Каковы главные противоречия его натуры. Является ли Печорин трагическим героем? Почему «Мертвые души» - поэма

1. Печорин в восприятии окружающих.
2. Как оценивает себя сам Печорин.
3. Жизнь внутренняя и внешняя.

Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он.
М. Ю. Лермонтов

Название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» конечно же не случайно. Автор хотел подчеркнуть, что характер Печорина — это своего рода собирательный образ поколения дворянской молодежи, ровесников Лермонтова: «Герой Нашего Времени... точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Судьба поколения, бездумно и бессмысленно растратившего силы и лучшие движения души, является одной из значимых тем в творчестве Лермонтова. Например, безжалостная характеристика поколения дана в стихотворении «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье...»). Однако разница заключается в том, что в «Думе» Лермонтов обобщает, говорит о поколении в целом. В «Герое нашего времени» речь идет о судьбе конкретного человека, представителя своего времени и поколения.

Обращение к образу незаурядной и гордой личности, выдающиеся способности которой не реализовались, является продолжением традиций романтизма, в первую очередь заложенных в творчестве Дж. Байрона. В то же время в романе Лермонтова ощущается сильное тяготение к реализму. «...В нем больше правды, нежели бы вы того желали», — подчеркивает автор, говоря о характере своего героя. Действительно Лермонтов не приукрашивает своего героя и не стремится сверх меры очернить его. Чтобы добиться наиболее объективного, беспристрастного изображения особенностей личности своего героя, автор то показывает Печорина глазами Максима Максимыча, то вводит собственные наблюдения, то раскрывает перед читателем страницы дневника, в который Печорин записывал не только события из своей жизни, но и размышления, дающие возможность составить представление о незримых движениях его души.

Противоречивость натуры Печорина отмечают все, кто хоть недолго общался с ним или даже просто наблюдал за ним со стороны. Максим Максимыч, который относился к Печорину дружески, считал его «славным малым», искренне недоумевает по поводу его странностей: «Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеху...».

Лермонтов пишет о скрытности своего героя и о странности в его мимике: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Автор отмечает, что «это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Как человек, склонный к самоанализу, Печорин прекрасно сознает противоречивость своей натуры. В своем дневнике он не без юмора отмечает: «Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя». Что это — желание выделиться из толпы? Едва ли... — Печорин и так достаточно высокого мнения о себе, чтобы заниматься таким пустяками. Скорее движущей силой здесь является «дух сомнения», мотив влияния которого вообще достаточно силен в творчестве Лермонтова. «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает», — признается сам Печорин.

Одно из наиболее ярких противоречий Печорина проявляется в его отношении к любви. Не единожды он пишет в своем дневнике о желании быть любимым. Нужно признать, что он умеет этого добиться. Однако сам Печорин не способен на сильное ответное чувство. Завоевав бесхитростное сердце Бэлы, он скоро теряет к ней интерес. А для чего он так старательно добивался любви Мери? На это вопрос Печорин и сам толком не может ответить. Вероятно, потому, что ему приятно ощущение власти над другим человеком: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!.. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

К Вере Печорин испытывал достаточно сильную привязанность, однако обнаруживается это в тот момент, когда он понял, что больше ее не увидит. Однако и Веру он любил «как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Самой Вере эта любовь принесла больше душевных терзаний, чем радости, ведь Печорин ни ее любовью, ни любовью других женщин не дорожил настолько, чтобы чем-то пожертвовать для них, поступиться хоть малейшими своими привычками.

Итак, Печорин, с одной стороны, мечтает о том, чтобы его любили, полагает, что ему хватило бы одной сильной привязанности, а с другой, осознает себя непригодным для семейной жизни: «Нет, я бы не ужился с этой долей! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится...».

Другое противоречие натуры Печорина — это постоянная скука и жажда деятельности. Видимо, по своей сути Печорин является достаточно активной личностью: мы видим, как он вовлекает окружающих в водоворот событий, им же и спровоцированных. «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!», однако эти приключения происходят именно благодаря активной позиции самого героя. Но деятельность Печорина не имеет прочной основы: все, что он предпринимает, нацелено на борьбу со скукой — и только. И даже этой цели не может достигнуть герой Лермонтова. В лучшем случае ему удается ненадолго отогнать скуку, но вскоре она возвращается: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...». Мало этого, отсутствие цели, праздный образ жизни способствовали развитию таких отрицательных качеств, как цинизм, высокомерие, пренебрежения к чувствам окружающих.

А ведь Печорин наделен и многими достоинствами: острым умом, проницательностью, своеобразным чувством юмора, силой воли, храбростью, наблюдательностью и обаянием. Однако жизнь его лишена внутреннего смысла и радости: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни».

Образ Печорина

(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно.

М. Лермонтов

«Герой нашего времени» — произведение, созданное в последекабристскую эпоху. В романе поставлен вопрос о судьбе незаурядной личности в эпоху безвременья, о безысходности положения лучших молодых людей из дворянства. В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Печорин — это сильная, яркая и в то же время противоречивая и трагическая личность.

Богатые силы Печорина не могут найти себе применения. В дневнике герой записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные …Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, — лучший свет жизни». Печорин не увидел цели, не нашел себе применения. Старое ему было чуждо, а новое неведомо. Утратив смысл в жизни, герой ожесточился, стал черствым, эгоистичным. Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе, обнаруживая, по определению Лермонтова, "болезнь" поколения его времени.

Своеобразно построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний. Писатель вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам.

Характер Печорина и все его поведение отличается крайней противоречивостью. Это отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся» . Походка «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера» . С одной стороны, у Печорина "крепкое сложение", а с другой — "нервическая слабость". Печорину около 30 лет, а "в его улыбке что-то детское".

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…». Непонятной для Максима Максимыча остается и история с Бэлой — равнодушие Печорина, казалось, при такой сильной недавней любви. Печорин крадет понравившуюся ему девушку, не думая о тех действиях, которые могут последовать за этим поступком. Он искренне верит, что влюблен в “деву гор” , что эта любовь станет спасительным мостиком, по которому герой сможет перейти в новую для него, полную смысла, жизнь: «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою…» Но вскоре Григорий Александрович понимает тщетность надежд: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни» ,— признается он Максиму Максимычу.

Будучи еще молодым, Печорин остро чувствует свою обреченность, наверно, поэтому бесстрашный Печорин пугается стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боится простуды. Обреченность развилась в Печорине еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была "нервическая слабость"… Жизнь на Кавказе не дала ему душевного удовлетворения, не помогла ему найти смысл жизни. Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя: «Авось, где-нибудь умру на дороге. Что ж, умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно». (Какой безысходностью веет от этих слов, какой ощущается трагизм от напрасно потраченной жизни.) Он путешествует в надежде хоть как-то скоротать век или найти свой безвременный конец. На вопрос Максима Максимыча: «А когда вернетесь?» — Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! Да и зачем?..» Горький итог жизни.

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению «…есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не такой уж бессердечный эгоист. Он способен на эмоциональные порывы. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… «При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет "из любопытства", с другой — в нем огромная жажда жизни, деятельности. Но самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки. По словам Белинского, «бешено гоняется он за жизнью», но это все сводится к мелким и ничтожным целям: узнать тайну контрабандистов, заставить княжну Мери и Бэлу полюбить себя, победить Грушницкого. Так, в руках судьбы Печорин превращается в орудие зла: контрабандисты убегают в другое место, оставив на произвол судьбы старуху и бедного слепого мальчика; погибает отец Бэлы и сама Бэла; становится на путь преступления Азамат; убивает неповинных людей Казбич; гибнет Грушницкий; "разбито" сердце княжны Мери; обижен Максим Максимыч. Печорин стремится "любить весь мир” — и приносит людям одно лишь зло и несчастье. Однако это не делает его счастливым, из дневника героя видно, что перед нами человек со страдающей душой.

Печорин самокритичен. Он признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Сам Печорин выносит себе приговор: «Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Я сделался нравственным калекой…». С горьким чувством он расценивает себя, как «нравственного калеку », у которого "высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души. Печорин, не жалея себя, вскрывает причины своего эгоизма: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…” Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключена сила личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба — потребность его натуры.

Печорин — человек богато одаренный, яркий. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам, но не находит. И где бы он ни появился, он приносит людям одно горе: Кто же виноват в том, что Печорин превратился в "лишнего человека"? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: "Во мне душа испорчена светом" , то есть тем светским обществом, по чьим законам он жил и от которого уйти не смог. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что он ищет, там нет. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Его, подобно лермонтовскому "Парусу", влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но "чудный мир тревог и битв", к которому так стремился другой лермонтовский герой Мцыри, не лежит в будничной жизни «водяного общества», куда попадает Печорин, его там нет. (глава «Княжна Мэри»)

Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком "естественным" и "цивилизованным". Контраст Печорина и горцев помогает нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) — натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на "детей природы".

Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним "насыщенную гордость". Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но его дела мелки, а цели случайны и незначительны.

Итак, Григорий Александрович Печорин личность крайне противоречивая. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам "жалкостью действий", пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям, но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Печорин не идет проторенной дорогой светских молодых людей, он служит, но не выслуживается, но, к сожалению, становится закономерным звеном в ряду "лишних людей". Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.

Лермонтова всегда волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи "мрачного десятилетия", когда преследовалась любая свободная мысль и подавлялось всякое живое чувство. Печальные раздумья поэта о судьбе передовых людей последекабристской общественной жизни появляются во многих лирических стихотворениях:

Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно.

“Герой нашего времени” -роман, воплотивший сокровенный замысел Лермонтова. Своеобразно построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний.
Печорину в романе уделено главное внимание. Лермонтов вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам.
Обреченность развилась в Печорине еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была "нервическая слабость". Бесстрашный Печорин пугался стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боялся простуды. Эта противоречивость характеризует "болезнь" целого поколения. В Печорине как бы живут два человека, борются рассудочность и чувство, ум и сердце. Герой утверждает: "Я давно уж живу не сердцем, а головою". Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия".
Григорий Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя: "Авось, где-нибудь умру на дороге. Что ж, умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно.
Какой безысходностью веет от этих слов, какой ощущается трагизм от напрасно потраченной жизни. И далее Печорин говорит совершенно определенно: "Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно, зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, - лучший свет жизни".
В первые годы молодости героя были пылкие надежды, увлечения. Жила вера в возможность совершения жизненного подвига. Мысль рисовала высокие идеалы, необъятные силы побуждали к действию для достижения этих идеалов. И Печорин выступил на борьбу. Выступил, но боя не выдержал. Очень скоро осталась "одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений.. "
В условиях окружающей его жизни Печорин не увидел цели, не нашел себе применения Старое ему было чуждо, а новое неведомо. Такой разлад с действительностью приводит героя к апатии, и он с юных лет старится, в бездействии увядает. Утратив смысл в жизни, Печорин ожесточился, стал черствым, эгоистичным. Людям, с которыми приходится ему сталкиваться, он приносит только несчастья. По словам Белинского, "бешено гоняется он за жизнью", но это все сводится к мелким и ничтожным целям: узнать тайну контрабандистов, заставить княжну Мери и Бэлу полюбить себя, победить Грушницкого. Так, в руках судьбы Печорин превращается в орудие зла: контрабандисты убегают в другое место, оставив на произвол судьбы старуху и бедного слепого мальчика; погибает отец Бэлы и сама Бэла; становится на путь преступления Азамат; убивает неповинных людей Казбич; гибнет Грушницкий; "разбито" сердце княжны Мери; обижен Максим Максимыч.
Несмотря на то, что Печорин - сильная, волевая, одаренная натура, он, по его собственному справедливому определению, - "нравственный калека". Его характер и все его поведение отличается крайней противоречивостью. Это отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина "не смеялись, когда он смеялся". Походка "была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера" . С одной стороны, у Печорина "крепкое сложение", а с другой - "нервическая слабость". Печорину около 30 лет, а "в его улыбке что-то детское".
Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: "В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один...”
Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе, обнаруживая, по определению Лермонтова, "болезнь" поколения того времени. "Целая моя жизнь, -указывает сам Печорин, - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку". В чем же они проявляются?
Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, который живет "из любопытства", с другой - в нем огромная жажда жизни, деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: "Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия".
Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он да- лее, - подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?"
Но Печорин не такой уж бессердечный эгоист. Он способен на эмоциональные порывы. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск... "При возможности потерять ее навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже всего на свете, - дороже жизни, чести, счастья!" Оставшись без коня в степи, он "упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".
Эта противоречивость и не дает Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя, как "нравственного калеку", у которого "высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души.
Самое страшное противоречие: "необъятные силы души" - и мелкие, недостойные Печорина поступки. Он стремится "любить весь мир” - и приносит людям одно лишь зло и несчастье. Наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни - и полная безнадежность, осознание своей обреченности.
Страдания Печорина усиливаются тем, что, по его признанию, в его душе живут два человека, один совершает поступки, а другой судит его. Трагизм страдающего эгоиста в том, что его ум, его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем, к "радостям и бедствиям- человеческим" не столько его вина, сколько тяжелый крест. Он иногда сам себя презирает за свои "мелкие слабости, дурные страсти", за то зло, которое он невольно причиняет всем, кто встречается на его пути. Но "ненасытная жадность", заставляющая смотреть "на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую душевные силы", стала уже сущностью его натуры. Печорин ощущает в себе эту жадность независимо от собственной воли. Успевший ко всему привыкнуть, разучившийся по-настоящему чувствовать, герой лермонтовского времени вызывает острое сожаление тем, что жизнь его "становится пустее день ото дня”.
Кто же виноват в том, что Печорин превратился в "умную ненужность", в "лишнего человека"? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: "Во мне душа испорчена светом", то есть тем светским обществом, по чьим законам он жил и от которого уйти не смог.
"Трагедия Печорина, - писал Белинский, - прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий".
Печорин - личность, которую отличает упорство воли. Психологический портрет героя полностью раскрывается в романе, отражая социально-политические условия, формирующие "героя времени". Лермонтова мало интересует бытовая, внешняя сторона жизни людей, а волнует их внутренний мир, психология поступков персонажей романа.
"Герой нашего времени" явился предшественником психологических романов Достоевского, а Печорин стал закономерным звеном в ряду "лишних людей", "младшим братом Онегина". Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.


Жестокое время делает жестокими людей. Доказательство этому — главный герой романа Лермонтова "Герой нашего времени" Григорий Печорин, в котором автор воспроизвел, по его словам, "портрет, но не одного лица: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии". Печорин — это образ дворянина 30-х годов, эпохи "мрачного десятилетия", николаевской реакции, наступившей вслед за поражением восстания декабристов, когда преследовалась любая свободная мысль и подавлялось всякое живое чувство. Печорин — это горькая правда об эпохе безвременья, в которую все лучшие люди России вместо того, чтобы направить свой ум, энергию и недюжинные силы на достижение высокой цели, становились "нравственными калеками", так как никакой цели у них просто не было: время не позволяло зародиться ей.

Порождение своего века, холодный эгоист, причиняющий всем только страдания, — таким стал Печорин, а между тем мы видим, каким блестящим умом, необычайной силой воли, талантом и энергией обладает этот человек. Печорин — личность незаурядная, один из лучших людей своего времени, и что же: отказавшись от служения обществу, в возможности которого он полностью разуверился, не найдя применения своим силам, лермонтовский герой бесцельно растрачивает свою жизнь. Печорин слишком глубокая и самобытная натура, чтобы стать только рефлектирующим интеллигентом. Отличаясь независимостью ума и силой характера, он не выносит пошлости и рутины и стоит безусловно выше среды. Он ничего не хочет — ни чинов, ни званий, ни выгод, — и он ничего не делает, чтобы добиться успеха. Уже этим он стоит безусловно выше своего окружения. И кроме того, его независимость была единственно возможной формой выражения несогласия с устройством жизни. В этой позиции скрыт протест. Печорина не стоит упрекать в бездействии, так как оно — от нежелания служить "царю и отечеству". Царь — тиран, не терпящий проявления мысли и ненавидящий свободу, отечество — чиновники, погрязшие в клевете, зависти, карьеризме, праздно проводящие время, делающие вид, что заботятся о благе отечества, а на самом деле безразличные к нему.

В юности Печорин был обуреваем идеями, увлечениями и стремлениями. Он был уверен, что родился на свет не просто так, что ему уготована некая важная миссия, что своей жизнью он внесет значимый вклад в развитие отечества. Но очень быстро эта уверенность прошла, с годами рассеялись и последние надежды, и к тридцати годам осталась "одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений...". Герой живет без цели, без надежды, без любви. Сердце его пусто и холодно. Жизнь не представляет никакой ценности, он презирает ее, как, впрочем, и самого себя: "Авось, где-нибудь умру на дороге! Что ж? Умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно". В этих словах — трагизм от бессмысленно текущей жизни и горечь от безысходности.

Печорин умен, находчив, проницателен, но эти качества приносят людям, с которыми его сводит судьба, одни только несчастья. Он отнял у Казбича самое дорогое, что у того было, — коня, сделал бездомным абреком Азамата, он виновен в смерти Бэлы и ее отца, он нарушил покой в душе Максима Максимыча, он потревожил мирную жизнь "честных контрабандистов". Он эгоист, но и сам от этого страдает. Его поведение заслуживает осуждения, но к нему нельзя не проникнуться сочувствием; в обществе, где он живет, силы его богатой натуры не находят настоящего применения. Печорин кажется то холодным эгоистом, то глубоко страдающим человеком, по какой-то злой воле лишенным достойной жизни, возможности действия. Разлад с действительностью приводит героя к апатии.

Говоря о трагизме незаурядных личностей, о невозможности найти применение их силам, автор показывает также, насколько пагубно влияет на них уход в себя, отдаленность от людей.

Сильная воля и блестящий ум не мешают Печорину стать, как он сам выражается, "нравственным калекой". Приняв для себя такие жизненные принципы, как индивидуализм и эгоизм, лермонтовский герой постепенно утратил все лучшее в своем характере. В повести "Максим Максимыч" Печорин совсем не такой, каким он был в первых повестях, в первые дни появления на Кавказе. Теперь в нем отсутствует внимание и дружелюбие, им овладело безразличие ко всему, нет прежней активности, стремления к искренним порывам, готовности открыть в себе "бесконечные источники любви". Богатая натура его совершенно пуста.

Печорин — личность противоречивая. Это проявляется и в характере, и в поведении, и в отношении к жизни. Он скептик, разочарованный человек, который живет "из любопытства", и вместе с тем он жаждет жизни и деятельности. А отношение его к женщинам — разве не проявляется здесь противоречивость его натуры? Внимание свое к женщинам он объясняет лишь потребностью честолюбия, которое "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?", В то же время, получив последнее письмо от Веры, он как безумный стремится в Пятигорск, говорит, что она для него "дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, счастья!". Потеряв коня, он даже "упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".

Лермонтовскому герою присущ в высшей степени самоанализ. Но это мучительно для него. Так как Печорин сделал из самого себя объект для наблюдения, то почти утратил способность отдаваться непосредственному чувству, полнокровно ощущать радость живой жизни. Подвергаясь анализу, чувство ослабевает или гаснет вообще. Печорин сам признается, что в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Этот строгий суд над самим собой не позволяет Печорину довольствоваться малым, лишает его покоя, не дает примириться с той жизнью, которая определена ему общественными условиями.

"Трагедия Печорина, — писал В. Г. Белинский, — прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий." Кто же виноват в ней? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: "Во мне душа испорчена светом", то есть, средой, обществом, в котором ему довелось жить.

Лермонтов в своем произведении «Герой нашего времени» показывает Печорина, как весьма противоречивую натуру. С одной стороны персонаж благороден, с другой он любит поиздеваться над тем же Грушницким. Мужчина постоянно выводит товарища из себя дерзкими разговорами об Мери. Самой же девушке, офицер, как бы случайно сообщает о том, что Грушницкий всего лишь юнкер. А это означает, что ожидания княжны, не совпадают с реальностью и она разочаровывается в ухажере. Это очень низкий поступок со стороны Печорина, по отношению к товарищу.

Противоречие идет и тогда, когда молодой человек признается доктору Вернеру в том, что не считает его другом. Но в другой ситуации, он рассказывает мужчине подробности из своей жизни и даже просит быть его секундантом на дуэли с Грушницким. Тем самым он доверяет военному доктору самые важные секреты из своей биографии.

Вернер осведомлен и об отношениях Печорина с . Он знает что делал мужчина в тот вечер возле дома Лиговских, и почему того обвинили в похождениях к Мери.

Григорий Александрович не трус, и в день поединка с Грушницким спокойно готовится к сражению. Когда его бывший товарищ промахнулся, мужчина хладнокровно потребовал перезарядить его мушкет, по причине того, что в него забыли положить пулю. Но между тем, он не желает смерти своему «оппоненту».

Вызывая Грушницкого на дуэль, он хотел в первую очередь напугать его. Но в то же время, потребовал таких условий, что с «поля брани» уйти должен только один. Другой, даже если будет ранен несильно, то обязательно оступится и упадет со скалы.

Характер у Печорина был сложен и противоречив и в отношении с женщинами. Ему понравилась Бэла, но с ней мужчине было тоскливо. Он женился бы на , но почему-то побоялся обидеть Веру. Да и отношения с женщиной, которую он любит, были непростыми. Он вел двойную игру, когда пытался встречаться и с Лиговской и с Верой, а в итоге, остался одиноким.

Однажды Мери призналась ему в любви. Не сказать, что мужчина был не готов услышать подобное. Наоборот он желал этого. Однако даже не подал вида, что слова ему приятны и существует взаимность между ними. Перед этим он открыл княжне душу. В своем рассказе, мужчина был предельно честен и откровенен. Это и зародило в девушке уверенность в том, что Печорин влюблен в нее, и хочет на ней жениться.

Так порой мужчина сам себя обманывал. Он подолгу искал счастья, а когда находил, то отказывался от него. Он не верил в судьбу, но сумел различить знак смерти на лице Вулича. Он не хотел страдать и любить, но всякий раз кидался в «омут с головой» при виде достойной женщины.

Мужчина был рожден завоевывать. Он доказывал и себе, и окружающим, что для него слова «нет» – не существует. Так он тешил свое самолюбие и гордыню. Но с другой стороны, он порой ненавидел себя за откровенную жестокость. Мужчина сравнивал себя с вампиром, который питается чужими эмоциями, но при этом, презирал тех, кто провоцирует скандалы и ввязывается в заговоры.

А в итоге, такая непростая личность, как , с насыщенной «биографией», страдает от тоски и скуки. Что же это, парадокс, или попытка оправдать свою безответственность?