Какую роль играет в повести случайность. Тема судьбы, роковой случайности в цикле повестей, объединённых названием «Повести Белкина
ТЕМА: « КАЖДОМУ ПО ЕГО ВЕРЕ»
ЦЕЛЬ: выявление роли образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
ЗАДАЧИ: 1) показать пагубное воздействие различных человеческих пороков;
- развивать умения характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-
Художественную роль в системе образов; анализировать, обобщать, делать
Выводы;
- прививать интерес к художественной литературе.
ХОД УРОКА
- БЕСЕДА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
Работа с досье Воланда (это задание давалось в качестве домашнего задания).
- Имя (прозвище):
Профессор чёрной магии Воланд, он же Консультант, он же Сатана, он же Дьявол, он же Чёрт, он же Князь Тьмы.
2. Дата и место рождения - не установлены.
3. Внешний вид, приметы:
Рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый-зелёный. Брови чёрные, одна выше другой. Голос низкий, тяжёлый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во всё чёрное. При себе носит трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.
4. Характер:
Жёсткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события. Остроумен. Правдив до бесцеремонности. С будущими жертвами вежлив, услужлив. Держится с достоинством и хладнокровием. Неуловим.
(можно вспомнить о самом Булгакове, бывшем под надзором НКВД, на которого также собирались всевозможные сведения, подшивавшиеся в папку « Дело Булгакова М.А.»)
2. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
Сатана- образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. В Новом Завете дьявол-клеветник, провокатор, распорядитель душами грешников, обличитель человеческих пороков .
Какую роль оставил ему Булгаков?
Именно с этой целью он появился в Москве.
Запись ЭПИГРАФА: « Всё будет правильно. На этом построен мир» (Булгаков « Мастер и Маргарита». Можно взять эпиграф к роману.)
3. НОВАЯ ТЕМА.
Работа в группах. Заполнение таблицы.
Кого наказывает Воланд? | За что? | Как? |
Берлиоза | За безверие и догматизм | Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие. |
Ивана Бездомного | За сочинение бездарных стихов | Отправлен в психиатрическую больницу |
Директора варьете Стёпу Лиходеева | За пьянство, безделие и разврат | Ассистенты Воланда вышвыривают его из Москвы в Ялту |
Администратора Варенуху | За ложь и хамство | Превращают на некоторое время в вампира |
Никанора Ивановича Босого | За взяточничество | Арестовывают за хранение валюты, затем отправляют в психиатрическую больницу |
Барона Майгеля | За доносы и шпионаж | Азазелло его убивает |
Буфетчика варьете | За жульничество, воровство и скопидомство | Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени |
Доктора Кузьмина | Забыл клятву Гиппократа | Доводит до сумасшествия |
Поплавского, дядю Берлиоза | Он хапуга | Вышвыривают из квартиры |
Финдиректора варьете Римского | За бюрократизм | Устраивают сцену ужасов, что он превращается в седого старика с трясущейся головой |
Театрального начальника Семплеярова | За многожёнство | Из высокого кресла он вылетает на должность заведующего грибозаготовительным пунктом |
ВЫВОД: никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, порой и уничтожает при помощи свиты всё, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Роль Воланда -роль «очистителя».(ЭПИГРАФ)
Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?
В чём его вина, не заслуживающая прощения?
Булгаков верил в то, что на земле существует какое-то новое измерение, дающее смысл и цель земной жизни, высшая реальность. Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.
Таким образом, даже тяжкий грех Пилата (предательство из-за трусости) более простителен для человека, чем его Безверие, нежелание понять истину человеческой жизни, законы мироздания.
4. ВЫВОД.
Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира.Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена (гл.12 «Чёрная магия и её разоблачение»). Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.
« Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Олицетворяя вечно существующее зло, всемогущий Князь Тьмы направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро. То есть зло для Воланда не цель, а средство:
Расправиться с людскими пороками;
Нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;
Унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг и плутов.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Воланд в романе Булгакова появился не один. Его сопровождали персонажи, играющие, в основном, роль шутов. Свита Воланда устраивала разнообразные шоу, которые были отвратительными. Они были ненавистны московскому негодующему населению. Ведь все окружение «мессира» выворачивало наизнанку человеческие слабости и пороки. Помимо этого, их задачей было выполнение всей «грязной» работы по велению господина, прислуживание ему. Все, кто входил в свиту Воланда, должны были подготовить Маргариту к балу сатаны и отправке ее с Мастером в мир покоя.
Слугами князя тьмы были три шута - Азазелло, Фагот (он же Коровьев), кот с кличкой Бегемот и Гелла - вампир женского пола. была свита Воланда. Описание каждого персонажа отдельно приведено ниже. у каждого читателя знаменитого романа возникает относительно происхождения представленных образов и их имен.
Кот Бегемот
Описывая образ Воланда и его свиты, первым делом хочется описать кота. По сути, Бегемот - это животное-оборотень. Вероятнее всего, взят персонаж Булгаковым из апокрифической книги - «Ветхого Завета» Еноха. Также автор мог почерпнуть сведения о Бегемоте в книге «История сношения человека с дьяволом», написанной И. Я. Порфирьевым. В упомянутой литературе этот персонаж является морским чудовищем, бесом в виде существа с головой слона, имеющего клыки и хобот. Руки у демона были человеческие. Также имелся у чудища громадный живот, практически незаметный хвост маленького размера и очень толстые задние конечности, подобные таким, какие имеются у бегемотов. Этим сходством объясняется его имя.
В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков представил читателям Бегемота в виде громадного кота, прототипом которому стал домашний питомец автора Флюшка. Несмотря на то что пушистый любимец Булгакова имел серый окрас, в романе животное черного цвета, так как его образ является олицетворением нечистой силы.
Превращение Бегемота
В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку - Жоржу Бенгальскому.
Дурачества и обжорство Бегемота
Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.
Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает, отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.
Демон Фагот - Коровьев
Чем еще запоминается Воланд и его свита читателям романа? Конечно же, ярким персонажем является представитель демонов, подчиненных дьяволу, Фагот, он же Коровьев. Это первый помощник Воланда, рыцарь и черт в одном лице. Коровьев представляется жителям служащим при иностранном профессоре, и бывшим регентом хора церкви.
Версий происхождения фамилии и прозвища этого персонажа несколько. Он связан и с некоторыми образами творений Ф. М. Достоевского. Так, в эпилоге романа «Мастер и Маргарита» в числе задержанных полицией людей из-за сходства фамилий с Кровьевым, упоминаются четыре Коровкина. Здесь, видимо, автор хотел указать на персонажа из повести Достоевского под названием «Село Степанчиково и его обитатели».
Также прототипами Фагота считается ряд рыцарей, являющихся героями некоторых произведений разных времен. Не исключена и вероятность того, что образ Коровьева возник благодаря одному из знакомых Булгакова. Прототипом демона мог стать реальный человек, слесарь-водопроводчик Агеич, который был редким пьяницей и пакостником. Он неоднократно упоминал в разговорах с автором романа о том, что в юношеские годы был одним из регентов хора в церкви. Это, видимо, и отразил Булгаков в ипостаси Коровьева.
Сходство Фагота с музыкальным инструментом
Музыкальный инструмент фагот был изобретен жителем Италии, монахом Афранио
дельи Альбонези. В романе резко обозначается связь (функциональная) Коровьева с этим каноником из Феррары. В романе четко определены три мира, представители каждого из которых составляют некие триады согласно похожим качествам. Демон Фагот принадлежит к одной из них, в которую также входят: помощник Стравинского Федор Васильевич и Афраний, «правая рука» Понтия Пилата. Коровьева же сделал своим главным сподвижником Воланд, и его свита этому не прекословила.
Фагот даже внешне схож с одноименным, длинным и тонким, сложенным втрое инструментом. Коровьев - высокий и худой. А в своем мнимом подобострастии он готов складываться втрое перед собеседником, но только для того, чтобы позднее беспрепятственно ему напакостить.
Превращение Коровьева
В тот момент, когда Воланд и его свита совершали свой последний полет в романе, автор представляет читателю Фагота в образе темно-фиолетового рыцаря, который имеет мрачное, неспособное улыбаться лицо. Думал он о чем-то своем, упершись в грудь подбородком и не глядя на луну. Когда Маргарита спросила у Воланда о том, почему так изменился Коровьев, мессир ответил, что однажды этот рыцарь пошутил неудачно, и его насмешливый каламбур о свете и тьме был неуместным. Наказанием ему за это стали шутовские манеры, гаерский вид и цирковая драная одежда на долгое время.
Азазелло
Из каких еще представителей сил зла состояла свита Воланда? «Мастер и Маргарита» имеет еще одного яркого персонажа - Азазелло. Имя его Булгаков создал путем преобразования одного из ветхозаветных. В книге Еноха упоминается падший ангел Азазел. Именно он, согласно апокрифу, научил людей создавать, оружие, мечи, щиты, зеркала и разнообразные украшения из драгоценных камней и не только. В общем, Азазелу удалось развратить Также он научил воевать представителей мужского пола и лгать женщин, обратил их в безбожие.
Азаззелло в романе Булгакова отдает Маргарите волшебный крем, магически меняющий ее внешность. Наверное, автора привлекала идея совмещения в одном персонаже способности убить и обольстить. Маргарита видит демона в Александровском саду именно таким. Она воспринимает его за обольстителя и убийцу.
Основные обязанности Азазелло
Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома, и прочие «пустяки» такого рода. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Демон-убийца изобретает волшебный крем, который дарит Маргарите, давая ей возможность приобрести ведьмовскую красоту и некоторые демонические возможности. От этого косметического средства героиня романа обретает способность летать и становиться невидимой по ее желанию.
Гелла
Только одну женщину допустили в свое окружение Воланд и его свита. Характеристика Геллы: младший член дьявольского союза в романе, вампир. Имя этой героини Булгаков взял из статьи, имевшей название «Чародейство», опубликованной в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. В ней отмечалось, что такое имя давали погибшим девушкам, ставшим впоследствии вампирами, на острове Лесбос.
Единственный персонаж из свиты Воланда, который отсутствует в описании заключительного полета - Гелла. Одна из жен Булгакова посчитала данный факт результатом того, что работа над романом не была завершена полностью. Но может быть и так, что автор намеренно исключил Геллу из важной сцены, как незначительного члена свиты дьявола, выполняющего лишь вспомогательные функции в квартире, варьете и на балу. К тому же Воланд и его свита не могли на равных воспринимать в такой ситуации рядом с собой представителя низшего разряда Помимо всего прочего, Гелле не в кого было превращаться, ведь она имела свой первоначальный облик с момента трансформации в вампира.
Воланд и его свита: характеристика дьявольских сил
В романе «Мастер и Маргарита» силам зла автором определены необычные для них роли. Ведь жертвы Воланда и его свиты - не праведники, не порядочные и добрые люди, которых дьявол должен сбивать с истинного пути, а уже состоявшиеся
грешники. Именно их мессир и его ассистенты обличают и наказывают, избирая своеобразные меры для этого.
Так, директору варьете, приходится отправиться необычным образом в Ялту. Туда его просто мистически зашвыривают из Москвы. Но, отделавшись страшным испугом, он благополучно возвращается обратно домой. А ведь грехов у Лиходеева достаточно много - он пьянствует, заводит многочисленные связи с женщинами, используя свое положение, ничем не занимается на работе. Как говорит в романе Коровьев о директоре варьете, он в последнее время жутко свинячит.
На самом деле ни сам Воланд, ни дьявольские ассистенты не влияют никоим образом на события, происходящие в Москве во время их визита в нее. Нетрадиционное представление сатаны по-булгаковски проявляется в том, что главарь потусторонних нечистых сил наделен некоторыми явно выраженными атрибутами Бога.
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» добро и зло не противопоставлены друг другу, не находятся в противоборстве, а мирно сосуществуют и сотрудничают. Это просто два разных «ведомства» с разными задачами. Зло в облике Воланда и его свиты выполняет карательную функцию. Булгаковский сатана вершит справедливое возмездие, наказывая людей за их пороки и улучшая тем самым человеческий род. Писатель трагического двадцатого века, Булгаков считал, что зло должно быть наказано. Силы ада в его романе не столько сбивают с пути праведного добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую воду и вершат суд над уже состоявшимися грешниками. Эпиграф из «Фауста» Гёте указывает на то, что «князь тьмы» карает людей за грехи, расчищая дорогу добру.
Кто же составляет в романе силы ада? В буйную свиту Воланда входят «специалисты» самого широкого профиля: мастер озорных проделок и розыгрышей кот Бегемот, красноречивый Коровьев, владеющий всеми наречиями и жаргонами, Мрачный Азазелло, неизменно появляющийся там, где необходимо применить насилие.
Кто же становится жертвой свиты Воланда в Москве тридцатых годов?
Первыми жертвами этой дьявольской шайки становятся московские писатели. Один из них – Михаил Александрович Берлиоз. Это солидный редактор толстого литературного журнала, а также председатель правления московской писательской организации МАССОЛИТ.
Другой – молодой поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Воланд вступает с писателями в спор о Боге и дьяволе, доказывая, что человек не может сам управлять порядком на земле. Воланд предсказывает Берлиозу, что тот погибнет: ему отрежет голову трамвай. Такое жестокое наказание Берлиоз получил как идейный руководитель писателей, не верящих ни в Бога, ни в дьявола. Ортодоксальность и догматичность не покидает редактора и тогда, когда он видит летящий прямо на себя трамвай, просто в его мозгу кто-то отчаянно кричит: «Неужели?»
Иван отделался легко: он попал в клинику Стравинского, где содержат душевнобольных, с диагнозом «шизофрения», как и предсказал Воланд. При всей своей агрессивности и невежестве Бездомный способен измениться.
Следующей жертвой Воланда и его компании становится директор Варьете Стёпа Лиходеев. Он наказан не только потому, что Воланд захотел увидеть москвичей в массе и поэтому выбрал театр, которым заведовал Стёпа. А потому, что у Лиходеева грехов целый воз: пьянство, преболюбодеяние, безответственное отношение к делу, использование служебного положения в личных целях. «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!» - докладывает Воланду Коровьев. А кот Бегемот добавляет: «Машину зря гоняет казённую!» Стёпа ещё легко отделался: ассистенты Воланда вышвырнули его из Москвы в Ялту.
Из эпилога мы узнаём, что наказание подействовало на бывшего директора Варьете: он изменился в лучшую сторону. После своего вызволения из Ялты он восемь дней провёл в клинике Стравинского. Лиходеев становится заведующим гастрономом. Он перестаёт пить портвейн и пьёт только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел, стал молчалив, сторонится женщин. Улучшилось не только физическое, но и нравственное здоровье Лиходеева.
Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302 – бис по Садовой улиц, где проживал покойный Берлиоз, наказан за взяточничество. Правда, брал он не долларами, а советскими рублями, но всё же брал. Никанор Иванович оказался сначала в тюрьме, а затем в сумасшедшем доме.
Крайне суровые наказания выпадают тем, кто обладает одним как будто безобидным недостатком. Определение его таково: человек без сюрприза внутри. Например, финдиректор Варьете Римский пытается изобретать «обыкновенные объяснения явлений необыкновенных». Ассистенты Воланда устраивают ему такую сцену ужасов, что он в считанные минуты превращается в седого старика с трясущейся головой.
Буфетчик Варьете Соков, который произносит знаменитые слова об осетрине второй свежести, ворует и мошенничает. Но его тяжкий грех состоит не только в скопидомстве, сколько в том, что он обворовывает самого себя. «…что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих», - замечает Воланд.
Суровые наказания выпадают тем, кто облечён хоть какой-то властью и, пользуясь ею, творит безобразия, прекрасно осознавая это. Администратор Варьете Варенуха превращён в вампира, хотя впоследствии он прощён. Барон Майгель, наушник и шпион, убит по личному приказанию Воланда и в его присутствии.
Скандалом оканчивается для высокопоставленного чиновника Аркадия Аполлоновича Семплеярова требование, чтобы на сцене произошло разоблачение фокусов чёрной магии. И «разоблачение» происходит: любовные похождения председателя акустической комиссии становятся известны всей Москве.
Обыкновенные москвичи и москвички наказаны за любовь к деньгам и дорогим нарядам. На сеансе чёрной магии происходит бесплатная раздача парижских вечерних туалетов, откуда-то с потолка на зрителей падают червонцы. Платья и туфли исчезают с тел московских модниц прямо на улицах, а червонцы превращаются в какую-нибудь ерунду – в этикетку от бутылки, в воробья или котёнка. Но всё это можно рассматривать не как наказание, а как суровый урок и напоминание: ничто никогда и никому не даётся даром.
Итак, жертвами Воланда и его свиты становятся москвичи, наделённые властью и использующие её в своих целях, а также те, кто не верит в необыкновенные явления, в чудеса. «Князь тьмы» не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Совершая справедливое возмездие за грехи, он делает людей лучше.