История возникновения и развития монументальной живописи. Живопись монументальная Виды монументальной живописи фреска

Мы живем в современном мире, который подразумевает развитие информационных технологий, науки и техники. Но наряду с ориентацией на материальные ценности людей, и воздвижение новых футуристических зданий, существует и величественные архитектурные сооружения былых эпох, и важность их сохранения, как памяти об истории нашей цивилизации. Ранее мы рассмотрели такие виды искусств как лепной декор и сусальное золочение . Сегодня мы поговорим о не менее важном элементе реставрации - монументальная живопись.

Монументальная живопись как вид искусства.

Монументальная живопись является разновидностью монументального искусства. На сегодняшний день она неразрывно связана с архитектурой. Понятие монументальная происходит от латинского слова «монумент», что обозначает «хранящий память», «напоминающий». Монументальной живописью расписывают стены, полы, потолки, своды, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением. Сама же монументальность настенной живописи определяется связью с архитектурным обликом, образующим единую художественную концепцию. Она так же является и самой древней разновидностью живописи. Об этом говорят сохранившиеся практически на всех континентах росписи в пещерах и наскальные рисунки, которые были созданы первобытными людьми. Благодаря своей долговечности и стационарности образцы монументальной живописи сохранились практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи. Эти памятники несут в себе большую ценность, а иногда являются единственным источником информации об особенностях культур различных исторических эпох.

История становления и развития.

В древние времена живопись нельзя было представить вне стен, потолков и других сооружений. Так как художники и живописцы тогда еще были не знакомы с искусством рисования на холсте. Благодаря росписи они хотели донести до своих современников и соотечественников смысл мифологических сюжетов, героических событий, религиозных сказаний.


Эпоха Древнего Египта подарила нам первые памятники монументальной архитектуры. Ими являлись пирамиды и храмы, гробницы для фараонов, сохранившиеся до наших дней. Украшающая внутреннее пространство пирамид, монументальная живопись является важнейшим источником информации о культуре Древнего Египта, государственном и социальном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

К сожалению, образцы монументальной живописи Древней Греции практически все утрачены. Сохранились в основном лишь мозаики, позволяющие составить общее представление о монументальной живописи греков. Одним из самых ранних древнегреческих шедевров монументальной живописи является Кносский дворец. Его фрагменты были обнаружены археологами на острове Крит. Этот древний памятник искусства является свидетельством того, насколько был разнообразен кругозор древних греков.

В эпоху европейского средневековья монументальная живопись получила свое распространение в виде витражной техники. Также лучшими мастерами эпохи возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

Большого развития монументальная живопись достигла в таких азиатских странах как: Китай, Индия, Япония. Мировоззрение и религия восточных стран отличались от европейских. Это нашло свое отражение и в монументальной живописи. Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами.

Современная монументальная живопись.

В наши дни монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. Как и раньше, современная монументальная живопись сохраняет традиции росписи стен вручную, при этом развиваются технологии, совершенствуются и осваиваются новые материалы. Еще одной тенденцией является освоение техник изготовления мозаик и витражей.
Если в прошлом мастера расписывали преимущественно храмы и дворцы, то современная монументальная живопись украшает музеи, выставочные комплексы, дворцы культуры, вокзалы, отели, частные особняки, апартаменты и другие здания и сооружения.
Это обусловлено тем, что сейчас монументальная живопись в основном является декоративным эффектом, создающим общую атмосферу в определенном архитектурном сооружении, в то время как раньше она использовалась для формирования исторического наследия.

Сюжеты росписи чаще подбираются из назначения помещения, отдавая предпочтение реалистичности, создающей объемный эффект в интерьере и позволяющей придать соответствующее настроение архитектурному комплексу изнутри.
Монументальная роспись может располагаться на стенах, потолках и сводах, плавно перетекая из одной плоскости в другую, образуя единый сюжет.
В зависимости от места положения зрителя, восприятие настоящей монументальной живописи может меняться. Но ее эффект обязательно должен сохраняться или даже усиливаться. В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.


Основные техники монументальной живописи.

В зависимости от способа получения изображения, в монументальной живописи может применяться 5 основных видов техник: фреска, живопись темперой, мозаика, витраж, а секко. Рассмотрим каждую технику более подробно.


Техника. Фреска

Описание. Техника монументальной живописи, согласно которой, изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке известь образует кальциевую пленку, которая защищает рисунок и делает фреску долговечной.

__________________________________________________________________________________________________


Техника. Живопись темпурой

Описание. Как и в технике, фреска, изображение наносится на сырую штукатурку. Но в данном случае используются краски из растительного пигмента, разведенные в яйце или масле.

Техника. Мозаика

Описание. Изображение компонуется и выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла), камня, керамических плиток и других материалов. Крепится преимущественно на плоской поверхности. Большой популярностью пользовалась в советское время: для
украшения станций метро, ДК

______________________________________________________________________________________________________



Техника. Витраж

Описание. Техника монументальной живописи, предназначенная для размещения на стеклах и окнах помещения. Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. Раньше эта техника использовалась в убранстве средневековых готических соборов. В настоящее время пользуется популятностью в украшении интерьеров

________________________________________________________________________________________________________


Техника.
А се́кко

Описание. Настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Краски для данной техники растирают на растительном клее, яйце. Главное преимущество перед фреской заключается в темпе, позволяющем расписывать за рабочий день большую площадь поверхности, чем при фреске. Но при этом данная техника не является столь долговечной.

_____________________________________________________________________________________________________

Эпилог

Монументальная живопись прошла долгий путь становления, развиваясь и совершенствуясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. Это искусство будет жить до тех пор, пока в людях сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, в чем мы взаимодействуем в процессе нашей жизни. Монументальная живопись, несомненно, является очень важной исторической ценностью. Благодаря ее долговечности, разные поколения людей и народов многое могут узнать о жизнедеятельности своих предков, об истории исчезнувших цивилизаций, о религиозной культуре и многих других исторических фактах. Поэтому важно сохранять объекты этого искусства, постоянно их реставрировать. Компания «Меандр» располагает квалифицированными специалистами и художниками для реставрации монументальной живописи. Мы может выполнить работы любой сложности, включая живописные работы.


Реставрация живописи. Большая церквовь Зимнего Дворца и Золотая гостиная. Аничков Дворец. Выполнено компанией "Меандр"

В современных школах ученикам старших классов преподается очень важный и нужный предмет под названием «Мировая художественная культура». Курс МХК рассказывает школьникам о шедеврах архитектуры и изобразительного искусства от древности до наших дней. В программу входит и такой раздел, как монументальное искусство. С ним мы сейчас познакомимся поближе.

Что такое монументальное искусство?

Это особенный раздел отличающийся пластической или смысловой нагрузкой архитектурного произведения, а также важностью и значительностью идейного содержания. Слово «монументальное» произошло от латинского moneo, что означает «напоминаю». И не мудрено, ведь данный тип искусства - один из самых древних на земле.

История монументального творчества

Корни данного вида зодчества и живописи восходят к первобытному обществу. Древние люди тогда только научились рисовать, неумело держали в пальцах уголек, но их произведения монументальной живописи на пещерных стенах уже поражали воображение. Конечно, они были нарисованы коряво, обилие красок отсутствовало, но зато присутствовал смысл. Он заключался в представлении древних людей о силах природы, собственной жизни, различных умениях. Поэтому стены пещер украшали различные сценки из жизни первобытного человека: добыча мамонта, самая красивая женщина в пещере, ритуальные танцы у костра и многие, многие другие.

Первобытное общество сменилось Древним миром, и там монументальное творчество тоже нашло свое место. В Древнем Египте данное искусство очень уважали и любили. Об этом нам говорят сохранившиеся до наших дней сфинксы и египетские пирамиды. В эпоху Возрождения произошел расцвет монументальной архитектуры. На свет появились такие шедевры, как картина «Сотворение Адама», а также Сикстинской капеллы. Все эти работы выполнены гением своего времени - Микеланджело Буонарроти.

В конце 19-начале 20 века искусство идет по новому пути. Наиболее популярный тогда стиль «модерн» отразился и на данном творчестве, из-за чего большинство монументальных произведений было выполнено в данном направлении. Особенно это коснулось живописи и нашло отражение в работах таких художников, как М. Врубель, М.Дени и другие. Но не было забыто и зодчество, в это время работают такие скульпторы как Э. Бурдель и А. Майоль. Их руками было создано большинство произведений в жанре которыми мы восхищаемся и любуемся по сей день.

Наибольшее развитие и признание данный вид искусства получил в СССР. Страна Советов ставила перед собой и внушительные памятники и постаменты как нельзя лучше отражали ее задумки. Впечатляющие, высокие, стремящиеся ввысь статуи отражают смелость и силу духа рабочих того времени.

Примеры данного вида искусства

Сюда относятся как архитектурные, так и живописные произведения. Монументальное искусство включает в себя мозаики, фрески, памятники и бюсты, различные скульптурные и декоративные композиции, витражи и даже… фонтаны. Теперь можно убедиться, как много сюда входит произведений искусства. Немудрено, что по всему миру созданы тысячи музеев, где на всеобщее восхищение выставлены панно, бюсты и скульптуры самых разных эпох и поколений.

Разнообразие произведений

Сюда входят два вида творчества: скульптура и изобразительное искусство. обычно представляет собой различные панно, росписи на стенах, барельефы и др. Они служат украшением окружающей обстановки и обязательно входят в состав какого-либо ансамбля, являясь его важной частью. В монументальной живописи различают разнообразные техники: это фреска, витраж, мозаика и т.д. Стоит отметить, что монументальная живопись располагается на специально созданной под нее конструкции или на недвижимой архитектурной основе.

Эпоха СССР и данный вид творчества

Монументальное искусство высоко ценилось в СССР. Оно способствует развитию художественного вкуса, воспитанию нравственности и патриотических чувств к своей Родине. Оно эмоционально обогащает, даря при взгляде на него незабываемые воспоминания, которые навсегда остаются в душе и сердцах как детей, так и взрослых. Советскому монументальному искусству присущи гуманизм и художественная организация. Произведения живописи и архитектуры, выполненные в соответствующем стиле, можно было встретить везде: около школ и садиков, заводов и в парках. Умудрялись строить памятники даже в самых необычных местах.

Этот вид творчества получил широкое распространение после Октябрьской революции, когда строилась новая страна с новыми законами, порядками и социализмом. Именно тогда произведения монументального искусства получили особое признание в народе. Все живописцы, скульпторы, архитекторы были охвачены порывом создать шедевр монументального искусства, чтобы показать, что время изменилось, наступила новая жизнь, новый бытовой уклад, новые открытия в науке и новый вид искусства.

Бессмертное произведение

Одним из самых запоминающихся творений тех времен стала великолепная монументальная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», олицетворяющее собой тяжелый труд и подвиг советского народа. История памятника очень интересна и познавательна. В 1936 году заканчивали строительство Дворца Советов, наверху которого должен был стоять памятник «Рабочий и колхозница». Для создания скульптурного сооружения отобрали лучших мастеров, в число которых попала и Вера Мухина. На работу им дали два месяца и сказали, что статуя должна олицетворять собой две фигуры - рабочего и колхозницы. Одну и ту же идею четыре скульптора выполнили совершенно по-разному. У кого-то фигуры спокойно и безмятежно стояли, у кого-то наоборот, яростно рвались вперед, будто стремясь кого-то обогнать. И только Мухина Вера Игнатьевна запечатлела в своей работе прекрасный момент начатого, но не законченного движения. Именно ее работа и была одобрена комиссией. Сейчас памятник «Рабочий и колхозница» находится на реставрации.

Монументальная живопись: примеры

Как уже было сказано выше, изобразительное искусство этого типа уходит корнями в древние времена. Уже тогда создавались великолепные рисунки на стенах пещер, изображающие процесс охоты, древние ритуалы и др.

Монументально-декоративная живопись подразделяется на несколько типов:

  • Фреска . Данное изображение создается на сырой штукатурке несколькими типами красок, которые получились из пигмента в виде порошка. При высыхании такой краски образуется пленка, защищающая работу от внешнего воздействия.
  • Мозаика . Рисунок выкладывается на поверхности маленькими стеклышками или разноцветными камнями.
  • Темпера . Произведения этого типа выполнены красками из пигмента растительного происхождения, разведенного в яйце или масле. Как и фреска, наносится на невысохшую штукатурку.
  • Витраж . Схож с мозаикой, так же выкладывается из кусочков разноцветного стекла. Разница в том, что кусочки соединяются между собой спайками, а готовое произведение помещают в оконный проем.

Наиболее известные произведения монументальной живописи - фрески Феофана Грека, например двусторонняя икона «Богоматерь Донская», на другой стороне которой изображено «Успение Богородицы». Также к произведениям искусства можно отнести «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и другие картины.

Монументальное зодчество: шедевры мирового искусства

Хорошие скульпторы во все времена ценились на вес золота. Поэтому мир и обогатился такими произведениями, как Триумфальная арка, расположенная в Москве, памятник Петру 1 «Медный всадник», скульптура Давида, выполненная Микеланджело и находящаяся в Лувре, статуя прекрасной Венеры, у которой отсечены руки, и многие другие. Такие виды монументально-декоративного искусства завораживают и притягивают к себе взгляды миллионов, на них хочется любоваться снова и снова.

Существует несколько типов зодчества этого типа:

  • Памятник . Обычно это скульптура одного или нескольких людей, стоящих неподвижно или замерших в какой-либо позе. Производятся из камня, гранита, мрамора.
  • Монумент . Увековечивает в камне какое-либо событие истории, например Отечественную войну, или великую личность.
  • Стела . Данный тип зодчества представляет собой плиту из камня, гранита или мрамора, стоящую вертикально и имеющую какую-либо надпись или рисунок.
  • столб, состоящий из четырех заостряющихся кверху граней.

Заключение

Монументальное искусство - вещь сложная и неоднозначная. У всех людей она вызывает разные чувства, у кого-то - гордость за мастеров, что человеческие руки смогли произвести на свет шедевр. Кто-то чувствует недоумение: как такая работа вообще могла быть выполнена обычным человеком, ведь в ней столько мелких деталей? Иной зритель просто остановится и залюбуется памятниками живописи и архитектуры, как древними, так и современными. Но объекты монументального искусства не оставят равнодушным ни одного человека. Это происходит потому, что у всех мастеров, сделавших что-либо в этом стиле, имеется огромный, недюжинный, самый настоящий талант, терпение и бескрайняя любовь к своему делу.

Монументальная живопись - древнейший вид живописи , известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира , Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру , и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.

См. также

Ссылки

  • Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Северо-Кавказская железная дорога
  • PCI

Смотреть что такое "Монументальная живопись" в других словарях:

    монументальная живопись - вид живописи, неразрывно связанной с архитектурой, украшающей стены, полы или потолки зданий. В соответствии с техникой исполнения в монументальной живописи выделяют мозаику, фреску и витраж. Монументальная живопись предполагает дистанцию между… … Художественная энциклопедия

    монументальная живопись - Д. Сикейрос. «Новая демократия». Фрагмент росписи во Дворце изящных искусств в Мехико Пироксилин. 1945. монументальная живопись Латинской Америки, искусство стенных росписей (фреска, мозаика, синтетические материалы), развивающееся в XX в. в ряде … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Мексиканская монументальная живопись - … Википедия

    Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность… … Художественная энциклопедия

    живопись монументальная - Живопись, включённая в архитектурную композицию и создающая ощущение величественности и значительности [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN monumental painting… … Справочник технического переводчика

    Живопись - Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия

    ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с применением красок и цветных материалов. Система цветовых сочетаний (колорит) позволяет передавать тончайшие нюансы действительности, а в целом изобразительные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ - живопись, включённая в архитектурную композицию и создающая ощущение величественности и значительности (Болгарский язык; Български) монументална живопис (Чешский язык; Čeština) nástěnné malířství; nástěnná malba (Немецкий язык; Deutsch)… … Строительный словарь

    Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства (См. Искусство), Ж. выполняет идеологические и познавательные задачи, а … Большая советская энциклопедия

    Живопись - вид изобразит. иск ва, произв. к рого создаются с помощью красок. Изображение (фигуративное или абстрактное) наносится на основу: холст, картон, бумагу, камень, стекло и т. п. Решающая роль в Ж. принадлежит цвету как средству худож.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Монументальная живопись Новгорода XIV - XV веков , Издание 1987 года. Сохранность хорошая. Книга Л. И. Лифшица посвящена монументальной живописи Новгорода XIV-XV веков. Новгород не случайно называют "русской Флоренцией" . Некогда… Категория: Русские художники Издатель: Искусство , Купить за 2600 руб
  • Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии 1280-1400 (подарочное издание) , Иоахим Пешке , Стильно оформленное подарочное издание, представляющее собой богато иллюстрированный альбом в футляре. Великие фресковые циклы, многие из которых впервые предстают во всей красе после… Категория:

(происходит от латинского monumentum, то есть, "памятник ".)

Живопись , имеющая отношение к монументальному искусству, называется монументальной. Данный вид производится на архитектурных сооружениях и других стационарных строениях и востребован в конкретной архитектурной среде. Монументальная живопись отличается крупными размерами, обобщенностью форм. К ней можно отнести произведения, помещенные на стены, потолки, своды, иногда - на полы, разновидности росписи по штукатурке (фреска , энкаустика , масляная или темперная живопись ), живописное на холсте, мозаика , майолика , витражи и другие формы рельефно-живописного декора в архитектуре.

По содержанию и характеру образного строя произведения живописи подразделяются на обладающие чертами монументальности, что является важнейшим акцентом архитектурного ансамбля, и монументально-декоративные, представляющие собой роспись, украшающую поверхность стен, фасадов, перекрытий, которая находит свое место в архитектуре. Монументальная живопись имеет также название "монументально-декоративная", или по-другому, "живописного ", что подчеркивает декоративный характер росписей. Произведения монументальной живописи реализуются в объемно-пространственном или плоскостно-декоративном решении, в зависимости от их функции. Монументальная живопись рассматривается, как единое целое в совокупности с другими составляющими архитектурного ансамбля.

История.

Наиболее древний вид живописи - это пещерные росписи со времен палеолита (пещеры Альтамиры, Ляско). Монументальная живопись воплощается в древнейшем декорировании стен - контурных изображениях животных (Пиренеи, Испания; пещеры Дордони, Франция). Предположительно, - творчество кроманьонцев, созданное в период между 25 и 16 тыс. до н.э. История помнит пещерные росписи Альтамиры в Испании и более усовершенствованные образцы искусства в период позднего палеолита во Франции (пещера Ла Мадлен). Охватывая времена ранней Античности и продолжаясь до позднего Возрождения, монументальная живопись развивается параллельно с монументальной скульптурой и является ведущим методом декорирования построек из камня, бетона, кирпича. Монументальная живопись применялась в архитектуре храмовых и погребальных сооружений Древнего Египта, в строениях Крито-Микенской цивилизации.

Настенные росписи известны со времен додинастического Египта. В качестве примера могут служить гробницы Иераконполя. Росписи демонстрируют склонность египетских мастеров к стилизации человеческого облика. С 3 по 2 в. до н.э. возникает египетская живопись с характерными для нее чертами, выраженными в неповторимых настенных росписях. В Месопотамии, в связи с низкой прочностью использованных строительных материалов, сохранилось очень немного настенных изображений . Известны изображения фигур, в которых отражена идея натурализма , но для Месопотамского искусства больше характерны орнаменты .

Монументальная живопись была широко распространена в Древнем Риме, особенно после древнеримской архитектурной революции . Четыре стиля древнеримской живописи применяли в оформлении частных жилищ. В храмовой архитектуре Византии были популярны фреска и мозаика , оказавшие решающее влияние на древнерусское монументальное искусство .

Прекрасные произведения древнеримской монументальной живописи просматриваются под слоем пепла на стенах зданий Помпеи, Геркуланум и Стабии, разрушенных Везувием в 79 г., а также они имеются в Риме. Живопись представляет собой полихромные композиции , изображающие различные сюжеты, архитектурные мотивы, а так же мифологические события. На Эсквилине в Риме была найдена фреска "Одиссей в стране лестригонов". Подобные композиции подтверждают великолепное знание натуры и умение ее воспроизвести.

Искусство европейского Средневековья привлекает внимание неслыханным развитием витражных технологий. Выдающимися мастерами Возрождения было создано внушительное количество величественных и искусных фресок. В эту эпоху живописцы стремились к максимальному отождествлению творчества с реальностью; прежде всего их привлекает воспроизведение формы и пространства. Художники периода Возрождения также экспериментируют с техникой исполнения живописи . Произведение Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" в миланском монастыре Санта Мария выполнено маслом по неподготовленной поверхности. Композиция претерпела глубокое воздействие времени, но осталась почти неизменной под слоем поздней реставрации. В 16-18 в. итальянская монументальная живопись стремится к помпезности, декоративности и иллюзионизму.

Знаменитые произведения монументальной живописи сохранились от доколумбовых поселений Американского континента (Майя, в том числе). Искусство дальневосточных цивилизаций отдает первое место монументальной живописи , двигаясь параллельно с декоративной живописью (японское искусство ). На протяжении 19 в. настенную роспись использовали в Европе и США для украшения общественных зданий. С 20 в. благодаря творчеству мексиканских художников в монументальной живописи возобновился подъем. Особо отличились Д. Сикейрос, Д. Ривера, Х. Ороско. Монументальная живопись настоящего времени скоростными темпами осваивает новые материалы в мозаике и витражах. Фреска , требующая кропотливости и технического мастерства , уступает технике исполнения живописи "а секко " (рисование по сухой основе штукатурки), которая зарекомендовала себя, как более стойкая в условиях современного города.

Принято разделять живопись на станковую и монументальную. К станковой живописи относится та, которая выполнена масляными красками на холсте, картоне или другом твердом материале. Как правило, она имеет не столь внушительные размеры, исполняется на мольберте и способна кочевать по выставкам, музеям, интерьерам владельцев. Другое дело живопись монументальная. Она жестко привязана к архитектурной поверхности, часто имеет гигантские размеры и технологоя исполнения имеет свои особенности. Существует немало разнообразных техник монументальной живописи, но мы предполагаем рассказать вам только о трех из них. Это фреска, мозаика и витраж.

Итак…
Под термином «фреска» понимается письмо по сырому известковому основаниюкрасками, разведенными водой, либо красками, имеющими в своем составе известковое связующее (известковое тесто, известковую воду). Гидрат окиси кальция, содержащийся в известковом тесте и, следовательно, в известковом растворе, является основным элементом этой техники, который, вступая в химическую реакцию с углекислым газом воздуха, образует углекислый кальций - прозрачную стекловидную структуру, которая, пронизывая весь слой грунта и красок и образуя на их поверхности тонкую прозрачную пленочку, закрепляет (цементирует) как весь грунт, так и красочный слой фрески, который она еще и предохраняет от атмосферных воздействий. Что делает эту технику практически вечной. Её гибель наступает вместе с разрушением архитектуры.

Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «a fresko» -по сырому, то есть письмо по сырому, еще свежему известковому грунту. В Италии, где зародился термин «fresko», фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены вархитектуре. На своей родине термин утвердился к концу XIV века, хотя способ письма по сырому известковому грунту применялся со времен, значительно более ранних, и имел место не только на Апеннинском полуострове. Как во всякой другой технике, в монументальной живописи многотрудным оказывается дело мастеров. А фреска требуетособо тщательной подготовки стены, ибо «грунт живописца» ляжет всего лишь третьим по счету. Первые же два закрывают кирпичную или каменную кладку стены и выравнивают ее. Причем очень тщательно! Так, чтобы не осталось пузырьков воздуха, чтоб сгладились неровности, чтоб во втором слое, более тонком в сравнении с первым, поверхность была бы идеальной. Недаром ее без устали «отглаживают» специальной доской. И вот уж тогда, поверх двух предыдущих, мажут штукатурковый слой для живописи. Тонкий, менее сантиметра в толщину, его накладывают частями и ровно столько, сколько сможет художник расписать за день. Иначе штукатурка высыхает, и ее придется соскабливать. Во фреске, исполненной «сырым способом», нередко видны соединительные швы, границы между частями, которые заканчивал в определенный период художник. А также прориси -процарапанные в штукатурке контуры рисунка, переведенного на стену с предварительно созданного картона.
Сложное дело фреска! Требует мастерства особого и смелости, и точности, и предвидения. . . Писать надо по сырому, пока штукатурка не высохла, пока краскисвободно перетекают в грунт. Писать надо точно, потому что исправлять сложно, ибо ошибки обнаруживаются через несколько дней после высыхания (поправляют темперой). Писать надо, предвидя изменение цвета, потому что в сыром состоянии краски значительно ярче. Словом, «буон фреска» (ит.), «чистая фреска» (хорошая!) без поправок оказывается явлением очень редким и труднодостижимым. Вот почему фреску пишут не только «сырым способом» («а фреско» - ит.), но и «сухим способом» («а секко» - ит.). Пишут по высохшей штукатурке, замешивая известь в краски. Она одновременно служит белилами и делает живопись похожей более на гуашь, в то время как водяные краски придают фреске «акварельный характер».
В Россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее XVIII века. Об этом можно судить по тому, что еще в XVI-XVII веках в русских документах он не встречается, и о такого характера работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе». Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике, - будь то роспись по сырому левкасу, на эмульсионном связующем или клеевом.

Фреска была широко распространена в прошлые эпохи. Предполагается, что ее знали вДревней Греции, писали ею в Древнем Риме, Византии, на Руси X-XII веков. Многочисленные фрески выполнены в средневековой Европе.
В этой технике созданы значительные и выдающиеся произведения. Начиная разговор о фреске как о технике стенописи, сразу же следует сказать, что не было единой техники фрески, то есть единой системы письма по сырому известковому грунту Эта техника, зародившись в глубинах античной культуры, затем была разнесена на весь регион культуры европейской, и естественно, что она за время своего применения разными народами и в течение значительного времени изменялась в соответствии с художественными задачами, которые стояли перед мастерами определенной эпохи и региона, исходя из традиций мастерства и свойств местных материалов. Единственное, что характерно для всех ее модификаций - это известковое связующее ее грунтов и красок. Все остальное представляет калейдоскоп рецептур грунтов, методов их наложения, ассортимента красок, систем письма и т. д.
Чаще всего применялись темперные краски (главным образом цельнояичные), которыми дописывали и прописывали фрески уже при высохшем их красочном слое, что диктовалось нередко необходимостью исправления неудавшихся фрагментов, дописыванием деталей.
«Совершенно неверно утверждение отдельных исследователей о том, что Микеланджело, Рафаэль и многие другие итальянские мастера XVI столетия писали свои произведениятолько техникой одной чистой фрески. Они, так же как и в более ранние века, применяли ретушь по сухой штукатурке и живопись отдельными минеральными красками в виде темперы». Однако Дж. Б. Арменини (XVI в.) в своем трактате пишет о том, что в его время некоторые художники ретушировали фрески даже пастельными карандашами и масляными красками К этому следует добавить, что ни в одном из памятников русской стенописи X-XVIII веков нет росписей, выполненных только фреской, - все они в той или иной мере дописаны по сухому. Нигде и никогда не было фрески, писавшейся подобно акварели, то есть системы письма очень жидкими, разбавленными только водой колерами и красками. Современная наука не имеет безусловных оснований считать фреску древнейшей техникой стенописи, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура не знала извести и что этот материал пришел туда лишь в эпоху Птолемеев, то есть не ранее IV века до н. э.
Фреска среди других техник монументальной живописи, ближе всего станковой самим процессом писания красками. И хотя художник работает не с палитрой в руке и не у мольберта, а около стены (нередко огромной), живопись в своем проявлении едина. Влажная красочная кисть в руке художника подчинена его воле, его характеру. Мы видим во фресках силу лепки цветом, следы мазков, плотность, прозрачность красок и в то же время «звучание».