II этап урока. Вхождение в тему

Цели урока:

1. Расширить и углубить знания учащихся о мифологии; на основе сопоставления с древнегреческими мифами и русскими народными сказками показать национальное своеобразие мифологии и фольклора ненцев.

2. Развивать аналитические навыки работы с художественным текстом и справочной литературой, а также творческое воображение и читательскую наблюдательность учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к обычаям и традициям коренных жителей Ямала.

Оборудование:

1. Фотовыставка, иллюстративный материал “Ямалу-75”.

2. Выставка творческих работ учащихся “Мой край”.

3. ТСО: мультимедийный компьютер для демонстрации слайд - фильмов “Уренгой” и “Северные узоры”; магнитофон с записями национальных песен.

4. Сборники текстов, информационные листы (№1 “Словарь терминов”, №2 “Глоссарий”).

Предварительная подготовка к уроку:

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) текста с представлениемсобственных рисунков- иллюстраций.

Вторая группа. Сообщения учащихся (“Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”).

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” о нравственных представлениях ненцев, символически выраженных в орнаменте.

Кто знает одну культуру - не знает ни одну.

Макс Мюллер

(На перемене, до начала урока, демонстрируется слайд-фильм “Уренгой”, звучат национальные мелодии)

Ход урока:

Слово учителя.

Беседа. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с мифами древних греков и североамериканских индейцев. Вы хорошо знаете русские народные сказки. Что такое миф? Как рождались мифы? Чем сказка и легенда отличаются от мифа? Каким было мышление древнего человека? Если трудно ответить сразу, загляните в свои тетради и словари (информационный лист №1).

Тезисный план ответов учащихся

  1. Древний человек был язычником, поклонялся множеству богов. Он одушевлял всё, что его окружало: небо и землю, моря и горы, леса и поля.
  2. В эту же эпоху человек создал истории, в которых объяснял мир и его законы,- мифы. Мифы повествуют о деяниях богов и героев. Мифы складывались не для развлечения, рассказчик и слушатели верили в рассказываемое. Мифы часто разыгрывались перед слушателями- зрителями или приобретали облик обряда.
  3. Сказка повествует об обычных людях (“благородного” или “низкого” происхождения); воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь. В отличие от мифа (тайного знания) сказка общедоступна.
  4. Легенда исторически и географически “привязана”, персонажами являются конкретные люди. Природа не обожествляется, хотя отдельные мифологические мотивы и образы сохраняются.

Работа групп

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) произведения с представлением собственных рисунков- иллюстраций.

Вопросы для обсуждения:

Почему выбрали именно это произведение? Что вы услышали и увидели в нём? Что, может быть, поразило или вызвало недоумение?

Ваше мнение о героях? Как построено произведение?

Сравните их с русскими народными сказками, мифами Древней Греции. В чём сходство и различие?

Делаем совместные выводы

1. В сказках, легендах, мифах ненцев действующих лиц немного, обычно трое: два брата и сестра (“Каллаха - богатырь”), три охотника (“О невесте и снежном человеке”) и т.д.

2. Ребята отмечают увлекательность сюжета, его неожиданные повороты. Герои всегда отправляются в путь, попадают в зоны действия злых или добрых сил, соединяются или борются с ними, приобщаются к тайнам, что-то теряют или приобретают на этом пути (огромное стадо оленей, нарты с хлебом, сахаром, маслом и “всякой необходимой всячиной для безбедной и счастливой жизни стойбища”).

3. Как общее в поэтике сказок разных народов ребята отметили контрастное построение сказки, деление персонажей на добрых и злых, торжество доброты и таланта над завистью и чванством. Обращаю внимание ребят на то, как организовано мифологическое пространство. В нём всегда выделены центр, верх, низ. В славянской мифологии таким центром является Мировое древо. В ненецкой мифологии идею вертикали помогает выразить образы горы, холма, дерева. Они помогают героям разделять добро и зло, жизнь и смерть. На холме ставит свой чум первый человек из рода Вэлло, ставит ближе к небу, к солнцу. В корнях дерева (Нижнего мира) находят дочки Оленнего хозяина героя сказки “Как Вылка на море ездил”.

Пространство в мифах и сказках не бездушно и не нейтрально: оно расценивается как своё или чужое, доброе или враждебное для людей. Они же, в соответствии с выбранным направлением, попадают в зоны дурных или добрых сил. Переправившись через большую реку с крутыми берегами, два брата-охотника попадают в царство лесной женщины Палснэ (“Жила в лесу кикимора”). Нарушил запрет бабушкин внук по имени Тункевхи, спустился в низовья реки и чуть не оказался в руках колдуна. Пройдя через нелёгкие испытания, понимает молодой человек цену дружбы и взаимопомощи. Охотник вернулся в чум своей бабушки и предложил ей: “Давай поищем добрых людей, с которыми не надо будет бояться колдунов и людоедов”. Долго ходили они по тайге и тундре и наконец нашли стойбище Айваседо. Там их приняли с радостью.

4. В мифах и сказках существует разумная пропорция между всеми сторонами бытия – дурными и хорошими, светлыми и тёмными. Если баланс нарушен по чьей-то воле, нарушается и гармония, тогда появляется герой, призванный восстановить равновесие.

5. Обратившись к древнейшим пластам мифологии, мы видим, что разные народы поклонялись четырём стихиям: Огню, Воде, Земле и Небу. Древние народы полагали, что именно из этих компонентов складывается Вселенная. У ненцев особенно почитаются Земля, Огонь и Вода: плюнуть в воду, в огонь считается непростительным кощунством. Огонь часто представляется женщиной в красном халате, она может предсказывать будущее, разговаривая треском, писком. Итак, центральный образ ненецкой мифологии – образ Природы.

6. Основой философии ненцев является идея о единстве природы и человека, о взаимосвязи всего сущего. Вселенная, Земля, Человек, животный и растительный мир представляются неразделимыми. Поэтому так легко (и очень часто) совершаются в сказках и мифах превращения: охотник превращается в дерево, девушка - в ягоду (сказка “Голубика”), несчастная мать - в кукушку (сказка “Кукушка”), парень- в гагару (“Девушка и гагара”), ветер- в щуку (“Синяя щука”), шаман- в оленя (“Ваханде и Нойсама”).

В этом мире даже смерть маленького и злого комара имеет страшные последствия, остановить которые сможет только шаман, совершивший жертвоприношение (“Смерть комара”).

Вторая группа. Сообщения учащихся: “Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”. (Остальные учащиеся в это время по желанию рисуют портреты богов или план- схему строения мира).

Вопросы для обсуждения

Как представляли ненцы строение мира? Сотворение земли и человека?

Какова иерархия ненецких богов?

Сравните мифологические воззрения ненцев и древних греков.

Краткие тезисы сообщений учащихся

Миф о создании Вселенной в каждом регионе Ямало – Ненецкого автономного округа имеет свою трактовку. Мы познакомим вас с легендами тундровых ненцев. Согласно их представлениям, мир состоит из трёх уровней: Верхнего, Среднего, Нижнего, между которыми распределён весь пантеон ненецких богов. Земля изображалась плоской, немного взгорбленной посредине, окружённой морем. Над нею простираются семь небес (у ненцев понятие о многослойном небе существовало задолго до того, как они познакомились с христианством). Небо имеет выпуклую форму и упирается краями в землю наподобие опрокинутой чаши. Внизу находятся семь земель. Для подземных жителей наша земля является небом.

Творцом Вселенной является Нум, ему помогал Нга. Они были родными братьями. Между ними происходили ссоры, но они быстро мирились. Всюду, где Нум создавал светлое, Нга творил тёмное.

Легенда гласит, что сначала была вода. Нум, глядя на безбрежные воды, решил создать землю. Нга стал помогать. Нум вызвал к себе гагару, повелел ей нырнуть глубоко в воду и принести из глубин землю. Три раза ныряла гагара. На третий раз в клюве принесла немного ила, из которого была создана суша. Населил Нга землю большими и малыми животными, а воды – рыбами, небо – птицами. Земля была прекрасной. Нум не захотел отдать её во владение брату, несмотря на его просьбы. Нга обиделся на Нума, и там, где ступала его нога, появлялись болота. В гневе Нум ударил своего брата посохом так, что земля содрогнулась. Рассердился Нга и дохнул на землю своим холодным дыханием. Вся земля покрылась льдом и снежными сугробами, деревья замёрзли, погибли растения. Над землёй пронеслись холодные северные ветры.

Долго братья были в ссоре, никто не решался подойти первым. Когда братья помирились, то решили они сделать Солнце и Луну. Нум взялся за создание Солнца, а Нга он доверил делать Луну. В руках Нума Солнце получилось ярким и горячим, так что осветило всю землю своими животворными лучами. Расцвела земля, проснулись животные и птицы. Но деревья от холода остались маленькими и искривлёнными. Нга увидел, что у Нума получилось красивое и горячее Солнце, решил сделать ещё лучше. Но от его холодного дыхания Луна замёрзла. Нум посоветовал брату не расстраиваться: так как ночью бывает темно, то его Луна будет освещать землю в этот период времени.

Потом они приступили к созданию человека. Нум, взяв в руки глину, стал лепить тела людей. Нга ушёл, чтобы принести ещё глины, а когда вернулся, то увидел, что человек сделан и Нум готовится вдохнуть в него жизнь. Обиделся Нга, и снова братья поссорились. Прошло время, и договорились они так: оба они вдохнут жизнь в человека, чтобы боролись в нём добро и зло. Одно из них должно было победить. И хозяином души становился тот, чьё начало побеждало. Чтобы быть ближе к человеку, Нга попросил Нума отдать ему подземный мир. Нум согласился, а сам остался жить на небе.

Самые почитаемые ненецкие божества: Нум – верховный бог; Я-мал Вэсоко – хозяин земли, ему подчиняются Илебямпертя – даритель дичи и помощник человека в его трудовой деятельности; Ту - Хада – хозяйка огня; Олений хозяин; Мяд – Пухуця - хозяйка чума. Нга – властелин Нижнего мира, повелитель холода и мрака, его называют ещё Нга – смерть. Верхний мир признаётся страной, подобной во многом Среднему миру - Земле. Там существует своя жизнь, устроенная по земному образцу. Над ним сияет своё небо, так же светят солнце, луна и звёзды. Здесь живут небесные люди, каждый из них имеет свою семью, чум, пасёт оленей. Льющийся с неба дождь – это снег, тающий на нижней небесной земле. Гром – шум полозьев нарт, на которых разъезжают небесные люди. Не менее интересна жизнь людей Нижнего мира. Важнейшим связующим звеном между тремя мирами являются шаманы.

(Чтобы проверить внимательность слушателей, докладчики задают несколько вопросов по содержанию. Как появились болота? Почему Луна холодная, а Солнце горячее? Почему человек может быть и добрым, и злым? Докладчики собирают с парт схемы строения мира, нарисованные ребятами, а также портреты богов, и лучшие изображения вывешиваются на доску).

Делаем совместные выводы

Мифы разных народов очень похожи: та же концепция “трёх миров”, то же движение от первобытного хаоса к упорядоченному космосу (гармонии), та же борьба добрых и злых сил и участие богов в жизни людей.

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” с образцами национальной ненецкой одежды, крупным планом – детали орнамента и узоров. Синхронно с демонстрацией фильма читаются отрывки из мифа “Правила старика Нума”.

Вопросы для обсуждения

Что же рассказал нам миф о своих современниках?

О чём мечтали люди? По каким законам жили?

Выборочное чтение мифа “Правила старика Нума”.

“…Небесный бог Нум сказал своему старшему сыну: “Посели всех людей на земле”. Тот увёл людей на землю и оставил там. Прошло три года, и старик Нум попросил его посмотреть, как они живут. Сын спустился с небес и увидел, что порядка на земле нет. Над всеми издевается человек, худой, как олень -самец осенью. Он всех женщин согнал в свой чум и других мужчин не подпускает. Услышав рассказ сына, опечалился Нум: “Так не годится. Иди и подели их по двое, то есть каждой женщине по мужчине. Так и сделал сын небесного бога, а того самого мужчину, который нарушил порядок, убил из лука”.

“…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум.- Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов- это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие…”

“…А теперь пойдёт речь об орнаменте на твоей одежде,- повернулся Нум к мужчине.- Поперечные полоски ниже колен, как и у женщины, означают запреты. Дальше… Полоски в четырёхугольнике на коленях надо понимать как сиденье на нарте. А уходящие продольные полосы – ремни упряжки. Узоры на ноге, по верху ступни,- это головы людей. И напоминают они о том, что ты на земле не один”.

Делаем совместные выводы

Нравственные идеалы, воплощённые в мифах, легендах и сказках, универсальны, едины для человека, независимо от того, когда и в какой стране он жил или живёт. Любовь, красота, дом, семья – для него безусловные ценности. Не быть обманщиком, любить людей учит сказка “Месть”. Герой сказки - обиженный Панхи - весной поехал на своё священное место. Сделал из железа образ своего врага и повесил на святилище. И вот едет Панхи обратно, а над его головой вдруг раздаётся голос: “От того, что ты сделал, в будущем твоим потомкам не будет плохо?” Люди должны знать: пожелания зла кому-то, сделав круг, ударят по тому, кто первым их произнёс.

Подведение итогов урока

Мифами охвачены едва ли не все стороны жизни человека тундры: имена, фамилии, жилище, его внутреннее убранство и внешнее расположение. Орнамент одежды и обуви, различные эмблемы, географические названия, государственная символика, праздники, обряды, ритуалы и многое другое – всё имеет особый смысл. Вы можете прочитать об этом в книгах Е.Г. Сусой “Из глубины веков”, П.Г. Турутиной “Дом ветров”. Зачем современному человеку древние сказания? Они дарят ощущение гармонической слитности всего видимого, сущего. Человек, гора, болото, дерево, небо – всё напоминает одну постройку, воздвигнутую по чьей-то неведомой воле. И рядом с этим переживанием – другое: мир продуман до последней мелочи. Кто-то Невидимый в вышине сотворил мир по законам красоты и любви. Миф развёрнут не только в прошлое, но и в будущее, потому что он убеждает: законы красоты и любви неизменны.

Домашнее задание

Письменная работа на тему: “Моё впечатление об уроке”.

Список использованной литературы

  1. Беспалова Л.Г., Беспалов Ю.М. Тюменский край и писатели 18-19 вв. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1998.
  2. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Сыктывкар, 1995.
  3. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
  4. Турутина П.Г. Дом ветров. М., Вилад, 2000.
  5. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.

В. С. Воропаева

Т. С. Куцанова

Литературное чтение

В 4 классе

Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений


Урок № 1. Введение в тему «Золото, золото - слово народ­ное».

Цели: 1. Развитие интереса к чтению и книгам.

2. Знакомство с новыми учебными пособиями (учебник и тетрадь по литературному чтению).

3. Актуализация знаний о правилах пользования кни­гой.

4. Закрепление знаний о знакомых жанрах устного на­родного творчества.

5. Развитие мышления, памяти, речи.

Учащиеся четвертого класса уже знают, что на первый урок по ли­тературному чтению они приносят самую интересную книгу, прочитан­ную летом, и располагают её на классной книжной выставке. Книги эти находятся на выставке до первого урока внеклассного чтения, который обычно так и называется: «Самые интересные книги, прочитанные ле­том». Кроме того, на другой выставке-стенде ребята помещают рисунки к своей книге. Поэтому накануне первого урока литературного чтения они уже погружены в атмосферу книги и чтения.

Урок необходимо начать с обзорного знакомства с книгами, представленными на выставке. В поле зрения учителя должны по­пасть наиболее значимые книги, авторы которых уже знакомы уча­щимся. Это даст возможность, во-первых, продолжить знакомство с творчеством писателей, а, во-вторых, направить самостоятельное чтение четвероклассников в нужное русло. Кстати будет в этом пла­не и выступления учащихся с аннотацией на прочитанную книгу.

Следующий этап урока - знакомство с новым учебником «Лите­ратурное чтение» - 4 класс и тетрадью по литературному чтению.

Учащиеся рассматривают учебник, размышляют над названия­ми его разделов и их содержанием, определяют знакомые фамилии поэтов и писателей.

Затем учителем читается обращение к читателям на третьей странице учебника, а учащиеся уточняют цели и направленность содержания каждого раздела.

Знакомясь с тетрадью по литературному чтению, учащиеся за­мечают, что в ней содержатся такие же основные разделы, как и и учебнике, что в ней есть обращения к учащимся и читательский дневник, а служит она дополнением к учебнику, в ней есть интерес­ные, веселые и увлекательные задания (по опыту тетрадей для 2-го-3-го классов).

На данном уроке важно актуализировать и знания учащихся о правилах пользования книгой. Сделать это лучше в форме игры «Научи малышей». Ребята импровизируют, что бы они могли сказать малышам-первоклассникам, которые серьезно начинают дру­жить с книгой. Сюда могут войти советы:

1. Как подготовиться к чтению за столом (чистые руки, удобная поза, удобное освещение).

2. Как знакомиться с книгой (обложка, содержание, рисунки).

4. Как записать сведения о прочитанной книге (тетрадь по литературному чтению, читатель­ский дневник, автор, название).

5. Как записаться в библиотеку и брать в ней книги.

К первому уроку учитель может подготовить и художественный материал: примеры произведений малых жанров устного народного творчества, например: потешки, перевертыши, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки. Ребята не только называют жанр произведения (после прочтения его учителем), но и отвечают своей загадкой, пословицей, скороговоркой и т.п. В этот этап урока обычно включаются все четвероклассники и он получается интересным и увлекательным.

На дом учащиеся получают задание: вспомнить знакомые жанры устного народного творчества - песни, сказки и их виды; подготовить о них информацию с примерами (задания дать по рядам).

Урок № 2. Жанр легенды. «Бездонное богатство» (белорус­ская легенда).

Цели: 1. Закрепление знаний о жанре народной песни и сказ­ки.

2. Формирование первичных представлений о жанре ле­генды.

3. Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи.

4. Развитие умения составления плана к тексту.

5. Развитие интереса к фольклору.

Для того, чтобы первая часть урока, направленная на закрепле­ние представлений и знаний учащихся о таких жанрах фольклора как песня и сказка, прошла успешно, учителю необходимо тщательно подготовиться. У него должны быть заготовки колыбельных, шу­точных, лирических и календарных песен (колядных, масленичных, купальских). Можно использовать тексты таких песен из учебника «Радуга» (2 класс) и «Литературное чтение» (3 класс). Кроме того, в литературной тетради для II и III классов также предложены раз­личные виды песен.

О разновидностях народных песен готовят материал и учащие­ся. Так, один ряд четвероклассников расскажет о колыбельных, шу­точных, лирических народных песнях: вспомнят, что это за песни, когда они поются, в чем их особенность. Учитель же зачитывает каждую из видов такой песни, а учащиеся класса отвечают, к како­му виду можно отнести услышанную песню. По такому же образцу продолжается дальше работа с календарными песнями (учащиеся второго ряда - учитель).

Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животных также готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.

Вторая часть урока - знакомство с новым жанром устного на­родного творчества - легендой. В учебнике дается довольно пол­ная, хотя и краткая характеристика данного жанра. Поэтому учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллективно раз­мышляют (после повторного молчаливого чтения) над вопросами:

1. Разновидностью какого жанра является легенда?

2. Что роднит легенду со сказкой?

3. Какие бывают легенды? В чем их особен­ность?

4. Почему мы обращаемся к далекому прошлому? Чем инте­ресна нам жизнь предков?

Затем учитель читает белорусскую легенду «Бездонное богат­ство». Выявляя эмоциональное восприятие текста, учитель задает вопрос: «Что привлекло вас в этой легенде, что показалось инте­ресным? Далее учащиеся вслух «цепочкой» перечитывают текст и отвечают на вопросы, предложенные в методическом аппарате к легенде. Вопросы направлены на воспроизведение текста через вы­борочное чтение и частичный пересказ. Следующий этап работы: деление текста на части и составление к нему плана. Он может быть примерно таким:

1. Мудрый князь Ярослав.

2. Князь на охоте. Борьба с туром.

3. Спасение князя.

4. Золото князя для загонщика Ранцевича.

5. Отказ загонщика от золота.

6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.

7. Память о князе Ярославе.

План должен быть довольно подробным, так как правомерно использовать его для пересказа текста.

Н конце урока учащиеся могут поработать над подробным пере-мкичом текста по предложенному плану. Пересказ можно осуществить «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.

На дом четвероклассники получают задание: перечитать леген­ду, научиться её подробно пересказывать.


Похожая информация.


Мы отделены от Древней Греции тысячелетиями, но история сохранила для нас очень много интересного и поучительного. В наши дни мы пользуемся достижениями древних греков (театр, алфавит, олимпийские игры). Этими достижениями пользуются многие народы мира, ведь вклад греков в мировую культуру очень велик. А теперь вспомним, какие качества ценили древние греки в людях? Правильно: ум, образованность, мудрость; мужество, храбрость и силу. Ценятся ли эти качества в наши дни? Конечно! Потому что они являются общечеловеческими, вечными. И этим мы тоже обязаны древним грекам. Особым почтением у эллинов пользовались люди искусства, потому что искусство для древних греков – это не просто развлечение. Это воплощение представлений о красоте космоса и человека. В искусстве отражено мировоззрение греков, их мировосприятие. Искусство было неотделимо от жизни. Люди искусства являлись героями легенд и мифов древних греков. С одним из них вы познакомитесь, просмотрев видеоурок «Отличие мифа от легенды. Геродот. «Легенда об Арионе». Её главный герой – не просто чрезвычайно талантлив, но ещё необычайно смел и мужественен. Судьба уготовила ему… А может быть, лучше посмотреть и послушать? Тогда этот видеоурок для вас…

Тема: Мифы народов мира

Урок: Отличие мифа от легенды. Геродот. "Легенда об Арионе"

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое легенда, как и когда создавались легенды, а также познакомимся с легендой об Арионе и проанализируем ее.

Легенды, как и мифы, создавались в древности. Рассказы об исторических событиях древние люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Со временем они обрастали дополнительными подробностями и приобретали иногда фантастические черты. Так создавались легенды.

Мифы - это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

Легенда - (от лат. - то, что должно быть прочитано) — жанр несказочной прозы в фольклоре, устный народный рассказ, в основе которого лежат исторические факты, события, аргументы, переплетающиеся с вымыслом и фантастикой; это предание о каком-либо историческом событии, изложенное в художественной, поэтической форме.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых знаменитых легенд. Это Легенда об Арионе Геродота.

Кто же такой Геродот?

Рис. 1. Древнегреческий историк Геродот

Геродот - великий древнегреческий историк, который жил в V веке до Рождества Христова. Он много путешествовал и записывал рассказы о прошлом. Он побывал на местах великих сражений и написал историю Греко-Персидских войн. В своей работе он большое место уделял местным мифам, легендам, преданиям. Римский оратор Цицерон называл Геродота отцом истории.

Героем легенды Геродота является Арион. Арион - это реальное историческое лицо. Он являлся несравненным, великим кифаредом. Он, как и правитель Коринфа тиран Периандр, жил в VII веке до нашей эры. Даже сохранился отрывок одного из его произведений «Гимн Посейдону».

Рис. 2. Древнегреческий кифаред Арион ()

Кифаред - музыкант, играющий на кифаре, разновидности лиры.

Тиран - в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии - единоличный правитель.

Рис. 3. Древнегреческий правитель Коринфа Периандр ()

Познакомимся с Легендой об Арионе.

Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море.

Почему Арион хотел спеть в полном наряде певца? В первую очередь, чтобы показать корабельщикам, что он не испугался их угроз и для него важнее не богатство, а искусство певца. Кроме того, он хотел показать, что они хотят лишить жизни не просто обычного богатого человека. Может быть, он надеялся, что боги придут ему на помощь, потому что не захотят гибели великого искусного музыканта.

Как же изображены мореходы? Жадность, алчность, корысть, желание легкой наживы определили их поведение. Они, конечно, знали, что Арион - великий певец. И в то же время помнили о том, что прославленный кифарист везёт великое богатство. Однако убивать его сами они не решились и заставили Ариона самого лишить себя жизни, при этом порадовались, что услышат лучшего певца на свете.

Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя - жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.

Каким же изображен Периандр?

Периандр изображен в легенде человеком недоверчивым, он не поверил сразу в чудесное спасение Ариона. Однако он умён и справедлив, поэтому всё же решил разобраться в этой истории и уличил корабельщиков во лжи.

Что же привлекает в образе Ариона?

Арион - талантливый человек, несравненный кифаред, основоположник жанра дифирамба. Он передавал свои знания другим, создал хор для выступления в Коринфе. Он был человеком предусмотрительным: для продолжения путешествия нанял земляков. Перед лицом смерти он ведет себя достойно: он поёт свою последнюю песню и храбро бросается в море.

Дифирамб - преувеличенная восторженная похвала.

Почему это произведение называется легендой?

Повествование называется легендой , потому что оно было создано Геродотом на основе устного предания, распространённого в Коринфе и на острове Лесбос. В нём присутствуют реальные люди: Арион и Периандр. Сказочное обогащение Ариона в Италии и Сикелии, а также его чудесное спасение дельфином можно отнести к фантастическим событиям.

Какова основная идея произведения?

Идея - (от греч. - понятие, представление) - основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем.

1. Абелюк Е.С. Мифологический словарь школьника. М.: РОСТ, МИРОС, 2000.

2. Кун Н.А. легенды и мифы Древней Греции. Минск: Народная асвета, 1989.

3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.

4. Штейн А. Моя первая книга по мифологии: пособие для младших школьников / А. Штейн. — М.: Материк-Альфа, 2006.

5. Энциклопедия «Мифы народов мира». - М., 1980—1981, 1987—1988.

1. Мифы Древней Греции. Боги и герои. Рассказы для детей о Древней Греции ().

2. Мифологическая энциклопедия ().

1. Составьте рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»).

2. Перечитайте Легенду об Арионе (стр. 212-214 учебника) и выполните одно из предложенных заданий:

а) Подготовьте выразительное чтение легенды.

б) Подготовьте подробный пересказ легенды.

в) Подготовьте пересказ легенды с сохранением стилистических особенностей текста.

Понятие о мифах. Мифы и легенды.

Цель:

Дать понятие о мифах как об одном из видов творчества; познакомить с мифами, с представлениями древних людей об устройстве мира, о том, как они объясняли общественное устройство;

Формировать владение навыками монологической речи; умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;

Воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Вы выросли за лето, стали старше, взрослее. Изменились ваши читательские интересы и пристрастия. Поэтому перед нами стоят новые учебные задачи. Давайте посмотрим ваш новый учебник русской словесности, узнаем имена авторов, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций.

- А теперь давайте вспомним, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и покажем это на примере нашего учебника.

- Посмотрите на страничку, называемую «Содержание». Какие литературные произведения мы будем изучать? Знакомы ли они вам? Какие из них произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Ребята, вы, конечно, помните, что на уроках литературы в 5 классе мы говорили о мифах и мифологическом сознании, которым свойственны антропоморфизм, анимизм и тотемизм. Давайте вспомним, что обозначают эти термины.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

    Работа с учебником.

Учащиеся читают раздел «Введение» (стр. 3-5), затем проводится беседа.

    Беседа.

У каждого народа есть своя мифология - совокупность мифологических представлений, но мифы - произведения устного творчества. За время существования народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.

Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.

Ребята, расскажите, как создавались мифы.

Что древние люди пытались объяснить с помощью мифов?

Обратите внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы - бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, они воспринимали мир целостно, как один организм. И через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Почему герои мифов чаще всего были связаны между собой семейно-родовыми отношениями?

Что такое мифическое время? Расскажите о нем.

Как миф связан с литературой?

Что такое мифологема?

3. Словарная работа.

Учащиеся записывают в тетрадь определения понятий миф, мифология.

Мифы (греч.) - предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

Мифология - совокупность мифов и мифологических представлений.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

    Работа в группах.

Каждая группа создает иллюстрацию к заданному выражению и готовит презентацию.

    Словарная работа.

Учащиеся записывают в тетрадь краткое объяснение выражений.

«Сизифов труд» - тяжелая, лишенная смысла работа.

«Панический страх» - неконтролируемый страх, ужас.

«Танталовы муки» - тяжелые мучения, лишения, страдания.

V . Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника на стр. 3-5.

VI . Этап рефлексии

Марина Королёва
Конспект занятия в подготовительной группе «Легенды моего города».

Задачи :

Развивать и обогащать знания детей о названии города , его истории, достопримечательностях

Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу , чувство патриотизма

Воспитывать любовь к своей малой родине

Предварительная работа : Экскурсии по родному городу , посещение краеведческого музея, просмотр альбома с фотографиями нашего города .

Оборудование : разрезные карточки с изображением города , фотографии города , достопримечательностей, карандаши, листы бумаги, иллюстрации легенды .

Ход занятия.

Вводная часть.

Нет сегодня краше в мире целом

Города , в котором я живу.

И его торжественно и нежно

Я своею родиной зову.

Ребята, а как называется наша страна?

Мы гордимся нашей великой Россией, но у каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом

А как называется наш город ?

На какой улице стоит наш детский сад?

Какая река протекает в нашем городе ?

Сегодня, ребята, я вам хочу рассказать о нашем городе , о том, откуда возникло название нашего города и о некоторых его достопримечательностях! (показываю фото города , по ходу рассказа, показываю иллюстрации)

Девятигорск, Девягорск, Болхов – эти три названия, овеянные легендами и сказаниями , сохранила для нас история.

Ребята, как вы думаете, а почему кроме названия Болхов, у нашего города было такое название как Девятигорск?

А потому что наш город стоит на девяти холмах.

О происхождении названия Болхова существует несколько версий. По одной из версий название городу дала река Болховка , протекающая в нашей местности.

Говорят, что в городе жила волшебница . У неё была дочь. Однажды, в жаркий день дочь пошла купаться в реку Болховку и утонула в ней. Её мать – волшебница умела повелевать явлениями природы, сделала так, чтобы река ушла под землю. Река исчезла, а память о ней сохранилась в названии – Болхов. Есть ещё одна красивая легенда о происхождении самой реки –Болховки. С ней сейчас я вас и познакомлю. Протекает через Болхов небольшой ручеёк, который местные жители называют Болховкой. Много веков назад он был полноводной рекой. Существует легенда , что высушила эту реку великая колдунья, у которой в Болховке утонул единственный сын. Когда это было, теперь уже никто сказать не может. Родилась на нашей земле девушка красоты необыкновенной. Не подберёшь и слов таких, чтоб описать красоту её. Долгожданная она была, до неё всё сыновья у родителей рождались. Сердце матери не могло нарадоваться. "Кровиночка ты моя, Болховиночка ты моя", - приговаривала мать, лаская ненаглядную дочку.

Шло время, девочка подрастала и становилась ещё краше. "Болховиночка, золотиночка, - приговаривала мать. К несчастью, влюбился в Болховиночку злой колдун. Колдовскую силу имел он страшную : мог вызвать бурю, остановить дождь, превратить человека в камень, дерево или животное, наложив на него магическое заклинание. Боялись его все, обходили стороной. И стал он ухаживать за девушкой, притворяясь добрым да ласковым, но она к этому времени полюбила парня, такого же голубоглазого, - был он оружейником, ковал мечи булатные да копья острые. Отвергла Болховиночка колдуна, и затаил он на неё злобу лютую. Стал он подкарауливать, когда Болховиночка одна останется, дождался, произнёс свое заклинание, и превратилась девушка в тихую речку. Вода в ней была прозрачная, по цвету напоминала голубые глаза девушки. Удивились селяне, откуда вдруг речка взялась, а когда Болховиночка домой не вернулась, догадались, что это дело рук колдуна. "Вот она, твоя Болховка, - сказал он со злобой мастеру-оружейнику. - Не моя, так и не твоя". До конца своих дней горевали родители, все не могли отойти от реки и умерли один за другим на берегу. Проходили века, и стали забывать, откуда взялась эта река, только название помнили - Болховка. На протяжении столетий замечали, что входят в воды Болховки только парни. Они могли очень долго плескаться, купаться, устраивать разные игры в воде. Даже пожилые мужчины, окунувшись в воды Болховки, выходили бодрыми и помолодевшими. Для всех это оставалось загадкой! И случилось новое чудо! Полюбила Болховка одного парня, да так крепко, что не отпускала его из вод своих долгими часами. Воды реки были так ласковы, так нежны с парнем, и золотой песок на дне казался ему длинными шелковистыми волосами, и чудились ему в воде глаза необыкновенной голубизны. Приворожила Болховка парня, да так, что он и дома стал появляться редко. Днём он плескался в тёплых, ласковых водах реки, а ночью сидел на берегу. Заметили эту странность родители и стали его запирать дома. Но необъяснимая сила влекла его к реке, дома он чах и метался, как раненый зверь. Однажды не выдержал он, сломал запоры и бегом бросился к Болховке, чтобы войти в её ласковые воды. А она так соскучилась по нему, что решила больше не отпускать. Когда он нырнул, чтобы погладить ладонями золотой песок, тот вдруг расступился перед ним, а затем накрыл его сверху. "Не отпущу я тебя больше, ты навсегда будешь моим," - эти слова вошли в его сознание, и больше он ничего уже не услышал. Он тихо лежал на дне, присыпанный золотым песком и укрытый голубой толщей воды, как пуховым одеялом. Многие видели, как вошёл парень в воду, но никто не видел, как он выходил. "Река забрала его себе", - говорили люди. Приходила к реке мать парня, просила Болховку отдать тело сына. Тихая и спокойная река сердилась, вздымала такие волны, что люди диву давались. И стали парни Болховки бояться, и никто из них больше не подходил к реке. А бедная мать парня не уходила с берега, надеясь, что река вернёт ей тело сына. Но надежды её были тщетны.

Ребята, вам понравились легенды о происхождении названия нашего города и реки ?

Физкультминутка. «А часы идут, идут»

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Ребята, а вы знаете где у нас расположены главные часы нашего города ?

Они находятся на Спасо-Преображенском соборе, который мы с вами видели во время экскурсии! Часы видно из любой точки города , с какой бы стороны вы не смотрели!

Ребята, давайте с вами немного поиграем!

Основная часть.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе , воспитывать любовь к малой Родине.

Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.

Ход игры.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города . Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит : «Начали!» . Дети выбирают нужные части своей картинки.

(раздаются изображения собора и церквей города )

Пальчиковая игра «В нашем городе »

(самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строчку)

Собранье улиц, площадей, -5

Машин, автобусов, людей, -4

Многоэтажные дома -3

Стоят как книжные тома. - 2

Но всё же, любим город мы -1 (смена рук)

За то, что с лета до зимы – 1

Встречаем радостных друзей, - 2

А с ними можно и в музей, - 3

И в цирк пойти и на каток – 4

И погулять в любой денек! - 5

Ребята, а сейчас мы с вами будем рисовать наш город . Каждый из вас будет рисовать свой рисунок города и каждый из вас сам решит, что бы он хотел нарисовать (парк, красивые дома, речку и мост, памятник, свою любимою детскую площадку и т. д.)

А теперь приступаем к работе, но вначале подумайте, что бы вы хотели нарисовать (во время работы воспитатель дает устные указания детям, которые затрудняются в работе).

В конце занятия дети рассматривают получившиеся работы и делают вывод, что у каждого получился красивый рисунок «Мой город » .

Итог занятия .

Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали о нашем городе ?

Какие еще названия были у города ?

Что вам больше всего понравилось на занятии ?

Вы нарисовали рисунки нашего города , рисунки получились очень красивые, Давайте мы из ваших рисунков сделаем выставку в нашей группе !