Художник–изобретатель Эль Лисицкий. Лисицкий (эль лисицкий), лазарь маркович Лисицкий лазарь маркович картины

Эль Лисицкий (также Эл, псевдоним: инициал настоящего имени - Лазарь; 1890, станция Починок, ныне в Смоленской области, – 1941, Москва) — советский художник-конструктор, график, архитектор, мастер выставочного ансамбля.

Биография Эля Лисицкого

Рос в религиозной семье деда (по отцу), потомственного шапочника. Учась в Смоленском реальном училище (окончил в 1908 г.), увлекся рисованием и новейшим искусством.

Не принятый в Петербургскую академию художеств из-за нарушения им академических канонов в экзаменационном рисунке, Лисицкий уехал в 1909 г. в Дармштадт, где в 1914 г. с отличием окончил архитектурный факультет Высшей технической школы.

В 1912 г. посетил Париж, в 1913 г. пешком исходил Италию, что пробудило в нем тягу к примитивным формам архаичного, народного, и современного искусства, а также на всю жизнь привило культ профессионального мастерства.

В 1914 г. Лисицкий поселился в Москве, в 1915–16 гг. посещал эвакуированный туда Рижский политехнический институт (для получения русского диплома инженера-архитектора), занимался главным образом графикой, участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств (выставки в 1917 г. и 1918 г., Москва, в 1920 г., Киев) и в выставках объединения «Мир искусства» (1916 г. и 1917 г.). Лазарь Лисицкий был «художником больших социальных эмоций» (Харджиев Н.), высокого творческого накала, обладавший острым чувством современности.

Творчество Лисицкого

Творческий путь Л.Лисицкого (активная его деятельность протекала с 1917 по 1933 г.) не лишен сложных противоречий, незавершенных поисков, может быть даже парадоксальностей, но чрезвычайно сложна была и сама эпоха – время беспощадной борьбы классовых идей и идеологий в культуре и искусстве, когда совершалась решительная ломка отвергнутых историей общественных отношений.

Лазарь Лисицкий был «художником больших социальных эмоций» (Харджиев Н.), высокого творческого накала, обладавший острым чувством современности.

Природа таланта не позволяла Лисицкому заниматься отвлеченной, последовательно языковой абстракцией. Поэтому позднее он сблизится с производственниками и конструктивистами, в 1925 г. вступит в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА) и станет преподавать во Вхутемасе дисциплину «Проектирование мебели»; его дизайнерский дар проявится в оформлении советских павильонов на международных выставках («Пресса» в Кёльне, 1924; «Фильм и фото» в Штутгарте, 1929; выставка гигиены в Дрездене и выставка пушнины в Лейпциге, 1930).

Но это случится уже после того, как художник переживет свой самый деятельный период: будучи командирован в Берлин в 1921 г., до 1925-го он практически исполнял в Европе роль эмиссара нового советского искусства.

Пропагандируя советский авангард в стилевом единстве составляющих его концепций (супрематизм, конструктивизм, рационализм), Лисицкий встраивал его в западный контекст. Совместно с И. Г. Эренбур-гом он основал журнал «Вещь» (1922), с М. Штамом и Г. Шмидтом — журнал «АВС» (1925), с Г. Арпом издал книгу-монтаж «Кунстизм» (Цюрих, 1925), установил связи с журналом Ле Корбюзье «Эспри нуво» («Esprit nouveau»).

Он стал членом голландского архитектурного объединения «Стиль», участвовал в конкурсах и выставках. При этом продолжал много работать в рекламной и книжной графике (в Берлине в 1923 г. вышла, наверное, лучшая его книга — «Для голоса» В. В. Маяковского), в фотографии и плакате.

Работы художника

  • Композиция. Ок. 1920. Гуашь, чернила, карандаш
  • «Клином красным бей белых». Плакат. 1920. Цветная литография


  • Титульный лист альбома «Победа над солнцем». 1923
  • Четыре (арифметических) действия. 1928. Цветная литография
  • Иллюстрация к еврейской народной сказке «Козочка». 1919

Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (Эль Лисицкий) (10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне г. Починок Смоленской области РФ) - 30 декабря 1941, Москва) - советский художник и архитектор, выдающийся представитель русского и еврейского авангарда.

Биография

Лазарь Лисицкий родился 10 ноября 1890 года на станции Починок Смоленской губернии в семье ремесленника. Учился в реальном училище Смоленска, живя у своего деда. Летние каникулы проводил в Витебске, где в 1903 году начал заниматься в «Школе рисования и живописи» Иегуды Пэна . После окончания училища поступил на архитектурный факультет Высшей политехнической школы в Дармштадте (Германия), которое окончил в 1914 году. Затем, для получения российского диплома, ещё два года (1915-1916) проучился в Рижском политехническом институте, эвакуированном в Москву.

После получения образования Лазарь Лисицкий входил в кружок еврейской национальной эстетики «Шомир» , созданный в конце 1916 года. Активное участие в «Шомире» принимала витебская художница Полина Хентова , в которую Лисицкий был безответно влюблён.
Лисицкий принимал участие в выставках Еврейского общества поощрения художеств (выставки в 1917 г. и 1918 г., Москва, в 1920 г., Киев) и в выставках объединения «Мир искусства» (1916 г. и 1917 г.).
Летом 1918 года Лисицкий с Хентовой уезжают в Киев. Там они активно включаются в работу Художественной секции украинской Культур-Лиги , созданного в апреле еврейского объединения.

Витебский период

Л. Лисицкий в мастерской Народного худ. училища, 1920

В 1919 году Полина Хентова уезжает к родственникам в Витебск. Вслед за ней, в середине мая, приезжает Лисицкий.
19 мая объявлен конкурс на эскизы типовых декораций для народных театров. Среди премированных - эскиз занавеса работы Лисицкого.
В середине июля Лисицкий назначается руководителем организованных в Витебском Народном художественном училище мастерских графики, печатного дела и архитектуры .

16 июля объявлен набор учащихся в мастерские. В витебских «Известиях» напечатана об этом заметка.

Это (имеющееся в мастерских оборудование) дает возможность мастерским выполнить ряд задач, поставленных современной книгой, плакатом, лубком и всем прочим, что рождается от совместной работы художника и машины. Двери мастерских широко открыты для всех товарищей наборщиков, литографов,всех близких литографскому делу для совместной работы над установлением новых достижений при помощи одного только типографского материала.

9 августв в этой же газете сообщалось о выходе специального выпуска РОСТА .

Завтра витебское отделение «РОСТА» совместно с губагентством «Центропечати» выпускает специальный агитационный номер РОСТА (...) В номере будут помещены (...) карикатуры художника Лисицкого.

16 августа в витебском еженедельнике «Школа и революция » опубликована статья Лисицкого «Новая культура».

Во многом благодаря Лисицкому, увлекавшемуся супрематизмом, в ноябре 1919 года в Витебск приехал преподавать создатель супрематизма Казимир Малевич . Вместе с Малевичем, Лазарь Лисицкий участвовал в создании и работе авангардного художественного объединения УНОВИС . Лисицкий и Малевич декорировали здания города к праздникам в супрематическом стиле, создали торжественное убранство театра к второй годовщине витебского Комитета по борьбе с безработицей , устраивали выставки, философские диспуты. В Витебске Л. Лисицкий впервые использовал псевдоним Эль Лисицкий .

Летом 1921 года Лисицкий был вызван в Москву во ВХУТЕМАС вести курс истории архитектуры и монументальной живописи.
В 1920 году Полина Хентова через Киев выехала в Берлин. Лисицкий поехал за ней в Германию. В 1921-1925 годах жил в Германии и Швейцарии. В 1922 г. вместе с И. Г. Эренбургом основал журнал «Вещь», в 1925 г. совместнос М. Штамом и Г. Шмидтом - журнал «АВС», а также с Г. Арпом в Цюрихе издал книгу-монтаж «Кунстизм» . Вступил в голландскую группу «Стиль».

После возвращения в Москву занимался оформлением книг, журналов, плакатов. С 1926 года преподавал в ВХУТЕИНе , вступил в ИНХУК . Создал несколько архитектурных проектов.

Умер 30 декабря 1941 года в Москве. За несколько дней до смерти многотысячным тиражом был отпечатан его плакат «Давайте побольше танков... Всё для фронта! Всё для победы!».

Творчество

Ранние годы активной творческой деятельности Л. Лисицкого, в основном, были отданы оформлению книг на идише («Пражская легенда» М. Бродерзона, 1917; «Козочка», 1919; «Украинские народные сказки», 1922, и др.). Первоначально, национальная тема был главной для художника, заставляя стремиться к созданию нового еврейского искусства.

Клином красным бей белых (плакат). Витебск, 1920

Но революционные годы пробуждали в творцах того времени космополитизм, не стал исключением и Лазарь Маркович. Под влиянием Малевича Лисицкий погружался в мир супрематизма. Это выражалось в создании супрематических плакатов, оформлении книг («Супрематический сказ про два квадрата», 1922). Одной из самых известных работ Лисицкого стал плакат «Клином красным бей белых», отпечатанный в Витебске в 1920 году. В Витебскому периоду творчества относится также плакат «Победа над солнцем» .

В 1919-24 годах художник создавал пространственные композиции, которые он называл «проунами» (про ект у тверждения н ового). Проуны представляли собой визуальное изображение утопических архитектурных идей художника – это оторвавшиеся от земли, устремлённые к небу или находящиеся в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия конструкции.

Архитектурная деятельность Эля Лисицкого заключалась в создании проектов «горизонтальных небоскрёбов» (1923-25). В 1930-1932 гг. в Москве по проекту Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк». В 1930-х гг. Эль Лисицкий оформлял журнал «СССР на стройке», альбомы «15 лет СССР» и «15 лет РККА» .

Также, Эль Лисицкий увлекался фотографией и фотомонтажом. В 1924 году с помощью техники фотомонтажа он создал автопортрет.

Галерея

    Эль Лисицкий. Автопортрет. 1924

    «Помните, пролетарии связи, 1905 год» Эскиз-вариант плаката для праздничного оформления Витебска к 15-летию революции 1905 года.

    Л. Лисицкий. Трибуна Ленина (при разработке использован проект И. Чашника). 1920

    Лисицкий. Макет праздничного украшения улиц. 1921 Печати «Утверждено» и «Комитет по праздничному оформлению улиц и площадей г. Витебск»

    Макет праздничного украшения улиц. Витебск. 1921 год. Деталь

    Один из горизонтальных небоскрёбов (проект, фотомонтаж)

    Давайте побольше танков... Всё для фронта! Всё для победы! (плакат). Москва, 1941

Примечания

  1. Яков Брук. Из художественной жизни революционной Москвы. Кружок еврейской национальной эстетики «Шомир»
  2. Яков Брук. Яков Каган-Шабшай и Марк Шагал
  3. Клер Ле Фолль. Киевская Культур-лига и Витебская художественная школа
  4. Ракитин Василий. Илья Чашник. Художник нового времени / Науч. ред. Ирина Лебедева, Андрей Сарабьянов, Александра Смирнова. - М.: RA, Palace Editions, 2000. - С. 10. - 2000 экз. - ISBN 5-85164-077-4 .
  5. Высшие художественно-технические мастерские
  6. Он был в неё безумно влюблен, а она к нему совершенно равнодушна, может быть, только ценила как художника. Он из-за неё стрелялся, прострелил себе лёгкое и потом из-за этого болел всю жизнь. Об этом никто не знает, мне это рассказала жена Лисицкого Софья Кюпперс.
  7. мое внутреннее положение совершенно личного характера, ни с искусством, ни с моим отношением к чему-либо нас связующему не имевшее. Это меня на пару лет от очень многого оторвало1. Теперь я опять возвращаюсь в жизнь, если уж болезнь не подведет. 6 сентября 1924 года
  8. Знаменитые русские художники: Биографический словарь - СПб.: Азбука, 2000. - С. 154-156. - 400 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-7684-0518-6
  9. Высший художественно-технический институт
  10. Институт художественной культуры
  11. Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма - Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. - Мн.: БелСЭ, 1986. - 751 с. - 10 000 экз
  12. Повелительно-указующее движение уновисского предводителя своей преднамеренностью, постановочностью также переводило моментальный снимок в ранг исторического документа - правда, мягкое прикосновение Натальи Ивановой , доверчиво опиравшейся на руку Малевича, как-то укрощало авторитарную однозначность жеста. Поразительна и психологическая оркестровка группового портрета - гамма разнородных чувств рисовалась на лицах уновисцев, ехавших завоевывать Москву. Жестковдохновенный темноликий Малевич; воинственный, взъерошенный

Биография

Выдающийся советский художник. График, живописец, дизайнер, архитектор, теоретик искусства; представитель супрематизма, стоял у истоков конструктивизма. Один из лидеров авангардного движения в СССР.

Универсальность Лисицкого как художника и стремление его работать в нескольких областях искусства - это не просто особенность его дарования, а в значительной степени потребность той эпохи (такими были К. Малевич, В. Татлин, Л. Попова, А. Родченко, Г. Клуцис и др.), когда во взаимодействии различных видов искусства складывались черты современной эстетической культуры. Л. М. Лисицкий был одним из тех, кто стоял у истоков новой архитектуры и оказал своими теоретическими и творческими работами значительное влияние на формально-эстетические поиски советских архитекторов-новаторов, его многие архитектурные проекты в той или иной степени окружают нас в современной действительности.

Лазарь Маркович Лисицкий родился 10 ноября 1890 года на станции Починок Смоленской губернии в семье ремесленника. Учился в реальном училище Смоленска, живя у своего деда. Летние каникулы проводил в Витебске, где в 1903 году начал заниматься в «Школе рисования и живописи» И. Пэна. После окончания училища поступил на архитектурный факультет Высшей политехнической школы в Дармштадте (Германия), окончил его в 1914 году. Затем, для получения российского диплома, ещё два года (1915-1916) проучился в Рижском политехническом институте, эвакуированном в Москву.

Возвращение в Россию стало в какой-то мере «припадением к корням», он активно включаются в работу Художественной секции украинской «Культур-Лиги», созданного в апреле 1916 года еврейского объединения. Лисицкий оформляет несколько книг на еврейском языке («Пражская легенда» 1917, «Козочка» 1919, «Украинские народные сказки» 1922 и др.), соединяя в них традиции рукописных свитков с приемами «мироскуснической» графики.

Поначалу, он принимал участие в выставках объединения «Мир искусства» (1916-1917), Еврейского общества поощрения художеств в Москве (1917-1918), в Киеве (1920).

Книги, оформленные художником в 1917-1919 годах - необходимое звено для понимания логики творческого развития Лисицкого-художника: от книги к книге очевидно как Элиэзер Лисицкий, увлеченный изучением народных традиций и созданием нового еврейского искусства, превращается в Эль Лисицкого, исповедующего наднациональные принципы супрематизма и конструктивизма.

В 1919 году художник приезжает в Витебск, Марк Шагал предлагает ему руководство архитектурной мастерской Витебского Народного художественного училища. Преподавал в архитектурной мастерской (1919-1920).

Лисицкий сотрудничает с витебскими изданиями, создал иллюстрации для газет, декорации для спектакля «Женщина с моря» по пьесе Г. Ибсена.

В ноябре 1919 года в Витебск, приехал преподавать создатель супрематизма Казимир Малевич. В Витебске Малевич создает легендарное авангардистское художественное объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»), Лисицкий принимает в его работе самое активное участие. Манифест УНОВИСа был опубликован Казимиром Малевичем в витебском журнале «Искусство» (1921).

Малевич и Лисицкий участвовали в праздничных оформлениях Витебска, декорировали здания города в супрематическом стиле, оформили театр ко второй годовщине витебского Комитета по борьбе с безработицей, устраивали многочисленные выставки, философские диспуты. В Витебске Лазарь Лисицкий впервые использовал псевдоним Эль Лисицкий. Летом 1921 года художник был вызван в Москву во ВХУТЕМАС вести курс истории архитектуры и монументальной живописи.

Жил в Германии и Швейцарии (1921-1925). В 1922 году вместе с Ильёй Эренбургом основал журнал «Вещь», совместнос М. Штамом и Г. Шмидтом - журнал «АВС» (1925), с Г. Арпом в Цюрихе издал книгу-монтаж «Кунстизм». Вступил в голландскую группу «Стиль».

После возвращения в Москву занимался оформлением книг, журналов, плакатов. С 1926 года преподавал в ленинградском ВХУТЕИНе, вступил в ИНХУК. Создал несколько архитектурных проектов.

Революция, социальный перелом, кардинальные изменения в сознании людей, в 20-е годы пробуждали в творцах того времени космополитизм, не стал исключением и Эль Лисицкий. Под влиянием идей Малевича он погружался в мир супрематизма, вырабатывает свой узнаваемый стиль. Создаёт супрематические плакаты («Ленинская трибуна» 1920-1924), оформляет книги («Супрематический сказ про два квадрата», 1922). Одной из самых известных работ Лисицкого стал плакат «Клином красным бей белых», отпечатанный в Витебске в 1920 году.

В 1923 году художник выпустил книгу «Два голоса», он стала торжеством типографики - искусства оформления произведений печати средствами набора и верстки. Да и сам этот термин, столь популярный сейчас, обязан своим рождением Лазарю Лисицкому. В том же году, когда сборник «Для голоса» увидел свет, Лисицкий опубликовал заметки «Топография типографики», где были сформулированы восемь основных принципов нового искусства. В этих принципах Лазарь Лисицкий опередил время, художник как будто предвидел наступление компьютерной эры, в последних четырёх пунктах художник, точно описывает наше время: «5. Оформление книжного организма с помощью клише реализует новую оптику. Супернатуралистическая реальность совершенствует зрение. 6. Непрерывная последовательность страниц - биоскопическая книга. 7. Новая книга требует новых писателей. Чернильница и гусиные перья мертвы. 8. Напечатанный лист побеждает пространство и время. Напечатанный лист и бесконечность книги сами должны быть преодолены».

Оформление сборника «Для голоса» было воспринято профессионалами как откровение. Эта книга открыла художнику путь в международное Гутенберговское общество, основанное в 1900 году в Майнце, на родине изобретателя книгопечатания. В 1925 году Общество и Гутенберговский музей отмечали свой юбилей. К нему решили выпустить импозантное «Праздничное издание» книги художника.

Опираясь на достижения изобретателя супрематизма - Малевича, Э. Лисицкий создавал пространственные композиции, которые он называл «проунами» (1919-24). Проуны представляли собой аксонометрические изображения утопических архитектурных фантазий художника - это оторвавшиеся от земли, устремлённые к небу или находящиеся в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия конструкции. Фактически, - это трехмерные объемные супрематические модели и пространственные миры, с помощью которых автор совершил революцию в искусстве и архитектуре 20-х годов.

Развивая свою теорию, Эль Лисицкий в 1923 году для Большой художественной берлинской выставки создает «комнату проунов». Попав в нее, посетитель внезапно оказывался в самом проуне, пространство которого из плоскости переходило в объем. Экспозиция взаимодействовала со зрителем, ширмы делили зал на различные пространства, цвет павильона менялся - и даже стены двигались! Все эти находки художника использовались затем на многих других выставках и экспозициях, в том числе и сейчас.

Эль Лисицкий одним из первых понял значение художественных формальных поисков левых живописцев для развития современной архитектуры. Работая на стыке архитектуры и изобразительного искусства, он много сделал для того, чтобы перенести в новую архитектуру те эстетические находки, которые помогали формированию её современного авангардистского облика.

Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась в создании проектов «горизонтальных небоскрёбов» (1923-25). Одним из самых дальновидных и эфектных был проект горизонтального небоскреба в Москве у Никитских ворот. И хотя этот проект не был реализован тогда, современные архитекторы в наше время - время новых материалов и технологий, - возвращаются к нему неоднократно. В 1930-1932 годах в Москве по проекту Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк».

Л. М. Лисицкий принимает активное участие в архитектурных конкурсах: Дом текстилей в Москве (1925), жилые комплексы в Иваново-Вознесенске (1926), Дом промышленности в Москве (1930), комбинат «Правды». Он проектирует водную станцию и стадион в Москве (1925), сельский клуб (1934), принимает активное участие в планировке и оформлении Парка культуры и отдыха им. Горького в Москве (В 1929 году Лисицкий стал его главным архитектором).

Л. Лисицкий увлекался фотографией, использовал приёмы фотомонтажа в плакатах, журналах и книгах. В 1924 году с помощью техники фотомонтажа он создал автопортрет.

В 1930-х годах Эль Лисицкий был одним из главных создателей своеобразного лица журнала «СССР на стройке», и многие номера этого издания были сделаны полностью по его макету, например февральский номер 1933 года, посвященный Красной Армии. В это же время художник оформлял альбомы «15 лет СССР» и «15 лет РККА».

Тесно связана с разработкой современного дизайна интерьера и работа Лисицкого в области оформления выставок, в которую он внес целый ряд принципиальных нововведений: оформление для Советского павильона на выставке декоративного искусства в Париже (1925), Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927), Советские павильоны на международной выставке прессы в Кёльне (1928), на международной выставке пушнины в Лейпциге (1930) и на международной выставке «Гигиена» в Дрездене (1930). Э. Лисицкий создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм.

Художник создал проект организации пространства для неосуществленной постановки театра В. Э. Мейерхольда по пьесе С. М. Третьякова «Хочу ребенка» (1929-1930).

Лазарь Лисицкий стоял у истоков складной и трансформирующейся мебели, которую мы видим и по сей день. В 1930 году его проект советской экономичной квартиры произвел фурор на выставке. Хозяин такой квартиры мог сам по своему разумению определять и менять функциональные свойства квартиры. Менять спальню на столовую и кабинет - на детскую. Там же было представлено разборное кресло, ставшее классикой авангардисткой мебели.

Судьба Лисицкого-теоретика сложилась так, что большая часть его работ была опубликована за рубежом на немецком языке в 1920-е годы в статьях в журналах «АБЦ», «Мерц», «Г» и других. В изданной в 1930 году в Вене книге «Россия. Реконструкция архитектуры в Советском Союзе» или остались в свое время не опубликованными. Некоторые теоретические труды были опубликованы значительно позже, например - в 1967 году в вышедшей в Дрездене книге «Эль Лисицкий».

Художник умер в 1941 году от туберкулеза в своем доме в Сходне. За несколько дней до смерти многотысячным тиражом был отпечатан его плакат, один из лучших военного времени - «Давайте больше танков... Всё для фронта! Всё для победы!».

Несмотря на то, что Лазарь Лисицкий довольно активно выставлялся в СССР и заграницей, персональная выставка художника в России состоялась лишь в 1960 году в Музее Маяковского. Ее подготовили Николай Харджиев и Ефим Динерштейн. По материалам, собранным для этой выставки, Н. И. Харджиев написал две статьи. Следующие выставки состоялись в 1990-1991 годах и были приурочены к 100-летию со дня рождения выдающегося художника.

Эль Лисицкий не «мертвый классик», а живая фигура, источник идей и новых подходов к современной архитектуре. На многих самых известных архитекторов современности он оказал неоспоримое влияние, без его идей и творчества не было бы таких известнейших архитекторов как Заха Хадид, Рэм Колхас и многих других.

Живописные и графические работы, печатные издания и плакаты Л. М. Лисицкого хранятся в крупнейших музейных российских собраниях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Государственный Эрмитаж, Российская государственная библиотека, Театральный музей им. А. Бахрушина, РГАЛИ, Томский областной художественный музей, Новосибирский государственный краеведческий музей; в крупнейших музеях мира: Музей Ван Аббе в Нидерландах, музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Центр Жоржа Помпиду в Париже, МОМА, галерея Тейт в Лондоне и других.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лисицкий в равной степени может рассматриваться как художник советского авангарда 1920-х, один из основателей еврейского модернизма в 1916–1919 и классический представитель интернационального европейского авангарда 1920-х.

Учился в 1-м городском училище в Смоленске. В 1909 после безуспешной попытки поступить в Петербургскую АХ уезжает в Германию, где учится на архитектурном факультете в Высшем политехническом институте в Дармштадте (1909–1914), одном из ведущих центров немецкого модерна. Во время летних каникул приезжает в Смоленск и Витебск, где жили его родители, знакомится с Ю.М.Пэном.

Л.М.Лисицкий. Проун №4. 1923. 60,1×43,5. ГТГ


Л.М.Лисицкий. Проун №2. 1923. 60,4×44. ГТГ

Л.М.Лисицкий. Забияка. Лист из папки «Фигуры из оперы А.Е.Кручёных “Победа над солнцем”». 1920–1921. Бумага, гуашь, тушь, графитный и цветные карандаши. 49,4×37,9. ГТГ

Л.М.Лисицкий. Обложка брошюры «Комитет по борьбес безработицей». Витебск. 1919. Цветная литография

В 1911 посещает одну из старейших синагог в Европе в Вормсе. В 1912 в Париже встречается с О.А.Цадкиным. Впервые показывает свои работы на выставке художественно-артистической ассоциации в Петербурге. В 1913 странствует по Италии. Заканчивает институт в 1914 и в связи с началом Первой мировой войны через Швейцарию, Италию и Балканы уезжает в Россию.

Поскольку для работы в России требовался диплом русского института, поступает в 1915 на архитектурный факультет Рижского политехнического института, который в эти годы был эвакуирован в Москву. Работает как ассистент в архитектурном бюро Б.М.Великовского и у Р.И.Клейна, помогая в архитектурном оформлении Музея изящных искусств в Москве.

Лисицкий стремительно входит в художественную жизнь: участвует в самых разных выставках и мероприятиях, таких как создание Кружка еврейской национальной эстетики; он – один из активистов Еврейского общества поощрения художников, секретарь оргкомитета выставки картин и скульптур художников-евреев в Москве в марте–апреле 1917 в Галерее Лемерсье. Его приглашают показать свои работы на выставке общества художников «Бубновый валет», где он впервые соседствует с К.С.Малевичем, на выставках «Мир искусства» в 1916 (Москва) и в 1917 (Петроград, Москва).

Но, пожалуй, главное в это время – книги – совершенно новое явление в еврейской графике этих лет, для оформления которых Лисицкий виртуозно использует традиции еврейского лубка, старинной миниатюры, каллиграфию. Весной 1917 библиофилы с восторгом встречают выход «Пражской легенды» («Сихат Хулин») М.М.Бродерзона, двадцать из ста десяти экземпляров художник собственноручно раскрасил и уложил как старые свитки-ленты в деревянные футляры. За «Пражской легендой» последовали «Козочка» («Хад Гадья») Моше Кульбака (1919) и «Озорной мальчишка» («Ингл-Цингл-Хват») Мани Лейба (1919). В 1916 он оформляет в духе кубофутуризма «Солнце на излёте» К.А.Большакова. Кроме книг, Лисицкий иллюстрирует разные периодические издания.

Особая глава в биографии художника – поездка по синагогам Западного края (делает зарисовки с росписей Могилёвской синагоги). В феврале 1919 с И.Б.Рыбаком в Пуще-Водице под Киевом Лисицкий обсуждает предстоящую первую выставку Культур-Лиги. Казалось, что его художественная программа предопределена на годы. Но в мае 1919 он получает приглашение от М.З.Шагала приехать в Витебск и вести занятия в художественной школе. Шагал надеется, что Лисицкий продолжит в стенах ВНХУ разрабатывать основы еврейского модернизма. Но Лисицкого интересуют уже другие проблемы. В руководимой им мастерской архитектуры начинают работать в плане супрематизма. Лисицкий с И.Г.Чашником в Москве уговаривает приехать в Витебск Малевича. 8 ноября на 1-й государственной выставке картин московских и местных художников витебчане впервые увидели супрематическую картину Малевича.

В эти месяцы Лисицкий активно работает над абстрактными композициями, которые вскоре назовёт проунами. Обложка брошюры «Комитет по борьбе с безработицей» воспроизводит один из первых проунов мастера. В декабре Лисицкий с Малевичем и учениками делают занавес в городском театре, оформляют трибуну и три здания. В 1920 в январе Лисицкий и Малевич создают группу «Посновис» («Последователи нового искусства»), которая с 14 февраля станет Уновисом. Вместе с тем Лисицкий не разрывает связей с Культур-Лигой. В феврале–марте показывает в Киеве еврейскую графику 1917–1919, становится одним из организаторов многосторонней работы Уновиса. Под влиянием Лисицкого в Уновисе возникает серьёзный интерес к архитектурным проектам (Н.М.Суетин, Чашник, Л.М.Хидекель). Один из самых необычных проектов этого периода – литографский плакат «Клином красным бей белых» (1920).

Лисицкий сделал обложку и макет альманаха «Уновис №1» (1920). Именно в это время он избирает для своих работ псевдоним «Эль». В июне 1920 проуны экспонируются в Москве на выставке к Первой всероссийской конференции учащих и учащихся. Летом с Малевичем совершает поездку в Оренбург, где они в встречаются с И.А.Кудряшовым.

В 1921 продолжается работа над литографиями «Проуны». Лисицкий заканчивает первую папку из одиннадцати литографий (пятьдесят экземпляров). Весной 1921 читает лекцию «Архитектура и монументальная живопись» во Вхутемасе, проуны показываются на однодневной выставке Уновиса в Витебске (28 марта), в июне – на выставке к III Конгрессу Коминтерна в гостинице «Континенталь» в Москве.

23 сентября Лисицкий делает доклад «Проуны» в Инхуке, а в декабре показывает их на второй выставке Уновиса в Инхуке. В 1922 «Проуны» включены в экспозицию Первой русской художественной выставки в галерее Ван-Димен в Берлине (в 1923 – в СМА).

В 1922 Лисицкий – в Берлине. Вместе с И.Г.Эренбургом редактирует журнал «Вещь». Выходит задуманный ещё в Витебске «Супрематический сказ про два квадрата». Оформляет различные издания в немецких и русскоязычных издательствах. Поддерживает попытки создания интернационального стиля 1920-х. Участвует в Интернациональном конгрессе художников-авангардистов в Дюссельдорфе. 13 сентября в Веймаре участвует в Конгрессе конструктивистов и дадаистов.

В 1923 встречается в Берлине с В.В.Маяковским и оформляет его сборник «Для голоса». Это издание станет классическим образцом современной полиграфии. В Ганновере выходит вторая папка литографий проунов – «1-я Кестнермаппе». По эскизам 1920–1921 издана папка «фигурин» «Победа над Солнцем».

На Большой берлинской художественной выставке экспонируется «Пространство проунов», возможно, первая инсталляция в искусстве ХХ века.

В феврале 1924 из-за болезни (туберкулёз лёгких) вынужден был уехать в Швейцарию. Несмотря на болезнь, продолжает активно работать – пишет статьи, с Хансом Арпом подготавливает антологию современного искусства «Кунстизмы» (1925). Делает одну из наиболее оригинальных фоторабот «Автопортрет. Конструктор» (1924). Начинает разрабатывать идею горизонтального небоскрёба для Москвы. Поддерживает контакты с АСНОВА.

13 июня 1925 приплывает на пароходе в Ленинград, где встречается с Малевичем, Суетиным, Чашником.

На Западе работы Лисицкого показываются на многих выставках в разных странах. В 1926 в Галерее Гольц в Мюнхене проходит выставка «Лисицкий – Мондриан – Ман Рей». В 1926 – экспонент выставки «4 искусства» в Москве (с 31 октября), где показывает «Трибуну для площади» (1920), проект Кабинета абстрактного искусства для музея в Ганновере и фотопортрет Ханса Арпа.

В январе 1927 в СССР приезжает С.Х.Кюпперс, с которой Лисицкий вступает в брак. Оформляет поэму Маяковского «Хорошо». Один из организаторов Всесоюзной полиграфической выставки, где предлагает новые принципы выставочного пространства. Эта работа имела большой резонанс. Преподаёт во Вхутемасе. В 1928 руководит оформлением советского павильона на Международной выставке «Пресса» в Кёльне.

Продолжает оформлять книги (И.Л.Сельвинский. «Записки поэта». М., 1928) и выставки («Фильм и фото». Штутгарт. 1929; в работе приняла участие Кюпперс-Лисицкая). Во время недолгого пребывания в Австрии делает проект книжки-фильма «Четыре арифметических действия» (1928).

В Москве вступает в группу «Октябрь». В.Э.Мейерхольд предлагает Лисицкому оформить спектакль по пьесе С.М.Третьякова «Хочу ребёнка». Один из необычных проектов – плакат русской выставки в Цюрихе в Музее прикладного искусства (1929). Во Вхутемасе со студентами работает над проектами мебели и интерьера.

В начале 1930-х продолжает работать над оформлением различных выставок (Интернациональная выставка гигиены. 1930. Дрезден). В 1930-е делает фотоальбомы и оформляет ряд номеров журнала «СССР на стройке».

Работы Лисицкого хранятся во многих музеях мира и России – в ГТГ, ГРМ, РГАЛИ, МоМА, Музее Гуггенхайма и других.

Литература:
  • El Lissitzky. Maler, Architect, Typograf, Fotograf. Errinerungen, Briefe, Schriften. Übergeben von Sophie Lissitzky-Küppers. Dresden, 1967;
  • El Lissitzky. Köln, Galerie Gmurzynska, 1976;
  • El Lissitzky. Proun und Wolkenbügel. Schriften, Briefe, Documente. Sophie Lissitzky-Küppers und Jen Lissitzky (Hg.). Dresden, 1977;
  • Kai-Uwe Hernken. El Lissitzky. Revolution und Avantgarde. Köln, 1990;
  • El Lissitzky. Jenseits der Abstraktion. Ausst-Kat. Hg. M.Tupytsin. Hannover, 1999;
  • Лазарь Маркович Лисицкий. 1890–1941. Выставка к столетию со дня рождения. М.-Эйндховен, 1990. [Каталог] Эйндховен, 1990;
  • Эль Лисицкий. 1890–1941. К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи. Москва. 1991. [Каталог] М., 1991.;

ЛИСИЦКИЙ, ЛАЗАРЬ МАРКОВИЧ (1890–1941), также Эль Лисицкий, русский художник, архитектор и теоретик искусства. Родился в селе Починок (Смоленская губерния) 10 (22) ноября 1890 в семье ремесленника-предпринимателя. Первым его наставником в искусстве был витебский живописец Ю.М.Пэн. Окончив реальное училище в Смоленске (1909), поступил в Высшую политехническую школу в Дармштадте, окончив ее в 1914 с дипломом инженера-архитектора. Вернувшись в Россию после начала Первой мировой войны, в 1915–1916 работал в архитектурном бюро Б.М.Великовского и Р.И.Клейна в Москве. Примыкал к движению «еврейского ренессанса», участвуя в деятельности «Кружка еврейской национальной эстетики» в Москве и «Культурлиги» в Киеве (1917–1919). Соединяя историзм в духе «Мира искусства» и элементы кубофутуризма с орнаментальными традициями средневековых свитков Торы, Лисицкий иллюстрировал сказки и легенды (Пражская легенда М.Бродерзона, Козочка и др.), издаваемые «Культурлигой» на идише.

В 1919 переехал в Витебск, где руководил архитектурной мастерской и мастерской печатной графики в Народном художественном училище, возглавляемом Шагалом. С приездом в Витебск К.С.Малевича (в том же году) стал страстным приверженцем супрематизма. В 1920 принял артистическое имя «Эль Лисицкий». В супрематическом стиле создавал дизайн городских праздников, агитационные плакаты (Клином красным бей белых , 1919); его знаменитая серия Сказ про 2 квадрата (1920; издана в виде книжки в Берлине в 1922) символически изображает мировое обновление, вестниками которого выступают черный и красный квадраты, прилетевшие из космоса. В те же годы нарисовал большой цикл живописных и графических «проунов», абстрактных проектов, которые являлись, по мысли автора, «пересадочными станциями от живописи к архитектуре» (впервые изданы в Москве в 1921). Кульминацией витебских экспериментов Лисицкого явились «фигурины» для новой постановки Победы над солнцем , футуристической оперы А.Е.Крученых и М.В.Матюшина (опубликованы в Берлине в 1923), задуманной им как спектакль с электромеханическими марионетками.

В период его жизни в Германии и Швейцарии (1921–1925) идеи Лисицкого получили большой международный резонанс. Лисицкий установил творческие контакты с берлинскими дадаистами, деятелями Баухауза и голландской группы «Де Стейл», издавал вместе с И.Г.Эренбургом журнал «Вещь» (1923). В книге Маяковский. Для голоса (1923) мастер реализовал принципы нового визуально-пространственного, решенного в основном чисто типографскими средствами книжного дизайна. Вернувшись в Москву (1925), преподавал во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские), оформил для В.Э.Мейерхольда пьесу С.М.Третьякова Хочу ребенка (1930), разработал ряд новаторских архитектурных проектов; обобщил свои теории о жизненно-преобразующем смысле современного зодчества в книге Россия. Архитектура для мировой революции , вышедшей в Берлине на немецком языке (1930).

Жесткий объективизм в отношении к советской социальной утопии (при всей его искренней увлеченности последней) проступил в лучших из спроектированных Лисицким выставочных комплексов (советский павильон на международной выставке «Пресса» в Кёльне, 1928; и др.); «новый мир» выглядит здесь как царство людей-манекенов, своего рода механических «фигурин», воспринятых остраненно-иронически. Зажимаемое в тиски все более строгой цензуры, творчество Лисицкого теряет в 1930-е годы свою прежнюю философско-ироническую экспрессию, хотя мастер и удерживает важные позиции в официальной художественной жизни (в 1932–1940 он был одним из ведущих оформителей журнала «СССР на стройке», а с 1935 – главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки).