Художник бакшеев. В.Н

Бакшеев Василий Николаевич - советский живописец, народный художник СССР (1956), действительный член Академии Художеств СССР (1947). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1877 по 1888год у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова и др. С 1896 член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1922

Года член АХРР. Начал с позднепередвижнических жанровых картин ("Житейская проза", 1892-93, Третьяковская галерея). С начала 1900-х годов Бакшеев обратился к пейзажу "Первая зелень", 1900, "Осень. Прощальные лучи" 1915 год - в Русском музее, Ленинград. В советское время продолжал традиции русского пленэрного лирического пейзажа ("Дорога в лес", 1935, "Пасмурное утро", 1945, - оба в Третьяковской галерее). Василий Николаевич преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894-1918), Московском областном художественном училище памяти 1905 (1940-1958). Награжден Государственной премией СССР в 1943. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер 28 сентября 1958 года и похоронен в Москве

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ Василий Николаевич Бакшеев (1862 – 1957)

Картины Василия Николаевича Бакшеева (1862 - 1957 гг.) привлекают к себе своей особой ясной тишиной, светлым взглядом на мир, душевной чистотой. Ровесник и соученик Левитана, проживший долгую и счастливую творческую жизнь, он обращался к бытовому и портретному жанрам, но предпочтение отдавал пейзажу, воссоздавая сложные и трепетные краски природы.

Художник пейзажист и жанрист. Родился в 1862 г. в Москве. Учился с 1878 по 1888 гг.

Бакшеев прекрасный мастер письма на открытом воздухе. Палитра его сдержанна, но это не мешает ему передавать тончайшие, неповторимые оттенки и переходы тонов. Пейзажи Бакшеева привлекают своей особой тишиной, духовной чистотой.

Русский художник Василий Бакшеев писал пейзажи и картины бытового жанра. Он учился в Московском училище живописи у самых знаменитых мастеров пейзажа второй половины XIX века - Алексея Саврасова, автора картины «Грачи прилетели», и Василия Поленова - «Московский дворик». И научился у них не только искусству живописи, но любви к русской природе.

Из всех времён года Бакшеев больше всего любил весну и изображал в своих пейзажах самые лучшие, самые светлые моменты пробуждения природы после зимнего сна. Вот картина «Голубая весна». Понятно, почему художник дал ей такое название - голубой цвет играет здесь главную роль. Яркое небо постепенно светлеет вдалеке, а белоснежные стволы берёз как будто растворяются в туманной дымке и кажутся нежно-розовыми. Снег уже растаял, земля подсохла. Тропинка между деревьев уходит вдаль. Она начинается прямо от края картины, художник будто приглашает нас прогуляться по весеннему приветливому лесу, подышать чистым воздухом.

Такой же приём с дорогой, уводящей внутрь пейзажа, Бакшеев использует и в другой картине - «В начале весны». Здесь ещё больше красок и оттенков: на почве перемешаны коричневый, зелёный, жёлтый, синий, бежевый цвета. На первом плане красуется тёмно-зелёная разлапистая ель, а ветви берёз переливаются оттенками розового и сиреневого. Вдалеке, если присмотреться, можно увидеть деревню, к которой ведёт дорога.

Летние пейзажи у Бакшеева тоже есть. Например, картина «Жатва». Это одновременно и пейзаж, и бытовой жанр. Сейчас урожай зерна собирают машины, а в конце XIX века, когда была написана картина, это делали крестьяне вручную, срезая колосья специальными большими полукруглыми ножами - серпами.

Бытовые картины Бакшеева рассказывают про самую обычную жизнь. Вот закончили серьёзный разговор отец и его взрослая дочь - картина «Житейская ссора», в которой можно рассмотреть интерьер городской квартиры конца XIX века - самовар, лампу под зелёным абажуром, вышитые скатерти. Вот семья собралась за обедом, и девочка угощает собачку, примостившуюся под столом. Бакшеев - хороший рассказчик, и, глядя на его картины, можно живо представить, какой была жизнь сто лет назад.


Голубая весна

Драматичность и тонкий психологизм жанровых сцен, лирические пейзажи в мягких ненавязчивых тонах - все эти милые сердцу особенности реалистической традиции в русской живописи ярко воплотились в творчестве художника Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958). Живописи Василия Бакшеева присуще качество, которое очень дорого воспитанному в духе русской культуры человеку, это качество - душевность, задушевность. Понятие душевности настолько близко и понятно русскому человеку, что не стоит пытаться объяснять его словами. И всё же скажу, что для меня душевность - это участие, глубокое и в то же время ненавязчивое, непосредственное и искреннее сопереживание человеку, природе, родной земле...

Русский художник Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958)


Иней


За обедом. Неудачники



За советом


Московский дворик


Старая уходящая и новая Москва


Возвращение домой


Житейская проза


Весной (На крыльце)


...


Встреча зари после выпускного бала


Великий четверг


На окраине города Касимова


Летний вечер


Последний наряд

Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958) родился в Москве.
Поступил на отделение архитектуры МУЖВЗ, но затем перевёлся на живописное отделение.
Учителями Бакшеева были Владимир Маковский и Саврасов.
В 1888 году за картину «Возвращение с богомолья» получил звание классного художника.
В 1889 году был избран членом Передвижных выставок и преподавателем Училища живописи, где проработал более двадцати лет.
В 1913 году получил звание академика живописи.
Входил в «Товарищество передвижников», был одним из организаторов «Союза русских художников».
После Октябрьской революции принимал участие в организации московских районных музеев.
Около сорока лет жизни провел в деревне Зайцево нынешнего Одинцовского района Московской области.
В Зайцево он приехал студентом. Там находилось имение его друга Лосева. Сестра Лосева, красивая пятнадцатилетняя Анна, произвела впечатление на молодого художника, и он написал её портрет: «Девушка, кормящая голубей».

Эту работу Бакшеев выставил на ученической выставке. Выставку посетил Третьяков, ему понравилась картина, и он приобрёл её для своей коллекции. В 1892 году Бакшеев женился на Анне.
В начале своего творчества работал как художник-жанрист.
В 1922 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
С 1932 года член творческого объединения «Искусство - социалистическому строительству».
В последующие годы в основном писал пейзажи.

Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958)

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе «Союза русских художников» («союзников»).

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. Жил в Москве. Был членом «Товарищества передвижников», а также одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников» (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах - идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892-1893, там же). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930; Весенний день, 1940; обе работы - в Третьяковской галерее). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М.И.Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников».

Лауреат Сталинской премии 1943. Много работал как педагог: с 1894 преподавал в МУЖВЗ и других училищах.

Картины художника

В начале весны


Голубая весна


Житейская проза.


За обедом. Неудачники


В.Н. Бакшеев (1862-1958 гг.) прожил долгую жизнь труженика. В.Н. Бакшеев стал художником в конце 80-х годов XIX века. Свои интересы и устремления Василий Николаевич Бакшеев связал с деятельностью

В.Н. Бакшеев «Пионы» 1957 г.

Его товарищами по учебе и художественной деятельности были такие живописцы, как , И.И. С.В. Иванов. Уже в начале творческого пути В.Н. Бакшеев работал над пейзажами, но известность ему принесли .

В.Н. Бакшеев «Житейская проза» 1892-1893 гг.

Эти картины отличают психологическая точность характеров, взаимоотношений, верность обстановки. Художник раскрывает драматическое содержание «будней жизни» мещанской среды, сочувственно рассказывает о тяжелой доле тружеников.

В.Н. Бакшеев «Дорога в лесу» 1925 г.

После революции В.Н. Бакшеев с его демократизмом и реалистическим строем живописи естественно стал активным участником Ассоциации художников революционной России, создал ряд картин, изображающих новую жизнь.

В.Н. Бакшеев «Колхозница» 1955 г.

Постепенно главным жанром в творчестве В.Н. Бакшеева стал , в котором он достиг замечательных успехов, продолжая традицию, идущую от , И. Левитана, М. Нестерова.

В.Н. Бакшеев «На террасе» 1892 г.

Наиболее известны произведения В.Н. Бакшеева: «Девушка, кормящая голубей» (1887 г.), «Житейская проза» (1892-1893 гг.), «Первое мая в Петрограде в 1917 году» (1927 г.), «Дорога в лесу» (1925 г.), «Последний снег» (1936 г.).

В.Н. Бакшеев «Голубая весна» 1930 г.

«Голубая весна» — один из лучших пейзажей В.Н. Бакшеева. Он пишет свое любимое время года – раннюю весну. К этой теме обращались многие художники, включая и Левитана, однако Бакшеев сумел по-своему раскрыть красоту весеннего пейзажа.

Художник описывал свои впечатления, вдохновившие его на создание этой картины, как впечатления от земли, освободившейся от снега и почти сухой. Душистый воздух наполняет всё; пахнет прелым листом, кое-где пробивается первая травка; вдоль дороги, где шел художник, цветут ивы, источая приторный запах меда. Слышно птичье пение. На голубом фоне неба вырисовываются ажурные, с нераспустившимися почками ветви берез желтовато-розового цвета; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Весь наполняет теплый весенний свет. Художник написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна».

В этой картине одной из главных живописных задач для художника была передача яркого солнечного освещения. Мы ощущаем, как солнце слепит своим блеском, вспыхивает и мерцает. Свет пронизывает весь , появляется какая-то размытость очертаний стволов, теней – всех форм. Бакшеев – мастер пленэра. Его колористическая гамма предельно точна и удивительно сложна. Оттенки цвета трудно определить словами (розоватые, лиловые, нежно-зеленые, желтоватые, серебристо-серые), но торжествует надо всем яркая бирюза весеннего неба. «Голубая весна» В.Н. Бакшеева – это поистине «весна света».