II. Обсуждение вопросов домашнего задания

Считается, что роман Евгения Замятина «Мы» есть явным примером литературного течения «антиутопия», однако можно с легкостью сказать, что именно это творение повлияло на дальнейшее развитее жанра, а не наоборот. Такие писатели как Оурел и Хаскли, которые в мировом масштабе более известны, чем Замятин, сами признавались, что именно роман «Мы» дал основной толчок к их творчеству.

«Мы» описывает гипотетические события ХХХ века в идеальном математическом будущем. Автор здесь проводит аналогию того же будущего недавно созданного коммунистического общества, хотя и непрямо. С этого исходит, что роман долгое время в Советском Союзе был запрещен. Можно утверждать, что все произведение построено на изображении утопии, она заходит абсурдно далеко. С этого исходит название самого жанра – антиутопия, как возражение и протест утопии, которые проявляются в тяге к естественному, свободе и противостоянии силы природы силам разума.

По сюжету творчество и свобода в Едином государстве очень ограничены. Все люди живут в комнатах со стеклянными стенами, называются нумерами, таким образом, вместо имен пользуются порядочными номерами и буквами; все они живут и работают за одинаковым расписанием Скрижали времени, носят одинаковую одежду, которая отличается только по цвету относительно пола. Жители государства решили вопрос секса, в половом отношении каждому доступны все и наоборот всем доступен каждый. Надо только записаться в очередь и получить розовый талон, позволяющий на час зайти в комнату и закрыть шторами стеклянные стены. Территория данной страны-города огорожена зеленой стеной, это значит, что никто не может покинуть ее пределы. Возглавляет страну Благодетель, который избирается на фиктивных выборах. Доступ к нему жестко ограничен. Ему помогают надзиратели, которые все контролируют. Все расовые или культурные признаки в населения очень затерты, люди выглядят одинаково и ведут похожую жизнь. Интересы практически не выделяются, все верят в могущество страны и своим трудом пытаются вносить вклад в ее развитие.

Однако это только внешняя оболочка тех раскладов, которые присутствуют в Едином государстве. В романе присутствует дуализм взглядов и ощущений по отношению к понятиям свободы и творчества. Люди не полностью избавились от привычек, которые считают древними и ненужными. Однако общество борется с ними и вскоре надеется избавиться полностью. А избавиться с предложенной точки зрения означает освободиться. Именно в таковом формате обществом рассматривается понятие свободы. Быть свободным – это не отвлекаться на мелочи, тормозящие идеальную работу Единого государства. Так, одной из болезней, которые считаются очень сложными, есть образование души. Общество также борется с этим явлением всеми средствами ради свободы и здоровья всей нации. Люди с душой очень заразные и их надо извлекать.

Для того чтобы перейти ко второй точки зрения относительно понятия свободы, надо рассмотреть героев романа, поскольку этот угол здесь более субъективен. Практически все события описываются из жизни Д-503. Это инженер Интеграла – космического корабля, который Единое государство планирует запустить для познавания иных цивилизаций. Рассчитывается, что при контакте и другими людьми им будет навязан новый строй и порядок идеально развивающегося на Земле общества. Поэтому поступила государственная программа писать о том, как хорошо живется людям Единого государства. Д-503 как сознательный гражданин, решил начать вести дневник, в форме которого и пишется роман «Мы». Главный герой помещает сюда все: как то, что он понимает и видит, так и то, чего он никак не может понять. Начало дневника, как и романа, структурированное и в большей мере понятное. Однако далее Д-503 задает все больше сложных вопросов, ответы на которые не так просто найти даже самому читателю как относительно событий романа, так и при проведении аналогии с реальной жизнью. Деформируется при этом и понятие свободы, особенно тогда, когда главный герой встречает І-330. Сначала в своих мыслях он отвергает все древнее, то есть дикарское. Однако І показывает ему совсем другой мир. Она делилась своими мыслями, которые все же были дикарскими за старым шаблоном, но имели совсем другую трактовку. Словами І-330 Евгений Замятин делает новый вывод понятия свободы. Это жить так, как тебе хочется. И на самом деле есть множество способов быть свободными, но прежде всего это индивидуальный и здоровый рассудок. Все же Д-503 почувствовал и эту свободу. Может быть не в полной степени, но все же, ведь у него образовалась душа – неисцелимая болезнь Единого государства.

Также, анализируя роман, можно рассматривать понятие свободы и в других аспектах. Например, это любовь или же некоторые ее формы. Несмотря на то, что сексуальные отношения базировались на розовых талонах и часах закрытых штор, Д постоянно выбирал себе для этого О-90 – пышнотелую и розовощекую невысокую девушку, которая, соответственно, постоянно занимала время для него. Иногда на О-90 заказывал талон R-13, но он был хорошим другом для Д-503, главный герой называл их своей семьей. То, что у Д и О была любовь, подтверждает тот факт, что она в неположенное время забеременела от него, что могло означать смерть. Также Д-503, сначала того не понимая, полюбил І-330. Он начал встречался с ней в неположенное время и ездил в запретные места. Любовь в жизни – это всегда свобода. В романе Замятина «Мы» она тоже сыграла свою роль, когда герои использовались ею как ключом ощущения и понимания освобождения от жесткой рутины и регламентации поведения каждого человека.

Наиболее хорошо в романе свободу понимали дикари-революционеры из самозваной организации Мефи, к которой принадлежала І-330 и куда несознательно чуть не вступил Д-503. Они попытались сорвать запуск Интеграла и уничтожить Единое государство, разрушив его границы, а также устрой. Что же, как не жажда свободы двигала этих людей?

Что касается темы творчества, то оно также присутствует в книге. Хотя автор о нем не так часто упоминает в прямом смысле, оно все же очень сильно ощущается. Центральным объектом творчества является дневник Д-503. Может быть, именно он подтолкнул его на множество вещей. Каждый ведь понимает, что написания практически любого текста структурирует мысли, а это уже творчество. Также известно, что друг Д R-13 был поэтом и писал стихи. Какими бы они не были примитивными и сухими, он их все равно их творил. Этому следует, что человек по своей природе существо творческое, потому данный фактор или же это черта характера, является одним из последних, которые уходят при убирании у человека всего человеческого. Даже в настолько тесных и регламентированных условиях человек пытается и продолжает творить. Творческим может быть не только род занятий, но и само поведение, как это было у I-330. Также стоит отметить, что Д-503 по профессии оставался гениальным инженером Интеграла, его творчество проявлялось как в выполняемых, так и в математических способностях. А в данном случае основные герои романа считаются отображением всего описанного Замятиным общества.

Интересно, подходя к концовке, далее провести такую мысль, что создание автором романа «Мы» само по себе есть одним из высших ступеней творчества, поскольку он сам сотворил целый мир, в который мы с головой погружаемся, читая произведение. На счет свободы, то Евгений Замятин, думаю, тоже почувствовал ее в полной мере, как при написании книги, так и после ее издания. На роман ведь распространился запрет публикации.

В центре литературной Вселенной как объект наблюдения писателя традиционно стоял человек, но всегда ли так было в XX веке? Бывшая идеология навязывала обществу мнение о том, что коллектив – это сила, а отдельная личность может вызывать негативное отношение своим индивидуализмом. В соответствии с этим утверждением каждый обязан был стремиться стать винтиком в колесе истории и гордиться своей неотделимостью от государства.

Я заинтересовалась темой существования личности в условиях тоталитарного государства. Как может личность выдержать пресс общественного давления? Приспособится она или сломается и погибнет под безжалостной рукой правителя? Наиболее ярко, на мой взгляд, эту тему раскрывает Е. И. Замятин в романе- антиутопии «Мы».

ЗАМЯТИН Евгений Иванович - русский писатель, одна из самых заметных фигур в литературном процессе 1920-х гг. , вошел в историю отечественной словесности как автор знаменитого романа-антиутопии «Мы».

Родился 20 января (1 февраля) 1884г. Накануне событий 1905 был вовлечен в революционную деятельность, вступил в Российскую социал-демократическую партию (РСДРП), что значило для него «идти по линии наибольшего сопротивления». И в литературе он также отступал от генеральной идеологической линии, творя в согласии с собственным пониманием.

Реальность у Замятина - сатирически сдвинута, отстранена, мозаична и экспрессивна, деталь выдвинута на передний план, заменяя портрет шаржем. В жизни и в людях Замятин не принимал механистичности, что означало для него замкнутость, косность и неразвитость. Писатель словно играл словами, бликами, пятнами, с легкостью разрывал ткань повествования, стремясь наполнить его не только сюжетной, но и образной, языковой динамикой и экспрессией, которые противопоставляются у него обывательской затхлости и заурядной обыденности.

Роман-антиутопия Замятина «Мы» был создан в 1920 и положил начало целому ряду антиутопий в мировой литературе («О, дивный новый мир!» О. Хаксли и др.). Роман, написанный под свежими впечатлениями «строгой» эпохи военного коммунизма с его чрезвычайными мерами, выявил в тогдашней политической реальности и общественных умонастроениях тревожные тенденции, которые получат свое развитие в сталинской внутренней политике. Вместе с тем это было произведение о будущем, которым массово грезили в те годы, принося ему на алтарь настоящее.

В романе изображено совершенное Государство, возглавляемое неким Благодетелем, своего рода патриархом, наделенным неограниченной властью, которого ежегодно переизбирают всем населением в день единогласия. В этом государстве граждане живут в стеклянных домах, что позволяет политической полиции, именуемой "Хранители", без труда надзирать за ними. Брак упразднен, но сексуальная жизнь не представляется вовсе уж беспорядочной. Для любовных утех каждый имеет нечто вроде абонемента с розовыми талонами, и партнер, с которым проведен один из назначенных Личных часов, подписывает корешок талона.

В этом обществе «разумной механистичности» и «математически совершенной жизни» обезличенный человек - не более чем винтик в образцово отлаженном механизме. Отсутствуют вкусы и пристрастия (мода, кулинария, хобби): все носят одинаковую униформу "юнифу", питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого Государства, льющиеся из репродукторов. Жители Утопии утратили свою индивидуальность, здесь нет имен, а есть номера, здесь порядок и предписание превыше всего, а отступление от общепринятых правил и санкционированного образа мысли грозит нарушителю Машиной Благодетеля.

В 1924 году по цензурным условиям роман "Мы" отказались печатать в Советской России. Ввиду этого Замятин отклонил все предложения опубликовать "Мы" на русском языке за границей. Первоначально он был опубликован в 1924 в переводе на английский, а в России только в 1988.

В отличие от утопий, рисующих идеализированный мир, земной рай, в антиутопии Замятина мы видим тот же самый мир. Но это уже мир "идеальной несвободы", данный глазами рядового гражданина с тем, чтобы проследить и показать чувства человека под диктатом законов идеального государства.

Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и был изгнан в пустыню. Ныне Единое Государство вновь даровало ему счастье, лишив свободы. Постепенно открывается, что несвобода отнюдь не гарантирует райского изобилия и комфорта - она не гарантирует ничего, кроме убогой серости и нищеты повседневной жизни.

Есть еще одно "но" - утопический мир - закрытый мир. Увиденное "изнутри" оказывается вовсе не столь совершенным, открывая рядовым членам утопического общества свою неприглядную изнанку. Будущее изображено с позиций индивидуализма и социального пессимизма, как неизбежное торжество научно-тотализированного «ада». Сатанинской силой представляется сама государственная машина, аппарат управления, система, в которой сконцентрировано все зло.

В Едином Государстве буквально все ставится на конвейер, превращаясь в производство человеческих автоматов, а не людей. В романе Евгения Замятина существует Материнская норма (так, героине романа О-90 недостает десяти сантиметров до нее, и потому она не имеет права быть матерью). Дети воспитываются на детских заводах (не зная своих родителей), и лишь в конце романа Государство и Благодетель добиваются радикального решения проблемы всеобщего счастья: устанавливается, что во всем человеческом неудовлетворении виновата фантазия, и ее необходимо удалить.

В свою очередь также необходимо поставить под контроль любовную страсть, заменяя ее физиологией, поскольку подлинная, чистая любовь создает свой, недоступный для всевидящего ока Государства мир. После победы над Любовью, только труд оказывается одним из средств подчинения, растворения личности в массе. В идеале он должен превратиться в биологическую потребность, и уже отлучение от труда будет равноценно смерти. Но даже здесь все расписано, регламентировано, подчинено единому графику.

То же касается и искусства. Искусство не отвергнуто, но централизовано, лишено "постылой свободы", тогда как творческий произвол художника приравнивается к преступлению против Государства, а вдохновение расценивается как неизвестная форма эпилепсии. Искусство призвано всеми формами воздействовать на массы, приучая их к единомыслию. Смерть оказывается еще одним властителем мира, пока непобежденного человечеством в самых смелых утопических мечтаниях. Страх смерти побеждается благодаря слиянию все тех же масс ради подчинения: энтузиазм слияния в общем марше, превращение казни во всенародный праздник, в красочное театрализованное зрелище.

В антиутопии Замятина общественная прочность достигнута путем абсолютного согласия всех друг с другом и с Часовой Скрижалью. Однако здесь обнаруживается парадокс, поскольку с любым благонадежным гражданином неотлучно находятся стражи и верные слуги системы – хранитель (шпион), хирург и палач.

Книга Замятина в целом по духу ближе нашему сегодняшнему дню. Вопреки воспитанию и бдительности Хранителей многие древние человеческие инстинкты продолжают действовать. Рассказчик, Д-503, талантливый инженер, но, в сущности, заурядная личность живет в постоянном страхе, ощущая себя в плену атавистических желаний. Он влюбляется (а это, конечно, преступление) в некую I-330, члена подпольного движения сопротивления, которой удается на время втянуть его в подготовку восстания.

В конечном счете, Д-503 удается избежать последствий своего безрассудного шага. Власти объявляют, что причина недавних беспорядков установлена: оказывается, ряд людей страдают от болезни, именуемой фантазия.

Организован специальный нервный центр по борьбе с фантазией, и болезнь излечивается рентгеновским облучением. Д-503 подвергается операции, после чего ему легко совершить то, что он всегда считал своим долгом, то есть выдать сообщников полиции. В полном спокойствии наблюдает он, как пытают I-330 под стеклянным колпаком, откачивая из-под него воздух. "Она смотрела на меня, крепко вцепившись в ручки кресла, смотрела, пока глаза совсем не закрылись. Тогда ее вытащили, с помощью электродов быстро привели в себя и снова посадили под Колокол. Так повторялось три раза - и она все-таки не сказала ни слова. Другие, приведенные вместе с этой женщиной, оказались честнее: многие из них стали говорить с первого же раза. Завтра они все взойдут по ступеням Машины Благодетеля".

Машина Благодетеля – это правнучка гильотины. В замятинской Утопии казни - дело привычное - необходимое для тоталитарного режима сопровождение. Они совершаются публично, в присутствии Благодетеля и сопровождаются чтением хвалебных од в исполнении официальных поэтов. Гильотина - конечно, уже не грубая махина былых времен, а усовершенствованный аппарат, буквально в мгновение уничтожающий жертву, от которой остается облако пара и лужа чистой воды. Казнь, по сути, является принесением в жертву человека, и этот ритуал пронизан мрачным духом рабовладельческих цивилизаций Древнего мира.

Особенно ценно в романе «Мы» интуитивное раскрытие иррациональной стороны тоталитаризма - жертвенности, жестокости как самоцели, обожания Вождя, в портрете которого Замятин неоднократно выделяет «тяжкие каменные руки», «медленный чугунный жест», отсутствие какого-либо намёка на человечность.

Достаточно вспомнить сцену казни поэта-ослушника во время так называемого Праздника Правосудия: «Наверху, на Кубе, возле машины – неподвижная, как из металла, фигура того, кого мы именуем Благодетелем. Лица отсюда, снизу, не разобрать: видно только, что оно ограничено строгими величественными квадратными очертаниями. Но зато руки. Так иногда бывает на фотографических снимках: слишком близко, на первом плане поставленные руки выходят огромными, приковывают взор - заслоняют собой всё. Эти, тяжкие, пока ещё спокойно лежащие на коленях руки – ясно: они каменные и колени еле выдерживаю их вес»

Встречаются и другие пассажи в том же духе. Вполне вероятно, однако, что Е. Замятин вовсе и не думал избрать советский режим главной мишенью своей сатиры.

Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация, у него не было оснований восхищаться современными ему политическими режимами, но его книга не просто результат озлобления. Это исследование сущности Машины - джина, которого человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать назад. Осознав, что совершенство недостижимо в короткие сроки, государственные деятели быстро приходят к тому, что куда легче переделать самого человека, изменить его взгляды на жизнь и на себя самого, ограничить потребности, заставить думать по шаблону, чем создать рай на земле. Однако, как оказалось, именно думающая Личность с большой буквы становится камнем преткновения и предметом ненависти для всех утопистов, опасающихся любых возможных проявлений свободного "Я" и стремящихся подавить любую свободную волю.

Таким образом, произведение Е. Замятина рассказывает о бунте природного человеческого духа против рационального, механизированного, бесчувственного мира. Одна из главных у писателя – мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они, поклоняясь абстрактно разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины, в винтики и счастливы осознавать это, вернее, им внушается, что они счастливы. Е. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «Я». От этого и предостерегают все романы-антиутопии и прежде всего роман «Мы».

Человеку свойственно задумываться о будущем, пытаться разглядеть его очертания. Сколько писателей в разные исторические эпохи пытались приот-крыть завесу, за которой скрывается бу-дущее, пытались предугадать то, что не дано знать никому: Кампанелла («Город Солнца»), романы Жюля Верна, Н. Г. Чер-нышевский «Что делать?» и другие.

Таким писателем-фантастом был и Е. Замятин. Неудовлетворенность на-стоящим, советской действительнос-тью заставила его задуматься о том, ка-ким должно быть будущее, чтобы люди чувствовали себя счастливыми, чтобы осуществили свои надежды, реализо-вали идеалы? Один из возможных отве-тов на этот вопрос — знаменитый «чет-вертый сон» Веры Павловны из романа Чернышевского.

Замятин как будто специально повто-ряет описание этой, одной из классиче-ских утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и металла.

В романе «Мы» в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общест-ва будущего. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать строй-ной машиной и с механической неиз-бежностью вести нас к желанной цели». К сожалению, в таком обществе очень много того, что предвещает писателю современная реальность. Перед нами разворачивается «математически со-вершенная жизнь» Единого Государства. Символический образ «огнедышащего интеграла», чуда технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездуш-ная техника вместе с деспотической вла-стью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспи-тали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-«нумеру», лишенному имени, было вну-шено, что «наша несвобода» есть «наше счастье» и что это «счастье» — в отказе от «я» и растворении в безличном «мы». Внушено, что художественное творче-ство — «уже не беспардонный соловьи-ный свист», а «государственная служ-ба». А интимная жизнь рассматривает-ся как государственная обязанность,

выполняемая сообразно «табелю сек-суальных дней».

Роман Замятина — предупреждение о двойной опасности, грозящей челове-честву: гипертрофированной власти ма-шин и государства. «Однотипность» без-раздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обес-печивается совершенной техникой и не-дремлющими очами «хранителей».

Сочинение Замятина проникнуто раз-думьями о российской послереволюци-онной действительности. В нем угады-ваются сокровенные мысли о возмож-ных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистичес-кой идеи.

Отношение к политике «военного ком-мунизма» стало камнем преткновения для писателя. Эта политика, предусмат-ривающая централизацию политичес-кой и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но За-мятину (и не только ему в ту пору) пред-ставлялось, что другого выбора не бу-дет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения — но-вый вариант тоталитаризма.

Роман Замятина приобрел особую це-ну как предупреждение о возможных ис-кажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и насилия над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что трево-ги писателя не были напрасными. Наш народ пережил и горькие уроки коллек-тивизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой.

Очень многие сцены романа застав-ляют вспомнить недавнее прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выборы, «хранители», которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показыва-ет, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнориру-ется человеческое «я», где единоличная власть является неограниченной, воз-можен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют

фантазию — последнее, что заставляло

его поднимать гордо голову, чувство-вать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режи-ме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу.

У Замятина в романе есть мысль, не-обычная для многих наших современни-ков. Писатель настаивает на том, что не су-ществует идеального общества. Жизнь — это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.

Есть в романе еще одна тема, созвуч-ная сегодняшнему дню. Это экология. «Антиобщество», изображенное в кни-ге, несет гибель естеству жизни, изоли-руя человека от природы. Автор мечта-ет выгнать «обросших цифрами» людей «голыми в леса», чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может возродить внут-реннюю сущность человека.

Автор романа «Мы», как любой круп-ный художник, обращался к «вечным ценностям» даже в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был принят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к мыслям и сомнениям За-мятина. Автор на своих «запретных» страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая кото-рую нельзя понять ни настоящего, ни бу-дущего. Произведения, подобные рома-ну «Мы», пробившиеся к нам из небытия, позволят «по-новому» взглянуть на со-бытия истории, осмыслить роль челове-ка в них. «Мы» — предостережение про-тив отказа сопротивляться, если челове-ческое сообщество хотят превратить в совокупность «винтиков». Такие произ-ведения «выдавливают» из человека рабство, делают его личностью.

Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он об этом писал Сталину) надеялся, что, может быть, вскоре вернется, — «как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без при-служивания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова». Замя-тин смог вернуться на родину лишь с концом «ига разумами началом распа-да Единого Государства. Посмертно.

Где люди? Где?

Г. Боратынский.

В. Маяковский.

Все - мы, во всем - мы, мы - пламень
и свет побеждающий,
сами себе божество, и Судья, и Закон

В. Кириллов

Мы - одно, мы одно, мы одно...

А. Крайский

Мы и вы - едино Тело.
Мы и Вы - не разделимы...

И. Садофьев.

Не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет - я знаю, как надо!

А. Галич.

Форма - работа в группах.

Цели урока:

1) рассмотреть концепцию личности, отношения государства и личности в романе;

3) выявить основные черты антиутопии;

4) воспитать у ребят чувство ответственности за будущее, умение делать свой выбор.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Роман называется "Мы". Что такое "мы": органическое соединение разных неповторимых "я" или нечто безликое, сплошное, однородное, масса, толпа, стая? Как по-вашему должны соотноситься "я" человека и "мы" человечества?

От каких опасностей предостерегает нас Замятин, о чем нас предупреждает?

"Мы" - роман о будущем, написанный в эпоху созидания этого будущего, сомнений в своей "единственной правильности" - не вызывающего.

Итак, мир под названием "Мы", каков он?

II. Мир под названием "Мы" (работа в группах)

1-я группа.

Единое Государство: его цели, устройство, механизмы, принципы самоорганизации. Взаимоотношения государства и личности. Благодетель. Смысл двойственной функции: радетель за народ и палач народа. Механизмы управления.

Схема ответов.

(“Благодетельному игу разума подчинить неведомые существа.... Быть может, еще в диком состоянии свободы < ... > наш долг заставить их быть счастливыми”)

200 - летняя война. Зеленая Стена. Часовая Скрижаль. Государственная Газета Единая Государственная наука.

"Величественный праздник победы всех над одним, суммы над единицей" (запись 9-я)

"Мы - счастливейшее среднее арифметическое!” (8)

Бюро Хранителей

Благодетель

"Истинная, алгебраическая любовь к человеку - непременно бесчеловечна, и непременный признак истины - жестокость".

Мечта людей, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье - и потом приковал их к этому счастью на цепь".

Официальный язык государства – СЛОВО.

Вывод: Идеальный общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы. Всеобщее счастье здесь не счастье каждого человека, а его подавление, нивелировка, а то и физическое уничтожение.

Одно из главных оружий государства - Слово может не только подчинить человека чужой воле, но и оправдать насилие и рабство, заставить поверить, что несвобода и есть счастье. Человеческая жизнь обесценивается до предела, "нумер" легко заменим.

2-я группа.

Условия жизни в Едином Государстве "нумеров": быт, нравы, труд и отдых, заботы, нравственность, секс (не любовь), искусство, наука, творчество.

Роль разума в организации жизни.

Проблема "я" и "мы"

Права и обязанности (20): тонне - права, грамму - обязанности.

Подавление, ограничение, строгая регламентация. Лишение возможности сравнивать, анализировать (Зеленая Стена)

Разобщенность, отчужденность, управляемость. Отнята возможность интеллектуального и художественного творчества - взамен Единая Государственная наука, механическая музыка и государственная поэзия.

Доносительство ("они пришли, чтоб совершить подвиг".)

Полное отчуждение от матери земли - нефтяная пища.

"Цветы судебных приговоров"

“Опоздавший на работу” (трагедия)

“Стансы о половой гигиене”.

Регуляция деторождения, Детско – Воспитательный завод (воспитание за счет государства).

День Единогласия – Пасха.

Счастье – благополучие?

Единое Государство держится на трех китах:

1) Несвобода есть наше счастье. Счастье в отказе от я и в растворении в безличном МЫ, ибо личное сознание – это только болезнь.

2) Художественное творчество – государственная служба.

Интимная жизнь – это государственная обязанность, выполняемая сообразно “Табелю сексуальных дней”.

“Нами введены в русло все стихии – никаких катастроф не может быть” (5)

глава 3 “Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, мы, миллионы, встаем как один”

Личные часы (3)

“обязательные прогулки, точное урегулирование сроков еды, иначе “поголовное убийство””

Сексуальное Бюро (4)

“всякий из нумеров имеет право – как на сексуальный продукт – на любой нумер” (5)

“Какое неизъяснимое очарование в этой ежедневности, повторяемости, зеркальности”!(7)

Вывод: Произошла подмена всех человеческих ценностей. Идея всеобщего равенства обозначается всеобщей одинаковостью и усредненностью, идея гармонии личного и общего – идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни; малое проявление свободы, индивидуальности – ОШИБКА, добровольный отказ от счастья, преступление.

3–я группа.

Судьба человека. История Д – 503, рассказанная им в дневниках. 4 толчка к “государственному грехопадению”. Взаимоотношения личности и государства.

“Я – микроб” – “Я – Вселенная”

Духовная эволюция героя. С самого начала не лишен сомнений,

“Волосатые руки, корень из минус единицы. Попытка рефлексии (дневник)

Слушание музыки Скрябина, посещение Древнего Дома,

“Недонос” на I – 330

Любовь к I – 330

Меняется речь (сбивчивость, недоговоренность, повторы)

Раздвоенность

Ощущение болезни – ДУША.

Долг перед обществом – любовь к I - 330,

Сухая математическая логика – непредсказуемая человеческая природа

Рассудок – душа

Ощущение болезни – нежелание бороться с ней

“Я надеюсь - мы победим. Больше я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить” (40)

Вывод: Мир в романе дан через восприятие человека с пробуждающейся душой. На протяжении всего повествования герой метался между человеческим чувством и долгом перед Единым Государством, между внутренней свободой и счастьем несвободы. Любовь пробудила его душу, фантазию.

Но развязка оказалась трагической. ” Я” героя не может вынести нравственных мучений, не свойственных единому организму под названием “мы”

4–я группа.

Только влюбленный имеет право на звание человека.

Любовь – смертельный враг Единого Государства. Три ипостаси любви (I, О, Ю) в романе. Испытание любовью

О-90 – круглая, гармония, внешне индивидуальна (глаза, руки) Мечта о рождении ребенка.

Выбор: Газовый колокол или за Зеленую Стену.

I – 330 “Я хочу хотеть сама”.

(укус, хлыст, х)

Почему погибает? Она тоже Благодетель. (Стремление силой сделать людей счастливыми)

Энтропия – энергия (28)

Почему любовь – смертельный враг Единого Государства?

Вывод: Пробуждение любви приводит к пробуждению “я” в человеке, любовь по своей природе личностна, избирательна, индивидуальна, и уже этим противостоит обезличенному миру.

Она – тайна, а в Едином Государстве все на виду, Она задает вопросы. Пробуждение любви в обезличенном человеке расчеловеченного мира ведет к пробуждению в нем человека и личности.

III. Подведение итогов.

Главный вопрос 3амятина – выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?

Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.

Растворение “я” в “мы” – тупиковый путь развития человека в русле истории; позитивный путь- свобода, культура, личное счастье, любовь

Список используемой литературы.

1) Айзерман Л. С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М, Школа – ПРЕСС, 1997

2) Мурин Д. Н.., Коновалова Е. Д., Миненко Е. В.Русская литература ХХ века Программа 11 класса. СПб, СМИО ПРЕСС, 1997.

3) Русская литература ХХ века. Поурочные разработки, Под редакцией

В. В. Агеносова М. Дрофа, 2001.

«Судьба личности в тоталитарном государстве»

(по роману Е.Замятина «Мы»)

Конспект урока литературы в 11 кл.

Учитель Осколкова Татьяна Михайловна

Цели урока: показать гуманистическую направленность произведения Е.Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей.

Оборудование: магнитофон с аудиозаписью музыки Скрябина А.Н.

Эпиграф к уроку: Своя воля лучше.

Ф.М.Достоевский

1. Вступительное слово учителя.

Помните, какую игру придумал брат Л.Н.Толстого Николенька для своих младших братьев? Он объявил им, что у него есть тайна, с помощью которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, ни неприятностей, все люди сделаются «муравейными братьями».

Тысячи великих умов на протяжении многих столетий бились над загадкой всеобщего счастья. Древние утверждали, что было время, когда человечество пребывало в счастливом и беззаботном состоянии. Эти верования отразились в стихотворениях древнегреческого поэта Гесиода, который жил в конце 8- начале 7 века до нашей эры:

Вечно стояла весна; приятным прохладным дыханьем

Ласково нежил зефир цветы, не знавшие сева.

Боле того, урожай без распашки земля приносила;

Не отдыхая, поля золотились в тяжёлых колосьях,

Реки текли молока, струились и нектара реки,

Капал и мёд золотой, сочась из зелёного дуба.

«Золотой век» - мифологическое представление о совершенном, гармоническом устройстве человеческого общества, утраченном в процессе исторического развития. За «золотым веком», как утверждали античные поэты, последовал век серебряный, затем – медный, и наконец нынешний – железный, испорченный и жестокий.

Как возродить «золотой век»? как вернуть утерянный рай? Этими вопросами задавались мыслители с глубокой древности, желая если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную модель человеческого общежития. Так возник новый литературный жанр – утопия. Он предполагает развёрнутое описание общественной, государственной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.

Как средство воплощения утопической мечты в реальность восприняли многие писатели революцию 17-го года. Образы государства-сада, светлого завтра, машинного рая заполнили страницы лит. Произведений послереволюционных лет. «Перекрёстком утопий» назвал эту эпоху поэт Н.Тихонов в стихотворении 1918 г. :

Мы строим мир по новому масштабу,

В крови, в пыли, под пушки и набат.

Возводим мы, отталкивая слабых,

Утопий град – заветных мыслей град.

Однако попытка реализации утопий обернулась трагедией для миллионов людей.

2. Беседа.

Как бы в противовес утопии появляется новый жанр. Какой? (антиутопия)

Как антиутопистам удаётся показать трагедию будущего идеального общества?

3. Обсуждение романа.

Роман Замятина «Мы», написанный в 1920 г. , стал первой в новой литературе антиутопией. Что является предметом изображения в романе? (Далёкое будущее 31-го века. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До 20-го века это будущее обычно представлялось прекрасным. С долитературных времён фантазия работала в основном в направлении «технического усовершенствования» мира: ковры-самолёты, золотые яблочки, сапоги скороходы. В государстве полное материальное благополучие, все проблемы решены. Все граждане равны и одинаковы.)

В какие моменты жизни граждане Единого Государства чувствуют себя счастливыми? (В самом начале романа говорится, какой восторг вызывает у героя-повествователя ежедневная маршировка под звуки Музыкального Завода: он переживает в этот момент абсолютное счастье, полное единение с остальными, чувствует солидарность с себе подобными. «Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Ед. Государства.. мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный номер каждого и каждой.»)

Не люди, а нумера. Какие они? Охарактеризуйте их подробнее. (Внешне схожие, они ничем не отличаются и внутренне. Одинаковостью, механичностью отличается их жизнь. Лишить их возможности изо дня в день выполнять одни и те же функции – значит лишить их счастья, обречь на страдания.)

Идея всеобщего равенства оборачивается всеобщей одинаковостью, усредненностью. («Быть оригинальным – значит нарушить равенство», «быть банальным – только исполнять свой долг»). Идея гармонии личного и общественного заменяется идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни. «Счастье – в несвободе,» утверждают герои романа. Малейшее проявление индивидуальности считается ошибкой, добровольным отказом от счастья, преступлением. Какова модель этого общества? (Наверху – глава государства – Благодетель; за порядком следит полицейская система – Бюро Хранителей. Нерушимая граница – Зелёная Стена; есть наука, искусство, предусмотрены и «личные часы». Но музыка выпускается на Музыкальном Заводе, литература производится в Литературном Институте Государственных Поэтов и Писателей, журналистика подменяется Государственной Газетой, наука – Единой Государственной Наукой. «Сексуальное право» заменяет любовь: «всякий из Нумеров имеет право – как на сексуальный продукт – на любой нумер». Дети растут на Детско- воспитательном Заводе.)

Единое государство подчиняет себе всё; всё предусматривает и оставляет под своим контролем то, что полезно и разумно. Остальное беспощадно уничтожается: «Я лично не вижу в цветах ничего красивого – как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища и проч.» «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина – одна, и истинный путь – один; и эта истина – дважды два, и этот истинный путь – четыре.» В чём заключается заветная мечта главного героя романа Д-503? (Заветная мечта Д-503 – «проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение», «разогнуть дикую кривую», потому что линия Единого Государства – это прямая – мудрейшая из линий. Формула счастья математически точна: «Государство запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину».)

Вспомним Ф.М.Достоевского, «Преступление и наказание»; разговор офицера со студентом: одна ничтожная старуха – и тысячи молодых жизней. «Д тут арифметика!» Другой герой Достоевского восстаёт против математики, унижающеё его человеческое достоинство и лишающей его своей воли: «Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда будет только дважды два – четыре в ходу? Дважды два и без моей воли четыре будет. Такова ли своя воля бывает!» Каково место человека в таком государстве? (Человек в Ед. Государстве – лишь винтик отлаженного механизма. Идеал жизненного поведения – «разумная механистичность»; всё, что выходит за её пределы, - «дикая фантазия», а «припадки вдохновения» - «неизвестная форма эпилепсии». Самая болезненная из фантазий – свобода. Понятие свободы извращено, вывернуто наизнанку. «Люди жили в состоянии свободы, т.е. зверей».)

В чём видится «корень зла», мешающий всеобщему счастью?(Корень зла – в способности человека на фантазию, на свободную мысль. Этот корень надо вывернуть – и проблема решена. Совершается Великая Операция по прижиганию центра фантазии «Никакого бреда, никаких чувств; только факты». Душа – это болезнь.)

Действительно ли человек в Ед. Государстве счастлив? (Человек в таком государстве не может быть счастливым. Подогнать всех под одну гребёнку, решить все материальные проблемы – это ещё не значит сделать человека счастливым. Каждый человек – индивидуален. Имеет свой особый внутренний мир, свою волю, желания. А Ед. Гос-во лишило своих граждан всего этого, даже имени. Оно подчинило жизнь людей жестокому распорядку. Человек в таких условиях не может чувствовать себя счастливым.)

Что в романе противопоставляется духовности, гуманности? (Противопоставляется наука. «Единая Государственная наука ошибаться не может» Герой Замятина, Д-503, математик, боготворящий «квадратную гармонию», проходит путь от абсолютной уверенности в правильности «мудрейшей из линий» через сомнения к вере в торжество разума: «Разум должен победить»)

Актуальна ли в наше время проблема ответственности науки перед человечеством? (Эта проблема очень актуальна и сейчас. Достаточно вспомнить экологические проблемы, проблему использования атомной энергии, проблему клонирования человека.)

Государство вмешивается в строение человеческой личности, в ход её творческой деятельности. Подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я», т.е. личность, перестаёт существовать, она становится маленькой частичкой «мы», т.е. обезличенной толпы. А что противостоит обезличиванию человека в романе? (Обезличиванию человека противостоит любовь. Перемены в жизни Д-503 начинают происходить, когда в его жизни появляется И-330. первое ощущение душевной болезни приходят к герою, когда он слушает в её исполнении музыку Скрябина. И Д-503 не одинок. Недаром доктор говорит об «эпидемии души». Всем своим поведением бросает вызов И-330. Она говорит: «Я не хочу, чтобы за меня хотели другие, я хочу хотеть сама.» под её влияние попадают другие: поэт Р-13, доктор, слабая и беззащитная О-90, те, кто взорвал стену, те, кто пытался взорватьИнтеграл.)

Итак, Ед. Гос-ву противостоит душа, т.е. способность чувствовать, любить, страдать. И именно музыка пробудила эту способность. Послушаем музыку, чтобы тоже прочувствовать, как она может воздействовать на сердце человека. (звучит музыка Скрябина)

Каков, по-вашему, смысл названия романа? (В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насилино загонят в «счастливое будущее». «Мы» - можно понимать как безликое, однородное нечто: масса, толпа, стадо. Индивидуальное сознание героя растворяется в «коллективном разуме» масс.)

4.Обобщение учителя

В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В.Кириллова есть стихотворение с таким же названием «Мы»: «Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов и суши». У Блока в «Скифах»: «Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл с монгольской дикою ордою». В 1920г. В.В,Маяковский написал поэму «150000000». Его имя демонстративно отсутствовало на обложке – он один из этих миллионов. «Единица – кому она нужна? Единица – вздор, единица – ноль» Замятин сумел предсказать тот социально-политический режим, кот. Называется тоталитарным. Его атрибуты – обожаемый Благодетель (Отец народов, Великий Кормчий, фюрер), политическая полиция(в образах Хранителей угадываются черты гестаповцев, агентов НКВД), изоляция от окружающего мира(очевидна аналогия между Зелёной Стеной и «железным занавесом»). Писатель угадал даже некоторые технические детали грядущего террора: Газовый Колокол – прообраз газовых камер, а Великая Операция – предвестие фашистских экспериментов над человеческой психикой.

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины, в в интики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегал нас писатель.

5.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Почему Е. Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?