Косцы характеристика героев. Главные герои и их характеристика

И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». Анализ произведения

Время и история создания

Рассказ написан в 1921 году в Париже, т. е. в эмиграции. В основу рассказа И. А. Бунина положены следующие воспоминания: «Когда мы с моим покой­ным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхити­тельно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге всем существом и все говорили: «Так могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди!»

Как и во многих произведениях Бунина, четкого сюжета в рассказе нет. Со­держание этого произведения - воспоминание рассказчика о том, как когда-то он, идя по дороге, слышал, как в березовом лесу поблизости косцы косили и пели.

Рассказчик передает свое чувство, связанное с впечатлением от этого пения, понимание того, что никогда ему не забыть этого предвечернего часа, а самое главное, никогда до конца не понять, в чем прелесть этой песни косцов.

Поэтика, композиция, идея

Рассказ «Косцы» также можно назвать лирическим очерком, поэтической зарисовкой.

Четкого сюжета и композиции произведения нет - это размышления писа­теля о русском человеке, о России, мечта о духовном единении со своей страной. Можно сказать, что и героев в рассказе нет. Нет и изображения действий, рабо­ты косцов. В центре произведения - чувства и мысли автора. Он размышляет о косцах, о том, что каждый из них - часть большой неделимой артели. Косцы поют, сами не осознавая того, что их песня гармонично вливается в жизнь при­роды. Слушая их пение, автор ощущает себя единым целым с этим народом, частью родины, России.

Этот рассказ можно назвать стихотворением в прозе. В нем чувствуется пере­кличка с рассказом «Певцы» другого русского писателя - И. С. Тургенева, где речь идет также о таланте народа, о силе и красоте народной песни.

Писатель использует в произведении яркие изобразительные средства:

Эпитеты (предвечернее время, полевой воздух, облака на уже розовеющем западе);

Метафоры (свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов; наш общий дом была - Россия, мы были дети своей родины; чувства рассказывали вздохами, полусловам; звучность березового леса; откли­кающаяся даль);

Сравнения («...это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди...»).

Из бунинских одухотворенных описаний возникает целостный образ стра­ны, которая была когда-то, но которой больше никогда не будет. Написанный уже в эмиграции, рассказ несет в себе и чувство горечи, связанное с потерей родины, и передает огромную любовь Бунина к ней.

Горковенко Ангелина Гавриловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 398
Населённый пункт: Санкт- Петербург Красносельский район
Наименование материала: статья
Тема: Образ Родины в творчестве И. А. Бунина (на примере рассказа "Косцы")
Дата публикации: 05.02.2017
Раздел: среднее образование

Изображение природы и народного труда. Образ Родины.

И.А.Бунин «Косцы»
Рассказ «Косцы» напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине. Перепечатывая, Бунин неоднократно редактировал его. В написанных незадолго до кончины заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись о «Косцах» .«Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы - с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес» Писатель в эмиграции обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ «Косцы», где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле. В рассказе «Косцы» главная прелесть для него не только в крестьянах и их дивном пении: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины, и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».
Работа над рассказом « Косцы»
Читая рассказ « Косцы», учащимся можно предложить вопросы: Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звук Какие основные микротемы можно выделить, прочитав текст?. Назовите их.. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины) Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Ответы подтверждайте текстом.
Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание. На уроке рекомендуется провести словарную работу.
Словарная работа.
Бахилы - вид крестьянской обуви. Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”). Как труд описывается в рассказе? Далее остановить внимание учащихся на эпизоде, где автор описывает пение крестьян. Та радость, которую дарила людям эта песня, свидетельствовала, что «бесконечно счастливы были мы в те дни». Бунин сожалеет о том, что сказочные дни эти - увы! - невозвратимы.
Прослушивание старинной народной песни (по выбору учителя)

Вывод.
Любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления.
Центральная теме- тема Родины.
В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе). Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной). Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”). Что является для нас, русских людей, домом? (Россия). Дом задание. Написать сочинение.
Сочинение ученика « Анализ рассказа И.А. Бунина « Косцы»

Бунин трагически переживал разрыв с Родиной. В своих произведениях, написанных в эмиграции, он сосредоточил всё своё внимание на воспоминаниях о России, на переживаниях навсегда ушедшего прошлого. В произведении «Косцы» звучит до боли сердечной тоска по «родимой сторонушке». Это лирическое воспоминание, очень тёплое и искреннее. Назван рассказ просто - «Косцы». И начало его, казалось, незатейливое: «Мы щли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от нас и пели …» И сюжет не сложен: небольшой артелью проходили рязанские мужики по орловским местам « на заработки во время рабочей поры в степях». Так почему же тогда рассказ оказывает огромное эмоциональное воздействие, в душе пробуждает сложные чувства - то тоску и боль, то умиротворённость и надежду? Бунин запечатлел ситуацию в восприятии конкретного лица. Перед нами глубоко чувствующий человек. Писатель не просто созерцатель, он - «чувствователь», слившийся с русской природой, с косцами, их песней. «Чувство - всё, записал И.А. Бунин в 1923 г. Действительность - что такое действительность? Только то, что я чувствую. Остальное - вздор». И «центральным героем» этого рассказа становится чувство Бунина. Его глубокая любовь к России и русским людям. Она проявляется и в описании русского пейзажа, и в описании мужиков, («они были беззаботны, дружны …», были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и спорости …».«Они были опрятны, красивы …»), и даже в том, как они ели «страшные своим дурманом грибы - мухоморы» и как «долго, сладко пили, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские люди». Бунин остро чувствует единение русских людей с природой, их неразрывность, слитность. «Они пели, а берёзовый лес звучно откликался им». Великолепно дан пейзаж. Круг речевых средств широк: при помощи эпитетов, глаголов со значением цветового признака передаётся многообразие оттенков цвета; метонимические определительные наречия характеризуют и предметы, и признаки; даются звуковые, световые, осязательные характеристики, которые взаимодействуют друг с другом. «Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов звучно откликается им… Было предвечернее время июньского дня … Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось… Стадо овец серело впереди». Такая концентрация речевых средств на сравнительно небольшом пространстве текста делает язык необычайно ярким, образным. В рассказе автор изображает события с временной точки зрения: «Это было давно, потому что та жизнь, какой мы жили в то время, не вернётся уже вовеки».
И становится ясно: автор грустит не о безвозвратно ушедших годах, а о той девственной, былинной жизни, которую он помнил. Его произведение строится как монолог-воспоминание. Лирическое настроение создаётся восклицаниями, приёмом умолчания, риторическими вопросами, повторами разных типов. В рассказе используются анафорические построения, звуковые, лексические повторы, прежде всего, слова русский, повтор одного и того же элемента-приставки без – (беззаветность, беззаботны, бездумно, бесконечно, беспредельный), повторы однокоренных слов: «Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ними и нами - и между нами и этим хлебородным полем… Прелесть была в том, что все мы были дети своей Родины, и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно…» Ряды этих единиц в сочетании с фольклорными образами (ковры-самолёты, шапки-невидимки, реки молочные) с элементами народных песен создают образ России «в … дни, теперь уже бесконечно далёкие - и невозвратимые. На протяжении всего рассказа звучит тема «очарования русской песни». Пение косцов кажется Бунину необыкновенным. Это чувство передаётся и нам, читателям. «В чём было очарование этой песни, её неизбывная радость?» И автор отвечает: «…так пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому». Косцы пели: «Ты прости-прощай, родимая сторонушка». И понимает Бунин, что они прощались и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и надеждами. И в то же время убеждает, что нет человеку «подлинной разлуки с нею, с Родиной, что куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг - беспредельная родная Русь». И понимает читатель, что эта песня самого И.А.Бунина, которого судьба забросила далеко от милой России, что это его душа поёт песню « о родимой сторонушке». Лирическая тональность, «изумительная изобразительность» произведения богатство образных средств делает рассказ удивительно ярким, убеждает читателя в непреходящих ценностях -любви к людям, родной России.

Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровожда­емая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем песня грузчиков во время путешествия на пароходе. Потом такую же сильную, могучую, ладную песню услышал Бунин, проезжая в деревне мимо косцов.

Применительно к этому рассказу нельзя говорить о композиции произведения - это, скорее, размышле­ния писателя о русском человеке, о России, о нашем духовном единении со своей страной. Да и героев здесь нет как таковых - рассказ о работе косцов сопровождается в основном раздумьями автора. Бунин любуется ладной работой приезжих косцов, их одеж­дой, тем, что каждый из них - часть большой неделимой артели. А главная прелесть их песни для писателя не только в том, что ей вторит природа, но и в том, что все мы, слушая ее, ощущаем себя единым целым - Россией.

Рассказ написан в 1921 году в Париже, т. е. в эмиграции.

1. Встреча с косцами.

2. Вечерний июньский пейзаж.

3. Откуда они, эти косцы?

4. Прошлая встреча с косцами, их ужин.

5. Рассказчик слушает песню косцов.

6. Прелесть этой песни - в кровном родстве человека и ок­ружающей природы.

7. Пение косцов - это даже и не пение, а вздохи молодой, могучей груди.

8. Очарование этой песни и в том, что человек не верит в свою безнадежность.

9. Счастливые времена канули безвозвратно.

(6 оценок, среднее: 2.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Григорий Григорьевич Мясоедов оригинальный художник, изображающий в своих картинах крестьянский быт. Картина «Страдная пора. Косцы» была куплена лично российским императором...
  2. Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего...
  3. В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как...

Рассказ "Косцы" - это поэтическая зарисовка, сопровождаемая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем песня грузчиков во время путешествия на пароходе. Потом такую же сильную, могучую, ладную песню услышал Бунин, проезжая в деревне мимо косцов. Применительно к этому рассказу нельзя говорить о композиции произведения - это, скорее, размышления писателя о русском человеке, о России, о нашем духовном единении со своей страной. Да и героев здесь нет как таковых - рассказ о работе косцов сопровождается в основном раздумьями автора. Бунин любуется ладной работой приезжих косцов, их одеждой, тем, что каждый из них - часть большой неделимой артели. А главная прелесть их песни для писателя не только в том, что ей вторит природа, но и в том, что все мы, слушая ее, ощущаем себя единым целым - Россией.

Рассказ написан в 1921 году в Париже, т. е. в эмиграции.

План

Встреча с косцами. Вечерний июньский пейзаж. Откуда они, эти косцы? Прошлая встреча с косцами, их ужин. Рассказчик слушает песню косцов. Прелесть этой песни - в кровном родстве человека и окружающей природы. Пение косцов - это даже и не пение, а вздохи молодой, могучей груди. Очарование этой песни и в том, что человек не верит в свою безнадежность. Счастливые времена канули безвозвратно.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа И. А. Бунина «Косцы», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    У кромки молодого березового леса автор с попутчиком застают за работой косцов. Они привлекают внимание писателя своим благообразным видом, своей опрятностью и трудолюбием. Эти люди были беззаботны и дружны, что показывало их упоение от своего занятия. Ближе к вечеру автор словно бы ищет новой встречи с косарями - и находит их за ужином. Они весело едят дурман-грибы, уверяя, что те сладкие, точно курятина. Затем отдохнувшие труженики запели, наполняя пахучий лесной воздух
    Рассказчик вспоминает, как шли они по большой дороге, а в молодом березовом лесу поблизости косцы косили и пели. Это было очень давно. И та жизнь, которой жили все в то время, уже не вернется никогда. Кругом были поля. Старая большая дорога, изрезанная колеями, уходила в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, впереди серело стадо овец. Старик-пастух с подпаском сидел на меже. Казалось, что нет никакого деления на время в этой
    Все сочинения разделяются на несколько видов. 1. Сочинения на нелитературные темы. Среди сочинений на нелитературные темы наиболее распространены сочинения на темы искусства и сочинения на основе личных наблюдений. К сочинениям на нелитературные темы относятся рассказы, описания, размышления. Сочинение-рассказ - это связный текст, последовательно рассказывающий о каких-то событиях. Содержание рассказа состоит из трех частей: начала действия, его развития и конца действия. Сочинение-описание - это связный текст, дающий описание основных признаков предмета, явления или человека. В
    По горизонтали: 5. Французский писатель, современник М. Шолохова, высоко ценивший литературное творчество писателя. 6. Колхозник-бригадир в романе «Поднятая целина». 8. Воинское звание старшего брата Николая Стрельцова из романа «Они сражались за родину». 11. Возница из романа «Поднятая целина». 12. Пулемётчик с тачанки из рассказа «Шибалково семя». 16. Лейтенант, главный герой «Науки ненависти». 18. Имя одного из сыновей писателя. 19. Народный артист СССР, сыгравший роль Григория Мелехова. 20. Кулак из романа
    Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод. В сочинениях на нелитературные и на свободные темы - это Тезис, доказательство, вывод. Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства. Важная черта основной части - ее конкретность. Тему нужно раскрывать не общими фразами, а, освещая идейно-художественное содержание произведения, следует аргументировать свои мысли. Конкретность
    По горизонтали: 5. “Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, дар бессмертный - речь” (стихотворение). 6. Стихотворение из поэтического сборника «Листопад». 9. Персонаж из рассказа «Митина любовь». 10. Действующее лицо рассказа «Генрих». 11. Автор исторического романа «Катастрофа», главный герой которого - И. Бунин. 14. Русский писатель, который сказал о литературном творчестве И. Бунина: “Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо
    Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. Одним из первых к этим мелодиям обратился ее основоположник - М. И. Глинка. Современное ему аристократическое общество с пренебрежением относилось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Бросив вызов подобным предубеждениям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.