Инсценированная сказка «Северная сказка. Сценарий мероприятия "в мире сказок" Танец девушек в сари

Сценарий открытого внеклассного мероприятия

«Сказки народов мира. Постановка индийской сказки «Кукла» ».

Цели и задачи:

Познакомить детей с национальными костюмами и традициями разных народов.

Закрепление навыков выразительного чтения.

Систематизировать знания о творчестве разных народов.

Развитие творческой активности.

Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре.

Участники мероприятия: учащиеся 6 Б и 8 А классов.

Ход мероприятия:

I . Ученица 6 класса: «Сказка – это древнейший жанр устного народно творчества. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. На уроках литературы мы изучили множество сказочных произведений, сегодня представляем вашему вниманию совместную постановку 6 и 8 класса с индийской народной сказкой «Кукла»».

II . Голос за кадром: Индия - страна тайн и загадок. Страна-сказка, страна-легенда. Страна-танец и страна-любовь. Индия – страна с многовековой историей, полной загадок и тайн и легенд… (Слова и музыка сопровождаются танцем).

Выходят четверо учеников в индийских костюмах.

Рассказчик: Жили на свете четыре друга: плотник, портной, ювелир и жрец-брахман. Задумали они отправиться в чужие края на заработки. Выждали благоприятный день и час, вышли из своей деревни и пустились в дальний путь.

Шли они целый день, а когда наступил вечер, остановились на ночлег возле колодца. Поели и стали готовиться ко сну.

    Ювелир: Братцы, всем сразу спать нельзя: не случилось бы чего.

Портной: Верно, брат. Давайте караулить по очереди.

Автор : Брахман установил каждому время его караула. Первым должен был караулить плотник. Он изо всех сил старался не спать, но усталость брала верх, и глаза начали слипаться. Тогда плотник решил заняться каким-нибудь делом. Он взял кусок дерева, достал инструменты и стал вырезать куклу. Получилась красивая кукла-девушка. (Появляется кукла)

Когда наступила очередь следующего караульного, плотник разбудил портного, а сам лег спать.

Портной увидел прекрасную деревянную куклу. Он взял разноцветные ткани, снял с куклы мерку и принялся шить.

Танец с тканью.

Рассказчик: После полуночи настала очередь ювелира. Он достал золото и стал делать для куклы украшения. Сделал серьги, ожерелье, браслеты на запястья и щиколотки и много других драгоценных безделушек. Нарядная, разукрашенная кукла стала ещё красивее.

Наконец пришла очередь брахмана.

Увидел он куклу и задумался. "Хорошо бы оживить её волшебными заклинаниями", - подумал он и принялся читать заклинания и брызгать на куклу водой.

Танец девушек в сари.

Рассказчик : Не успела заняться заря, как кукла ожила и превратилась в молоденькую девушку.

Когда наступило утро, все проснулись и удивились, увидев возле себя красавицу-девушку.

Брахман: Я оживил её своими заклинаниями, и я на ней женюсь!.

Плотник: Ну, нет! Как же это так? Ведь сделал-то её я!

Портной : А я для неё сшил одежду. Пэтому я на ней и женюсь.

Ювелир: Друзья!Я потратил тысячи рупий на украшения для неё. Как же я допущу, чтобы и она, и украшения достались кому-то другому?

Рассказчик : В это время проснулись люди в деревне и подошли к колодцу. Увидев споривших, один из крестьян, мудрый старик, спросил:

Старик: Братья! О чём вы спорите? Расскажите нам!

Рассказчик : Четверо друзей по очереди рассказали обо всём, что случилось. Каждый отстаивал своё право жениться на девушке.

Старик выслушал их и сказал:

Плотник её сделал, а брахман оживил, поэтому оба они - её отцы. Так что ни тот, ни другой взять её в жены не может. Портной приготовил ей одежду. Это обязанность дяди: на свадьбу дядя дарит невесте одежду. А драгоценности невесте дарит жених. Из вас четверых украшения ей дал ювелир. Вот он и может жениться на этой девушке.

И друзьям пришлось согласиться с таким мудрым решением. Ювелир взял девушку в жёны, вернулся с ней домой, и стали они жить счастливо.

IV . Песня

Индия – страна мечты,

Тайны и тепла.

Озарила всех она

Волшебством сполна.

Красочна, загадочна,

Восхищает всех!

И страны прекраснее,

Интересней нет!

Припев.

Индия – ты мечта.

Лучшая…Индия!

Индия – страна мечты,

Тайны и тепла.

Озарила всех она

Волшебством сполна.

Красочна, загадочна,

Восхищает всех!

И страны прекраснее,

Интересней нет!

Припев.

Индия – ты мечта.

Лучшая…Индия!

Индия – страна мечты,

Тайны и тепла.

Озарила всех она

Волшебством сполна.

Красочна, загадочна,

Восхищает всех!

И страны прекраснее,

Интересней нет!

Припев.

Индия – ты мечта.

Лучшая…Индия!

V. Презентация про Индию.

VI . Учащаяся 6 класса читает стихотворение:

ИНДИЯ-ЛАКШМИ

О ты, чарующая людей,

о земля, сияющая в блеске солнца лучей,

великая Мать матерей,

Долы, омытые Индом шумящим, ветром - лесные,

дрожащие чаши,

С Гималайскою в небо летящей снежной короной

В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса

услышали веды святые,

Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих

и в лесах, в просторах полей;

Ты - вечно богатство цветущее наше, народам дающая

полную чашу,

Ты - Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты -

жизни нектар, молоко матерей!

Рабиндранат Тагор

Наида Мирзоева
Инсценированная сказка «Северная сказка»

МБОУ «Русскинская СОШ»

Декабрь 2016г.

Воспитатель : Мирзоева Наида Ибрамхалиловна

«Северная сказка »

Цель : организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку .

Задачи :

Дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;

Познакомить с фольклором народов ханты-манси : загадки, пословицы, приметы;

Формировать основы экологической культуры : правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;

Создание развивающей среды.

(Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния ).

Рассказчица :

Далеко-далеко на Севере , где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния , на зимнем стойбище жила- была семья –ханты : мать трое сыновей и малютка доченька

Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими : маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты : дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.

Анки, Анки! Почему снег белый?

Анки, Анки! Почему солнце светит?

А ветер почему дует?

Анки. Анки! А куда наша река течет? И т. д.

(Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей) .

Анки :

Сыночек, мама устала.

А ты отдохни чуть, потом скажи. (не отставал тот)

Анки :

Давай лучше сказку тебе расскажу ?

Идэ : (обрадовался)

Давай, давай! Хочу сказку , сказку хочу ! А про кого будет твоя сказка , Анки?

Анки :

Ладно, слушай сказку . Эта сказка лесная , про зверей : про зайца (Шэвер) быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)

(И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ )

Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь.

Смотрит заяц : на ели сидит ворона и смеется.

Крра-крра-крра! Что ты, Шэвэр (заяц, прыгаешь?

Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!

Сорвала ворона яблоко.

Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.

Спасибо тебе, Вурни! – сказал заяц . Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял : яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.

Стой, стой! -кричит заяц.

Остановился еж и говорит :

Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. А заяц кричит ежу :

Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

Подлетела ворона к ним и говорит :

Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.

Заяц, ворона и еж кричат друг на друга :

Мое яблоко! Нет, моё!

Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми) .

Что такое? Что за шум? – спрашивает.

Все звери подбежали к медведю :

Ты, МЭМИ, в лесу самый большой, самый умный.

Рассуди, чьё это яблоко?

И рассказали медведю все как было.

Медведь подумал, подумал и спросил :

Кто яблоко нашел?

Я -шэвэр! -сказал заяц .

А кто яблоко сорвал?

Я- Вурни! -сказала ворона .

Хорошо. А кто его поймал?

Я! - сказал еж .

Ну, вот что! - ответил медведь, - каждый из вас должен яблоко получить.

Но тут только одно яблоко! – закричали звери (хором)

А вы разделите яблоко на равные части! - Мэми

Как же мы раньше не догадались? - (звери хором)

Еж разделил яблоко на четыре части.

Один кусок дал зайцу :

Это тебе, Шэвэр!

Ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек вороне дал :

Это тебе, Вурни!

Ты яблоко сорвала.

Третий кусочек еж себе в рот положил :

А это мне!

Я яблоко поймал.

Четвертый кусочек еж дал медведю :

А это тебе, Мэми!

А мне за что? – спрашивает медведь.

А тебе за то, что ты нас всех помирил!

Анки :

Ну, вот, сыночек и вся сказка ! Понравилась?

Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!

Анки :

А что ты понял, сынок, из этой сказки ?

Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.

Анки :

И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!

Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь ?

Анки :

Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)

Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.

(Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра) .

Список литературы :

1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)

2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.

3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772) . Л., 1947.

4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59

5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. ТОО «Алфавит» , 1999.

6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина . Вып. 4. СПб., 1891.

7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.

8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.

9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом » , 1990.

10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки ) . Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси . М., 1990.

Публикации по теме:

«Нас сказка манит и зовет». Сценарий интегрированного занятия по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» МБДОУ Д/с «Вишенка» Сценарий конспекта НОД Раздел «Художественно-эстетическое творчество» Тема: «Нас сказка манит и зовет»

День здоровья и дружбы «Спортивный теремок» - инсценированная сказка с элементами игр, упражнений, соревнований для средних, старших и.

Познавательный проект «Северная сказка», совместно с родителями КНМС «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка.

Сценарий

конкурса фестиваля инсценировок

«Сказки народов мира» для 2-4 классов

2015-2016 уч.год

    Дать детям представление о многонациональности Мира.

    Знакомить детей с культурным наследием народов

    Воспитывать уважение к культуре разных народов, любовь к родному краю.

СЛАЙД: 1 – РОЛИК

1.МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР: Песня «Сказка начинается» - 3 «а» класс

2.Отбивка для скомарохов .

СЛАЙД:2 – фото

Ведущий: Добры молодцы и красны девицы, милые ребятушки, здравствуйте!

2 скоморох - Здравствуйте, солидные господа, почтенные учителя!

1 скоморох - Мы развеселые потешники,

Известные скоморохи и насмешники!

2 скоморох - За медный пятак, расскажем вам все эдак, да так!

1 скоморох Есть земля крымская

Приветливая да искренняя

2 скоморох Сто народов на ней живут,

Сказки сказывают, да песни поют.

1 скоморох Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Крымские сказки, были да небылицы.

Одну я бросил в воз,

Да сказку вам привез!

СЛАЙД:3 - Теремок

2 скоморох - Сказка первая. Русская.

1 скоморох - «Теремок»

Показ сказки 4 «А»класс

2 скоморох - А вы пареной репы покушайте,

1 скоморох - Сказка вторая,

2 скоморох «Про двух ленивых мышат»

Показ сказки 3 «б» - класс

2 скоморох - Варится в печи кашка,

Начинается новая сказка,

Кашка упреет и сказка поспеет.

2 скоморох - Сказка третья,

1 скоморох - «Кому горшок мыть»!

Показ сказки 4 «Б» класс

1 скоморох - А теперь расскажем вам сказку старинную –

Не шибко короткую, да и не шибко длинную!

2 скоморох - А такую как раз,

Как от меня - до вас!

1 скоморох - Сказка четвертая, русская

2 скоморох - «Лиса и журавль»!

Показ сказки 3 «г» класс

СЛАЙД 6

1 скоморох - Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет-

Тот и сказку начнет

2 скоморох - Белорусская сказка! «Страшный пых»!

Показ сказки 2 в класс

1 скоморох - И я там побывал, всем подарков набрал,

Да покуда дорогу искал, все подарки растерял!

2 скоморох - Сказки еще не все.

Вот вам

Показ сказки 3-«в»

1 скоморох - Жили - были старик да старушка.

Под окном у них текла речушка.

2 скоморох - Жили в речушке карась да елец.

Тут нашим сказкам – КОНЕЦ!

1 скоморох - Только вы не расходитесь,

Вы жюри наше дождитесь.

2 скоморох - Ведь оно сейчас решит, кто сегодня победит!

1 скоморох - Ну а пока жюри решает для вас поет

Максютова Юлия – 2 б класс

СЛАЙД: 11. РОЛИК.Красная шапочка

Жюри определяет победителей в различных номинациях, например :

«Дипломант I степени»

«Дипломант II степени»

«Дипломант III степени»

«Лучшая мужская роль» - личное

«Лучшая женская роль» - личное

«Лучшая роль второго плана»

«Лучшая режиссура»

«Лучшее художественное оформление»

«Лучшее музыкальное оформление»

Программа:

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!

Программа:

1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается»

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!.

7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка»

8.Хор 3 а класса__________________________

Программа:

1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается»

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!

7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка»

8.Хор 3 а класса__________________________

Учитывая возрастные особенности учащихся, им была предложена следующая информация:

  • сценическая информация – инсценировка сказок и кукольный театр;
  • развивающая информация – загадки;
  • художественно-литературная информация: стихотворения к произведениям, анализ представленной сказки;
  • наглядная информация – оформление сцены к каждой сказке, костюмы, маски.

Для того, чтобы учащиеся начальных классов лучше воспринимали словесную информацию, необходимо, чтобы эта информация иллюстрировалась, что очень легко сделать при помощи компьютера и мультимедийного проектора с экраном. В ходе мероприятия использовался слайдовый показ

Первый и главный отличительный признак творческого конкурса отражен в слове “творческий”. Творческий подход, то есть нестандартный, необычный, нетрафаретный.

У детей это требование легче выполняется в игровой деятельности. Именно в игре (а не в труде, познании, общении) детям легче проявить свой творческий потенциал, поэтому использовалась игровая технология.

В ходе данного мероприятия учащиеся приобрели и совершенствовали следующие умения, навыки, способы деятельности:

  • умение слушать и слышать;
  • деятельностной активности школьников в процессе решения проблемных задач: отгадывание загадок, обсуждение сказок;
  • коммуникативные способности;
  • навыки свободного, образного говорения, то есть речевые навыки, склонность к импровизации;
  • умение достойно держаться перед большой аудиторией;
  • эстетический вкус.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.

Тема: “Театр хантыйских и мансийских сказок”

ИНСЦЕНИРОВКА ХАНТЫЙСКИХ И МАНСИЙСКИХ СКАЗОК

Цель: приобщение подрастающего поколения к творчеству народов ханты и манси.

  • знакомить с творчеством народов ханты и манси;
  • развивать творчество, речь, внимание, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать интерес, любовь к родному краю, сценическую культуру.

Технологии: игровые, информационные

Методы и приёмы:

– передача информации с помощью практической деятельности;

– словесной передачи информации и слухового восприятия информации;

– наглядной передачи информации и зрительного восприятия;

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор с экраном;
  • макет домика, деревьев;
  • ширма.

Ожидаемый результат:

– расширение кругозора учащихся;

– деятельностная активность учащихся;

– приобщение к творчеству, возбуждение интереса к художественным произведениям народов ханты и манси.

Ход мероприятия

ПАСЯ ОЛЭМ! – это на языке манси “Здравствуйте”.

Дорогие ребята! Мы с вами живём в прекрасном уголке нашей Родины. Увидеть красоту природы может только тот человек, который любит свою родную землю.

У каждого из нас три матери.
Первая – это мама.
Вторая – это Родина.
Третья мать – природа.
Люблю тебя, югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу.
С тобой ликую в торжество!

Ребята, вы познакомились с 77 летней историей нашего Ханты– Мансийского округа, учителя вам рассказали об обычаях и предметах обихода, кухней коренных народов, вы узнали о природе и животных нашего края, научились играть в игры народов ханты и манси, познакомились с разным орнаментом и научились его выполнять, побывали в городах нашего округа.

Сегодня мы увидим ещё одну сторону жизни коренных народностей– сказки ханты и манси. Мы побываем в театре сказок народов ханты и манси.

1. Ребята, вы знаете, как сказать по мансийски ГУСЬ?

– ЛУНТ, а по хантыйски? – ЛОНТ. Есть сходство?

Оказывается, гусь – священная птица ханты и манси. Даже одежда из меха называется “гусь”. Послушайте, какие красивые стихи написал народный поэт ханты и манси Роман Ругин:

Сказкой снега и мороза
Я дивлюсь не надивлюсь
Вот красавица берёза
Нарядилась в белый “гусь”.

О том, какие умные это птицы вы увидите в инсценировке хантыйской сказки “Лиса и гуси ” в исполнении ребят 1-а класса.

  • Какую сказку смотрели?
  • (Ответы детей : “Лиса и гуси”)
  • Кто оказался хитрее лиса или гуси? Ответы детей
  • Как гуси перехитрили лису? Ответы детей
  • А почему в хантыйской сказке “Лиса и гуси” гуси показаны сообразительней, чем лиса. Хотя во всех русских народных сказках лису показывают хитрой и ловкой? Ответы детей

Гусь – священная птица ханты и манси, они перед ней преклоняются, считают гусей самыми умными птицами.

2. Вы, ребята, такие смышлёные, что эту загадку отгадаете запросто:

Шевелит ушами, Скачет под кустами
Серенький трусишка,
Звать его…. (зайчишка)

Посмотрим хантыйскую сказку “Зайчишка” в исполнении ребят 1-б класса.

(Показ слайда № 3, выступление ребят 1-б класс)

  • Почему герои не помогали Зайчишке? Не выполняли его просьбы? Ответы детей
  • Как проучили Зайчишку герои сказки? Ответы детей
  • Чему учит сказка “Зайчишка”? Ответы детей

3. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение Романа Ругина “Мать”.

С первого пронзительного крика
До молчанья смертного
У нас,
Даже если ходим далью дикой,
Нету ближе материнских глаз
Горе сына стянется арканом
И на сердце матери моей.
Мать меня считает мальчуганом
Даже и на склоне моих дней.
Добрые ж дела сынов,
как птицы,
К матери летят среди зимы
Наво сне любое может сниться
Ну, а мамам снимся только мы.
Снится:
сын опять не пообедал!
Снится:
сын опять летит не к ней
Это наши радости и беды
Молодят и старят матерей.

Ну, а сейчас посмотрим выступление ребят 1-в класса, они нам покажут мансийскую сказку “Женщина– кукушка”.

  • В кого превратилась мать? Ответы детей
  • Почему кукушка не воспитывает птенцов? Ответы детей
  • Чему нас с вами учит эта сказка? Ответы детей

4. Послушайте, что сказала Т. Чучелина про охоту.

Охота не забава.
Охота – глазам слава.
Ногам – слава.
Рукам – слава.
С пустыми руками
Не возвращайся домой!
Нет! Наш обычай
Совсем не такой!
Охота не забава.
Охота – рукам слава.

Сейчас слово предоставляем ребятам 2-а класса, они нам покажут мансийскую сказку “Берестяной нос”, в которой вы увидите, что произошло в лесу с охотником.

Ведущий:

  • Кого увидел в избушке охотник? Ответы детей
  • Какой выход из этого положения он нашёл? Ответы детей
  • Чему учит нас эта сказка? Ответы детей
  • 5. А теперь, ребята, поднимите руки – у кого есть дедушка? Вспомните, как с вами он разговаривает, объясняет непонятное, отвечает на ваши вопросы, учит какому ремеслу. Дедушки добрые, ласковые, отзывчивые всегда придут к вам на помощь. Вот об общении дедушки с внуком расскажут в мансийской сказке “Сказка про Мозым – ики-ПОХ” ребята 2-б класса.

    Ведущий:

  • Кому принадлежат стаи птиц? Ответы детей (Хозяину Каменных гор)
  • Для чего ВошанвортИки предупреждал, чтобы птичьих костей не ломал? Ответы детей
  • (В воду бросим, птицы оживут)
  • Какие мудрые слова сказал ВошанВортИки? Ответы детей
  • (Умны старики, а внуки дальше их видят)
  • 6.Отгадайте загадку:
    Из сугроба на опушке
    Чьи-то выглянули ушки,
    И помчались скок да скок,
    Белый маленький клубок.
    Вот запрыгал он с разгона
    По проталинкам зелёным.
    Он вокруг берёзки кружит
    Перепрыгивает лужи.
    Ветер, ветер догони-ка!
    Не догнать нам…(зайца)

    Посмотрим выступление ребят 3-а класса с хантыйской сказкой “Хочу не хочу”.

    • Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки? (Ответы детей : Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)
    • Почему лисий хвост не подошёл зайчишке? (Ответы детей : Он ему только мешал. “Ответы детей :… яркий хвост между деревьями мелькал, орёл его увидел и схватил”)
    • Чему учит сказка? (Ответы детей : Не быть капризным и слушать старших.)

    7.А сейчас отгадайте загадки:
    Хоть и ростом невелик,
    А к почтению привык:
    Перед ним дубы, и клёны,
    И берёзы бьют поклоны. (Топор)
    Кланяется, кланяется,
    Придёт домой растянется. (Топор)

    Ребята 3-б класса покажут нам хантыйскую сказку “Золотой топор”.

    Ведущий:

  • Что уронил старик в воду? Ответы детей
  • Какие топоры предлагал водяной старику? Ответы детей
  • Чему учит нас сказка? Ответы детей
  • 8. Отгадайте следующую загадку:
    На деревьях по утрам оживленье, шум и гам.
    Птицы раньше всех встают, солнцу песенку поют.
    Лишь одна из них спешит утром спрятаться в дупло.
    И, нахохлившись ворчит: “Не люблю, когда светло!” (сова)

    Слово предоставляем ребятам 4-го класса с мансийской сказкой “Умная сова”

    • Почему сова сказала Топал-Ойко, что он не мужчина? (Ответы детей : Потому что живёт не своим умом, а жены, не оценивая свои поступки).
    • Почему он изменил своё решение, кто ему помог в этом? (Ответы детей: Помогла умная сова. Топал-Ойко понял, что поступил неправильно, решив построить новый дом из костей птиц, рыб, зверей).

    Благодарностью в адрес наших маленьких артистов, в адрес классных руководителей, ставших на время и режиссёрами, и костюмерами, и декораторами, и гримёрами, мы закрываем воображаемый занавес “театра сказок народов ханты и манси.

    Ведущий: ОС ЁМАС УЛУМ! – что значит “до свидания”!

    Литература

    1. “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 1 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.
    2. “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 2 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.

    Светлана Крысанова

    Театрализованное представление

    «Наш край- Ямал »

    Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка »

    Крысанова С. Ю. МДОУ Детский сад «Сказка » г. Надым

    Программное содержание :

    Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов Ямала .

    Учить детей эмоционально воспроизводить содержание сказки , свободно общаться и двигаться.

    Развивать связную речь детей, память, фантазию, навыки подражания.

    Поощрять творческую инициативу.

    Воспитывать бескорыстное чувство любви и благодарности к своей матери.

    Оборудование :

    Карта ЯНАО, стенд с рисунками о Севере, импровизированный чум, река, костюмы, игра «Рыбалка» , атрибут-маска «Кукушка » , ягоды брусники, орудия труда и спортивные снаряжения ненцев.

    Конспект театрализации ненецкой сказки «Кукушка »

    Воспитатель

    Человек! Оставь на мгновения дела, оглянись на воду, лес, небо и полюбуйся первозданной красотой северной природы.

    А можно ли жить в гармонии с природой, не зная своих истоков, национальной культуры, народных традиций и ремёсел, без сохранения опыта предков , когда природа и человек составляли единое целое.

    1 ребёнок

    Вы на карту посмотрите

    И Ямал на ней найдите ,

    Потому что, здесь наш дом

    Мы на Севере живём.

    2 ребёнок

    Ты ещё не видел чуда. -

    В нашей тундре не был?

    Видишь, сопки, словно чумы,

    Подпирают небо.

    3 ребёнок

    Тундра спит…на сопках дальних

    Совы-сторожа

    В их глазах больших, овальных

    Огоньки дрожат.

    4 ребёнок

    Тьма смягчает лай собачий

    И песцовый крик.

    Долго на земле озябшей

    Ждать ещё зари.

    Воспитатель

    Много разных загадок у народов Ямала . Они связаны с явлениями природы, окружающим миром и бытом коренных жителей тундры- ненцев.

    1. целый день у порога, согнувшись, лежит.

    позовёшь на охоту - вперёд побежит (собака)

    2. гусиный пух тундру заметает (снег)

    3. олень от них убегает, а они не отстают (нарты)

    4. в ночь беззвёздную до чума

    кто добраться вам поможет?

    кто разыщет путь по ветру,

    если в тундре бездорожье? (олень)

    5. Под водой зубастая собака (щука)

    6. под водой много дыр (сеть, невод)

    Воспитатель

    Много разных сказок у народов Ямала . В них нас поражает точность и красота языка, мы видим в них торжество правды и справедливости. И сейчас вы послушаете одну из них. Называется она «Кукушка » .

    Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо сыновей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. А женщина работала : одежду шила, оленей пасла, обед готовила. Вернутся к себе в чум дети, целые сугробы снега натащат, а мать – убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. Вот однажды ловила мать рыбу в реке, тяжело ей было, а дети не помогали. От жизни такой, от работы, тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит :

    Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

    Я без бурок

    Я без шапки.

    У меня нет варежек.

    Моя малица промокла.

    Близко от нас река, и без одежды сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

    Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец, захотели дети есть, заглянули они в чум. Смотрят, а мать посреди чума стоит и ягушку надевает. И вдруг ягушка покрылась перьями, берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. В место рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

    Смотрите, братья, улетает наша мать птицей!

    Мама, мама, мы тебе водички принесли.

    Ку-ку, ку-ку, поздно, поздно. К вольным водам лечу я.

    Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

    Мама, мама! Вернись домой!

    Ку-ку, ку-ку. Поздно сынок, не вернусь я.

    (мать убегает за сцену, дети бегают по кругу)

    Так бежали за матерью дети много дней и ночей по болотам и кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробежали дети, там до сих пор растёт красная ягода брусника.

    Навсегда бросила детей мать-кукушка . С тех пор не вьёт себе кукушка гнезда , не растит сама своих детей, а по тундре с той поры краснеет брусника.