Когда и зачем призван рюрик. Происхождение и биография рюрика

20.01.2015 0 16158


Историки утверждают, что наши пращуры в стародавние времена пребывали в дикости по лесам, по полям. Грустно это слышать, но что делать, если Нестор-летописец сказал, а Карамзин донес это до широкой публики? Видно, не могли наши пращуры организоваться без руководящей помощи Запада...

Варяжская, или норманнская теория, которой придерживались такие крупные историки XIX века, как Николай Карамзин и Сергей Соловьев, возникла на основе летописных источников. Она всегда была популярна на Западе и с радостью подхватывалась многими «норманиста-ми от политики», в том числе Гитлером и Гиммлером. В Советском Союзе к концу 1980-х годов она большинством историков была признана полностью несостоятельной.

Летописи лгут?

Так почему же спустя 30 лет все интереснейшие исследования забыты, и нам снова перетолковывают Карамзина? Вероятно, западникам в принципе неприятна сама мысль, что наши пращуры создали свое государство задолго до Рюрика и имели своеобразную культуру. У тех же скандинавов наша страна называлась Гардарика - «страна городов».

Согласитесь, странное название для дикой земли, где туземцы сидят по деревьям. Варяжская теория устраивала и дом Романовых, которые ко времени появления трудов Карамзина были чистокровными немцами. Последней русской на троне была императрица Елизавета -дочь Петра I.

Попробую изложить то, что давно известно, но почему-то забыто многими западниками.

Итак, в 862 году случилась в Новгородской земле очередная усобица, и чтобы навести у себя порядок, новгородцы вздумали пригласить себе князя из варягов. Поехали за море и по какой-то странности притащили с собой сразу трех князей: Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. В 864 году братья Рюрика почему-то умирают, а сам Рюрик с трудом подавляет восстание новгородцев под руководством Вадима Храброго.

Неувязки летописи чувствуются с самого начала. История знает массу примеров приглашения иностранных принцев на престол, но звали властителей, родовитость которых не вызывала сомнений. О родовитости же Рюрика, о его заморских владениях или хотя бы о его славном отце летопись умалчивает. Одно из объяснений несуразностям дал академик Б.Д. Греков в книге «Киевская Русь».

Он говорит, что Рюрика пригласили не княжить, а в качестве наемника. О том, что лихой искатель удачи со своей ватагой быстро оценит обстановку и захватит власть, перебив обе враждующие партии, недалекие новгородцы не подумали.

Восхищают и летописные братья Рюрика, которых до сих пор многие воспринимают всерьез. Они имеют занятные имена, составленные из скандинавских слов «сине хюс», что означает «свой дом» или «свой род», и «тру варинг» - «верная дружина». Очевидно, что братья у Рюрика в нашей летописи появились в результате ошибки перевода какого-то скандинавского источника. На самом деле Рюрик пришел в Новгород со своей родней и верной дружиной.

Существуют гипотезы, не связанные с летописью, о происхождении Рюрика от прибалтийских славян. Но при желании и такую гипотезу можно использовать в качестве обоснования влияния Запада. Многие знаменитые прусские дворяне, например Мольтке, Бюлов и другие, не скрывали свое славянское происхождение.

Итак, Рюрик захватил власть, а летопись говорит о приглашении. Причем летопись замалчивает существование законных князей, как будто имелся вакуум власти. А историки говорят об огромных пустых просторах, где всем хватало места, и нечего было завоевывать.

На самом же деле была война. В русских летописях X века упоминается 22 города, реально их было гораздо больше. Существовало несколько княжеских династий. И русская земля, возможно, временами напоминала федерацию греческих городов-государств. Для отражения вражеских нашествий со стороны степи совместными усилиями строились серьезные оборонительные сооружения.

Они получили название Змиевых валов. По легенде, сказочный богатырь запряг змея и пропахал на нем гигантскую борозду. Остатки этих сооружений можно обнаружить и в наше время. Изучением Змиевых валов много лет занимался киевский историк Аркадий Сильвестрович Бугай.

Остатки Змиевых валов (Украина)


Он определял возраст валов при помощи радиокарбонного анализа и выяснил, что Вито-Бобрицкая линия длиной более 8 километров была построена в 370 году! Даже сейчас высота вала составляет 8-9 метров, а перед ним располагался глубокий ров. Южнее пролегает Стуг-нинская линия валов, она надстраивалась в VII веке против аваров (по летописи - обров).

Против кого строился вал в IV веке? Против гуннов. Предводитель гуннов Аттила облагал данью Царьград и Рим, покорил многие германские племена, разбил Боспорское царство в Крыму, громил готов. А вот наши пращуры отгородились от напасти мощными фортификационными сооружениями.

Отцы и дети

Однако вернемся к Рюрику и его сыну Ингвару Хрёрексону - князю Игорю. Имя Ингвар переводится как «посвященный богу Инги». В 882 году Олег - родич Рюрика и регент при малолетнем князе Игоре - отправился с дружиной на юг, где захватил Киев и убил якобы самозваных князей-варягов Аскольда и Дира, покорил силой соседние земли, и провозгласил Киев столицей образовавшейся державы.

Главная ложь этой летописной сказки в том, что князья Аскольд и Дир - варяги. На самом деле они законные Киевичи - потомки князя Кия Полянского, основателя Киева. Об этом писал академик Рыбаков. Так варяги уничтожили еще одну (в Новгороде свои князья были) русскую княжескую династию.

И наступило на Руси время князей-волков. Они не задумываясь вступали в сговор с печенегами и хазарами. Рекой лили русскую кровь. Олег и Игорь ходили в кровопролитные походы на Византию, к чему их подвигали хазары, которым нужно было нанести ущерб своим торговым конкурентам - грекам. Так хазарам платилась своеобразная дань кровью.

Норманнов жертвы не волновали, их варяжская гвардия - рутсь (в славянском произношении русь) - оберегалась ими. Кстати, западники из многочисленных версий возникновения названия этноса Русь, естественно, выбирают летописно-варяжский, отбрасывая названия реки Рось и названия племен. Они утверждают, что Рюрик привел с собой русь (рутсь), в смысле ватагу, и это якобы дало название нашему народу.

Единственной силой, способной противостоять варягам на Руси, оставались древляне с их столицей в городе Искоростень. Их княжеская династия имела крепкие связи с Чехией. Есть большая вероятность того, что первой женой Мала Древлянского была чешская принцесса.

Неприступный Искоростень

Во второй поход Игоря на Византию в 944 году древляне отказались дать ему войска. В 945 году Игорь отправился в поход уже на древлян. По летописи, здесь его погубили жадность дружинников и собственная глупость. Но тот, кто видел Коростень (современное название) на гранитных холмах (а город и сейчас существует), не поверит в такое легкомыслие.

Коростень был совершенно неприступной крепостью. Игорь пришел к древлянам со всем войском, чтобы уничтожить своих последних соперников, а древляне заранее вынесли ему приговор как князю-волку. Конец битвы известен: варяжская гвардия - рутсь - полегла, а Игорь был подвергнут позорной казни - привязан к двум деревьям, разорвавшим его на части.

По летописи, жена Игоря - княгиня Ольга (Хельга) - страшно отомстила древлянам. Еще в учебнике истории для 7-го класса мы читали, что Ольга взяла с древлян дань голубями и воробьями, а потом велела привязать к ним горящие труты, и так сожгла враждебный город.

Эту сказку всерьез не воспринимал даже Карамзин. Тем не менее Ольге руками ее воеводы Свенельда удалось победить древлян через год после сокрушительного поражения Игоря.

Но Искоростень не был взят. И это позволило князю Малу Древлянскому выторговать у Ольги достаточно мягкие условия капитуляции для своей семьи и древлян в целом. Сам князь потом долгие годы провел узником в бывшем древлянском городе Любеч. А его дети - сын Добрыня и дочь Мала (в рабстве Малуша) -10 лет провели в рабстве. Это открытие было сделано Д.И. Прозоровским еще в 1864 году и сегодня благополучно забыто.

С трудом победив древлян, Ольга поняла, что если решительно не изменить политику, то варяжский дом будет окончательно сметен ненавидящими пришельцев-русичами. Возможно, поэтому еще до восстания древлян хитроумная Ольга дала престолонаследнику славянское имя Святослав. А после гибели Игоря начала проводить славянскую политику.

Малуша становится второй женой Святослава ориентировочно в 958-959 годах, хотя по летописи, естественно, только наложницей. И сын ее, будущий князь Владимир, родившийся около 960 года, якобы считается бастардом, «робичичем» (сыном рабыни).

На самом же деле все было с точностью до наоборот. Женив своего сына Святослава на попавшей к ней в плен дочери древлянского князя, Ольга придала безродным морским разбойникам - Рюриковичам - легитимность в глазах всей Руси. В 965 году Святослав нанес смертельный удар главному врагу Руси на тот момент - Хазарскому каганату.

Война против древлян

В 970 году Добрыня получает невиданную для бывшего раба власть - отправляется править в Новгород от имени своего малолетнего племянника - князя Владимира, который также едет с ним. То, что князь Святослав, раздавая уделы, отдает Владимиру Новгородскую землю - владения своего деда Рюрика, - говорит о многом. Очевидно, что ни он, и никто другой на Руси в тот момент не считал Владимира бастардом. Все эти фальшивки появились в последующих летописях.

Гибель Святослава в 972 году приводит к новой гражданской войне на Руси. По летописи, Святослава убили печенеги на острове Хортица, по Гумилеву, это сделали сами киевляне. В любом случае, гибель Святослава - результат предательства воеводы Свенельда.

Кстати, Свенельд - единственный из варягов, который попал в русские былины в образе зловещего Сантала, с которым борется Вольга-богатырь. Реальному Вольге -Олегу Святославичу, новому князю древлянскому - повезло гораздо меньше. Он погиб, защищая город Овруч в 977 году.

Соответствие былинных персонажей реальным историческим деятелям X-XI веков установлено академиком Б.А. Рыбаковым. Не вызывает сомнений, что как былинный Добрыня Никитич (Нискинич), так и реальный Добрыня Малович имел высочайший авторитет на Руси того времени. Князь Нискиня был отцом князя Мала и дедом Добрыни, следовательно, Добрыню тоже можно назвать Нискиничем.

Летопись изображает гражданскую войну, продлившуюся почти десятилетие, как семейную разборку между сыновьями Святослава. На самом деле это все та же борьба варягов с древлянами. Причем формально на первом этапе война выглядела как усобица между двумя единокровными братьями Яро-полком и Олегом.

Ярополк, руководимый Свенельдом и поддержанный Полянским боярством, стал знаменем варяжской партии. Свенельд в походах Святослава сохранил свою варяжскую дружину и собрал войска на других землях. У древлянской партии в распоряжении было только древлянское и новгородское ополчение. Профессиональные войска полегли в походах Святослава.

По византийским источникам, Русь потеряла в болгарских войнах около 60 тысяч воинов. К концу 977 года победа варяжской партии казалась полной. Князь Олег погиб. Захвачены Древлянское княжество и Новгород. Добрыня с князем Владимиром и дружиной бегут в Скандинавию, где живут три года. При этом флот Добрыни с помощью скандинавов громит пиратское гнездо викингов на Балтике и таким образом лишает Свенельда варяжского пополнения.

«Добрыня Никитич с младшей сестрой Малушей». Андрей Рябушкин. 1895 год

Но вскоре все меняется: в 980 году Добрыня высаживается в Новгороде, быстро захватывает Полоцк и Киев. Ярополк бежит к печенегам, но на границе его захватывают и казнят. Князь Владимир становится главой Киевской Руси, и наступают былинные времена - эпоха Владимира Красное Солнышко.

Главным богом варягов и полян был Перун. Перун (Перкунас) был известен и на Балтике. Принесли его варяги с собой на Киевскую землю или он был там и до них, неизвестно. Но не вызывает сомнения, что это было самое кровожадное божество. Человеческие жертвоприношения, которые практиковали варяги, приносились именно ему.

Свержение варяжского ига знаменуется установлением шестибожия. Рядом с Перуном в Киеве устанавливаются статуи богов земель-победительниц: Хорса Новгородского, Даждьбога Древлянского, Стрибога Полоцкого, Симаргла Дреговичского, Мокоши Смоленской. В 985 году Перун как бог варягов, бог-изменник и предатель, был осужден и низвергнут в Днепр.

Владимиром была отряжена специальная команда, которая не позволяла злобному идолу причалить к берегу до самых Днепровских порогов. В Киеве устанавливается пятибожие как символ федерации русских земель и русских богов.

Остается понять: почему же русские летописи дают столь превратную картину? А потому, что во второй половине XI века в Киеве вновь приходит к власти варяжская партия во главе с князем Из-яславом. Она занимается систематическим уничтожением и переделкой летописей. Какое-то время сторонники варягов хозяйничают и в Новгороде, и также уничтожают или правят новгородские летописи.

В итоге можно сказать, что информационную войну варяги выиграли. Интересно, что Изяслав был внуком Владимира, но изменил делу деда, поскольку мировоззрение князя в значительной степени формирует его окружение.

Василий КОЛВИН

В этом году отмечается 1150 лет российской государственности. Государственность эта началась парадоксально - с призвания варягов. Как жили славянские племена до прихода к ним Рюрика? Что нового он принес? Об этом НС рассказывает сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ.

Призвание варягов. В.М. Васнецов, 1913 г.

— Сейчас трудно себе представить, чтобы кто-то отдал не то что всю свою землю, а даже малую часть ее — например, Курильские острова, - пришельцу, чужаку. Между тем, в 862 году, по сообщению «Повести временных лет», новгородцы пригласили к себе княжить варяга Рюрика, вручив ему власть над всем своим княжеством. Что же произошло?
- Некоторые считают сюжет с призванием иноземного правителя исключительно фольклорным, составляющим часть некоей традиции. Один из современных учебников сравнивает призвание Рюрика в Новгород в 862 году с приглашением англосаксов в Британию в VI в., считая оба события легендарными. Это достаточно странно, потому что бритты англосаксов действительно приглашали. Приглашали и новгородцы Рюрика. Что касается сходства двух этих событий, некая литературная обработка наверняка имела место и в том, и другом случае, но важно понять, что в реальности стояло за этими схожими историями, что сделало их типологически близкими. Возьмем события в древней Британии. Оставленные римлянами, изнемогая от постоянных набегов воинственных пиктов и скоттов, древние бритты пригласили на помощь известных воинскими доблестями англосаксов, которые, правда, не только прогнали врагов, но и подчинили себе самих бриттов, основав знаменитые семь англо-саксонских королевств. Отчасти что-то похожее мы видим и у нас на Руси.

К тому времени, когда происходит призвание Рюрика в 862 г., приглашение варяжских дружин для защиты городов стало устоявшейся традицией. С середины VIII в. на территории будущей Руси возникают новые города, принципиально отличные от тех, которые существовали прежде. Раньше города были только военными центрами, столицами князей. В VIII в. стали появляться города торгово-промышленные, которым была нужна защита от племенных князей, пытавшихся контролировать их. Князья стояли во главе раннегосударственных образований, появившихся после славянского расселения VI-VII вв. Это были не просто племена, как раньше считалось, а именно ранние государства - «славинии», по свидетельству Константина Багрянородного, византийского императора и писателя X в.

— Откуда новые сведения о тех временах? Появились какие-то новые источники?
— Нет, книга Константина Багрянородного «Об управлении империей», в которой говорится много интересного о наших предках-славянах, давно известна исторической науке. Просто раньше все по-другому рассматривалось: если классики не говорили о существовании государства на данном этапе, значит, его быть не могло. Есть очень много византийских, арабских, армянских, западноевропейских источников, которые сейчас должны быть по-другому прочитаны. Эта работа, несомненно, уже ведется. Появляются интереснейшие исследования В. Петрухина, Е. Пчелова, А. Горского, британских историков С. Франклина и Д. Шеппарда. Но еще много штампов и идеологем остается от советского прошлого. Взять, например, тот же варяжский вопрос. До недавнего времени господствовала точка зрения, что у нас все самобытно, у нас не может быть никакого иностранного влияния, мы произошли сами от себя и у нас все самое лучшее. Другие точки зрения отбрасывались или рассматривались как заведомо ложные. Между тем, данных археологии о варяжском присутствии на Руси накопилось уже так много, что теперь невозможно отрицать участия более организованных варягов-викингов в образовании единого русского государства.

— Значит, все-таки более организованные германцы-викинги принесли менее развитым славянам начатки государственности?
— Ну во-первых, как мы уже выяснили, ранние государства у славян все-таки существовали до викингов. Однако викинги (варяги, как их у нас стали называть - по всей видимости, от германского «давшие клятву») направили нашу жизнь в несколько иное русло. Их появление на территории будущей Руси в середине VIII в. оживило торговлю и дало начало развитию уже упоминавшихся новых городов. Викинги - наши северные соседи, сфера их интересов, как правило, располагалась на Западе. Там они пиратствовали, опустошая прибрежные земли Франкской империи, Англии (вот, где досталось уже и англо-саксам), Испании. Они входили в устья рек Рейна, Мааса, Сены, нападали на крупные аббатства и города, несколько раз осаждали Париж. В более позднее время викинги продвинулись и до Италии, захватили Сицилию. На Западе их называли норманнами — «северными людьми», — и даже была особая молитва, в которой западные христиане просили Господа избавить их «от ужаса норманнов».

Но после набегов викинги становились купцами, стремясь выгоднее сбыть награбленное. Они активно торговали в Константинополе, в который проникали через Средиземное море (не забывая, правда, и наниматься в византийскую императорскую гвардию). И уже в VIII в. викинги находят другой путь в столицу Византийской империи - как раз по рекам нашего Отечества. Это знаменитый путь «из варяг в греки»: из Балтийского моря в устье Невы, затем на Ладогу, через Волхов, Ловать, волоком к верховьям Западной Двины, потом Днепра, — и по Днепру в Черное море, а по нему уже в Константинополь. Кстати, варяги прокладывают тогда по другим рекам торговые пути и дальше на Восток, в Арабский халифат (по Волге, так же через ее верховья, в Каспийское море; по Оке и Северскому Донцу, далее через Кавказ).

Первоначально на «пути из варяг в греки» викинги также выступают в качестве купцов, они устраивают различные перевалочные пункты, своего рода фактории, близ которых со временем начинается торговля с местными жителями: варягов привлекают меха, воск, мед, конопля, лен. Славяне постепенно втягиваются в торговые отношения, появляются славянские торговцы и ремесленники. Они селятся возле варяжских факторий, тогда как раз и возникают новые города, имеющие торгово-ремесленный характер. Неслучайно скандинавские саги называют нашу страну Гардарики — «страна городов». Все это речные, торговые города нового типа.

И когда племенные князья, руководители «славиний» начинают обирать торговцев и ремесленников, накладывая на их города высокие пошлины, те естественно призывают на помощь тех самых варягов, которые теперь уже выступают опять в роли не купцов, а воинов. Отношения с ними получают договорной характер: князь (конунг) с дружиной (русью) поступает на службу к городу, к его старейшинам (по-славянски «старцам»).

— С русью?
— Да. Именно так скандинавские искатели приключений сами себя называли: rootsmen - гребцы. Так их начинают называть и местные жители. В финском языке шведы до сих пор носят имя ruotsi, в эстонском roots’i. У нас их стали называть «русь». В летописи о призвании Рюрика так и сказано, что пришли в Новгород три брата «с роды своими» и взяли с собой «всю русь». В другом месте есть запись о том, что пришел князь «со своей русью», то есть дружиной. Этим и объясняются слова летописца: «От варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне» (898 год).

— Что же происходило дальше?
— Конунги весьма успешно защищали интересы своих городов. Они стали побеждать славянских князей - и более того, даже подчинять их земли городам. Возникли совсем иные княжества, с центрами в развитых городах. Тогда-то у князей-конунгов и появлялся соблазн: не служить дальше городским «старцам», а господствовать над ними. Это приводило к новым столкновениям. В 50-е гг. IX вв. в Новгороде мы как раз видим подобный конфликт, который в 859 году, по летописи, привел к изгнанию неизвестного варяжского князя из города. Однако жить без князя новгородцам оказалось еще хуже. Ведь Новгород, очевидно благодаря деятельности тех же варяжских князей, представлял собой к тому времени огромную северную империю, включавшую в себя и земли кривичей, и будущие псковские земли, и Белоозеро — вплоть до Ростова. Без князя и его дружины держать эти территории в повиновении оказалось не под силу. Начались распад и междоусобицы. И тогда в 862 году новгородские власти приглашают Рюрика.

Рюрик. Фрагмент памятника "Тысячелетие России". Великий Новгород

— Почему именно Рюрика?
— Дело в том, что изгнанный в 859 г. варяжский князь происходил из Швеции, а Рюрик, по всей видимости, был датчанином. Судя по всему, это Рорик Ютландский, достаточно известный деятель западной истории, ни много ни мало — принц датский, происходивший из династии Скьёльдунгов, брат датского короля Харальда. Рорик родился в начале IX в., впоследствии был изгнан из Дании и состоял на службе у Лотаря, сына последнего императора Франкской империи Людовика Благочествивого.

— Это тот самый Рорик, которого называли «язвой христианства»?
— Да, он. Лотарь передал Рорику Фрисландию, и тот защищал ее от набегов других викингов, но при этом сам он был лютый гонитель христиан. Через какое-то время, однако, Рорик Ютландский (и Фрисландский) все же крестился, может быть, по каким-то конъюнктурным соображением, может быть, искренно, мы этого не знаем.

Рорик продолжал предпринимать попытки занять датский престол, но всегда безуспешно. Тем не менее, на рубеже 850-860 гг. именно Рорик возглавил поход датчан против балтского племени куршей, которые выступили в союзе со шведами. Шведский флот был разбит в морском сражении, и это была несомненная заслуга Рорика. Историки считают, что именно поэтому новгородцы и пригласили Рорика, что он был враг и победитель шведов, к которым принадлежал их прежний князь.

По западным источникам как раз в конце 850-х годов Рорик куда-то исчезает. Скорее всего, в этот момент он и был призван на Русь. Историки отмечают, что датировка «Повести временных лет» достаточно условна, имели место ошибки. Например, тот год, который у нас по летописи 866-й, по византийским источникам — 860-й (это год знаменитого похода дружинников Рюрика Аскольда и Дира на Константинополь). И поэтому, скорее всего, Рюрик был призван на Русь на рубеже 850-860-х годов. Что касается германского «орднунга» (порядка) в мире славяно-балто-угро-финского хаоса (все это предки современного русского народа), то, с одной стороны, варяги, может быть, и принесли нам определенную организацию государственной жизни, но более важным мне кажется то, что они дали толчок развитию торговли и ремесла, а это приняло самобытные отечественные формы и наложилось на традиционное славянское самоуправление.

— Получается, что отсчет российской государственности от Рюрика - это условность? Рюрик - один из многих?
— По большому счету, единое государство со столицей в Киеве возникло в 882 году, когда родственник Рюрика Олег (так же из династии Скьёльдунгов - почему он и прибил свой щит к воротам Константинополя: ведь «скьёльд» - это и есть «щит») убил Аскольда и Дира и занял Киев. И историю русской государственности можно вести с этого момента (к тому же и в летописи под этим годом записано, что прежде были варяги, славяне и прочие, а теперь «все прозвались русью»). Конечно, можно сказать, что все-таки Рюрик основал династию, правившую Россией до 1598 года. Но мне кажется, что значение Рюрика прежде всего в том, что он был знаком с начатками франкской государственности, восходящей к государственности римской, и насаждал их на территории нашей Руси, в то время как другие варяжские конунги имели в своем арсенале только германский порядок, не рассуждающую дисциплину и власть сильного.

Рюриковские укрепления вокруг церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Рюрик оставил свой герб Старой Ладоге, где находилась его резиденция. Это летящий вниз (падающий на добычу) охотничий сокол. Может быть, отсюда происходит и знаменитый трезубец князя Владимира, ставший национальным гербом Украины. По одной из версий, трезубец — ничто иное, как наложенный на двурогий посох хазарского кагана сокол Рюрика (каган считался самым авторитетным правителем, и все властители старались ему подражать, перенимая именно его символы власти).

— Приходили ли, действительно, с Рюриком викинги Синеус и Трувор? Или это неправильно понятые варяжские слова?
— Мотив братьев, действующих совместно, встречается в мифологии разных европейских народов, и многих исследователей это настораживало, в частности академика Рыбакова, который говорил, что это не имена, а искаженные варяжские слова: «его род» и «верная дружина». Но современные историки относятся к этому более спокойно, они допускают, что должны были быть у Рюрика какие-то помощники, которые могли происходить из его родственников, а главное — археологические исследования доказывают, что и в Изборске, и в Белоозере, этих крупных торговых центрах своего времени, есть несомненные приметы пребывания викингов. Одно время считалось, что это не так, и в Белоозере нет никаких находок IX в., а они потом все равно нашлись.

— Кто такие Аскольд и Дир? И какое отношения они имеют к Рюрику?
— По летописи это дружинники Рюрика, которые были им направлены на юг, для того чтобы восстановить варяжский контроль над путем «из варяг в греки», середина которого была захвачена хазарами. Аскольд и Дир освободили от власти хазар Киев, но сами сели там князьями. В 866 (а по греческим источникам, которым мы больше доверяем, в 860) году они отправились в поход на Константинополь. Пока «безбожные руссы» разоряли окрестности, патриарх Фотий совершил всенощное бдение во Влахернском храме, а затем, после крестного хода по стенам Константинополя, явилось чудо от Ризы Пресвятой Богородицы. Ее край был опущен патриархом Фотием в море, разразилась страшная буря, которая разметала флот руссов и прогнала их прочь от города. После этого Аскольд и Дир пригласили в Киев греческого проповедника и приняли святое крещение, в Киеве возникла первая христианская епархия. Как знать, может быть, то, что их прежний предводитель Рюрик был христианин, сыграло какую-то роль в их обращении к Богу.

Призвание Рюрика и варягов.

Антинорманизм в своей борьбе за "чистоту" русской истории давно уже стал формой русской свидомии*, которую насаждают различные личности (уж не знаю по какой причине). Сам научный спор уже давно вышел за рамки спора со стороны антинорманистов, став орудием идеологической борьбы. Антинорманисты пускают в ход самые грязные и самые примитивные средства пропаганды с целью облить грязью своих оппонентов. Они опускаются до самой низкой лжи, а исторические факты и доказательства заменяют своими псевдоисторическими фантазиями. Все неудобные факты либо замалчивают, либо отметают. Например, заявляют, что скандинавские археологические находки на Руси единичны 10-15 штук, хотя это враньё - одних только скандинавских фибул к 1971 г. было известно более 250. Мне интересно, как икона антинорманизма Л. Грот может бороться с исторической наукой, живя в Швеции? Такая вот страстная патриотка России.

Особым нападкам подвергается личность князя Рюрика, жившего 11 столетий назад. Здесь антинорманисты впадают в самую настоящую шизофрению: их бесит буквально всё. И то что славяне призвали Рюрика, и то что национальность у него не той системы. Они и против призвания, но также считают, что национальность должна "патриотическим" стандартам соответствовать. Пусть Рюрик будет кем угодно: кельтом, эстонцем, франком, литовцем, хоть полуславянином, внуком мифического Гостомысла из Иоакимовской летописи (полуфантастического сочинения 17 века), чем немцем. Хотя чем призванный прусс или литовец лучше призванного скандинавского князя для меня загадка. Но для антинорманистких свидомитов сама мысль о князе "немце" ненавистна. Все кто не согласен автоматически получают ярлык "врагов русского народа".


Литовцы. Вот эти хороший выбор для национальности Рюрика по мнению антинорманистов.
Пруссы - онемеченные потомки пруссов и славян. Эти еще милее антинорманистам, чем скандинавы.

Любому здравомыслящему человеку не понятно почему законный князь, призванный народом на правление, хуже чистокровной немки Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, получившей власть путем заговора и государственного переворота? Что-то не видно здесь борьбы за чистоту истории от наших борцунов за чистоту истории (хотя наши свидомиты и Екатерине II пытаются приписать русское происхождение). Основной вопрос антинорманистских свидомитов: "Неужели наши предки были настолько беспомощные, что не сумели своего князя найти?" Им кажется, что это должно задевать патриотические чувства русского народа. Происхождение Рюрика от полабских славян антинорманистов не смущает. То есть, если государство сформировалось при пришлом славянине, а не скандинаве, то всё в порядке и прекрасно - патриоты могу спать спокойно. Нужно ответить на вопрос, а почему в самом деле наши предки решили пригласить чужого князя?

Предистория призвания .


Карта расселения славянских племен. Финно-угорское племя водь обычно забывают отметить на картах, в результате их территория обычно входит состав владений славян.

К IX в. славянские колонисты за два-три столетия успели обжиться и укрепиться на занятых территориях. Племена объединились в племенные союзы, началось социальное и имущественное расслоение славянского общества, начался процесс классообразования. Восточные славяне вплотную подошли к созданию своих государств. Но были серьезные препятствия: внешняя - Хазарский каганат, внутренняя - родоплеменной строй и экономическая - наши предки были бедны и содержать государственный аппарат было не на что. По одиночке эти препятствия не были серьезными, но все вместе были не преодолимы.

Хазарский каганат в IX в. был сильнейшим и агрессивным государством Восточной Европы. Хазарские цари еврейской династии стремились как больше расширить свое государство и как можно больше народов поставить в зависимое положение. Действовали они весьма энергично и уже 30-50 гг. подчинили полян, северян, вятичей, обложив их данью, видимо шкурками пушных зверей, потому что серебро славянам взять было негде. К 80-м гг. под власть хазар попали радимичи. Надо полагать, что славяне прекрасно понимали, что рано или поздно хазары доберутся и до них. По отдельности ни один славянский племенной союз не был в состоянии дать отпор хищникам из каганата. Идея объединения должно быть витала в воздухе, но тут препятствием вставала родоплеменной строй наших предков.

Наши предки жили родами, объеденных в племена, то есть имели одного предка-родоначальника и были объединены культом общего бога. Другие славянские племена, хоть и считались родственными по языку и происхождению, но своими не считались - и предок у них был другой, и бог не тот, и вышивки на полотенцах не правильные, и акцент смешной. Подчиниться другому племени считалось позорным и неприемлемым. Кельты так и не смогли объединиться и в результате уцелели только на окраине Европы. Посмотрите на современные племена в Африке или Йемене. Казалось бы и народ один и языки мало отличаются, но режут друг друга при первой возможности без всякой жалости. Поэтому попытка любого славянского племенного союза установить гегемонию окончилась бы длительной межплеменной войной и враждой на века. Эта вражда погубила полабских славян, которые не столько воевали с общим врагом, сколько враждовали друг с другом. Объединиться под властью одного племени славяне еще бы могли, если бы хотя бы один племенной союз разбогател и усилился, став центром притяжения для остальных. Но здесь препятствием встала экономическое препятствие - восточные славяне были бедны.

Обычный исторический штамп - Русь была богата, поэтому ее богатства притягивали соседей. Это не соответствует действительности. В VIII-IX вв. наши предки похвастаться богатством не могли. Поэтому и источники о них мало сообщают - они были не интересны соседям. Жили наши предки натуральным хозяйством, занимались подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством, разводили мелкий и крупный рогатый скот. Торговать нашим предкам было особо нечем.


Древляне дают дань князю Игорю мехами.

Князь Святослав назвал следующие товары, которые Русь поставляла на внешний рынок: "из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы", другие источники добавляют в список товаров лошадей. Основной статьей торговли дохода были меха. Так хазары и русские князья брали дань со славян шкурами пушных зверей. Но иметь товар мало - его надо еще продать. Торговый путь, который проходил через славянские земли был так называемый волго-балтийский торговый путь. Он соединял Арабский халифат со Скандинавией.


Функционировать торговый путь начал в 80-х гг. VIII в., в результате чего арабское серебро в обмен на меха и рабов потекло в Европу. Казалось бы нет ничего лучше, чтобы разбогатеть, чем транзитная торговля: обслуживай и охраняй купцов, собирай пошлину и сам торгуй своими товарами. Но всё сложилось для славян равно наоборот - никаких выгод от торгового пути они не получили. С одной стороны торговлю перехватили оборотистые купцы Хазарского каганата, а с запада торговлю перехватили ушлые полабские славяне, которые даже образовали в Пскове торгово-ремесленные кварталы (именно эти кварталы антинорманисты выдают за некую западнославянскую миграцию). В итоге арабское серебро вместо того чтобы оставаться на Руси утекало на запад и оседало в виде кладов на острове Рюген. Местная славянская знать получала крохи от торговли, а население либо сдавало меха в виде дани хазарам, либо продавало за бесценок (своих купцов не было, поэтому цену назначали не они.) В результате полабские славяне и еврейские купцы каганата богатели, а наши предки беднели.

Русский каганат .

Так долго продолжаться не могло. И славянские племена на севере сделали первую попытку создать свое государство. Так как наши предки понимали, что никто не будет подчиняться какому-либо одному местному князю (даже внутри племенного союза было по нескольку князей), то сделали ставку на призванного и признанного всеми князя, нейтрального к местным противоречиям, которого бы признали все. Об этих событиях нам известно крайне мало. К 839 г. на севере Руси существовало государство, которым правил шведский правитель, носивший титул кагана. Повесть временных лет говорит об этом скупо под 859 г.: "Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей". Границы государства в общем понятны. Это не было завоеванием - ни один тогдашний скандинавский правитель был не в силах подчинить славянские племенные союзы. Это было добровольное подчинение. Титул кагана говорит о противоборстве молодого государства с каганатом, как о внешнеполитической программе. Другой целью создания государства был перехват торговых путей в руки местной знати.

Но Русский каганат погиб в результате всеобщего восстания. ПВЛ опять очень скупо говорит про эти события под 862 г.: "И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть". Археология говорит что не просто изгнали, а еще и Ладогу и Псков сожгли дотла. Это говорит об ожесточенном характере восстания, видимо всех пришлых перебили, потому что скандинавские источники не сохранили ни какой памяти о Русском каганате.

Но что же привело наших предков в такую ярость? Видимо, шведы не выполнили ни одного пункта ряда-договора по которому их пригласили на княжение. Во-первых, проиграли войну с Хазарским каганатом, в результате чего южные славянские земли остались под властью каганата и еще радимичи начали выплачивать дань хазарам. Во-вторых, западнославянских купцов сменили шведские и арабское серебро теперь потекло в Скандинавию, оставив местную знать не у дел. Так неудачно закончилась первая попытка восточных славян создать свое государство.

Почему призвали Рюрика?

ПВЛ о последующих событиях пишет опять скупо: "...и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша" ("...и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом").

И въста родъ на род ! На эти слова мало кто обращает внимания, но очень важные и страшные слова. Родовая война - это не просто война. Это война по обычаям кровной мести, когда кровь за кровь, смерть за смерть и нельзя оставить смерть родича безнаказанной. Такие войны могли вестись веками. Не смогли наши предки договориться между собой. При родовом строе и никогда не смогли. Невозможно при равных выбрать главного. До войны, думается, дело не дошло, тут историческая память скорее сгустила краски. Но ситуация. видимо, накалилась до предела. И здесь, вместо того, чтобы брезгливо выкатывать губки, нужно склонить голову перед мудростью наших предков - они вместо того, чтобы резать друг друга ради собственного величия, собрались вместе и решили пригласить нового князя. Они прекрасно понимали, что усобица приведет только гибели и подчинению чужеземцам. Полабские и балканские славяне этого так и не поняли.

Рюрик. Памятник 1000-летию крещения Руси.

Почему же выбрали Рюрика? Здесь учитывался негативный опыт прошлого. Перед будущим правителем ставились следующие задачи: борьба с Хазарским каганатом, освобождение славянских племен от хазарского гнёта, обеспечение внешнеэкономических интересов будущего государства. Шведы и норвежцы отпадали, потому что опыт Русского каганата показывал, что в этом случае вся власть и торговля попадет в руки скандинавов. Полабские славяне тоже отпадали - у них были свои экономические интересы. Племена Прибалтики были отсталыми дикарями, поэтому даже не рассматривались. Наши предки были язычниками, поэтому христианские князья отпадали автоматически. Таким образом единственной подходящей кандидатурой был на тот момент датский князь Рорик.

Во-первых, он был сыном конунга и сам князь, то есть знатного рода, а это в средние века был очень важный момент.

Во-вторых, Рорик на тот момент лишился своих владений во Фрисландии и вел безуспешную борьбу за возвращение своих владений. По русскому праву Рюрик был князем-изгоем, то есть князем, лишившегося своего удела. У Рюрика была дружина, были корабли, но больше не было ничего. Таких в Скандинавии называли "морскими князьями". Рюрик, таким образом, пришел бы не как завоеватель, а как зависимый от приглашающих правитель.

В-третьих, раз Рюрик был князем-изгоем, то никакая третья сила за ним не стояла. У Рюрика была только дружина и родичи, его и его дружинников. Таким образом, никого кроме них на Руси не будет. Это и случилось на самом деле - никакой массовой колонизации (как это произошло в Нормандии и Англии) Руси скандинавами не случилось.


Рюрик, Синеус и Трувор.

Эти причины определили исторический выбор наших предков. Приход Рюрика и его дружины стали катализатором образования государства на Руси. Если славянские племена отказывались подчиняться друг другу, то фигура князя-скандинава примиряла их с подчинением - они платили дань не словенам или кривичам, а князю, выбранному всеми и находящемуся под покровительством богов. Проблемы, разумеется, возникали, как с древлянами, тиверцами или уличами, но даже если племена сдавались, то сдавались не полянам или дреговичам, а князю русскому. Князь стал персонифицированной властью, символом государства, который смог сломать племенную обособленность славян и объединить их в один народ. И это нужно уважать, не выискивать Рюрику подходящую национальность.

*Свидомия - форма массового помешательства на почве национального величия, когда историческое сознание умышленно искажается и заменяется историческими мифами и фантазиями.

Древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» гласит, что ровно 1153 года назад такие племена, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь призвали княжить в Новгород варяга Рюрика.

Призвание варягов – событие, с которого традиционно принято отсчитывать начало правления династии Рюриковичей, объединившей Новогородскую и Киевскую Руси.

Варяги у власти

Летописец «Повести» называет причиной приглашения Рюрика междоусобицу, которая охватила жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Родоначальник княжеской династии пришел со своим народом, называемым русь. Историки и по сей день спорят, кем был Рюрик и откуда конкретно родом. Многие связывают его происхождение с Данией и Швецией. Михаил Ломоносов выводил его с варягами из пруссов. Он опирался на топонимы и поздние летописи. Русский ученый также принимал славянское происхождение Рюрика как непреложный факт. Так или иначе, он стал первыми летописно достоверным русским князем.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век) Фото: Commons.wikimedia.org

В 862 году, если верить летописи, три родных брата из варягов – Рюрик, Синеус и Трувор - пришли править тремя городовыми областями. Синеус сел в Белоозере, Трувор – в Изборске, а вот Рюрик, по некоторым данным, поселился в Ладоге, по другим – в Новгороде.

При этом предание о призвании варягов может быть ничем иным, как юридическим обоснованием новой формы правления. Законная власть всегда должна быть одобрена общественностью, а согласно некоторым данным, старейшины на общем сходе приняли решение отказаться от народного правления и поставить над собой единого правителя, который смог бы справедливо вершить суд и защищать славян от набегов.

Вероятно, в действительности всё было несколько иначе. Варягов, предположительно, пригласили с целью защиты от варварских набегов и для прекращения междоусобицы. Приглашенные же военачальники могли понять, как богата земля, куда они пришли служить, и им захотелось больше. Не исключено, что против воли славян они и остались у власти.

Казнь Храброго

Позднее в летописях появляются свидетельства о том, что против варяжских правителей восстали новгородцы. Предводителем восстания стал некий Вадим Храбрый. Рюрик с братьями сумел подавить мятеж, а Храброго казнил. Синеус и Трувор, по всей видимости, погибли в этих сражениях. После этого Рюрик присоединил к Новгородской области их земли.


Двое варягов из дружины Рюрика, Дир и Аскольд, отправились в Константинополь. По пути на юг они попали в Киев, где их наняли для защиты от внешних врагов. Там наемные варяги быстро превратились из защитников в правителей. Они смогли полностью захватить Киевскую городовую область.

Купеческое путешествие в Константинополь Аскольда и Дира состоялось позже, но превратилось в завоевательское. Варяги собрали большое войско и в 866 году на 200 ладьях они двинулись к византийской столице. Её они взять не смогли, поскольку, если верить свидетельствам летописца, греческий патриарх Фотий опустил в воду ризу Божьей Матери, что вызвало бурю. Она потопила часть лодок захватичков, которые были напуганы случившимся. Они приняли решение обратиться в митрополию Константинополя с прошением о святом крещении.

Уже ближе к 870 году на русских землях был Северный союз – с центром в Новгороде, а также Южный – со столицей в Киеве. Первым правил Рюрик, а во второй власть принадлежала Диру и Аскольду.

Первый из династии

Варяга, положившего начало отсчету династии Рюриковичей, не стало в 879 году. Новгородским князем после себя он оставил близкого родственника и друга Олега.

Рюрик в ходе своего правления сумел присоединить к русским территориями финские земли, а также территории, которые занимали разрозненные племена восточных славян.

Большинство славян отныне объединяли общие обычаи, язык и вера. Это способствовало образованию новой политической формации, когда во главе государства находится единовластный правитель. Рюрик не стал им, но был основоположником династии, правившей до конца XVI века. Последним из Рюриковичей на престоле стал царь Федор Иванович.

В сентябре 2015 года на центральной площади Старой Ладоги, на берегу Волхова, был установлен памятник Рюрику и Вещему Олегу. Многие исследователи склоняются к тому, что именно отсюда пошло объединение славянских племен и началась история России.

Рюрик на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Этот монумент стал первой скульптурой, которая увековечила основателя российской государственности. Ранее Рюрик в числе иных государственных деятелей был изображен только на памятнике «Тысячелетие России».

Именно этому человеку было суждено положить начало строительства нового государства, которое более чем за тысячелетнюю историю выросло в крупнейшее государство мира. Познакомимся же кратко с тем, кем же был первый князь молодой Руси?

История восточных славян до Рюрика

Древняя русская летопись «Повесть временных лет», отвечающая на вопрос: «Откуда пошла земля русская», говорит, что до пришествия первого князя варяга Рюрика на территории будущей Руси жило множество разрозненных племен - кривичи, словене и другие. Все эти родо-племенные союзы имели общую культуру, язык и религию. Каждое из них пыталось объединить под своим началом остальные племена, но баланс сил и постоянные войны не выявляли победителя. Именно тогда вожди племен решили, что никому из них власть не достанется и было решено, что править всеми племенами будет приглашенный князь. В то время самыми грозными воинами, которые пользовались уважением среди славянских племен, с которыми имелись тесные торговые и культурные связи, были варяги - жители Скандинавии. Они легко служили как византийским императорам, так и шли в наемные дружины на западе, а также свободно могли принять местное верование, что и заставило славянского вождя Гостомысла и его спутников отправиться в Скандинавию и пригласить на правление племя русов и их конунга - Рюрика.

Рис. 1. Князь Рюрик.

Биография первого русского князя

О биографии Рюрика нам известно очень мало. Дата и место его рождения неизвестны, а годы правления считаются 862-879.

Рюрик явился на Русь не один. Его сопровождали два брата - Синеус и Трувор. Их дружины высадились в северо-восточной Руси и явились по приглашению в Новгород. Часто идут споры, в каком городе правил Рюрик. Есть мнение, что это Ладога - древняя столица северо-восточных славян. Однако, именно в Новгороде, приняв бразды правления, Рюрик и вошел в историю как первый русский князь.

Рис. 2. Призвание варягов.

Братьев своих он направил княжить в другие стратегически важные города. Сиенус принял власть в Белоозере, а в Изборске стал княжить Трувор.

Внутренняя политика князя была направлена на укрепление внешних границ государства, а также их расширению. За период своего княжения в состав Руси вошли Смоленск, Муром и Ростов. Рюриком осуществлялись попытки двинуться на юг, но дальше грабежей местных народов дела не дошло. Дружина Рюрика продвигалась до киевских земель. Со знаменитыми правителями Киева Аскольдом и Диром Рюрик подписывает мирный договор. И хотя Аскольд все равно пытался разграбить земли Рюрика, его дружина была разбита.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рюриком началось подчинение финно-угорских племен. Он отвечал за сохранение и протекцию Балтийско-Волжского речного пути, проложив путь «Из варяг в хазары», наладив торговые отношения между Скандинавией и арабами, которые проходили через его земли.

Умер он в 879 году в городе Ладога, оставив после себя на земле маленького сына, будущего князя Игоря.

Рис. 3. Князь Игорь.

Игорь был еще ребенком, когда умер Рюрик. До его взросления страной правил один из соратников Рюрика - Олег. Он присоединил к молодой стране Киев, перенес туда столицу и был известен походами на Византию. Игорь Рюрикович начал свое правление уже в роли Киевского князя.

Рюрик положил начало Российской монархии. О его ближайших потомках узнаем из схемы родословной.

Таблица “Ближайшие потомки Рюрика”

Князь

Кем приходится Рюрику

Годы правления

Игорь Рюрикович

Невестка

Святослав Воитель

Ярополк Святославич