Как читать литературное произведение? Первоначально панлю предстает перед Вопросы к классу.

Вральман в «Недоросле» является одним из учителей Митрофана. Он предстает перед читателем как немец, которого за небольшую плату наняла на службу Простакова, чтобы тот обучал ее сына премудростям светских манер. Однако женщина не замечает очевидного вранья Вральмана, его постоянных оговорок и неприкрытой лести, тогда как читатель сразу раскрывает в учителе проходимца.

На обман указывает и «говорящая» фамилия героя – «Вральман». В «Недоросле» характеристика Вральмана и практически всех других персонажей раскрывается через их имена – так, «Вральман» происходить от слова «врать» и концовки «манн», присущей немецким фамилиям. Кроме того, что фамилия указывает на лживого человека, вруна, так и еще и раскрывает личность персонажа – «ложного немца». Даже казалось бы имеющийся у героя немецкий акцент в конце пьесы объясняется прирожденным дефектом речи мужчины. В финале произведения обман раскрывается – Стародум узнает во Вральмане бывшего кучера и снова зовет к себе на службу.

В комедии персонаж выступает единственным учителем, который не пытается учить Митрофана, при этом получает достойное жалованье и общается с Простаковой на равных. Вводя в сюжет Вральмана, Фонвизин иронизирует над глупостью невежественных помещиков, которые не могут отличить кучера от иностранного учителя. Этим автор затрагивает острые вопросы обучения в России 18 века, подчеркивает необходимость реформации и обновления системы образования во всей стране.

Сочинение

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, - таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.
Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.
Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все».
Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами.
И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».
Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, - место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».
И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» -Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то Петербург - жестокий и беспощадный, но в то же время способный помочь осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний -станет твоим.
Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился...».
А вот другой персонаж - герой в плаще и фраке - следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него - одинокого и чужого в северной столице - этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева - жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.
Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него...».
Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира - значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.

Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск.

Оскар Уайльд

Ис-следование – это следование за мыслью писателя, так как любое художественное произведение является тайнописью, которую необходимо разгадать.

Очень часто читатель, обращающийся к творениям, принадлежащим другим эпохам, может столкнуться с тем, что многие реалии жизни того времени ему не совсем понятны, что об отдаленных исторических событиях он знает очень мало, что некоторые имена собственные, упоминаемые в произведении, ему ни о чем не говорят. Что делать в таких случаях? Проникнуть в лабораторию писателя, изучив различные источники, начиная с авторских записок, документальных материалов и заканчивая критическими статьями.

Приступая к изучению любого произведения, мы с детьми определяем аксиоматические положения:

  • В тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова.
  • Любая наша мысль по поводу текста должна обязательно доказываться словом или цитатой из текста.
  • Художественное произведение нельзя перевести на обыденный язык: нельзя найти некий главный смысл, основную идею, которую несет текст. Перед нами воображаемый мир, в котором все мысли, все идеи так переплетены, что, выбрав какую-то одну, мы уподобимся человеку, рассуждающему о море, зачерпнув из этого моря пригоршню воды.
  • Для успешного проведения исследования на уроке необходимо собрать информацию, которая поможет “дойти до самой сути”, понять идейный замысел писателя. Для этого за две-три недели до урока учащиеся получают опережающее домашнее задание .

    (Технология урока-исследования рассматривается на примере рассказа И.А.Бунина “Чистый понедельник” ).

    1. Найти в рассказе И.А.Бунина “Чистый понедельник” упоминания, требующие пояснения, и дать краткие аннотации.
    2. Классифицировать выписки.
    3. Найти комментарии И.Бунина, критиков-литературоведов к рассказу.
    4. Соотнести находки с текстом.
    5. Найти ключевую цитату к пониманию идеи произведения.

    После выполнения первых двух заданий у учащихся появляются направления сбора материала : православные храмы, монастыри, иконы, церковная лексика, православные понятия, исторические явления, летописи; исторические имена, приметы московского быта начала 10-х годов 20 века (рестораны, писатели и книги, географические реалии Москвы).

    Как оформляются рабочие материалы к исследованию?

    Учащиеся заполняют таблицу, в которую включены следующие аспекты:

    1. контекст, где упоминается имя (явление);
    2. культурная либо историческая справка об имени (явлении);
    3. автор о данном явлении;
    4. оценка героя, авторская позиция;
    5. выводы.

    Приведем фрагмент таблицы рабочих материалов.

    Исторические имена, упоминаемые в рассказе

    Контекст упоминания

    (О Шаляпине)

    “- А отчего вы вчера ушли с концерта Шаляпина ?

    Не в меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю”.

    Шаляпин - русский певец (бас), народный артист Республики (1918)

    Один из величайших представителей русской вокальной школы, глубоко национальный художник

    Бунин чрезвычайно ценил огромный талант Шаляпина, говорил о том, как много в нем “жизненного и актерского блеска”, дружил с ним. Недостатком Шаляпина ему казалась “некоторая неумеренность, подчеркнутость его всяческих сил” (Бунин, т.9, с.387, 388); при этом он писал: “И как его судить за то, что любил он подчеркивать свои силы, свою удаль, свою русскость?..” И далее - Шаляпину: “… не щеголяй в поддевках, в лаковых голенищах, в шелковых жаровых косоворотках… не наряжайся под народника…” Оценка героини рассказа (“Не в меру разудал был”) отражает взгляд автора. То есть живи настоящей жизнью, не подстраивайся под веяния времени, будь самим собой.
    (О Станиславском)

    “На “капустнике” она много курила и все прихлебывала шампанское, пристально смотрела на актеров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское, на большого Станиславского с белыми волосами и черными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице, - оба с нарочитой серьезностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан”. (Выделения – это работа с лексикой.)

    Станиславский - советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936).

    С. заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма.

    Москвин - русский советский актёр, народный артист СССР (1936).

    Многогранность таланта актёра раскрылась на материале русской драматургии.

    (Материалы из электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия.)

    Капустник – вечеринка актеров или студентов с шутливо-пародийными самодеятельными номерами. Эти представления могли быть проникнуты такими новыми тенденциями в театральном искусстве, которые были неприемлемы для И.А.Бунина. Сам Бунин на “капустниках” не бывал. К.С.Станиславский писал о “капустниках” Художественного театра: “Среди шуток и забав на капустнике выделялись некоторые номера, которые намекали на совсем новый для России театр шутки, карикатуры, сатиры, гротеска”. (К.С.Станиславский. Моя жизнь в искусстве.) “- Заезжайте ко мне завтра не раньше десяти. Завтра “капустник” Художественного театра.

    Так что? – спросил я.- Вы хотите ехать на “капустник”?

    Но вы же говорили, что не знаете ничего пошлее этих “капустников”!”

    Изменения, происходящие в Художественном театре, неприемлемы для И.А.Бунина.

    (На уроке во время исследования используется видеоряд (презентация в формате PowerPoint), в котором представлены фотографии как иллюстрации к находкам для зрительного восприятия эпохи, воссозданной автором.)

    Ход урока-исследования.

    1. Направления исследования задает проблемный вопрос, ответ на который будет итогом урока:

    Почему после создания рассказа на клочке бумаги И.А.Бунин записал:

    Благодарю бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”?

    Начинаем работу с определения ключевой цитаты . Рассматриваем все предложенные учащимися варианты. Как правило, много их не бывает. Вместе выбираем наиболее значимую цитату и начинаем соединять все наработки.

    Например, ключевая цитата “…и вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь” выводит на анализ пространственно- временной организации рассказа.

    Какая “эта Русь”? Значит, есть и та Русь. Присутствует противопоставление времен и пространства. На чем оно основывается? Каково видение автора?

    2. Наблюдения в области организации времени .

    1. О каком времени идет речь в повествовании (время столетия, года, суток, христианское)?
    2. Почему, создавая рассказ в 1944 году, автор останавливается на десятых годах 20 века?
    3. Каким предстает перед читателем прошлое, каким настоящее? Что в тексте говорится о будущем?
    4. Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?

    Что не устраивает героиню в сегодняшней России, России 10-х годов 20 столетия? Здесь ведь и авторское видение: обращаясь к рассказу в 1944 году, И.А.Бунин точно определяет время, когда происходят события, не случайно буквально по крупицам воссоздает насыщенную картину интеллектуальной и культурной жизни России 1911-1912 гг. Для этого рассказа вообще очень существенна привязанность событий к определенному времени.

    Какие приметы московского быта начала 10-х годов 20 века вы нашли в тексте?

    1. Книги, которые читают герои.
    2. Писатели начала века.
    3. Рестораны, трактир, посещаемые героями рассказа.
    4. Исторические деятели начала века.

    “Здесь…на одном пятачке сосредоточены все события, которые на протяжении первых полутора десятилетий 20 века будоражили умы российской интеллигенции. Это новые постановки и “капустники” Художественного театра, лекции Андрея Белого, читаемые им в такой оригинальной манере, что об этом говорили все; стилизация исторических событий 16 века – процессов над ведьмами – в романе В.Брюсова “Огненный ангел”, модные писатели венской школы “модерн” - А.Шницлер и Г.Гофмансталь, произведения польских декадентов – К.Тетмайера и С.Пшибышевского, рассказы привлекшего всеобщее внимание Л.Андреева, концерты Шаляпина…”

    Как относится наша героиня к этому времени?

    “Огненный ангел” Брюсова высокопарен, “что совестно читать ”. Шаляпин “не в меру разудал был ”. Нет “ничего пошлее этих капустников ”. Не оценка ли это автора?

    На капустнике героиня “пристально смотрела на актеров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское”, на “большого Станиславского” и “плотного Москвина”, “с нарочитой серьезностью и старательностью” выделывающих “под хохот публики отчаянный канкан”. Когда мысленно рисуешь себе картину “капустника”, изображенную Буниным, где “захрипела, засвистела и загремела , вприпрыжку затопала полькой шарманка”, Сулержицкий “задрав голову, кричал козлом ”, становится неловко за мастеров русского театра и понимаешь, что новые тенденции, проникнувшие в театральное искусство начала 20 века, неприемлемы для писателя.

    3. Пространственная организация рассказа.

    1. Проследите маршруты героев повествования. Как (краски, звуки) автор изображает места пребывания персонажей.
    2. Каким образом через упоминания проявляются приметы древности?

    Квартиру “в доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву”. Упоминание о храмах начинается с первых строк рассказа. Храм Спасителя… Спасение… От кого и от чего? Возможно, от суеты современной действительности. Тогда в чем оно, спасение? И героиня ищет его. Появляется упоминание о самой известной и почитаемой московской часовне Иверской Богоматери (каждый проходящий на Красную площадь или в Кремль (в том числе возвращавшиеся или приезжавшие в Москву цари и императоры) молился у “Иверской Матушки”) ; собор Василия Блаженного, Спас-на-Бору, построенные, как и храм Христа Спасителя, “в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели”. Потом Рогожское кладбище и могилы Эртеля и Чехова. Новодевичий монастырь и Марфо-Мариинская обитель. Как объяснить тяготение героини к прошлому? О чем говорят храмы? О вере, памяти, чести, достоинстве. О душе человеческой, намаявшейся в мирской жизни, ищущей успокоения в тишине монастырских соборов. Здесь покоятся останки русских князей, воинов, отстоявших свободу родной земли. Это сохранение русской истории и тех принципов, по которым жило не одно поколение. (Ко времени написания рассказа все упоминаемые храмы перестали существовать как хранилище веры: одни были взорваны, другие стали музеями для массового посещения.)

    Связь времен: настоящего и прошлого.

    1. Как вы можете объяснить, что местом пребывания героини выбрана Марфо-Мариинская обитель?
    2. Почему в последних строках произведения, когда наступает пронзительная развязка, появляется необыкновенно высоко и лирично изображенная Буниным великая княгиня Елизавета Федоровна?

    В конце рассказа величественно-высоко “вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке” появляется великая княгиня Елизавета Федоровна. Поистине Великая, принявшая без благословения отца православие, мужественно стоявшая на коленях во время панихиды около останков своего супруга князя Сергея Александровича, зверски убитого террористами в 1905 году, отдавшая самую большую часть своего наследства на благотворительные цели. Великая княгиня выделила часть денег на приобретение усадьбы на Большой Ордынке и начала здесь строительство церкви и помещений обители, амбулатории, приюта. В феврале 1909 года была открыта Марфо-Мариинская обитель Милосердия, в ней было всего шесть сестер (к 1910 году сестер было уже 17). В эту-то обитель и уходит героиня рассказа И.Бунина. Жизнь-отречение, отданная бедным и нуждающимся. Сразу вспоминается портрет босого Толстого в квартире героини, отказывавшегося от графского титула. И более понятным становится уход героини, нашедшей успокоение своей мятущейся душе в обители. Ее всегда привлекала старина, святые места. Она постоянно посещает соборы, слушает пение диаконов, высоких, могучих, напоминающих ей богатырей Пересвета и Ослябю, поющих “по крюкам”. Святые места в рассказе наполнены каким-то особым сиянием, здесь даже вечер светлый и тишина, чего так не хватает в обыденной современной жизни в тех местах, куда каждый день “таскает” ее герой.

    Предполагаемые итоги исследования.

    В начале 20 века радикально изменились все стороны жизни России: экономика, политика, наука, искусство, культура. В литературе отвергаются христианские идеи Л.Толстого, Ф.Достоевского о страдании и очищении им, появляется бунтарское начало в литературе (ранний В.Маяковский, В.Хлебников). В науке меняются философские представления о мире и человеке. Фундаментальные естественно-научные открытия (изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона и т. д.) приводят к переоценке принципов понимания истории.

    Эта борьба нового со старыми представлениями волновала писателя. Потом наступили “окаянные дни”. И вот спустя почти 30 лет Бунину удается создать художественное творение, в котором через “странную любовь” героев писатель выплескивает свою “горькую думу о России”.

    В данной модели урока присутствуют только направления исследования пространства и времени рассказа И.А.Бунина “Чистый понедельник”. В процессе деятельности учащихся рассматриваются поэтика названия; наблюдения, позволяющие объяснить композицию произведения; закономерности в организации системы персонажей; соотнесение данного текста с другими текстами (данного автора или с произведениями других авторов русской литературы); символика имен, чисел; определение авторской позиции; языковой анализ произведения. Урок-исследование не имеет четкой структуры, он полностью построен на импровизации, ход работы определяется гипотезами и находками учащихся.

    Важно, чтоб дети поняли, что нет ничего более удивительного, чем следовать за мыслью великого художника. А любое исследование должно стать открытием, не для человечества, а для данного маленького человека.

    Список литературы

    1. Бабореко А. Бунин и Эртель. – Русская литература, 1961, №4.
    2. Бунин И.А., т.9.
    3. Михайлова М.В. в кн.: Русская литература 19-20 веков. Учебное пособие для поступающих в вузы в двух томах. Т 2. Изд. Московского университета, 2005
    4. Саакянц А. в кн.: И.А.Бунин. Грамматика любви. Красноярское книжное издательство, 1988.
    5. Новый мир, 1969, №3.

    Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

    Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

    Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее». По пути на Сечь он думал о красавице-полячке, которую встретил когда-то в Киеве. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя.

    Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

    «Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

    Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.

    В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:

    «По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

    Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

    Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.

    Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

    Тест по произведению

    У каждого человека существуют пороки. Кто-то более порочен, а кто-то нет. Тем не менее, каждый сталкивался с таким пороком как праздность. Но, что порочного в праздности? Каким же образом она влияет на человека? Эти и другие вопросы поднимает в своём тексте В. А. Солоухин.

    В своём тексте, автор поднимает актуальную во все времена проблему: проблему праздности. Рассказывая о своей юности, он описывает пору студенчества. Это было во время Великой Отечественной войны. Желая передать всю опасность праздности, приводит в пример древнюю мудрость: "праздность - мать всех пороков". Однако возникает вопрос, почему же автор так считает? И в подтверждение своих слов о губительном влиянии праздного образа жизни, Владимир Алексеевич пишет: "...

    нам я уверен, и в голову бы не пришло сделать то, что мы сделали однажды". Тем самым он подчеркивает, что праздность толкает человека на несвойственные ему поступки.

    Позиция автор понятна и ясна. В. А. Солоухин убеждён, что праздность - основа всего отрицательного в человеке. По его мнению, человек, находящийся в праздном расположении духа, зачастую позволяет себе совершать непозволительные поступки.

    Вспомним роман И. А. Гончарова "Обломов". Главный герой - Илья Ильич Обломов с самого детства воспитывался в праздной атмосфере, и именно это негативно отразилось на его будущем. Всю свою сознательную жизнь, он не стремился к великому, тратил жизнь впустую. Однако, встретив Ольгу Ильинскую - свою первую любовь, он пытается всеми силами измениться ради неё. Тем не менее, у него это не выходит. Слишком долго Илья Ильич жил праздно и не смог отказаться от такой жизни. Он упустил возможность жить более насыщенной жизнью: любить и быть любимым.

    Обратимся к рассказу А. П. Чехова "Ионыч". Главный герой - Дмитрий Ионыч Старцев в начале рассказа предстает перед читателем деятельным, чувствительным и способным на многое человеком. Однако, пот ходу продвижения по карьерной лестнице, он начинает всё больше упразднять свою жизнь и пренебрегать своими профессиональными обязанностями, тем самым искривляя свой нравственный облик до неузнаваемости. К концу рассказа он становится ленивым, грубым, равнодушным, чёрствым человеком и виной этому - упразднённая однажды жизнь.

    В заключение хочу сказать, что праздность, пусть даже в допустимом объёме, всё равно отрицательно влияет на жизнь человека. Убедиться в этом мне помог именно текст В.А. Солоухина. Не допускайте праздности в чрезмерном объёме!