Керченские музеи: экскурсии, стоимость, график работы. Керченский историко-культурный заповедник

Керченский историко-археологический музей (Керчь, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Керченский историко-археологический музей ведёт свою историю с 1826 г. Керченский археолог французского происхождения Поль Дюбрюкс в 1816-м начал в окрестностях Керчи официальные раскопки, одним из результатов которых стала богатая личная коллекция монет, изделий из керамики, фрагментов статуй. Затем Поль занимался изучением памятников античности, которые были найдены во время раскопок на Керченском и Таманском полуостровах, а также на кургане Куль-Оба. Спустя 10 лет у собрания древностей появился собственный дом, оно переехало в новое здание, построенное на горе Митридат по подобию афинского храма Тезея.

Однако просуществовал новый музей совсем недолго: в годы Крымской войны здание было разрушено, а остатки коллекций перевезены в соседние города. После войны музей восстановили, и началась новая глава в его непростой истории. К счастью, за опустошительной войной последовали довольно плодотворные годы, в течение которых фонды Археологического музея постоянно пополнялись. В 1922 г. под музей выделяется роскошный особняк, выполненный в эклектичном стиле. Кажется, что перед керченским музеем открываются большие перспективы, однако все планы рушит Великая Отечественная война.

Путешествие по Историко-археологическому музею - одному из самых старых музеев полуострова - познакомит вас с античной и средневековой историей Керчи, начиная со времен самых первых поселений.

Попытки спасти музейные фонды, в том числе самые ценные его экспонаты, ни к чему не привели: все архивы погибли во время эвакуации. После войны музей начали восстанавливать по крупицам: отремонтировали здание, организовали сбор новых экспонатов, открыли несколько новых отделов и филиалов, разработали программы экскурсий. Комплектование музейных фондов происходит и по сей день, поступления происходят за счёт археологических исследований и экспедиций на Керченском полуострове.

Музей сегодня

В настоящее время в Историко-археологическом музее работают две постоянные экспозиции: «История Боспорского царства» и «От Корчева до русской Керчи». Кроме этого, музей регулярно принимает разнообразные временные выставки. В фондах музея собрано порядка 130 тыс. экспонатов, которые рассказывают о жителях древней Керчи, их быте, ремеслах, культуре и дают возможность вообразить, что из себя представляло поселение тысячелетия назад. В выставочных залах собраны изделия из керамики, амфоры, изделия местных промыслов, лапидарные письма, скульптуры, архитектурные фрагменты.

Среди множества исследованных боспорских уступчатых склепов Мелек-Чесменский вошел в историю как самый совершенный в техническом и художественном отношении среди боспорских уступчатых склепов. Свое название курган получил от татарского названия протекающей рядом речки Мелек-Чесме.

Вот как описывает раскопки кургана его исследователь, директор Керченского музея А.Е. Люценко: "Из всех прилегающих к самому городу, могильных насыпей, это самая громадная. Обезображивающие ее повсюду, особенно с боков, ямы показывают, что ее уже неоднократно принимались раскапывать для обыска.

«Нимфей - храм нимф, местность города при Понте...» (Sch. Aesch. III, 171). В 17 км к югу от г. Керчь, около современного пос. Эльтиген (Героевское), до сих пор видны руины древнего Нимфея. Городище занимает плато на берегу Керченского пролива (в древности Боспора Киммерийского), к западу от которого расположены курганы и грунтовой некрополь.

Среди городов Боспора Нимфей занимал одно из ведущих мест. Его местоположение, как и большинства других древнегреческих городов на Черном море, определено благодаря описаниям побережья, составлявшимся для мореплавателей и путешественников, а также трудам древних географов и историков.

В 11 км от Пантикапея, на берегу древнего морского залива, располагается древнегреческое городище с варварским названием Тиритака (или Тиристака). Но существует и другое, греческое - Дия, именно под этим именем зашифрованы находки 1930-х годов.

Городище находится на высоком плато и имеет форму неправильного четырехугольника, обращенного острым углом к югу.

Первые раскопки были проведены в 1859 году директором Керченского музея А.Е. Люценко. Регулярные раскопки велись с 1932 года с начала под руководством Ю.Ю. Марти, затем В.Ф. Гайдукевича. Раскопками городища в разное время руководили В.М. Славин, Д.С. Кирилин, Б.Г. Петерс, О.Д. Чевелев, В.Н. Зинько.

Городище Мирмекий, как и большинство греческих колоний, расположено у моря, на берегу древнего Боспора Киммерийского, современного Керченского пролива. В хорошую погоду отлично виден Таманский полуостров, который древние греки считали уже другим материком - Азией.

Поселение было основано в 6 в. до н.э. и к концу столетия превратилось в небольшой тесно застроенный городок. Любопытно, что около середины 6 в. до н.э. подходы к скале, служившей колонистам акрополем, были прикрыты самой ранней на Боспоре оборонительной стеной. В это время все население колонии ютилось в небольших полуземлянках с кровлей из высушенных водорослей.

Примерно в 5-6 км от центра города на территории микрорайона (ранее - поселка) Аджимушкай расположены подземные горные выработки - каменоломни - с одноименным названием, ставшие, пожалуй, наиболее известным военно-историческим памятником Керчи, благодаря героической обороне 1942 г.

В результате крайне неудачных действий командования Крымским фронтом в мае 1942 г. было принято решение об оставлении нашими войсками Керчи. Части и сводные отряды, прикрывавшие отступление основных сил на Таманский полуостров и не получившие приказа на отход, 16 мая 1942 г. были полностью окружены в районе пос. Аджимушкай - так началась беспримерная оборона Аджимушкайских каменоломен.

История Керченского Музея древностей началась с личной коллекции Поля Дюбрюкса (1774—1835) — родоначальника керченской археологии, основанной в 1810 году. 2 (14 по новому стилю) июня 1826 года музей был учрежден официально и располагался в доме П. Дюбрюкса до 1833 года. Первым директором музея стал И. П. Бларамберг.

С момента создания Керченского музея древностей основным направлением его деятельности являлось изучение и сохранение античных памятников, найденных на Керченском и Таманском полуостровах, то есть на территории древнего Боспорского царства. Значительному развитию археологических работ в Керчи способствовали раскопки богатого кургана Куль-Оба осенью 1830 г.

После присоединения Крыма к России в 1783 году первые путешественники были поражены обилием курганов на Керченском полуострове. Еще в начале XIX веке их насчитывалось более двух тысяч.

Под многими были найдены монументальные склепы, не имеющие аналогов в других областях Северного Причерноморья. Большинство из них были раскопаны в XIX веке. Сегодня большая их часть, благодаря активной деятельности человека, исчезла, доступны для осмотра лишь Мелек-Чесменский и Царский курганы.

Музей истории Эльтигенского десанта, 1943-1944 гг.; был открыт в мае 1985 г. Керченско - Эльтигенская десантная операция, положившая начало освобождению Керчи, являлась одной из крупных морских десантов в годы Великой Отечественной войны.

Десанту удалось захватить небольшой плацдарм 3 км по фронту и 1,5 в глубину получивший название «Огненная земля» и выдержать 36 суток боев в условиях полной блокады. Всего 6 кв. километров плацдарма, 40 дней боев, 61 защитник, удостоенный высокого звания Героя Советского Союза.

Древние греки, основавшие в VI в. до н.э. на северном побережье Черного моря свои полисы (города-государства), ввели здесь свои обычаи и традиции. История и культура Боспора Киммерийского неразрывно связана с общегреческой эллинской культурой.

Но в то же время древние греки испытывали живой интерес к чужеземным культурам и легко вступали в контакт с местными народами, населявшими северное побережье Понта Эвксинского. Греческие переселенцы усвоили многие религиозные установления и обряды коренного населения. В результате на Боспоре сложился своеобразный синкретичный (смешанный) тип культуры, основанный на мифологических и религиозных представлениях.

Античная цивилизация оставила на берегах Причерноморья немало уникальных памятников, среди которых особое место занимают погребальные склепы, украшенные фресковой живописью.

В Причерноморье древнегреческие расписные погребальные склепы очень редки. Исключение составляет столица Боспора (современная Керчь), где их было найдено около двух десятков. Это уникальное явление для эллинистической культуры. Роспись этих склепов ярко демонстрирует главную особенность боспорской школы монументальной живописи переплетение греческих и местных традиций.

Илурат, боспорский город-крепость I-III вв. н.э., расположен среди степных холмов в глубине Керченского полуострова. Название это дошло до нас в сочинении античного географа II в. н.э. Клавдия Птолемея.

Эта локализация стала общепризнанной, хотя ни одной надписи, подтверждающей ее, так и не найдено. В те времена, когда на месте современной Керчи находилась столица Боспорского царства - Пантикапей, крепость защищала западные подступы к нему от нападений кочевников, занимавших степи и предгорья Крыма.

Киммерийский Боспор - одно из значительных античных государств с тысячелетней историей, занимало густонаселенные, курортные области на Юге России и Украины. Западные границы Боспора лежали в районе современного города Феодосии, а порой включали и весь Крымский полуостров.

Восточные его пределы простирались до Кавказских гор, достигая округи современных городов Анапы и Новороссийска. Крайний северный форпост этого царства располагался в устье Дона и носил древнее название этой реки - Танаис.

Картинная галерея расположена в центре города - у подножия Большой Митридатской лестницы. Здание, выстроенное в первой половине XIX в., является памятником архитектуры классического стиля.

После реставрации здания - 7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы над фашистской Германией, в его залах была торжественно открыта художественная выставка под названием «Аджимушкай.1942 год», посвященная героической обороне Керчи в период II Мировой войны. Цикл работ написан Николаем Яковлевичем Бутом (1928-1989), Заслуженным художником РСФСР, художником военной студии им. М.Б. Грекова (Москва). Основу экспозиции составляют 29 картин и ряд эскизов к ним.

Раскопки курганов Керченского и Таманского полуострова, проводившиеся Керченским музеем древностей в XIX веке, обогатили коллекции всемирно известных музеев замечательными ювелирными украшениями. В Керченский же музей попадали дублетные вещи, значительная часть которых была утрачена в годы гражданской и Великой Отечественной войны.

Представленные в экспозиции Золотой кладовой музейные предметы составляют кол-лекцию, начало которой было положено в 1970-е годы. В нее вошли находки из охранных раскопок музея, а затем заповедника, а также археологических экспедиций, работающих на территории Керченского полуострова.

Технологическая модель уникального памятника античной погребальной архитектуры была создана в связи с тем, что оригинальный склеп I века н.э., найденный в феврале 1895г. при производстве земляных работ в одном из частных владений в г.Керчи, за 120 лет сильно пострадал от изменения уровня подземных вод и человеческого фактора, поэтому навсегда закрыт для посещения. Свое название склеп получил по основной сюжетной теме росписи - изображению мифа о богине Деметре.

В городе Керчь есть целый ряд музеев , предлагающих разнообразные и очень интересные коллекции.

Керченский историко-археологический музей находится по адресу ул. Свердлова, 22. Это один из старейших музеев в стране, создан в 1826 г. как Музей древностей. Его первыми экспонатами стали археологические находки, полученные при раскопках городов Боспорского царства и средневекового Корчева.
А первые археологические раскопки были предприняты в 1816-1817 гг. Полем Дюбрюксом, французом, состоявшим на российской службе. Его находки явились первоосновой музея.
На горе Митридат для музея по проекту одесского архитектора Дж. Торичелли было построено специальное здание, своим обликом напоминавшее афинский храм Тезея. Но в Крымскую войну при бомбардировке города английскими кораблями здание музея было разрушено, часть ценных экспонатов англичане вывезли в Лондон, в Британский музей.
В дальнейшем из керченского музея вывозили довольно много ценных раритетов в другие музеи - в Киев, Москву, Петербург. Например, экспонаты Скифской кладовой в Эрмитаже процентов на восемьдесят состоят из боспорских сокровищ.
В Керченском же музее остались лишь «неудобоперевозимые вещи». Еще одно разорение он пережил в годы Второй мировой войны. После неё историко-археологический музей был восстановлен, расширен его профиль. Ныне музей располагает замечательными коллекциями, которые постоянно пополняются благодаря археологическим раскопкам.
Культура Боспора представлена в музее скульптурой, образцами местной живописи, архитектурными деталями. Среди находок последних лет - терракоты, небольшая мраморная фигурка богини судьбы Тихе, покровительницы Пантикапея (IV-III в. до н.э.), миниатюра сатира из обожженной глины (IV в. до н.э.), глиняный билет в античный театр.
Музей является обладателем богатейшего собрания лапидарных памятников. Своеобразная каменная летопись насчитывает около 2 тысяч надгробных стел, скульптур, памятников эпиграфики разных времён.
При Керченском историко-археологическом музее недавно открылась Золотая кладовая . Это специально оборудованная комната, где для обозрения выставлены предметы из различных кладов, найденных на Керченском полуострове за последние годы. Многое из этой коллекции впервые показано широкой публике.
Например, в 2003 г. при раскопках городища Мирмекий был найден клад состоящий из 99 кизикинов - монет, которые выпускались в городе Кизике (Малая Азия) в V-IV вв. до н.э. и чеканились из электра (сплав золота и серебра). Этот клад представлен в Золотой кладовой.
Кроме упомянутого клада, здесь немало интересного - золотые и серебряные древнегреческие, боспорские, римские, византийские монеты, деньги времен Митридата Евпатора и Менгли-Гирея. Представлены различные ювелирные украшения (серьги, браслеты, перстни, геммы, пряжки), а также украшения из золотой фольги. Часть этих украшений сделаны греческими мастерами, а часть - скифскими.