Каков из себя китайский менталитет.

Отношение к жизни, деловым отношениям и взаимодействию в обществе у китайцев практически прямо противоположное, чем у европейцев или американцев. Это отражается на каждом действии жителя Поднебесной. По заверениям всех бизнесменов и тех, кто жил в Китае, понять их менталитет тяжело. Он настолько разнообразен и многогранен, зависит от религии, исторической памяти и устоявшихся традиций.

Отношение в социуме

Менталитет китайского народа ярко проявляется при взаимоотношениях внутри коллектива, предприятия, семьи. Главное отличие – каждый китаец имеет множество личностных связей с другими людьми. Это прямые и непрямые родственники, коллеги, партнеры, друзья, соседи. Они все постоянно взаимодействуют между собой. Для китайца нормально иметь множество знакомых людей, с помощью которых он может сделать практически что угодно. В предпринимательстве обширные связи очень помогают. Китаец никогда не будет брать кредит в банке, если есть возможность одолжить у знакомого или родственника. Точно также они охотно дают деньги в долг. При помощи своих связей они решают вопросы и проблемы, продвигают бизнес интересы и находят партнеров.

В Китае не принято выделять себя из общности. Исторически сложившийся коллективизм отодвигает интересы индивида на задний план. Этим можно объяснить участие жителей в ликвидации последствий стихийных бедствий, в постройке промышленных и экономически-выгодных объектов, в развитии сельского хозяйства.

В плане бизнес отношений китайцы придерживаются этих же принципов. Для них важно, чтобы компания развивалась. Себя они воспринимают, как часть механизма и порой готовы жертвовать личной выгодой на благо великой цели.

Взаимоотношения

Согласно религиозным течениям, которые развиты в Китае, существует вертикальная плоскость взаимоотношений «старший-младший» или «начальник-подчиненный». Менталитет Китая в данном плане весьма показателен. Начальник или директор обладает непререкаемым авторитетом среди работников. Его указания выполняются беспрекословно. Даже, если начальник младше подчиненного, отношение к нему не изменится. Такая же тенденция наблюдается в семейных отношениях. Дедушки и бабушки почитаются, как хранители семейных ценностей и традиций. Забота о них ложится на плечи детей и внуков.

Отметим, что при деловых переговорах, важно понимать, кто принимает решения и является непосредственным начальником. Ведь можно все детали и нюансы обсудить с нижестоящим представителем, а потом обнаружить, что его начальник не собирается соглашаться на ваши условия.

Отношение к иностранцам

Исторически сложилось, что китайцы считают свою страну центром мира, а остальные народы – это «варвары», которые не достигли уровня развития и понимания мироздания. В последние десятилетия отношение немного изменилось, и Китай перенимает лучшие технологические новшества. Иностранцев воспринимают, как источник наживы. Бизнесмены и туристы часто говорят о том, что китайцы – искусные торговцы и способны обмануть так, что никто и не поймет.

Особенности китайского менталитета основаны на получении прибыли в данный момент. Конечно же, присутствует момент стратегического планирования и предположительного развития. Но не обязательно все пройдет так, как описали китайские партнеры. Китайцы любят торговаться, но никогда не упустят своей выгоды. Если они поймут, что вы заинтересованы в партнерстве в большей степени, чем они – никаких скидок, дисконтов и лояльных условий вы не дождетесь.

Отношение к работе

Каждый китаец привык с пеленок, что нужно постоянно выживать, находить пути наиболее экономного и обоснованного решения проблемы. Этому учат и религия и философские учения. Каждый китаец очень трудолюбив и не приемлет оправданий, вроде «лени». Китайский менталитет в бизнесе сводится к постепенному развитию, экономии ресурсов и получении всего необходимого как можно дешевле, в оригинале – бесплатно, в счет будущего партнерства и развития. Эта уникальность народа Поднебесной отражается и в политике. Страна постепенно развивается, собирает интересное, новое и важное. Очень часто технологии и помощь они получают бесплатно, взамен на дружеские отношения.

Партнерство с китайскими компаниями

Тонкости ведения переговоров и партнерских отношений требуют от предпринимателей пристального внимания к деталям. Мы опишем некоторые правила, которые характеризуют китайский этикет на переговорах :

  • На первой встрече не разговаривают о делах. В идеале, первое знакомство лучше провести в неформальной обстановке, говорить об интересных вещах, строить доверительное отношение;
  • Готовьтесь к нескольким встречам в переговорном процессе. Редко, когда все вопросы решаются за один раз;
  • При приветствии китайцы пожимают руки или могут сделать легкий поклон;
  • Визитки передают и принимают двумя руками. Принято рассматривать недолго, а затем аккуратно спрятать на виду у партнеров;
  • У китайцев принято дарить подарки. Преподносят и получают их также двумя руками. Как правило, дарят лидерам встречи и помощникам. Если вы желаете произвести благоприятное впечатление – подарите каждому участнику делегации недорогие презенты. В ответ вас тоже одарят. Если нет – переговоры провалились;
  • Китайцы завышают стоимость товаров, услуг в разы. Будьте готовы мягко торговаться и отстаивать интересы.

В отдельной статье вы можете подробно познакомиться с тонкостями сотрудничества с китайцами.

Выполнение обязательств

При хорошо налаженных отношениях, китайцы соблюдают графики поставок и изготовления. Особенно, если они желают выказать вам уважение или дружеское расположение. Такая сфера бизнеса, как , очень сильно зависит от личностного отношения между отправителем и получателем. Многие отечественные бизнесмены, работающие с Поднебесной, подтверждают, что постоянно находятся на связи с партнерами, обсуждают деловые и личные интересы, разговаривают, чтобы развивать дружбу и взаимопомощь.

Китайский менталитет никого не оставляет равнодушным, кого-то он забавляет, а кого-то отпугивает.

С каждым днем Китай привлекает к себе все больше внимания: богатейшие культура и история, мощнейшая экономика, сложнейший язык и самое многочисленное население в мире – все говорит о том, что игнорировать эту страну просто нельзя; именно поэтому количество людей, обращающих свой взор на Поднебесное «азиатское чудо» растет с каждым годом. Но всех приезжих в Китае ждет культурный шок: при всех успехах страны, главной особенностью Поднебесной остается менталитет ее жителей. В этой статье мы постарались раскрыть понятие «китайский менталитет», и описать некоторые его моменты.

Первое, что привлекает внимание в китайском менталитете, это зацикленность на деньгах. В отличие от американцев, которые могут щеголять в старых растянутых футболках и ездить на велосипеде, владея при этом миллиардами, китайцы такой образ жизни просто-напросто не понимают и не приемлют. Если у китайца есть возможность приобрести что-то очень дорогое, то он обязательно это купит, при этом вещь должна обязательно быть брендовой, дабы сообщить всем окружающим о статусе своего владельца. По этой причине очень часто можно встретить таксистов, дворников и официантов с последними моделями айфонов. Встречаются и скромные китайцы, но довольно редко.

В Китае не дарят открытки – если хотят кого-то поздравить, то дарят «красный конверт», в котором лежат деньги. Деньги сегодня стали для китайцев основной ценностью, далеко перещеголяв то духовное содержание, что воспевается китайской философией. Деньги остаются важной частью даже загробной жизни: в дни памяти усопших у китайцев принято сжигать ритуальные «бумажные деньги», чем больше сожжено – тем лучше умершему «на том свете», деньги сжигаются в обмен на защиту духов (т.е. даже «там» китайцы ничего просто так не делают). Хотя, справедливости ради, надо признать, что красный конверт является очень практичным подарком, который не вызывает косых взглядов и нареканий.

Особое место в китайской культуре занимает красный цвет: он обозначает удачу, богатство, благополучие и отпугивает злых духов и прочую нечисть. Абсолютное большинство украшений окрашивается в красный цвет, даже традиционное свадебное платье невесты должно быть сшито из красного шелка – однако сейчас вошло в моду регистрировать брак в подвенечном белом платье, затем невеста все-таки надевает традиционные красные одежды.

Недолюбливает китайский менталитет цифру 4 – а все потому, что китайское наименование цифры 四 sì созвучно слову 死 sǐ, что означает «смерть», поэтому население Поднебесной старается всячески избегать этой цифры где бы то ни было: номер телефона, квартиры или дат мероприятий.

С особым трепетом относятся китайцы к созданию семьи и рождению ребенка: демографическая политика страны «одна семья – один ребенок» привела к тому, что все семьи без исключения стали стремиться к рождению сына, а будущая мама, узнав, что ждет девочку, незамедлительно идет на аборт. Восточная психология гласит, что только сын является продолжателем рода, так как дочь уходит в другую семью. Подобные ограничения и мышление народа привели страну к демографической катастрофе: сегодня мужское население Китая на сотни тысяч превышает женское.

Теперь, когда китайским мужчинам остро не хватает женщин для создания семьи и отношений, расцветает гомосексуализм, который еще больше усугубляет демографическую картину страны. В прошлом году Компартия Китая таки разрешила китайцам заводить второго ребенка, однако сами люди не торопятся пользоваться этим нововведением: рождение и воспитание ребенка было и остается самым дорогим удовольствием в жизни обычного китайца на фоне отсутствия бесплатных медицины и образования.

Очень высоко ценится в Поднебесной высшее образование и образование в целом. В отличие от Казахстана тут не встретишь человека с тремя «высшими», оставшегося без работы. Подобное отношение к обучению особенно ярко выделяется на общем фоне невежества китайского народа. Многие китайцы никогда не выезжали за пределы своей провинции, что также заметно отражается на их кругозоре.

Вся система образования, как и система китайского языка, строится на сплошной «зубрежке», тормозя основные мыслительные процессы, именно поэтому китайцам так тяжело даются языки и новые науки. Высшее образование для всех граждан Китая без исключения является платным, в связи с этим наличие «корочки» столь высоко ценится.

Китайский менталитет чтит и уважает родной гороскоп: из 12 животных астрологического цикла самыми «удачными» считаются год Дракона и год Тигра, именно в эти года рождается наибольшее количество детей, а самым «неудачным» считается год Овцы. Однако у родившихся в год Овцы людей есть неоспоримое преимущество: в периоды поступления в школу/университет или приема на работу по возрасту, у этих людей нет столь многочисленной конкуренции, с которой сталкиваются рожденные в годы Дракона и Тигра.

Но больше всего поражают и одновременно ужасают объемы и масштабы китайского потребления: народ, на протяжении тысяч лет живший «впроголодь», сегодня потребляет все без разбору. Это касается и продуктов питания, и автопрома, и одежды. Создается впечатление, что потребление становится смыслом жизни китайцев – они тратят абсолютно все, живя «сегодняшним днем».

Этот пост у меня уже назревал давно, просто не могла точно сформулировать свои наблюдения в определенные очертания. Я живу в Гуанчжоу, на юге Китая, поэтому речь пойдет о южных китайцах. Ведь южные и северные китайцы очень сильно отличаются. Конечно, живя и работая здесь, я соприкасаюсь с южно-китайским менталитетом каждый день. Жить здесь или быть на время - две большие разницы. Так что, вот мой взгляд изнутри:

1) Ведение бизнеса

У нас в России принят жесткий стиль в бизнесе, надо во что бы то ни стало урвать свой кусок, показать свой железный характер, требовать, а не просить, припугнуть и получить желаемое. Жесткий значит сильный. В Китае же агрессия - это признак дурного тона. Своим привычным поведением, подпирая китайца к стене, мы вызываем у него отторжение и дискомфорт, ведь из-за нас он может "потерять свое лицо". У китайцев есть такое понятие социального лица - то, каким видят его окружающие, и это напрямую влияет на его внутренний мир и деловую репутацию. Потеря этого самого социального лица - катастрофа и унижение.

Когда я только приехала в Китай, я была такая: "Хо-хо, я такая крутая, я же из России, у меня образование, универ, я вся такая жесткая, сильная, умею добиваться своего, диктую свои условия, умею, когда надо надавить и вообще трепещите передо мной". Но пара-тройка сорванных договоренностей из-за моей напористости эту спесь из меня быстро выбили. Я поняла, что действую на другой территории и работать по прежним правилам НЕЛЬЗЯ.

И тут я стала присматриваться к стилю ведения бизнеса и переговоров в Китае, начала подстраиваться под их стиль и дело пошло. Надо сказать, что с таким отношением, я сама стала спокойнее, как человек. И мне это мое состояние очень нравится. Можно сказать, что это моя приобретенная черта в Китае. Есть чему поучиться у народа с тысячелетней историей.

Агрессия - это хамство. Меня очень удивляет, что по ходу ведения бизнеса, некоторые люди позволяют себе такое хамство. Сначала все хорошо-хорошо, потом какая-то проблема, которую можно решить, но процесс хамства уже запущен.

2) Разные ожидания

Российский человек по умолчанию ждет ото всех "кидалова". Надо быть всегда настороже, никому не доверять, держать руку на пульсе, требовать, контролировать, чтобы не нарваться на обман. Мы везде ждем подвоха. Честно, у меня потребовался не один год, чтобы избавиться от этого ощущения.

Свой страх перед обманом мы пытаемся контролировать с помощью документов, печатей, заранее утвержденных на бумажке сроков и сумм.

Неприятный инцидент у меня был на заводе. По переписке и по телефону мне была озвучена одна цена, приезжаю на переговоры - эта же цена, потом переговоры затягиваются и цена меняется в итоге. Причем, менеджер так и говорит "Я ошиблась, дала вам неверную цену". Тут по идее начинаешь думать "Эти китайцы меня обманули. Они меня за дуру держат?". Легче развернуться и уйти. Я решила не включать эту логику, а попробовать их понять. Мне очень хорошо все объяснили, показали завод. И тогда я ушла с полной уверенностью, что обмануть-то меня никто и не пытался, просто так вышло. У меня был выбор - соглашаться на эту цену или нет. Я согласилась и не прогадала.

3) Разные формальности

Это тоже продолжение нашего страха быть обманутым. Только формальная сторона. Чтобы уберечься, мы начинаем требовать кучу всяких бумажек. Как положено. Но с китайцами такая штука не всегда прокатывает. Честно скажу, когда начнется проблема,эти бумажки вас не спасут. Если вас хотят обмануть, то обманут с бумажками или без

Однажды я была на заводе в одной маленькой деревне. Все посмотрели, все хорошо, все устраивает, давайте оформлять заказ. Я прошу договор и инвойс. "Инвойс? Что это такое? Неее, не слышали!!!" Мое первое желание было - бежать отсюда, это обман, кидалово. Но... стоп. Вырубаем российскую логику. Начала вникать в суть, звонить друзьям. Оказывается, в провинции Гуандун в маленьких заводах, где работают 7-8 человек и директор, не знать, что такое инвойс - это не редкость. Инвойс и сейлс-контракт я сама им сделала, они подписали и поставили печати. Потому что так хочет клиент и ему так безопаснее.

Очень часто бывает, что вместо счета выпишут какую-нибудь бумаженцию. Клиент совсем отказывается это понимать и принимать. "Счет такой не бывает, он бывает вот таким" - и приходится подгонять все под эти принятые формы. Так что будьте готовы ко многому.

4) Разный подход к проблемам

У нас в России любят рассчитывать все риски и проблемы заранее. Предупрежден - значит вооружен. Также любят заранее все посчитать, обговорить цены и все. Но с китайцами такое отношение не прокатывает. У них постоянно все меняется. Почему? Потому что они решают проблемы по мере поступления. Они заранее не обсуждают, что будут такие и такие проблемы, мы решим вот так-то и так, и будет вот такая цена.

Пример из жизни. Раньше меня эта черта сильно бесила! А теперь я сама стала такой (о, ужас!ужас!). Сидишь на фабрике, обговариваешь детали заказа, все хорошо, оформляешь заказ и тут начинается: то этого нет, то такой цвет, то доступно это, а если хотите это, то вот такая цена. Поэтому если делать заказ, то заранее сказать "да", а потом обсуждать поступающие проблемы. Абсолютно все проблемы решаются только по мере их поступления. Поэтому всегда предупреждаю людей, что вот если мы обговорили эту цену, то цена эта самая минимальная и приблизительная, при добавлении опций, цена изменится.

И знаете, что? Это жутко удобно! Не надо тратить свою энергию на всевозможные "кабы" да "если". Но люди в России привыкли к другому и все условия оговаривают на "берегу", но, к сожалению, все нюансы и "сюрпризы" китайцев не предусмотреть.

5) Понимание дружбы

Вот здесь очень большие отличия. Если мы дружим в России бескорыстно, то в Китае дружба предполагает взаимные обязательства. Очень важно при установлении бизнес-контактов "дружить" с китайскими партнерами. Поэтому смело смешивайте личное и работу, так как это будет приносить лишь пользу. Китайцы ради друзей будут стараться хорошо работать и вам будет легче их понять. А в России смешивать работу и личное не принято, и может из-за этого так легко опуститься до агрессии? ("ты мне не друг")

6) Для китайцев нету понятия личного времени

Может, это из-за того, что они "дружат" с работой и на работе? И меня это немного напрягает. Ну, не можем мы россияне это воспринимать. Мне, например, письма и звонки от китайцев могут поступать независимо от дня недели и времени суток. Поэтому приходится лавировать.

7) Отказываюсь это понимать!

Что меня до сих пор шокирует - это вот такие истории:

Грузятся на складе стиральные машины. Где-то упаковка повредилась и машинка поцарапалась. На приемке говорю: "Вот здесь царапина. Не грузите". А мне в ответ удивленные китайцы: "А в чем проблема? Подумаешь, царапина, машинка-то цела и работает". Точно также со стульями, приборами, да и вообще со всем. Ну, как тут объяснить, что с царапиной - это уже негодный товар? Или если цвет отличается, даже на полутон, то это уже не то! Вот с этим у меня до сих пор трудности. Не знаю даже, с чем это связано.

8) Китайцы никогда не скажут "не могу"

Скорее всего они скажут, "невозможно" или "без вариантов", чем "я не могу это сделать". Поэтому если один китаец сказал вам "невозможно", то это еще не означает, что невозможно, идите к другому китайцу. Но если, допустим, то, что вы хотите только у этого китайца и он не может,значит, действительно, невозможно.

В заключение хотелось бы добавить,даже если люди сильно отличаются, схожего и общего у них гораздо больше. Иногда ловлю себя на мысли о том, что верю в библейскую легенду о Вавилонской башне. В любом деле ждет успех, если подходить с точки зрения сближения и понимания.

Не секрет, что Китай - мировая фабрика всего на свете. Каждый пятый человек на планете - китаец. Как бы его ни ругали, ни критиковали в поисках лучших условий сотрудничества, люди всех стран изучают его культуру и язык, пытаются понять образ его мышления.

Как расположить к себе китайских партнеров и добиться наилучших условий сотрудничества? Как правильно вести себя во время деловых переговоров и неформальных встреч? К сожалению, немногие бизнесмены задаются этими вопросами и обычно, приезжая в Поднебесную, "приходят в монастырь со своим уставом". Как правило, это приводит к излишним временным и материальным затратам, поскольку китайская сторона, несмотря на все уверения о "долгом сотрудничестве и взаимном обогащении", воспринимает иностранных гостей как оппозиционную сторону.

Статья посвящена "таинственной китайской душе", и направлена на то, чтобы сформировать у читателей представление, что же может происходить в голове у китайского партнёра во время переговоров и совместного ведения бизнеса. Для этого попытаемся копнуть чуть глубже и понять суть китайского менталитета.


Философия, культура и этикет

В современном Китае по-прежнему очень сильно влияние традиционной культуры, которая базируется на основах натурфилософии (учения об Инь и Ян, космологии), даосизма, буддизма и, конечно, конфуцианства.

Конфуцианство - учение о социальной иерархии, поведении и отношениях в обществе, а также о науке управления государством.

В конфуцианстве очень большая роль отводится учению о "ли" (этикете). Этикет-ли , по мнению Конфуция, должен был формировать гармоничные отношения между людьми (гуаньси), регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях. Ли, помимо многого другого, нор­ма поведения в семье, правила отношений подданных и государя, бережного отношения к традициям, доминирования интересов группы над интересами личности, соблюдения положенных законов и ритуалов.

Напротив, одним из главных принципов даосизма является понятие "у-вэй " (неделание), смысл которого состоит в том, чтобы не мешать, не противодействовать законам Природы, уловить ритм дыхания Дао: «Небо и Земля бездействуют и все совершают». Высшая мудрость состоит в том, чтобы следовать обстоятельствам, быть способным к недеянию, несвершению, что и означает правильную деятельность. Другими словами, всё сделается само собой, в результате естественного хода закономерно обусловленных событий.


Даосизм - древнее китайское религиозно-философско-мистическое учение о законах Вселенной и месте человека в ней.

Таким образом, правильное поведение , по мнению китайцев, должно сочетать в себе отсутствие суетливости, лишних телодвижений и при этом полное соблюдение всех правил поведения и обычаев (дабы не "потерять лицо" из-за своего невежества). Тогда Вселенная сама приведет тебя к нужной цели.

Китайская мудрость: Если кто-то сделал тебе плохо, не кидайся в бой и не спеши мстить, просто сядь на берегу реки и жди пока труп обидчика проплывет мимо.

Эту фразу приписывают китайскому стратегу и мыслителю Сунь-цзы, автору известного трактата "Военное искусство". Кстати говоря, именно его советы и стратагемы лежат сегодня в основе многих китайских деловых стратегий, систем планирования развития бизнеса, приемов обмана противника и многого другого. Ниже некоторые примеры этих стратагем.

«Спрячьте нож в улыбке » – принимайте противника как дорогого гостя и атакуйте исподтишка. «Пожертвуйте сливой ради персика » - уступайте в малом, чтобы получить большее. «Создавайте нечто из ничего » – делайте вид, что у вас есть власть, деньги, связи, чтобы добиться своей цели.

Китай и остальной мир

Одна из самых характерных черт китайского характера – ощущение древности своей истории, своей культуры и цивилизации. Они часто упоминают в каком веке была построена Великая китайская стена, когда жил Конфуций, кто первым изобрел компас, порох или колесо. Это дает китайскому населению ощущение внутреннего преимущества над другими нациями .

Традиционный Китай был довольно замкнутым государством: в представлении древних китайцев, их страна находилась в центре мира в горизонтали (по-китайски страна называется "Чжунго" - Срединное государство, а в Пекине даже есть место под названием "Пуп мира") и по вертикали, между Небом и Землей (отсюда и название Китая – Поднебесная).

Согласно древним представлениям китайцев Небо представляет собой круг, Земля – квадрат. Круг, проецируясь сверху на квадрат, оставляет незаполненными некоторые боковые, периферийные области. Китай находится «под небом», а варвары, незнакомые с культурой и ритуалами, в незаполненных областях.

В картине мира древнего китайца Поднебесная – окружающий человека мир, который представляет собой центр вселенной, государство с самой развитой культурой, и подчиняется власти китайского императора. Сам император является сыном Неба и отвечает за порядок в Поднебесной, включающей все народы и государства на земле. Весь мир за пределами Китая населен "варварами", к коим относились как северные кочевые племена (монголы, маньчжуры и т.д.), так и европейцы ("заморские черти", "длинноносые", "облезлые"). Китайцев мало интересовал мир за пределами их страны, ведь там нет ничего интересного, ничего, что отсутствовало бы в их империи. Напротив, это варвары должны приезжать в Китай, привозить подарки императору и учить китайской культуре.

В области гостеприимства Китай никогда не был «страной за Великой стеной», он охотно распахивал свои двери перед иностранными торговцами, миссионерами, различными посольствами. При этом сам Китай вплоть до XIX века не держал своих посольств в других странах мира, поскольку расценивал это как знак уничижения. Наоборот, это иностранные посольства должны были приезжать в Китай.

Конечно, сегодня такое отношение к иностранцам можно наблюдать скорее в удаленных деревнях. Однако и у городских жителей глубоко в подсознании запечатано пренебрежительное отношение к законам и традициям других стран, что можно наблюдать в упорном, методичном игнорировании западных ценностей и продавливании своих интересов в политике, бизнесе .



Китай - родина товаров и продавцов

Одна из наиболее удивительных способностей китайцев - превращать что угодно в товар. Если вы обратились к китайцу с вопросом о каком-либо товаре, он будет считать это началом деловых отношений и обязательно найдет нужную вещь, ну или что-то очень похожее на нее, а потом будет продавать ее вам до посинения.

В иностранцах китайцы видят, в первую очередь, источник наживы. К сожалению, известен тот факт, что построить искреннюю дружбу с представителями этой нации довольно сложно, так как они всегда будут стараться получить от иностранца что-то полезное: выгодную сделку, бесплатную услугу или просто деньги.

При этом построение бизнеса с китайцами довольно длительный и непростой процесс. Во время переговоров, китаец может легко принимать какие-то принципиально важные условия сделки, а затем вдруг застопориться на какой-то мелочи. И какие бы аргументы вторая сторона не приводила, уговаривая уступить, китаец будет нелогичен и упорен, как будто он не видит и не слышит их.

Между тем, китайцы отнюдь не глупы, просто у них другая логика и тактика поведения. Они ставят перед собой цель и будут идти к ней любой ценой, иногда твердолобостью, иногда наоборот, изворотливостью и хитростью. Если вы покупаете у завода запасные части, но он дискредитировал себя срывом сроков поставки, и вот вы уже собираетесь от него уходить, то не стоит удивляться, что в последний контейнер погрузилось лишь 95% груза, а остальные 5% никак не входили и завод их заботливо доложит вам к следующему заказу.

Первый контакт

Итак, вы все же решились завязать деловые отношения с жителями Китая.

При встрече китайцы обмениваются рукопожатиями, но могут просто поклониться или кивнуть головой. Кланяются они от плеч, а не от пояса, как японцы. Старшим по возрасту отдается инициатива в приветствии. В разговоре следует использовать только фамилию и официальную должность китайца, если он не попросит называть его по имени, что происходит, как правило, после длительного знакомства и установления дружеских, даже приятельских, отношений.

При первой встрече не стоит сразу кидаться в бой, обсуждать цены, подписывать контракты. Проявите терпение и умеренность, дайте вашему будущему партнеру проявить себя, рассказать о своем предприятии, а также понять что вы за клиент. Не стоит показывать свою сильную заинтересованность, иначе вам никогда не выторговать хорошую цену. А зачем им делать вам скидку, если вы и так будете делать у них заказ?


Даже после короткого разговора не забудьте обменяться визитками, желательно чтобы одна сторона была на китайском или английском языке. Визитку стоит принимать двумя руками, несколько секунд посмотреть на нее, а потом бережливо убрать.

Переговоры

Как правило, переговоры с китайскими партнерами длятся очень долго, будьте готовы как минимум к трем встречам! Найти хорошего китайского партнера сложно, нормальные компании будут долгое время относится к вам с недоверчиво, пытаясь раскрыть подвох в вашем предложении, а затем обхитрить вас. Кроме того, в Китае остается большое количество профессиональных (и не очень) мошенников, поэтому имеет смысл воспользоваться услугами крупных консультационных и переводческих фирм, которые помогут вам грамотно построить диалог.

Из китайских хитростей можно отметить следующие: наигранное безразличие к делу, ведение пустых переговоров; упор на то, какие они "бедные и несчастные", какой это сложный труд - производить товары; затягивание переговоров с целью измотать противника и заставить принять свои условия; откровенная лесть и другие.

Не проявляйте излишние эмоции во время переговоров, будьте спокойны и вежливы. Проявив излишнюю радость, гнев или расстройство вы проиграете в глазах китайца.

Обычно они искусственно завышают цены, чтобы потом во время торгов придти к той цене, которая вполне реальна и им интересна. Как правило, фразы "очень дорого, мы хотим дешевле" не очень действенны. Поэтому изучите заранее рынок интересующих вас товаров, цены на сырье и т.д., чтобы у вас были аргументы для сбрасывания цен. Давите на то, что вы ищете постоянного партнера и хотите долгих лет сотрудничества.

Неформальное общение

Китайцы очень гостеприимны, порой, окутанные заботой восточных хозяев, иностранные гости даже забывают цели своей поездки. Никогда не отказывайтесь от первого приглашения на обед или ужин. Это неотъемлемый ритуал, если его не соблюсти, то вы оскорбите своего партнера. А вот от последующих приглашений можно мягко отказаться, разумеется, по уважительной причине.

Китайцы крайне редко приглашают к себе домой в гости, скорее вас позовут в ресторан. Во многом это объясняется, во-первых, традицией не водить чужаков к себе домой, во-вторых, тем, что многие китайцы стесняются скромности своих жилищ. Естественно, вам, возможно, захочется посмотреть, как живет китайская семья. Вы можете осторожно намекнуть на это, но особо не настаивайте – вы вторгаетесь в самые интимные сферы внутренней жизни китайцев.

Во время официального ужина садитесь, куда вам укажут. Китайцы всегда рассаживают всех согласно должности, при этом иностранцев стараются чередовать со своими. При этом место лицом к выходу самое почетное. Когда вынесут все блюда, глава стола позаботится о вас и наложит вам всего понемногу. Ни от чего не отказывайтесь и попробуйте хотя бы чуть-чуть. Кроме того, когда вам наливают выпивку, стакан следует слегка придержать рукой, а если вам наливает хозяин, то стакан надо приподнять над столом. Столь любимая русскими привычка китайцев - пить до дна (ганбэй ), вовсе не обязательна для исполнения, вы можете отпить сколько вам хочется, а потом просто не ставить бокал на стол, тогда вам никто ничего не скажет.


Во время ужина вам скорее всего предложат выбрать блюдо из меню, выберете что-нибудь необычное, например шипящую сковородку, за смелый выбор ваши китайские партнеры одобрительно посмеются.

Когда вы будете прощаться (после успешного завершения переговоров или ужина), не забудьте подарить подарки китайской стороне, причем выбор подарка должен быть очень серьезным. Желательно оставить на память что-нибудь всем участникам китайской делегации: это могут быть сувениры с логотипом компании, матрешки, книги с фотографиями России, российский шоколад (в Китае почти нигде нет шоколада). Руководителям и их помощникам можно подарить хороший алкоголь, функциональные подарки (электрочайник, расписанный под хохлому, теплую одежду, чтобы носить "когда приедете в Россию", дорогую ручку). Вручать подарок, как и принимать, следует двумя руками, со всеми вниманием к содержимому. В ответ вам также вручат, скорее всего, китайский чай или предмет искусства. Если ж вам ничего не подарили, то это плохой знак.



Для иностранцев Китай - это не только другая страна, но и другой мир. Поведение и поступки китайцев порой кажутся нам совсем лишенными смысла, однако за ними просто стоит своя, другая логика. Она основана на древних традициях, не лишенных определенных предрассудков и суеверий.

Китайцев можно воспринимать по-разному: не доверять, иронизировать, порой раздражаться… И все же, если вы хотите иметь хорошие деловые контакты в Китае, надо уважать народ этой страны, руководствуясь при этом известным житейским принципом: относись к другим так же, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. И тогда удача в делах будет сопутствовать вам, без всяких "феншуев".

Хотите узнать ещё больше о культуре и деловом этикете Китая? Рекомендую к прочтению эти книги:

  • Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. Издательство ТГУ, 2002 г.
  • Маслов А.А. Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения. - М.: Рипол Классик, 2010 г. - 288 с.
  • Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Восточная литература, 2001 г. - 488 с.

Менталитет китайского народа
Загадочная азиатская душа...


Среднестатистический китаец - кто он?

Казалось бы, все знают об этой нации абсолютно всё! Оказывается, что наш круг информации очень и очень мал. Кроме того, что этот народ является самым большим по численности в мире, кроме того, что предки их были строителями одного из Чудес Света - Великой Китайской Стены - кроме всего этого данная нация обладает удивительным менталитетом, что делает ее еще более непохожей на все остальные. Эта нация - китайцы.
Действительно, мораль и мировоззрение китайцев иногда не поддается здравому смыслу. Остается только думать о том, как с такими понятиями они живут в цивилизованном обществе.

Китай. Семья и отношения

В жизни среднестатистического китайца семья занимает первое и самое главное место. Потерять свою семью считается большим горем для человека. Иерархия в семье начинается с женщины, как ни странно. Действительно, в Поднебесной действует негласный матриархат . Женщина в семье исполняет роль главы, и ее мнение учитывается первым при решении каких-либо семейных вопросов. Так, например, смерть бабушки является практически многомесячным трауром для всех, так как именно бабушку называют хранительницей всех семейных традиций и обычаев, а также держательницей семейного бюджета. Дедушка же, наоборот, считается самым бесполезным членом семьи. Воспитанием детей в китайской семье занимаются все до единого родственники. Кстати, в связи с введением в Китае закона «одна семья - один ребенок» малышей часто называют «маленькими императорами».
К отношениям до свадьбы у китайцев особый подход. Если парень с девушкой начинают встречаться, то скорее всего, это на всю жизнь. Любопытно, что при этом девушка может состоять в отношениях сразу с несколькими парнями, и это в порядке вещей. Совершенно нормальным считается, если девушка сидит в кафе со своим молодым человеком, и при этом заигрывает с другим. Аргументируется это поведение тем, что молодая женщина выбирает себе партнера. Целоваться и проявлять свои чувства на публике у китайцев не принято, это считается моветоном. Кстати, сами жители Поднебесной тщательно скрывают свои настоящие эмоции.

Китай. Внешняя и внутренняя культура

Огромной фобией китайца является публичное проявление эмоций. Они искренне считают, что люди не должны видеть их истинные чувства. Раздраженный или обиженный никогда не выдаст свои чувства , а будет стоять и улыбаться натянутой улыбкой. Если китайцу весело, можно быть уверенным, что его лицо останется практически неизменным в плане эмоций. Вероятнее всего, на его лице не дрогнет ни один мускул, а само лицо примет маску серьезности.
Отдельно нужно коснуться темы культуры еды . Турист никогда не увидит мусор на столе, за которым едят китайцы. Не потому, что его моментально убирают, нет! Дело в том, что объедки они попросту сбрасывают под стол, объясняя это тем, что они не свинки, чтобы собирать мусор рядом с едой. Среди абсолютно нормальных и общепринятых вещей - привычки отрыгивать, чихать, кашлять, выпускать газы и сморкаться в общественных местах. Иногда даже создается впечатление, что окружающие люди ведут негласное соревнование на громкость чиханья или отрыжки. Особенно дико видеть такое поведение у молодых и красивых девушек.
Китайцы - закоренелые коллективисты, они напрочь лишены каких-либо эгоистичных проявлений. Каждый китаец стремится быть в толпе, в обществе. Одиночество - это большая фобия. Возможно, этим объясняется невероятная любовь этой нации ко всевозможным гаджетам и социальным сетям. Человек может сидеть на встрече с другом в кафе, и при этом оба они, скорее всего, будут общаться, не отрывая глаз от телефона или планшета.

Красота, мода и стиль в Китае

Никого из представителей этого народа не волнует, что о нем подумают окружающие. Каждый одевается так, как ему хочется. Можно даже не удивляться, увидев на улице старушку в шортах с мультипликационными персонажами или парня в женских брюках. Большая часть одежды считается универсальной как для женского, так и для мужского пола . Правда, на европейце азиатское сочетание предметов одежды и аксессуаров выглядело бы по меньшей мере нелепо. В Китае до этого просто никому нет дела.
Зато китаец посмотрит с пренебрежением и даже антипатией на загорелого человека. Загар в этой стране совершенно не приветствуется, а белая кожа считается эталоном. Люди с бронзовым оттенком кожи вызывают у жителя Поднебесной ассоциации с африканцами, которых китайцы считают слишком некрасивыми.

Вот такая удивительная нация живет на востоке евразийского континента. Перефразируя известное выражение о русской душе, можно сказать «загадочная азиатская душа». Мы часто говорим о тайнах Востока, которые не можем объяснить в силу своего менталитета. Действительно, Поднебесная полна своих загадок не только в архитектуре, культуре и искусстве, но даже и в людях, так непохожих на нас, европейцев.