Картины джузеппе арчимбольдо. Джузеппе арчимбольдо, или натурфилософия в красках Джузеппе арчимбольдо картины

Арчимбольдо, Джузеппе

Джузеппе Арчимбольдо

Автопортрет. 1575. Национальная галерея в Праге
Дата рождения:
Дата смерти:
Работы на Викискладе

Джузе́ппе Арчимбо́льдо (итал. Giuseppe Arcimboldo ), ( , Милан - 11 июля , Милан) - итальянский живописец , декоратор , представитель маньеризма . В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма .

Биография

В 1587 году после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Милан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 году написаны наиболее известные из его картин - «Флора» (1591) и «Вертумн» ( -1591), которые он послал в Прагу.

Творчество

«Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Это - поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже - анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Лица стилизованы; эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств , Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид); стихий - «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Рисунок в Лувре - «Повар» - составлен из кухонных элементов.

Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.

Галерея

Примечания

Литература

  • Арчимбольдо: [Альбом] = Arcimboldo / Авт. текста Ролан Барт ; вступ. ст. Акилле Бонито Олива; пер. с фр. Веры Мильчиной, с итал. Наталии Ставровской. - М.-Рим: Мир Знаний, Франко Мария Риччи, 1997. - 181 с. - (Следы человека). - ISBN 88-216-7021-X
  • Громов Н.Н. Карнавалы Джузеппе Арчимбольдо // Итальянский сборник. СПб., № 5. С. 79-95.
  • Thomas DaCosta Kaufmann. Arcimboldo: Visual Jokes, Natural History, and Still-Life Painting (University of Chicago Press; 2010) 313 pages

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1527 году
  • Родившиеся в Милане
  • Умершие 11 июля
  • Умершие в 1593 году
  • Умершие в Милане
  • Художники по алфавиту
  • Художники Италии
  • Художники XVI века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Арчимбольдо, Джузеппе" в других словарях:

    АРЧИМБОЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе (1527, Милан 11 июля 1593, там же), итальянский художник. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством.… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Арчимбольдо, Джузеппе Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан 11 июля 1593, Милан) итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма. В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма. Арчимбольдо, Джузеппе … Википедия

    - (итал. Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан 11 июля 1593, Милан) живописец, декоратор, представитель маньеризма. В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма. Арчимбольдо, Джузеппе … Википедия

    Арчимбольдо - Джузеппе (Archimboldo, Giuseppe) 1527, Милан 1593, Милан. Итальянский живописец, сын художника Бьяджо Арчимбольдо, последователя Леонардо да Винчи. Первые документальные свидетельства о его деятельности относятся ко времени строительства собора в … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Арчимбольди (arcimboldo) Джузеппе (ок. 1527, Милан – 1593, там же), итальянский живописец и график, мастер гротеска; представитель маньеризма. Родился в знатной семье, многие представители которой были архиепископами Милана. Обучался в мастерской … Художественная энциклопедия

    Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

«ВЕРТУМН»

Ирина Опимах

Старинный замок Скоклостер — одна из самых известных достопримечательностей Швеции. Он был построен во второй половине XVII века и принадлежал графу Карлу-Густаву Врангелю — фельдмаршалу и богатейшему человеку тогдашней Швеции. Сегодня замок Скоклостер — музей. Тут можно увидеть настоящие произведения искусства — скульптуры, настенные росписи, картины, а также старинные книги и оружие. Но самое известное сокровище Скоклостера — «Виртумн», знаменитая картина Джузеппе Арчимбольдо, портрет императора Рудольфа II, составленный из изображений фруктов и овощей.

Императора и художника долгие годы связывали теплые, дружеские отношения. Портрет этот стал последней и, наверное, самой значительной картиной удивительного, ни на кого не похожего мастера Джузеппе Арчимбольдо.

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590

Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семействе миланского художника Бьяджо Арчимбольдо и его супруги Кьяры Паризи. В Милане всегда помнили о том, что несколько лет великий Леонардо да Винчи работал при дворе миланского герцога. Сеньор Бьяджо дружил с семейством Луини, преданными поклонниками Леонардо, хранившими его рукописи и рисунки, — Аурелио Луини берег как святую реликвию наброски из записных книжек Леонардо, счастливым образом попавшие в руки его отца Бернардино.

Несомненно, юному Джузеппе показывали листы Леонардо, и он с восторгом разглядывал фантастические образы, созданные воображением гения Возрождения, — удивительные чудовища, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица. Эти рисунки навсегда остались в памяти Джузеппе.

"Флора", 1588

Заметив у сына явные способности к рисованию, старший Арчимбольдо стал привлекать его к своей работе. В 22 года Джузеппе, уже на равных с отцом, работал в Миланском соборе, а в 1551 году самостоятельно выполнил очень важную работу — расписал пять гербов, которые были торжественно преподнесены миланским герцогом королю Богемии Фердинанду I. Фердинанду очень понравились гербы.

Тогда он впервые узнал о способном молодом художнике и запомнил его имя, а спустя 11 лет, уже будучи императором Священной Римской империи, пригласил художника в Вену на должность придворного портретиста и копииста, предоставив, как сообщают хроники, «почетнейшее жалование». Последующие 25 лет жизни Арчимбольдо были связаны с Габсбургами — императорами Фердинандом I, его сыном Максимилианом II, высоко ценившим художника, и внуком Рудольфом II, просто обожавшим Арчимбольдо. Все это время он прожил в Вене и Праге в качестве придворного живописца.

"Вода" 1566

Перебравшись в Вену, Арчимбольдо и начал рисовать свои головы, составленные из различных цветов, плодов и животных (портреты членов высочайшего семейства и первая серия «Времена года»). Эти причудливые картины очень нравились Габсбургам, они с удовольствием дарили их своим друзьям, правителям европейских государств. У Арчимбольдо были прекрасные отношения со всеми тремя императорами, но особенная дружба его связывала с Рудольфом. Перенеся столицу в Прагу, он захватил с собой и своего любимого художника. Рудольф II был удивительным человеком. Современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем

шекспировской «Бури».

"Зима", 1563

Известный историк Н. Гордеев пишет в своей книге «Пражская научная школа конца XVI — начала XVII века»: «Рудольф стремился к универсальному знанию, а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Широта взглядов императора, его исключительная толерантность позволили ему создать щадящую атмосферу для окружавших его деятелей науки и искусства, что ставит его в один ряд с такими покровителями наук и искусств, как Птолемеи». Прага при Рудольфе стала культурным центром всей Европы. Здесь работали лучшие умы того времени: выдающиеся астрономы — Тихо Браге и Иоганн Кеплер, крупнейшие алхимики — Михаэль Сендивой и Михаил Майер, Эдвард Келли, знаменитые философы, медики и мистики.

Уже после смерти Рудольфа Иоганн Кеплер в своей работе «Рудольфовы таблицы» высоко отзывался об императоре, подчеркивая его роль в деле просвещения и развития наук. Особо почитались при дворе алхимики, из всего пытавшиеся найти философский камень и способ превращения свинца в золото. Однако сам Рудольф II совсем не стремился с их помощью обречь неслыханные богатства, гораздо больше ему хотелось общения с внеземным,

«астральным» миром. Недаром пражане, попивая пиво, любили послушать легенды о том, как их император общается с духами. И недаром: именно во времена правления Рудольфа возникла знаменитая легенда о раввине Иегуде Ливен бен Бецалеле, создавшем искусственного человека Голема, разгуливавшего по ночной Праге...


"Сидящий образ лета", 1573

Мистические пристрастия Рудольфа не мешали ему увлекаться искусством. В знаменитой «Книге художников» Карел Ван Мандер пишет о великолепном вкусе императора, понимании искусства и поддержке, оказываемой художникам. В своем дворце Рудольф собрал огромное количество настоящих шедевров.

Среди сокровищ его кунсткамеры были картины Дюрера, Брейгеля Старшего, Тициана, Лукаса Кранаха Старшего и многих других художников — голландских, итальянских, немецких. Часто полотна покупались за весьма немалые деньги.

Когда императору что-то нравилось, он не скупился. Коллекция Рудольфа II считалась тогда лучшей в Европе. Но кроме картин в кунсткамере хранились и странные, экзотичные предметы, к примеру, как пишет Бенно Гейгер в книге об Арчимбольдо, «чучела птиц со всего света, гигантские мидии, рыба-меч и рыба-игла, драгоценные камни, демоны, запаянные в стекло, предметы из недавно открытой Америки, драгоценности и целый зверинец экзотических животных». Рудольф отправлял по всему свету своих агентов, чтобы они добывали экспонаты для его кунсткамеры. Участвовал в деле ее создания и Арчимбольдо — во первых, одной из его обязанностей, помимо писания королевских портретов, было приведение в порядок и украшение кунсткамеры, а, во-вторых, он тоже иногда отправлялся в поездки в поисках новых сокровищ императорского собрания.

"Весна", 1573

При блестящем дворе Рудольфа, среди умнейших и образованнейших людей того времени, собранных императором, Арчимбольдо занимал далеко не последнее место. В чем-то он очень походил на своего кумира Леонардо — талантливый в самых разных областях, с широчайшей эрудицией, он служил императору и как архитектор, и как театральный художник, музыкант, гидротехник.

Арчимбольдо носил титул «Мастер празднеств». Подобно Леонардо, он помогал своим венценосным господам устраивать роскошные яркие зрелища, театральные представления, которые славились по всей Европе и служили доказательством могущества и богатства Габсбургов.

"Земля", 1570

В одной из придуманных им праздничных процессий шли лошади, «переодетые» драконами, и настоящий слон! А еще, как и Леонардо, он был замечательным изобретателем — придумывал и строил различные гидравлические механизмы (говорили, что он изобрел способ быстро форсировать реки без мостов и паромов) и удивительные музыкальные автоматы. Так, к примеру, современники рассказывают о двух его изобретениях — «перспективной лютне» и «цветовом клавикорде». О лютне рассказывается в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, а о клавикорде — в «Мантуанском диалоге» поэта и философа Грегорио-Команини, одного из ближайших друзей художника. В те времена были в моде пифагорейские теории цвета и звука, и Арчимбольдо попытался в своих музыкальных инструментах поставить в соответствие определенные цвета и звуки. И видно, на этом пути художник добился определенных успехов: однажды, рассказывает Команини, Арчимбольдо нарисовал на бумаге (видно, цветом) последовательность аккордов, и придворный музыкант Мауро Кремонезе сыграл их на клавесине! «Этот в высшей степени изобретательный живописец, — писал Команини, — умел не только верно передать цветами полутона, но и разделять тон точно пополам. Он мог изобразить очень мягкий и равномерный переход от белого к черному, постепенно добавляя черноты, подобно тому, как музыкант начинает с низких тяжелых нот, переходит к более высоким и кончает совсем высокими».

"Огонь" (он же "Марс"), 1566

С годами Рудольф становился все более закрытым человеком. Он так и не женился, хотя молва приписывала ему многочисленные любовные интриги (правда, некоторые утверждали, что он был девственником). Порой, никого не желая принимать, он уединялся в своем замке и часами бродил по залам среди своих картин и редкостей. Или проводил опыты, пытаясь получить эликсир вечной молодости, не зная, что это невозможно, как невозможен и вечный двигатель, который придумывали его придворные ученые.

И Арчимбольдо затосковал, ему захотелось вернуться домой, в любимый Милан. В 1587 году император отпустил художника, а за долгую и верную службу пожаловал своему любимцу 1500 рейнских гульденов — сумму по тем временам далеко немалую. Отпустил, но с условием, что живописец и далее будет радовать его своими картинами. Арчимбольдо, конечно, согласился и действительно отправил из Милана в Прагу несколько своих работ, а в 1591 году Рудольф получил своего «Вертумна». «Портретом Рудольфа II» назвали эту работу друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини. И действительно, в этом странном существе натюрморте из тыкв, вишен, яблок легко угадывались черты пражского короля. Команини, вдохновленный этой картиной, даже сочинил целую поэму, которая также была отправлена императору.

"Портрет Евы", 1578

"Портрет Адама", 1578

Рудольфу, обожавшему все необычное, странное, этому правителю магической Праги, города алхимиков и мистиков, портрет очень понравился, и в знак благодарности и восхищения мастерством художника император пожаловал Арчимбольдо титул пфальцграфа. Да, Арчимбольдо мог не бояться, что заказчик его не поймет, они были под стать друг другу — этот император и этот художник…

Вертумном звали этрусского бога садов и земледелия. В Древнем Риме он стал также покровителем торговли. Часто Вертумна изображали в образе юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ, что он и сделал под властью волшебной кисти Арчимбольдо. Художник написал его в образе существа, состоящего из спелых плодов, овощей, злаков, цветов. Но удивительным образом это странное существо вдруг становится похожим на Рудольфо II: тяжелый, типично габсбургский подбородок, заросший бородой (колючие растения), круглые блестящие глаза (темные вишня и ежевика), одутловатые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), уши (початки кукурузы). Бог Вертумн, каким его изобразил художник, словно двойник императора, живущий в ином мире.

Прекрасная Злата Прага была безжалостно разграблена. Были разграблены и богатейшие коллекции Рудольфа. Многие из них попали во дворец шведского короля, но кое-что осталось у его генералов. Так, «Витрумн» попал тонкому ценителю живописи фельдмаршалу Врангелю и стал жемчужиной его собрания, украсившей и прославившей замок Скоклостер.

"Официант" (Натюрморт с бочкой), 1574

А потом об Арчимбольдо забыли — забыли на целых три века.

И только в начале ХХ столетия сюрреалисты, наткнувшись на его картины, пришли в восторг и провозгласили Арчимбольдо своим предтечей, а очень скоро художник стал кумиром всех интеллектуалов мира. Ему начали подражать — картинки в стиле знаменитого миланца называют сейчас «арчимбольдесками». Он стремительно вошел и в массовую культуру, где только не увидишь его зверино-фруктово-овощные головы — на афишах, календарях, на книжных обложках… Сегодня уже ясно, что этот художник — настоящее чудо, недаром одна из множества книг, посвященных ему и написанная выдающимся современным французским романистом Андре Пьейром де Мандьяргом, так и называется — «Чудо Арчимбольдо». И все исследователи, рассказывая о жизни и творчестве художника, обязательно упоминают и его удивительного покровителя, пражского мечтателя императора Рудольфа, запечатленного на одной из лучших и последних картин художника — «Вертумн».

Их имена в истории стоят рядом…


"Библиотекарь", 1566

«Джузеппе Арчимбольдо совершенен своей
уникальностью, как совершенны только великие»
Андре Пьейр де Мандьярг

Есть выдающиеся мастера искусства известные всему миру и в то же время остающиеся для всех настоящей загадкой. Один из них – итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо. Он жил в эпоху Позднего Возрождения и известен как автор удивительных картин-портретов, составленных из разнообразия флоры и фауны, книг и вещей, музыкальных инструментов и предметов быта. Художник был одним из представителей маньеризма, течения, которое отличалось виртуозностью техники, тяготело к манерной изощренности образов и формы, уходило в мир нереальный, фантастический. Уже при жизни мастер воспринимался как человек с универсальной эрудицией и множеством талантов. Его картины и сегодня удивляют авангардной манерой исполнения и воспринимаются как работы нашего современника.
Жизнь художника документирована крайне неравномерно. Множество известных сведений о его жизни являются предположительными.
Нет биографии художника и в знаменитых «Жизнеописаниях» Д. Вазари.
В Пражской галерее сохранился единственный достоверный автопортрет Джузеппе Арчимбольдо. На нас смотрит интеллектуал в высокой шапочке ученого.
Узкое выразительное лицо, красивая густая с проседью борода, проницательный взгляд философа, все привлекает зрителя в этом человеке.

Известно, что Джузеппе родился в Милане около 1527 года в семье художника Бьяджо Арчимбольдо, сына миланского архиепископа. Сохранились сведения, что в возрасте 22 лет Джузеппе уже работал в мастерских Миланского собора помощником отца, создавая витражи и фрески. Его отец был дружен с живописцами Луини (Бернардино и Аурелио), у которых хранились рукописи и рисунки великого Леонардо с набросками фантастических чудовищ, гибридов растений и животных.
Знакомство с этим леонардовским наследием в дальнейшем сильно отразилось на его творчестве.
Несмотря на то, что художник родился и умер в Милане, б;льшую часть своей творческой жизни он провел между Веной и Прагой, будучи придворным художником императоров из рода Габсбургов. Сначала Джузеппе работал художником-портретистом и копиистом в Вене при дворе Фердинанда I. Затем в 1564 году Арчимбольдо становится придворным художником при Максимилиане II. Здесь живопись была лишь небольшой частью его занятий. Он занимался оформлением разнообразных торжеств, турниров, карнавалов и роскошных празднеств, разрабатывал и усовершенствовал различные механизмы, музыкальные инструменты, проектировал фонтаны, отвечал за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий.

В первые годы службы Арчимбольдо написал в традиционном стиле несколько портретов императорской семьи, а также создал «Времена года», первую из прославивших его серий фантастических портретов. В картине «Весна» автор изображает в профиль голову, составленную из тысяч изображений цветов, которые может опознать специалист-ботаник. Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Спелые рубиновые вишни, зреющие яблоки и груши, изумрудные огурцы – все насыщено зноем летнего полдня и символизирует молодость.
В «Осени» тема отражена в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Рыжеватые листья, грозди золотистого винограда, грибы и овощи - все это создает удивительную картину изобилия и богатства природы. «Зима» - холодная неуютная атмосфера подчеркнута «портретом» узловатого ветвистого дерева, «украшенного» почти ощутимо кислым лимоном.
Затем последовала серия «Элементы», или «Стихии». Арчимбольдо, безусловно, создавал ее под влиянием идей Агриппы Неттесгеймского (1486-1535), который писал в своей «Тайной философии», что «...имеются всего четыре стихии, или элемента всех телесных вещей. Это огонь, земля, вода и воздух. Из них образуется всё, но образуется путем соединения и преобразования, и обратно, всё, что приходит к концу, разлагается на четыре элемента. Как только кто-либо познает свойства элементов и их смесей, он сможет в совершенстве заниматься натуральной магией».
Обе серии построены практически одинаково: на сплошной черной фоновой основе возникают сложные импровизации из композиций элементов живой и неживой природы, которые складываются в причудливые антропоморфные изображения.
Вот, например, «Огонь» (он же бог Марс-победитель) – аллегорический бюст Максимилиана, украшенного императорским орлом и рыцарским орденом Золотого Руна. Голова Марса-Максимилиана охвачена жарким сиянием, на фоне общей огненно-золотистой цветовой гаммы картины. Художник изображает различные виды огня: от огонька масляной лампы и огня свечи к раскаленным углям и огнедышащему металлу пушек и аркебузы. Кажется, что даже слабого дуновение ветра достаточно, чтобы фигура начала пылать.
Стиль «Времен года» и «Стихий» был уникален и не характерен для XVI столетия. Причём единого мнения об источниках такого стиля нет и поныне.
Серии рассматривались некоторыми философами как аллегории человеческого организма. Подобные мысли высказывал еще Парацельс (1493-1541): «Дерево - тоже тело. Его кора подобна коже, ветви - волосам. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». В творениях художника есть место и юмору, и сатире, и гротеску, которые добавляют его произведениям какой-то жутковатой реалии, как будто некие духи свыше управляли кистью художника.

В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к сыну Максимилиана II, который через пять лет становится императором Рудольфом II. Меценат, покровитель наук и искусства, он привлек к своему двору множество художников, поэтов, ученых, а также магов, оккультистов и алхимиков. При нем была основана одна из первых «кунсткамер», где было собрано множество редкостей, диковинок и произведений искусства. Именно 11 лет службы в Праге при дворе яркого и амбициозного Рудольфа II принято считать пиком карьеры и творчества художника. Император чрезвычайно любил и ценил миланца. Неудивительно, что Арчимбольдо хотел написать для своего патрона что-нибудь подчеркивающее его значимость. Это ему удалось, правда, уже в Милане, куда в 1587 после многочисленных прошений Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться. В том же самом году художник получил просьбу императора продолжить писать для него. В 1591 году Арчимбольдо создает в Милане самое знаменитое полотно «Верту;мн». Эта картина-портрет Рудольфа II в образе этрусского бога, которого почитали как покровителя смены времен года и вообще изменчивости в природе, плодородия и садоводства. Вертумн мог принимать любое обличие, но изображали его обычно в образе юноши с садовым ножом и плодами. В растительной мозаике облика Вертумна угадывается некий астральный двойник императора: выпуклый лоб тяжелый подбородок, заросший бородой, одутловатые щеки, оттопыренные уши, черные глаза.
Поражает мастерство, с которым передано многообразие растущих, распускающих, созревающих и прочих даров природы. Картину отправили в Прагу. Рудольф II пожаловал Арчимбольдо за нее титул графа (в XVI веке этой чести удостоились еще только Тициан и сиенской мастер Содома).

Запись в книге учёта миланского магистрата гласит, что живописец Джузеппе Арчимбольдо скончался 11 июля 1593 года в возрасте примерно 66 лет от почечной недостаточности. В тот год была эпидемия чумы, поэтому причина смерти была особо отмечена.
Прошло время. В годы Тридцатилетней войны Прага была частично сожжена и разграблена вторгшимися в Прагу шведскими войсками. Ряд картин Арчимбольдо были в 1648 вывезены в Швецию («Вертумн» хранится в Швеции в замке-музее Скоклостер), некоторые осели в частных коллекциях, а некоторые попросту исчезли. Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до XX века было практически неизвестно широкой публике. С появлением сюрреализма его теоретики обратили внимание на творчество Арчимбольдо, объявив его своим предтечей.
Работы мастера хранятся в музеях и частных собраниях Италии, Франции, Австрии, Чехии, Швеции, США.
Сегодня известно о существовании порядка 20 работ художника: картины из «Времен года» и «Стихий», которые художник неоднократно с небольшими изменениями повторял по заказам своих патронов, «Флора», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-перевертышей.
Творчество Арчимбольдо пользовалось у современников огромным успехом и породило много подражателей, именуемых «арчимбольдесками».
Они восприняли лишь внешние приемы мастера и давно забыты, в то время как яркое, исполненное глубокого смысла искусство Джузеппе Арчимбольдо продолжает волновать
всех и в наши дни.
Советую посмотреть репродукции на сайте http://www.russian-globe.com/N159/Koyfman.Archibaldo.htm

Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан - 11 июля 1593, там же) - итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.

Биография Джузеппе Арчимбольдо

Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя - архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.

Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии.

Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.

Творчество Арчимбольдо

В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.

Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Богемии - будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет.

В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного - цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.

Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. После смерти Арчимбольдо и его покровителя - императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. В литературе XVII-XVIII веков он не упоминался вовсе.

Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле.

Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.

Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями; а также картины «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.


Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.

В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника.

Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. После смерти Фердинанда I, продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.

Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным.

Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. - «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна - «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) - и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.

Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом знаменитого итальянского мастера Джузеппе Арчимбольдо, есть надпись по-итальянски, якобы принадлежащая самому художнику. Она гласит в русском переводе:

Я в образе горы, и это мой портрет,
Природа, выраженная искусством Арчимбольдо.

Во всю плоскость листа изображена громадная скала, поросшая лесом, кое-где среди деревьев виднеются каменные дома. Поперек скалы вздымается мост, под ним - поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды. Но стоит вглядеться в изображение, и скала постепенно начинает превращаться в человеческое лицо, деревья - в волосы, плоские дома - в глаза, древняя башня - в нос, вздыбленный мост - в усы... И вот заинтригованный зритель хочет скорее узнать, кто же этот художник.
Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, - единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги. На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта. Проницательный, пристальный взгляд, густая борода с проседью, высокая шапка ученого - всё обличает незаурядную, яркую личность.
Перелистаем же немногие, почти рассыпавшиеся от времени страницы, сохранившие кое-что о жизни этого замечательного человека.
В 1592 г. Рудольф II, император Священной Римской империи, возвел его в титул пфальцграфа. Такого удостаивались не многие художники.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 г. Уже в возрасте 22 лет он работает как художник вместе со своим отцом Бьяджо, украшая Миланский собор. В 1551 г. Арчимбольдо расписал пять гербов, которые были преподнесены Миланом королю Богемии Фердинанду I, ставшему в 1556 году императором. Факт этот сам по себе достаточно знаменателен, так как именно в это время монарх заинтересовался молодым художником, что в дальнейшем повлияло на его судьбу.

Статья опубликована при поддержке компании мебельной фурнитуры "Мирэна-Лидер". Широкий ассортимент мебельных комплектующих и инструментов для изготовления мягкой и корпусной мебели, а также в продаже швейная фурнитура - мебельные резинки, заготовки для пуговиц , молнии, нитки, мебельные ленты и многое другое. Опт и розница, гарантия качества, доступные цены, акции и скидки. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и оформить заказ Вы сможете на сайте: https://mirena-lider.ru/.

Отец Арчимбольдо был дружен с семьей живописцев Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо. Благодаря этому Джузеппе мог видеть работы великого флорентийца. Аурелио Луини сохранял как реликвию наброски из записных книжек Леонардо, доставшихся Бернардино Луини, отцу Аурелио, и, конечно, показывал Арчимбольдо удивительных чудовищ, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица. Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти.
В 1562 г. император Фердинанд I приглашает художника в Вену на должность придворного портретиста и копииста. Начиная с этого года вплоть до 1587-го - это период царствования Фердинанда I, Максимилиана II и Рудольфа II - художник живет при дворах в Вене и Праге.
Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей, или «курьезов», как их тогда именовали. Коллекция Рудольфа II считалась лучшей в Европе.

Величайший ценитель живописи

Император Рудольф II, основатель Пражской научной школы, как его именуют теперь, был необычайной личностью. Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». В недавно изданной книге Н.П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Широта взглядов императора, его исключительная толерантность позволили ему создать щадящую атмосферу для окружавших его деятелей науки и искусства, что ставит его в один ряд с такими покровителями наук и искусств, как Птолемеи».
Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников.
Рудольф II собрал огромное количество произведений искусства. Среди сокровищ его разграбленной впоследствии кунсткамеры были картины Дюрера, Брейгеля Старшего, Корреджо, Тициана, Лукаса Кранаха Старшего и многих других голландских, итальянских и немецких художников, приобретенные за высокую цену, - подлинное выражение страсти к постижению тайн мира. Недаром современники именовали его Гермесом Трисмегистом.
И изобразительное искусство, и литература Пражской школы тяготели к мистической и мифологической символике. Это полностью соответствовало вкусам современного им общества и самого императора. В своей знаменитой «Книге художников» (1604) Карел ван Мандер восторженно отзывается о безупречном вкусе императора, его глубоком понимании живописи и благородстве по отношению к людям искусства. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи Рудольфу II - величайшему из современных нам ценителей живописи».
Рудольф II, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами. Именно во времена правления Рудольфа знаменитый пражский раввин Иегуда Ливен бен Бецалель создал искусственного человека - Голема, якобы разгуливавшего по ночной Праге.

Мастер празднеств

Прага считалась в то время культурным центром всей Европы. Здесь работали выдающиеся астрономы - Тихо Браге и упоминавшийся уже Иоганн Кеплер, крупнейшие алхимики - Михаэль Сендивой и Михаил Майер, знаменитые философы, медики, натуралисты, приезжавшие со всей Европы.
Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Человек многих дарований и широкой эрудиции, он служил при дворе как архитектор, театральный художник, музыкант, гидротехник. Его биограф сообщает, что отец Рудольфа II Максимилиан II высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус. Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры Рудольфа II.
Арчимбольдо носил титул «Мастер празднеств». Подобно Леонардо, он изобретает и строит различные гидравлические механизмы, музыкальные автоматы. Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, - «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд». Первый фигурирует в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, второй - в «Мантуанском диалоге» Грегорио Команини, одного из ближайших друзей художника. Команини сообщает, что звуки «цветового клавикорда» соответствовали тому или иному цвету, составленному художником по цветовой шкале. Музыковед Лионелло Леви утверждает, что Арчимбольдо стремился соединить оптический и акустический ряды согласно пифагорейским теориям, пользовавшимся в то время успехом среди гуманистов.
В этих исследованиях, по всей видимости, Арчимбольдо преуспел. Как сообщает Команини, художник однажды нарисовал на бумаге последовательность аккордов и предложил Мауро Кремонезе, придворному музыканту Рудольфа II, исполнить их на клавесине, с чем тот успешно справился. «Этот в высшей степени изобретательный живописец, - писал Команини, - умел не только верно передать цветами полутона, но и разделять тон точно пополам. Он мог изобразить очень мягкий и равномерный переход от белого к черному, постепенно добавляя черноты, подобно тому, как музыкант начинает с низких тяжелых нот, переходит к более высоким и кончает совсем высокими».
Постепенно, начиная с чистого белого и добавляя все больше черной краски, Арчимбольдо удавалось передать октаву из двенадцати полутонов с помощью цветов в диапазоне от «низкого» белого до «высокого» черного. Таким же образом он умел передать и целых две октавы.
«Точно так же, - продолжает Команини, - добавляя к белому цвету черный, чтобы изобразить повышение тона, он умел пользоваться желтым и другими цветами, используя белый для самых низких, доступных человеческому голосу нот, зеленый и синий - для средних по высоте, а самые яркие цвета - для самых высоких; это было возможно благодаря тому, что один цвет буквально поглощался другим и следовал за ним подобно тени. За белым следовал желтый, за желтым - зеленый, за зеленым - синий, за синим - фиолетовый, за фиолетовым - ярко-синий; так же тенор следует за басом, альт следует за тенором и сопрано следует за альтом».
Не объясняют ли эти музыкальные принципы, лежащие в основе живописи Арчимбольдо, поразительную музыкальность его картин?

Цикл «Времена года»

Арчимбольдо - автор семнадцати станковых полотен. Наиболее известны два больших цикла - «Времена года» и «Стихии». Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя - «Лето» и «Зима». «Весна» недавно открыта в Мадридской академии Сан-Фернандо, в то время как «Осень» утеряна. Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г.
Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг. Картины эти были вывезены из Праги в 1648 г., когда город был частично сожжен, а замок Градчаны разграблен в результате вторжения в Прагу шведских войск под предводительством маршала Густава Врангеля. Некоторые из картин Арчимбольдо, включая знаменитого «Вертумна», до сих пор находятся в Швеции в замке Шкоклостер - бывшей резиденции маршала.
Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до середины 20-х годов прошлого столетия было практически неизвестно широкой публике. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность.
Обратимся теперь непосредственно к «Временам года».
В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». Спелые рубиновые вишни, изумрудные огурцы, наливающиеся розовые яблоки и груши - таков колорит картины.
В картине есть одна деталь, которая позволяет нам подробнее остановиться на некоторых аспектах искусства художника. Это латинская надпись: «Guseppe Arcimboldo. F» и ниже: «1573».
Арчимбольдо здесь следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт творит, оживляет неживую природу, подобно магу.
В картине «Осень» (1573, Лувр) тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Рыжеватые осенние листья, тяжелые грозди золотистого винограда, грибы и овощи - все это создает удивительную картину изобилия и богатства природы.
В этой картине поражают удивительная естественность, полное отсутствие всякой «заданности», мастерство, с которым художник компонует многочисленные плоды и овощи, будто сами собой составляющие лицо «Осени». Это свидетельствует о редчайшем композиционном даре, вкусе, незаурядном владении рисунком и цветом. Все это ненавязчиво и естественно помогает созданию единого, цельного образа.

Осень. 1573. Лувр, Париж

Цикл «стихии»

В цикле «Стихии» раскрываются все особенности гения Арчимбольдо. Эпоха, в которую творил художник, характерна тем, что в это время дальнейшее обогащение ренессансной мысли происходило главным образом в натурфилософии. Одна из главных ее идей - учение о живом Космосе, исполненном внутренних сил, имеющем в себе самом достаточные основания своего бытия, движения и развития. Мир, исполненный таинственных сил, мог представляться создателям натурфилософских систем в качестве некоего объекта магических действий.
При дворе Рудольфа II, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно - всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени. В своем главном сочинении «О тайной философии» (1510) Агриппа пишет: «Имеются всего четыре стихии, или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. Это суть огонь, земля, вода и воздух. Из них образуется всё, но образуется не путем смешения. А путем соединения и преобразования, и обратно, всё, что приходит к концу, разлагается на четыре элемента. Каждый из элементов имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит специально этому элементу, между тем как другое составляет переход к следующему элементу. Огонь горяч и сух, земля суха и холодна, вода холодна и влажна, воздух влажен и горяч. Так элементы противостоят один другому по своим противоположным свойствам: огонь–вода, земля–воздух. И это есть принципы и начало всех тел, их свойств и их чудесных действий. Таким образом, как только кто-либо познает свойства элементов и их смесей, он сможет легко оперировать чудесными и удивительными вещами и в совершенстве заниматься натуральной магией».
Эти идеи наиболее ярко отразились в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566, Вена), входящей в цикл «Стихии». Так, здесь мы находим четыре вида пламени, о которых говорит Агриппа. Продукты первого относятся к неорганической природе, второго - к растительной среде, третьего - к животной сфере и четвертого - к человеческому миру.
Интересно решены третий и четвертый типы. Для третьего он выбирает изображение барана из ордена Золотого Руна, а для четвертого - пушки и аркебузу. Кроме того, мы здесь находим все образцы «симпатий», характерные для данной стихии. Так, согласно Парацельсу, огонь и светящее пламя подчинены солнцу. Из металлов ему «симпатичны» золото и яшма, изображенные здесь на ордене Золотого Руна. Из животных «солнечен» баран, который изображен на том же ордене.

Огонь. 1566. Музей истории искусств, Вена

Поэзия флоры

Одна из поздних картин Арчимбольдо - «Флора» - была написана в 1588 г. в Милане, куда художник вернулся после многих лет пребывания в Праге. Однако он не прерывал связей с двором Рудольфа. Так, картина «Флора» была послана им в Прагу, откуда позднее вывезена в Швецию.
Г. Команини посвятил «Флоре» мадригал, построенный на игре слов fiori (цветы) и Flora (Флора):

Флора Я, или Я Цветы?
Если Я Цветы, как может тогда Флора
Улыбаться? А если Я Флора,
Как может быть Флора Цветами?
О! Я не Цветы и Я не Флора.
И все же Я Флора, и Я Цветы.
Тысячи Цветов, одна Флора.
Живые Цветы, живая Флора.
Но если из Цветов составлена Флора,
а из Флоры - Цветы,
Понимаете ли вы, как это случилось?
Цветы во Флору
Художник мудрый превратил,
а Флору - в Цветы.

Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. Здесь Арчимбольдо как бы предвосхищает позднейшую идею Новалиса (1772–1801): «Всё поэтически созданное должно быть живым индивидом. Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Природа есть одновременно бесконечное животное, бесконечное растение и бесконечный камень». Поэт, согласно Новалису, обуздывает хаотические первобытные стихийные силы. Только художник, поэт выражает «дух природы», ее «внутренний разум». Природа и человек сливаются воедино.
Так, в картине «Флора» многочисленные цветы, разнообразные, изображенные в сотнях тончайших цветовых нюансов лепестки соединяются в женский образ, таинственный и загадочный. Этот образ существует во времени, потому что зритель постоянно переходит от созерцания цветов, которыми усеян холст, к лицу, которое они образуют, и наоборот. Эти метаморфозы происходят постоянно.
Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них.

Последняя картина

Эти идеи характерны и для последней картины Арчимбольдо «Вертумн», которую друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини называют «Портретом Рудольфа II». Они называют и дату создания «Вертумна» - 1590 г.
Поэма Команини, посвященная этой картине, была послана в Прагу вместе с картиной. О том, насколько Рудольф II был восхищен этим шедевром, говорит тот факт, что именно за него Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа. В настоящее время картина находится в собрании барона фон Эссена в замке Шкоклостер в Швеции.
Вертумн - этрусское божество садов и обработки земли. В Древнем Риме Вертумн считался также покровителем торговли. Статуя его стояла в этрусском квартале Рима, храм был на Авентине. Вертумн изображался в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ.
Арчимбольдо изображает Вертумна в образе существа, состоящего из спелых плодов, овощей, злаков, цветов и в то же время неожиданно обнаруживающего сходство с Рудольфом II. На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы).
Вертумн, каким его изобразил художник, - некий астральный двойник императора, могущественный Плодоноситель. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа.
Об этом пишет Команини в своей поэме «Вертумн».

Хоть мой вид, быть может, страшен –
В нем величие сокрыто,
Скрыт мой королевский облик.
Мне скажи теперь, ты хочешь
Разглядеть, что я укрыл?
Покрывало тогда сброшу...

Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей, именуемых «арчимбольдесками». Умелые и неумелые стилизаторы, не восприняв идей, заложенных в картинах Арчимбольдо, заимствовали лишь его внешние приемы. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Но они так и остались фокусниками и давно забыты, в то время как яркое, исполненное глубокой мысли, совершенное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать до сих пор.