Красота – на спасение или на погибель? Красота не спасет мир.

Надо бы раз и навсегда выяснить, что там в действительности с этой лже-цитатой, да навряд ли удастся: народ у нас упрямый. Кто сказал, что красота спасет мир? Достоевский? Или кто-то из его героев? Открываем начало 5-й главы третьей части романа «Идиот».

«Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет “красота”? Господа, - закричал он громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет…»

Монолог этот принадлежит Ипполиту Терентьеву, 17-летнему юноше, смертельно больному туберкулезом, который вслед за этой сценой пробует застрелиться и вообще выделяется своей экстравагантностью среди и без того неординарных героев «Идиота». Ничего подобного мы от князя не слышали, и вообще никакой связи между этими словами Ипполита и предшествующим содержанием романа не прослеживается, за исключением разве что назойливых напоминаний об уникальных женских достоинствах Настасьи Филипповны, из-за которых князь впоследствии лишается рассудка, а она сама - жизни.

Однако к «тезису о красоте» автор возвращается еще раз - всего однажды, когда несчастный князь уже приближается к своему закономерному финалу. Напоминает нам про него Аглая Епанчина, девушка, любящая князя и вызывающая симпатию и доверие у читателя.

«Слушайте, раз навсегда, - не вытерпела наконец Аглая, - если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что “мир спасет красота”, то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза! Слышите: я серьезно говорю! На этот раз я уж серьезно говорю!

Она действительно серьезно проговорила свою угрозу, так что даже что-то необычайное послышалось в ее словах и проглянуло в ее взгляде, чего прежде никогда не замечал князь и что уж, конечно, не походило на шутку».

Давайте и мы прислушаемся к этому серьезному голосу и прекратим вешать на Достоевского нелепую утку, брошенную одним эксцентричным персонажем в адрес другого. Хотелось бы знать, кому принадлежит инициатива; подозрение, конечно же, падает на его «бедного родственника» В.В. Розанова, несчастного двоеженца, который обвенчался вторично, не получив развода от возлюбленной великого писателя Аполлинарии Сусловой.

Мир спасает не красота, мир спасает Христос , Бог распятый и воскресший , причем спасает при нашем активном участии: «Мы соработники (споспешники) у Бога» (1 Кор. 3: 9). А вот с этим эстеты и интеллектуалы эпохи «серебряного века» ну никак не могли согласиться. Потому и уцепились они за красоту: вдруг да и вывезет… Им подошли бы и сапоги всмятку, лишь бы их самих не беспокоили с нравственными нормами.

Но не спешите оттеснять нашего классика в тень, когда заходит речь о красоте. Его перу принадлежит суждение гораздо более глубокое, серьезное и зрелое, чем случайная фраза нервного Ипполита. Оно, конечно, хорошо известно, но во всевозможных эстетских сочинениях цитируется гораздо реже, а если и цитируется, то уклончиво, урывками, стыдливо, как будто пытаются не раскрыть, а спрятать его содержание. Розановский след виден и здесь, недаром говорил Бердяев: «Устами Розанова иногда философствовал сам Федор Павлович Карамазов».

Итак, Митя Карамазов - в предисловии к своей исповеди брату Алеше: «Насекомым - сладострастье! Я, брат, это самое насекомое и есть, и это обо мне специально и сказано. И мы все, Карамазовы, такие же, и в тебе, ангеле, это насекомое живет и в крови твоей бури родит. Это - бури, потому что сладострастье буря, больше бури! Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки…

Красота! Перенести я притом не могу, что иной высший даже сердцем человек и с умом высоким начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы.

Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, - знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей».

Красота, как и свобода, - сложнейшая, неохватная философская проблема - по крайней мере в этом Митя Карамазов не ошибся. А нам важно в первую очередь осознать подчиненное место красоты по отношению к любви и к другим нравственным ценностям. Красота не спасает мир, но она может содействовать нашему спасению - или противодействовать ему.

Едва ли не самое замечательное свое стихотворение Николай Заболоцкий посвятил красоте. Хотел бы я, чтобы его выучили наизусть - только полностью, а не урывками, как в популярной книжке о том, «что нужно знать каждой девочке», - все те родители, педагоги и проповедники, кто находит нужным сулить девчонкам ад за серьги и бусы, за губную помаду, тушь для ресниц, за карманное зеркальце и вообще за интерес к своей внешности.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Завершается стихотворение вопросом далеко не риторическим, настоятельно требующим ответа. В образном контексте стихотворения он, естественно, повисает в воздухе, но мы на него легко ответим: разумеется, у красоты есть и формальная сторона, и содержательная. Однако обратим внимание на предыдущую строчку: обожествляя красоту в том или ином ее проявлении, мы гарантируем себе нравственную катастрофу.

Непростительным заблуждением (буквально непростительным: наши дети нам его не простят) было бы отождествить формальную красоту, сосуд, который сам по себе пуст, с греховным, «мирским» ее восприятием, а содержательную, глубинную - с благодатным, одухотворенным, «церковным». Страшная и таинственная вещь - содомский идеал красоты, буря сладострастья, которую Митя видит у себя в сердце и переносит на «огромное большинство людей» и которая в конце концов сгубила самого Митю, - она-то и есть тот самый огонь, не столько мерцающий, сколько пылающий, «и горит от него сердце», и если мы, забыв Христа, обожествляем огонь , то, словно мотыльки, в нем и сгораем.

В подтверждение сказанному призовем в свидетели Пушкина. Все, конечно, помнят строки из 8-й главы «Евгения Онегина» о юности поэта в Царском Селе: «В те дни, когда в садах Лицея / Я безмятежно расцветал…» Но протекли годы, и для поэта настало время переоценить прошлое, а заодно и дать ярчайшую характеристику «обожествленной красоты»:

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса,
Но я вникал в ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров
И полные святыни словеса.
Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров,
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Все - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.
Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.
Один (Дельфийский идол) лик младой
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.
Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал,
Волшебный демон - лживый, но прекрасный.
Пред ними сам себя я забывал;
В груди младое сердце билось - холод
Бежал по мне и кудри подымал.
Безвестных наслаждений темный голод
Меня терзал - уныние и лень
Меня сковали - тщетно был я молод.
Средь отроков я молча целый день
Бродил угрюмый - все кумиры сада
На душу мне свою бросали тень.

Как видите, Мите Карамазову было у кого искать помощи в решении своих нравственно-эстетических проблем. И нам надо сделать вывод: победить дьявола (который борется, конечно, не с Богом, а с человеком), различить божественное начало от содомского в идеале красоты способен тот и только тот, кто различает истину от лжи , поскольку дьявол - отец лжи, а истина делает нас свободными.

Истина вовсе не в вине. Нет никакого здорового духа в здоровом теле. Зато есть крылатые выражения, смысла которых мы на самом деле не знаем. Самые распространенные заблуждения собраны в этом материале…

Отличить скользящих по поверхности культуры австралопитеков от людей образованных можно по множеству признаков: количеству восклицательных знаков, «падонкаффскаму» наречию и умилительному словоупотреблению. Показательны здесь слова и фразы, вроде «вкрацие», «идея фикс», «эльфиева башня», «дышать наладом», «гибсокартон», «носился со списанной торбой», «превуалировать».

Но есть и более заковыристые выражения, неправильное употребление которых способно в секунду опозорить вас в кругу действительно интеллектуально развитых товарищей.

Прочитайте, запомните, и знайте разницу.

«Работа не волк - в лес не убежит»

Неправильный контекст: Работа никуда не денется, отложим ее.
Правильный контекст: Работу придется делать в любом случае.

Те, кто произносит эту пословицу сейчас, не учитывают, что волк раньше на Руси воспринимался как животное, не поддающееся приручению, которое гарантированно сбежит в лес, тогда как работа никуда не исчезнет и ее все равно придется выполнять.

«Красота спасет мир»

Неправильный контекст: Красота спасёт мир
Правильный контекст: Красота не спасёт мир.

Эта фраза, приписываемая Достоевскому, на самом деле была вложена им в уста героя «Идиота», князя Мышкина. Сам Достоевский в ходе развития романа последовательно демонстрирует, насколько Мышкин оказывается неправ в своих суждениях, восприятии окружающей реальности и, в частности, этой максиме.

«Жизнь коротка, искусство вечно»

Неправильный контекст: Настоящее искусство останется в веках даже после смерти автора.
Правильный контекст: Жизни не хватит на то, чтобы освоить все искусство.

В латинской фразе «Ars longa, vita brevis» искусство не «вечно», а «длинно», то есть «обширно»: речь здесь идет о том, что изучению искусства придется посвятить целую жизнь, но, скорее всего, всех книжек все равно прочитать не успеешь.

«В здоровом теле здоровый дух»

Неправильный контекст: Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.
Правильный контекст: Нужно стремиться к гармонии между телом и духом.
Это вырванная из контекста цитата Ювенала «Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano» - «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Речь идет о том, что нужно стремиться к гармонии между телом и духом, поскольку в реальности она редко встречается.

«Растекаться мыслью по древу»

Неправильный контекст: Говорить / писать запутанно и длинно; никак не ограничивая свою мысль, вдаваться в ненужные подробности.
Правильный контекст: Смотреть со всех точек зрения.

В «Слове о полку Игореве» эта цитата выглядит так: «Растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Мысь - белка.

«Народ безмолвствует»

Неправильный контекст: Люди пассивны, безразличны ко всему.
Правильный контекст: Народ отказывается принимать то, что ему навязывают.

В финале трагедии Пушкина «Борис Годунов» народ молчит не потому, что его не волнуют насущные проблемы, а потому, что не хочет принять нового царя:
«Масальский: Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом (Народ в ужасе молчит). Что же вы молчите?
Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует».

«И ты, Брут?»

Неправильный контекст: Удивление, обращение к предателю, которому доверяли.
Правильный контекст: Угроза, «ты следующий».

Согласно одной из версий, Цезарь адаптировал слова греческого выражения, которое стало поговоркой у римлян. Полностью фраза должна звучать так: «И ты, мой сын, почувствуешь вкус власти». Произнеся первые слова фразы, Цезарь как бы заклинал Брута, предвещая его насильственную смерть.

«Человек создан для счастья, как птица для полета»

Неправильный контекст: Человек рожден для счастья.
Правильный контекст: Счастье для человека невозможно.

Это крылатое выражение принадлежит Короленко, у которого в рассказе «Парадокс» его произносит несчастный инвалид от рождения, без рук, добывающий пропитание своей семье и себе сочинением изречений и афоризмов. В его устах эта фраза звучит трагично и опровергает сама себя.

«Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить»

Неправильный контекст: О шекспировском Отелло.
Правильный контекст: Цинично о человеке, в услугах которого больше не нуждаются.

К Шекспиру это выражение не имеет никакого отношения, так как заимствовано из драмы Ф. Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). Эту фразу там произносит мавр, оказавшийся ненужным после того, как он помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против тирана Генуи дожа Дориа.

«Истина в вине»

Неправильный контекст: Выпивший человек говорит правду.
Правильный контекст: В вине может и истина, но здоровье - в воде.

А дело в том, что цитируется лишь часть перевода латинской пословицы «In vino veritas, in aqua sanitas». Полностью он должен звучать как «В вине правда, в воде - здоровье».

«Пусть расцветает сто цветов»

Неправильный контекст: Богатство вариантов и разнообразие - это хорошо.
Правильный контекст: Пусть критики критикуют.

Лозунг «Пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ» выдвинул объединивший Китай император Цинь Шихуан. Кампания по поощрению критики и гласности оказалась ловушкой, когда стало объявлено, что лозунг был частью другой кампании, с названием «Пусть змея высунет голову».

Как показали недавние исследования ученых Йельского университета, у очень многих людей при виде нежного и милого существа появляется подсознательное желание причинить ему боль и страдание - пусть и под видом (или в сочетании с нежностью). Что это, "агрессивная симпатия" или "фрустрированнная нежность"? А может быть, просто самый обычный садизм?

Вот уже больше столетия назад великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский сказал свою знаменитую фразу: "Красота спасет мир!". Увы, на самом деле, ситуация обстоит несколько по-другому. Речь даже не о том, что, несмотря на наличие красоты, мир за все эти годы так и не избежал чудовищных мировых войн и других неприятностей помельче.

Однако, оказывается, красота не только не является "страховкой от зла" - но и часто способствует проявлению далеко не лучших свойств нашей души. Ладно бы это была, например, зависть, желание иметь вещь такую же, как у соседа - нередко вызывающая вражду. Но и сами по себе прекрасные творения природы тоже могут вызывать проявления довольно темных инстинктов.

На соответствующую закономерность после серии исследований обратили внимание ученые Йельского университета в США. Ведь, правда - как часто, например, увидев красивенького малыша даже самые родные люди начинают сжимать и потягивать его щечки, явно имитируя настоящие щипки. Реальной боли, конечно, не причиняют, вовремя останавливаясь - но намерение, как говорится, налицо. Схожую реакцию может вызвать и милый котеночек, щеночек и т. д.

Исследователи показывали группе испытуемых мужчин и женщин разные фотографии - и определяли их подсознательную реакцию, давая им в руки самые обычные полиэтиленовые пакеты с воздушными пузырьками. И оказалось, чем более нежным, милым и симпатичным оказывался объект на экране - тем сильнее руки зрителей сжимали указанные пакеты. Вплоть до полного раздавливания пузырьков с хлопком.

То есть, например, изображения взрослых собак или мужчин такого эффекта не вызывало - а вот если демонстрировалось нечто более "кавайное", тогда студия просто взрывалась хлопками. В полном соответствии с, как выяснилось, не очень-то и шутливом выражением: "Какой красивый - так бы и съела!"

Психологи пока не пришли к общему выводу - как следует назвать описанный социально-психический феномен. Одни предлагают термин "агрессивная симпатия", другие - "фрустрированная нежность". Последний, правда, выглядит несколько притянутым за уши. И, правда, слово "фрустрация" - означает подавление какого-то желания, эмоции. А в случае описанного выше поведения люди (культурные, во всяком случае) подавляют изо всех как раз не нежность - а агрессию, желание сдавить, ущипнуть, порой даже легонько придушить нежную шейку милого создания. Вместо того, чтобы, наоборот, его просто погладить и приласкать - что никоим образом не возбраняется, так что же тут "фрустрировать"?

Вообще, отдавая дань уважения весьма показательной работе американских ученых, временами кажется, что в интерпретации полученных результатов они занимаются "открытием Америки". Поскольку практически одновременно с апологией Достоевским красоты, в 1886 году немецкий ученый Крафт-Эбинг внедрил термин, получивший с этого момента мировую известность - садизм. Хотя тот, кто послужил основой для данного названия умер за 70 лет до этого - им был не менее знаменитый маркиз де Сад.

Теоретически садизм считается чисто "половым извращением". Спору нет, испытывание сексуального удовлетворения от какой-нибудь порки или связывания своей подруги именно таким извращением и является. Но, увы, это проявление человеческой психики, если хорошо подумать, стенами только БДСМ-клубов явно не исчерпывается - хотя проявляется не в столь открытых формах.

Возьмем, например, самый "нежный возраст" - младший школьный. Задолго до изобретения Интернета с его соблазнами и порнографией в том числе и садистского характера, еще советские психологи описывали такое явление, как "инквизиционизм". Это когда мальчики (а нередко и девочки), начиная этак с 8-летнего возраста, с горящими глазами взахлеб начинают читать рассказы и целые книжки о, скажем, преследовании мнимых "ведьм" инквизицией. С очень красочным описанием всевозможных зверских пыток, применяемых к чаще молодым и красивым девушкам.

Фактически вариантом того же "инквизиционизма" являются отнюдь не сострадательные чувства при ознакомлении с историями "детей-героев" периода Великой Отечественной войны, также нередко попадавших в застенки гестапо, героинь-комсомолок и т. д.

Проходит немного времени до начала полового созревания - и вот одним из первых проявлений чувств мальчиков в отношении к понравившимся девочкам становится дергание их за косички. Что является не только способом обратить внимания, но, так сказать, первичной проверкой способности потенциальной "дамы сердца" терпеть боль и другие неприятности. Тоже, кстати, немаловажный фактор крепкого брака - пусть об этом школьники еще и не задумываются.

Впрочем, прелестницы тоже не остаются в долгу - своим поведением провоцируя настоящие "турниры" между конкурентами в борьбе за ее сердце, ведущиеся не всегда по рыцарским правилам. По итогам которых выбирается не всегда сильнейший - но проверка физических и душевных качеств потенциального избранника путем серьезных испытаний идет полным ходом. Ну, а как иначе - в идеале ему ведь надо будет становиться мужем и отцом семейства, которое необходимо прокормить, защитить и т. д.

И чего же тогда на этом фоне тогда удивляться описанному выше интересу и детей, и взрослых к описанию тех же пыток? В конце концов, изменить в уже случившейся истории ничего нельзя - зато можно полюбоваться стойкостью, терпением, мужеством главных героев и героинь таких сюжетов. Ведь останься они живыми - какими хорошие из них могли бы получиться мужья и жены, отцы и матери… Собственно, "инициации", жестокие испытания на грани (а нередко - и за гранью) настоящих пыток подростков и юных девушек с "выдачей билета" во взрослую жизнь, имевшие место почти во всех древних культурах - из той же "оперы".

В зрелом возрасте, конечно, культурные стереотипы берут свое - и откровенный садизм (и связанный с ним мазохизм, получение удовольствия от собственных страданий) задвигаются на задворки подсознания. Правда, полностью никуда так и не деваясь. Например, если внимательно прочитать на медицинских сайтах виды травм, получаемые особо страстными любовниками, отнюдь не считающими себя какими-то "извращенцами" - просто диву даешься, какой изобретательной может оказаться "агрессивная симпатия" в виде укусов, синяков, царапин и даже переломов некоторых деликатных частей тела. Никакой камеры пыток в духе инквизиции или маркиза де Сада не надо.

А можно, скажем, находить удовольствие от просмотра кровавых фильмов, "игр на выживание", личного участия в "адреналиновых" видах спорта, альпинизму или прыжкам с парашютом, например. В худшем случае - в постоянной тирании спутницы жизни (садизм) и неспособности последней уйти от этого ("комплекс жертвы", он же - почти классический мазохизм).

Между прочим, "кавай" - японский термин, обозначающий "прелесть", красоту, стал известным всему миру после достижений японского аниме и манг-комиксов. А в этих подразделениях японской поп-культуры тоже имеет целый отдельный БДСМ-жанр, так называемый "хентай". В котором милые обаяшки с идеальными фигурками и огромными глазами, обычно "неглиже", подвергаются дичайшим пыткам, казням, зверским изнасилованиям, оказываются жертвами маньяков, монстров и т. д. Кстати, хентай, как и любой другой более безобидный "кавай" в Стране восходящего солнца не считается каким-то извращением, и потому увлечение им не возбраняется даже школьникам, особенно - пубертатного возраста.

Так что цитированные в начале статьи данные, полученные американскими учеными, просто подтвердили давно известную закономерность: красота сама по себе автоматически никого не облагораживает - но, увы, может приводить и к не самым красивым чувствам у людей…

Красота не спасет мир

Писатель Татьяна Москвина – о синтезе красоты и интеллекта

Не люблю уродов… Л-л-люблю все к-красивое…» – бормотал в картине «Страна глухих» персонаж по имени Свинья. Формула эта совершенно точна: уроды, калеки, люди безобразные и некрасивые, а также все, кто таковыми себя ощущает, неравнодушны к красоте. Что касается красавчиков и красоток… Разве ценишь то, чем обладаешь? Красавица может обратить внимание даже на безобразного мужчину, а красавец – жениться на девушке скромной внешности. Так что сценаристы плохих фильмов не проявляют особой фантазии: такова действительность. Правда, обычно они делают акцент на то, что избранница/избранник красивого героя/героини обладает высокими нравственными достоинствами, а вот это уже лабуда.

По моим наблюдениям, красивых людей привлекают только две вещи – деньги и ум, и то и другое – реальная сила. Я лично чувствительна к красоте, каюсь с печалью, – знаю, что соблазн, а что делать? Вкус у меня ужасный, как у армянского папика. К примеру, мне нравятся мальчики, которые в балетах пляшут, а впрочем, хороши и мужчины из фильмов Хичкока с квадратными подбородками, в серых костюмах-тройках. В общем, надо работать над собой и перестать восхищаться и охать. Нет, нет, сущность мира не в красоте. Кстати, имейте в виду, Достоевский никогда не писал, что «красота спасет мир». В романе «Идиот» Ипполит Терентьев, чахоточный мальчик, обращаясь к князю Мышкину, произносит: «Князь, вы, кажется, говорили когда-то, что красота спасет мир». Вот и все. Федор Михайлович был великий ум, временами прозревавший истину. Потому и сию сентенцию о красоте отдал герою наивному, душевному путанику. От своего лица он такой ерунды утверждать не мог.

Если взять только физическую красоту человека, то именно из романов Достоевского очевидно: погубить она может вполне. Спасти – лишь когда она сочетается с истиной и добром, то есть в случае Спасителя. Этого случая мы ждем более двух тысяч лет с неослабевающим напряжением. Очень любопытно взглянуть, как это, когда все разное и вдруг вместе. Чтоб существо было и разумно, и прекрасно, и светло и других существ любило. А в отрыве от всего прочего физическая красота как принцип организации формы безразлична и даже враждебна миру. В «Идиоте», собственно говоря, фигурирует ее воплощение – женщина фантастической привлекательности, Настасья Филипповна, погубившая все вокруг себя. «Ах, кабы она была добра! Все было бы спасено…» – мечтает князь Мышкин в начале произведения, глядя на портрет роковой дамы. Тем не менее в пространстве романа такого сочетания мы не видим. Не соединяются божественные свойства в человеческих пределах! Красивые внешне – злы, добрые – безобразны, а умные – вообще сами по себе. Так часто и в жизни: приходится выбирать, что дороже, любимее и предпочтительнее.

Я лично на стороне ума. От него и польза, и с ним интереснее всего. Тем более что современный мир занят промышленным перепроизводством красоты. Ее столько, что от нее тошнит. Красивых женщин пора топить в ведре, как досадный кошачий приплод. Если раньше носы и губы отпускались природой строго по графику, то нынче некоторые женщины режут свои лица, стремясь приблизиться к некоему идиотскому идеалу, руша индивидуальную прелесть, которая зачастую держится на каком-нибудь «лишнем» миллиметре эпидермиса. Увы, массовые представления о красоте сформированы дрянными, конъюнктурными стандартами.

А вы говорите – красота. Ума бы немножко прибавить миру. Пока пластическая хирургия вещь дорогая и болезненная, имеется хоть какой-то заслон в виде естественного страха и отсутствия денег, но что бы сталось с женской внешностью, если изменить себя было бы так же легко, как отредактировать картинку в компьютере? По улицам

городов стройными рядами шли бы полки одинаковых красоток шести-семи основных типов. Что касается добра… не будем о грустном.

Из книги Статьи, выступления автора Миронов Борис Сергеевич

НАС СПАСЕТ НАЦИОНАЛИЗМ О РУССКОЙ ИДЕОЛОГИИСами ли испугались или кто искусно навязал нам неприятие идеологии, но уже и не пытаемся вовсе говорить о ней, чураясь самого слова, хотя с времен древних греков идеологией означали подлинный, истинный образ сущего, постижение

Из книги Ни дня без мысли автора Жуховицкий Леонид

МОЖЕТ, СПАСЕТ АНЕКДОТ? Бывают же совпадения! Словно на АТВ секретно работают хакеры, и один из них ночью залез в мой компьютер, не нужный никому, кроме меня. Позвонили с «Времечка» и позвали на дискуссию о насилии на телеэкране. Действует это на зрителей или нет?Набор гостей

Из книги СобакаРу автора Москвина Татьяна Владимировна

Красота не спасет мир Писатель Татьяна Москвина – о синтезе красоты и интеллекта Не люблю уродов… Л-л-люблю все к-красивое…» – бормотал в картине «Страна глухих» персонаж по имени Свинья. Формула эта совершенно точна: уроды, калеки, люди безобразные и некрасивые, а также

Из книги Газета День Литературы # 71 (2002 7) автора День Литературы Газета

Владимир Бондаренко “КРАСОТА СПАСЁТ МИР” Все-таки Федор Михайлович Достоевский - наш национальный святой. К тому же он опередил время ровно на век. Сегодня все вышли из шинели Достоевского: Проханов и Мамлеев, Личутин и Лимонов, молодые Крусанов и Шаргунов и

Из книги Литературная Газета 6273 (№ 18 2010) автора Литературная Газета

Семья спасёт мир Первая полоса Семья спасёт мир 15?мая мир отмечает День семьи. В шестнадцатый раз. Этот международный праздник был учреждён на исходе XX?века, потому что человечество наконец осознало: цивилизацию разрушают не только крово-пролитные войны. Опаснее войны

Из книги Литературная Газета 6277 (№ 22 2010) автора Литературная Газета

Спасёт ли нас «общее дело» Общество Спасёт ли нас «общее дело» ПОЛЕМИКА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?» Раньше человек мог подумать о себе только после того, как дела его с государством и с Богом были устроены Писатель Андрей Столяров («Комплекс

Из книги Спасет ли Путин Россию? автора Козенков Юрий Евгеньевич

4. Спасет ли Путин Россию? 1.Многие социологи и аналитики в 2000 году исписали тонны бумаги, описывая недостатки и достоинства президента В. Путина, но главных нюансов так и не рассмотрели, то ли из–за скудости жизненного багажа, то ли из–за целенаправленной

Из книги Потреблятство [Болезнь, угрожающая миру] автора Ванн Дэвид

Дизайн спасет планету Если тостер спроектирован хорошо, он делает нашу жизнь лучше, потому что кусочек хлеба выходит из него с золотистой корочкой, а сам прибор выглядит таким стильным! Если тостер можно починить в случае поломки, это очень хорошо, а если отслуживший

Из книги Знаки внимания (сборник) автора Рубинштейн Лев Семёнович

Мир спасет балаган Когда я шел, чтобы постоять в «Белом кольце», я боялся, что людей будет мало, что многие подустали от бурных, веселых и многолюдных, но лишенных вещественного результата стояний и хождений. Я боялся, что мне придется стоять в жидкой цепи молчаливых

Из книги Газета Завтра 990 (47 2012) автора Завтра Газета

Из книги Репортажи со шпилек автора Голубицкая Жанна

Красота спасет мир? Все мои попытки постичь логику красивых, некрасивых и обычных и провести сравнительный анализ свелись к нехитрому резюме. И оно, увы, не новость: для счастья родиться красавцем совсем не обязательно. Надо просто родиться умным. Или хотя бы постараться

Из книги Газета Завтра 451 (29 2002) автора Завтра Газета

“КРАСОТА СПАСЕТ МИР” Владимир Бондаренко 15 июля 2002 0 29(452) Date: 16-07-2002 Author: Владимир Бондаренко “КРАСОТА СПАСЕТ МИР” Все-таки Федор Михайлович Достоевский - наш национальный святой. К тому же он опередил время ровно на век. Сегодня все вышли из шинели Достоевского:

Из книги Надо ли России бояться Китая? автора Беззубцев-Кондаков Александр

Кто спасет Дальний Восток? Не так давно и в тех краях наконец-то проявились первые факты официального пресечения «загребущей» деятельности восточных бизнесменов на нашей земле. Россельхознадзор провел инспекцию и обнаружил высокую степень загрязнения токсичными

Из книги Литературная Газета 6454 (№ 11 2014) автора Литературная Газета

Семья спасёт мир! Фото: РИА "Новости" Президент Путин на заседании президиума Госсовета назвал охрану материнства и детства, укрепление семьи, создание условий для роста рождаемости главными социальными задачами. Эффективной мерой улучшения демографической

Из книги Эти двадцать убийственных лет автора Распутин Валентин Григорьевич

Кто спасет «маяк»? – Между тем и на телевидении, и на радио мы становимся свидетелями таких чудовищных деформаций, от которых миллионам людей очень сильно не по себе. Однако кто-то считает, что это «не по себе» и есть хорошо. Например, вы слушаете радио «Маяк»?– Много

Из книги А рыпаться все равно надо автора Кругосветов Саша

Россию спасет провинция Как надоели эти потоки лжи, вранья, массовой культуры, безголосой попсы, размалеванной, тюнинговой, накладной «красоты», как надоели эти бесконечные бесталанные, искусственные, целлулоидные, гламурные Виагры, Блестящие, Фабрики. Жизнь напоказ. И

Истина вовсе не в вине. Нет никакого здорового духа в здоровом теле. Зато есть крылатые выражения, смысла которых мы на самом деле не знаем. Самые распространенные заблуждения собраны в этом материале...

Говори правильно: выражения, которые выдают в тебе неуча и дурака

Отличить скользящих по поверхности культуры австралопитеков от людей образованных можно по множеству признаков: количеству восклицательных знаков, «падонкаффскаму» наречию и умилительному словоупотреблению. Показательны здесь слова и фразы, вроде «вкрацие», «идея фикс», «эльфиева башня», «дышать наладом», «гибсокартон», «носился со списанной торбой», «превуалировать».

Но есть и более заковыристые выражения, неправильное употребление которых способно в секунду опозорить вас в кругу действительно интеллектуально развитых товарищей.

Прочитайте, запомните, и знайте разницу.

«Работа не волк — в лес не убежит»


Неправильный контекст : Работа никуда не денется, отложим ее.

Правильный контекст : Работу придется делать в любом случае.

Те, кто произносит эту пословицу сейчас, не учитывают, что волк раньше на Руси воспринимался как животное, не поддающееся приручению, которое гарантированно сбежит в лес, тогда как работа никуда не исчезнет и ее все равно придется выполнять.

«Красота спасет мир»

Неправильный контекст : Красота спасет мир.

Правильный контекст : Красота не спасет мир.

Эта фраза, приписываемая Достоевскому, на самом деле была вложена им в уста героя «Идиота», князя Мышкина. Сам Достоевский в ходе развития романа последовательно демонстрирует, насколько Мышкин оказывается неправ в своих суждениях, восприятии окружающей реальности и, в частности, этой максиме.

«Жизнь коротка, искусство вечно»

Неправильный контекст : Настоящее искусство останется в веках даже после смерти автора.

Правильный контекст : Жизни не хватит на то, чтобы освоить все искусство.

В латинской фразе «Ars longa, vita brevis» искусство не «вечно», а «длинно», то есть «обширно»: речь здесь идет о том, что изучению искусства придется посвятить целую жизнь, но, скорее всего, всех книжек все равно прочитать не успеешь.

«В здоровом теле здоровый дух»


Неправильный контекст : Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.

Правильный контекст : Нужно стремиться к гармонии между телом и духом.

Это вырванная из контекста цитата Ювенала «Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano» — «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Речь идет о том, что нужно стремиться к гармонии между телом и духом, поскольку в реальности она редко встречается.

«Растекаться мыслью по древу»

Неправильный контекст : Говорить/писать запутанно и длинно; никак не ограничивая свою мысль, вдаваться в ненужные подробности.

Правильный контекст : Смотреть со всех точек зрения.

В «Слове о полку Игореве» эта цитата выглядит так: «Растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Мысь — белка.

«Народ безмолвствует»

Неправильный контекст : Люди пассивны, безразличны ко всему.

Правильный контекст : Народ отказывается принимать то, что ему навязывают.

В финале трагедии Пушкина «Борис Годунов» народ молчит не потому, что его не волнуют насущные проблемы, а потому, что не хочет принять нового царя:

«Масальский: Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом (Народ в ужасе молчит). Что же вы молчите?
Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует».

«И ты, Брут?»


Неправильный контекст : Удивление, обращение к предателю, которому доверяли.

Правильный контекст : Угроза, «ты следующий».

Согласно одной из версий, Цезарь адаптировал слова греческого выражения, которое стало поговоркой у римлян. Полностью фраза должна звучать так: «И ты, мой сын, почувствуешь вкус власти». Произнеся первые слова фразы, Цезарь как бы заклинал Брута, предвещая его насильственную смерть.

«Человек создан для счастья, как птица для полета»

Неправильный контекст : Человек рожден для счастья.

Правильный контекст : Счастье для человека невозможно.

Это крылатое выражение принадлежит Короленко, у которого в рассказе «Парадокс» его произносит несчастный инвалид от рождения, без рук, добывающий пропитание своей семье и себе сочинением изречений и афоризмов. В его устах эта фраза звучит трагично и опровергает сама себя.

«Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить»

Неправильный контекст : О шекспировском Отелло.

Правильный контекст : Цинично о человеке, в услугах которого больше не нуждаются.

К Шекспиру это выражение не имеет никакого отношения, так как заимствовано из драмы Ф. Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). Эту фразу там произносит мавр, оказавшийся ненужным после того, как он помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против тирана Генуи дожа Дориа.

«Истина в вине»


Неправильный контекст: Выпивший человек говорит правду.

Правильный контекст: В вине может и истина, но здоровье — в воде.

А дело в том, что цитируется лишь часть перевода латинской пословицы «In vino veritas, in aqua sanitas». Полностью он должен звучать как «В вине правда, в воде — здоровье».

«Пусть расцветает сто цветов»

Неправильный контекст : Богатство вариантов и разнообразие — это хорошо.

Правильный контекст : Пусть критики критикуют.

Лозунг «Пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ» выдвинул объединивший Китай император Цинь Шихуан. Кампания по поощрению критики и гласности оказалась ловушкой, когда стало объявлено, что лозунг был частью другой кампании, с названием «Пусть змея высунет голову».