихо гудели в белесой темноте зимней ночи; пахло февральской свежестью, и когда Кукушка вышел в одной рубахе из сенец за угол, навстречу ему понесло холодом и мокрыми снежинками. Но зато с каким удовольствием вбежал он в избу, которая стала просто неузнаваема за какой-нибудь час! Она уже совсем успела нагреться и слабо, но весело была озарена яркой пастью печки. Длинные огненные языки вырывались из нее и лизали устье, а черные стены избы, прежде топившейся по-курному, трепетно блестели, как растопленная смола. Кошка примостилась в конце лавки, съежилась и жмурилась, мурлыкая и задремывая. Петух, разбуженный огнем, но совсем еще сонный, машинально бродил по соломе, накиданной на полу, в теплом кругу света возле печки… Приятно пахло дымом сырых березовых дров и соломы.

Ах, жид те съешь! - крякнул Кукушка со старческой веселостью и передернул плечами.

Пока варились картошки, он нарубил дров на завтра, настелил на печку соломы, потом во всю краюшку отрезал ломоть хлеба и сел ужинать. Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, но когда картошка попадалась уж очень горячая, он прожевывал ее поспешно, открывая рот и ухитряясь во рту дуть на нее. Приятная мысль о том, как он неожиданно и хорошо устроился, не покидала его… А когда ужин был кончен, он понес собакам в сенцы корки, опять озяб, жестоко ударил ногой Цыгана, бросившегося на Мурзика, и, возвратившись в избу, долго молился в благодарность за нынешний день, с особенно грустным и покорным видом, на большую икону, стоявшую в переднем углу на лавке. Изображение на почерневшей доске иконы было старинное, и Кукушке было жутко глядеть на него. Он искренне просил бога даровать ему скорую и тихую кончину.

Брысь, домовая! - сердито крикнул он среди молитвы на кошку, вспрыгнувшую на стол. Потом, кряхтя и охая, взлез на печку и, укрывшись шинелью, тотчас погрузился в дремоту.

И все стало сонно и тихо вокруг.

Чтобы не угореть, он не закрыл трубы и не задвинул печку заслонкой. Дрова и солома между тем прогорели, и свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе. Темнота сумрачно сгущалась, отовсюду подвигаясь к печке.

Скоро в ней остался уже только один раскаленный уголь. Тишина, казалось, замерла в ожидании чего-то… Тогда темнота подошла к самому устью, и уголь, как закрывающийся глаз, долго глядел на нее, озаряя лишь своды… Наконец и этот слабый свет померк. В печке краснела чуть заметная точка, и во всей избе стало темно и холодно. Ветер шуршал соломой по крыше и заносил снегом окна. Окна тускло синели во мраке… И вот кто-то подошел и заглянул в них. Чья-то высокая тень мелькнула мимо окон, возвратилась, прильнула к стеклам и опять скрылась…

Господи Исусе Христе! - пробормотал Кукушка с удивлением и страхом. Он заснул крепко, но старое тело, разогревшись на горячей соломе, скоро заныло - и томительно и приятно, - и Кукушка полуоткрыл глаза. Кто-то высокий заглянул в окно, и Кукушка вдруг заметил это. Он хотел приподняться - и не мог, и не понимал, где он; чувствовал только все больше, что где-то в глухом и страшном месте… А тень вдруг опять появилась и медленно скрылась…

«Кто там?» - хотел крикнуть он, собрав последние силы, но вдруг махнул рукой и сразу очнулся… Да ведь это он в караулке лежит! А тень - просто притуга, оборвавшаяся на крыше!

Он закашлялся и закряхтел с недовольной улыбкой, но нарочно как можно громче вздохнул совсем облегченно и опять закутался шинелью. Приятная усталость обняла его и тихо закрыла веки. Хорошо на теплой печке старому телу! А тут еще петух огласил избу громким криком, смело и спокойно забил крыльями, и что-то родное, дружеское было в этом крике, нарушившем тишину зимней полночи.

Ветер по-прежнему шарил по крыше, и притуга по-прежнему, заглядывая в окна, качалась по ветру. Собаки, стараясь улечься поуютнее, возились в сенцах. Но Кукушка уже ничего не слыхал и не видал; чувствовал только приятную тяжесть и тепло кошки, свернувшейся на его ногах, и засыпал глубоким сном.

А в лесу в это время важно и ровно усиливался гул метели по вершинам, побелевшим от снега, и волчица, сверкая огоньками своих зеленоватых глаз, таинственно пробиралась по лугу мимо караулки. Она утопала в холодных, пушистых сугробах, но шла все глубже в чащу леса, намереваясь надолго поселиться по соседству с Кукушкой - в одном из глухих и потайных оврагов.

В небольшом, но красивом лесу, который вырос на оврагах и вокруг старого пруда, стоит старая караулка - чёрная, покосившаяся изба с горбатой крышей. Однажды зимой барин, которому принадлежит лес, селит в караулке старого отставного солдата по кличке Кукушка.

Кукушка долго нищенствовал, но теперь ему повезло - барин назначил ему жалование, дал кое-какую одежду и немного провизии. Теперь Кукушка должен следить, чтобы мужики не вырубали барский лес.

Покосившаяся избёнка не смущает Кукушку.

Старик переезжает в караулку вместе с кошкой, петухом и двумя собаками - своим Мурзиком и барским Цыганом. Скоро приведя избу в порядок, он растапливает печь, ужинает и засыпает. Он не слышит, как ночью мимо караулки пробегает волчица, «намереваясь надолго поселиться по соседству с Кукушкой - в одном из глухих и потайных оврагов».

Кукушка живёт в лесу счастливо и спокойно. Иногда он приходит к барину «попросить деньжонок». Барин недоволен работой Кукушки - недавно в лесу срезали три дубка. Кукушка обещает смотреть в оба и пытается свалить вину на управляющего. Чтобы выслужиться, он обещает сыновьям барина, Мите и Коле, поймать для них пару волчат. Кукушка не знает, что барин намерен держать его только до лета.

Старик никогда не имел собственного дома, он был приёмышем, за что и прозвали его Кукушкой. В детстве он был подпаском, в юности - пастухом, затем его забрали в солдаты. Вернувшись, Кукушка женился и попытался зажить нормальной жизнью, но ничего у него не вышло. Был Кукушка ленивый и «неудельный», со всякой работы его выгоняли, а через год такой жизни ушла от него и жена.

Постепенно он начал побираться, вести бродячую жизнь.

Изведав и голод, и холод, Кукушка радуется своей новой жизни. В лесу ему не страшно и не скучно - он давно привык к одиночеству.

Однажды, обходя лес, Кукушка замечает огромную волчицу. Он догадывается, что где-то неподалёку волчье логово, и скоро появятся волчата. Переждав половодье, Кукушка начинает поиски норы и забрасывает свои основные обязанности.

Раздобыв волчат, Кукушка приносит их Коле и Мите. Зверят торжественно сажают в яму, и Кукушка описывает мальчикам, с каким трудом он их добыл. Барин тоже заинтересованно слушает рассказ, и Кукушка, выпив чарку водки, радостно возвращается домой.

Возле караулки Кукушку встречает приказчик. Пока старик добывал волчат, из лесу пропало шесть берёзок. Разгневанный приказчик замахивается, сбивает с Кукушки шапку, и тот прикидывается больным. Барину не удаётся разобраться, кто и в чём виноват, и он присылает караулить лес другого работника, а Кукушке разрешает пока пожить в караулке.

Кукушка остаётся и целыми днями равнодушно лежит на печке. Потом он ругается с работником, который ударил Мурзика, собирает котомку и уходит.

Летом Кукушка решает навестить «барчуков» и волчат. Ребята рассказывают ему, что выжил только один волчонок, и Кукушка уговаривает их отпустить зверя. Он рассказывает мальчикам, что нет у него ни дома, ни детей, ни жены, что и сам он похож на такого вот одинокого волчонка: «Житьё моё звериное. Беспременно я нынешней зимой замёрзну».

Пожалев Кукушку, Митя и Коля просят для него у отца пару поношенных рубах, к которым барин добавляет водку, кусок пирога и «четвертак денег». Старик помогает мальчикам выпустить волчонка из ямы и уходит.

Зимой предсказание Кукушки сбывается - перед святками его находят замёрзшим на лугу возле леса. Видно, он хотел переночевать в караулке, где ему было когда-то так хорошо. Детям об этом не говорят, и они вскоре забывают и о волчатах, и о Кукушке.

Солдат в отставке получил прозвище “Кукушка” неспроста, он не имеет ни дома, ни родственников. Долгие годы он скитался по миру с протянутой рукой, и наконец, в нее вложили хлеб, а не камень - он заполучил должность лесного сторожа. Барин предоставил ему жилье и пищу.

Однако служба у него не пошла. Однажды он пришел к барину получать деньги. При этом Кукушка сам поразился несоответствием барских покоев и своей фигуры внутри них. Барин обвинил Кукушку в вырубке 3 молодых дубков и не стал слушать его оправданий.

Бедный Кукушка испугался вновь потерять жилье, без которого он жил долгое время и решил добиться помилования от барина. Он решил ублажить его поимкой волчат для детей барина, чтобы его не выгнали из сторожки.

В то время, пока кукушка ловил волчат, кто-то снова срубил деревья, о чем приказчик быстро сообщил барину. Тот принял решение продержать кукушку лишь до лета, а затем выгнать.

Нелегкая судьба бедного старика не складывалась с детства. Сначала он был подпаском, затем стал пастухом, после был отправлен в солдаты. Отслужив, пытался найти работу будочником на чугунке, конюхом, работником, но ни на одном месте не задерживался долго. Все считали его непутевым и не годным ни для работы, ни для службы. Окружение Кукушки придумало для него много обидных прозвищ, в том числе “лодырь”, “неудельный”, “с дурью”. Стоит отметить, что клички были вполне заслуженными, он действительно был не шибко умен, так как был сиротой и его никто и ничему не обучал. Постоянно слышав в свой адрес подобные прозвища, его самооценка упала и он стал считать себя таким “неудельным” и больше не пытался перечить судьбе.

Серьезных дел ему не доверяли, лишь простые и незначительные, что плохо сказывалось на зарплате. Это вынудило Кукушку пойти по миру с протянутой рукой. Шли годы, Кукушка стал стареть, тем не менее, пытался не задумываться о своем будущем. Жил каждым днем, повезло устроиться сторожем и пожить в сторожке - был счастлив этому. Хотя осознавал, что его счастье долго не продлится.

Кукушка посчитал, что если он прикинется больным, барин простит ему вырубку дубков, однако он ошибся. Барин выгнал его и обрек на попрошайничество.

Дети барина, которым он раздобыл волчат, поведали Кукушке, что один волчонок умер, а другой отказывается от еды. Кукушка сообщил барчукам, что, скорее всего ни он, ни волчонок не переживут этой зимы. Он сравнивает себя с волчонком, потому что у него также нет своего жилья. Кукушка уверен, что в эту зиму он замерзнет. Он недоумевает, за что ему такое наказание, он ведь крещеный.

Барские дети не смогли убедить отца разрешить старому нищему пожить на их дворе, однако на барина напал приступ щедрости, и он одарил старика тремя рубашками. Кукушка был очень рад, особенно белой рубашке, теперь он знал, в чем его можно будет похоронить. И его предсказание сбылось. Зимой его не стало.

И.А. Бунина интересовало мироощущение разных социальных слоев: крестьян, разночинной интеллигенции, помещиков, их жизненный опыт, его истоки. Поэтому авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутренний мир человека. Многие особенности прозы Бунина сложились под воздействием такого поиска.

Художник проникает в глубины души разных людей. Вот почему так органично вплетаются в повествование (или становятся ведущими в лирических жанрах) раздумья самого писателя, способствующие постижению связей между настоящим и прошлым, национальным и общечеловеческим.

Мучителен для автора разрыв между высшими побуждениями и действительным положением вещей. Бесконечность земли и неба, беспредельность их всегда прекрасных метаморфоз несовместимы с ограниченностью и однообразием созданного человеком мирка. В таких рассказах нет психологически разностороннего подхода к личности героев. Отсутствуют и сколько-нибудь их развернутые отношения. «Скрытая камера» улавливает краткий миг предельно острых чувствований, неожиданных, переломных и потому незабвенных для человека.

Прочитайте в учебнике на странице 74 статью "Как я пишу".

Когда вы читали произведение, то, наверно, заметили, что в самом начале преобладают серые цвета. В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персо нажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет - свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, - символ окончательного запустения и одиночества.

Каким мы видим героя в начале рассказа? Рассмотрите репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких».

Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека.

  • Что мы узнаем о судьбе героя?
  • Как писатель относится к Кукушке?
  • Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный", не „хозяйственный" человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного", обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе».

  • Какова роль рассказчика в «Кукушке»?
  • Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взя ты в тексте в кавычки?

Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку.

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью здесь настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

  • Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

  • Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

  • В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?

Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.

  • Как автор изображает маленьких волчат в родном логове?

Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки.

  • Какова судьба волчат?

Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть.

Проверим, насколько внимательны вы были при изучении материалов урока. Запишите ответы на вопросы в электронной тетради. Для этого перейдите по ссылке своего класса, в верхнем правом углу нажмите "Log in", выберите из списка свою фамилию, введите пароль, нажмите кнопку "Log in". Запишите ответы в комментариях и отправьте на проверку, нажав кнопку "Submit Comment".

Урок 2 . Художественная идея стихотворения "Догорел апрельский светлый вечер..."

Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времён года. Художник одержим желанием понять вечное, прикоснуться к неуловимому, разгадать поступь высших сил. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." на странице 73 в учебнике.

Рассмотрите репродукцию картины И.И. Левитана "Весна. Большая вода".

  • Совпадает ли настроение, переданное художником, с настроением в стихотворении?
Произведения объединяет настроение ожидания грядущего обновления, счастья.

Прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла "Времена года" "Подснежник. Апрель".

  • Что объединяет произведения живописи, музыки, литературы?
Эмоциональная взволнованность, чувство восхищения красотой обновляющейся природы.