К какому жанру относится картина. Какие бывают жанры живописи

Во все времена наличие картины в интерьере комнаты являлось признаком интеллигентности и хорошего тона хозяев. Украшение стен картинами в наше время стало классикой, которую широко применяют в декоре помещений.

Виды картин для интерьера

Понятно, что настоящую картину, написанную известным художником, приобрести могут далеко не все. Но ее вполне успешно можно заменить репродукцией. Подлинность не так важна для интерьера, как содержание изображения, которое вместе с палитрой оттенков должно гармонично вписываться в общий интерьер комнаты и вызывать только положительные эмоции.

Модульные картины

Совсем недавно в моду вошли модульные картины, которые состоят из отдельных частей или сегментов, другими словами – сегментированные картины. Каждый сегмент при этом взаимосвязан с соседним, а все они в целом складываются в один сюжет, тематику. Такие картины придают оригинальности, утонченности интерьеру. Количество сегментов может быть каким угодно. Такими картинами украшают не только интерьер гостиной, но и стены офисов, ресторанов, кафе. Модульные картины предоставляют огромный выбор стилей и направлений изобразительного искусства. Это может быть как пейзаж, так и абстракция, авангард и другие направления. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Абстракция в картинах

Используя для украшения стен картину-абстракцию, вы привнесете в интерьер яркий, неординарный элемент. Нетрадиционный сюжет и непонятные образы станут настоящим и уникальным украшением для любого помещения, ведь такие картины создаются в уникальном стиле, и поэтому их можно специально подобрать к любому помещению, будь то офис, спальня или кухня. Такие картины помогают создать в помещении желаемый стиль.

Важно знать, что подбирая картины для интерьера помещения, необходимо проявлять чувство меры, чтобы комната не превратилась в картинную галерею.

Постеры в интерьере

Многие ошибочно полагают, что постеры – это бумажные плакаты с изображением известных артистов. На самом деле это совсем не так. На постере может быть изображено все: от звезд шоубизнеса, зверюшек, природы до надписей и слоганов или личных фотографий. Также ошибочным утверждением является то, что постеры печатаются на тонкой бумаге и очень недолговечны. На самом деле, изображение может наноситься на плотную бумагу, приближенную к настоящему холсту, или на фотобумагу. Современные постеры по качеству приближаются к дорогим элитным картинам. Их главное назначение – декорация части интерьера помещения, хотя иногда они выполняют рекламную, информационно-оповестительную или коммерческую функцию в офисах и других помещениях.

Картины в различных комнатах

Квартира состоит из нескольких комнат, каждая из которых выполняет свое функциональное назначение. Поэтому картины для каждой из комнат должны быть уместными и вписываться в общий интерьер по цвету и тематике.

Картина в гостиной

Выбирая картину в гостиную, нужно учитывать тематику интерьера помещения. Если гостиная оформлена в изысканном стиле, например, ампир, то картина должна быть помещена в красивую, массивную рамку для полотен, а также иметь подходящую тематику и цветовую гамму.

Если интерьер помещения составлен в современном стиле, то можно использовать постеры или черно-белые картины.

Картины на кухне

Картина на кухне должна соответствовать общему назначению помещения. Уместной тематикой может быть колоритный натюрморт, красивые цветы. В любом случае, картина должна быть сочной и живописной, дарящей теплые ощущения. На кухне можно разместить не одну, а несколько небольших картин или фотографий, постеров. Желательно, чтобы они быть одного размера и в одинаковых рамках.

Картины в спальне

В интерьере спальни прекрасно будут смотреться картины со спокойным сюжетом, дарящие ощущение умиротворения и уюта, например это может быть речка или березовая роща. Но в то же время, сюжет не должен быть скучным и унылым.

Подбираем место для картины

После покупки картины у владельцев может возникнуть целый ряд проблем и трудностей, связанных с правильным подбором места для расположения этой картины, подбора правильного фона, освещения, высоты, наиболее удобного размещения и т.д.

Освещение картины

Картина будет выглядеть эффектно при правильном ее освещении. Лучшим вариантом для этого является равномерное яркое освещение комнаты. Но в некоторых случаях для картин необходимо индивидуальное освещение. Например, если на ней возникают блики от центрального света, или необходимо акцентировать основное внимение на картине или группе картин. В таком случае светильники располагают так, чтобы на картины падал равномерный свет, не создающий бликов и теней. Обычно для таких целей используют галогеновые светильники.

Подходящий фон

Если на одной стене располагаются картины, разные по форме и цветовой палитре, то для них лучше использовать нейтральный фон, так как стена с пестрым узором будет отвлекать от нужного восприятия полотна, что сводит на нет идею расположения картины в интерьере. Лучшим фоном для картины, по утверждениям специалистов, является чисто-белая стена или другие светлые однотонные оттенки.

Стена для картины

Прежде чем вешать картину, стены должны быть полностью к этому подготовлены. Ремонтные работы должны быть закончены, стены покрашены, установлена мебель и проведено дополнительное освещение. Для картины должен быть выделен подходящий простор, чтобы это произведение искусства уместно и выгодно смотрелось в интерьере.

Расстояние между картинами

Если в одной комнате вы хотите поместить целую группу картин, между ними должна соблюдаться правильная дистанция. Все детали и элементы картин должны различаться, чтобы не слиться в единое пестрое пятно. Именно для этого нужна дистанция между ними. Наиболее правильным расстоянием между картинами является размер по диагонали картины, умноженный на два.

Черно-белые картины в интерьере

Черно-белый дуэт является классическим сочетанием, часто используемым авангардистами. Такой дуэт способен намного ярче выразить эмоции, чем классическая картина с широкой цветовой палитрой. По утверждения специалистов, картины с черно-белым рисунком являются универсальными для современных дизайнов, когда хозяева не хотят заморачиваться сложными сочетаниями цветов, фактур и т.д. Лаконичность таких полотен при грамотном выборе сюжетной линии и стилистики идеально подходит для декорирования в любом помещении, будь то детская, гостиная, кухня или ванная комната. Не стоит переживать, что этот ахроматический дуэт внесет готическую ноту в интерьер. Чтобы этого не случилось, необходимо добавить в общую цветовую палитру немного ярких элементов декора, и помещение вместе с картиной сразу заиграет новыми красками. Перед тем, как приобрести черно-белую картину, нужно определиться, будет ли она центром интерьера, или только его частью.

Правильное расположение картины

Главным правилом расположения картины в комнате является определение правильной высоты, которая должна быть на уровне глаз стоящего или сидящего человека. Если вы хотите разместить несколько картин рядом, они должны быть расположены симметрично, либо ассиметрично. Вместе картины должны составлять единую композицию. В случае если вы хотите разместить рядом одну большую и несколько маленьких картин, то большая картина должна располагаться в центре, а те, что поменьше – вокруг нее. Рамки картин должны быть одинаковыми, или выдержаны в едином стиле.

Нельзя располагать картины по возрастанию или по убыванию их размера – это не модно и не актуально. Прежде чем вешать картины на стену, необходимо разместить их на полу, тщательно продумав варианты самого удачного размещения.

Картина своими руками

Если вы обладаете творческой фантазией и художественным талантом, то вполне сможете сами нарисовать картину для интерьера своими руками, или вышить ее. Если же художественные навыки отсутствуют, то можно создать фотокартину. Для этого можно заказать в фотопечати любимые фото, поместить их в рамку и получить замечательные картины-постеры, которые не только украсят помещение, но и станут дорогими и любимыми для всей семьи.

В процессе становления изобразительного искусства формировались и жанры живописи. Если на картинах пещерных людей можно было увидеть только то, что их окружало, то со временем живопись становилась все более многогранной и приобретала широкий смысл. Художники передавали свое видение мира в картинах. Историки выделяют следующие жанры живописи, сформировавшиеся за всю историю этого искусства.

. Название произошло от латинского слово animal, что значит животное. К этому жанру относятся картины, центром которых являются животные.

Аллегорический жанр . Allegoria означает «иносказание». Такие картины содержат в себе тайный смысл. С помощью изображения символов, людей, живых или мифических существ художник пытается передать ту или иную идею.

Батальный жанр. Изображение битв, сражений, военных походов. Для этих картин характерна многоплановость, наличие множества персонажей.

Былинный и мифологический жанры . Изображались сюжеты произведений фольклора, тематика древних сказаний, былин и древнегреческих мифов.

Изображение простых сцен из повседневной жизни. Для этого жанра характерна простота и реалистичность.

Ванитас . Жанр возник в эпоху Барокко. Это своеобразный натюрморт, в центре которого обязательно находится череп. Художники пытались провести параллель с бренностью всего сущего.

Ведута . Родина этого жанра - Венеция. Он представляет собой городскую панораму, с соблюдением архитектурных форм и пропорций.


Изображение внутреннего убранства помещений.

Иппический жанр. Название говорит само за себя. Это картины, посвященные лошадям.

Исторический жанр . Полотна, на которых изображены исторические события. Многоплановый и важный жанр живописи.

Каприччо. Фантазийный архитектурный пейзаж.

Название имеет французское происхождение, и означает что в центре изображения - неодушевленный предмет. Художники изображали в основном цветы, предметы быта, домашнюю утварь.

Ню . Изображение обнаженного человеческого тела. Изначально этот жанр был тесно связан с мифологическим и историческим жанром.

Обманка. Жанр, в котором художники использовали особые приемы, с целью создания иллюзии.

Пастораль . Жанр, который возводит простую сельскую жизнь в иную ипостась, приукрашивая ее и обожествляя.


Жанр, в котором на полотне изображены картины природы. Это объемное направление, которое включает в себя городской пейзаж, морской пейзаж, и другую подобную тематику.

. В центре картины - изображение человека. Художник использует приемы, что передать не только внешний облик, но и внутренний мир своего героя. Портрет может быть групповым, индивидуальным, парадным. Также можно выделить автопортрет, на котором художник изображает самого себя.

Религиозный жанр . Сюда относится , и другие картины на религиозные темы.

Карикатура. Жанр, целью которого является подчеркивание тех или иных недостатков личности, через комический эффект. Для этого используется преувеличение, искажение черт лица и пропорций, символичность и элементы фантастичности.

Жанры живописи могут сливаться и тесно взаимодействовать друг с другом. Некоторые жанры со временем теряют актуальность, а многие наоборот, продолжают развиваться вместе с жизнью.

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Живопись - наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

В художественных произведениях, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.

Живопись, как всякое искусство, является формой общественного сознания, представляет собой художественно-образное отражение мира. Но, отражая мир, художник одновременно воплощает в произведениях свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, по-своему объясняя их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.

Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячелетий. Самые древние произведения живописи обнаружены учеными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С поразительной меткостью и остротой изображали первые художники сценки охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.

Монументальная живопись Различают две главные разновидности монументальной живописи фреску (от итальянского fresco - свежий) и мозаику (от итальянского mosaique, буквально - посвященная музам).

Фреска - это техника живописи красками, разведенными чистой или известковой водой, по свежей сырой штукатурке.

Мозаика – изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта - извести или цементе.

Фреска и мозаика - основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объемов и плоскостей (стенная роспись, плафоны, панно). Среди русских монументалистов хорошо известны имена А.А. Дейнеки, П.Д. Корина, А.В. Васнецова, Б.А. Тальберга, Д.М. Мерперта, Б.П. Милюкова и др.

Станковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Широта и полнота охвата реальной жизни сказывается в разнообразии присущих станковой живописи видов и жанров: натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры, пейзаж, портрет.

В отличие от монументальной станковая живопись не связана с плоскостью стены и может свободно экспонироваться. Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в. зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание зависит от условий экспонирования.

Помимо названных видов живописи существуют декорационная - эскизы театральных и кинодекораций и костюмов,- а также миниатюры и иконопись .

Памятником высокого мастерства древнерусской живописи XV в. по праву считается созданный Андреем Рублевым шедевр - икона «Троица», хранящаяся во Всероссийском музейном объединении «Государственная Третьяковская галерея» (ил. 6). Здесь в совершенной, высшей для своего времени форме выражен нравственный идеал гармонии духа с миром и жизнью. Икона наполнена глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение трех ангелов вписано в круг, подчиняющий себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Просветленные, чистые тона, особенно васильково-голубой («голубец») и прозрачно-зеленый, сливаются в тонко согласованную гамму. Эти цвета контрастны темно-вишневому одеянию среднего ангела, подчеркивая ведущую роль его фигуры в общей композиции.

Красота русской иконописи, имена Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Прохора с Городца, Даниила Черного открылись миру лишь после того, как в XX в. научились расчищать древние иконы от позднейших записей.

К сожалению, бытует упрощенное понимание искусства, когда в произведениях ищут обязательной понятности сюжета, узнаваемости того, что живописец изобразил, с позиций «похоже» или «непохоже». При этом забывают: не во всех видах искусства можно найти прямое сходство того, что изображено на холсте, с картиной знакомой конкретной жизни. При таком подходе трудно оценить достоинства живописи Андрея Рублева. Не говоря уже о таких «неизобразительных» видах творчества, как музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство.

Живопись, как и все другие виды искусства, имеет особый художественный язык, посредством которого художник передает свои идеи и чувства, отражающие действительность. В живописи "очное изображение действительности реализуется через художественный образ, линию и цвет. Несмотря на все свое техническое совершенство, живопись еще не является художественным произведением, если не вызывает сопереживания, эмоций зрителя.

При абсолютно точном исполнении художник лишен возможности проявить свое отношение к изображаемому, если он ставит себе целью передать лишь сходство!

У известных мастеров изображение никогда полностью и точно не передает действительности, а лишь отображает ее с определенной точки зрения. Художник выявляет преимущественно то, что он сознательно или интуитивно считает особенно важным, главным в данном случае. Результатом такого активного отношения к действительности будет не просто точное изображение, а художественный образ действительности , в котором автор, обобщая отдельные детали, подчеркивает самое главное, характерное. Таким образом, в произведении проявляются миропонимание и эстетическая позиция художника.

Натюрморт - одно из самостоятельных жанров живописи. Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях. Через материальную сущность конкретных предметов истинный художник может в образной форме отразить существенные стороны жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую эпоху. Через целенаправленный отбор объектов изображения и их трактовку он выражает свое отношение к действительности, раскрывает свои мысли и чувства.

Для сравнения возьмем натюрморт, принадлежащий кисти выдающегося советского живописца М.С. Сарьяна (1880-1972), «Ереванские цветы» (ил. 7). Свое отношение к цветам мастер выразил в словах, ставших эпиграфом к монографии его творческих работ: «Что может быть красивее цветов, украшающих жизнь человека? ...Увидев цветы, сразу же заражаешься радостным настроением... Чистоту красок, прозрачность и глубину, которые мы видим в цветах, можно видеть только в оперении птиц и плодах»1.

"За кажущейся легкостью и непосредственностью письма стоит большая живописная культура и огромный опыт высокоталантливого художника. Его умение, как бы на одном дыхании написать большую (96x 103 см) картину, сознательно игнорируя детали, типичные для творческой манеры живописца, стремящегося пере-дать главное - безграничное богатство красок природы родной Армении.

Бытовой жанр , или просто «жанр» (от французского слова genre - род, вид) - наиболее распространенный вид станковой картины, в которой художник обращается к изображению жизни в ее повседневных проявлениях.

В русском изобразительном искусстве бытовой жанр занял ведущие позиции в XIX в., когда свой вклад в его развитие внесли 154 выдающиеся представители демократического направления в живописи: В.К. Перов (1833- 1882), К.А. Савицкий (1844- 1905), Н.А. Ярошенко (1846 -1896), В.Е. Маковский (1846- 1920), И.Е. Репин (1844-1930).

Несомненной творческой удачей А.А. Пластова (1893- 1972) считается картина «Весна», в которой художник выразил целомудренное и тонкое чувство преклонения перед материнством. Великолепно смотрится на фоне легкого весеннего снега фигура матери, повязывающей платок на голове ребенка. Много жанровых картин художник посвятил простым жизненным ситуациям односельчан.

Исторический жанр сформировался в русском искусстве во второй половине XIX в. Он по¬мог передовым русским художникам с пристальным вниманием отнестись к прошлому Родины, к острым проблемам тогдашней действительности. Своих вершин русская историческая живопись достигла в 80-90-е годы прошлого столетия в творчестве И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, К.П. Брюллова. Известный русский художник П.Д. Корин (1892-1967) создал триптих (композицию из трех отдельных полотен, связанных общей темой) «Александр Невский». Работа создана в суровое время Великой Отечественной войны (1942-1943). В тяжелые годы войны художник обратился к образу великого воителя Древней Руси, показав его нерасторжимую связь с народом, с самой русской землей. Триптих Корина стал одним из самых ярких документов героического периода нашей истории, выразивших веру художника в мужество и стойкость народа, подвергшегося суровым испытаниям.

Батальный жанр (от французского bataille -битва) рассматривается как разновидность исторического жанра. К выдающимся произведениям этого жанра можно отнести картины А.А. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928), «Оборона Севастополя» (1942) и «Сбитый ас» (1943).

Пейзаж часто используется как важное дополнение к бытовым историческим и батальным картинам, но может выступать и как самостоятельный жанр. Произведения пейзажной живописи нам близки и понятны, хотя человек на полотне нередко отсутствует.

Образы природы волнуют всех людей, рождая у них сходные настроения, переживания и раздумья. Кому из нас не близки пейзажи русских живописцев: «Грачи прилетели» А.К. Саврасова , «Оттепель» ФА. Васильева, «Рожь» И.И. Шишкина, «Ночь на Днепре» А.И. Куинджи, «Московский дворик» ВД. Поленова и «Над вечным покоем» И.И. Левитана . Мы невольно начинаем смотреть на мир глазами художников, раскрывших поэтическую красоту природы.

Художники-пейзажисты видели и передавали природу каждый по-своему. Свои излюбленные мотивы были у И.К. Айвазовского (1817-1900), изображавшего различное состояние моря, корабли и людей, борющихся со стихией. Его полотнам присущи тонкая градация светотени, эффекта освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.

Замечательны работы в этом жанре советских пейзажистов: СВ. Герасимова (1885-1964) , автора таких полотен, как «Зима» (1939) и «Лед прошел» (1945),

Н.П. Крымова (1884-1958), создателя полотен «Осень» (1918), «Серый день» (1923), «Полдень» (1930), «Перед сумерками» (1935) и др., акварели А.П. Остроумовой-Лебедевой (1871-1955)-«Павловск» (1921), «Петроград. Марсово поле» (1922), картины A.M. Грицая (род. 1917 г.) «Летний сад» (1955), «Полдень» (1964), «Май. Весеннее тепло» (1970) и др.

Портрет (от франц. portraire - изображать) - образ, изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.

Одним из важнейших критериев портретной живописи является сходство изображения с моделью (оригиналом). Возможны различные решения композиции в портрете (погрудныи, поясной, в рост фигуры, групповой). Но при всем разнообразии творческих решений и манер главное качество портретной живописи - не только передача внешнего сходства, но и раскрытие духовной сущности портретируемого, его профессии, социального положения.

В русском искусстве портретная живопись начала свою блестящую историю с начала XVIII столетия. Ф.С. Рокотов (1735-1808), Д.Г. Левицкий (1735-1822), В.А. Боровиковский (1757-1825) к концу XVIII в. достигли уровня высших достижений мирового искусства.

В начале XIX в. русские художники В.А. Тропинин (1776-1857) и О.А. Кипренский (1782-1836) создали широко известные портреты А.С. Пушкина.

Продолжили традиции русского живописного портрета художники-передвижники: В.Г. Перов (1833/34-1882), Н.Н. Ге (1831 - 1894), И.Н. Крамской (1837-1887), И.Е. Репин (1844-1930) и др.

Блестящим примером решения композиций портретов видных деятелей науки и искусства служит серия полотен, созданных художником М.В. Нестеровым (1877-1942) . Мастер как бы застал своих героев в самый напряженный момент работы их творческой, сконцентрированной мысли, духовного поиска (ил. 13). Так решены портреты известных советских скульпторов И.Д. Шадра (1934) и В.И. Мухиной (1940), академика И.П. Павлова (1935) и видного хирурга С.С. Юдина (1935) .

Великий деятель, ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил: "Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат". И с ним нельзя не согласиться. Настоящее искусство поистине воспринимаешь всесторонне. Мы и видим, и созерцаем, и слышим, и в душе храним понравившиеся нам произведения искусства. А мировые шедевры остаются в нашей памяти на долгие годы.

Жанры и виды живописи

Рисуя картину, мастер выполняет ее в определенном состоянии, особом характере. Произведение не получится полноценным, достойным любви и внимания, если на нем будут изображены лишь форма и цвет. Художник обязан наделить предметы душой, людей - харизмой, искрой, может быть, тайной, природу - своеобразными чувствами, а события - настоящими переживаниями. И в этом творцу помогают жанры и виды живописи. Они позволяют правильно передать настроение эпохи, события, факта, лучше уловить главную мысль, образ, пейзаж.

Среди основных можно назвать такие, как:

  • Исторический - изображение фактов, моментов истории разных стран и эпох.
  • Батальный - передает сцены сражений.
  • Бытовой - сюжеты повседневной жизни.
  • Пейзаж - это картины живой природы. Различают морской, горный, фантастический, лирический, сельский, городской, космический пейзажи.
  • Натюрморт - иллюстрирует неодушевленные предметы: кухонную утварь, оружие, овощи, фрукты, растения и т. д.
  • Портрет - это изображение человека, группы людей. Нередко художники любят писать автопортреты или холсты с изображением своих возлюбленных.
  • Анималистический - картины о животных.

Отдельно можно выделить еще сюжетно-тематический жанр и отнести сюда произведения, предметом которых являются мифы, сказания, былины, а также картины бытового содержания.

Виды живописи также подразумевают под собой отдельные Они помогают художнику достичь совершенства при создании полотна, подсказывают ему, в каком направлении двигаться и работать. Существуют следующие варианты:

- Панорама - изображение местности в широкомасштабном формате, общий вид.

- Диорама - изогнутое полукругом изображение сражений, зрелищных событий.

- Миниатюра - рукописи, портреты.

- Монументально-декоративная живопись - роспись на стенах, панно, плафонах и т. д.

- Иконопись - картины на религиозную тематику.

- Декорационная живопись - создание художественных декораций в кино и театре.

- Станковая живопись - другими словами, картины.

- Декоративная роспись повседневных предметов жизни.

Как правило, каждый мастер изобразительного искусства выбирает для себя один какой-то жанр и вид живописи, который наиболее близок ему по духу, и преимущественно работает только в нем. Например, Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Гайвазян) трудился в стиле морского пейзажа. Таких художников еще называют маринистами (от "марина", что в переводе с латинского означает "морская").

Техники

Живопись - это некая манера исполнения сюжета, его ощущение сквозь мир красок и мазков. И конечно, такое воспроизведение невозможно осуществить без использования определенных техник, шаблонов и правил. Само понятие "техника" в изобразительном искусстве можно определить как свод приемов, норм и практических знаний, с помощью которых автор наиболее точно, близко к реальности передает идею и сюжет картины.

От того, какой род материалов, тип полотна будет взят для создания произведения, зависит и выбор техники написания картины. Иногда художник может индивидуально подойти к своей работе, воспользоваться смешением разных стилей и направлений. Такой авторский подход позволяет создавать поистине уникальные произведения искусства - мировые шедевры.

В техническом отношении выделяют несколько вариантов живописи. Рассмотрим их детальнее.

Живопись древних времен

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. В это время картины не отличаются живостью сюжетов, буйством красок, но своеобразная эмоция в них была. И сюжеты тех лет отчетливо информируют нас о существовании жизни в далеком прошлом. Линии предельно просты, тематика предсказуема, направления однозначны.

В античные времена содержание рисунков становится более разнообразным, чаще изображают животных, разные вещи, делают целые жизнеописания на всю стену, особенно если картинки создаются для фараонов, в которую тогда очень верили. Примерно еще через две тысячи лет начинают приобретать краски.

Древняя живопись, в частности, древнерусская, хорошо передана и сохранена в старых иконах. Они являются святыней и лучшим примером, передающим красоту искусства от Бога. Цвет у них уникален, а назначение - совершенно. Такая живопись передает нереальность бытия, образов и поселяет в человеке мысль о божественном начале, о существовании идеального искусства, на которое надо равняться.

Развитие живописи не проходило бесследно. За долгое время человечеству удалось накопить настоящие реликвии и духовное наследие многих столетий.

Акварель

Акварельная живопись отличается яркостью красок, чистотой цвета и прозрачностью нанесения на бумагу. Да, именно на бумажной поверхности лучше всего работать в этой технике изобразительного искусства. Рисунок быстро высыхает и в результате приобретает более светлую и матовую текстуру.

Акварель не позволяет достигнуть интересных отливов при использовании темных, однотонных оттенков, но прекрасно моделирует цвет, если слои накладывать один на другой. В этом случае получается найти совершенно новые, необычные варианты, которые трудно получить другими художественными приемами.

Трудности работы с акварелью

Сложность работы в такой технике, как акварельная живопись, состоит в том, что она не прощает ошибок, не допускает импровизации с кардинальными изменениями. Если вам не понравился нанесенный тон или вы получили совершенно не тот цвет, который хотели, то исправить это вряд ли удастся. Любые попытки (вымывание водой, выскабливание, смешение с другими цветами) могут привести как к получению более интересного оттенка, так и к полному загрязнению картины.

Изменение месторасположения фигуры, предмета, всяческое улучшение композиции в этой технике по сути невозможно сделать. Но благодаря быстрому высыханию красок на живопись идеально подходит для нанесения эскизов. А в плане изображения растений, портретов, городских пейзажей может соперничать с работами, выполненными маслом.

Масло

Каждая из технических разновидностей живописи отличается своей спецификой. Это касается как манеры исполнения, так и художественной передачи образа. Масляная живопись - это одна из самых любимых техник многих художников. Работать в ней сложно, поскольку она требует определенного уровня знаний и опыта: начиная от подготовки необходимых предметов, материалов до заключительного этапа - покрытия получившейся картины защитным слоем лака.

Весь процесс письма маслом достаточно трудоемкий. Независимо от того, какую вы основу выбрали: полотно, картон или оргалит (древесноволокнистая плита), сначала ее необходимо покрыть грунтом. Он позволит хорошо ложиться и держаться краске, не выделяться из нее маслу. Также придаст фону нужную фактуру и цвет. Видов и рецептов различных грунтов очень много. И каждый художник предпочитает свой, определенный, к которому привык и который считает оптимальным вариантом.

Как уже говорилось выше, работа проходит в несколько этапов, и завершающим является покрытие картины лаковыми веществами. Это делается для того, чтобы уберечь полотно от влаги, появления трещин (сеточки) и других механических повреждений. Масляная живопись не терпит работы на бумаге, но благодаря целой технологии нанесения красок позволяет сохранить художественные произведения в целости и сохранности на века.

Изобразительное искусство Китая

Особое внимание хочется уделить эпохе китайской живописи, поскольку она имеет особую страничку в истории Восточное направление живописи развивалось на протяжении более чем шести тысяч лет. Его становление было тесно связано с другими ремеслами, социальными изменениями и условиями, происходящими в жизни людей. Например, после введения буддизма в Китае большое значение приобрели религиозные фрески. Во времена (960-1127 гг.) популярными становятся картины исторического характера, рассказывающие в том числе и о повседневной жизни. Пейзажная живопись зарекомендовала себя как самостоятельное направление уже в IV веке н. э. Изображения природы создавались в сине-зеленых красках и китайскими чернилами. А в девятом веке художники все чаще стали писать картины, на которых изображали цветы, птиц, фрукты, насекомых, рыб, воплощая в них свои идеалы и характер эпохи.

Особенности китайской живописи

Традиционная китайская живопись отличается особым стилем, а также используемыми материалами для рисования, что, в свою очередь, оказывает влияние на методы и формы восточного искусства. Во-первых, китайские живописцы используют для создания картин специальную кисть. Она похожа на акварельную и имеет особо острый кончик. Такой инструмент позволяет создавать утонченные работы, а, как известно, стиль каллиграфии до сих пор широко применяется в Китае. Во-вторых, в качестве красок везде используются чернила - китайская тушь (бывает, что вкупе с другими цветами, но и как самостоятельная краска тоже применяется). Это происходит уже в течение двух тысяч лет. Также стоит отметить, что до появления бумаги рисовали в Китае на шелке. Сегодня современные мастера художественного дела выполняют свои работы как на бумажной основе, так и на шелковой поверхности.

Это далеко не все технические возможности живописи. Кроме вышеупомянутых, существует еще множество других (гуашь, пастель, темпера, фреска, акрил, воск, живопись на стекле, фарфоре и т. д.), в том числе есть авторские варианты художественного искусства.

Эпохи живописи

Как и любой вид искусства, живопись имеет свою историю становления. И прежде всего, она характеризуется разными этапами развития, многогранными стилями, интересными направлениями. Не последнюю роль здесь играют эпохи живописи. Каждая из них затрагивает не просто кусочек жизни народа и не только время каких-то исторических событий, а целую жизнь! Среди наиболее известных периодов в искусстве живописи можно выделить: эпохи Возрождения и Просвещения, творчество художников-импрессионистов, модерн, сюрреализм и многие-многие другие. Говоря иначе, живопись - это наглядная иллюстрация определенной эпохи, картина жизни, миросозерцание глазами художника.

Понятие "живопись" дословно означает "писать жизнь", изображать реальность живо, виртуозно, убедительно. Передавать на своем полотне не только каждую деталь, любую мелочь, мгновение, но и настроение, эмоции, колорит того или иного времени, стиль и жанр всего произведения художественного искусства.