Конспект занятия «народы поволжья. Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья

«Ознакомление дошкольников с культурой

народов Среднего Поволжья посредством использования

музейной педагогики»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала.

Дошкольников полезно знакомить с традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители многих народностей. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, своя история и традиции, все мы единая дружная семья.

Народы России стараются жить дружно, налаживать добрые отношения в сфере культуры, науки, туризма, торговли. Каждый народ соблюдает свои национальные традиции и обычаи, которые бережно передаются из поколения в поколение и являются данью уважения к предкам. О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Поэтому в настоящее время мы проявляем всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Для этого мы используем в своей работе одну из форм ознакомления детей с родным краем организация мини - музеев в детских садах. Создание мини - музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Мини - музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Большинство, конечно русские, но есть и татары, и чуваши, и мордва. Изучив литературу о народах, их традициях, мы решили организовать в группе мини - музей на тему: «Народы Среднего Поволжья».

Маленький татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы будем рассказывать детям о народах Среднего Поволжья, читать стихи, сказки, знакомить с различными национальными играми. Например, собирая материал по теме «Праздники и обряды», мы изучаем праздник всех русских - Масленица. Татары свои народные праздники называют бэйрэм. Первый бэйрэм "весеннее торжество" для татар связано с ледоходом. Русские сжигают чучело Масленицы, а татары на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В наше время праздник ледохода у татар утратил былую популярность. Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар - Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. По своей сути он напоминает праздник Пасха у русских. У народов Чувашии праздник проводов зимы называется Саварни. В завершение этого праздника чуваши также сжигают чучело - чучело «старухи Саварни».

Отдельным разделом идет знакомство с народным словом. Здесь обсуждаются с детьми смысл русских народных пословиц, татарских, чувашских, мордовских. Русские говорят: «Попытка не пытка, а у татар эта поговорка звучит в переводе на русский язык: «Чем остаться лежащим на земле, лучше попробовать выстрелить».

Русская поговорка: «Дерево живёт корнями, а человек друзьями», у чувашей звучит как: « Птица крыльями сильна, а человек дружбой».

В работе с детьми мы будем использовать разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально - творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, дидактические игры музейного содержания.

Примерные темы мини – музея:

«Народы Поволжья»,

«Костюмы народов Поволжья»,

«Русская изба»,

«Любимые сказки народов Поволжья»,

«Народные промыслы народов Поволжья»

«Праздники и обряды народов Поволжья»,

Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Культура и традиции народов Поволжья живы, пока их чтут и берегут.

Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.

Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Какие задачи ставит педагог для достижении цели:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.





В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.

Конспект НОД на тему: «Народы Поволжья»

Зукау Елена Федоровна, воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» ДОУ № 130 «Родничок», Самарский регион

Аннотация: данная работа является

Предмет (направленность): познавательное развитие.

Возраст детей: подготовительная группа.

Место проведения: групповая комната.

Программные задачи:

  • Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
  • Закрепить знания о быте, одежде народов Поволжья.
  • Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.

Интеграция образовательных областей:

  • Социализация - воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
  • Музыка – продолжать знакомить детей с песнями о родине, народными музыкальными инструментами.
  • Чтение художественной литературы – знакомить детей с загадками, частушками, поговорками народов Поволжья.
  • Коммуникация – введение в словарь новых слов.

Материал к занятию:

  • Карта России.
  • Куклы в национальных костюмах.
  • Предметы национального быта.
  • Аудиозаписи песен, музыки.
  • Народные инструменты.
  • Заготовки бумажных изделий.
  • Художественно-изобразительные средства.

Предварительная работа:

  • Чтение народных сказок, былин, песенок.
  • Заучивание стихов, частушек, загадок.
  • Слушание песен, музыки.
  • Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья.
  • Сбор, рассматривание предметов быта.
  • Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.

Ход занятия:

Звучит песня Н.Сорокиной «Милая Россия».

Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?

Ответы детей:

«Жить – Родине служить».

«На родной стороне и ворона родная».

«В родном краю как в раю».

«На родной стороне и камушек знаком».

А как называется наша страна? Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь.

Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река Росси? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:

«…Перед нею путь большой и долгий.

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей родной ».

А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.

Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?

(Ответы детей – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…)

Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. А вам интересно было бы узнать об их быте, обычаях, культуре? (Утвердительные ответы детей). Мне тоже очень хотелось бы многое увидеть и узнать.

Ребята, как вы думаете, где раньше собирались люди со всей округи? (Ответы детей – на днях рождения, на свадьбах, на ярмарках…) Верно, на ярмарку съезжался народ со всей округи, продать и купить товар, попеть песни, поплясать, показать свои наряды, поесть вкусные блюда, поиграть в игры. Вот на такую ярмарку мы сейчас с вами и отправимся, ведь там мы сможем все увидеть, обо всем узнать.

Дети с воспитателем проходят в ту часть группы, которая оформлена в виде торговых рядов, прилавков с товарами.

Что же ребята, милости прошу на нашу ярмарку.

Звучит чувашская народная мелодия. Дети подходят к лоткам с товаром.

Ребята, а кто из вас бывал в чувашской деревне? Какие старинные предметы вы там видели? (Ответы детей: тухья – шапочка, ама – украшение из монет, саната – лапти, пурак - туесок из бересты).

Как много всего интересного вы видели. А вот у нас в чувашской лавке есть необычные народные инструменты: подкова, варган, пай, пузырь, сырной из липы.

Воспитатель предлагает поиграть на инструментах, сравнить их звучание с современными инструментами. Затем дети знакомятся с экспонатами в лавке. Рассматривают одежду, обувь, предметы домашнего обихода. Воспитатель рассказывает об обычаях традициях чувашского народа и предлагает поиграть в чувашскую игру «Скок-перескок».

Под веселую татарскую мелодию дети переходят к следующему торговому ряду.

Ребята, давайте мы посмотрим, какие товары нам предложат в татарской лавке.

Дети рассматривают предметы обихода.

Дети, а кто-нибудь знает, как по-татарски называются эти предметы? (Ответы детей: уклау – скалка, дустыган – ковш, чынаян – чашка, таба - сковорода).

Дети действуют с предмета, сравнивая их внешний вид и назначение с современной посудой.

Ребята, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей? (Ответы детей).

Дети, татарский народ славится своим гостеприимством, удалым весельем. Сейчас я загадаю вам татарские загадки, а вы попробуйте их отгадать:

«Полна печь ватрушек, в середине – один калач». (Небо, звезды, месяц).

«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз).

«Полна красная печь черненьких лепешек». (Арбуз).

Ой, хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята? (Утвердительные ответы детей). У меня есть небольшой ларец, он необычный:

«Позвонили в бубенец,

И попали во дворец.

Открывается палата,

Посмотрите, чем она богата?

Нет ли там чудовищ?

Много ли сокровищ?»

Сейчас. Ребята, мы это узнаем!

Воспитатель открывает сундучок, и все рассматривают национальные костюмы, утварь, украшения.

Дети, а знаете ли вы, женщины какой национальности носили такие украшения? Да, верно, такие чудесные бисерные украшения плели мордовские мастерицы.

Воспитатель предлагает примерить наряды и полюбоваться на себя в зеркало.

Ребята, не только женщины занимались интересным делом, но мужчины, они были искусными ремесленниками: резчиками по дереву, гончарами, ювелирами. А ребятишки были веселыми затейниками. Вот послушайте, как звучит детская считалочка на мордовском языке:

«Вейке, кавто, колмо, шиле,

Мон сэвинь соразонь пиле.

Кавто, колмо, пиле, ветесь,

Кинень понги псакань пекесь?»

«Один, два, три, четыре.

Я съел куриное ухо.

Два, три, четыре, пять

Кому достанется конский хвост?»

Вот такая шутливая считалочка была у мордовских ребятишек.

Звучит веселая русская мелодия.

Ой, ребята:

«Из соседних наших сел

К нам на ярмарку пришел

Развеселый хоровод,

Славит ярмарку народ».

Нам тоже пора повеселиться.

Воспитатель приглашает детей на русский народный танец под мелодию «А я по лугу».

Ребята, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать и найти эти товары в русской лавке:

«В лесу кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется». (Топор)

«Утка в море, а хвост на заборе». (Ковш)

«Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо». (Самовар)

Молодцы ребятки! А еще я слышала, что на гуляньях, русский народ всегда частушки поет, да вот под такую балалаечку. (Дети рассматривают инструмент). А вы, ребята, знаете частушки?

Дети исполняют частушки:

«Мы в Тольятти родились,

И в Тольятти мы живем,

Мы – девчоночки – волжаночки,

И нигде не пропадем!».

«На окошке два цветочка

Голубой, да аленький,

Я парнишка боевой

Хоть и ростом маленький».

«Ахи – ахи – ахоньки,

Наши парни махоньки

Из-за кочек, из-за пней,

Не видать наших парней».

Какие веселые частушки вы пропели. И, конечно же, ребята, на Руси любили поиграть. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеек». Вот и закончилась веселая ярмарка, нам пора возвращаться. А теперь, ребята, мне хотелось бы узнать запомнили ли вы, какие отличия есть в народных костюмах? Я предлагаю вам украсить вот эти изделия.

Дети образуют пары и выбирают себе бумажные изделия: платья, сарафаны, головные уборы, фартуки, полотенца, рубахи и т.д. После окончания работы дети рассматривают и обсуждают, правильно ли подобраны узоры, согласно народным традициям.

Ребята, сегодня мы с вами играли, плясали, отгадывали загадки, занимались творчеством. Ну, а какая же ярмарка проходит без угощений. Вот и у нас с вами накрыт богатый стол, а на нем угощения из национальных сладостей. А ароматный чай мы будем пить из русского самовара. Милости прошу к столу.

Дети пьют чай с печеными сладостями, приготовленными родителями.

Последующая работа:

  • Разучивание подвижных игр народов Поволжья.
  • Создание мини-музея в группе «Сокровища бабушкиного сундука».
  • Развлечение «Посиделки совместно с родителями».

Слесаренко Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20 "Алиса"
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные игры народов Поволжья, как форма ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной"
Дата публикации: 01.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Музыкальные игры народов Поволжья, как форма

ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной

Справедливо

известное

изречение:

приглядитесь, как и во что играют его дети.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в

соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и

другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы

для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом,

включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,

целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том,

что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные,

трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому

ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики,

человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста

непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки,

народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские,

чуваши, татары, башкиры, мордва. Каждый из этих народов отличается не только

языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они

часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх

используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют

художественную

прелесть,

эстетическое

значение

составляют

ценнейший

неоспоримый игровой фольклор.

Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми.

Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке

представлены

популярные

мордовские,

татарские

чувашские

доступные детям разного возраста. Дети с удовольствием играли в русские народные

игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную

игру «Круговой», чувашскую игру «Хищник в море». В процессе игровой деятельности

дети проявили свою ловкость, сообразительность, смекалку.

Цели:

1. Приобщение детей к культуре народов Поволжья

Расширить знания детей о народах Поволжья.

Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского,

удмуртского

чувашского

музыкальным

сопровождением,

музыкальными хороводами).

Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам

других национальностей.

Задачи:

Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.

Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.

Организация

проведение

народных

подвижных

воспитателями

дошкольного учреждения.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг

от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-

лебеди», «У медведя во бору», «Кошки – мышки» и т.д.)? Когда они возникли?

Вероятно, они созданы народом так же, как песни,

сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и

называются – народными.

Народная игра – игра, реализующаяся на

принципах

добровольности,

популярная и

распространенная

исторический

момент развития общества и отражающего его

особенности, претерпевающая изменения под

различными влияниями: социально-политическим,

экономическим, национальным. Народная игра,

являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения

детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект

воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в

современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к

прошлому является весьма своевременным.

«Заря-заряница»-русская народная игра

Целый ряд детских игр основан на соединении

песни с движением. Это игры хороводные. В

подобных играх действие осуществляется в ритме,

словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о

чем поется в песне. Песня тесно связана с народной

Народная педагогика прекрасно определила

последовательность игр от младенческих лет до

зрелости.

«Карусели»-мордовская игра

В то же время, народные игры очень гибки в

возрастном отношении. Например, в

«Жмурки», «Карусели» охотно играют дети

младшего, старшего дошкольного и школьного

возраста. В народных играх много юмора,

шуток, соревновательного задора; движения

точны и образны.

«Хищник в море»- чувашская игра

Они сохраняют

художественную

прелесть, эстетическое значение и составляют

ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные

подвижные игры влияют на воспитание воли,

нравственных чувств, развитие сообразительности,

быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через

игру воспитывается чувство ответственности перед

коллективом, умение действовать в команде. Вместе с

тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры

привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение

народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в

поколение.

«Узнай меня»- чувашская народная игра

В народных

играх много юмора, шуток,

соревновательного

задора; движения точны и

образны, часто

сопровождаются

неожиданными

веселыми моментами,

заманчивыми и

любимыми детьми

считалками,

жеребьевками, потешками.

Они сохраняют свою

художественную прелесть,

эстетическое значение

и составляют ценнейший,

неоспоримый игровой

фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь

дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение

обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на

детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых

действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами

представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой

личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое

совершенство.

Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать

следующие задачи:

Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный

календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и

хранить народные традиции.

Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих

способностей.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста

нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,

доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.

Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и

поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят,

конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым и

развиваем интерес к людям разных национальностей.

В статье рассматриваются возможности организация этнокультурного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации и приобщения детей дошкольного возраста к этническим традициям народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар).

УДК 373.24

ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О.И. Кошелева ,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 46», воспитатель

Россия, 607232, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Победы, д. 8

Аннотация. В статье рассматриваются возможности организация этнокультурного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации и приобщения детей дошкольного возраста к этническим традициям народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар).

Ключевые слова: поликультурное образование, этнокультурное образовательное пространство, этнические традиции.

Мы - многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… Именно с этих слов начинается Конституция Российской Федерации.

Исторически сложилось так, что Россия - родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины создают культуры более чем 180 народов, в том числе культуры народов Поволжья (мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей, казанских или поволжских татар), имеющие много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Культуры этих народов взаимодействовали и взаимообогащали друг друга, в том числе и русскую культуру.

Исторически сложилось так, что край наш арзамасский издревле был частью мордовских земель, затем входил (с мордовским населением) в состав Казанского ханства в эпоху Золотой Орды, стал пограничной частью Нижегородского княжества, а строительство оборонительных сооружений и укрепление русских границ способствовало быстрому заселению арзамасских земель русскими. Совместные экономические и торговые связи, борьба против общих врагов укрепили дружбу двух народов-братьев, позволили мордовскому народу развить свою национальную культуру. Арзамасская земля привлекала и тюркские народы (татар, чувашей), склонных к торговле, ремеслу, сочетанию скотоводства с земледелием, своим выгодным для торговли географическим положением, природными условиями, благоприятными для скотоводства и земледелия . Поэтому и становление культурных аспектов арзамасского края проходило при коллективном участии многих народов, населяющих сегодня Приволжский федеральный округ.

Народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Её утрата влечёт за собой потерю нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле. Сегодня же многие из арзамасцев просто забыли или не знают, что они - потомки народа мордвы или, возможно, потомки тюркских народов. В связи с этим возникает необходимость трансляции этнокультурного наследия народов, которые соседствуют с Нижегородским регионом и представителями которых является часть семей воспитанников дошкольной образовательной организации (мордвы, чувашей, казанских татар).

Дошкольная образовательная организация (ДОО) в условиях развития поликультурного образования выступает одним из социальных институтов трансляции этнокультурного наследия народов Поволжья. Её миссией является передача ребёнку культурного опыта, в том числе этнических традиций, отражающих культурные особенности населения родного края.

Дошкольное образование как начальная ступень поликультурного образования решает задачи содействия накоплению ребёнком первичных представлений об историко-культурных ценностях и наследии своего народа, развития у детей устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирования этнокультурной компетентности дошкольников. Общей основой поликультурного образования является духовно-нравственное развитие ребёнка с принятием моральных норм и национальных ценностей, становление его национально-культурной и гражданской идентичности.

Трансляция культурных традиций народов Поволжья (мордвы, чувашей, казанских татар) в ДОО даёт возможность приобщить подрастающее поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно, входят и ценности традиционные, этнические.

Организация этнокультурного образовательного пространства в условиях ДОО предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды и организацию совместной партнёрской деятельности взрослого с ребёнком.

Развивающая предметно-пространственная среда групп наполняется игровыми и учебно-методическими материалами этнического содержания. Например, широкие возможности для решения задач поликультурного образования предоставляет дидактический комплект «Многоликая Россия» (серия «Мир на ладошке. Россия»), позволяющий познакомить дошкольников с особенностями различных народов, проживающих на территории нашей страны, в том числе народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар). Часть развивающей среды создаётся в совместной деятельности всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей): это и коллекции кукольных народных костюмов, и альбомы иллюстраций, и коллажи, отражающих этнокультурные традиции мордвы, чувашей, татар.

Культурное содержание, на котором осуществляется приобщение дошкольников к этническим традициям, составляет фольклор (пословицы, сказки, загадки, заклички), народные праздники и народные подвижные игры. Важно отметить, что, демонстрируя уникальность культурного наследия каждого из народов, необходимо акцентировать внимание детей на основах, объединяющих народные культуры мордвы, чувашей, татар.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому одним из способов приобщения детей к этнокультурному наследию выступает использование народных подвижных игр, которые играли большую роль в жизни любой национальности. Народные игры самобытны, они несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствуют детской природе, удовлетворяя потребность ребёнка в познании и двигательной активности. Подвижные игры схожи у многих народов, не имеющих ничего общего между собой. В образовательном пространстве ДОО могут быть использованы игры народов Поволжья, похожие на знакомые детям русские народные подвижные игры: мордовские («В курочки», «В ворона», «Ключи от замка», «Волк»); чувашские («Хищник в море»); татарские («Займи место», «Хлопушки»).

При организации подвижных игр целесообразно использовать методический приём «Платочек»: воспитатель предлагает детям поиграть, но прежде отгадать, в игру какого народа будут играть дети. Воспитатель демонстрирует детям платочек с народным узором (мордовским, чувашским, татарским, русским) и спрашивает, какой это узор. Когда дети отгадают, воспитатель сообщает о том, в чью игру они будут играть (например: «Верно, узор на платочке мордовский. Значит, мы с вами будет играть в мордовскую игру «Ключи от замка»). Этот методический приём позволяет в увлекательной форме сформировать первичные представления детей об особенностях орнаментов народов Поволжья.

Народная мудрость, накопленная веками, отражена в пословицах - самом интересном и загадочном фольклорном жанре. В работе с детьми старшего дошкольного возраста могут успешно использоваться пословицы народов Поволжья, созвучные с русскими народными, например:

1) мордовские пословицы: «Красивей родины места не найти», «Человек без родины что птица без гнезда», «Дереву нужны корни, а человеку -друзья», «На чужой печке бок не согреешь», «Гость в дом - Бог в дом», «Зимой за малиной не ходят» и др.;

2) чувашские пословицы: «Натворил дел - не исправишь», «Родина - матушка родная - чужая сторона - мачеха»;

3) татарские пословицы: «Без родины милой будешь птицей бескрылой», «Добро потеряешь - опять наживешь, друга потеряешь - уже не вернешь», «Без труда и зайца не поймаешь».

Загадывание загадок - одно из любимых развлечений многих народов. Можно привести следующие варианты загадок народов Поволжья, используемых в этнокультурном образовательном процессе:

1) мордовские: «Старик в земле, а борода снаружи» (свёкла), «Белая словно снег, чёрная словно земля, ходит, только прыгая» (сорока) и др.;

2) чувашские: «Под низким небом снег идёт» (сеют муку), «Меня ждут - не дождутся, а как увидят - разбегутся» (дождь), «Зимой раздевается, а летом одевается» (лиственное дерево) и др.;

3) татарские: «Старик шутит, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (мороз), «Полна печь ватрушек, в середине - один калач» (звезды и месяц) и др.

Усилению воспитательного эффекта в процессе поликультурного образования способствует разучивание с дошкольниками закличек, широко используемых на народных праздниках. Так, во время Святок можно использовать мордовские заклички, например:

«А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста,

Из зерна ему коврига, из полузерна - пирог»;

«Коляд - коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито да пшеничка,

Ячмень, овёс, гречка, горох, чечевичка».

А во время Масленицы - мордовскую закличку следующего содержания:

«Солнышко выйди, выйди,

Получишь ложку каши.

Солнышко выйди, выйди

Получишь красного петушка».

Неотъемлемую часть народной культуры составляют праздничные обычаи и обряды.

Как и у русских, почитаемыми новогодними праздниками у мордвы были Рождество, Святки, Крещение. Период с праздника Рождества до Крещения повсеместно являлся временем отдыха, игр, развлечений, гуляний молодежи. В день Крещения мордовский народ славил Христа: люди ходили к друг другу в гости и дарили подарки. Большое участие в праздниках принимали дети: они наряжались в шкуры и маски зверей, ходили по дворам и колядовали. Считалось, что чем больше колядующих в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году.

Празднование Крещения (кашарни) у чувашей было схоже, но и отличалось от мордовского. Чувашская молодежь праздновала в течение недели: от Рождества до Крещения. За день до Крещения девушки собирались в одном из домов, варили напитки (пиво) и стряпали пироги. Вечером собиралась в дом вся деревня. Девушки сначала угощали стариков и родителей. Как и русские, и мордва, чувашская молодежь проводила вечер в увеселениях, девушки гадали на суженного. Во время празднования кашарни по деревне ходили ряженные: они разыгрывали сценки из жизни деревни.

Знакомство дошкольников с народными традициями празднования Крещения можно осуществить через организацию досуга (развлечения) «Раз в Крещенский вечерок» с активным участием родителей воспитанников группы. Во время досуга дети «идут в гости» сначала к Хозяюшке русской избы, затем к хозяюшкам других жилищ (мордовского, чувашского) и, через обрядовые действа, пословицы, заклички, получают представления об этнических обычаях, их сходстве.

Весенний цикл у народов Поволжья начинался с призыва тепла, солнца, прилёта птиц. Для этого выпекали из теста «Жаворонки» или «Ласточки», с которыми дети поднимались на крыши домов и пели заклички. Во время проводов зимы, на Масленицу, мордва, как и русские, всю неделю угощалась вкусными блинами, люди ходили по дворам, веселились, катались на санках с Масленичной горы. Поскольку блин у мордовского (как и у русского) народов считается символом солнца, в мордовских поселениях устраивалась карусель в виде солнца.

Зимний цикл также завершался праздником Саварни (масленицей) и у чувашских народов. Чтобы ускорить движения солнца и приход весны, на праздник было принято печь блины, кататься на санках вокруг деревни по ходу солнца. В завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни».

К сходным (у русских, мордвы, чувашей) этническими традициями проводов зимы и встречи весны детей старшего дошкольного возраста можно приобщать посредством фольклорного праздника «Широкая Масленица», проведение которого стало традиционным для многих современных ДОО.

С отличительными особенностями обычая встречи весны у татар детей можно познакомить во время познавательного вечера «Сейчас узнаем» или «Встречи с интересными людьми», когда гость группы рассказывает о народных традициях. «Смотреть лёд» («Боз карау, боз багу») - это праздник прихода весны, отмечаемый у татарских народов и связанный с ледоходом: смотреть ледоход на берег реки выходили все жители; молодежь шла наряженная с гармонями; на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому, что символизировало приход весны. Иногда из соломы изготавливали чучело, которое устанавливали на одну из последних льдин, поджигали и пускали вниз по течению; это символизировало утверждение весны и тепла.

Знакомство детей с традициями поволжских народов осуществляется и через сказки с полиэтническим содержанием. Подбор сказок целесообразно осуществлять в соответствии с народным календарём. Коммуникативное изучение сказки носит поликультурный характер: каждая национальная сказка изучается по одному общему алгоритму, пронизывается одними и теми же интеграционными связями, анализируется и сравнивается с содержанием других национальных сказок, а затем рассматривается в диаде со сказкой другого народа, построенной на схожем сюжете .

Знакомство дошкольников с этническими традициями народов Поволжья, соседствующих с Нижегородским регионом и представителями которых является часть семей воспитанников ДОО (мордвы, чувашей, казанских татар), позволяет комплексно решать задачи поликультурного образования и познавательного развития ребёнка, формируя первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Литература:

  1. Кондрашова Н. В. Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 12 (декабрь). - С. 41-45. - [Электронный ресурс]. - URL: https://e-koncept.ru/2013/13249.htm
  2. Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика. - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/peoples.htm (дата обращения 10.02.2015).
  3. Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/6.htm (дата обращения 10.02.2015).
  4. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/101/5207/
  5. Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья. - [Электронный ресурс]. - URL: http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm ; http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm ; (дата обращения 10.02.2015).
  6. Рюмина Ю.Н. Организация поликультурного пространства ДОУ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-23.pdf (дата обращения 14.12.2015).
  7. Филиппович С.А. О коренном населении края. - [Электронный ресурс].- URL: http://www.museum.arzamas.net/?action=sel&id=15&mode=articles (дата обращения 10.02.2015).

ETHNIC TRADISHIONS OF PEOPLE ON THE UPPER VOLGA

IN MULTICULTURAL EDUCATION

OF CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE

O.I. Kosheleva

Summary. The possibilities of arrangement of ethnocultural educational space in pre-school educational organization and accustom children to ethnic traditions of people of Upper Volga (Mordvinian, Chuvash, Tatar) is examined in the article.

Keywords: multicultural education, ethnocultural educational space, ethnic traditions.