Конспект занятия рисование на тему черника. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе на тему "Фруктово_ягодная сказка"

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Дарья Николаевна Колдина
Рисование с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий

От автора

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ!

Последний год перед школой – очень важный период в жизни дошкольника. И от того, как пройдет этот год, во многом зависит успешность дальнейшего обучения. Если ребенок будет готов к школе, он пойдет в нее с радостью, а уроки не станут для него тяжелой обязанностью.

Особое внимание стоит уделять занятиям изобразительной деятельностью, которая оказывает большое влияние на развитие восприятия, образного мышления и мелкой моторики ребенка. В процессе рисования, лепки и аппликации у детей формируются художественно-творческие способности, дальнейшее совершенствование которых произойдет в школе.

В возрасте 6–7 лет ребенок приобретает новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности. Он знакомится с произведениями живописи, скульптурой малых форм, работами книжных иллюстраторов; начинает обращать внимание на средства, которыми пользуется художник для передачи своего настроения, на то, как автор выделяет главные объекты, каким образом передает пространственные отношения между предметами.

Совершенствуется и усложняется техника рисования традиционными и нетрадиционными способами. Закрепляются навыки использования выразительных средств (цвета, формы, пропорций, композиции) и изобразительных материалов в соответствии с их спецификой (простой карандаш, кисть, перо, цветные карандаши, гуашь, акварель, пастель, сангина, угольный карандаш, восковые мелки, гелиевая ручка).

Изображаемые образы становятся более сложными и детализированными. Появляется интерес к рисованию с натуры. Дети учатся сначала отображать общую форму предмета, а затем дополнять изображение деталями, обращая внимание на пространственное положение, пропорции, цветовые переходы. Выполняя творческие задания, маленькие художники передают характерные признаки персонажа, его позу и движения. В сюжетном рисовании учатся правильно размещать предметы относительно друг друга (ближе – дальше, передний – задний план). Осваивается способ наложения цветового пятна тушевкой и рисование штриховкой. Постепенно дети подводятся к отображению цветов, имеющих два оттенка (желто-оранжевый, светло-зеленый).

В декоративном рисовании ребята учатся выполнять узоры (кольца, круги, точки, волнистые линии, траву, ягоды, листья, цветы) и передавать колорит дымковской, филимоновской, хохломской, жостовской, городецкой, гжельской, полхов-майданской, каргопольской росписи на бумажных шаблонах и вылепленных игрушках. Дети осваивают навыки самостоятельного составления узоров растительного, геометрического и предметного характера, учатся использовать симметрию.

На занятиях по рисованию воспитывается умение создавать коллективную работу, а также последовательно выполнять все этапы работы.

В данной книге приведены конспекты увлекательных занятий по рисованию традиционными и нетрадиционными способами.

Занятия (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, лепка, аппликация, рисование) составлены по тематическому принципу: одна и та же тема изучается в течение недели.

Обычно с детьми 6–7 лет проводятся два занятия в неделю по рисованию, длительностью 20–25 минут. Желательно проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и занимались аппликацией по той же теме.

72 конспекта комплексных занятий рассчитаны на весь учебный год (с сентября по май).

Прежде чем приступить к занятию, внимательно прочитайте конспект. Если обнаружите, что вам что-то не подходит, внесите изменения. Подготовьте нужный материал и оборудование, проведите предварительную работу (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану.

1. Вводная часть. Задача воспитателя – пробудить интерес ребенка и создать эмоционально благоприятную ситуацию (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, знакомство с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления, подвижные игры).

2. Основная часть занятия начинается с анализа изображаемого предмета, предложений детей по выполнению работы и советов воспитателя. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные цвета и интересные детали).

3. Заключительная часть – подведение итогов занятия. Воспитатель раскладывает все работы и вместе с детьми анализирует их (только положительная оценка, ведь каждый ребенок должен радоваться полученному результату). Дети учатся оценивать свою работу и работы других детей, подмечать интересные решения, видеть сходство с натурой.

Виды занятий, используемые в детских дошкольных учреждениях:

Рисование с натуры;

Рисование по памяти;

Рисование на заданную тему из головы;

Декоративное рисование.

Для занятий по рисованию вам понадобятся:

Бумага для рисования обычная;

Акварельная бумага;

Простые карандаши;

Цветные карандаши;

Фломастеры;

Краски гуашевые;

Краски акварельные;

Восковые мелки;

Пастельные мелки;

Сангина;

Угольные карандаши;

Гелевые ручки;

Мягкие и жесткие кисти разных размеров;

Стаканы (банки) для воды;

Палитры;

Клеенки-подкладки;

Тряпочки;

Зубные щетки;

Широкие мисочки для разведения в них гуаши.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к семи годам:

Имеет представление о видах изобразительного искусства;

Умеет создавать композицию рисунка;

Умеет рисовать по памяти и с натуры;

Умеет создавать сюжетную композицию;

Знает следующие приемы выделения смыслового центра: цветовой контраст, контраст по размеру;

Умеет вписывать изображение в лист;

Умеет передавать форму и пропорции предмета;

Умеет создавать изображение при помощи различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных;

Подбирает и использует в рисунке гармонично сочетающиеся цвета и их оттенки;

Умеет смешивать краски и получать новые цвета;

Знает способ наложения цветовых пятен тушевкой, штриховкой, мазками;

Закрашивает фон в начале или в конце работы.

В декоративном рисовании:

Имеет представления о различных народных промыслах;

Умеет составлять узоры по мотивам народной росписи на основе любой формы и размера;

Умеет подбирать цветовую гамму, характерную для определенного промысла;

Умеет выполнять элементы росписи.

Годовое тематическое планирование занятий по рисованию




Конспекты занятий

Тема недели «До свидания, лето»
Занятие 1. Как я провел лето
(Свободный выбор материала)

Программное содержание. Вызвать приятные воспоминания о лете. Предоставить детям возможность самостоятельно выбирать материал и способ передачи своих впечатлений. Развивать способность вписывать композицию в лист. Закреплять умение рисовать гуашью. Развивать художественный вкус, фантазию и воображение.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, кисти, тряпочки, палитры, баночки с водой.

Ход занятия

Поговорите с детьми о том, где они были летом, что им больше всего запомнилось. Попросите подумать, что они хотели бы передать в рисунке (кто-то нарисует, как он был на море, другой – как купался в речке, третий – изобразит свою жизнь в деревне т. д.).

Детям самостоятельно надо наметить контурный рисунок простым карандашом, а затем оформить работу в цвете.

Закончить занятие можно стихотворением Л. Даскаловой «Слезы о лете»:


Кончилось чудное лето.
Видишь -
В траве золотые монеты.
Тихо роняет на землю береза
Золото листьев -
Прощальные слезы…

Занятие 2. Цветы в вазе
(Рисование акварелью)

Программное содержание. Учить рисовать цветы с натуры. Закреплять умение рисовать кистью изогнутые линии. Упражнять в рисовании акварелью. Развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой.

Демонстрационный материал. Цветы (ромашки, незабудки, астры и т. п.) в однотонной вазе, простой по форме.

Раздаточный материал. Листы акварельной бумаги, простые карандаши, акварель, кисти, тряпочки, палитры, баночки с водой.

Ход занятия

Поставьте цветы в вазу. Вместе с детьми рассмотрите форму вазы. Из вазы в разные стороны идут тонкие изогнутые стебли, которые следует рисовать концом кисти. На них расположены цветы. Обсудите с детьми строение цветка.

Предложите детям самостоятельно нарисовать натюрморт, добиваясь сходства с натурой. Начинать рисунок следует с вазы, которую нужно расположить в нижней части листа так, чтобы осталось достаточно места для цветов.

Тема недели «Что нам осень принесет»
Занятие 3. Натюрморт из осенних плодов
(Рисование гуашью)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта и репродукциями натюрмортов. Продолжать учить рисовать натюрморт, состоящий из предмета сервировки и фруктов, гуашью, передавая форму, цвета, размеры, пропорции предметов. Развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой.

Демонстрационный материал. Репродукции натюрмортов, ткань, муляжи фруктов, овощей, ягод, глиняный горшок или ваза.

Раздаточный материал.

Ход занятия

Рассмотрите с детьми картины с изображением натюрмортов.

Спросите детей:

– Какое настроение вызывает у вас эта картина?

– О чем рассказывает эта картина?

– Какой из предметов здесь самый красивый? Почему вы так считаете?

– Какие цвета использовал художник?

Вместе с детьми расположите на ткани фрукты, овощи и ягоды рядом с глиняным горшком (вазой, тарелкой) и предложите простым карандашом сделать эскиз на листе бумаги, соблюдая размеры, форму и расположение предметов друг относительно друга.

Затем нужно оформить натюрморты в цвете. Желательно, чтобы дети смешивали краски для получения нужных цветов и их оттенков. Тогда плоды будут выглядеть сочными и вкусными. Подскажите детям, что надо давать краске подсохнуть, чтобы она не растекалась с одного фрукта на другой. Для изображения драпировки нужно использовать приглушенные цвета, чтобы фон не забивал изображение.

Занятие 4. Хохломская тарелка
(Роспись гуашью)

Программное содержание. Расширять представления детей о хохломском промысле и его особенностях. Учить детей составлять узор в соответствии с формой основы. Учить подбирать краски, подходящие к цвету фона. Упражнять в рисовании элементов хохломской росписи. Развивать художественный вкус.

Демонстрационный материал. Хохломские изделия: миски, солонки, ковши, кружки, вазы, ложки; образцы элементов хохломской росписи.

Раздаточный материал. Бумажные круги, заранее тонированные детьми гуашью желтого цвета, тонкие кисти, гуашь красного, черного и зеленого цветов, баночки с водой, тряпочки, палитры.

Ход занятия

Расскажите детям, что раньше посуда, из которой люди ели, была деревянной. В основном ее вырезали из липы. Миски, кружки, ложки, тарелки обмазывали глиной и покрывали олифой (льняным маслом) и несколько раз сушили, иначе от горячей еды посуда бы потрескалась. После этого деревянная посуда становилась «золотой». Затем изделия расписывали черной, красной, зеленой и желтой красками.

Вместе подумайте, почему этот промысел называется хохлома (по названию села Хохлома).

Рассмотрите с детьми хохломские изделия и обратите внимание на травно-растительный орнамент из цветов, листьев, усиков, завитков, капелек. Все элементы рисуются сразу кистью, легкими движениями. Покажите детям приемы рисования осочек (концом кисти сверху вниз), травинок (расширяющимися мазками), капелек (примакиванием), усиков (тонкими линиями, заворачивающимися в спирали), завитков (тоже спираль, но с нажимом). Узор состоит из вышеперечисленных элементов, а также ягод (рябины, малины, клубники, вишни, смородины, крыжовника), листьев и цветков, соответствующих ягодам. Ягоды рисуются концом кисти или печаткой-тычком.

Раздайте детям шаблоны тарелок и предложите самостоятельно украсить их хохломской росписью.

Закончите занятие отрывком из стихотворения Е. Седовой:


Маленькие ягодки,
Спелые и вкусные,
По большой тарелочке
Рассыпались, как бусины.

Тема недели «Кладовая природы»
Занятие 5. Грибная поляна
(Рисование гуашью)

Программное содержание. Расширять знания детей о многообразии грибов. Учить рисовать разные по форме, строению и цвету грибы. Упражнять в рисовании лесной поляны. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Развивать художественный вкус, чувство композиции. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Демонстрационный материал. Предметные картинки грибов: подберезовика, опят, белого гриба, рыжика.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, кисти, гуашь, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия


Прочитайте детям потешку:
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб -
боровик.

Спросите детей:

– Какие грибы упоминаются в потешке? (Рыжики, подберезовики, опята, белые грибы.)

По картинкам вместе с ребятами опишите их внешний вид.

– Какие еще грибы вы знаете?

Предложите детям нарисовать лесную поляну, окруженную деревьями. А в центре поляны – крупные грибы.

Занятие 6. Расписной лес
(Рисование гуашью)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа и репродукциями картин. Учить рисовать осенний пейзаж, передавая строение и форму разных деревьев, используя разные приемы рисования (мазком, пятном, концом кисти, всем ворсом, тычком жесткой полусухой кисти). Воспитывать у детей эмоциональное отношение к природе.

Демонстрационный материал. Осенние пейзажи.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, мягкие и жесткие кисти, гуашь, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Рассмотрите с детьми изображение осеннего леса.

Спросите детей:

– Что изобразил художник на картине?

– Какие деревья можно встретить в лесу?

Прочитайте детям стихотворение И. Бунина «Листопад»:


Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небе, что оконца…

Спросите детей:

– С чем сравнивается лес в стихотворении? (С расписным теремом.)

– Какого цвета деревья в лесу? (Лиловые, золотые, багряные, желтые.)

– Как вы понимаете слово «лазурь»? (Голубой цвет, в стихотворении – небо.)

Предложите детям нарисовать лес. Сначала надо закрасить лес разноцветными красками, потом нарисовать стволы и ветви деревьев. Отдельные деревья можно выделить мазками, пятнами или тычком жесткой полусухой кисти. Вспомните вместе с детьми разные приемы рисования.

Тема недели «Царство деревьев»
Занятие 7. Ветка рябины
(Рисование простым карандашом)

Программное содержание. Учить детей рисовать с натуры ветку с осенними листьями, учить закрашивать листья простым карандашом, накладывая штрихи в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах. Воспитывать любовь и интерес к природе.

Демонстрационный материал. Ветка ясеня или рябины.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение И. Токмаковой:


Опустел скворечник,
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Спросите детей:

– О каких признаках осени рассказывается в стихотворении? (Птицы улетают, опадают листья.)

Рассмотрите с ребятами ветку ясеня или рябины. Обратите внимание, что на одной веточке расположено сразу семь листьев – три попарно и один сверху. Предложите нарисовать веточку с листьями простым карандашом. На ветке рябины можно изобразить ягоды. Затем, аккуратно накладывая штрихи в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах, нужно закрасить листья простым карандашом.

Занятие 8. Береза
(Рисование угольным карандашом)

Программное содержание. Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Учить изображать угольным мелком силуэт березы, передавая его характерные особенности: высокий тонкий белый ствол с черными полосками, гибкие ветви, круглые листья.

Демонстрационный материал. Настоящая береза во дворе (или изображение березы).

Раздаточный материал. Листы акварельной бумаги, угольные карандаши, ватные тампоны.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение И. Токмаковой «Береза»:


Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.

Спросите детей:

– О чем это стихотворение? (О березе.)

Предложите изобразить березу угольным карандашом. Рассмотрите березу. Отметьте ее характерные особенности – высокий тонкий белый ствол с черными полосками, гибкие черные ветви, круглые листья. Напомните детям особенности угольных карандашей: они очень хрупкие, поэтому рисовать ими следует без сильного нажима, легко. Чтобы рисунок не смазывался, под кулачок правой руки желательно класть салфетку.

Сначала надо нарисовать ствол с расходящимися в разные стороны тонкими ветвями, на них расположить круглые листья и закрасить углем. На стволе березы нарисовать черные полоски. Если будет желание, дети могут нарисовать еще одну березу.

В конце занятия опрыскайте работы лаком для волос.

Рассмотрите с детьми изображенные ими деревья, подчеркните наиболее удачные моменты. Спросите, понравилось ли детям рисовать угольными карандашами.

Тема недели «Звери готовятся к зиме»
Занятие 9. Ежи Ежовичи
(Штриховка цветными карандашами)

Программное содержание. Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать животных. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Закреплять умение вписывать композицию в лист, передавать фактуру и объем. Воспитывать любовь к литературным произведениям.

Раздаточный материал. Листы акварельной бумаги, простые карандаши, цветные карандаши (или гелиевые ручки).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение А. Каминчук «Ежи Ежовичи»:


Целый день
Ежи Ежовичи
Собирают фрукты-овощи.
Сливы, яблоки и груши
На пеньках и кочках сушат.
Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы…
Знают, если есть еда,
Не страшны и холода.

Спросите детей:

– О ком это стихотворение? (О ежах.)

– Что делают ежи осенью? (Запасают фрукты и овощи.)

Предложите нарисовать несколько ежей, занимающихся сбором осенних плодов. Сначала надо простым карандашом нарисовать контуры ежей. Чтобы передать колючки, будем использовать штриховку – короткие, ритмично расположенные и находящие друг на друга зигзагообразные линии.

Рисунок можно дополнить – нарисовать и закрасить цветными карандашами овощи, фрукты, грибы, листья на спинках ежей; деревья; с помощью длинных и коротких линий штриховкой изобразить траву.

Занятие 10. Каляки-маляки
(Рисование простым карандашом и фломастерами)

Программное содержание. Учить видеть в абстрактном изображении образ животного, упражнять в прорисовывании контуров увиденного животного. Развивать зрительное воображение и фантазию, ассоциативное мышление, творческие способности.

Демонстрационный материал. Карточки с нарисованными черным фломастером фигурами (перевернутая трапеция, волнистая линия, зауженный с одной стороны овал, дуга и т. д.).

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Поиграйте с детьми в игру «Ассоциации»: по очереди показывайте карточки и предлагайте детям определить, на что похоже изображение (перевернутая трапеция похожа на корпус корабля, лодки, люльку коляски, тележку; волнистая линия – на нитки, змею, ручей; зауженный с одной стороны овал напоминает туловище ежа, мышки, кита, капельку воды, горку; дуга – радугу, мост, дужку от ведра и т. д.).

Предложите простым карандашом нарисовать на альбомном листе в разных местах несколько «каляк-маляк». Затем попросите увидеть в каждой из этих «маляк» силуэт какого-либо животного (или его часть, например, голову). Дети дорисовывают или выделяют фломастерами контуры увиденного животного. У детей могут получиться и несуществующие животные.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: Рисование красками«Цвета радуги. Ягоды»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».

Приоритетная образовательная область: « Художественное творчество»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская.

Программное содержание: закрепить знания о ягодах. Закрепить умение создавать в рисунке картины окружающей жизни, выражать в цвете характер того или иного явления на основе поэтических образов стиха. Учить подбирать бумагу для рисунка нужного формата и величины в соответствии с замыслом, продумывать последовательность выполнения рисунка.

Планируемые результаты: интересуется изобразительной детской деятельностью, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции.

Материалы и оборудование: картинки с изображением ягод, мяч, бумага разного формата, краски акварельные, кисти, банки с водой, салфетки.

Предварительная работа. Воспитатель беседует с детьми о таком природном явлении, как радуга, дети рассматривают картинки, на которых изображена радуга, наблюдают за радугой в природе. Учат стихотворение В. Товарковой «Цвета радуги». Воспитатель беседует с детьми о содержании стихотворения, выясняет, все ли понятно детям, говорит о том, как в рисунке передатькрасоту неба, что такое синяя глубина, поясняет, что фиолетовыми бывают тучи перед грозой. Каждому ребенку предлагается выбрать, о каком цвете он будет рисовать, что и как хочет изобразить.

К занятию рисованием у детей должны быть ясные замыслы и четкое представление о рисунке, который каждый выполнит. Хорошо обговорить с детьми, в какой последовательности они будут выполнять рисунок.

1. Отгадывание загадок.

На лесной полянке

Красуется Татьянка:

Алый сарафан,

Белые крапинки.

(Земляника)

На ветке конфетки,

С начинкой медовой.

А кожа на ветке

Породы ежовой.

(Крыжовник)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

А другая чернеет.

(Черная и красная смородина)

Сколько бус рассыпано

По лесной опушке!

Девочки - подружки

Соберут их в кружки.

Трудятся, стараются,

Девочки проворные,

Потому что вкусные

Эти бусы черные.

(Черника)

2. Рассматривание ягод на картинках.

Дети называют ягоды и рассказывают о них.

3. Подбери слово - действие.

1) Ягоды на веточках …

2) Ягоды с веточек …

3) Люди в лесу ягоды …

4) Из ягод сок …

5) В стакан сок …

6) Из стакана сок …

7) Дети сок …

4. Какой? Какое?

1) сок из клубники (клубничный)

2) варенье из смородины -

3) варенье из черники -

4) компот из малины -

5) кисель из смородины -

6) отвар из калины -

7) компот из груш -

5. Игра «Где растут?»

Воспитатель бросает детям мяч и называет ягоду, а дети кидают мяч обратно и говорят, где растет ягода.

6. Рисование «Цвета радуги»

Дети читают стихотворение В. Товарковой «Цвета радуги».

Красный цвет -

Ярче в мире цвета нет.

Цвет оранжевый - огонь

Этот цвет рукой не тронь!

Желтый цвет - его сосед,

Это урожая цвет.

Цвет зеленый - цвет весенний,

Он любимый цвет растений.

Если в небе тучек нет,

Голубой из неба цвет.

В синем цвете нам видна

Высота и глубина.

Фиолетового цвета

Гребни гор в часы рассвета.

Затем все начинают рисовать. Дети самостоятельно выполняют рисунок, содержание которого выбрано каждым и продумано заранее. Воспитатель, обходя группу, может посоветовать, подсказать. Но лучше всего предоставить детям возможность рисовать самостоятельно, думать, припоминать, оценивать свою работу в процессе ее выполнения. В конце занятия дети ставят свои рисунки на стенд.

Дети еще раз называют цвета радуги, указывая на рисунки того или иного цвета.

7. Рефлексия.

1) Чем мы сегодня занимались?

2) Что вам понравилось больше всего?

Шаталова Ирина Викторовна

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ Детскийсад «Солнышко» города Щигры Курской области»

Елена Воробьева
Конспект занятия по рисованию «Ягоды» в подготовительной логопедической группе

Подготовила и провела : воспитатель Воробьева Елена Борисовна

Закреплять умение пользоваться кистью;

- рисовать концом кисти ;

Развивать продуктивное мышление, восприятие цвета, формы, величины; мелкую моторику;

Воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности;

Проявлять доброжелательное отношение к сказочным персонажам, желания им помочь.

Обогащение словаря детей по данной теме. Развивать связную речь.

Продолжать учить детей рисовать ягоды , передавая их отличительные особенности.

Расширить у детей знания и представления о лесных и садовых ягодах .

Создать условия для формирования у детей познавательных умений, способствовать творческой активности детей.

Учить быть осторожными с неизвестными ягодами ;

Воспитывать бережное отношении к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ

Альбомы на каждого ребенка, гуашь, кисточки, большая,маленькая. Непроливайка, салфетки,тряпочки для промокания кисточки, цветные иллюстрации изображение ягод ,

Ход ЗАНЯТИЯ

Загадывание загадок про ягоды

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка,

Что за ягодка ? (Калина)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородины)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. (Рябина)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Я красна, я кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

Низок, да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь. (Крыжовник)

Длинноножка хвалится -

Я ли не красавица,

А сама-то - косточка

Да красненькая кофточка. (Вишня)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)

К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбуз)

Молодцы ребята,все загадки разгадали. Воспитатель А теперь, я попрошу вас посмотреть на доску и рассмотреть иллюстрции с изображением ягод ,которые мы с вами только что отгадывали.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Расматриваение иллюстрций с изображением ягод .

Ягодки , как шарики,

Россыпями бус.

Яркие фонарики,

Сочные на вкус.

Ягодки все разные :

Голубые, красные,

Кислые и сладкие,

Ворсистые и гладкие.

Соком ягоды полны .

И целебны и вкусны!

Воспитатель Какие ягоды вы знаете (ответы детей) .

Верно! Брусника, черника, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника - это ягоды . В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми.

К лесным ягодам относятся те , которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника.

Садовые ягоды - те , которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить их. (ответы детей) .

Правильно! Малина бывает и садовой и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше.

Смородина и земляника тоже бывают садовыми и лесными.

Ребята, перед тем как мы приступим к рисованию ,предлагаю вам поиграть в дидактическую игру.

Дидактическая игра «Какой компот?» :

– Из малины какой компот? Из малины малиновый компот и т. д.

– Из клубники –

– Из земляники –

– Из черники –

– Из клюквы –

– Из облепихи –

– Из ежевики,

– Из рябины –

– Из смородины –

– Из крыжовника –

Молодцы,ребята предлагаю вам нарисовать лесную ягоду чернику .

Чтобы наши ручки немного отдохнули предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика «Собираем ягоды »

Раз, два, три, четыре, пять

В лес, идем мы погулять,

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке принесем.

Н. Нищева.

(Дети пальчиками обеих рук «здороваются» друг с другом. Теперь они «шагают» . Загибают по одному пальцу.

Итог занятия .

Выставка работ детского творчества.

Публикации по теме:

Конспект занятия «День Матери» в подготовительной логопедической группе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 100 Конспект ООД в подготовительной логопедической.

Конспект фронтальной логопедической НОД в старшей группе «Ягоды» Тема: «Ягоды» Задачи: Приоритетная область – речевое развитие: пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по изучаемой лексической.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «В лесу» Цель: знакомство детей с различными приемами лепки ежика. Задачи: Учить детей лепить ежика конструктивным способом, используя имеющиеся.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Страна знаний» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ» Цель: Обобщение и систематизация.

Конспект итогового занятия в логопедической подготовительной группе «На пороге школы» Цели: - Закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, Обучение элементам грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная.

Тема занятия: «Фруктово-ягодная сказка»

Цель занятия : развитие детской художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Краткое программное содержание:

- Научить детей рисовать фрукты и ягоды, рассказать о домашних заготовках.

Вызвать приятные воспоминания о лете, способствовать проявлению фантазии в рисовании.

Рассказать о различных способах заготовки фруктов и ягод.

Развивать чувство композиции, художественный вкус, воображение.

Учить детей рисовать с помощью восковых мелков различные фрукты и ягоды и выполнять заливку акварелью (закрашивать поверхность листа) с учетом цвета плодов.

Оборудование: аудиозапись звуков леса или деревни, изображения ягод и фруктов, образец работы выполненный заранее.

Раздаточный материал:

Акварельная бумага, вырезанная в форме банки;

Акварель;

Восковые мелки,

Мягкая, широкая кисть;

Тряпочка;

Баночка с водой;

Ход занятия: В начале занятия воспитатель рассказывает историю, звучит аудиозапись звуков леса. Дети слушают с закрытыми глазами.

«Летом Маша и Саша отдыхали в деревне у бабушки. Они купались в реке, вместе с бабушкой собирали на лугу целебные травы, а в лесу ягоды. Во дворе с раннего утра пел петух, и важно кудахтали куры, а в саду спели яблоки и груши, сливы и абрикосы. Ребята любили полакомиться спелыми лесными ягодами и фруктами из бабушкиного сада.

Но лето закончилось. Маша и Саша вернулись в город. Саша пошел в школу, а Маша в детский сад. Вечером дети читали и рисовали, а еще вспоминали лето и бабушкин сад, лесные прогулки и теплое летнее солнышко…они очень скучали по деревне.

Как здорово было бы хоть на денек вернуться в лето!-сказал Саша.

Да! Хоть на минуточку!-согласилась Маша.

В это время в комнату вошла мама.

Ребята, вам привет от бабушки. Она прислала нам посылку, а в ней немножко тепла летнего солнышка, аромата лесных ягод и сладости садовых фруктов. И все это поместилось в стеклянной банке! Пойдемте пить чай!

Ребята очень удивились, но, войдя на кухню, они увидели на столе банку ароматного, вкусного… варенья».

После этого детям предлагается физкультминутка «Мы готовили компот»

1 упражнение «Собираем фрукты». Дети тянутся вверх и в стороны, имитируя движение срывания фруктов.

2 упражнение «Моем фрукты» . Дети делают круговые движения кистями рук, имитируя мытье фруктов.

3 упражнение «Укладываем в банку». Поочередно ставим кулачки друг на друга.

Воспитатель. С целью расширения кругозора, рассказывает, как готовится варенье или компот.

Детям предлагается на бумажных шаблонах банок нарисовать восковыми карандашами фрукты и ягоды подходящие по цвету, например желтые груши и зеленый крыжовник, красные яблоки и фиолетовую смородину. Необходимо рассказать о том, что в компоте или варенье цвета ягод и фруктов смешаются, поэтому следует избегать сочетания зеленых и красных, оранжевых и синих или желтых и фиолетовых плодов. Наглядно показать это на палитре.

Олеся Акинина
НОД по рисованию ватными палочками с детьми средней группы «Ягодка за ягодкой»

Непосредственно образовательная деятельность

с детьми в средней группе по изобразительной деятельности с использованием современных технологий.

«Рисование ватными палочками » .

«Ягодка за ягодкой ".

Цель : Учить изображать предметы, объекты с помощью нетрадиционных техник рисования . Развивать у детей чувство композиции и цвета.

Задачи : Показать разнообразие нетрадиционных способов рисования . Выявить положительное влияние на психологическое состояние ребенка. Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность. Формировать экологическую культуру (понимание самоценности природы) .

Виды интеграции образовательных областей :

Познание : Уточнить знание детей о видах ягод . Обобщить представление детей о многообразии разновидности цветущих растениях.

Социально – коммуникативное развитие : Формировать потребность делиться своими впечатлениями. Умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Формировать доброжелательное отношение между детьми .

Художественное творчество : Развитие детского творчества в художественной деятельности с помощью новой нетрадиционной технике.

Предварительная работа : просмотр презентации

«Ягоды на кустиках » .

Демонстрационный материал : картины с изображением ягод , заготовка для рисования .

Оборудование : Листы бумаги белого или светло-голубого цвета,ватные палочки ,гуашь(2 контрастных цвета,цветные карандаши или фломастеры,салфетки бумажные.

Ход занятия:

Просмотр презентации про ягоды .

Задачи : Умение формировать связную речь, выслушивать других детей. Отвечать на вопросы. Повышать познание в названиях ягод .

Воспитатель : Ребята послушайте стихотворение «Смородина»

Ягоды смородины

Черны,как агаты.

Соберем смородины

Урожай богаты.

Есть рецепт старинный,

Как варить компот,

Чтобы витамины

Были круглый год.

Воспитатель : Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.

А что в нем лежит нам подскажет загадка :

Я белая как снег

Дружу с карандашом

Где он пройдет – рисуночек кладет. (Бумага) .

Воспитатель : Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (дети отвечают) .

Воспитатель : Сегодня мы будем на ней рисовать волшебным образом «Ягодки на кустиках

Воспитатель : Ребята, а у меня есть еще один чудесный сундучок.

А что в нем лежит нам подскажет стих – загадка :

Как на стежке,на дорожке

Вижу алые сережки.

Вот сережку я нашла.

За одною наклонилась,

А на десять набрела! (Земляника)

Воспитатель : Правильно ребята это Земляника!

Воспитатель : Ребята давайте нарисуем с вами чудесный кустик земляники!Воспитатель показывает детям способ создания ритмичной композиции-на фланелеграфе или магнитной доске выкладывая ряд ягод (кружков) красный,зеленый и т. д

Следующий этап : Рисование .

Дети рисуют ягоды с помощью ватных палочек .

Действия :

берем лист бумаги А-4 белого или голубого цвета

фломастером или карандашом рисуем веточку

берем ватную палочку ,окунаем в красную краску и рисуем ягодки

Воспитатель : Ребята давайте прочитаем стихотворение про землянику!

Я гуляла в лесу,землянику несу,

Я искала ее,собирала ее.

Принесу в детский сад-

Угощу всех ребят.

Заключительная часть :

Ребята вы большие молодцы, у вас получаются замечательные ягодки . А теперь давайте немного поиграем пальчиками.

Пальчиковая игра (Малина) (Т. Коти)

Раз- малинка,два –малинка, (хлопнуть в ладоши у правого уха,затем у левого)

Ела ягоды Маринка (прикоснуться пальцами правой руки,собранными в щепоть,к левой ладони- «едим» )

И в корзинке у Маринки (Приставить слегка округленные ладони друг к другу- «корзинка» )

Не осталось ни малинки. (заглянуть в «корзинку» затем развести руки в стороны)

Кто по ягоды пойдет . (топать ногами)

Тот корзиночку возьмет! (хлопать в ладоши)

Рефлексия деятельности.

Воспитатель : Ребята интересно было сегодня у нас в группе ?

А что нового вы узнали про ягоды ?

Что нам удалось на занятии?

Чем мы с вами сегодня рисовали ягодки на кустиках ?

Что вам понравилось?

Воспитатель : Спасибо вам ребята!

Публикации по теме:

Конспект по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: посуда рисование чашки с блюдцем. Задачи: Формировать правильное представление о посуде, ее назначении, учить дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная,.

Конспект занятия по рисованию ватными палочками «Ягодка за ягодкой» (вторая младшая группа) Предоставляю вашему вниманию конспект нетрадиционного занятия по рисованию (ватными палочками) в младшей группе детского сада "Ягодка за.

НОД в старшей группе по рисованию ватными палочками и ознакомлению с окружающим миром «Рябинушка» Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Разработала и провела Григорьева Г. В. –.

Для того, чтобы научить ребенка рисовать, наряду с программными методами обучения для каждого конкретного возраста, очень полезно использовать.

Тема «Снежок порхает и кружится»ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новыми приемами нетрадиционной техники рисования (ватными палочками, познакомить.

Конспект НОД по рисованию ватными палочками «Зернышки для птичек» Цель: Учить детей рисовать ватными палочками, создавать ритмическую композицию (зернышки). Развивать чувства ритма. Воспитывать интерес.

Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Ягоды»

Тема недели «Ягоды»

Занятие 4. Ветка вишни

(Рисование цветными карандашами)

Программное содержание. Учить детей рисовать и закрашивать цветными карандашами ветку с ягодами; располагать рисунок на всем листе. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Половинки альбомных листов, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Начните занятие с чтения стихотворения Г. Бойко «Вишенка»:

Раннею весною

В нынешнем году

Я сама сажала

Вишенку мою.

А теперь взгляните:

Обогнав меня,

Выросла за лето

Вишенка моя.

Спросите у детей:

– В какое время года девочка посадила деревце? (Ранней весной.)

– Каким сначала было деревце вишенки? (Маленькое.)

– Быстро ли выросла вишня? (Да – выросла за лето.)

Предложите нарисовать ягоды, которые созрели на этом деревце. Покажите на отдельном листе бумаги, как сначала нарисовать две веточки, соединенные наверху и расходящиеся книзу в разные стороны, на конце каждой веточки нарисовать круги – ягодки. Сбоку на веточке нарисуйте овальный лист точек. Дети рисуют вишню по этому образцу и закрашивают цветными карандашами.

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Ягоды» Занятие 4. Ветка вишни(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать и закрашивать цветными карандашами ветку с ягодами; располагать рисунок на всем листе. Учить понимать и анализировать содержание

Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Ягоды» Занятие 4. Корзина с брусникой(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить лепить полый предмет с ручкой. Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней. Закреплять умение сопровождать стихотворение соответствующими

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Ягоды» Занятие 4. Миска с вишенками(Лепка из пластилина)Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Учить лепить полые предметы, используя приемы вдавливания и прищипывания. Познакомить с

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой гардероб» Занятие 21. Шапка и варежки(Декоративное рисование гуашью)Программное содержание. Учить рисовать предметы одежды. Продолжать учить самостоятельно придумывать узоры и украшать одежду в одном стиле и цвете. Формировать чувство композиции и

Из книги автора

Тема недели «Профессии» Занятие 23. Цветовой спектр(Рисование гуашью)Программное содержание. Формировать представление о том, как можно получить оранжевый, зеленый, фиолетовый и коричневый цвета. Учить смешивать основные краски и получать новые цвета. Активно

Из книги автора

Тема недели «Зоопарк» Занятие 25. Слон(Рисование ладошкой)Программное содержание. Продолжать знакомить с техникой печатания ладошкой: опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать воображение, учить видеть в знакомом предмете новый образ. Закреплять умение

Из книги автора

Тема недели «Театр» Занятие 27. Три медведя(Рисование сангиной)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с сангиной. Учить рисовать мелком сангины, затушевывать линии. Продолжать упражнять в графическом изображении животных, стоящих на задних лапах. Закреплять

Из книги автора

Тема недели «Новый год» Занятие 31. Снегурочка(Рисование гуашью)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с понятием «холодные цвета». Учить детей рисовать сказочного персонажа, соблюдая пропорции тела. Добиваться выразительности образа. Закреплять умение

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать

Из книги автора

Тема недели «Ягоды» Занятие 4. Виноград(Рисование пальчиками. Гуашь)Цель. Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость.Демонстрационный материал. Игрушечная ворона (или другая птица), картинки с ягодами

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159» г.СаратоваСреднесрочный проект
«ЯГОДНОЕ ЛЕТО»
в средней группе
Воспитатель:
Писняк С.А.
г.Саратов
Среднесрочный проект
«Ягодное лето»
Возраст детей – 5 лет
Направленность развития, в рамках которого проводится работа по проекту комплексная, разные виды деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, игровая, театрализованная.
Участники проекта: дети и родители групп «Родничок» и «Колокольчик», музыкальный руководитель
Тип проекта: информационно-творческий, межгрупповой.
Форма проведения: занятие по ознакомлению с окружающим миром, игровая деятельность с детьми; рисунок на асфальте; развлечение.
Продолжительность проекта – среднесрочный.
Цель: показать детям удивительный мир ягод; формировать познавательный интерес; создать радостное настроение.
Задачи: формировать потребность в ознакомлении с окружающим миром; формировать навыки общения детей друг с другом; развивать творческую активность, личность ребенка; повышать самооценку детей.
Реализация проекта:
Занятие по ознакомлению с окружающим «Ягоды»
Рисунок на асфальте «Удивительные ягоды»
Игротека «Чудесное лукошко»; д/и «Узнай меня по вкусу» (вишня, смородина черная и красная, крыжовник), д/и «Четвертый лишний», «Лесовик и лесные ягоды», п/и «Мы корзиночку возьмем»
Развлечение «Ягодные посиделки»
Выставка рисунков детей и родителей
Оформление результатов и представление в методический кабинет
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159» г.СаратоваКонспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
в средней группе
на тему «Ягоды»
Воспитатель:
Писняк С.А.
г. Саратов
Конспект НОД в области «Познавательное развитие»Тема: «Ягоды»
Цель: обогащать и совершенствовать представление детей о ягодах; учить различать ягоды по описанию; развивать слуховое и зрительное внимание; учить употреблять обобщающее слово «ягоды»; развивать связную речь.
Ход занятия
I.
Дети собираются около стола, на котором лежат картинки с изображением лесных ягод.
Вспомните сказку, в которой девочка собирала ягоды.
Это сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик»
Какие ягоды собирала Женя?
Найдите среди ягод землянику. (картинки)
Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Весной на кустиках земляники появляются белые цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит. Ягоды на солнце краснеют и поспевают. Это бывает летом. Помните, зеленые, неспелые ягоды есть нельзя!
Дети садятся на стульчики.
Как вы думаете почему эту ягоду назвали земляникой? Как получилось это слово? (от слова «земля»)
Кто любит меня,
Тот мне рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Посмотрите на эту ягоду. Как она называется? (малина)
На чем она растет? Поспевает малина тоже летом
Бусы красные висят,
Из кустов они глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
А вот эта маленькая ягодка называется черника. Как вы думаете, почему?
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами,
Черна, сладка, мала
И ребяткам мила.
Растет она в тени, солнца не любит, поэтому искать ее в лесу надо под елками. Собирать ягоды надо очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет.
Представьте себе: пришли дети в лес отдохнуть, птиц послушать, да набрели на земляничную поляну. Набросились на ягоды, а когда наелись досыта, домой начали собираться. А корзинок с собой нет. Как быть? Набрали целые букеты зеленых кустиков вместе с алыми и зелеными ягодками, вместе с белыми цветочками. Красивые получились букеты!
Как вы думаете, правильно ли поступили дети?
Восстановление ягодных мест идет очень медленно. Например, черничник восстанавливается через 100 лет. И еще запомните: ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе.
Физминутка(Дети имитируют сбор ягод)
Я по лесу пойду,
Земляничку найду,
Положу в корзинку,
Отнесу Маринке.
II.Ягоды растут не только в лесу, но и в саду. Какие ягоды растут у вас на даче?
Где растут ягоды? (на деревьях, кустарниках, земле)
Какие ягоды растут на деревьях? (вишня, слива)
Какие ягоды растут на кустарниках? (смородина, крыжовник)
Крыжовник – колючий садовый кустарник, ветки которого покрыты шипами. Ягоды вырастают различной величины, формы, окраски и вкуса, с большим количеством семян. Цветет крыжовник в мае, плоды созревают в июле – начале августа. Крыжовник называют «северным виноградом», и его плоды содержат большое количество полезных веществ.
III.Дети встают вокруг стола, на котором лежат 3-4 ягоды. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем просит детей отвернуться и убирает одну ягоду.
Чего не стало? (Можно осуществить замену: например, вместо черной смородины положить красную. В этом случае воспитатель спрашивает, что изменилось?)IV.Рассказы детей о ягодах, с помощью наводящих вопросов воспитателя.
V.
Ребята, а знаете, какая ягода самая крупная? Отгадайте загадку:
Сам алый, сахарный,

Что можно приготовить из ягод?

Как называется компот из земляники? (черники и т.д.)
Как называется сок из черники?
Сегодня я принесла компот и хочу вас угостить. Попробуйте и скажите, из каких ягод я сварила этот компот?
А еще попробуйте это варенье и скажите, из каких ягод я его сварила?
Итог:
Молодцы, ребята! Правильно отгадали ягоды по вкусу. А теперь давайте вспомним, о каких лесных ягодах мы с вами говорили сегодня?
А какие еще бывают ягоды? (садовые)
Где растут ягоды?
Как правильно собирать ягоды?
Какая ягода самая крупная? (арбуз)
Рисунок на асфальте
Цель: развивать логическое мышление, зрительное внимание; воспитывать дружелюбие в процессе коллективной работы.
На асфальте в разных местах участка заранее нарисованы воспитателем цветными мелками разные ягоды. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу:
Ребята, вы любите рисовать? (Да)
А отгадывать загадки? (Да)
Хорошо! Вот сегодня я вам предлагаю нарисовать отгадки к загадкам, которые вы сами будете отгадывать. Но сначала вам надо разделиться на две команды. Команда группы «Родничок» и команда группы «Колокольчик» (придумывают названия).
Рисовать мы будем цветными мелками на асфальте, чтобы всем хватило места, и ваши рисунки могли увидеть все желающие.
Итак, первая загадка для команды «Малинка»:
Кто меня любит,
Тот рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица. (земляника)
Молодцы! Вот отыщите на асфальте нарисованный кустик землянички с цветочками и дорисуйте земляничке глазки, листочки и закрасьте внутри цветными мелками. Вы должны договориться между собой, кто что будет дорисовывать, чтобы получилось быстро и красиво.
Пока команда «Малинка» рисует, воспитатель загадывает загадку второй команде:
Красна, вкусна,
Внутри косточка. (вишня)
Загадки загадываются по очереди обеим командам.
Загадки:
Она бывает разной:
Черной, белой, красной.
Из нее для всех ребят
Готовят мусс и мармелад. (смородина)
Из него варенье –
Словно изумруд.
Виноградом северным
Все его зовут. (крыжовник)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
Итог: Какие все молодцы! Расскажите, что вы рисовали?

Игротека «Чудесное лукошко»
Цель: закрепить знания детей о лесных и садовых ягодах; учить различать ягоды по вкусу, по описанию; развивать слуховое и зрительное внимание, связную речь; учить детей двигаться в соответствии с текстом, закреплять умение сопрягать речь и движение, развивать память.
Ход:
Дети подходят к столу, на котором лежат натуральные ягоды (вишня, крыжовник, черная и красная смородина).
Ребята, мы с вами много говори о ягодах, рисовали их цветными мелками на асфальте. Где растут ягоды? (В лесу, в саду)
На чем растут ягоды смородины? Крыжовника?
Какие еще ягоды растут на кустах? (Малина)
Можно ли есть неспелые ягоды? Почему нельзя?
На нашем столе все ягоды спелые и мытые. Я предлагаю вам попробовать и определить ягоды на вкус с закрытыми глазами.
Игра называется «Узнай меня по вкусу» каждый из вас по одному закроет глаза и получит по ягодке. Нужно по вкусу определить, что это за ягодка, и назвать ее.
Молодцы, все правильно узнали ягоды по вкусу!
Какие вы сейчас пробовали ягоды: лесные или садовые?
Верно, садовые.
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Лесовик и лесные ягоды». Для этого нам нужно выбрать ведущего – лесовика. Остальные играющие садятся на стулья, расставленные по кругу. Это ягоды. У них всех есть название. Играющие могут выбрать картинку-ягоду; ведущему показывать нельзя. Ведущий – лесовик говорит: «Я так давно не видел чудесную красную ягодку… Земляничку». Земляничка встает и делает шаг вперед. Поклонившись Лесовику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой лесовик. Я счастлива, что Вы захотели взглянуть на меня». Земляника садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока лесовик не перечислит все ягоды.
А сейчас, ребята, я предлагаю всем встать в круг и поиграть. Игра называется: «Мы корзиночку возьмем». Внимательно слушайте и повторяйте за мной слова и движения.
Мы корзиночку возьмем,
В лес по ягоды пойдем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем ягоды искать.
Пробежимся по дорожке,
Перепрыгнем через лужи,
Мы заглянем под листочки,
Ягод соберем на ужин:
Ежевики и малины,
Голубики и калины,
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. Шагают по кругу друг за другом
Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши
Бегут по кругу
Прыгают на двух ногах
Приседают
Имитируют руками сбор ягод
Шагают на месте
Выполняют «пружинку»
Хлопают в ладоши
Игра повторяется два раза.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Воспитатель просит детей выделить лишнее слово, объяснить свой выбор.
- яблоко, груша, земляника, апельсин
- черника, брусника, клюква, лимон
- крыжовник, яблоко, груша, слива
- брусника, земляника, редиска, голубика
Молодцы, ребята! В какие игры мы с вами играли? Какую новую игру разучили?

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159» г.СаратоваСценарий развлечения
«Ягодные посиделки»
в средней группе
Воспитатель:
Писняк С.А.
г. Саратов
Цель: создание положительного психологического климата взаимодействия между детьми.
Ход развлечения.
Здравствуйте, ребята! Лето принесло нам урожай овощей, фруктов и ягод. И сегодня мы собрались с вами в нашем музыкальном зале на ягодные посиделки. Посидим и вспомним, какими ягодами угощало нас лето.
Ягодки, как шарики, россыпями бус.
Яркие фонарики, сочные на вкус.
Ягодки все разные: голубые, красные,
Кислые и сладкие, ворсистые и гладкие.
Соком ягоды полны, и целебны, и вкусны!
Какие ягоды вы знаете?
Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника – это ягоды.В зависимости от места произрастания ягоды называют лесными или садовыми. К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. Назовите их. (брусника, голубика, калина, клюква, черника)
Садовые ягоды – те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например: клубника, крыжовник, малина, смородина.
Некоторые ягоды встречаются и в лесу и в саду. Постарайтесь припомнить такие ягоды.
Правильно. Малина бывает и садовой и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше. Смородина и земляника бывают также садовыми и лесными. Любят полакомиться лесными ягодами звери: и косолапый мишка, и красавец лось, и бурундук – полосатая спинка, и лесная мышь.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы слушайте внимательно, не торопитесь с ответами.
Дидактическая игра «Загадки - отгадки»
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (черника)
Синий мундир, желтая подкладка,
А в середине сладка. (слива)
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (вишня)
Черных ягод пышный куст,
Хороши они на вкус. (черная смородина)
Ягоды зеленые,
Всеми хвалёные,
Растут с костями,
Висят кистями. (виноград)
К земле никнет стебелек,
Ягодка как огонек. (земляника)
Что за ягода лесная,
Будто небо, голубая? (голубика)
Это вкусное варенье
Применяют для леченья –
Если кашель и бронхит, если горлышко болит. (малиновое варенье)
Ребята, а что можно приготовить из ягод? (варенье)
Как называется варенье из земляники? (земляничное)
А из черники, малины, клюквы, брусники?
Что еще можно приготовить из ягод? (компоты, соки)
Как называется компот (сок) из земляники, черники и т.д.?
Я хочу сделать ягодный сок, да вот беда: весь урожай из моего сада перемешался – нужно отделить ягоды от овощей и фруктов.
Сегодня у нас не просто посиделки, а игра-соревнование. Соревноваться будут две команды: «Родничок» и «Колокольчик» - кто быстрее и правильнее справится с заданием.
Каждая команда выстраивается в колонну напротив своего столика. Каждый игрок команды по очереди подбегает к столику, выбирает ягоду, передает корзинку с этой ягодой следующему в колонне и встает в конец колонны. Бежит следующий и т.д. Игра повторяется два раза. Ведущий проверяет качество выполнения задания. (т.е. наличие среди ягод овоща или фрукта).
Хоровод «По малину в сад пойдем».
Дети садятся на стульчики.
А сейчас наши «ягодки» расскажут о себе стихи.
Выходят дети в шапочках, рассказывают наизусть стихи.
Ягоды атласные, спелые да красные.
Как большая земляника, в грядках нежится… клубника!
На дереве выросла ягода эта.
И имя дала для вишневого цвета.
Она тонкой кожей покрыта снаружи,
И косточку в ней ты внутри обнаружишь.
Куст растет, как ежик, колкий,
Ягод множество на нем.
Не страшны твои иголки!
Мы крыжовник соберем!
Полную корзину
Ягодок малины
Принесу домой,
Наварю варенья –
Будет угощенье
Для друзей зимой!
Крупных ягод гроздь большая
Сладким соком угощает.
Подарил нам летний сад
Ароматный … виноград!
Ягоды смородины чёрны, как агаты.
Соберем смородины урожай богатый.
Есть рецепт старинный, как варить компот,
Чтобы витамины были круглый год.
Что за барышня такая?
Смотрит с ветки, не моргая?
Синий сарафан на диво.
Догадались? Это… слива!
Разбросало вдоль дорожки
Лето алые горошки.
Что за ягодки? Гляди-ка!
Это спеет … земляника!
Выскакивает ребенок в шапочке «Вороний глаз»:
Ух, сколько здесь вас! Да какие красивые! А я – Вороний глаз! Могу и пакость сделать. Держитесь от меня подальше, во мне много яда. Знайте – у меня четыре листа, лежащих друг против друга. Весной я цвету, а осенью появляется на конце стебля огромная черно-синяя ягода, похожая на глаз вороны. Вот у меня и имя такое – Вороний глаз. Очень красивая ягода. Но ее есть нельзя ни людям, ни животным. Отравитесь! А вот птицы поедают эти ягоды. И с ними ничего не случается.
Ягоды становятся полукругом и идут на Вороний глаз, топая ногами, грозят пальцем:
Ты, Вороний глаз, уходи, уходи.
Наших ребятишек не мани, не мани!
Будем мы на тебя наступать
И из леса-бора гнать-выгонять!
Вороний глаз закрывает голову руками:
Ох, мне страшненько-страшно,
С вами воевать опасно.
Лучше я убегу – удалюсь.
Больше никогда не появлюсь.
Скрывается за кулисы. Ягоды и другие дети становятся в хоровод.
Подвижная игра «Мы корзиночку возьмем».
Молодцы, ребята! Вы все теперь хорошо знаете ягоды, и поэтому я вам вручаю медали на память о лете, о нашем празднике.
Вручение медалей с изображением разных ягод.

Хафизова Асель Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 Детский сад "Знайка"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект интегрированного занятия в средней группе."Ягоды"
Дата публикации: 15.03.2016
Раздел: дошкольное образование

«Ягоды». Конспект интегрированного занятия в средней группе Интегрированное занятие в средней группе Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка, «Социализация», «Познания», «Чтение художественной литературы». Цели: Закрепить названия ягод (различение лесных и садовых ягод, совершенствование художественных навыков (лепка) ; развитие связной речи, умение отвечать на поставленные вопросы, умение описывать ягоды, бережное отношение к природе. Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывание загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка ягоды малины) . Материалы и оборудование: Картинки с изображением ягод, мольберт, пластилин, стеки. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Дети: Степашка. Воспитатель: Степашка идет в гости к своему другу мишке и хочет подарить корзину его любимых ягод. А в ягодах Степашка не разбирается и просит вас ему помочь. Расскажите какие существуют ягоды, где они растут и какие ягоды собрать мишке. Воспитатель: Ребята, а где растут ягоды? Дети: В саду и в лесу! Воспитатель: Правильно! Бывают ягоды садовые, а также лесные. Ягоды очень полезные и вкусные, в них очень много витаминов, которые укрепляют наше здоровье. Лесные и садовые ягоды отличаются друг от друга: садовые крупнее, чем лесные; за садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные растут сами. Ягодами любят лакомиться не только люди, но и животные, птицы. Например, малину очень любит медведь. Ягодами можно лакомиться не только летом, но и зимой, ведь из них получается очень вкусное варенье, компот и сок. Воспитатель: Ребята, Степашка спрашивает есть ли загадки про ягоды и умеют дети их отгадывать. На припеке у пеньков Много этих стебельков.
Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки, Получаем огоньки! (Земляника) Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, А другая чернеет. (Черная и красная смородина) жВоспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим на ягоды и разберемся, где они растут в лесу или в саду. (Показываю изображение ягод на картинках: садовые-клубника, малина, смородина; лесные- земляника, ежевика, черника) . Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Где растут? » Я называю ягоду (если она садовая – хлопаем в ладоши; лесная – приседаем) . Воспитатель: Сравним ягоды по вопросам. -Какие ягоды красного цвета, черного, зеленого? -Какие ягоды круглые, овальные? -Какие ягоды крупные, мелкие? -Для чего на кустах крыжовника растут шипы? Дети: Шипы защищают ягоды от тех, кто хочет их съесть, потому что внутри находятся семена, с помощью которых крыжовник размножается. Воспитатель: У каких ягод еще есть шипы? Дети: Малина, ежевика. Описание ягод по картинке. Чтение стихотворений про ягоды. Воспитатель: Это малина. Она красная, продолговатая, мягкая, сочная, ароматная. Растет в лесу (саду). Из нее варят варенье, желе, компот. Дети описывают ягоды по плану: (черника, клюква, малина) 1) Название.
2) Цвет. 3) Форма. 4) Вкус. 5) Где растет. 6) Какая на ощупь. 7) Что из нее готовят. Воспитатель: Прежде, чем перейти к лепке, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику «За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять- в лес идем мы погулять. За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем и братишке отнесем. Воспитатель: Ребята, сейчас мы наполним для Степашки полную корзину малины и он отнесет ее своему другу мишке. Переходим к лепке. Я показываю детям как изобразить малину: катаем шарик из красного, бордового, желтого пластилина в ладошках, берем стек и делаем надрезы (волосинки). Раскатываем короткие колбаски зеленого пластилина (листики малины) . Прикладываем листики к малине. Кладем малину в корзинку Степашки. Рефлексия. -Чем мы сегодня занимались? -Что вам понравилось больше всего?

Конспект НОД

по рисованию в средней группе

«Гроздь рябины»

Интеграция областей - художественное творчество, познание (экология), музыка, коммуникация.

Задачи:

Обучающие:

· Учить рисовать кисть рябины, пользуясь пальчиками.

· Расширить представление о зимующих птицах;

Развивающие:

· Способствовать развитию творческих способностей, изобразительных навыков;

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Материал:

  • Краски гуашевые красного и жёлтого цвета, влажная салфетка на каждого ребенка, цветные карандаши, листы тонированной бумаги, бумага в форме круга с изображением ветки рябины, маленькая гроздь рябины на каждого ребенка, картина осени с изображением дерева рябины, игрушка Каркуша.

Воспитатель предлагает рассмотреть картину.

Какое время года изображено? Осень, поздняя осень. Деревья стоят "голые", трава потемнела, солнце светит не так ярко на сером небе, перелётные птицы улетели на юг, чаще идут дожди. Погода грустная, и только яркие грозди рябины радуют наши глаза.

Читает стихотворение:

Как рябина хороша:

И кудрява, и стройна.

Украшая весь наряд,

Гроздья красные висят.

Показывает ветку или отдельную гроздь рябины:

Такой рябина остаётся до самой зимы. Рябина не только украшение осеннего пейзажа, без неё никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но после первых морозов, они становятся приятными на вкус. Птицы стаей садятся на дерево и склёвывают ягоды. Это любимое лакомство зимующих птиц.

Посмотрите, кто любит полакомиться ягодами: ворона, синица, снегирь.

Давайте ещё раз повторим, какие птицы любят лакомиться ягодами рябины.

Хотите, как птички полетать? Выполняйте движения вместе со мной.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Вот летали птички, птички-невелички

Всё летали и летали, крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

«Клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю».

Пёрышки почистили, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище.

Ребята, к нам кто-то стучится. К нам в гости прилетела Каркуша. Она говорит, что в лесу случилась беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине. (Воспитатель обращает внимание на нарисованное дерево без ягод и листьев). Птицам зимой нечего будет есть.

Ну, ничего, не печалься, Каркуша, мы поможем.

Давайте, ребята, нарисуем веточку рябины и повесим рисунки на дерево.

Рассаживайтесь за столы.

Давайте рассмотрим внимательно изображение рябины, какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет.

Висят на ветке подружки,

прижавшись тесно друг к дружке.

Ягодок много, они собраны в гроздь. Давайте все вместе повторим слово «гроздь».

Посмотрите, грозди направлены вниз.

Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой).

Давайте рассмотрим лист у рябины. Он у неё сложный, состоит из маленьких листочков. Каждый листочек имеет пару, только один листочек без пары, он находится на самом кончике листа.

Какого цвета листья? (жёлтого)

У вас на столах листочки, на которых нарисована веточка рябины, вы будете рисовать ягодки и листочки. Но посмотрите внимательно, на столах нет кисточек, чем же мы будем рисовать? Кто догадался

Дети: Мы будем рисовать пальчиками.

Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальцев. Для этого нужно кончик пальца (подушечку) окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. А так как ягоды у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу. Ягоды нарисовали, вытираем пальцы салфеткой.

(показ воспитателя).

Сейчас нарисуем листья тоже при помощи пальчиков. Для этого кончик пальца окунаем в жёлтую краску и проводим линии с одной стороны листа и с другой, чтобы у каждого листика была пара, только последний листик пары не имеет. Листья нарисовали, вытираем пальцы салфеткой.

Что вы сначала будете рисовать? (ягоды) Какую краску выберете? (красную) А затем что будете рисовать? (листья) Какую краску выберете для листьев? (жёлтую)

Начинаем рисовать.

Ой, какие красивые кисти рябины у вас получаются.

Давайте повесим ваши рисунки на рябину и все вместе полюбуемся. Какие вы молодцы, хорошо постарались. Ягодок много, сочные, красные одна возле другой, теперь птицам не страшна зима.

Каркуша, посмотри какие ветки рябины нарисовали дети. Как хорошо у них получилось.

Какие вы молодцы.

Лети в лес с хорошей вестью для птиц, они сейчас не останутся голодными холодной зимой.

Молодцы, ребята, потрудились, спасли птиц от голодной зимы, много сочных ягод, нарисовали.

Технологическая карта

к занятию по рисованию в средней группе по теме

«Гроздь рябины»

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Предлагаю рассмотреть картину

Дети внимательно рассматривают картину

Задаю вопросы по картине:

Какое время года изображено?

Какие признаки осени вы знаете?

Дети перечисляют признаки осени, приходят к выводу, что осень - грустное время года.

Концентрирую внимание детей на изображение деревца рябины, на красные ягоды, выделяющиеся на мрачном фоне природы.

Дети соглашаются со мной в том, что ягодки рябины самые красивые на картине.

Читаю стихотворение:

Как рябина хороша:

И кудрява, и стройна.

Украшая весь наряд,

Гроздья красные висят.

Дети внимательно слушают стихотворение.

Организационно-поисковый

Показываю ветку с гроздью рябины, прошу детей взять по маленькой веточке рябины у них на столах.

Рассматривают ягодки.

Предлагаю попробовать ягоды на вкус.

С удовольствием пробуют, приходят к выводу, что ягодки пока очень горькие.

Рассказываю детям о том, что рябина не только украшение осеннего пейзажа, без неё никак не обойтись зимующим птицам.

Рассматривают изображения зимующих птиц: ворону, синицу, снегиря, вместе со мной вспоминают их названия.

Провожу физкультминутку «Вот летали птички»

Дети с удовольствием выполняют движения в соответствии с текстом.

Сюрпризный момент: прилетает Каркуша, рассказывает о беде, которая случилась в лесу: поднялся сильный ветер и оборвал все ягоды на рябине и теперь птицам зимой нечего будет кушать.

Ставлю проблему: как помочь птицам?

Дети высказывают свое мнение и предлагают нарисовать ягодки для птиц.

Выставляю рисунок ветки рябины без ягод.

Следят за моими действиями.

Объясняю значение слова «гроздь»: ягодки рябины висят близко друг к другу, их много, все вместе они образуют гроздь.

«Висят на ветке подружки,

Прижавшись тесно друг к дружке»

Дети внимательно слушают

Какого цвета ягоды?

Красного.

Предлагаю рассмотреть лист рябины:

лист рябины сложный, состоит из ма-

леньких листочков, которые располо-

жены парами, только один листик

который наверху, пары не имеет.

Какого цвета листья?

Ставлю проблему: посмотрите, дети,

На столах нет кисточек, чем же мы будем рисовать?

Дети размышляют, предлагают некоторые варианты и вскоре догадываются, что рисовать будут пальчиками.

Предлагаю рисовать ровные, одина- ковые кружочки ягодок, окунув кон-

чики пальцев в краску и примакнув их на бумагу. Отпечатки наносить ря-

дышком, так как ягодки собраны в гроздь (показываю на доске)

Напоминаю, что закончив рисовать красной краской, вытираем пальцы влажной салфеткой.

Дети внимательно следят за моим показом.

Объясняю как рисовать листочки с помощью пальчиков.

Слушают, смотрят на мой показ.

Закрепляю ход рисования:

Что вы сначала будете рисовать?

Какую краску возьмете?

Затем что будете рисовать?

Какую краску берете для листьев?

Листочки.

Рефлексивно-коррегирующий

Анализирую работу детей, отмечаю аккуратность и старания.

Дети рассматривают работы, любуют-

ся, радуются, сравнивают, выделяют лучшие, говорят, почему им нравится работа, гордятся своими работами.

Обращаю внимание на Каркушу:

Каркуша, посмотри сколько ягодок нарисовали дети. Лети в лес с хоро-

шей вестью для птиц. Теперь они не

останутся голодными холодной зимой.

Каркуша благодарит детей и прощается с ними.

Дети рады от общения с Каркушей.

Ожидаемый результат

Дети должны знать : о характерных особенностях птиц, их образе жизни, о пользе, какую они приносят для человека, и как мы может помочь птицам холодной зимой;

иметь : представление о жизни животных зимой;

уметь : использовать на практике нетрадиционные техники рисования.