История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха. Он-лайн "Сад земных наслаждений (триптих Босха)" - Фотозаметки

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.

Когда вы впервые смотрите на одну из самых загадочных картин Босха, вы скорее испытываете смешанные чувства: она притягивает и завораживает скоплением большого количества необычных деталей. В то же время понять смысл этого скопления деталей как в совокупности, так и по отдельности никак не удается.

В таком впечатлении нет ничего удивительного: большинство деталей насыщенны символами, которые современному человеку не известны. Только современники Босха могли разгадывать этот художественный ребус.

Попробуем и мы разобраться. Начнем с общего смысла картины. Она состоит из четырех частей.

Закрытые створки триптиха. Сотворение мира


Иероним Босх. Закрытые створки триптиха “Сотворение мира”. 1505-1510 гг.

Первая часть (закрытые створки триптиха). По первой версии – изображение третьего дня сотворения мира. На земле еще нет человека и животных, из воды только появились скалы и деревья. Вторая версия – это конец нашего мира, после вселенского потопа. В верхнем левом углу – Бог, созерцающий свое творение.

Левая створка триптиха. Рай


Иероним Босх. Рай (левая створка триптиха “Сад земных наслаждений”). 1505-1510 гг.

Вторая часть (левая створка триптиха). Изображение сцены в Рае. Бог показывает удивленному Адаму только что созданную из его ребра Еву. Вокруг – недавно созданные Богом животные. На заднем плане – Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.

Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений


Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. .

Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:

Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.

Правая створка триптиха. Ад


Иероним Босх. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг.

Четвертая часть (правая створка триптиха). Изображение ада, в котором грешники испытывают вечные муки. В середине картины – странное существо из полого яйца, с ногами в виде стволов деревьев с человеческим лицом – предположительно это проводник по Аду, главный демон. О том, за мучение каких грешников он отвечает читайте в статье.

Таков общий смысл картины-предостережения. Худодник показывает нам, насколько легко впасть в грех и попасть в Ад, несмотря на то, что когда-то человечество зародилось в Раю.

Символы картины Босха

Почему же на такое множество персонажей и символов?

Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.

Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.

Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.

Грехи Средневековья

Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.

Иероним Босх – один из самых великих и загадочных художников Северного Возрождения. И речь идет не только о жизни мастера, ведь о ней известно очень мало. Его картины неоднозначны и изобилуют скрытыми посланиями. Искусствоведы не устают изучать их и открывать в творчестве художника новые грани.

Биография Иеронима Босха

История жизнеописания мастера лаконична, поскольку до наших дней дошло совсем немного документально подтвержденных фактов. Иероним Босх – псевдоним живописца. Его настоящее имя – Иерон ван Акен. В переводе с голландского на русский слово «босх» означает «лес». Почему был выбран этот псевдоним? Вряд ли мы получим ответ на этот вопрос. Но эта деталь характеризует личность художника очень ярко.

Точная дата рождения Иерона ван Акена неизвестна. Историки склонны считать, что это произошло около 1460 года в небольшом голландском городке Хертогенбос. Здесь живописец провел почти всю жизнь. Семья Иерона происходила из немецкого города Аахен. Его дед и отец были художниками. Именно они передали Босху азы мастерства. Но юноша несколько лет путешествовал по Голландии и оттачивал свой стиль под руководством известнейших живописцев того времени.

В 1480 году Иерон возвращается в Хертогенбос. Уже в тот период он признан очень перспективным мастером и пользуется популярностью. В 1481 году Иерон женился на Алейд ван де Мервенне – девушке из аристократической и очень богатой семьи. Это обстоятельство имело огромное значение для его творчества. Художнику не нужно было хвататься за любые заказы, чтобы прокормить семью. Он получил возможность развивать свое творчество.

Довольно быстро слава Иеронима Босха распространилась далеко за пределы Голландии. Ему поступает очень много заказов от знати и богатейших людей Европы, в том числе, королевских домов Испании и Франции. Картины мастера не имеют дат. Поэтому историки искусства ориентируются лишь на приблизительные периоды жизни живописца.

Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Среди современников художник слыл респектабельным и очень религиозным человеком, он состоял в братстве Богоматери при кафедральном соборе Святого Иоанна. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди.
Умер художник в 1516 году. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.

Альтернативная версия жизнеописания Босха

Речь идет о версиях, которые не имеют 100% подтверждения в документальных источниках. Но историки искусства не склонны отбрасывать их. Эти сведения о художнике многое объясняют в его творчестве и достойны тщательного изучения.

Существует теория, что Босх страдал от шизофрении. Эта болезнь проявилась не сразу. Некоторые учены считают, что именно она привела художника к ранней смерти. Но мы уже не сможем узнать, соответствует ли эта версия действительности. Большего доверия заслуживает история о тайных убеждениях Босха.


Несмотря на благочестие и участие в религиозном обществе, художник принадлежал к секте адамитов, считавшейся в те времена еретической. Если бы современники Босха узнали об этом, его бы сожгли на костре. Впервые эта гипотеза прозвучала на рубеже XVI–XVII веков. С ней согласен известный искусствовед Вильгельм Френгер. Современная исследовательница творчества художника Линда Харрис уверена, что Босх был приверженцем «катарской ереси».

О принципах этого течения необходимо рассказать подробнее, поскольку символы, зашифрованные в картинах мастера, подтверждают версию Линды Харрис. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Они считали все материальное проявлением зла. Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства. Часть из них стала демонами. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.

«Катарская ересь» отвергала основные постулаты католической веры. Церковь жестоко преследовала сторонников этого учения, и к началу XVІ века течение исчезло.

Триптих «Сад земных наслаждений»

Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Она является любимым произведением Леонардо Ди Каприо, и упоминается в его документальном фильме .

Линда Харрис уверена, что Босх намеренно исказил канонический сюжет. Художник написал триптих по заказу короля Испании и оставил будущим поколениям тайное послание, в котором рассказал о своих истинных убеждениях.

Символы, зашифрованные в триптихе «Сад земных наслаждений»

Левая створка – Эдем в период создания первых людей

Именно тогда ангелы пали, а их души попали в ловушку материальной плоти. На левой створке зашифровано несколько важных символов, повествующих о верованиях катаров.

1. Источник жизни. Сооружение, украшенное затейливой резьбой, расположено в центре композиции. Его окружают фантастические животные. Этот элемент соответствует представлению того времени об Индии, в которой, согласно верованиям катаров, спрятан источник жизни.

2. Сова, которая выглядывает из сферы в источнике. Хищная птица стала воплощением Князя Тьмы. Он внимательно наблюдает за происходящим и за тем, как ангелы снова и снова попадают в ловушку земных соблазнов.

3. Иисус. Его сторонники течения считали противопоставлением Князя Тьмы. Иисус стал спасителем ангелов. Он напоминает бессмертным душам о духовном и помогает им выбраться из плена материального мира. На картине Иисус предостерегает Адама от соблазнов, символом которых является Ева.

4. Кошка и мышь. Символ души, которая оказалась в тисках материального мира.

Центральная часть – современный Эдем

Линда Харрис считает, что Босх изобразил место, в которое души ангелов перерождаются и готовятся к реинкарнации. Ее оппоненты склонны полагать, что на центральной части художник показал Золотой век – утраченный мир всеобщей чистоты и духовности, в котором человек является гармоничной частичкой природы.

1. Люди. Этот фрагмент воспринимается по-разному. Согласно традиционному представлению плотские утехи беспечных грешников отображают традиционные для того периода истории представления о популярном сюжете «сад любви». Если рассматривать этот элемент под углом восприятия катаров, возникает символ низменных удовольствий в мире, который для грешных душ стал иллюзией рая.

2. Кавалькада всадников. Некоторые эксперты уверены – эта сюжетная линия является отображением круговорота страстей, которые снова и снова проходят через лабиринт земных наслаждений. Линда Харрис считает, что здесь изображен круг перевоплощений душ.

3. Рыба. Символ беспокойства и вожделения.

4. Клубника. В средние века эта ягода была отображением иллюзорных удовольствий.

5. Жемчуг. Согласно учению катаров он символизирует душу. Босх изобразил жемчужины в грязи.


Правая створка – музыкальный Ад

Это одно из самых жутких изображений Ада. Аллегоричность картины и характерная манера Босха усиливают эффект. На правой створке изображена кошмарная действительность, последствия, которые ожидают ангелов, не сумевших разорвать круговорот перерождений и погрязших в материальном мире.

1. Древо смерти. Растение монстр вырастет из замерзшего озера. Это человек-дерево, который безучастно наблюдает за распадом собственной телесной оболочки.

2. Почему на левой створке изображены музыкальные инструменты? Эксперты пришли к выводу, что Босх считал светскую музыку греховной, созданием Князя Тьмы. В Аду они превратятся в орудия пытки.

3. Пожар. Фрагмент в верхней части левой створки отображает бренность материальных благ. Дома не просто горят – они взрываются и превращаются в черный пепел.

4. Мифическое существо на престоле. Искусствоведы склонны считать, что эта чудовищная птица является еще одним изображением Князя Тьмы. Он пожирает души грешников и низвергает безжизненные тела в Преисподнюю. Человек, предававшийся чревоугодию, осужден вечно изрыгать все съеденное, скупец до окончания времен будет испражняться золотыми монетами.

Исследователи творчества Босха до сих пор продолжают изучать и анализировать символы, зашифрованные в триптихе, и на других картинах художника. Споры о смысле его посланий не прекращаются, ведь вся жизнь великого мастера окутана тайной. Смогут ли искусствоведы разгадать эту загадку? Или наследие великого мастера так и останется непонятым?

Самый загадочный художник Северного Возрождения, возможно, всю жизнь держал фигу в кармане: в картинах благоверного католика зашифрованы убеждения тайного еретика. Догадайся об этом современники, Босха наверняка отправили бы на костер

Картина «Сад земных наслаждений»
Дерево, масло. 220 х 389 см
Годы создания: 1490–1500 или 1500–1510
Хранится в музее Прадо в Мадриде

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, - на самом деле Князь Тьмы, а материя - зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, - тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка - это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.


1 Христос . Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых - первая женщина.


2 Кошка с мышью . Зверек, попавший в зубы к хищнику, - намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.


3 Сова . Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, - это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

4 Фонтан духовной смерти . Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера - символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.


5 Люди . Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, - отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.


6 Жемчужина . В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.


7 Музыкальные инструменты . Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди - пленники материального мира.


8 Клубника . Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов - все они означают земные соблазны.


9 Хоровод всадников . Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.


10 Древо смерти . Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, - высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Художник
Иеронимус Босх

Между 1450 и 1460 - родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около 1494 или 1495* - написал триптих «Поклонение волхвов».
До 1482 - женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 - вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501–1510 - создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служившую столешницей.
1516 - умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника.

Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

ТРИПТИХ КАРТИНА ИЕРОНИМА БОСХА «САД РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ». ЗНАЧЕНИЕ, ОПИСАНИЕ, ФОТО.

Написать о триптихе Иеронима Босха, известном в наше время как «Сад земных наслаждений», означает попытаться описать неописуемое и расшифровать непонятное - упражнение в безумии. Тем не менее, есть несколько пунктов, о которых можно говорить с уверенностью.

Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах, их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Такими они считаются и сегодня.



Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв, или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий. В те времена этот триптих часто интерпретировался как предостережение против моральных и плотских мирских потворств, но эта цель кажется довольно прозаической. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы. Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.

Для многих сад радостей земных – это картина, на которой изображается сотворение мира, греховность, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни. Попробуем разобраться, насколько верна такая точка зрения.

ВНЕШНИЕ ПАНЕЛИ

Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны, и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.

Крошечная фигура Бога, держит открытую книгу, находится в самом верхнем левом углу левой панели. Надпись, которая проходит вдоль верхней части обеих панелей, переводится следующим образом: «Он сказал, и сделалось», «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 32:9 и 148:5).

Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены. Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как совершенно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков.

ЛЕВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА: БОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕВУ АДАМУ (РАЙ)

На этой части изображен Бог, на фоне сумасшедше необычного пейзажа, он подводит Еву к Адаму. Хоть их фигуры и расположены в центре, на переднем плане, другие существа в этом райском саду, такие как слон, жираф, единорог и другие гибридные и менее узнаваемые животные, а также птицы, рыбы, прочие водные создания, змеи и насекомые тоже важны, ведь они нарисованы в достаточно большом масштабе, относительно к фигурам библейских персонажей.

Введение женщины к мужчине, в такой обстановке, может подчеркивать не только творческий потенциал Бога, но и репродуктивную способность человека. В иерархии Божьих творений, Адам и Ева представляют собой самые смелые достижения Отца Небесного, как если бы, после того как он создал все остальное - он подумал, что ему нужно оставить свой след в мире, в котором он мог признать себя. Но это уже догадки, возникающие во время перехода к просмотру центральной части триптиха. Хотел ли Босх сказать, что создание человека, которому Бог вручил право свободного выбора, возможно, было его ошибкой?

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ: РАЗГАР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Это панель, из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Впечатления двояки, ведь если учитывать и правую часть триптиха, можно решить что этот этап, не смотря на свою внешнюю красоту и физическую приятность, является просто бессмысленным, началом конца.

Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ; примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины. По мнению некоторых исследователей, эта езда по кругу - один из символов, которые так часто использовал в своих картинах Босх – замкнутый круг земного бытия, нечто сходное с восточным колесом сансары. Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность.



Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Наш разум - наша погибель. У каждого человека ад - это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.

ПРАВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА. КОНЕЦ ИСТОРИИ О РАДОСТЯХ ЗЕМНЫХ (АД)

Босх оставил самое интересное напоследок. Возможно, он так представлял ад, или хотел показать к чему приводит пресыщенность. На фоне черноты, угрюмые, как тюремные, городские стены, темные силуэты, области пламени. Повсюду человеческие тела ютятся в группы, собираются в армии или подвергаются странным пыткам необычно одетых палачей и животных-демонов.



Ниже изображены не менее тревожные образы существ, которые кажется предназначенные для обработки человеческой плоти. Птица, восседающая как на троне, глотает людей и испражняется ими в яму, в которой виднеются лица других людей. Поблизости, в ту же яму рвет еще один несчастный человек.


В целом, тела, как бы, чистятся от демонов, черных птиц, при помощи рвоты и крови, для этого используется множество различных инструментов.

Большой акцент сделан на музыкальных инструментах. Они, как символы злого отвлечения, обманчивых обещаний, самообмана. Большие уши удирают, хотя уже поражены ножом. Это сильный намек на обманчивость чувств. На самом деле, многие символы и пытки здесь довольно стандартные, как на картине «Семь смертельных грехов», когда чувства обманывают мысли, когда потакая своим желаниям, приходят к сверхпотреблению…

Один основной элемент здесь, однако, требует некоторого объяснения - центральная фигура, некий “шалтай-болтай”. Он, кажется, наблюдает за происходящим. Потресканная оболочка его тела насажена на ноги-ветки мертвого дерева. Искусствовед Ганс Бельтинг предположил, что это автопортрет Босха, но многие с этим не согласны. Это также может иллюстрировать наличие контроля, человеческого сознания в центре всех этих страшных событий.

В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Эти три фигуры напоминают Бытие 18.2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Чудесную потому что Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени, избранного Богом. “ Блажен народ, у которого Господь есть Бог”. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. “Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?” - спрашивает он. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33.12.

Весь этот триптих как будто спрашивает – сможет ли Бог, сотворивший мир и давший человеку благословение, или проклятие, свободной воли, разрушить все свои творения и уничтожить человечество, потерпев неудачу. Есть фундаментальная связь между сюжетом внутренних панелей и изображением на внешней стороне боковых створок. Послание Босха, если оно есть, возможно, означает, что мы можем выбрать добро, а не зло, иначе мы можем быть сметены. Человек предполагает, а Бог располагает.

«Сад земных наслаждений» — одно из самых известных произведений великого художника (1450-1516). Свой триптих нидерландский художник посвятил греху и религиозным представлениям об устройстве мироздания. Примерное время написания 1500-1510 г. Дерево, масло, 389×220 см. В настоящее время триптих представлен в Музее Прадо в Мадриде.

Как на самом деле назвал своё творение Иероним Босх — неизвестно. Исследователи, которые изучали картину в XX веке, назвали его «Сад земных наслаждений». Так работа называется и сегодня. Исследователи и ценители искусства Босха до сих пор спорят о значении данной картины, её символических сюжетах и загадочных образах. Данный триптих считается одним из самых загадочных произведений самого загадочного художника эпохи Возрождения.

Садом земных наслаждений картину назвали по центральной части, где как раз представлен некий сад с наслаждающимися людьми. По бокам находятся другие сюжеты. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. На правой створке изображён ад. Триптих имеет огромное количество деталей, фигур, загадочных существ и до конца не расшифрованных сюжетов. Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника на бытие в мире. Через множество деталей, которые можно рассматривать часами, художник выражает главную идею — суть греха, ловушка греха и расплата за грех.

Фантастические сооружения, странные существа и чудовища, карикатурные изображения персонажей — всё это может показаться гигантской галлюцинацией. Данная картина в полной мере оправдывает мнение, что Босх считается первым сюрреалистом в истории.

Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Одни утверждали, что центральная часть может представлять или даже прославлять телесные наслаждения. Таким образом Босх изобразил последовательность: создание человека — торжество сладострастия на земле — последующее наказание ад. Другие же исследователи отвергают такую точку зрения и указывают на тот факт, что церковь во времена Босха приветствовала эту картину, а это может означать, что на центральной части изображёны не земные утехи, а рай.

Последней версии придерживаются немногие, так как если присмотреться к фигурам на центральной части картины, то можно увидеть, что Босх в аллегорической форме изобразил губительные последствия земных удовольствий. Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам, имеют некоторые символические элементы гибели. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина — женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Всадники, которые едут на различных животных и фантастических существах — круговорот страстей. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты — символ греха и страсти. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Многие пословицы, которые задействовал в своём триптихе Иероним Босх, не сохранились до нашего времени и поэтому образы не удаётся расшифровать. Для примера, одним из образов-пословиц является изображение с несколькими любовниками, которые закрыты стеклянным колоколом. Если бы данная пословица не дожила до нашего времени, образ так и не смогли бы расшифровать: «Счастье и стекло — как они недолговечны».

Подводя итог, можно сказать, что Босх изобразил на своей картине губительность любострастия и прелюбодеяния. На правой части картины, которая изображает сюрреалистические ужасы ада, художник показал результат земных наслаждений. Правая створка получила название «Музыкальный ад » из-за наличия здесь нескольких музыкальных инструментов — арфы, лютни, нот, а также хора душ во главе с монстром с рыбьей головой.

Все три изображения являются внутренней частью «Сада земных наслаждений». Если створки закрыть, то появляется ещё одно изображение. Здесь изображён мир на третий день после того, как бог сотворил его из пустоты. Земля здесь находится в некой сфере, она окружена водой. На земле уже вовсю растёт зелень, светит Солнце, но пока ещё нет ни животных, ни людей. На левой створке надпись гласит: «Он сказал, и сделалось», на правой «Он повелел, и явилось».