Конспект занятия по вокалу в средней вокальной группе. Тема занятия: В гостях у волшебницы музыки

Цель занятия : Показать применение здоровьесберегающих технологий в рамках занятия по предмету «Вокал».

Задачи занятия :

Решая вопросы развития профессиональных певческих навыков (дыхание и свобода речевого аппарата, правильная артикуляция и четкая дикция, разнообразная интонация и ладовый слух), укреплять общее и психологическое здоровье обучающихся.

Как вариант:

Цели и задачи занятия : показать применение здоровьесберегающих технологий в рамках занятия по вокалу; воспитывать думающего и чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности; активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес; овладеть навыками общения и коллективного творчества; развивать дыхание и свободу речевого аппарата; развивать связную, образную речь; уметь владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией; укреплять общее и психологическое здоровье обучающихся.

Ход занятия :

I .Организационный момент. (2 мин)

Приветствие: «подарим друг другу улыбку».

Обратить внимание на особенность проведения занятия.

II .Основная часть. (39 мин)

Звучит фонограмма песни « Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Обливаться холодной водой – это замечательно, но не всем подходит…

Предлагаю сегодня пофантазировать и изобрести другие способы «закаливания», которыми мы сможем пользоваться на занятиях вокала и укреплять свое здоровье. Сообщение темы занятия.

С чего, обычно, мы начинаем занятие?

С разогревающего массажа лица.

1. ОЗДОРАВЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ по биологически-активным точкам,

выполняем с детьми, соединив его с чистоговоркой . (4 мин)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Плавные движения

От переносицы к ушам

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Надавить пальцами на точки у крыльев носа

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Массаж точек у внутренних концов бровей

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Надавить пальцами

на точки у основания

у мочки уха

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Массировать точку

Между большим и указательным пальцами

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Те же движения на другой руке.

2.РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ . (7 мин)

Сегодня я вас познакомлю с необычным комплексом дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой (разработан для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов; дает хорошие результаты при бронхиальной астме, хронической пневмонии, хроническом бронхите, хроническом насморке и гайморите, гриппе и многих др. заболеваниях)

Шумный, короткий, резкий (как хлопок в ладоши) вдох нужно делать так, как будто вы принюхиваетесь к запаху дыма, гари или шмыгаете носом. Вдох должен быть «эмоциональным» - вложите в него удивление, восхищение или ужас. Губы в момент вдоха сомкнуты, но без напряжения – нельзя также помогать вдоху за счет мышц лица или других мышц, которые обыкновенно участвуют в акте дыхания: нельзя выпячивать живот («дышать животом»), поднимать плечи и расправлять грудную клетку. Нельзя «брать» во время вдоха слишком много воздуха – это грубая ошибка. Если вы вдохнули слишком много воздуха, то может закружиться голова или просто появится «неудобство».

Выдох совершается через рот, естественно и произвольно, как будто воздух «тихо уходит» из легких. Губы при этом слегка – сами – разжимаются. Выдоху ничто не должно мешать – пусть выйдет столько воздуха, сколько выйдет. Препятствовать выдоху – это вторая грубая ошибка.

ДЫШИМ И ЛЕЧИМСЯ

«Ладошки»

Хватаем воображаемую конфету. Ладони смотрят друг на друга, короткий шумный вдох носом – сжать ладони в кулак. Сразу свободный выдох через нос или рот. Кулаки разжать.

«Аромат»

Наклониться и вдохнуть аромат «фрукта»: нюх – вдох. Слегка наклонить корпус к полу, ноги прямые, руки опущены, спина округлая. В точке наклона короткий шумный вдох, выпрямиться – выдох. (Противопоказание – близорукость больше -5.)

«Обними себя за плечи»

В момент объятия короткий шумный вдох. Руки расходятся – свободный выдох.

«Маятник»

Легкий наклон к полу – вдох, без остановки слегка откинуться назад, обнимая себя за плечи, - короткий вдох. Выдох свободный после каждого вдоха «с пола и с потолка».

«Рок-н-ролл»

Стоим прямо, руки вдоль тела. Согнутую в колене ногу подтягиваем к животу, слегка приседая на другой ноге – вдох. Выдох свободный.

Во время выполнения упражнений следить за тем, чтобы дети правильно дышали.

Ребята, какое упражнение, которое мы разучили ранее, как нельзя лучше подходит к теме нашего занятия?

- «Музыкальная зарядка».

3. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАРЯДКА» - исполняем, сопровождая смысловыми движениями (4 мин)

Проведем сейчас зарядку.

Влево, вправо - поворот.

А теперь – наоборот.

Приседаю, поднимаюсь,

Прогибаюсь, наклоняюсь.

Пол руками достаю,

Но свободно говорю.

А теперь прыжки на месте.

Прыгну хоть сто раз, хоть двести.

И двумя ногами сразу.

И на левой, и на правой.

На одной и на другой:

Нет одышки никакой!

Что мы тренируем, выполняя это упражнение?

Дикцию, дыхание, умение управлять своим голосом, двигательную активность, координацию движений.

Любая зарядка, а тем более музыкальная, будет полезна для вашего здоровья!

4. А сейчас я предлагаю вам перейти на ковер и вспомнить упражнение «ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ » (4мин)

Это упражнение на развитие умения управлять своим голосом, где вместо кисти ваш голос.

Начинаем «красить забор»: «кисть» движется вверх - голос утончается, повышается; «кисть» движется вниз - голос «спускается», понижается; если «кисть» ведет горизонтальную линию – поем на одной высоте. Наверху можно немного повизжать, внизу – побасить.

Ребята, предлагаю нашу игру несколько усложнить: можно «рисовать» диагонали, круги, квадраты, «восьмерки» (вертикальные и горизонтальные), а «кистью» теперь будет не только ваш голос, но и ваши глазки!

Что же у нас получилось? Это самая настоящая гимнастика для глаз! Если ее делать регулярно, ваше зрение будет хорошим, а глаза долго не будут уставать.

5.Посмотрите, какой сюрприз по моей просьбе подготовили для вас ваши родители! (индивидуальные коврики, на которые пришиты пуговицы разного диаметра, различной высоты). Они похожи на маленькие островки! Я открою вам секрет – это «островки здоровья»! Если снять обувь и стать на них ступнями, то будут стимулироваться биологически–активные точки, которые там расположены. Они отвечают за здоровье всего нашего организма! Думаю, на этих «островках здоровья» особенно хорошо у вас будет получаться упражнение, которое так и называется…..(дети хором: «ОСТРОВА»). (5 мин)

Раз, два.

Острова.

Исполняется на V ступени звукоряда

Два хлопка, полукруг одной, затем другой рукой.

Три, четыре.

Мы приплыли

VII ступень звукоряда

Два хлопка, волнообразные движения руками от себя.

Пять, шесть.

Сходим здесь.

II ступень звукоряда

Два хлопка, правой рукой «отбиваем мяч», левой рукой «подбрасываем мяч».

Семь, восемь,

Сколько сосен.

IV ступень звукоряда Два хлопка, правая рука вверх, затем левая.

Девять, десять.

Мы в пути.

V-VII ступени звукоряда

II-IV ступени звукоряда

Два хлопка, средние и указательные пальцы рук «делают шаги».

До-счи-тай

До де-ся-ти!

D7 аккорд - по голосам

По одному движению на каждый слог:

Правая рука на голову;

Левая рука под подбородок;

Правая рука касается правой щеки;

Левая рука касается левой щеки;

Правая рука вперед;

Левая рука вперед;

Хлопок.

Что помогает развить это упражнение?

Координацию движений, умение согласовывать действия, дикцию, чистое интонирование, чувство лада.

А теперь вы будете знать, как сделать его еще и полезным для здоровья.

6.Чтобы оставаться здоровым и красивым, очень важно с детских лет заботиться об осанке. И тренировать мы ее будем при помощи ходьбы с предметом на голове, используя ранее выученную чистоговорку «ТРИ ЯПОНЦА». (8 мин)

Необходимо следить за четким произношением. Темп постепенно увеличивается. Рекомендуется двигаться по залу с предметами на голове:

-по кругу,

- в произвольном направлении,

- в заданном направлении.

Следить за правильной осанкой, движениями рук, ног.

В конце можно провести конкурс на лучшую «гейшу».

ТРИ ЯПОНЦА

Жили-были три японца:

Як, Як-цидрак, Як-цидрак-цидрак-цидрони.

Жили-были три японки:

Ципа, Ципа-дрипа, Ципа-дрипа-дримпампони.

Все они переженились:

Як на Ципе,

Як-цидрак на Ципе-дрипе,

Як-цидрак-цидрак-цидрони

На Ципе-дрипе-дримпампони.

И у них родились дети:

У Яка с Ципой - Шах,

У Яка-цидрака с Ципой-дрипой -

Шах-шарах.

У Яка-цидрака-цидрака-цидрони

С Ципой-дрипой-дримпампони -

Шах-шарах-шарах-шарони!

7. Казалось бы, мы обо всем позаботились, чтобы оставаться здоровыми, но что еще ускользнуло от нашего внимания? Ответить на этот вопрос нам поможет песня с таким странным названием «МУСОРНАЯ».

Напомнить: исполнение - выразительное, дикция - четкая, пунктирный ритм – острее, слушать друг друга. (7 мин)

«МУСОРНАЯ» ПЕСЕНКА

Сл. А. Усачев Муз. А. Пинегин

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки.

Скоро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас мусорные горы!

Да-да, да-да-да, да-да-да-да, да-да

Мусорные горы!

Но когда летать начнут в школу на ракете,

Пострашней произойдут беды на планете.

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты!

Да-да, да-да-да, да-да-да-да, да-да,

Рваные пакеты!

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются, как град, старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок,-

На прогулку не ходи, береги затылок!

Береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдет круговорот мусора в природе?

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Да-да, да-да-да, да-да-да-да, да-да!

Отвыкайте, дети!

После исполнения песни вопрос повторяется. Дети отвечают.

Нужно беречь природу, не мусорить, тогда и воздух, и вода будут чистыми. А это очень важно для нашего здоровья!

Вы совершенно правильный сделали вывод! Окружающая среда тоже должна быть здоровой! Наша задача - активно в этом участвовать.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня поработали!

Давайте подведем итоги.

III . ИТОГ ЗАНЯТИЯ: (4 мин)

Дети рассуждают, находят подтверждение правильности высказывания: «Если хочешь быть здоров – ПОЙ!» Используя хорошо знакомый муз. материал (вокальные упражнения, попевки, игры, песни), дети научились применять их и с целью оздоровления.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Познакомить родителей с «новыми» способами закаливания (на выбор).

ТРАДИЦИОННЫЙ РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ.

Оборудование занятия:

Фортепиано,

Аудиотехника,

Коврики,

Предметы, для ношения на голове при ходьбе (можно книги).

Соблюдение правил санитарии и гигиены.

Помещение должно быть перед занятием проветрено. Музыкальный инструмент настроен. Дети на занятие приходят в сменной обуви.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, – 304С.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999, - 375 С.

3. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе:Учеб. Для учащихсяпед. Уч-щ по спец. 03.05.00. «Муз. Воспитание», 03.07.00 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.». – М.: Просвещение, 1989, – 207 С.

4. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт.- сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2008, – 138 С.

5. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации / авт.- сост. Е.Х. Афанасенко и др. – Волгоград: Учитель, 2009, – 190 С.

6. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально – творческого саморазвития / Серия: У тебя получится: / - М.: Аквариум, 1997, - 272 С.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия №2»

Тверская область г.Осташков

План открытого занятия

вокальной группы «Импульс»

1-2 класс

Начальный этап работы над новой песней.

Педагог

дополнительного образования:

Пыльникова

Анжелика Владимировна

2015г.

Форма проведения: Изучение новой песни.

Тип урока : Комбинированный.

Цель урока : Знакомство с песней. Формирование интереса у учащихся к вокальному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха.

Развивающие :

продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

развитие гармонического слуха;

развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар;

развитие воображения, мышления, память.

Воспитательные :

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста,

воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством,

воспитание уважительного отношения к творческой деятельности.

Формирование УУД

(универсальные учебные действия)

Личностные умения:

Проявление учебно–познавательного интереса к выполнению заданий;

- стремление реализации своего творческого потенциала;

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения.

Регулятивные умения:

Умение учиться и способность к организации своей деятельности;

Целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

Оценка результатов работы партнерства.

Познавательные умения:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Передача содержания и настроения музыкального материала с помощью сценической выдержки, слухового контроля;

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Обобщение знаний по отработанному репертуару.

Коммуникативные умения:

Умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

Умение договариваться, находить общее решение;

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания:

- освоение методов и принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности.

Методы обучения:

наглядный (слуховой и зрительный);

словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

практические - упражнения, задания;

объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы :

творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;

побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Технологии:

    развивающего обучения, межпредметных связей, арттехнологии, здоровьесбережения (дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика).

    элементы проблемного обучения, имитационно-игрового моделирования профессиональной деятельности;

    исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Психологические условия на уроке:

психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

учёт индивидуальных особенностей;

дифференцированный подход.

Оборудование : фортепиано (синтезатор), компьютер, ноты произведений, ноты упражнений и попевок, слова разучиваемых песен, презентация.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)

Итак, вы готовы к работе?

Встали в круг.

Обними соседа справа (слева)… Повернулись и друг другу улыбнулись.

Настроенье каково?

-Во!

2. Постановка цели и задач урока.

Ребята, а вы заметили изменения в нашем классе?

Что здесь изображено? (лес, дом, солнце, вода….железная дорога )

Что бы это значило? Для чего ж/дорога? (Чтобы по ней ездить .)

На чём мы поедим по ней? (На поезде.)

Наклеивают паровоз на доску

Мне кажется, что здесь чего-то не хватает…Вагончиков! (Клеим вагончики)

Знаете ли вы какие-нибудь песни про ж/д, про вагончики? (Голубой вагон, Загудел паровоз и вагончики повёз.)

Я хочу вас познакомить с одной очень интересной песенкой.

(Сначала давайте сядем на стульчики.)

Ваша задача, определить настроение песни. Но, главное, придумать ей название.

Прослушивание видео песни

Анализ песни:

Какой характер песни? (Весёлый, добрый )

О чём поется в песне? (Про чудеса, про дружбу )

Как мы назовём нашу песню? (Белые барашки, Чух-чух-чух, Паровоз Букашка)

Почему?

Давайте сравним нашу песенку и картинку на доске. (Что общего? Похожи?)

Понравилась песня? (Да ) Хотите её выучить? (Да )

Итак, чем же мы с вами будем сегодня заниматься? (Учить песню)

Но, чтобы красиво её спеть, что для этого надо? (Надо много заниматься. Распевки, упражнения, скороговорки.)

- Т.е. мы сегодня….

3. Знакомство с особенностями певческого дыхания. Техника артпедагогики.

И мы с вами отправляемся на луг. Как вы себе представляете луг?

(Много трав, красивых цветов, нет деревьев, много насекомых, летают бабочки, пчелы, шмели, стоит гудение пчел и стрекотание кузнечиков.)

На чём мы поедем? (На поезде.)

Как едет паровоз? (Чух-чух, ту-ту)

Кто хочет быть паровозиком?

Прицепились вагончики? Поехали!

(Чух-чух-чух. Ту-ту!!!)

Приехали!

Упражнения:

1.

Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

Вы правильно делаете упражнение?

( Певческая позиция: Спина прямая, плечи не поднимаются. При вдохе носом - живот увеличивается, при выдохе через рот - живот уменьшается .)

Чтобы научиться петь, нужно правильно дышать во время пения.

(Показать где она находится, проверить у друга) Работа в парах

«Наши плечи неподвижны,

Носом дышим еле слышно.

Вдох – дыханье задержать

И спокойно выдыхать».

2. «Ладошки»

Поставили ладошки солнышку. (Ладони смотрят вперёд )

(Сначала медленно!)

Короткий шумный вдох носом – сжать ладони в кулак. Сразу свободный выдох через нос или рот. Кулаки разжать.

3. « Поймай комара»

Вот пролетел комар.

Какой издаёт звук комар - «з-з»

Вдох глубокий, бесшумный, на выдох со звуком з-з медленно соединяем руки, чтобы «поймать комара», который назойливо звенит перед вами з-з (дети тренируют навык выдоха).

Но налетел ветерок, и комары исчезли.

4. Послушайте, кто это? (корова, теленок )

Закрытым ртом звук «мм» по трезвучию. Распеваемся.

5. По дороге проехала машина. Какой звук у машины? («тр-р», в высокой тесситуре - «машина едет в горку»). Распеваемся.

6. А вдали виднеется лес. Уже на опушке мы слышим, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях).

7. Где-то поет свою песню кукушка

(«ку-ку» - поем в нескольких тональностях ).

Интересно на лугу?...

8. А теперь мы поиграем в «Зеркало» , показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы, злое).

9. Вспомним скороговорку : «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».

А теперь с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.

10. А дедушка уехал на лошадке. Как лошадка цокает? «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку.

Вам понравилось гулять по нашему музыкальному лугу?....

Тогда пора возвращаться к нашей песенке! Поехали!

(Цепляются в вагончики, едут и садятся на стульчики)

4. Разучивание песни. ( метод возвращения)

«Паровоз Букашка»

Возращаемся к нашей песне. Как она называется?

Послушайте слова первого куплета и припева.

Разучивание песни. Работа над динамическими оттенками в песне.

Дети, какая должна быть дикция в пении? (Разборчивая, понятная.)

Как нужно произносить слова в пении? (Четко, ясно.)

От чего зависит четкое, ясное произношение? (От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки)

Исполнение песни целиком под фонограмму.

5. Выводы. Рефлексия.

Наше занятие подошло к завершению. Вам понравилось занятие? (Да )

Закончи предложение: Мне сегодня особенно понравилось......

- Если вам всё понравилось на занятии, то поместите в наши вагончики улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы не очень довольны собой - грустный смайлик.

6. Домашнее задание

Выучить наизусть текст песни.

Для хорошего настроения конфеты!

План-конспект открытого занятия по вокалу педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ З.А.Егоровой.

Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма

Задачи:

Обучающие - разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

Развивающие - развивать музыкальные способности детей;

Воспитательные - формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.

Тип занятия: повторение пройденного

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино.

Структура занятия

1 Организационный момент

1.1 Приветствие

1.2 Положительный настрой на занятие

1.3 Проверка готовности к занятию обучающихся

1.4 Сообщение темы занятия, постановка цели

2 Актуализация знаний обучающихся

2.1 Повторение пройденного материала

3 Ритмическая пауза.

4 Работа над песнями

5 Итоги занятия

Ход занятия

1. Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте, учитель.

Я рада видеть вас на этом занятии!

Проверка готовности к занятию:

Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

Мы готовы к работе на занятии.

У нас хорошее настроение.

Мы будем стараться.

Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните. ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.

Сообщение темы, постановка цели.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни «Зонтики», «Эскимос».

Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.

Приготовились, настроились - поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками. Игра «телевизор».

Вопросы: какая самая главная ступень? - раз.

Почему? - потому что к ней тянутся остальные ступени.

Как ее называют музыканты? - тоника

Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал - поднимает руку.

Молодцы, ребята, очень хорошо справились с этим заданием.

Послушайте внимательно мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад

В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад

А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?

Звучит песня - попевка «Василек» .

Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.

Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.

А сейчас, какую я играю попевку.

Звучит мелодия попевки «Листопад».

Кто отгадал поднимает руку и поет песню.

Задаваемые вопросы:

Что мы сейчас пели? - мелодию

Мелодия делится на что? – на фразы

Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).

Какие ступеньки спрятались во второй фразе?

Показываем сердце мелодии - ножками.

Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии - доли

А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации

К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.

Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки

Разбор новой песни – попевки «Едет, едет паровоз».

3. Ритмическая пауза.

Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую пульсацию.

4. Работа над песнями

Работа над песней «Эскимос»

Приемы пения: «эхо», «а капелла» - работа по фразам. Прохлопываем ритм в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками

Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.

Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.

5. Итоги занятия:

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.


«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская

Введение.

Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном объединении - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных и сценических навыков. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Описание материала : представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем старшего звена (13 - 14лет). Тема занятия: «Концертная деятельность». Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в домах культуры.

Тема: «Концертная деятельность, как один из методов активного обучения»

Цель : Повысить адаптивные возможности детского организма путем успеха либо неудач при выступлении перед аудиторией.

Задачи: Обучающая: научить уверенно держаться на сцене в любой непредвиденной обстановке.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков, сценического мастерства.

Воспитательная: формировать целеполагание, здраво оценивать свои силы, обстановку в зале.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём выступления перед аудиторией.

Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Творческая часть

4. Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Настрой на хорошее настроение, перечень порядка выступления.

Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?

Ответ детей (проверка присутствующих)

Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересный и ответственный день. А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:

Быть вежливыми со зрителями в зале, не ходить во время выступления других участников;

Быть аккуратными, что бы не запачкать свои концертные костюмы;

Не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно;

В розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Педагог: Продолжим с вокальной разминки.

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

Упражнение № 4

Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Упражнения для артикуляционного аппарата:

Упражнение № 9

Поём скороговорку «Под топотом копыт пыль по полю летит»

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку «Кукушка кукушонку сшила капюшон, кукушонок в капюшоне ужасно смешон»

Упражнение № 11

Упражнение на разогрев голосовых связок:

Дэй сам дэй. Каждый слог поется на одной ноте. Упражнение выполняется по гамме, в зависимости от диапазона голоса.

Именно после полного распевания я перехожу к активному методу обучения, разработанного мной:

Упражнение, направленное на самоутверждение и позитивный настрой, способствующий успешной самореализации:

Поем хором вниз по трезвучию на протяжении всей мажорной гаммы вверх и вниз: «Я пою, хорошо пою!».

После этого мы переходим к повторению произведений, направленных конкретно к данному концерту или конкурсу. Если это отчетный концерт, мы закрываем его общей песней всей вокальной студии. Здесь работает активный метод обучения «Давайте споём». Исполняем хором, для закрепления положительных эмоций.

4. Творческая часть (30 - 35 мин)

5. Подведение итогов занятия (4 мин.)

Для подведения итогов отлично подойдет активный метод обучения «Фруктовый сад». Вместо дерева можно взять ступень гаммы, а вместо лимонов и яблок нотные длительности.

Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.

Используемая литература.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. – № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – М., 1996.