Когда установится взаимное доверие. Почему вам не понравился психолог

Постараемся сразу избежать возможных недоразумений. Если вам не нравится психотерапевт, значит ли это, что он действительно плохой специалист? Все не так просто. Ведь отношения между терапевтом и его пациентом чрезвычайно субъективны: одному из нас может не нравиться, что терапевт все время молчит, а другому, наоборот, его вопросы и высказывания покажутся бесцеремонными.

Мы уверены, что хороший терапевт - это прежде всего человек, с которым мы почувствуем себя комфортно, кто и поддержит, и поймет, и предложит наилучшие пути разрешения трудностей и бед. Однако, если такое чувство не возникает, это еще не значит, что мы встретились с плохим специалистом.

К сожалению, обмануться мы рискуем не меньше и в том случае, если кажется, что терапевт - самый лучший и компетентный. Ведь в поисках идеала мы попадаем во власть иллюзий, навеянных бессознательной памятью о ранних детских очарованиях и разочарованиях в отношениях с родителями. И невольно переносим их на терапевта, а потому просто не можем видеть его объективно.

Испытывая трудности, мы ищем помощи у другого человека, которого осознанно или бессознательно наделяем огромной властью

Иногда заявления о «никчемности» терапевта могут быть лишь удобным предлогом для того, чтобы оправдать отказ от психотерапии. Ведь, ощущая потребность открыться кому-то, разделить свои чувства и фантазии, мы нередко испытываем волнение и тревогу.

Мы можем отдавать себе отчет в том, что нуждаемся в помощи специалиста, но будем бессознательно уклоняться от пересмотра форм поведения. Деструктивные отношения хоть и заставляют нас страдать, но в силу привычки кажутся нам более безопасными, нежели неопределенность нового. Так возникает психологическое сопротивление. Находящийся в его власти человек готов объявить всех специалистов плохими - лишь для того, чтобы не подвергаться столь неприятной, а часто и болезненной процедуре.

Он должен уважать этические нормы

Так можно ли объективно оценить, хорош или плох специалист, к которому мы обратились за помощью? Испытывая трудности, мы ищем помощи у другого человека, которого осознанно или бессознательно наделяем огромной властью: мы связываем с ним свои надежды и убеждены, что именно он нам поможет.

Поэтому можно сказать, что психотерапевт плох в одном-единственном случае, - если он злоупотребляет властью, своим влиянием на нас. Недопустимо использовать пациента для улучшения собственного социального и материального положения, повышения самооценки или избавляться с его помощью от чувства одиночества.

Какова бы ни была специализация психотерапевта, он должен соблюдать кодекс профессиональной этики и выполнять определенные обязательства по отношению к пациенту. Первое среди них - сохранение конфиденциальности, защита личной жизни пациента от любого вторжения так называемых третьих лиц.

У психотерапевта нет права завязывать с пациентом дружеские или (особенно!) сексуальные отношения. Нарушение любого из этих правил, даже если оно кажется вполне безобидным, говорит о том, что с этим специалистом что-то не так.

Как мы относимся к услугам психотерапевтов?

Согласно опросу фонда «Общественное мнение», проведенному в 44 регионах России в мае 2006 года:

  • 44% россиян в возрасте от 18 до 35 лет говорят о том, что в сложной ситуации готовы обратиться за помощью к профессионалу.
  • 6% хотя бы однажды встречались с психологом. Треть из них считают, что это не принесло им пользы: «Психотерапевт был недостаточно квалифицирован», «Через месяц мне стало хуже», «Я ему не верю».

Он должен ответить на ваши вопросы

У каждого метода психотерапии свои ограничения и правила. Например, в психоаналитической практике физический контакт между аналитиком и пациентом вообще запрещен, в отличие, скажем, от телесной психотерапии. Когнитивный терапевт наверняка попросит вас выполнять домашние задания, а, например, гештальттерапевт, скорее всего, скажет вам: «Давайте понаблюдаем за тем, что происходит на сеансе».

Прежде чем начать терапию, полезно получить некоторое представление об общепринятых методах психотерапии - это позволит избежать псевдоспециалистов и откровенных невежд.

Необходимо узнать о профессиональной репутации психотерапевта, к которому вы пришли на прием. На первой встрече спросите у него о том, какую подготовку он получил, о его специализации, направлении или школе, к которой он принадлежит, о том, состоит ли он в каком-либо объединении, имеющем свой кодекс профессиональной этики.

Вас должно насторожить, если терапевт отказывается отвечать на эти вопросы. Будьте внимательны: на первом приеме психотерапевт должен предложить вам обсудить формальную сторону ваших взаимоотношений: частоту встреч, их длительность, цену, возможную оплату пропущенных сеансов.

Он должен соблюдать общие правила

Независимо от того, какой метод вы выбрали, вам, так же как и вашему терапевту, придется соблюдать определенные правила. Важную роль играют время, место проведения сеансов, а также их стоимость. Встречи проводятся в кабинете специалиста, а не на свежем воздухе и уж тем более не у вас дома. Вы должны договориться на точное время, а продолжительность сеанса всегда должна быть установлена заранее - обычно она составляет от 45 минут до 1 часа. Оплата также должна быть согласована. Если кажется, что назначенная сумма не соответствует известным вам ценам, открыто обсудите это с терапевтом.

Будьте осторожны, если он не готов определить, сколько времени (по его прогнозам) займет лечение. Не рискуйте, потому что терапия не бывает бесконечной, возможно, в таком случае вы - просто выгодный клиент. Но главное - вы не должны платить ни за что, кроме терапии, которая представляет собой услугу, оказываемую терапевтом. Разумеется, вы не должны заниматься устройством его личной или деловой жизни, равно как и благополучием его родных или друзей.

«В его поведении не было фальши»

Мария, 42 года

«Мне было 35 лет, когда я решилась пройти курс психоанализа. Я нашла информацию по интернету и записалась на прием к первому же психоаналитику. Мне показалось странным то, как он себя ведет. Например, во время сеанса он мог встать и выйти из кабинета, а потом молча, без объяснений, возвращался. Или время от времени звонил по телефону. Меня это настолько раздражало, что я решила уйти от него и найти другого специалиста.

Но и со вторым не все пошло гладко: он записывал беседы на диктофон и время от времени проверял, все ли записалось. А когда я решила прервать терапию, стал мне звонить: «Вы во мне нуждаетесь!»

К счастью, приятель посоветовал еще одного аналитика. С ним у меня сразу же возникло ощущение: «Вот это тот, кто мне нужен!» И даже не потому, что он меня понимал и поддерживал, а потому, что в его манере поведения, в том, как он говорил, как слушал, не было ни вычурности, ни фальши. И встреча с этим человеком на самом деле позволила мне многое о себе понять».

Он ведет себя необычно?

Терапевт - не друг и не должен пытаться им стать. Так что ему совершенно ни к чему звонить вам домой, чтобы рассказать о том, как он провел выходные, или куда бы то ни было вас приглашать… Если терапевт предлагает прийти к нему на обед или назначает встречу вне его кабинета, это должно вас насторожить.

Если он делает комплименты, если вы ощущаете себя предметом его восхищения, поклонения, сексуального интереса, если он сам выглядит избыточно возбуждающим и сексуальным - уйдите от него. Это не та атмосфера и не тот специалист, который вам нужен. И наконец, вас должно насторожить любое необычное поведение, детали, противоречащие приличиям и здравому смыслу: странная и вычурная одежда, наукообразный или эзотерический жаргон, фамильярность.

Когда установится взаимное доверие

По каким же признакам можно быть уверенными, что найден именно тот терапевт, который нам нужен? В идеале после первой же беседы должно остаться ощущение, что стало лучше, легче на душе оттого, что кто-то нас действительно слушает, пытается понять и помочь. Обстановка в кабинете, внешность терапевта, то, как он вас встречает, насколько он пунктуален, - все это факторы, которые побуждают довериться ему.

Но если вы сомневаетесь, лучше всего с ним об этом поговорить. Хороший психотерапевт примет ваши сомнения и использует их для того, чтобы вместе разобраться, где проявляются ваши старые, стереотипные страхи и установки, а где он действительно что-то делает не так. Это станет еще одним шагом к установлению (или восстановлению) доверия. Плохой терапевт, скорее всего, не обратит внимания на ваши сомнения или придумает для себя оправдание. Так что у вас останется ощущение, что он вас не понимает и даже не слышит.

Об авторе

Елена Соколова - клинический психолог и психотерапевт, доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова, автор нескольких книг, в том числе «Психотерапия. Теория и практика».

FinExecutive Russia сайт 2019-02-19

Как распознать плохого работодателя

Плохая работа или хорошая? Об этом у каждого из соискателей свое представление и индивидуальная шкала приоритетов. Единственное, что объединяет всех, так это желание работать в одной команде с надежным, порядочным работодателем. Какие признаки еще на начальном этапе поиска помогут распознать недобросовестную компанию и сэкономят ваши силы, нервы, а главное – время?

Первые тревожные признаки

  1. Объявления о вакансии в этой компании попадаются вам на глаза с завидным постоянством? Это серьезный повод задуматься. Может быть квалифицированный специалист, оценив реальное положение вещей, решил, что такое отношение к работе его не устраивает. Или недавно принятого сотрудника уже уволили… Возможно в компании к работникам предъявляются слишком жесткие требования, а может у руководителя сложный характер.
  2. Обратите внимание на размер и качество оформления публикации. Небольшое и невзрачное объявление от известной компании должно насторожить Вас. Возможно, финансовое положение потенциального работодателя оставляет желать лучшего или руководитель - скряга. В любом случае высокий уровень зарплат в такой компании вызывает сомнение.
  3. Сделайте экспресс-анализ доступной информации о компании. Посетите ее сайт, изучите качество и даты опубликованных на нем материалов. Постарайтесь найти отзывы бывших сотрудников. Но при этом помните о необходимости отличать полезную информацию о реальных фактах от негативных эмоций уволенных работников. В объявлении не указано название компании или сфера ее деятельности? Это однозначно настораживает, поскольку из информации такого рода тайну хороший работодатель делать не станет.

Читаем между строк...

У вас о работодателем сложилось вполне благоприятное первое впечатление, и вы по-прежнему заинтересованы в этой вакансии? Настало время перейти к следующему этапу: внимательному изучению текста объявления. Обратите внимание на информативность его содержания и стиль изложения.

  1. В описании вакансии много ошибок? Это плохой признак. Он говорит о невысокой квалификации специалистов компании. Скорее всего, к новому сотруднику здесь не будут предъявлять высокие требования, но и на достойный уровень заработной платы рассчитывать не стоит.
  2. Внимательно изучите раздел объявления, где описаны должностные обязанности. Все требования расписаны четко, понятно и прозрачно? Если нет, то, что скрывается между строк ? Возможно совмещение нескольких должностей, поскольку некоторые работодатели пытаются таким образом экономить на расходах фонда оплаты труда. Насколько вы готовы к такому повороту событий?
  3. В числе ваших личностных качеств потенциальный работодатель хочет видеть «гибкость» и «стрессоустойчивость»? За этими формулировками может скрываться все что угодно, начиная от затяжной реструктуризации компании и заканчивая банальным нежеланием или неумением руководства организовать слаженную работу и эффективное взаимодействие всех участков.
  4. Работодатель акцентирует внимание соискателей на умении работать в коллективе. Почему? Возможно, между сотрудниками сложились непростые взаимоотношения или карьерный рост, увы, не предусмотрен. Вам в этой компании, несмотря на серьезное отношение к работе, никогда не удастся стать ведущим специалистом.

Смотрим в оба…

Вы успешно преодолели все предыдущие этапы и приглашены на собеседование. Постарайтесь прийти минут на 30 раньше договоренного срока, чтобы понаблюдать за атмосферой, царящей в офисе. Внимательное созерцание способно существенно дополнить общую картину.

  1. Обратите внимание на обстановку и состояние офиса. Старая, потертая мебель и отсутствие ремонта свидетельствуют о сложном финансовом положении компании.
  2. Акцентируйте внимание на том, как ведет себя руководитель со своими подчиненными, насколько он к ним восприимчив. Большую часть времени говорит только он, а его сотрудникам лишь изредка удается вставить короткие реплики? Или он задает вопросы и заинтересованно слушает ответ? Проанализируйте манеру его поведения и представьте, насколько вам будет комфортно работать под его руководством.
  3. Понаблюдайте за стилем общения между собой ваших потенциальных коллег. Обратите внимание на то, как встретил вас рекрутер. Он был пунктуален, дружелюбен, внимателен или опоздал на час и даже не извинился? Вы можете сложить свое преставление о корпоративной культуре и оценить, насколько она вам близка.

Будьте внимательны, не пытайтесь ухватиться за первую попавшуюся вакансию, действуйте обдуманно. Безошибочно просчитать все нюансы очень сложно. И самым эффективным способом понять насколько вы делаете правильный выбор, может стать испытательный срок.

Одним из важных мужских достоинств является интимная опытность. Узнайте из нашего материала о 7 признаках плохого любовника, которые говорят о плохом интимном опыте мужчины.

ТОП-7 признаков плохого любовника, которые можно распознать с первого взгляда
depositphotos.com

Среди прочих мужских достоинств сексуальные умения занимают далеко не самое последнее место. Ведь если нет совместимости в интимной жизни, то каким бы умным, добрым и щедрым ни был кавалер, такие отношения скорее всего закончатся ничем. Не спасет ситуацию даже то, что он безумно нравится, вашей маме. А для того, чтобы не тратить время понапрасну, научитесь распознавать плохого любовника с первого взгляда.

    Самолюбование и завышенное са момнение

Такой мужчина воспринимает женщину, как инструмент для того, чтобы получить удовольствие и не станет «заморачиваться» тем насколько хорошо в постели ей. Все ваши пожелания, отзывы и предложения останутся в лучшем случае незамеченными, в худшем вызовут у него обиду.

    Рассказывает о сексуальных подвигах

Настоящий профессионал своего дела, никогда не станет кичиться своими заслугами. И это совершенно справедливо в любой сфере. Мужчина, который уверен в своих сексуальных возможностях продемонстрирует вам это на деле, а не станет хвастать сколько женщин побывало у него в постели.

    Он не прикасается к вам

Чувственному мужчине доставляет удовольствие не только сам секс, но и простые прикосновения. Если он не ищет тактильного контакта с вами, не стремиться мимоходом коснуться руки, поправить выбившийся локон - не ждите изысканных предварительных ласк. Секс с таким мужчиной будет скучным и монотонным.

    Ведет себя по-хамски

Речь не идет о том, что он недостаточно деликатен с вами, или позволяет себе повысить голос - никто не станет себя так вести на первом свидании, это уже клинический случай. Понаблюдайте, как он общается с официантами, обслуживающим персоналом, прохожим, который ненароком наступил ему на ногу. Любой хам - агрессор. Не стоит ждать от него хорошего секса, даже если вы любите пожестче. Максимум на что он способен — это пара минут монотонных движений.

    Ему не интересно ваше мнение

Если он слушает вас вполуха и уверяет, что вам красное вино к морепродуктам брать никак нельзя, несмотря на ваши заверения, что вы любите именно так, скорее всего это даст о себе знать и во время интимной близости. Он ведь все знает лучше вас, зачем ему считаться с вашими желаниями.

    Отсутствие чувства юмора

Это не значит, что каждый прирожденный шутник хороший любовник, вовсе нет. Но в постели без чувства юмора приходиться не просто, каждая неловкая ситуация, способна надолго испортить настроение и выбить из колеи.

    Он торопливо ест и быстро пьет

Еда - это тоже чувственное наслаждение и по тому, как мужчина это делает можно судить, каким он будет в сексе. Если он делает это с удовольствием, размеренно и основательно, значит, и секс будет качественный — с долгой прелюдией до и приятными разговорами после.

Напомним также, что ранее мы писали о том, как бороться с чувством ревности. Узнайте подробности по ссылке .

Кожура - первое впечатление о вас. Это то, что знают про вас все, от бариста, который продал вам кофе сегодня утром, до малознакомого коллеги на работе. Как же понять, какая она у вас на вкус? Это несложно. Вспомните, вежливы ли вы с официантами, продавцами, водителями такси. Вы нравитесь людям при первом знакомстве? Назовут ли вас ваши малознакомые коллеги приветливым? Если на все эти вопросы вы с уверенностью отвечаете «да», то не сомневайтесь, ваша кожица вполне себе ничего на вкус.

А теперь копнем глубже. Мякоть. Друзья, семья, те, кто знает вас хорошо, все имеют дело именно с ней. Вы часто сплетничаете? Осуждаете людей? Не вступаетесь за близких? Вы малодушны? Радуетесь неудачам друзей? Любите говорить только о себе? Не умеете хранить секреты? Не возвращаете долги? Не прочь приврать время от времени? Если да, то ваша мякоть, увы, никуда не годится.

Вот мы дошли и до сердцевины. Ее вы открываете только самым-самым близким, некоторые же люди и вовсе никому ее не показывают. Проверьте себя: представьте, что рядом с вами - кнопка, на которую можно нажать, и тогда ваша заветная мечта осуществится. Правда, одновременно в мире умрет около 1000 случайных людей. Но никто никогда не узнает, что вы ее нажали. Нажмете? Если ваш ответ «да», ваша сердцевина безнадежно испорчена.

Если разделить человека на кожуру, мякоть и сердцевину, и каждую из этих трех частей окрестить «плохой» или «хорошей», то получится восемь типов людей. Давайте разберемся, что это за типы (идем от кожуры к сердцевине).

Хороший-хороший-хороший

Святоши до мозга костей, не теряющие веры даже в отъявленных злодеев. Чаще всего заводят друзей среди «плохой-хороший-хороший».

Достоинства : Без таких людей мы бы однозначно пропали, а если уж нам надо довериться кому-то, то только им, они не подведут.

Недостатки : С их приходом веселье уходит, ведь то, что весело - не всегда правильно.

Плохой-хороший-хороший

При первом знакомстве они производят ужасное впечатление, но копните чуть глубже, и вам откроется их прекрасный внутренний мир. С такими любят водиться люди серии «хороший-хороший-хороший».

Достоинства : Ненавидят лицемерие и малодушие, крайне принципиальны. Люди их уважают и часто выбирают в качестве своих лидеров.

Недостатки : Некоторым из них не чужда звездная болезнь, ведь внутри они такие расчудесные, несмотря на внешнюю оболочку.

Хороший-плохой-хороший

При первой встрече они кажутся прелестными, но их друзья, в большинстве своем такие же «хороший-плохой-хороший», знают, что это далеко не так. «Хороший-плохой-хороший» часто страдают от заниженной самооценки.

Достоинства : С ними всегда весело, да и вообще навыки общения у них на высшем уровне.

Недостатки : Они могут и лицемерить, и малодушничать, но, в общем-то, они безвредны.

Плохой-плохой-хороший

Велик список тех, кого они обидели, но их друзья всегда будут их яростно защищать. А дружат они в основном с такими же, как они, или же с «хороший-плохой-хороший», или же с полностью «плохими».

Достоинства : Конечно, они могут быть очень неприятными, но сердце у них доброе.

Недостатки : Они могут быть очень неприятными.

Хороший-хороший-плохой

Такие люди очень опасны, сначала они нравятся, завоевывают ваше доверие и даже любовь, а потом безжалостно разбивают ваши сердца. Они часто сходятся с «хороший-хороший-хороший», а затем очень болезненно расходятся с ними.

Достоинства : Конечно, их главная цель - лишь собственный успех, но пока они идут к этой цели, они успевают сделать и что-то хорошее, такие часто идут в политику.

Недостатки : Они манипуляторы и сильнее всего ранят самых близких.

Плохой-хороший-плохой

Такой тип людей встречается очень редко. Они часто заблуждаются, думая, что их сердцевина на самом деле хорошая.

Достоинства : Они часто становятся успешными в криминальном бизнесе. Плохая кожица производит необходимый устрашающий эффект, хорошая мякоть помогает налаживать контакты, а плохая сердцевина позволяет идти по головам к собственной цели.

Недостатки : Они действительно очень плохие.

Хороший-плохой-плохой

Всем весело с таким человеком, но только все знают, что в основе своей он - полная труха.

Достоинства : Отличные претенденты на роль в «Отчаянных домохозяйках».

Недостатки : Самые лицемерные из всех представленных.

Плохой-плохой-плохой

Вот он, классический злодей во всей красе. Они не понимают людей с хорошей сердцевиной и презирают плохих людей, пытающихся казаться хорошими.

Достоинства : Они не лицемерят, они - такие, какие есть, из них получаются отличные стэндаперы, а еще главари мафии.

Недостатки : Тут, я думаю, и так все понятно.

Ежегодно приводит к гибели тысячи компаний. Чтобы лучше понимать признаки хорошей стратегии, удобно рассмотреть ее противоположность — плохую стратегию.

Плохая стратегия не результат отсутствия хорошей стратегии. Плохие стратегии — это следствие конкретных ошибок, заблуждений и просчетов руководства. Если вы научитесь распознавать проявления плохой стратегии, то сумеете намного лучше оценивать ситуацию, влиять на ход событий и вырабатывать хорошие стратегии.

Обнаружить плохую стратегию вам поможет знание ее симптоматики: обращайте внимание на присутствие хотя бы одного четырех основных признаков.

  • "Вода" . По сути, пустословие, имитирующее стратегические понятия и рассуждения. Обычно используются новомодные термины, излишне напыщенные и заумные, и откровенно эзотерические идеи, понятные лишь "избранным", — весь этот бред призван создать иллюзию высокоинтеллектуального подхода.
  • Неспособность выявлять и решать проблемы . Плохая стратегия не может ни признать, ни урегулировать проблему. Но если вы не в состоянии определить проблему, то никогда не сумеете оценить стратегию и улучшить ее.
  • Когда стратегию подменяют целью . Многие плохие стратегии представляют собой лишь декларации желаемого, а не планы по преодолению препятствий на пути к его достижению.
  • Плохие стратегические подцели. Стратегическая цель устанавливается лидером как средство достижения конкретного результата. Стратегические цели плохи, если не решают важнейших вопросов или вообще недостижимы.

"Вода"

"Водой" я называю поверхностные суждения и расхожие мысли, облеченные в дежурные фразы, обильно приправленные модными терминами — пустышками. С помощью "воды" легко имитируются профессиональные знания, глубокие мысли и тщательный анализ. В качестве простого примера того, как "вода" наполняет формулирование стратегии, процитирую фразу из внутреннего меморандума одного крупного банка, обслуживающего мелких клиентов: "Наша основополагающая стратегия — это стратегия посредничества, ориентированного на клиента". Красивое слово "посредничество" в данном случае означает, что банк принимает вклады от одних клиентов и выдает кредиты другим. Иными словами, делает то, что и должен делать любой банк. А модная фраза "ориентированный на клиента" может навести на мысль, что наш банк, обгоняя конкурентов, предлагает вкладчиками и заемщикам более выгодные условия или лучшее обслуживание. Однако анализ его продуктов и методов работы не выявил никаких особых отличий от других банков. Вывод прост: "посредничество ориентированное на клиентов" чистейшая "вода". Стряхните глянец красивости и высокопарности и останется никому не нужная констатация банального факта: "Основополагающая стратегия нашего банка — быть банком".

Критерием истинной компетентности и способности проникать в сущность предмета всегда признавалось умение объяснять просто и понятно даже самый сложный вопрос. Отличительной чертой посредственности и плохой стратегии мы считаем излишнюю усложненность, потоки "воды", маскирующие отсутствие смысла.

Неспособность выявлять и решать проблемы

Стратегия — это и долгий путь преодоления трудностей, и способ борьбы с ними, и решение сложной задачи, и определенная реакция на проблему. Поэтому крайне сложно, а порой и невозможно оценить качество стратегии, если не обозначена проблема. А пока вы не определите качество стратегии, вы не сможете ни отклонить плохую, ни совершенствовать хорошую стратегию.

Когда, к примеру, лидер считает ключевой проблемой низкую эффективность, он изначально закладывает фундамент для плохой стратегии. Низкая эффективность — это результат. А главными проблемами являются причины низкой эффективности. Когда лидер не предлагает никакой концепции, позволяющей объяснить причины неэффективности в прошлом, на хорошую стратегию он может не рассчитывать.

Если вы не в состоянии выявить и проанализировать свои проблемы, значит у вас нет стратегии. У вас есть лишь неясная цель, бюджет или перечень желаемых результатов.

Многие авторы стратегий не определяют основных препятствий, стоящих на пути организации к успеху, и не описывают методы их преодоления. Слушая и читая подобные документы вы постоянно сталкиваетесь с одним и тем же явлением: у людей, составивших их полностью отсутствует стратегическое мышление. Зато в избытке напыщенные речи, высокие чувства и твердые намерения щедро расходовать средства, чтобы каким-то образом стало лучше.

Когда стратегию подменяют целью

Большинство корпоративных стратегических планов представляют собой не что иное, как трехлетний или даже пятилетний скользящий бюджет, дополненный прогнозами относительно доли рынка. Называя такой документ стратегическим планом, руководители формируют у сотрудников ложные ожидания: все верят, что сам факт его составления неким магическим образом приведет к выработке последовательной стратегии.

При большом желании подобные документы еще можно назвать стратегическим планом, но стратегией они ни в коем случае не являются, поскольку не могут обеспечит вас главным, в чем нуждается руководство любой организации, — нужным способом повышения эффективности . Чтобы достичь этой важнейшей цели, руководителям необходимо выявить основные барьеры, стоящие на пути прогресса, и, владея информацией, выработать согласованный подход к их преодолению. Для этого компании может потребоваться создать новый продукт, отыскать новые подходы к дистрибуции или изменить организационную структуру. Возможно, понадобится тщательно проанализировать потенциальные последствия изменений в окружающей среде, технологиях, вкусах и предпочтениях клиентов, законодательной базе, ценах на ресурсы, поведении конкурентов. И именно лидер обязан принять решение, какой их этих путей наиболее перспективен, и найти способ мобилизовать знания, ресурсы и энергию организации на достижение нужной цели. Важно отметить, что новые возможности, проблемы и изменения приходят и происходят не синхронно, они не упакованы в удобный ежегодный комплект. Поэтому потребность в выработке новой стратегии возникает в компании не раз в год, а когда диктует необходимость.

Плохие стратегические подцели

Если вы менеджер среднего звена, цели для вас устанавливает ваш непосредственный начальник. Если вам повезло работать в передовой, просвещенной компании, то руководитель сначала обсуждает их с вами. В любой из этих ситуаций вполне естественно рассматривать стратегию как комплекс мер, направленных на достижение конкретных целей. Но вот переносить данный образ мышления на высший уровень управления будет большой ошибкой.

Когда вы занимаете пост СЕО, президента компании или иную высшую должность, власти у вас больше, а ограничений меньше. Эффективный лидер такого уровне никогда не станет преследовать случайные цели; он сначала решит, в каких общих целях нуждается его организация, и только после этого выработает подцели для ее подразделений. По сути, ключевым преимуществом любой стратегии является набор изложенных в ней стратегических подцелей. А одна из главных задач руководителя состоит в том, чтобы добиться условий, при которых не кто-то другой указывает ему на цели, а когда он сам становится архитектором и общей цели и подцелей компании.

Очевидно, вы уже поняли, чтобы четко разграничить эти понятия, полезно использовать для обозначения общих ценностей слово "цель", а для конкретных целей следующего уровня слово "подцель". Широкие общие "цели" зачастую работают как правила в футболе — запрещают или исключают многие приемы и действия, не указывая при этом, что можно и следует делать.

Длинный список "Что сделать", часто называемый "стратегией", ею не является. Это просто перечень необходимых дел. Такие списки обычно составляются на совещаниях по планированию, на которых широкий круг заинтересованных сторон вносит самые разные предложения относительно перспектив развития организации. Вместо того чтобы сосредоточить внимание на нескольких важных пунктах, группа собирает все предложения, внесенные за день, и объединяет их в "стратегический план". А потом как символ абсолютного хаоса к этому названию добавляют слово "долгосрочный" — и тогда всем становится понятно, что ни один из пунктов данного плана выполнять немедленно не обязательно.

Плохая стратегия бессодержательна, поверхностна и полна внутренних противоречий, она не определяет главной проблемы и не предлагает путей ее решения.