Клод лоррен самые известные картины. Клод Лоррен — певец природы

были близкими друзьями, перерисовали всё, что только было можно, необычайно плодовиты, у обоих очень много картин.

Лоррена во Франции так любили, что звали просто Клод. И все знали, что это – Лоррен. Клода Моне “Клодом” не называли, просто Клодом был Лоррен. Для рассказа о пейзажах художника очень важно иметь ввиду следующее.

Правила французской академии художеств

В 1648 году была открыта Академия во Франции. Первые, отучившиеся там художники стали академиками и именно они спорили и определяли, какие же художественные жанры могут существовать на французской земле. Натюрморту места не осталось совсем, остальные же жанры они расставили в следующем порядке: 1. Историческая картина (идеал – мифология, история, литература).
2. Парадный портрет.
3. Пейзаж. Презираемый жанр, но его признавали, когда в нём была сюжетная завязка.

Клод Лоррен. Пейзажи

Лоррен был одним из тех, кто писал пейзажи. Для того, чтобы поднять свой жанр на более высокий уровень, Лоррен вписывал в него мифологический или исторический сюжет. Тогда пейзаж считался историческим, а художник назывался историческим пейзажистом.

«Похищение Европы» – один из лорреновскх пейзажей, находящихся в экспозиции ГМИИ. Во всех своих пейзажах он изображает землю, воду – заливы или бухты, небеса, рассветы или закаты и варьирует их по-разному, фантазируя до бесконечности.

Все его пейзажи – сочинённые. И все строятся по следующим принципам:

– В пейзажах Лоррена всегда царит прекрасное лето.

– Действо разворачивается, как бы на сцене, у которой есть кулисы.И если кулисы вплотную примыкают с одной стороны, то с другой – отодвинуты вглубь.

– Три плана всегда построены по принципу геометрии и оптики.

– Трём разным планам соответствует три цвета – первый план – коричневато-зелёный, второй – доминирующий зелёный, третий – голубой.

Эти традиции Лоррена станут непререкаемыми в глазах французских академиков и будут, по сути, неизменны до тех пор, пока во Франции не появятся художники – барбизонцы, старавшиеся по новому посмотреть на жанр пейзажа. Они будут отвергнуты только импрессионистами. Последние станут трактовать жанр пейзажа совершенно по-новому.

Клод Лоррен. “Похищение Европы”


Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. Кстати, совершенно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». На самом деле это был один бесконечный миф, разобраться в котором так никому до сих пор и не удалось. Из этого мифа были выделены некоторые эпизоды, которые многократно интерпретировались в искусстве и литературе. Сюжет о похищении Европы достаточно известен. Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже, и унёс её на противоположный берег моря.

“Тот берег” и был назван в честь принцессы – Европой. Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа.

В этом пейзаже Лоррен создаёт своеобразную живописную кулису, помещая на первый план деревья, следуя принципам, о которых было сказано выше. Интересно, что Лоррена признают одним из предвестников импрессионизма, он также любил наполнять свои пейзажи светом и воздухом. Даже больше – главная фигура в композициях художника – свет, который всё на себя нанизывает. Лоррен однажды заметил, что косые лучи света, как на этом пейзаже, позволяют всё на себя нанизать, дать спаянную деталь построения. Лучи у него скользят, падают тени от персонажей, и, глядя на игру света, восстанавливается композиционный строй пейзажа. И если у Пуссена пейзаж немыслим без сюжета и сюжет взаимосвязан с окружением, то у Лоррена похищение девушки Зевсом никак не отражается на том, как трактован пейзаж. В нём нет никакого драматизма и художнику не важно, кого изображать, Зевса или Аполлона, Европу или Венеру. Для него включение мифа в пейзаж был поводом для написания пейзажа, трактовки пейзажа исторической картиной.

“Похищение Европы” происходит из собрания Б.Н.Юсупова. Это работа высочайшего качества. Лоррен часто не сам вписывал фигурки в пейзаж, а поручал это ученикам. В этом же полотне всё до мельчайших деталей выполнено самим Клодом.

Продолжение “ГМИИ. ФРАНЦИЯ XVII век. Портрет Аделаиды Савойской.”

Творческая карьера Клода Лоррена охватывает почти целое столетие. Его ранние работы датируются концом 1620-х годов, и за свою жизнь его стиль подвергся значительным изменениям. В начале творческого пути Лоррен писал небольшие работы с пасторальными фигурами на холсте или меди, затем порты с заходящим солнцем. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой. Часто это иллюстрации «Энеиды» Вергилия.

Сведений о детстве художника крайне мало. Родился он в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище - Лотарингец (по-французски - Лоррен). Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. В возрасте 13 лет в 1613 году Клод приезжает в Италию, где пройдёт 10 лет его жизни. Сначала он становится слугой художника Кавалера Арпино, затем Агостино Тасси. Вместе с Тасси и немецким пейзажистом Готфридом Вальсом в 1618-20 работает в Неаполе, затем - в Риме. Ни одна работа живописца, созданная в этот период жизни не сохранилась.

В 1625 Лоррен через Венецию и Баварию возвращается в Лотарингию, где работает помощником Клода Дерюэ, выполняя фрески в Нанси. Но уже через год, в 1627 возвращается в Рим. С тех пор Италия становится его новой родиной.

К 1629 относится первая сохранившаяся до наших дней картина «Пейзаж со стадом и крестьянином». С 1630 года он начинает вести каталог своих картин, где пишет каждую картину с записью даже имени покупателя. Таким образом он задукоментировал почти 200 своих работ на протяжении 50 лет.

В 1629-35 Клод Лоррен пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути, а в конце 1630-х гг. живописец становится одним из ведущих пейзажных мастеров Рима. В 1633 принят Клод был принят в Академию св. Луки, в 1643 - в «Конгрегационе деи виртуози», а также входит в «Клуб перелетных птиц», содружество иностранных художников в Риме, где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник».

Его ближайшими друзьями стали Никола Пуссен и Питер ван Лар, с которыми он обычно отправлялся на этюды за стены города. В доме Лоррена подолгу жили многие художники, прибывавшие в Рим, среди них его первый биограф Иоахим фон Зандрарт и голландский пейзажист Германн ван Сваневельт.

Вдохновителями Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы - нидерландец Пауль Брилль, немец Адам Эльсхеймер. Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. Лоррен лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката, и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая высшей правдивости, не известной до него.

Его мастерство достигло таких высот, что ещё на протяжении двух столетий его картины являлись образцом для подражания художников.

Известны многие именитые покупатели картин Лоррена. Одним из них был французский посол в Ватикане, купивший у Лоррена в 1637 году две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолеем».

В 1639 году испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ, которые ныне находятся в музее Прадо. Среди них два пейзажа с отшельниками.

Из других заказчиков необходимо упомянуть Папу Урбана VIII, купившего 4 работы, кардинала Бентивоглио, принца Колонну.

Последняя работа Лоррена «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» закончена в год смерти художника, и считается настоящим шедевром.

Лоррен не был женат, но имел дочь Агнесс, родившуюся в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество, в том числе клавесин, пресс для печатания гравюр и каталог своих картин «Liber veritatis».

Умер Клод Лоррен в 1682 году в Риме.

Клод Лоррен (настоящая фамилия - Желле или Желе; 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия - 23 ноября 1682, Рим) - французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.

Биография Клода Лоррена

Клод Лоррен родился в 1600 году в герцогстве Лотарингия в семье крестьян. Будущий мастер классических пейзажей впервые приобщился к рисованию благодаря старшему брату, который был довольно искусным гравером по дереву.

Маленькому Клоду едва исполнилось тринадцать лет, когда он в сопровождении одного из дальних родственников отправился в Италию, где и провел практически всю оставшуюся жизнь.

Творчество Лоррена

Путь в большую живопись мальчик начал с того, что стал слугой в доме римского художника-пейзажиста Агостино Тасси. Здесь он получил много необходимых познаний в технике.

С 1617 по 1621 год Клод жил в Неаполе, будучи учеником Готфрида Вельса, и нет сомнений, что этот период наложил неизгладимый отпечаток на будущее творчество художника.

Именно здесь молодой Лоррен увлекся изображением морских и прибрежных пейзажей, и этот жанр в будущем занял значительное место в его творческом наследии.

Вернувшись в Рим, Клод опять появился в доме Агостино Тасси, теперь уже в качестве одного из лучших учеников.

В двадцать пять лет Клод ненадолго вернулся на родину, где помогал расписывать соборы Клоду Дерюэ – придворному художнику лотарингского герцога.

С 1627 года и до конца своих дней художник прожил в Риме.

Некоторое время он выполнял пейзажные фрески под заказ, декорируя соборы и особняки. Но постепенно он все больше сосредотачивался на станковой живописи, причем нередко проводил день за днем на пленере, изображая свои любимые пейзажи и архитектурные виды.

Изображения людей давались ему если не с трудом, то уж точно без вдохновения. Редкие фигурки персонажей на его полотнах играют чисто вспомогательную роль, и в большинстве случаев рисовал их не он сам, а его помощники, друзья или ученики.

В этот период Лоррен освоил технику офорта и достиг вполне приличных высот, но к началу сороковых годов он постепенно теряет интерес к этой технике и полностью сосредотачивается на пейзажной живописи.

С 30-х годов у него стали появляться очень видные заказчики: сначала французский посол при папском дворе, затем – испанский король Филипп IV, а чуть позже – сам папа Урбан VIII.

Клод стал модным и популярным, спрос на его произведения постоянно рос.

К художнику пришел достаток, он снял трехэтажный особняк в центре Рима, по соседству с еще одним выдающимся художником – Никола Пуссеном.

За всю свою жизнь Клод Лоррен не был женат ни разу, но в 1653 году родилась его дочь Агнесс, и именно ей после смерти художника в 1682 году досталось все его имущество.

Работы художника

  • «Морская гавань» (ок. 1636), Лувр
  • «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина
  • «Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея
  • «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден
  • «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж
  • «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж
  • «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж
  • «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж
  • «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея
  • «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола
  • «Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства
  • «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи - одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; её описание содержится, в частности, в романе «Бесы».

Известнейшие художники, работавшие в жанре пейзажа - Леонардо Да Винчи, Рембрандт Харменс ван Рейн, Рафаэль Санти, Винсент Виллем Ван Гог и другие. Одним из ярких представителей классических пейзажистов является французский художник Клод Лоррен.

Жанр пейзажа

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, который отражает красоту природы и окружающего мира в первозданном виде или же измененного, преображенного человеком. Особую роль в полотнах играют перспектива, композиция, способ изображения света и даже воздуха - все эти аспекты в совокупности создают общее настроение картины и позволяют прочувствовать эмоции, которые хотел передать живописец зрителю.

Биография. Ранние годы

Клод Лоррен (настоящая фамилия - Желле) родился приблизительно в точная дата рождения неизвестна. Место его рождения - герцогство Лотарингия на северо-востоке Франции, которое в настоящее время считается частью региона Гранд-Эст.

В 1600-е годы во Франции ведущим направлением в искусстве был классицизм. Основная черта классицизма - возвращение к образам античности: уравновешенная, часто четкое построение и ясные формы объектов.

В раннем возрасте Клод Лоррен лишился обоих родителей и, получив от своего брата базовые навыки в рисовании, в 13 лет вместе с родственниками переехал в Италию.

Образование и дальнейшая жизнь

В Италии Лоррен устроился на работу слугой в дом художника Агостино Тасси. Служба у Тасси принесла Клоду Лоррену немало пользы: у него будущий художник обучился многим техническим приемам изобразительного искусства. Далее Лоррен перенимал опыт Готфрида Вельса.

Почти всю жизнь художник прожил в Италии, лишь несколько лет (1625-1627) Клод Лоррен провел в Нанси (город на где оформлял своды церквей и на заказ писал фоны для картин других художник.

До 42 лет Лоррен писал фрески и занимался гравюрами. Во второй половине жизни художник сосредоточился на станковых пейзажах, перестав принимать заказы на гравюры и фрески.

Пейзажи Клода Лоррена покупали многие известные личности того времени - короли, принцы, послы и даже папа Римский.

Живописец умер в 82 года в Риме.

Картина «Утро»

Полотно Клода Лоррена «Утро» было написано в и на данный момент является экспонатом московского Эрмитажа. В нем художник реализует свое видение на один из библейских сюжетов - встречу Иакова и Рахили.

На картине изображены Иаков, пасущий стадо овец, и дочери Лавана. Так как это пейзаж, большую часть площади занимает окружающая действительность - высокие деревья в центре картины, храм в античном стиле и небо почти на две трети полотна. Трем человеческим фигурам отведена лишь небольшая часть снизу. Их писал не сам Лоррен, а его коллега - Филипп Лаури.

Картина выдержана в спокойных легких тонах - типичный классический пейзаж. Особую роль играет свет. О том, что действие происходит утром, можно догадаться, даже не зная названия. Самого солнца не видно, оно скрыто за деревьями, но сквозь облака пробиваются его лучи.

Утро выбрано неслучайно. Оно символизирует чувства, зарождающиеся между Иаковом и Рахилью. Все это делает «Утро» самым тонким и лирическим произведением Клода Лоррена.

«Похищение Европы»

Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе (дочери царя Агенора), которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка.

Этот миф был очень популярен в эпоху Возрождения. Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения - динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка.

Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.

При построении композиции художник использует линии, чтобы задержать взор зрителя и направить его в нужные части картины: к горам, берегу залива и кораблям. Основные цвета - темно-зеленый и светло-голубой, плавно переходящие друг в друга. Передний и задний план неразделимы, объединены в единое безграничное пространство, наполненное воздухом и светом.

Полотно проникнуто глубокой лирикой и вызывает у зрителя печальную задумчивость о прекрасных и высоких вещах.

«Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной»

Дата создания картины «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» - 1637 год.

Мария Магдалина - одна из последовательниц Иисуса в Новом Завете, первая увидевшая воскресшего Христа и его вознесение на небо. В православии Марию Магдалину называют мироносицей, а в католицизме - кающейся блудницей, ведь до знакомства с Иисусом Христом она вела блудный образ жизни, но благодаря ему раскаялась и последовала его учению.

Полотно Клода Лоррена как раз иллюстрирует этот момент. На нем изображена сама Мария, опустившаяся на колени перед распятием и обращающаяся к Богу со своей исповедью.

В картине используются типичные приемы классического пейзажа - характерные для Клода Лоррена мягкие нежные краски, деревья в роли кулис, придающие полотну симметричность, плавный переход переднего плана в задний.

Фигура Марии Магдалины расположена не по центру, она немного смещена. Ее силуэт подсвечивается тусклым сиянием, выделяющим героиню на темном фоне деревьев и создающим своеобразный эффект театрального спектакля. Природа показана гармоничной и совершенной. Картина выглядит выразительной и одухотворенной. В настоящее время она хранится в музее Прадо, находящемся в Испании, в Мадриде.

Клод Лоррен (1600, Шампань - 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. С 1619 по 1624 продолжает обучение в Неаполе у мастера городского пейзажа Готтфрида Вальса, затем на два года уезжает во Францию. В 1634 его принимают в члены римской Академии, и вскоре он становится ведущим художником-пейзажистом. В своих произведениях ориентируется на идиллические пейзажи Аннибале Карраччи и живущих в Риме голландских художников. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Однако в противовес его манере изображения героических пейзажей Лоррен разрабатывает собственный лирико-реалистический стиль. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко.

Известные картины

Прибытие Клеопатры в Тарсос, около 1642. Холст, масло, 117*148 см Лувр, Париж.
В 40-х годах Лоррен в своих работах все больше места отводит историческим, мифологическим и библейским сюжетам, которые часто служат лишь поводом для создания композиции. В этом произведении, с панорамой порта, открывается вид на далекий горизонт. Нереальными кажутся построенные по образцам античных архитекторов здания, так же как и работающие или занятые разговором люди.

Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Холст, масло, 55*45 см, Галерея Дориа Памфили, Рим.
Картина изображает мифическую легенду о похищении богами стада Адмета. Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо. Восторженное настроение Аполлона выразительно передается посредством пронизанного светом пейзажа. Лишь в немногих произведениях других творцов художественная теория барокко - живопись как безмолвная поэзия - нашла такое яркое и полное отражение, как в этом лирическом полотне Лоррена.

Клод Лоррен. Известные пейзажи. обновлено: Январь 27, 2018 автором: Глеб