Конспект занятия. Беседа с детьми по картинам «Лес зимой

Конспект беседы по картине И.И.Левитана «Март».

Цели и задачи:

Продолжать учить детей понимать содержание картин, знакомить их со средствами выразительности, используемыми художником;

Расширять знания детей о творчестве художника И.И.Левитана, о жанрах в которых он работал;

Развивать у детей внимание, наблюдательность;

Активизировать речь детей;

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Ход беседы:

Звучит музыкальный отрывок «Весна» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Воспитатель знакомит ребят с картиной Левитана «Март».

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из картин художника И.И. Левитана. Он очень любил русскую природу, её просторы, поля, реки. Всё это художник изображал на своих картинах. Левитан много ходил с этюдником (это деревянный ящик, в нём носят краски и листы бумаги). Его можно было встретить на берегу реки или пруда, в берёзовой роще, в поле. Этого художника уже давно нет, а картины его живут, и они любимы всеми.

Какую картину этого художника мы уже рассматривали? Верно, «Золотая осень». Перед вами ещё одна из картин художника. Рассмотрите её внимательно, а я вам прочитаю стихотворение:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

Какое время года изображено на этой картине? Какой стоит день? Почему вы решили, что он солнечный? Каким изображён снег? Что из-под снега показалось? Как называют эти пятна земли? В каких местах больше всего подтаял снег? Как выглядят деревья? Что можете сказать о небе, какое оно?

Ребята отвечают, что на картине изображена весна. Солнце пригрело своими лучами землю, снег стал таять. Он потемнел, осел, стал тяжёлым, сырым. На открытых солнечных местах появились первые проталины. Деревья ещё без листьев, но уже чувствуют весну, и на самых высоких ветках вербы распустились почки. Такое высокое, чистое, голубое небо бывает только в марте, в первый весенний месяц. Снега ещё много, особенно в лесу.

Воспитатель рассказывает, какие краски использовал художник: голубую, синюю, зелёную, белую, серую, бледно-жёлтую, а разные оттенки этих красок сделали картину яркой, весенней.

Дети, нравится ли вам картина? Какое у вас настроение, когда вы смотрите на неё? Как бы вы хотели назвать эту картину? Художник И.И.Левитан назвал её «Март». Подходит это название к ней?

А теперь послушайте мой рассказ о картине «Март».

На этой картине изображено самое начало весны. Солнечный, весенний день. Воздух чист и свеж. Темнеет рыхлый снег. С крыши стекает весенняя звонкая капель. Лошадка, запряжённая в сани, наверное, тоже радуется наступающей весне, пригревшему её солнцу. Звонко и радостно поют свои песни птицы. Встряхивают своими влажными, мохнатыми ветвями просыпающиеся сосны. Всё говорит о том, что «весна в окно стучится» и «гонит зиму со двора».

Итог: дети отвечают на вопросы воспитателя.

С картиной какого художника мы с вами познакомились?

Как называется эта картина?

Как можно одним словом назвать то, что изображено на картине?

Правильно, картина, на которой изображена природа, называется пейзажем, а художник, который нарисовал его,-пейзажист.

Составитель воспитатель

по изо деятельности Русаклова Н.В.

В семье можно и нужно систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных произведений. В домашних условиях можно составить небольшие коллекции репродукций. В свободную минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них. Подбор репродукций по темам может быть разным. Так, например, может быть несколько серий репродукций на тему «Времена года» - пейзаж, а также – серия на сказочную тематику в произведениях В.М. Васнецова, М.А. Врубеля. Но не следует показывать ребенку за раз больше 5-6 репродукций.

Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок вначале просто рассмотрит репродукции. Первое впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа картины.

Беседа, естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине. Отсюда должен возникать и второй вопрос: как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел картины? Часто вся беседа сводится к первому вопросу – что изображено на картине, кого нарисовал художник, что делают изображенные на картине люди, где они находятся и т.д. Несомненно, такой разбор картины кое-что дает детям с познавательной точки зрения, а само художественное произведение вызывает определенные чувства у наиболее восприимчивых детей, но все же специфика художественного произведения, в основе которого всегда лежит единство содержания и формы, в значительной мере при таком анализе утрачивается. Замысел, отношение художника остаются нераскрытыми; из сюжета выводится мораль, нравоучение.

Свой замысел художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства средств. В живописи такими средствами является выбор того, что изображает художник; затем, как он все это располагает на картине, чтобы выделить главное (композиция картины); образная характеристика людей и животных, с помощью которой автор вызывает у зрителя то или иное отношение к персонажам; свет и цвет в картине. Яркие, но гармонические красочные сочетания вызывают у зрителя чувство радости, бодрости, уверенности; мягкие, как бы притушенные сочетания – чувства нежности, иногда легкой грусти; крикливые, резкие – чувство протеста, враждебности; мрачные – чувство печали и т.д.

Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик. Как это сделать?

Беседу можно построить по следующим вопросам:

Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину?

Как он относился к героям произведения?

Как их понимал, кого любил, кем восхищался, кого осуждал?

Подобные ли чувства испытывали художники, когда изображали своих героев?

Похожи ли эти картины по цвету?

Почему не похожи? И т.д.

Надо дать понять родителям, что в картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.

Картина В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об опасности, тревоге. Как нам передает эти чувства художник? Дети легко находят ответ на этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья, страшно», «У Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит, за меч рукой держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем испугалась, не смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не разбирая дороги, устал, пасть открыта, язык высунул».

Чтобы дети могли лучше воспринять художественные особенности картины, хорошо показать им не одну, а две-три репродукции разных картин на аналогичные темы, сопоставить их. Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря и «Русская зима» К.Ф. Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась. Большинство высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо голубое, остатки золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие, наверное, художник радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что зима изображена на двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а вторая – задумчивая. Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети согласятся с вами. Так путем сравнения будет достигнут новый критерий эстетической оценки зимнего пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно видеть и воспроизводить по-разному, что она пробуждает у художника разные чувства и мысли, а тот, в свою очередь, передает их нам.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности малыша.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному. Вашему вниманию предлагаются примерные задания, направленные на развитие творчества у детей.

Светлана Губренко (Андреева)

Конспект НОД. Беседа по картине И. И. Левитана "Март".

Направление : "Познавательно-речевое", "Художественное творчество".

Образовательные области :

- "Познание",

- "Коммуникация".

Задача : формирование целостной картины мира.

Цели :

1. Развивать умение узнавать и называть время года.

2. Учить детей называть основные признаки весны.

3. Учить детей называть весенние месяцы.

5. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование : репродукция картины И. И. Левитана "Март".

Ход НОД.

1. Организационный момент .

Еще мы тепло одеты,

Но к нам шагает медленно весна.

Ее приметы нам уже заметны,

Скажите, с чем в гости к нам идет она?

Ответы детей (Дети называют приметы весны).

(В небе появляется солнышко. Начинает таять снег. По дорогам бегут ручьи).

Правильно, ребята! А как называется первый весенний месяц? (Март).

2. Работа над содержанием картины.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине Исаака Ильича Левитана "Март".

Посмотрите на картину. Что вы видите на ней?

(Выслушиваются ответы детей).

Обобщение ответов детей:

На картине художник изобразил природу. Голубое небо, еще тонкие без листвы осинки. Птицы еще не прилетели, скворечник пустой. Солнце освещает стену дома, березки. В лесу еще лежит снег.

3. Обучение чтению картины.

Как называется картина И. И. Левитана? (Март).

О чем эта картина?

(Эта картина о весне, о марте, о весенней погоде, о начале весны).

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Правильно. Возникает чувство радости, что начинается весна. А это всегда приятно и радостно!

Как удалось художнику показать чувство радости?

(Он изобразил много света, яркое, теплое мартовское солнце, голубое небо).

Левитан запечатлел не весь дом, а только часть его стены, на которую падают прямые лучи весеннего солнца.

А еще чувствуется, что купаются в золотистых лучах солнца березки и осинки.

Что еще дает возможность ощутить чувство радости перед наступлением весны?

Посмотрите, какой снег на картине?

(Снег под лучами солнца потемнел, осел. На дороге он рыжеватый, пропитан водой. Чистый, белый снег лежит на крыше дома, на крыльце, под деревьями. Вокруг деревьев еще лежат сугробы.)

Кого еще изобразил художник на этой картине? (Лошадку).

Что делает лошадка?

А как вы думаете, почему лошадка стоит?

Лошадка с санями стоит у крыльца. Она спокойно дремлет на теплом мартовском солнышке. Наверное, она ждет своего хозяина. Ей приятно стоять под ласковыми и теплыми лучами весеннего солнца.

Физминутка.

Туча прячется за лес - дети приседают

Смотрит солнышко с небес - дети встают, поднимают руки вверх и машут

И такое чистое, доброе, лучистое.

Если б мы его достали - дети тянутся "к небу"

Мы б его расцеловали! - шлют воздушные поцелуи.

4. Составление рассказа по картине.

1. Обилие солнца, света.

3. Стены дома.

5. Деревья.

6. Лошадка.

(При составлении рассказа вместо плана можно использовать мнемотаблицу).

5. Заключительная часть.

Вам понравилась картина? Чем?

Картина И. И. Левитана "Март" радостная. Своей картиной художник заставляет нас понять и полюбить красоту родной природы, которая окружает нас и которую мы так часто не замечаем.

6. Подведение итогов.

Конспект беседы для старших дошкольников (5-6 лет) по картине «Зима».

Беседа в старшей группе по картине "Зима".

Боднар Светлана Викторовна, воспитатель, ГБОУ гимназия №1551, г. Москва.
Описание: представляю вашему вниманию конспект беседы по картине «Зима», для детей старшего дошкольного возраста для развития речевой деятельности детей.
Назначение: данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: развитие речевой деятельности детей в беседе по картине «Зима».
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме «Зима».
2. Развивать связную речь, речевой слух.
3. Упражнять в правильном построении предложений.
4. Развивать мышление и воображение, продумывая предшествующие и последующие события.
5. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: картина "Зима".

Детям показывают картину, на которой изображена деревня, занесённая снегом. Деревья с опустевшими гнёздами. Из труб домов дым идёт. С высокой горы дети катаются на санках, лепят снеговика.

Дети отгадывают загадку (Зима).
Воспитатель:
- Ребята, какое время года изображено на этой картине?
Дети:
- Зима!
Воспитатель:
-А как вы поняли, что это зима?
Дети:
-Снега много на земле и на крышах домов, из труб идёт дым, люди топят печи, чтобы в доме было тепло. Ребята катаются на санках и лепят снеговика.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а как одеты дети на нашей картине?
Дети:
-Дети одеты в тёплые куртки, шапки, обуты в валенки и сапоги, надели варежки и шарфики завязали, чтобы им было тепло.
Воспитатель:
-Ребята, а посмотрев на картину, можно сказать, какую погоду хотел изобразить художник?
Дети:
-Да. Погода хорошая. Солнце светит, небо голубое, на нём небольшие облака.
Воспитатель:
-Да, действительно, на картине изображён яркий, морозный денёк! А всегда ли зимой бывает такая погода?
Дети:
-Нет. Бывает и плохая погода, когда идёт снег, дует сильный ветер. Несколько дней назад была такая погода, мы наблюдали метель из окна, даже не ходили гулять.
Воспитатель:
-А как, вы думаете, на этой картине изображён ветреный день или спокойный?
Дети:
-Спокойный день. Потому что, дым идёт прямо из трубы и деревья не гнутся, значит, ветра нет.
Воспитатель:
-А что ещё, вы можете рассказать, глядя на эту картину?
Дети:
-Мальчик катится на санках с высокой горы, а здесь девочка уже скатилась с горы, она везёт санки, и ей на встречу бежит собачка.
Воспитатель:
-Давайте, вспомним, какое из стихотворений о зиме, нам напоминает эта картина.
Дети:
-Детство. Ивана Сурикова.
Чтение стихотворения.
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь на санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья - мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Воспитатель:
-А что у нас на картине здесь? (Указывая на гнёзда на деревьях.)
Дети:
-Это гнёзда. Пустые гнёзда, скворечники, птицы улетели на юг.
Воспитатель:
-А какие птицы остаются зимовать с нами?
Дети:
-Остаются зимовать воробьи, вороны, галки, синички…
Воспитатель:
-Как мы с вами заботимся о них?
Дети:
-Мы сделали кормушки и кормим их.
Физкультминутка «Снежок». (Н.В. Нищева)
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого),
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней),
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем несладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок).
И… сломаем (топают).
Воспитатель:
- Ребята, а теперь подумайте вот о чём. Дети поиграли, покатались и ушли домой, а потом пришли другие ребята. Смогут ли они догадаться, кто здесь был и что делал?
Дети:
-Да. Остались следы от санок, по которым можно догадаться, что здесь недавно катались на санках.
Воспитатель:
-А как вы думаете, как они могут догадаться, что это ребятишки катались, а не взрослые?
Дети:
-По следам сапог, маленькие следы, они и догадались, что здесь катались ребята. А по собачьим следам, что с ними была собака. Ещё ребята строили снеговика.
Воспитатель:
-А теперь расскажите мне, как мы с вами зимой играем и занимаемся, но только не повторяйте того, что дети уже сказали.
Рассказы детей.
Рекомендуется после провести рисование «Зимние забавы».


Приведено с сокращениями.

Программное содержание.
Познакомить детей с изображением зимнего леса а различных картинах и иллюстрациях и с описанием тех же явлений в стихах. Подвести детей к пониманию различных способов изрбражения и средств выразительности.
Методика проведения занятия.
Картины по одной ставятся перед детьми на мольберт. Несколько секунд дети рассматривают их молча, затем воспитательница читает стихи и проводит беседу.
Первой показывается картина из книги «Родные картинки», рисунки П. Басманова («Детская литература», 1960).
Воспитательница читает стихи И. Сурикова:
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под, утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
«Давайте посмотрим,- обращается она к детям,- что же изобразил художник?» Дети говорят, что нарисовано поле и лес, это зима. «Все в снегу,- уточняет воспитательница,- и тут близко, на поляне, и далеко - все снег, снег и снег. А что виднеется вдали?» Дети говорят, что это лес. «Он весь в снегу и чуть виден. Теперь посмотрите на небо: какое оно светлое, чуть голубое. Тишина. Все словно спит. А кого вы заметили на этой картине, кто не спит?» Дети отвечают: «Зайчик, сорока».
Воспитательница продолжает: «Художник показал, что в лесу и зимой идет жизнь. Посмотрите внимательно: снег нарисован только белым?» Дети находят, что снег нарисован голубоватым. «А какие еще цвета есть в этой картине?» - «Светло-желтый, светло-лиловый, зеленоватый, серый, белый».- «Видите, все цвета светлые. А сорока резко выделяется своим темным оперением на белом снегу».
Вторая картина из книги В. Бианки «Сказки зверолова», рисунки А. Рылова («Детская литература», 1967).
«На первой картине мы были с вами на поляне, а лес виднелся вдалеке. А на этой картине мы в лесу. Кто что может сказать про эту картину?» Дети видят елки в снегу и снег на земле; на дорогу выбежала лисичка, а на бревне сидит белочка. «Дорога уходит в глубину леса,- говорит воспитательница,- а лес темный, густой. Какого цвета ели зимой?» - «Темно-зеленого,- темно-коричневого».- «А небо желтое, и верхушки деревьев вдали лиловато-розоватые. На снегу темно-голубые тени. Вероятно, скоро наступит вечер,- уточняет воспитательница,- поэтому И небо желтоватое, и тени на снегу темные. Посмотрите внимательно: художник полностью нарисовал все деревья?» Дети замечают, что верхушки деревьев художник не нарисовал. Они такие большие, что не поместились.
Третья картина из книги «Снег да снег», рисунки Г. Никольского («Детская литература», 1968).
Воспитательница читает стихи С. Есенина:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна...
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
«Посмотрите, как вам кажется, тихая погода или ветреная?» - спрашивает воспитательница. Дети говорят, что по нагнувшимся деревьям видно, как сильно дует ветер и гонит снег, это метель. Какой-то человек едет верхом на лошади. Ему трудно ехать: ветер и снег мешают. «А вы заметили, какое темное небо?» - «Все небо в тучах».
Четвертая картина из книги «Лесные шорохи», рисунки Я. Крестовского («Детская литература, 1965): «Посмотрите теперь на эту картину. Что здесь нарисовано? Что это такое темное?» Дети говорят, что нарисованы пни, покрытые снегом, как большими шапками. «Еще похожи на грибы с толстыми ножками. Вот снега-то насыпало. А посмотрите,- продолжает воспитательница,- какие ярко-синие тени на снегу. Как вы думаете, в солнечный день рисовал художник или в пасмурный?»
Дети отвечают, что в солнечный: снег блестит, он ярко-белый, поэтому тени такие яркие, синие. «Как вы считаете, издалека рисовал художник или вблизи все видел?» - «Он подошел близко и даже увидел следы на снегу. Это пробежал какой-то зверек».- «А почему еще можно догадаться, что художник рисовал на близком расстоянии?» - «От высоких деревьев ему были видны только нижние части стволов».
Пятая картина из книги Е. Трутневой «Зима, весна, лето, осень», рисунки С. Куприянова («Детская литература», 1969).
Воспитательница показывает картину и спрашивает: «Кто сможет рассказать мне про эту картину?» Люся: «Зима. Лес. Все покрыто снегом. Недавно был сильный снегопад. На каждой ветке толстым слоем лежит снег. Все освещено солнцем. Это видно потому, что солнечный свет лежит на снегу, на стволе березы. Небо светлое, где желтое, где голубое, где лиловое. Деревья и толстые, так что верхушек не видно, и тонкие. Вдали елки, а впереди березы».
В заключение воспитательница говорит: «Вы с вами посмотрели картины разных художников. Каждый из них изобразил лес по-своему: один нарисовал его вдали (помните первую картину?), а другой точно вошел в лес и увидел там зверей; третий художник нарисовал только их следы. В одних картинах хорошая погода, светит солнце, а в других - тучи и идет снег. Мы тоже будем рисовать лее зимой. Каждый может подумать, что он нарисует, о чем расскажет в своей картинке».

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.