История россии в картинах польских художников. Репродукции картин яна матейко Все картины яна матейко с русскими названиями

Ян Матейко сыграл важную роль как великий художник в жизни своей страны и истории искусства Польши. Основатель государственной школы исторической живописи, Матейко стоит на одной ступени с известными великими зарубежными художниками девятнадцатого века.

Детство

Родился маленький Ян Алоиз Матейко 24 июня в городе Кракове в 1838 году. В семье Ян был девятым ребенком. Его отец - с 1807 года поселившийся в Польше чешский эмигрант Франциск Ксавьер Матейко. В Галицию он прибыл как преподаватель музыки и зарабатывал в основном частными занятиями. Позднее уехал в город Краков, там он и познакомился с замечательной женщиной, которая впоследствии стала его женой, матерью Яна, Иоанной Каролиной Россберг, которая была рождена в немецко-польской семье, занимавшейся ремесленным делом. В семье Ксавьера и Иоанны родилось одиннадцать детей. В семилетнем возрасте Ян переживает ужасную потерю любимой матери - она умирает. После ее смерти воспитанием детей занимается сестра Иоанны. Маленький Ян сильно страдает от недостатка внимания, это сильно сказывается на формировании его личности. Способности к рисованию у мальчика начали проявляться с юных лет, несмотря на то что отец не разделял его пристрастия к рисованию.

Юность

В тринадцатилетнем возрасте Ян Алоиз Матейко поступил в городе Кракове в школу изящных искусств для дальнейшего обучения. Он изучает историю быта, делает наброски архитектурных строений, скульптур, исторических памятников, зарисовывает польских князей и королей, интересуется польской историей костюма. В 1858 году Ян Матейко получает стипендию для учебы в Мюнхене, в художественной академии. Там начинает изучение полотен знаменитых творцов искусства, в восхищение его приводят полотна Поля Делароша, Карла Теодора фон Пилоти (его ученика), написавших известные исторические полотна. Именно это знакомство определяет направление будущих произведений Яна Матейко.

В 1859 году молодой Ян Алоиз Матейко пишет картину «Отравление королевы Боны» и издает работу «Польский костюм». В опубликованной работе изображены люди, одетые в исторические костюмы, в будущих работах он будет не раз применять полученный им опыт. Из-за конфликтов с преподавателями ему приходится завершить свое недолгое обучение в художественной академии. После возвращения в 1860 году Ян Матейко начинает работу в своем родном городе Кракове.

Вскоре после возвращения в двадцатичетырехлетнем возрасте Матейко создает одну из своих знаменитых работ под названием «Станчик» (1862). На картине изображен задумчивый, скорбящий придворный шут, на фоне пирующего бала. С 1873 года художник Ян Матейко возглавляет художественную школу в Кракове, в которой работает до конца своей жизни.

Семья

Со своей будущей женой Теодорой Гебултовской Ян был знаком с раннего детства, именно ее семья стала ему опорой и поддержкой в то время, когда он переживал утрату своей матери. К Полине Гебултовской, матери Теодоры, Ян относился как к родной матери. Теодора нравилась ему с самого детства, но она не испытывала к нему теплых чувств. Но в 1863 году все-таки молодые люди сближаются, и осенью следующего года начинаются приготовления к их свадьбе.

В 1864 году, двадцать первого ноября , состоится свадьба Яна Матейко и Теодоры Гебултовской. После свадьбы молодые уедут в Париж, после поездки он нарисует портрет любимой «Портрет жены в свадебном платье». В их семье родятся двое сыновей - Ежи и Тадеуш, две дочери - Хелена и Беата. Пятым ребенком будет дочь Регина, которая умрет в младенчестве. Хелена заинтересуется искусством и продолжит путь отца: она станет художницей.

Муза. Теодора Гебултовская

Теодора была крайне эгоистичной и ревнивой особой, придумывала разные хитрости, авантюры, дабы укрепить свое положение в роли музы художника. Практически все очертания женщин на работах Матейко напоминают Теодору. В 1876 году, когда Теодора находится в путешествии, мастер втайне начинает работу над полотном «Кастелянша». Для картины позирует ему Станислава, которая является племянницей Теодоры. По возвращении Теодора была вне себя от гнева, после сильной ссоры она покидает его и уезжает на некоторое время к своей матери Полине Гебултовской. Позже она все-таки вернется к мужу, но тайком от него уничтожит собственный портрет в свадебном платье, позже Ян восстановит эту картину. С этих пор в семье воцарятся холодные и натянутые отношения.

Недуг жены и смерть творца

В конце зимы 1882 года психическое состояние Теодоры сильно ухудшается, и ей приходится лечь в психиатрическую клинику на лечение. После полутора лет, проведенных в лечебнице, Теодора возвращается домой, но остается все еще под зорким наблюдением докторов. Первого ноября 1893 года, после сильных внутренних кровотечений, скончался Ян Матейко. Его жена Теодора находится возле постели умирающего мужа. Она долго не может оправиться после смерти супруга. Умирает Теодора в 1896 году, в апреле. Похоронена она вместе с мужем.

Путь творца

Приблизительно к тридцати годам Ян Алоиз Матейко получает международную славу и всеобщее признание. В 1865 году его полотно «Проповедь Скарги» удостаивается золотой награды на Парижской выставке, проходящей ежегодно, позже работа будет продана графу Маурицию Потоцкому. Прошел год, и на показе в Париже Ян Матейко снова получает золотую награду первого разряда за свою работу «Рейтан на сейме 1773 года». Позже ее приобретает государь Австрии Франц Иосиф. Следующей его крупной работой становится « Люблинская уния » , написанная в 1867-1869 годы.

Живописец Матейко постоянно испытывает финансовое напряжение, это связано с тем, что свои работы он часто раздаривает богатым друзьям или продает их за бесценок. Ян был очень щедрым и постоянно поддерживал бедных. Год 1863 знаменован дарами художника: холст «Ян Собеский под Веной» передан Папе Римскому, многие из знаменитых работ были дарованы Польше, «Жанну Д’Арк» получила в подарок Франция.

В 1873 году великому художнику предлагают встать во главе Академии художеств в Праге, следом поступает предложение из родного города Яна Алоиза Матейка, Кракова, и он становится руководителем школы изящных искусств. В ней он начинал свое обучение художеству. Ян не раздумывая становится во главе школы искусств в родном городе. Он проработает в ней до конца своей жизни. Несмотря на руководящую должность, Матейко продолжает писать великие картины. 1878 год был знаменован известной масштабной работой творца «Грюнвальдская битва».

Великие работы художника

Он постоянно работал, и через каждые несколько лет на свет появлялись новые картины. Основные картины Яна Матейко:

  • С 1862 по 1869 г. - «Станчик», «Проповедь Скарги», «Рейтан. Упадок Польши», «Люблинская уния».
  • С 1870 по 1878 г. «Смерть короля Сигизмунда II в Кнышине», «Стефан Баторий под Псковом», «Коперник. Беседа с богом», «Смерть короля Пшемысла II», «Грюнвальдская битва».

  • С 1882 по 1891 г. «Прусская дань», «Жанна д’Арк», «Костюшко под Рацлавицами», «Конституция 3 мая».

Живописец Ян Алоиз Матейко писал не только великие знаменательные полотна, но и трудился над огромным количеством портретов своей семьи, друзей, ректоров и многих других. Он написал около 320 картин и тысячи эскизов и рисунков. Его работы выставлены во многих музеях.

Ян Матейко, «Станчик» (1862)

В 1862 году Матейко заканчивает полотно, принесшее ему известность - «Станчик». Это прекрасное творение рассказывает историю о польском шуте, служившем при дворе монархов Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого, Эта работа показывает глубочайшие переживания шута одиноко сидящего на фоне пирующего бала, грусть на фоне торжества. Вдумчивое выражение лица Станчика говорит о его горьких переживаниях по поводу утраты пограничной крепости Польшей в 1514 году в Смоленске. О самом шуте установлено не много данных. Рожден он был в деревне Прошовицы, около Кракова. Добился при дворе особого статуса своим красноречием и остроумием. Станчик умело использовал свой особый статус при дворе и безжалостно критиковал политику правителей. Это полотно находится в Национальном музее Варшавы.

Картина «Грюнвальдская битва», год 1878

После разгрома восстания в январе 1864 года волнение, охватившее польское общество, позволило творцу поменять настрой своего художественного рассуждения. Мастер начинает творить грандиозные масштабные полотна, показывающие исторические политические и военные завоевания Польши. Написано полотно в 1872-1878 гг. Картина Яна Матейко «Грюнвальдская битва» показывает судьбоносное завоевание Польского королевства и Литовского княжества в 1410 году над Тевтонским орденом. Проигрывая батальные сцены, художник показывает целую эпоху, сконцентрированную на том важном мгновении. Эта работа также хранится в Национальном музее Варшавы.

Ян Матейко, «Смерть короля Пшемысла II», год 1875

На этой картине, написанной в 1875 г., изображена трагическая история гибели Трагедия случилась через год после церемонии коронации Пшемысла II, восьмого февраля 1296 года. В память именно об этом трагическом событии Ян Матейко создает картину, в которой воссоздает кусочек исторической драмы, произошедшей в родной Польше. Пшемысл II был убит сразу после карнавального торжества. Подосланные бранденбургскими маркграфами и великой польской знатью убийцы похитили израненного короля, но при побеге решили, что он для них стал обузой и бросили его умирать на дороге.

Многие историки до нашего времени в растерянности от столь загадочной смерти короля. Многие считают его смерть наказанием за странную гибель его первой супруги. Полотно "Смерть короля Пшемысла II" находится в галерее современного искусства в Загребе.

Мы рассмотрели основные работы великого художника Яна Алоиза Матейка. Его творчество заняло значимую нишу в искусстве. Имя художника навсегда вписано в страницы истории Польши, и не только. Это именно тот творец, работы которого вдохновляют на свершение новых шедевров многих художников современности.

Формирование национальной идентичности в Польше в картинах Яна Матейко

На рубеже XIX –XX веков в ряде государств народ начинает бороться за собственную национальную свободу, а так же политическую независимость. Происходят изменения в искусстве. Искусство всегда зависит от запросов потребителя. Оно складывается из общественно-культурных интересов. Так в произведениях искусства меняется идейно-художественное описание. Музыканты, писатели, художники изображали традиционные уклады своей нации, важные исторические события, повествующие о доблести и славе, а так же создавали национальных героев.

Для Польши такая тенденция не стала исключением, первым художником, который в своей живописи стал отражать национальную идею, был Ян Матейко. Этот живописец писал картины на исторические польские сюжеты. Именно поэтому в своей работе я хочу рассмотреть картины Матейко «Стефан Баторий под Псковом» и «Рейтан – упадок Польши». Я хочу проанализировать полотна, понять: какие методы воздействия использует Ян Матейко для создания национального единства в Польше с помощью картин.

«Стефан Баторий под Псковом»

На картине изображены события Ливонской войны, произошедшие в 1581 году. Польско-ливонская армия осаждала Псков, в течение пяти месяцев. На картине изображено, как псковские посланники пришли к Баторию заключать мир от имени Ивана Грозного. Они стоят перед королем польским и великим князем литовским на коленях с просьбой о мире.

Центральная фигура картины – Стефан Баторий. Он величественно сидит, его поза властна, а меч в правой руке готов повергнуть стоящего на коленях посла в любой момент. На нём рыцарские доспехи, атласная золотая мантия, он сидит на походном троне. У него высокомерный взгляд полузакрытых глаз. В его позе видно величие и превосходство. Герой контролирует все, что происходит вокруг. Батория можно сравнить со зверем, который готовится перед прыжком. По правую руку от него выделенный королем краковский дворянин Ян Замойский. Он изображен в полный рост. В его позе тоже заметна власть и превосходства. Замойский напряжен, он в любой момент готов сорваться с места, левая нога стоит чуть впереди, что означает готовность спасти своего государя. Так же заметна на картине фигура папского легата Поссевина. Он пытается навязать папскую власть в России. Можно сказать, что его фигура разделяет картину на две половины. Художник изображает его, как бы на русской стороне. Он не стоит за спиной польского короля, он скорее к нему обращается. Он как бы уговаривает не рубить русских послов уже приготовленным оружием, а выслушать их. В его позе читается напряжение, а руки, сложены крестом, как бы просят короля остановиться.

Русские послы преклоняются и протягивают хлеб, как просьбу о пощаде. В ярком золотом облачении пристает полоцкий владыка Киприян. Он опасается литовского князя. Но его голова не опущена, он смотрит на своего собеседника. Он открыт перед ним. Но его поза отражает, что война с его стороны закончена. Вторая фигура только слегка наклоняется. Он ещё не пал на колени. Скорее его поза это старческая усталость, чем повиновение и ропот перед врагом. Но в его взгляде тоже видна тревога и озадаченность. Этот персонаж – Иван Нащокин.

На заднем фоне мы видим осажденный город – Псков. Над городом уже собрались птицы и ждут, когда же кто-нибуть умрет. Так автор изображает полное истощение сил города, его слабость и беспомощность. Но русские войны не стоят на коленях, они не согласны со сложившейся ситуацией. Не смотря на то, что художник воспевает славу польского оружия, он показывает достоинство соперника. Противник был силен, и не может признать поражение из-за своей гордости. Но сильного врага победить намного приятнее.

Нужно сказать, что художник прорисовывает все детали с исторической четкостью. Известно, что все костюмы и предметы быта полностью соответствуют периоду на картине. Можно сказать, что картина становится хорошим историческим источником для изучения костюма.

Но этого сюжета не было в истории. Не смотря на изображения исторических фигур, картина не подтверждает не один исторический факт. Для Матейко в работе важно не историческая достоверность, а изображение польской победы над русскими. К счастью осталось немало источников, которые посвящены данному событию: русский «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» и польские дневники участников событий.

В первую очередь, такого сюжета в истории не было. Известно, что встреча проходила не под стенами Пскова, а Стефан Баторий на ней не присутствовал. Нащокин не договаривался о мире, он встречался с польским королем всего один раз в Литве, намного раньше представленных на картине событий. А Киприян был взят в плен во время осады Полоцка в 1579 году.

Если сложить все описания картины, то видно, что художник изобразил силу и мощь польского короля. Перед ним русские стоят на коленях. В своей работе он пытается пробудить национальную гордость за своё прошлое. Пытается вернуть былую славу. Подарить возможность действовать. Призыв к действию, попытка разбудить нацию.

«Рейтан – упадок Польши»

На этой картине художник изображает уже не славные моменты истории Польши, а её упадок. Но в данном сюжете для него важен национальный герой – Тадеуша Рейтона. Он противостоял разделу Речи Посполитой.

Картины иллюстрирует третий день «Разделительного сейма», когда Россия, Пруссия и Австрия поделили Речь Посполитую. Рейтон, когда участники шли подписывать договор о разделе, лег в дверях, чтобы их не выпустить и произнес слова: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!».

В позе Рейтона изображено отчаяние и самопожертвование. Герой картины уверен в своих действиях, в его глазах страх. Но это не эгоистичный страх, он с ужасом смотрим на стоящих перед ним людей, готовых подписать унизительный договор. Он противостоит хаосу. Стоит заметить, что картина поделена на две части. Это толпа собирающаяся подписать сейм и Рейтон. Хаос и здравый смысл. На фоне видно множество людей, которые занимаются разными делами. Кто-то хватается за голову, кто-то в ужасе прячется в толпе или в шторах, картины лежат на полу, стулья перевернуты, на полу валяются документы – все это показывает крах государства. И только Рейтон пытается спасти его.

Человек в красном костюме – Адам Понинский. Его рука уверено показывает на русских генералов, которые стоят за дверью. Он уверен в своих действиях, для него нет другого пути. Его поза, кажется даже властной. Но если присмотреться, то видно, что его держит, чья то рука и он опирается на трость. На самом деле он слаб, в его действиях нет никакой храбрости и уверенности. Рядом с ним потупив глаза, стоит Станислав Щесный Потоцкий. Он не уверено и небрежно держит, какую то бумагу. Третья фигура - гетман Франциск Ксаверий Браницкий. Он закрыл лицо руками. Его поза означает весь крах, потерю, неизбежность. Он слабый и беспомощный.

С исторической точки зрения картина снова имеет не точности. Например, Потоцкого не присутствовал на подписание договора. Так же в верхнем левом углу изображен посол Николай Васильевич Репин, который надменно наблюдает за происходящим, в тот момент послом был другой человек.

Вывод

Таким образом, я рассмотрела две работы польского художника Яна Мотейко. Обе картины отображают значимые исторические события для Польши. Но если первая –прославляет мощь и силу польского оружия, то вторая скорее показывает слабость общества и силу одного человека. Но обе эти картины пропитаны национальным патриотизмом. В картине «Стефан Баторий под Псковом» для художника важно показать национальную гордость и силу. Стефан Баторий внушает страх и ужас, но это означает, что его государству нечего боятся. При просмотре этой картине поляк должен почувствовать гордость за свой народ, вспомнить свою историю. На картине «Рейтан – упадок Польши» сюжет не заставит почувствовать гордость за свой народ. Но на картине присутствует национальный герой. Человек, который готов потерять жизнь за своё государство. Каждый должен сравнить себя с ним, прочувствовать гордость за этого человека и полюбить свою родину так же как он.

Оба эти сюжеты, не смотря на их разницу, призваны побуждать национальные чувства. Внушать людям, что они должны создать своё собственное национальное государство. Востребованность создания национального духа в стране появляется примерно в то же самое время, что в других Европейских государствах. Методы воздействия тоже похожи на общеевропейские.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Яна Матейко. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Яна Матейко на натуральном холсте.
Ян Алоизий Матейко родился в 1838 году в Кракове в многодетной семье учителя музыки, органиста Франциска Матейко. Был девятым ребенком из одиннадцати детей.
С детства проявлял большой художественный талант, рисовал повсюду на чем только было можно.
В 1852 году, вопреки протестам отца, поступил в Краковскую Школу Изящных Искусств, где учился у Войцеха Корнеля Статтлера, продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860).

Он мечтал посвятить себя исключительно религиозной живописи. Но с изучением польской истории у него появилось желание создавать и исторические полотна.
В 1862 году появилось первая знаменитая картина- «Станчик», в которой он выразил свое «идейное кредо».
Желая оказать максимальную помощь родине, Матейко вступает в ряды повстанцев и в мае 1863 года едет в действующий отряд. Но к этому времени восстание почти повсеместно подавлено. Неудача восстания, воспринятая им как национальная катастрофа, побудила Матейко отказаться от религиозной тематики и посвятить себя исторической живописи.
Вернувшийся домой Матейко «топит свою печаль и скорбь» в новой картине «Проповедь Скарги»
Над этой картиной художник работал около двух лет. Польское общество приняло ее восторженно. До этого мало кому известный Матейко становится знаменитостью, получает много заказов.
Ошеломленный и окрыленный успехом, он женится на Теодоре Гебултовской, сестре друга, к которой был неравнодушен еще в детстве, и вместе с молодой женой едет в Париж, чтобы экспонировать там своего «Скаргу».
Картина имеет успех и получает на Международной выставке золотую медаль.
По приезде домой Матейко сразу же приступает к новой работе – «Рейтану»
Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. Эту картину купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый.
С интервалом в два-три года появлялись новые картины, каждая из которых была вдумчивым отображением польской истории.
Правящие круги очень отрицательно отнеслись к первым произведениям художника именно из-за концепции, заложенной в них. Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейко» (1867), где он под видом воссоздания эпизода из жизни XVI века изобразил самого себя, осужденным на казнь.
Одна из самых известных картин, посвященных истории Польши – «Люблинская уния», написанная в 1969 году.
Таким образом первый период творчества Матейко (60-70-е гг.) был полон патриотического одушевления.
Уже в ранних полотнах сложились те художественные принципы, которые и в дальнейшем были свойственны искусству Матейко. Большое, многофигурное полотно, развернутый сюжет, сложно соотнесенные между собой многочисленные исторические персонажи, драматизм ситуации, психологическое напряжение будут типичны для всего творчества Матейки.
В знак признания мастерства художника Матейко был удостоен в 1870 году французским орденом Почетного легиона.
В 1874 г. Матейко выставляет своего «Батория под Псковом» в столице Франции. Восторженный прием работы живописца завершается избранием его членом Institut de France и сразу за этим - членом Берлинской академии искусств.
В 1878 году написана картина «Грюндвальдская битва», по словам художественного критика Юлиуша Стажиньского, эта картина «по праву считается вершиной художественных достижений Матейко как по силе выражения, так и по замечательной гармоничности композиции и цвета».
И все же такие картины, как «Люблинская уния» (1869), «Баторий под Псковом» (1871), «Грюнвальдская битва»(1878), знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши.
В 80-90-х гг. творчество Матейко становится все более традиционно-официальным.
Он обращается теперь к темам, которые связаны с победами, с триумфами польского оружия и польской государственности. Таковы «Прусская дань» (1882), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие.
К 1890 году Матейко менее чем за год выполнил огромную и многоплановую работу над росписями Мариацкого костела в Кракове.
Поиски монументально-декоративного стиля, захватившие на склоне лет художника, явились новым словом в польском искусстве.
Умер знаменитый польский художник в 1893 году от язвы. На похороны собрался весь Краков, в честь него прозвучали пушечные залпы и несколько раз ударили в Колокол Зигмунта.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Яна Матейко не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Ян Алои́зий Мате́йко (польск. Jan Alojzy Matejko ; 24 июня 1838, Краков - 1 ноября 1893, Краков) - польский живописец, автор батальных и исторических полотен.

Был девятым ребёнком в семье, в которой всего было одиннадцать детей. В детстве пережил обстрел Кракова австрийской армией (1848). Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852-1858), Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где и скончался в 1893 году и был похоронен.

Творчество

С юности изучал детали исторического быта, непрерывно их зарисовывал, а позже составил «Историю польского костюма». Своим призванием считал религиозное творчество. Неудача восстания 1863-1864, воспринятая как национальная катастрофа, побудила отказаться от этой тематики и посвятить себя исторической живописи. Стал автором многофигурных полотен, изображающих ключевые эпизоды истории Польши, и портретов героев прошлого. Картины хранятся в Национальном музее (Варшава), Национальном музее (Краков), Львовской картинной галерее и других собраниях. Так же рисовал картоны для витражей, в частности по его картонам сделаны витражи кафедрального собора во Львове.

Картины Матейко содержат ряд исторических неточностей. В частности, на полотне «Стефан Баторий под Псковом» изображена сдача города, тогда как в реальности польский король так и не сумел овладеть крепостью.

Произведения

    «Станчик» (1862)

    «Проповедь Скарги» (1864)

    «Рейтан - упадок Польши» (1866)

    «Люблинская уния» (1869)

    «Стефан Баторий под Псковом» (1871-1872)

    «Смерть короля Пшемысла II» (1875)

    «Грюнвальдская битва» (1878)

    «Прусская дань» (1882)

    «Жанна д’Арк» (1886)

    «Костюшко под Рацлавицами» (1888)

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Матейко,_Ян


Ежи Коссак. «Битва под Кутно». 1943 г.

В польской живописи много картин на исторические темы, в том числе и про Россию. Любитель истории uglich_jj собрал подборку наиболее интересных из них, тех, которые стоит увидеть. Они ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.

Художник по-польски - artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак и др. Некоторые картины антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.


Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.

1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.

Занятная деталь: бал - европейское развлечение. 1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.


Ян Матейко. "Стефан Баторий под Псковом". 1872 г.

Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине - Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.

Занятная деталь. Слева от Стефана - мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.


Царь Лжедмитрий I, портрет неизвестного художника. Нач. 17 в.

Эта картина также известна как "Портрет из Вишневецкого замка" (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия). В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг. А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.


Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России:)

Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия) вместе с братьями, и всех вывезли в Варшаву. Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.


Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.

Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись".

На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты. Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош. Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную ("война чернильниц" и обсуждение в блогах), так и не-мирную.


Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.

Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичу, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно - в войнах против России. Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен...

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их называли chlopi (хлопы), а также bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.