Конспект урока по литературному чтению Надежда Тэффи «Преступник» план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. Сборник «Рассказы о детях Мнение о рассказе преступник н тэффи

Надежда Александровна Тэффи и её книги для детей Презентацию выполнила ученица 3класса МБОУ «Погорельская СОШ» Прохорова Виктория по руководством учителя начальных классов Черкуновой Е. Б.

Тэффи для детей Ее произведения печатались в сборниках классиков для детей.

Надежда Александровна любила писать юмористические рассказы. Она умела о серьёзных вещах рассказывать с усмешкой и юмором, помогала детям постигать секреты смешного.

Имя Надежды Тэффи малоизвестно в детских кругах, но её произведения захватывают юного читателя.

Так интересно, с юмором, названы произведения.

Вот страницы её произведений…

Заинтересовались? Возьмите книги в библиотеке! Приятного вам чтения и хороших впечатлений!

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»

Урок разработала учитель высшей категории МБОУ «Погорельская СОШ»Черкунова Е. Б.

Тема урока. Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования).

Задачи:

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений;

Работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в группе. участвовать в диалоге на уроке;

У читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при анализе прозаических текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийные презентации, учебник, тетрадь на печатной основе, учебник Русский язык ч.2, сигнальные карточки – светофорчики, солнце и его лучики, конверт с письмом.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности. Оргмомент.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Ребята, у меня в руках письмо от Анишит – Йокоповны.

(зачитываю)

Прозвенел у вас звонок, начинается урок.

На урок пойдете, в страну рассказа попадете.

Слушайте, думайте, анализируйте, отвечайте.

Надо вам, друзья, трудиться…

Вам нельзя лениться!

Сегодня у нас гости.

Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наше солнце светит весь урок!

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам хочется зажечь в конце урока.

Консультанты доложите о выполнении учениками домашнего задания.

  1. Подготовка к восприятию. Постановка учебных задач.

Цель :формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности нового материала.

Вспомните название темы, которую мы изучаем. Что нам в этом поможет? (содержание)

Определите тему урока. Слайд 1

Поставьте цели .

Цель:

2. чтение и анализ произведения;

3.сравнение с другими произведениями этого раздела. Слайд 2

Как надо работать, чтобы достичь цели? Вспомните о чём нас просила Анишит –Йокоповна.

Работаем по теме урока.

Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?

По моей просьбе Асатрян Нвард подготовила к уроку выступление.

Посмотрите презентацию.

Что значит слово псевдоним? Узнаем из толкового словаря Ожегова .

Предоставим слово старосте класса.

Презентация» «Книги ТЭФФИ для детей». Оцените работу докладчика.

III.Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.

Цель: развивать умения и навыки чтения, слушания и говорения;

формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.

Работаем с произведением .

Обратите внимание на название. Что заметили ? (*)

1. Словарная работа. Слайд 3

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Где можно узнать значение слов?

Откройте толковый словарь. Объясните значение трудных слов.

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость

Легальный – не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удастся

Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. (Правила морали будем изучать в 4 классе на уроке ОРКСЭ)

Познакомимся с содержанием рассказа.

2 . Чтение 1 части (комбинированно). Обмен впечатлениями.

– Кого заинтересовало произведение? Просигнальте светофорами.

3.Самостоятельное чтение. (1 абзац)

Прочитайте 1 абзац. (…….) и подумайте,

- Из этого отрывка понятно, о каком предмете идет речь?

Что значит «страсти»? (Страсти – это увлечения, чувства)

Какой предмет возбуждал страсть Вовки? Закройте глаза и представьте.

Такой? (показать карандаш).

IV.Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление.

Цель : организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и этического опыта учеников.

Исследуем текст. Поработаем в группах.

Работа в группах.

1группа. Обсудите. Почему карандаш вызывает восторг у мальчика? (Перечитайте описание карандаша с. 58)

Найдите в тексте сравнения.

2группа . Вспомните, что такое контраст ? Найдите в тексте контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.

3группа . Обсудите действия мальчика. Какие пути он испробовал, чтобы заполучить карандаш?

4группа. Обсудите, понимал ли Вовка, что совершил преступление? Как он себя вёл? (с. 60).

У меня возник вопрос:

Зачем нужен карандаш вам? Понимал ли Вовка настоящее назначение карандаша.(с. 60)Докажите.

Я считаю, что в рассказе развиваются серьёзные события . Просигнальте свое мнение. Какую тему мы изучаем?

Просмотрите текст. Есть ли моменты, которые вызывают улыбку? Найдите.

Работа консультантов . Кому нужна помощь?

Сверьте свои мысли с образцом..

Прочитайте. Слайд 4

1.Предмет, возбуждающий его страсть вертелся под самым носом.

2.Карандаш - единственная радость мира.

3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови.

4. На другой день он переменил тактику.

5. Маленький, а отвечает басом.

Есть что дополнить?

Теперь догадались, почему произведение помещено в этом разделе?

Это серьёзное произведение или смешное?

Можно о серьезных вещах писать с усмешкой? Покажите свое настроение.

Вы хорошо потрудились. Отдохнём. (проводит ученица)

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

В руки карандаш возьмём.

Будем дружно рисовать

И друг другу помогать.

Глубоко вздохнем (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV.Продолжение работы по теме урока. Обобщение и выводы.

Цель: связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Вы осуждаете поступок Вовки?

Работа в парах. Слайд 5

Найдите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Обсудите с соседом по парте.

Выскажите свою точку зрения.

Бывают в жизни похожие ситуации?

Как называется рассказ? Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй усмешкой?

- Откуда появится второй карандаш? Предположите, как дальше будут развиваться события ?

Прочитайте строки: Слайд 6

Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.

Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.

Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. Это чужая собственность…Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Эти строки вы прочитаете в конце произведения. По ним можно предположить, что Вовка осознал свою вину?

VI. Домашнее задание:

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

2. По выбору:

а) нарисовать, каким вы себе представляете Вовку;

б) Нарисовать предметы Вовкиной страсти.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель : осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Возьмите сфетофорчики и просигнальте. Кому понравился урок?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все ли цели достигнуты?

Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным? Оцените работу одноклассников.

Какое у вас настроение после урока?

Прикрепите свои лучики к нашему солнышку, пусть светит ещё ярче.

Спасибо за урок. (Прикрепляю свой лучик).

На память об уроке я хочу каждому из вас подарить предмет Вовкиной страсти – красный карандаш.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Надежда Александровна Тэффи Презентацию выполнила ученица 3 класса МБОУ «Погорельская СОШ»Зубцовского района Тверской обл. Асатрян Нвард. под руководством учителя начальных классов Черкуновой Е. Б. Р

Тэффи Надежда Александровна Настоящая фамилия - Лохвицкая. Это русская писательница и поэтесса. Тэффи – это псевдоним.

Родилась 1872 в Санкт-Петербурге.

Надежда Тэффи вспоминала: «Я родилась в Петербурге весной, a наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идёт дождь. Поэтому и у меня … два лица: смеющееся и плачущее». Её известность была столь широка, что появились духи «Тэффи» и конфеты «Тэффи».

Надежда Тэффи любила писать юмористические рассказы. Она всегда соединяла юмор с грустью….

Она сочиняла и веселые, лукавые песенки, придумывала к ним музыку и пела под гитару.

Надежда Тэффи прожила 80 лет. Умерла Тэффи в Париже в 1952.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока. Надежда Тэффи «Преступник»

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон. Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее наказанию. Надобности - необходимость, потребность, дело. Порядочный (человек) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость Легальный – не нарушающий закона Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой Выгореть - то же, что и удастся. Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели. Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. Словарная работа

11.Предмет, возбуждающий его cc трасть вертелся под самым носом. 2.Карандаш - единственная радость мира. 3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови. Маленький, а отвечает басом. На другой день он переменил тактику.

Обсудите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Работа в паре

…Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку. - Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял. - Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. Это чужая собственность… Буба с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА Краткая характеристика класса:

Подбор учащихся сложный: уровень способностей у большинства учащихся ниже среднего, из 20 учащихся на «4» и «5» по итогам 1 триместра 3 человека. Из них 1 – на «5», 1 имеет 1 –«4» т. с. 2 ученицы обнаруживают высокие способности к обучению, 3 – занимаются на уровне выше среднего, но имеют по 1 -2 «3» по предметам по итогам 1 триместра, остальные слабые, уровень - ниже среднего и низкий.

У многих детей нарушено звукопроизношение, Хорошо то, что дети не стесняются своих дефектов. Ребятам свойственно доброжелательное отношение друг к другу, забота, готовность выручить одноклассника. Планируя урок, старалась учесть особенности учащихся класса. В целом в классе низкий уровень техники чтения и слабая долговременная память. Работать трудно.

При определении цели и задач учитывала программные требования, содержание учебного материала.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему, цели урока определяли сами ученики, оценивали свою работу и работу одноклассников.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения. Мне и детям очень нравится работа с презентациями.

На уроке привлекала внимание к дополнительным источникам, дети работали с толковым словарём Ожегова. Хорошо, что УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает такую работу (2 часть учебника «Русский язык» содержит словари). На уроке имела место межпредметная связь (урок русского языка?, урок ОРКиСЭ)). Я тщательно изучила текст произведения. Пришла к выводу, что он очень трудный. Практически каждое предложение заслуживает анализа, составляла задания, подбирала вопросы исходя из содержания текста.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска учеников в исследовании текста . Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Проблема, которая стоит передо мной на каждом уроке, низкий уровень чтения, чтобы заинтересовать учащихся, старалась применять разные виды работы с текстом, направленные на его неоднократное прочитывание.

Учебный материал урока соответствовал принципу доступности, был посилен для учеников класса, учитывались индивидуальные особенности учащихся. Дети показали высокий уровень активности. Это говорит о том, что урок им понравился.

Учащиеся доброжелательны друг к другу. Очень любят и умеют оценивать свою работу и работу одноклассников. Считаю, что этап рефлексии был проведен на высоком уровне.

Подводя итог, хочется сказать, что мне как учителю было интересно и приятно работать на уроке. Цели достигнуты. Урок удался.


Тема урока : Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога : с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя. Учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Задачи:

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты : личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений ;

- работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Коммуникативные:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке;

чет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при анализе прозаических текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, листы самоконтроля, учебник.

Ход урока

    Оргмомент

Придумано кем-то,

Просто и мудро,

Здороваться утром:

«Доброе утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам»!

«Доброе утро улыбчивым лицам»!

Посмотрите друг не друга, улыбнитесь, повернитесь к гостям поприветствуйте их улыбкой и с хорошим настроением начнем урок.

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора зажжете в конце урока.

1). Насколько активно вы планируете разбирать текст?

Справитесь ли с заданиями, предложенными на уроке?

2). Все ли получится при работе в паре?

3). Все ли будет понято в конце урока на подведении итогов.

    Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.

- Вспомните название темы, которую мы изучаем.

Найдите название следующего произведения и фамилию автора.

Какие цели поставим на урок?

Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?

По моей просьбе Настя Мартынова нашла материал об этом авторе.

Надежда Александровна Теффи - русская писательница и поэтесса. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.

Надежда Александровна Теффи, (настоящая фамилия Лохвицкая) родилась в Санкт-Петербурге в семье адвоката.

В 1892 году начала литературную карьеру. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон»..

Надежда Александровна Тэффи работала в е, Одессе,Турции , . Некоторое время жила в Германии.

Умерла 6 октября 1952 года в Париже, похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Ребята, вы наверное, поняли, что Теффи –это не настоящая фамилия, а..

-Верно, это ПСЕВДОНИМ

Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи.

Одна версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы. Она говорила, что лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву, писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“».

III .Работа по теме урока

1. Словарная работа.

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Где можно посмотреть значение слов?

Возьмите Толковый словарь, найдите объяснение значения следующих слов.

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) -честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость

Легальный -не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удасться

Тактика -сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.

2. Чтение учителем первого абзаца.

Что значит «страсти»?

3. Чтение 1 части до стр.61.по цепочке по заданию учителя.

О каких же страстях может идти речь?

Прочитаем первую часть и узнаем, кто же преступник?

Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте.

Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?

Какой же предмет возбуждал страсть Вовки?

4. Перечитайте первую часть про себя и найдите описание карандаша.

Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? (Он трижды повторяет слово «красота»)

Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг. С какой интонацией нужно прочитать эти слова?

- - Найдите в тексте описание карандаша.

Подтвердите, что карандаш вызывает восторг у мальчика.

Какой литературный прием использовал автор, чтобы усилить впечатление от красоты карандаша? (прием контраста, который противопоставляет классную комнату и карандаш)

Сразу ли Вовка встал на путь преступления?

Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.

О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

Встанем, глубоко вздохнем- (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV .Продолжение работы по теме урока.

1.Чтение второй части рассказа

Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.

Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?

Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало )

2.Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63 (слайд)

3. Работа в парах

Предлагаю вам обсудить это задание в парах. (результаты работы пар выборочно озвучивают)

А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.

Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.

Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка сам осознал, что брать чужое нельзя)

Ребята, мама Вовки никого вам не напоминает?

Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?

Чем закончилась эта часть?

Почему Вовка не отдал карандаши?

Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.

Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

А сейчас подведем итог нашей работы на сегодняшнем уроке.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Возьмите сфетофорчики и закрасьте огоньки нужным цветом.

Совпали ваши прогнозы с результатом?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все цели достигнуты?

А теперь, кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя.

Расскажите, что вам дал сегодняшний урок.

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту?

VI . Домашнее задание:

2. По выбору:

а). Нарисовать, каким вы себе представляете Вовку.

б). Составить синквейн о Вовке.

Н. Тэффи

Имя Надежды Тэффи должно быть известным каждому ребенку, не говоря уже о взрослых. Хотя эта блестящая писательница не ориентировалась на детскую аудиторию, я все же хочу порекомендовать для чтения детям (не младше 8-и лет) ее чудесный рассказ "Кошка господина Фуртенау", который научит подрастающее поколение таким важнейшим понятиям, как любовь, забота, порядочность и доброта.

Еще один замечательный рассказ - "Преступник" - о маленьком мальчике по имени Вовка, который стал воровать вещи у своих одноклассников и родственников, тоже, на мой взгляд, должен быть прочитан и детьми, и взрослыми.

Итак...

Кошка господина Фуртенау

"Было это дело в маленьком городке, в Зоннебахе, на церковной площади...

Квартирки в Зоннебахе редко пустовали, особенно маленькие, и не успели похоронить старую ведьму, занимавшуюся трикотажем без малого сорок лет, как в ее уютные и чистенькие две комнатки с кухней въехал новый жилец. Это был высокий худой старик, очень серьезный и почтительный. Поклажу привез за ним артельщик на ручной тележке. Крытый клеенкой диван, кресло, складной столик и большую обвернутую зеленой тряпкой клетку. Мальчишки, глазевшие на этот переезд, сразу догадались, что в клетке приехала кошка.

Догадка в тот же вечер подтвердилась, потому что слышно было, как старик звал кошку и она в ответ мяукала.

Питти! Питти! Питти! - звал он. - Хочешь молочка?

И кошка отвечала: - Мау! Мау!

Довольно грубо отвечала. Должно быть, кот, да и не молодой. Так водворился старичок на новом месте. Утром, как и все, уезжал в трамвае в город, вечером возвращался, приносил кулечки, хозяйничал, разговаривал с кошкой, и она отвечала "мау". Сначала соседи, как водится, любопытствовали, спрашивали у сторожихи, кто он, да где служит, и почему никто к нему в праздник не приходит - ко всем ведь кто-нибудь приезжает, либо родные, либо друзья...

Фамилия старичка была Фуртенау. Пошли дни за днями, ночи за ночами. Весенние ясные, летние жаркие, зимние холодные, осенние скучные. Дул ветер, скрипел ржавый петух-флюгер на шпице старой колокольни, плыла луна. Скучно. К старику привыкли, но вот милая его кошечка не особенно соседям нравилась. Начать с того, что надоели вечные разговоры: - Питти! Питти! Питти! Хочешь молочка? Мау! Мау! Просто надоело. Стали даже думать - хоть бы выдрал он эту кошку, чтобы она как-нибудь иначе поорала. Потом вышла такая история..."

О том, какая вышла история и что же это за кошка была, мяукающая басом, вы узнаете, прочитав этот маленький, но, как и все произведения Н. А. Тэффи, содержательный, остроумный и поучительный рассказ.

Преступник

"... Путь к обладанию желанным предметом оставался один. И путь этот был преступный. Вовка отлично понимал, что совершил преступление, иначе на вопрос матери: "Что это за карандаш?" - не хмурил бы те места, где у взрослых бывают брови, и не отвечал бы басом: "Это нам в школе дали".

С моим Вовкой беда, - испуганно рассказывала Вовкина мать своей приятельнице. - Вера, милая, по-моему, он в школе у мальчишек карандаши таскает. И не признаётся. Как быть? Надо что-то предпринять, а то, если пойдёт дальше, ведь из него определённый вор выйдет. Что же делать?

Подожди, я попробую, - решила Вера. - У меня он не отверится. Завтра же приду и поговорю.

Только, ради бога, не очен строго! Он ведь маленький.

Маленький, но психология уже заправского вора. Катает свои карандаши под диваном. Тут нужно действовать серьезно и скоро.

Как Вовка был выведен на чистую воду и что с ним случилось дальше? Прочитайте рассказ, и всё узнаете.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»

Урок разработала учитель высшей категории МБОУ «Погорельская СОШ»Черкунова Е. Б.

Тема урока. Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога : с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования).

Задачи:

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты :

личностные УУД:

Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений;

Работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в группе. участвовать в диалоге на уроке;

читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при анализе прозаических текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийные презентации, учебник, тетрадь на печатной основе, учебник Русский язык ч.2, сигнальные карточки – светофорчики, солнце и его лучики, конверт с письмом.

Ход урока

    Мотивирование к учебной деятельности. Оргмомент.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Ребята, у меня в руках письмо от Анишит – Йокоповны.

(зачитываю)

Прозвенел у вас звонок, начинается урок.

На урок пойдете, в страну рассказа попадете.

Слушайте, думайте, анализируйте, отвечайте.

Надо вам, друзья, трудиться…

Вам нельзя лениться!

Сегодня у нас гости.

Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наше солнце светит весь урок!

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам хочется зажечь в конце урока.

Консультанты доложите о выполнении учениками домашнего задания.

    Подготовка к восприятию. Постановка учебных задач.

Цель : формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности нового материала.

- Вспомните название темы, которую мы изучаем. Что нам в этом поможет? (содержание)

Определите тему урока. Слайд 1

Поставьте цели .

Цель:

1.знакомство с творчеством автора;

2. чтение и анализ произведения;

3.сравнение с другими произведениями этого раздела. Слайд 2

Как надо работать, чтобы достичь цели? Вспомните о чём нас просила Анишит –Йокоповна.

Работаем по теме урока.

Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?

По моей просьбе Асатрян Нвард подготовила к уроку выступление.

Посмотрите презентацию.

Что значит слово псевдоним? Узнаем из толкового словаря Ожегова .

Предоставим слово старосте класса.

Презентация» «Книги ТЭФФИ для детей». Оцените работу докладчика.

III .Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.

Цель: р азвивать умения и навыки чтения, слушания и говорения;

формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.

Работаем с произведением .

Обратите внимание на название. Что заметили ? (*)

1. Словарная работа. Слайд 3

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Где можно узнать значение слов?

Откройте толковый словарь. Объясните значение трудных слов.

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость

Легальный – не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удастся

Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. (Правила морали будем изучать в 4 классе на уроке ОРКСЭ)

Познакомимся с содержанием рассказа.

2 . Чтение 1 части (комбинированно). Обмен впечатлениями.

Кого заинтересовало произведение? Просигнальте светофорами.

3.Самостоятельное чтение. (1 абзац)

Прочитайте 1 абзац. (…….) и подумайте,

- Из этого отрывка понятно, о каком предмете идет речь?

Что значит «страсти»? (Страсти – это увлечения, чувства)

Какой предмет возбуждал страсть Вовки? Закройте глаза и представьте.

Такой? (показать карандаш).

IV .Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление.

Цель : организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и этического опыта учеников.

Исследуем текст. Поработаем в группах.

Работа в группах.

1группа. Обсудите. Почему карандаш вызывает восторг у мальчика? (Перечитайте описание карандаша с. 58)

Найдите в тексте сравнения.

2группа . Вспомните, что такое контраст ? Найдите в тексте контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.

3группа . Обсудите действия мальчика. Какие пути он испробовал, чтобы заполучить карандаш?

4группа. Обсудите, понимал ли Вовка, что совершил преступление? Как он себя вёл? (с. 60).

У меня возник вопрос:

Зачем нужен карандаш вам? Понимал ли Вовка настоящее назначение карандаша.(с. 60)Докажите.

Я считаю, что в рассказе развиваются серьёзные события . Просигнальте свое мнение. Какую тему мы изучаем?

Просмотрите текст. Есть ли моменты, которые вызывают улыбку? Найдите.

Работа консультантов . Кому нужна помощь?

Сверьте свои мысли с образцом..

Прочитайте. Слайд 4

1.Предмет, возбуждающий его страсть вертелся под самым носом.

2.Карандаш - единственная радость мира.

3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови.

4. На другой день он переменил тактику.

5. Маленький, а отвечает басом.

-Есть что дополнить?

Теперь догадались, почему произведение помещено в этом разделе?

Это серьёзное произведение или смешное?

Можно о серьезных вещах писать с усмешкой? Покажите свое настроение.

Вы хорошо потрудились. Отдохнём. (проводит ученица)

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

В руки карандаш возьмём.

Будем дружно рисовать

И друг другу помогать.

Глубоко вздохнем (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV .Продолжение работы по теме урока. Обобщение и выводы.

Цель: связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Вы осуждаете поступок Вовки?

Работа в парах. Слайд 5

Найдите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Обсудите с соседом по парте.

Выскажите свою точку зрения.

Бывают в жизни похожие ситуации?

- Как называется рассказ? Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй усмешкой?

- Откуда появится второй карандаш? Предположите, как дальше будут развиваться события ?

Прочитайте строки: Слайд 6

Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.

- Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.

- Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. Это чужая собственность…Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Эти строки вы прочитаете в конце произведения. По ним можно предположить, что Вовка осознал свою вину?

VI . Домашнее задание:

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

2. По выбору:

а) нарисовать, каким вы себе представляете Вовку;

б) Нарисовать предметы Вовкиной страсти.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель : осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Возьмите сфетофорчики и просигнальте. Кому понравился урок?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все ли цели достигнуты?

Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным? Оцените работу одноклассников.

Какое у вас настроение после урока?

Прикрепите свои лучики к нашему солнышку, пусть светит ещё ярче.

Спасибо за урок. (Прикрепляю свой лучик).

На память об уроке я хочу каждому из вас подарить предмет Вовкиной страсти – красный карандаш.

Сочинение

Тэффи - это псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой, родившейся в 1872 году в семье известного юриста. Александр Владимирович, отец писательницы, занимался публицистикой и является автором многих научных работ. Эта семья вообще уникальна. Две сестры Надежды Александровны стали, как и она, писательницами. Старшую, поэтессу Мирру Лохвицкую, даже называли «русской Сафо». Старший брат Николай стал генералом Измайловского полка.
Несмотря на раннее увлечение литературой, издаваться Тэффи начала довольно поздно. В 1901 году было впервые опубликовано ее первое стихотворение. Впоследствии в мемуарах Надежда Атександровна напишет, что ей было очень стыдно за это произведение, и она надеялась, что его никто не прочтет. С 1904 года Тэффи начинает печататься в столичных «Биржевых Ведомостях», как автор фельетонов. Именно здесь писательница оттачивала свое мастерство. В процессе работы в этом издании в полной мере проявился талант Надежды Александровны находить оригинальную трактовку давно «заезженной» темы, а также при помощи минимальных средств добиваться максимальной выразительности. В дальнейшем в рассказах Тэффи так и останутся отголоски ее работы фельетонистом: небольшое количество персонажей, «короткая строка», своеобразная речь автора, вызывающая улыбку у читателей. У писательницы появилось множество почитателей, среди которых был сам государь Николай И. В 1910 году вышла первая книга ее рассказов в двух томах, которая с успехом разошлась за считанные дни. В 1919 году Тэффи эмигрировала за границу, однако до конца своих дней не забывала свою Родину. Большинство сборников, выпущенных в Париже, Праге, Берлине, Белграде, Нью-Йорке, посвящены русским людям.
Многие современники считали Тэффи исключительно писательницей-сатириком, хотя она далеко выбивается за рамки всего лишь сатирика. В ее рассказах нет ни обличения конкретных высокопоставленных лиц, ни «общеобязательной» любви к младшему дворнику. Писательница стремится показать читателю такие обычные ситуации, где он сам зачастую поступает смешно и нелепо. Надежда Александровна в своих произведениях практически не прибегает к резкому преувеличению или к откровенной карикатуре. Специально не выдумывая комическую ситуацию, она умеет найти смешное в обыденном, внешне серьезном.
Можно вспомнить рассказ «Любовь», где маленькой героине очень понравилась новая работница. Тэффи весьма комично рассказала, казалось бы, простую ситуацию. Ганка одновременно и влечет к себе девочку, и пугает ее своими простонародными манерами: «Ганка... достала краюху хлеба и головку чеснока, потерла чесноком корочку и стала есть... Этот чеснок точно отодвинул ее от меня... Уж лучше бы рыбу ножом...». Главная героиня узнает, что помимо того, что ее тайная любовь ест чеснок, она еще «знакома с простым необразованным солдатом... ужас». Однако веселый нрав работницы как магнитом притягивает девочку. Главная героиня даже решается украсть апельсин для Ганки. Однако необразованная, ни разу не видевшая заморский фрукт работница не оценила нежданный подарок: «она откусила кусок прямо со шкуркой, и вдруг распялила рот, и, вся уродливо сморщившись, выплюнула и отшвырнула апельсин далеко в кусты». Все кончено. Девочка обижена в своих лучших чувствах: «я стала воровкой, чтобы дать ей самое лучшее, что я только знала в мире... А она не поняла и плюнула». Этот рассказ невольно вызывает улыбку над наивностью и детской непосредственностью главной героини, однако и заставляет задуматься, не так ли порой поступают и взрослые в стремлении обратить не себя внимание кого-либо?
Коллеги Тэффи по перу, авторы «Сатирикона», нередко строили свои произведения на нарушении персонажем «нормы». Писательница отказалась от этого приема. Она стремится показать комизм самой «нормы». Небольшое заострение, малозаметная на первый взгляд деформация, и читатель вдруг замечает нелепость общепринятого. Так, к примеру, героиня рассказа Катенька с детской непосредственностью размышляет о замужестве: «Венчаться можно со всяким, это ерунда, лишь бы была блестящая партия. Вот, например, есть инженеры, которые воруют... Потом, можно выйти за генерала... Но интересно совсем не это. Интересно, с кем будешь мужу изменять». В основе мечты главной героини вполне естественны и чисты, а их циничность объясняется только временем и обстоятельствами. Писательница в своих произведениях талантливо переплетает «временное» и «вечное». Первое, как правило, тут же бросается в глаза, а второе - только едва просвечивает.
Безусловно, рассказы Тэффи завораживающе наивны и смешны, однако за тонкой иронией заметна горечь и боль. Писательница реалистично раскрывает пошлость обывательской жизни. Иногда за смехом скрываются настоящие трагедии маленьких людей. Можно вспомнить рассказ «Проворство рук», где все мысли фокусника были сконцентрированы на том, что у него «с утра одна булочка в копейку и чай без сахара». В поздних рассказах многие герои Тэффи отличаются по-детски инфантильным восприятием жизни. Не последнюю роль в этом играет эмиграция - неустроенное состояние, потеря чего-то незыблемого и настоящего, зависимость от пособий меценатов, нередко отсутствие возможности как-то зарабатывать. Наиболее ярко эти темы представлены в книге писательницы «Городок». Здесь уже звучит жесткая ирония, чем-то напоминающая острый язык Салтыкова-Щедрина. Это описание жизни и быта маленького городка. Его прототипом явился Париж, где русские эмигранты организовали свое государство в государстве: «жители городка любили, когда кто-нибудь из их племени оказывался вором, жуликом или предателем. Еще любили они творог и долгие разговоры по телефону...». - По мнению Алданова, по отношению к людям Тэффи благодушно-недоброжелательна. Однако это не мешает читателю на протяжении многих лет любить и почитать талантливую писательницу. У Надежды Александровны много рассказов о детях. Все они прекрасно раскрывают безыскусный и занимательный мир ребенка. Более того, они заставляют задуматься взрослых о своих воспитательских возможностях и притязаниях.