Харьковской фабрика сотбис. Аукцион Сотбис — «книжное» начало

Приобретать что-либо на торгах знаменитой аукционной фирмы Сотбис (Sotheby"s) считается и признаком особой респектабельности, и гарантией серьезных капиталовложений. Ежегодный оборот Сотбис превышает миллиард долларов, в числе ее клиентов - вся мировая элита.

Сегодня торговать произведениями искусства прибыльно, престижно, перспективно, и вся блестящая история Сотбис - урок, как правильно вести дела. Ограничений на вывоз художественных шедевров из Великобритании не существует, в отличие от других стран. Поэтому уникальные произведения искусства с легкостью переходят в национальные и частные коллекции Европы и Америки. Эффектные спектакли на миллионы долларов разыгрываются или в Лондоне на элегантной Нью-Бонд, или в Нью-Йорке на респектабельной авеню Йорк. Совместно с аукционным домом Christie"s занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.

История

А начиналось все в Лондоне больше 200 лет назад. Датой рождения знаменитого дома считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли. Тогда приобретение книг было в большой моде у коллекционеров и состоятельных людей. Охотно покупались целые библиотеки, часто после смерти ее обладателя. На этих аукционах Бейкер довольно быстро нажил капитал. В 1767 г. партнером Бейкера стал Джордж Ли, человек с репутацией блестящего аукциониста. Затем в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера в 1778 году наследство было поделено между этими компаньонами, а фирма стала именоваться Сотбис. К этом у времени она уже взялась и за торговлю гравюрами, монетами и другим антиквариатом.

В 1917 году фирма переехала с улицы Веллингтон на Нью-Бонд 34/35, в самый центр Лондона, где находится и по сей день. У входа в новую резиденцию фирмы была установлена черная базальтовая фигура египетской богини Сехмет, сейчас это символ Сотбис. До сих пор в этих зданиях размещаются великолепные аукционные залы для больших и малых продаж произведений искусства и редкостей.

Самая яркая страница истории знаменитого дома связана с именем директора Питера Уилсона. Опередить могущественных конкурентов (в том числе СHRISTIE"S) ему помогла огромная энергия и коммерческое чутье: он раньше других оценил перспективу возможностей зарубежного арт-рынка. Другим его достижением стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые ему удалось их картины в дорогостоящие лоты. Следующий шаг на пути к триумфу: создание в 1955 году отделения в Нью-Йорке.Затем филиалы открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции.

Самые успешные продажи

В 1980 году в Нью-Йорке аукционная цена известной картины английского художника Тернера превзошла все предшествующие и ушла за 6,4 миллиона долларов. В 1985 году за «Пейзаж с восходящим солнцем» Ван Гога было получено 9,9 миллиона долларов. В Цюрихе в 1969 году прошел первый европейский ювелирный аукцион швейцарского филиала Сотбис, а в 1976 впервые за отдельный драгоценный камень -знаменитый Розовый бриллиант - было получено 1 090 000 долларов. Одним из последних ювелирных «хитов» в Женеве стали изделия русской фирмы Фаберже. Изумительное яйцо «Яблоневый цвет» на торгах Сотбис в 1996 году ушло за 1 433 500 швейцарских франков.

Среди «гвоздей» сезона 1990 года известны коллекция Греты Гарбо - 20 900 000 долларов, пейзаж Констебля «Плотина» - 10 780 000 фунтов, рукописный Бестиарий герцога Нортумберлендского (энциклопедия животного мира XIII века) - 2 970 000 фунтов.

Русское отделение

Создание Русского отделения стало еще одной значимой вехой в развитии знаменитого дома. Сегодня Сотбис занимает ведущую позицию на мировом рынке. Это значит - регулярные, два раза в год (июнь, декабрь, в этом году декабрьские торги перенесены на октябрь) аукционы в Лондоне и периодические в других филиалах, а также значительно опережающее конкурирующие фирмы число лотов. Торговля старым русским искусством считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1% от общего оборота фирмы.

Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке появился к середине 70-х годов, но регулярные торги, признавшие и художественную, и коммерческую ценность работ русских живописцев, начались с 1984 году. В 1988 году Сотбис провела свой первый аукцион в Москве, который до сих пор считается сенсационным, потому что показал рекордные цены и на современное искусство. Однако пиком коммерческого интереса стал 1989 год. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом. Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Пример тому - полмиллиона фунтов стерлингов - за работы Л. Поповой или 800 000 долларов - за пейзаж А. Экстер. Тогда же сенсационно, десятикратно, выросли цены и на полотна русских реалистов XIX века и живописцев «Мира искусства».

Сейчас число покупателей из России значительно выросло: в игру вступили частные лица, коммерческие галереи, банки, которые в основном покупают живопись XIX века. Среди громких продаж последнего периода (1995 года) можно назвать «Портрет Авроры Демидовой» кисти К. Брюллова, за которой пыталась бороться и Третьяковская галерея. Эффектный спектакль з акончился в пользу Галины Вишневской. При стартовой цене 60 000 фунтов стерлингов шедевр достался известной обладательнице коллекции русского искусства за 189 500 долларов.

Сегодняшний день

Сейчас ежегодно аукционный дом продает по всему миру около 250 тысяч произведений искусства. Не оставляет фирма традиционного букинистического направления, продает ювелирные изделия. Кроме того, «Сотбис» занимается продажей земельной и недвижимой собственности. Оборот аукционного дома составляет 135 млн. фунтов ежегодно.

Кстати, Галина Вишневская стала участницей и одного из последних скандалов, разразившихся на Сотбис. Коллекцию «Ростроповича-Вишневской»: произведения искусства 18-20 веков, посуду, фарфор, серебро, мебель (все 450 лотов) еще до начала торгов приобрел известный российский бизнесмен Алишер Усманов за 36 млн. фунтов стерлингов. В Гонконге в сентябре этого года был продан за рекордную сумму перстень с ярко-голубым ограненным алмазом весом шесть каратов, он ушел с молотка за 8 миллионов долларов.

Новости

14 ноября аукционный дом Сотбис в Женеве (Швейцария) будет продавать один из самых больших в мире бриллиантов . За камень весом 84,37 карата организаторы аукциона планируют выручить $12-16 млн. Победитель аукциона получит право назвать бесцветный кристально чистый и безукоризненно отполированный симметричный камень собственным именем или же в честь любимого человека.

11 декабря в Нью-Йорке будет выставлена на продажу статуэтка «Оскара», вручённая в 1941 году за фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Устроители торгов надеются выручить за этот лот от 800 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч долларов. На стоимость статуэтки влияет то, что она была единственным «Оскаром», присуждённым киноленте «Гражданин Кейн» - фильму, который считается одним из лучших в истории кино. Награда досталась тогда создателям - за лучший сценарий.

В последнее время на культурную жизнь во всем мире все активнее влияет такое явление как художественные аукционы. Крупнейшие мировые СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, и интернет-издания) заполнены сенсационными новостями с торгов на аукционах. Эти сообщения и многочисленные комментарии привлекают к себе гораздо больше внимания общественности, чем публикации об уникальных выставках шедевров искусства и новостях из крупнейших музеев мира.

Аукционы (лат.auctio - продажа с публичных торгов) – распространенный способ реализации товаров на основе конкурса покупателей. Аукционеры прекрасно учитывают человеческую психологию и делают ставку на азарт, при которой покупатели по инерции взвинчивают цену на радость аукционистам и продавцам.

На аукционах продают все (антиквариат, картины, землю, недвижимость, пакеты акций, марочное вино, письма знаменитостей, драгоценности и даже детские рисунки). При этом эффективно решаются самые разные проблемы: от сугубо коммерческих до благотворительных.

Считается, что аукционы существовали уже в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне (на них продавали девушек в замужество) и в Древнем Риме. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь во Франции в XIII веке. Появление современного типа аукционов исторически связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. Аукционную продажу книг подхватила Англия (в 1676 году), ставшая родиной крупнейших аукционных домов мира. В развитых странах аукционные дома ныне есть едва ли не в каждом крупном городе. Различают несколько типов аукционов, но основными являются «английский» («восходящий») и «голландский» («нисходящий»).
Английский аукцион основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену (так работают, например, оба крупнейших аукционных дома Christie"s и Sotheby"s).

Голландский аукцион начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Такая форма активно используется и сейчас, например, на аукционах тюльпанов или рыбы, то есть, там, где что-то нужно быстро продать.

Чем крупнее аукционный дом, тем универсальнее его деятельность (от антиквариата и изобразительного искусства до коллекционных машин и музыкальных инструментов). Торги проходят иногда по несколько раз в день, в том числе, в on-line режиме и начинают напоминать фондовые биржи, хотя обороты пока все-таки несопоставимы.

Антиквариат, живопись, графика и скульптура являются ядром любых крупных аукционов произведений искусства. Это, как правило, вторичный арт-рынок, то есть, на нем продают не новые произведения, а то, что было создано ранее, потом куплено или унаследовано.
Одним из самых определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо общей моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет т. н. провенанс картины (англ. provenance - происхождение, источник). Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах для подтверждения подлинности экспоната. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов.

Каждый аукцион предлагает детальную инструкцию для продавцов и для покупателей. Обычно аукцион сопровождает предаукционная выставка, открывающаяся за несколько дней до торгов.

К каждому аукциону готовится каталог, который можно купить или просмотреть на сайте аукциона. В каталогах приводятся сведения уже о конкретных лотах (отдельных объектах или группах объектов, предложенных для продажи как неделимые единицы), а также предпродажный разброс цены, в рамках которого конкретный лот ожидается быть проданным.

Для участия в аукционе, желающие совершить покупку, должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. «hammer price» - цена после удара молотка) меньше, чем реальная цена покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги.

О двух «китах» аукционных торгов, старейших английских домах «Сотбис» и «Кристис», сегодня знают, пожалуй, все. Аукционный дом Сотбис (англ. Sotheby"s) основан более 260 лет назад в Лондоне.
Датой его рождения считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли и довольно быстро нажил солидный капитал. В 1767 г. в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера фирма стала именоваться «Сотбис». Постепенно приобретать лоты на ее торгах стало считаться признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Центральные залы Сотбис располагаются в Лондоне на элегантной Нью-Бонд. Именно здесь разыгрываются эффектные спектакли на сотни миллионов долларов. Выходом Сотбис на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения в Нью-Йорке. Затем была создана большая сеть филиалов по всему миру (в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции и т. д.).

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг более 2 миллиардов долларов.
Вся история Сотбис - блестящее свидетельство тому, что торговать произведениями искусства прибыльно, престижно и перспективно.

Одним из первых рынок изящных искусств захватил другой крупнейший аукционный дом Кристис (англ. Christie’s), история которого началась 5 декабря 1766 года, когда его основатель, бывший морской офицер Джеймс Кристи, открыл первые торги. Вскоре он уже владел в Лондоне помещением со специально построенным для него аукционным залом.

Считается, что именно здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX веков. И кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже российской императрице Екатерине II знаменитой коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, который считается первым британским премьер-министром. Эта сделка заложила основы будущего музея Эрмитаж.

Важнейшим достижением фирм Сотбис и Кристис в XX веке стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и своими сюрпризами. В последние годы двум аукционным гигантам удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю бизнеса и определивших современный уровень цен на предметы искусства. Потрясающие новости аукционов превратились в достояние первых страниц прессы всего мира.

Хотя сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис контролируют до 90% мировых аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, но ими, разумеется, не исчерпывается многообразие аукционных домов мира. На этом рынке есть еще несколько важных «игроков», таких как старейший аукционный дом Германии «Kunsthaus Lempertz» (Кельн), храм французских аукционистов "Hоtel Drouot", известнейший аукционный дом Австрии «Dorotheum» и другие.
Можно с уверенностью утверждать, что новые сенсации на аукционных торгах не заставят себя долго ждать, и мы вновь окажемся свидетелями интригующих событий в мире искусства.

В московском центре ГАРАЖ завершилась выставка «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988»

Единственный настоящий заморский аукцион «Русский авангард и современное советское искусство», проведенный в России, интересен сегодня и как коммерческий, и как социальный эксперимент. Как искусство оценивалось 30 лет назад и сегодня? Кого взяли в будущее? Как время скорректировало ранги и цены?

«Сотбис» 1988 года стал не только смелым коммерческим, но в первую очередь архисложным дипломатическим мероприятием. Видано ли дело: пресловутая «гадит англичанка» вдруг приглашает и привозит своих мистеров-твистеров покупать искусство еще вчера враждебной «Верхней Вольты с ракетами». Перестройка, гласность, пьянящий воздух свободы, внезапно объявленная обстановка доверия… да еще и возможность легально купить и вывезти первый русский авангард. Насчет вывоза даже было получено особое распоряжение властей - вопрос решался на высшем уровне.

Аукцион породил много ожиданий. Со стороны он казался волшебным входным билетом в мировой арт-рынок и вообще раздал немало авансов. В предисловии к каталогу торгов за подписью председателя «Сотбиса» Достопочтенного графа Гаури есть такие слова: «Сотбис гордится тем, что проводит первый международный аукцион художественных произведений в Советском Союзе. Мы уверены, что он не будет последним, так как для развития культурных связей нет ничего лучшего, как свободный обмен идеями и произведениями искусства между молодыми художниками, коллекционерами и студентами факультетов изобразительных искусств всех стран мира».

Уверены они... «Сны, милорд, я видел сны, они чисты как слезы». Прошло 30 лет, но ни один зарубежный аукцион так и не пришел в Россию.

Да и не придет в обозримом будущем.

За три десятка лет тот первый и пока последний московский «Сотбис» успел обрасти множеством легенд. О делах красивых и не очень. «Не очень» - так как сходу началась весьма советская по духу возня людей, испорченных квартирным вопросом: кого брать на торги, а кого не брать, кто свои, а кто по блату. Художникам срочно выдавали продуктовый дефицит, чтобы не было стыдно перед иностранцами. С деньгами (по договору художникам обещали деньги: валюту и рубли по курсу) тоже, говорят, не все красиво получилось. Откуда известно? О чем-то мне рассказывали сами свидетели тех событий. О чем-то можно прочитать в книгах участника тех торгов художника Гриши Брускина. К слову, могу смело посоветовать его «Прошедшее время несовершенного вида» или любую другую книгу: написано талантливо и метко, читается на одном дыхании. В общем, было или не было, но в эту возню вполне верится: все очень в духе поздних советских времен.

Но легенды легендами, а реальную фактуру все же можно реконструировать с высокой долей достоверности по каталогу торгов, по протоколам и другим показанным на выставке документам. Итак, вот, что тогда произошло:

1. В аукционный каталог «Сотбис» 7 июля 1988 года были включены 34 художника: Гриша Брускин, Сергей Волков, Александр Древин, Евгений Дыбский, Юрий Дышленко, Илья Глазунов, Вадим Захаров, Илья Кабаков, Светлана Копыстянская, Игорь Копыстянский, Дмитрий Краснопевцев, Белла Левикова, Малле Лейс, Татьяна Назаренко, Ирина Нахова, Владимир Немухин, Наталья Нестерова, Аркадий Петров, Дмитрий Плавинский, Леонид Пурыгин, Александр Родченко, Александр Ситников, Анатолий Слепышев, Варвара Степанова, Илья Табенкин, Лев Табенкин, Наталья Удальцова, Николай Филатов, Иван Чуйков, Эдуард Штейнберг, Сергей Шутов, Гия Эдзгверадзе, Мария Эндер, Владимир Янкилевский. Из 34 художников фамилии четыре сегодня не на слуху, а все остальные регулярно продаются на мировых и российских аукционах. Так что в этом вопросе - браво, «Сотбис»!

2. Всего выставили 120 лотов. Из них 8 работ (больше всех) выставил художник Вадим Захаров, далее шли Александр Родченко (7 работ), Гриша Брускин, Светлана и Игорь Копыстянские (по 6 у каждого). Вообще у большинства авторов в каталог вошло 2–4 работы. Проще перечислить тех, у кого было всего по одной картине или рисунку: Мария Эндер, Татьяна Назаренко, Дмитрий Плавинский и Владимир Янкилевский.

3. Особо ценный русский авангард был почему-то «на разогреве»: его продавали в первом стринге, с 1 по 18 лот. В блоке русского авангарда были представлены работы Надежды Удальцовой, Александра Древина, Александра Родченко, Варвары Степановой и Марии Эндер.

4. Самым дорогим произведением на торгах стал абстрактный холст «Линия» 1922 года кисти Александра Родченко: за него заплатили £330 000, то есть $564 300.

5. Самая доступная работа на тех торгах стоила £2 200, или $3 762. За эту одинаковую сумму ушло сразу несколько работ: три полутораметровых холста Юрия Дышленко, большая картина Беллы Левиковой и два полотна Ильи Табенкина.

6. Покупать могли только иностранцы, за валюту. Советским художникам и наследникам авангардистов причиталось 60 % от суммы реализации (остальное - организаторам), из коих 10 % в валюте, а остальное в рублях по переводному курсу.

7. Элтон Джон купил лоты 51 и 56 - картины Светланы и Игоря Копыстянских. Каждую за £44 000 ($75 240). Лот 57 (Копыстянский) купил по информации автора Дэвид Боуи, за £24 200 ($41 382). Также в протоколе рукой вписано, что начальник «Сотбиса» Альфред Таубман купил картину Ильи Кабакова «Ответы экспериментальной группы» за £22 000 ($37 620).

8. Общий объем продаж, согласно протоколу, составил £2 085 000 (включая комиссию 10 %). Доля ухода по лотам, по моим подсчетам, составила 94 %. В других источниках встречается цифра 98 %. Но, согласно протоколу, из 120 лотов (последний лот имел номер 119, но там были 4 и 4A) непроданными остались 7.

9. Русский авангард официально и публично был продан иностранцам с разрешением на вывоз. Работы художников русского авангарда поступили на торги не из музейных фондов, а из частных собраний семей и наследников.

10. Фактически с первым ударом молотка Симона де Пури в сфере искусства в СССР наступил рынок. После этого в течение нескольких лет многие участники московского «Сотбиса» перебрались на Запад. Некоторые навсегда. Московский аукцион «Сотбис» стал последним крупным событием 1988 года, которым фактически заканчивается хронология подпольного и неофициального искусства в известном справочнике «Другое искусство». И с этим сложно не согласиться: то, что открыто продают в Совинцентре, подпольем уже не назовешь.

Вспомним отдельные картины и рисунки с тех исторических торгов.

Комментарий : Работа Родченко «Клоун. Сцена в цирке» - одна из немногих, которую можно было живьем посмотреть на выставке в «Гараже». Она была предоставлена московскими коллекционерами Мариной и Борисом Молчановыми. О ней известно, что 26 апреля 2006 года она была перепродана нынешнему владельцу на Sotheby’s в Нью-Йорке за $528 000, то есть в 10 раз дороже, чем была куплена 18 годами ранее в СССР. «Клоун» интересен, в частности, тем, что это одна из первых картин (а может, и первая), которую Родченко сделал в 1935 году после долгого периода отказа от живописи. Перед этим он не брался за кисти 14 лет, считая, что не живопись, а только фотография соответствовала задачам времени. В настоящий момент ценовой ориентир для работы такого класса составляет уже порядка $ 1 200 000.

Комментарий : Авангардные орнаменты, узоры и концепты Варвары Степановой в последние годы особенно востребованы российскими дизайнерами. Ее стилистику - узнаваемые ромбы - взяли на вооружение при оформлении метро , при разработке стиля формы олимпийской сборной России для игр в Рио в 2016 году и даже при создании всего фирменного стиля празднования 870-летия Москвы . Для гуаши, проданной на «Сотбис» в 1988-м, можно назвать не только ценовой ориентир сегодняшнего дня, но и недавнюю аукционную цену: этот рисунок для ткани в конце 2016-го . Сегодня эта гуашь стоила бы, скорее, $55 000–60 000. Примерно в 7 раз дороже, чем 30 лет назад. Это немного дороговато - «в чистом виде», без всей этой истории такие гуаши стоят дешевле. Но за счет провенанса - по этому рисунку «Сотбис» специально заказал ткань и из нее - шейные платки для гостей того исторического аукциона - такая цена вполне оправдана.

Комментарий : Конструктивистская «Линия» Родченко, которую, по сообщению New York Times, купил лондонский дилер Дэвид Джуда (David Juda), стала самой дорогой картиной торгов - $564 300 в пересчете с фунтов. Сегодня произведение такого класса стоило бы на мировом аукционном рынке в 5-6 раз дороже - порядка $3 000 000, а может, и больше. Действующий аукционный рекорд для Родченко составляет $4 500 000 - столько в 2016-м отдали за другую его конструктивистскую композицию .

Первый русский авангард в тот июльский день 1988 года был распродан подчистую. Ничего удивительного. Обычно цены были в 1,5-2 раза выше эстимейтов. С тех пор ряд вещей уже не раз перепродавался новым владельцам. И судя по ценам повторных продаж типовая доходность инвестиций, сделанных 30 лет назад, составила 17–20 % годовых. Это по простому проценту, без учета инфляции, но все равно неплохо.

Современное искусство и «второй русский авангард» (шестидесятники) тоже разошелся на ура. Но тут, в отличие от ситуации Родченко, Степановой или Эндер, покупателям требовалось гораздо больше знаний и визионерства. Не было никаких гарантий, что все художники каталога займут высокие места в истории искусства. Так и вышло. По ситуации 2018 года очевидно, что за какие-то работы сильно переплатили, а какие-то, наоборот, были куплены за небольшие деньги. Впрочем все равно покупка на первоклассном аукционе дает на порядок больше спокойствия коллекционерам, чем эмоциональные покупки с рынка на свой страх и риск не пойми по каким ценам. Несмотря на внешнее давление, в целом устроители аукциона - составители каталога провели качественный отбор, сильно снизив риски покупателей. Да, работ, которые на отрезке в 30 лет подорожали в 5-6 раз (с темпами русского авангарда), среди них гораздо меньше. И несмотря на отдельные удачные примеры, эмпирическое правило о более высоких рисках инвестиций в современное искусство, чем в то, которое уже прошло проверку временем, в целом работает.

Комментарий : Исполинская трехметровая работа, составленная из 32 холстов, стала самым дорогим лотом того аукциона в стринге современного искусства. «Фундаментальному лексикону» Гриши Брускина успех был практически обеспечен: его фото украшало обложку аукционного каталога. Но почти 17-кратного роста цены относительно эстимейта в $24 000 не мог предугадать никто. Работа очень эффектная и концептуальная - про всю нашу жизнь. Ее можно было увидеть на выставке в Москве. Предположить ее аукционную стоимость сегодня - сложная задача. В 2000 году на «Кристис» сопоставимый по классу четырехметровый холст «Логии I» был продан за $424 000. Это аукционный рекорд, но за 18 лет много воды утекло. Думаю, что сегодня «Фундаментальный лексикон» стоил бы минимум вдвое дороже - за счет художественного качества, а также провенанса и своего мемориального значения. Всего же 30 лет назад на «Сотбисе» продали 6 картин Брускина (все, которые выставлялись на торги). По одной из вещей - лоту 21 - можно сделать более точную ценовую привязку: в тот раз он был продан за $26 334, а в 2017-м работа сопоставимого класса из той же серии ушла на «Сотбисе» за $150 000. Рост в 5,7 раза за 30 лет. Вскоре после московского «Сотбиса» художник Гриша Брускин уехал в Америку. Через некоторое время с ним заключила контракт влиятельная галерея «Мальборо», которая в то время была номером один по Фрэнсису Бэкону и другим первым именам.

Комментарий : В воспоминаниях о тех событиях то и дело звучит: «навязали», «спустили сверху» и тому подобное. Молодое поколение художников сильно не жаловало Илью Сергеевича. Его работы действительно смотрятся экзотично среди произведений вчерашний неофициальных или полуофициальных художников. Но картины на аукцион выставили хорошие, по крайней мере три из четырех. Самой дорогой из них стал полутораметровый холст «Иван Грозный» 1974 года, опубликованный в одной из монографий о Глазунове. Это жесткое натуралистичное историческое повествование, совсем не для дома. Но вместе с тем это абсолютный Глазунов, в своей сильнейшей поре, самого ценного периода. Нынешний его аукционный рекорд, близкий к $100 000, сегодня принадлежит другой работе такого же класса - «Русскому Икару» 1973 года. Но надо понимать, что это именно рекорд, исключение. А обычно масла Глазунова сегодня продаются в диапазоне $10 000–25 000. Конечно, с учетом аукционной истории и размера «Иван Грозный» стоил бы дороже обычной вещи. Но не в 10 раз. Скорее, те же $50 000–60 000 - может, чуть дороже.

Комментарий : Картины самого дорогого из ныне живущих русских художников на историческом «Сотбисе» ушли выше эстимейтов, но без ажиотажа. Например, самые что ни на есть показательные и ценные «Ответы экспериментальной группы» были проданы примерно вдвое выше эстимейта, но все же за относительно скромные $37 500. Но прошло время, и сегодня Кабаков считается одним из главных, даже просто главным по значению русским художником послевоенного неофициального искусства. Западными искусствоведами написаны монографии, сняты фильмы, художник представлен в ведущих музеях мира. Удивительно, что среди аукционного топ-5 у Кабакова почти все работы выполнены на фигуративной основе, включая «Жука» Вячеслава Кантора за 5,8 миллиона долларов. Не принимают коллекционеры в свои собрания таблицы и тексты. Ближайшая референсная продажа для «Ответов экспериментальной группы» состоялась на Phillips два года назад: трехметровую таблицу концепт «Собакин» продали за $660 000. Дорого. Но «Ответы» по всем статьям лучше и значительнее «Собакина». Так что аукционная цена на них сегодня может составлять, скорее, от $1 000 000 - в 26 раз больше, чем 30 лет назад. Если так, то эта вещь Кабакова стала одной самых выгодных покупок тех торгов.

История Sotheby’s. Часть 1.

Первые упоминания об аукционах мы находим в древневавилонских источниках, относящихся к V веку до нашей эры.

В те давние времена «с молотка», как бы мы сказали сейчас, хорошо расходились молодые невесты. Аукцион был известен в античном Риме, там возникло и само это слово. С распадом Римской империи такой вид торговли на несколько веков исчез, но затем возродился в Средневековой Европе. Возникновение аукционов современного типа исторически связано с королевством Нидерланды. Но по части влиятельности и оборота денежных средств первенство принадлежит Англии. Именно эта страна стала родиной крупнейших аукционных домов - а первым из них была фирма, известная нам теперь как «Сотбис».

В наши дни «Сотбис» проводит аукционы по всему миру: в странах Европы, Америки, Азии и Африки. Филиалы «Сотбис» работают в сорока странах. Годовой финансовый оборот фирмы давно перешагнул за отметку в миллиард долларов. «Сотбис» - аукцион произведений искусства и предметов антиквариата . Он продает как шедевры древности, так и современные работы, выставляет лоты в семидесяти категориях коллекционирования. Приобретение антиквариата на торгах «Сотбис» считается признаком респектабельности. Авторитет аукционного дома служит гарантией перспективного вложения капитала. На счету «Сотбис» мировые рекорды продаж: лоты, ушедшие за десятки миллионов долларов. А началась история «Сотбис» 11 марта 1744 г., когда сэр Сэмюель Бейкер , лондонский книготорговец, устроил продажу «нескольких сотен редких и ценных книг» из собрания некоего безвременно почившего сэра Джона Стэнли – и успешно выручил с этого 800 фунтов стерлингов.

Аукцион Сотбис - «книжное» начало

Книга была не только источником знаний, но и предметом престижа для английского джентльмена эпохи Просвещения. Книги были модны. Аристократы стремились обзавестись обширными библиотеками. Но поскольку судьба превратна, а жизнь человеческая не вечна, книжные собрания нередко продавались - когда владелец попадал в трудные финансовые обстоятельства, или же наследниками, после его кончины. На книжных аукционах предприимчивый Бэйкер заработал хороший капитал. Он первым в Англии - а значит, и во всем мире - начал печатать букинистические каталоги с фиксированными ценами. В 1754 г. Сэмюель Бейкер первым открыл в Лондоне постоянно действующий аукционный зал. История сохранила имя его партнера, сэра Джорджа Ли, снискавшего известность своим талантом ведения торгов. Компания Бейкера была закрытым великосветским клубом: чумазых «кокни» туда не пускали, чистота аристократической крови соблюдалась как среди клиентов, так и среди аукционистов.

Хотя заслуга Бейкера как основателя фирмы неоспорима, свое знаменитое название аукцион получила не от него. Сотби – фамилия племянника сэра Бейкера сэра Джона, который начал работать вместе с дядей спустя двадцать лет после первого книжного аукциона. Когда Бейкер умер, сэр Джон Сотби получил часть фирмы в наследство, и с 1778 г. она носит нынешнее свое имя. В XIX веке «Сотбис» зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана, французского политика и агента нескольких мировых разведок и многие другие.

История Sotheby’s. Часть 2.

Пока политику аукционного дома определяло семейство Сотби, фирма упорно держалась букинистического рынка. С момента первого аукциона Сэмюеля Бейкера в марте 1744 г. диапазон предметов продажи был лишь немного расширен - за счет гравюр, медалей и старинных монет. Однако успешное ведение бизнеса требовало гибкости и понимания тенденций времени.

С развитием печатного дела книга перестала быть элитарным товаром. Покупательская аудитория книжной продукции демократизировалась. Спрос на раритетные библиотеки упал – даже в старой доброй Англии с ее консервативными традициями. После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. К тому же времени относится и переезд с улицы Веллингтона, где фирма размещался долгие десятилетия, в элегантную и респектабельную резиденцию на Нью-Бонд-стрит. Обретение такого нового лица оказалось, быть может, не менее важным, чем изменение профиля продаж аукциона . Нью-Бонд – небольшая, но оживленная улица Лондона, место уютных кафе, небольших ресторанов, элитных магазинов. Белый трехэтажный дом под номером 34/35 сразу привлекает внимание прохожего. Над арочным входом – довольно неожиданно - египетскаяСехмет (повелительница войн, болезней и палящего солнца, грозная и, если верить мифам, кровожадная богиня) – фрагмент древней статуи. Над богиней – флаг со строгим, лаконичным логотипом Sotheby’s.

В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре . Здесь великий иллюстратор работал над альбомом, посвященным Лондону. Возможно, прошлое дома, его связь с историей искусства, сыграли свою роль. В аукционные залы на Нью-Бонд потянулись новые богатые клиенты, теперь уже собиратели живописи и дорогого антиквариата . В этом доме и поныне размещается лондонская штаб-квартира «Сотбис» - а богиня с головой львицы стала ее своеобразной эмблемой. Следующая глава в истории «Сотбис» связана с именем сэра Питера Уилсона и его деятельностью на посту генерального директора (с 1936 г.). Стараниями Уилсона аукционный дом перевел внимание со «старых мастеров» (отражавших свечные блики в полутемных галереях фамильных замков) на живопись импрессионистов и модернистов.

Будем объективны: выбор сэра Питера нельзя назвать сверхоригинальным. Творчество художников-новаторов (избравших своей столицей Париж) было в центре внимания общественности уже на протяжении полувека. Именно эти картины становились поводом для споров, скандалов, обвинений и восторгов. Именно их авторы, дерзкие ниспровергатели канонов, спустя каких-нибудь десять-пятнадцать лет превращались в респектабельных классиков нового искусства - а их живопись оказывались вовсе не «мазней» и стоила уже немалых денег. Культурный феномен модернизма и его коммерческий потенциал был виден продавцам картин еще до Уилсона и без Уилсона. Французские «маршаны» (у которых когда-то отоваривались и наши Морозов со Щукиным), представили миру самых значительных импрессионистов, кубистов, фовистов, сюрреалистов. Но деятельная энергия главы «Сотбис», его умение превращать картины современников в баснословно дорогие лоты, стремление организовать дело с международным размахом – всё это имело историческое значение, послужило не только процветанию фирмы, но и созданию мирового рынка живописи как такового. Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессионистов Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана.

Состав участников аукциона тоже был международным. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на тот момент сумму для продаж живописи. За Поля Сезанна («Мальчик в красном жилете») американский миллионер и потомственный коллекционер Пол Меллон выложил 220 тыс. фунтов, что в пять раз превысило предыдущую аукционную цену мальчика. Интерес состоятельной публики к новому искусству был надежно закреплен. В 50-х годах объем продаж «Сотбис» вырос с 1,5 млн. фунтов стерлингов до 6 миллионов. Торговля картинами стала серьезным бизнесом - со своей спецификой и интригующими неожиданностями. Сенсационные новости международных аукционов вышли на первые полосы газет.

В аукционном доме «Сотбис» начался осенний сезон. Фото Павла Терехова

В аукционном доме “Сотбис” вечером в четверг был аншлаг – продавали Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога и советского основоположника абстрактного искусства Казимира Малевича. Среди покупателей наверняка были миллиардеры из России и других постсоветских стран. На аукционах, где продают работы старых мастеров и европейскую живопись 19 века, они традиционно покупают около трети лотов. В зале – рядом с дамами в одежде от кутюр и господами в бабочках – были и простые смертные: им регулярно дают возможность полюбоваться искусством, перед тем как оно осядет в коллекциях богатых и знаменитых.

Аукционный дом “Сотбис” в Нью-Йорке уже более 250 лет распродает картины разных эпох и направлений, ювелирные изделия, мебель, коллекционное вино и даже автомобили. И арт-рынку не страшны ни кризисы, ни санкции. “Сотбис” только за первые шесть месяцев заработал три миллиарда семьсот миллионов долларов, к 2016 году компания собирается собрать семь миллиардов.

В святая святых искусства

Богатых клиентов здесь принято встречать с порога. Улыбчивый швейцар обязательно скажет “Добро пожаловать в “Сотбис” и откроет дверь. На первом этаже гостей уже ждут девушки. “Пожалуйста, поднимитесь на второй этаж,” – приветствует длинноногая леди в черном. На стойке регистрации посетитель получает специальный номер-табличку, которую потом поднимает в нужный момент на аукционе.

Торги проходят в специальном зале на седьмом этаже, но сначала – шампанское. Официанты предлагали “Просеко”, кто-то поинтересовался напитками покрепче, но их не было. Светские беседы – обязательный элемент события.

Одни бурно обсуждают новости искусства, другие сплетничают про звезд. “Вчера Вуди Ален приезжал, видели?” – говорит седовласый мужчина своему приятелю.

Звезды действительно приезжают в “Сотбис”. Два года назад поп-дива Мадонна здесь продала картину Фернана Леже “Три женщины за красным столом” за семь миллионов долларов. А когда-то купила всего за три. Говорят, что взамен Леже певица приобрела что-то из коллекции старых мастеров.

Международный директор русского искусства “Сотбис” Джо Викери специально приехала в Нью-Йорк из Лондона ради Малевича. Она знакомит “Форум” с аукционистом и ведущим вечера Генри Уиндхэмом. “Мы скоро начинаем. Поторопитесь,” – приглашает он.

Международный директор русского искусства «Сотбис» Джо Викери ради Малевича приехала в Нью-Йорк. Фото Павла Терехова

Ван Гог, Пикассо, Малевич

В зал едва вместились все гости. Их было около 250, не считая тех, кто участвовал в торгах онлайн. Публика подобралась разношерстная: дамы в шляпах, элегантные господа в клубных пиджаках, а кое-кто и в повседневной одежде. Большинство людей – не богатые ценители искусства, а их агенты. Есть и эксперты, которые помечают цену продажи в каталоге, и даже зеваки – простых смертных тоже пускают в “Сотбис” полюбоваться искусством.

На вечерние торги в «Сотбис» в Нью-Йорке пришли более двухсот человек. Фото Павла Терехова

Ведущий Генри Уиндхэм напоминал дирижера, вот только вместо палочки в руках у него был молоток, которым он ударял по кафедре. Как только раздавался баритон Генри, в зале наступала гробовая тишина.

Начальная стоимость каждого лота отображалась на электронном табло, сами предметы искусства появлялись на вращающейся карусели. Представляли их безупречные люди в черных фартуках и белых перчатках. Страсти накаляются, цены нешуточные: пять, десять, двенадцать миллионов долларов. Генри Уиндхэм просит стакан воды и шутит: ”Подумайте хорошо, пока я выпью”. Одна из первых интриг вечера: картина “Мистический супрематизм” советского художника Казимира Малевича. Стартовая цена за этот черный крест на красном овале – 35 миллионов долларов. Буквально через мгновенье кто-то дает на полмиллиона больше. Аукционист не впечатлен, делает паузу и говорит: “Я буду ждать долго”. Итого, с учетом всех налогов, полотно приобрели за 37,8 миллионов долларов.

Продажа картины Казимира Малевича «Мистический супрематизм» . Фото Павла Терехова

Больше ажиотажа вызвал Винсент Ван Гог. Торги продлились более пяти минут. Картина “Пейзаж под бурным небом” ушла за 54 миллиона долларов. Самый дорогой лот на аукционе приберегают к концу торгов. Ведущий произнес “Пикассо”, зал зашумел. Картину “Певица кабаре” 19-летний Пикассо нарисовал в Париже. На полотне изображена обнаженная женщина с темными волосами. Обычному обывателю певица показалась бы не очень привлекательной артисткой кабаре, покупателям же она очень понравилась. За лот началась самая настоящая борьба, аукционист не раз повторял: “У вас есть последний шанс.” Новый владелец отдал за “Певицу кабаре” 67,5 миллионов долларов.

Русский след

“Вечер удался,” – подытожила для “Форума” Джо Викери на чистом русском. По словам эксперта, которая из любви к искусству выучила язык, в этих торгах участвовало большое количество русских покупателей. “Для нас это даже не было большим сюрпризом. Мы знаем об экономической и политической ситуации в России, но русские все-таки большие коллекционеры и любят собирать искусство,” – добавила Викери.

После аукциона в приподнятом настроении покупатели довольно быстро разошлись по домам. Итого, за эти торги они потратили 726 миллионов долларов.

Многие покупатели не приходят сами на аукцион, а торгуются за произведения искусства через представителей. Фото Павла Терехова

В “Сотбис” не принято рассказывать, кто купил и где окажутся произведения искусства. Покупателями часто становятся не только миллионеры, но и музеи, однако, российские покупатели – именно частные лица, отмечает Викери.

В тот вечер также распродавалась и коллекция бывшего главы аукционного дома – Альфреда Таубмана . Его биография достойна книги. Миллиардер сделал состояние на недвижимости, но в 2001 сел в тюрьму за сговор с другим аукционным домом “Кристис” и обман клиентов. После десяти месяцев заключения он подал в отставку, а в апреле этого года умер после продолжительной болезни. Коллекцию, в которой есть Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни и Джаспер Джонс, стали распродавать наследники. Интерес к ней уже проявили покупатели.

И я думаю, что русские в этом списке займут первые места и заинтересуются такими работами, ” – делится своими прогнозами гендиректор российского представительства “Сотбис” Михаил Каменский.

На торгах в прошлом был замечен российский миллиардер Алишер Усманов. В сентябре 2007 года он накануне торгов выкупил у “Сотбис” коллекцию русского искусства известного музыканта Мстислава Ростроповича и его жены – оперной певицы Галины Вишневской. Собрание картин, изделий из фарфора и серебра собирались продать за 30 миллионов долларов, но Усманов заплатил в два раза больше, только лишь для того, чтобы коллекция вернулась в Россию. Миллиардер подарил ее Константиновскому дворцу Санкт-Петербурга. Как часто Алишер Усманов участвует в аукционах – неизвестно. “Форум” связался с миллиардером, но на момент публикации статьи мы не получили ответа.

Еще один русскоязычный ценитель мировых шедевров – казахский бизнесмен Нурлан Смагулов. В этом году Смагулов приобрел в “Сотбис” барельеф “Женщины с попугаем” французского скульптора Фернана Леже. Цена точно не известна, но речь идет о нескольких миллионах долларов. Многие русские покупатели участвуют в аукционах через иностранные компании, чтобы не светить всему миру свое имя, поясняет Каменский.

Русские – явные фавориты среди покупателей. Это, в основном, частные коллекционеры, которые живут между Россией и Западом. Никакого кризиса мы не видим сегодня. Может, торговаться миллионеры будут не так упорно,” – комментирует представитель “Сотбис” в России.

Генеральный директор российского представительства «Сотбис» Михаил Каменский уверен, что, несмотря на кризис, русские покупатели всегда будут участвовать в аукционах. Фото из личного архива

Покупатели и зеваки: кто приходит на торги

Попасть на торги в “Сотбис” может бесплатно любой желающий, предъявив удостоверение личности . На сайте компании есть календарь событий , аукционы проходят несколько раз в месяц. В качестве зрителя можно свободно побывать на утренних или обеденных торгах, вечером же количество мест ограничено, и предпочтение отдают покупателям. Но бывают случаи, когда места остаются, поэтому шанс попасть есть у всех, надо лишь позвонить в “Сотбис” и спросить о наличии бесплатных билетов.

Жительница Бруклина Оксана Ганжара третий год подряд посещает аукционный дом «Сотбис». Фото из личного архива

Оксана Ганжара из Бруклина делает так регулярно. “Знакомые уже шутят, мол, ты миллионершей стала”, – с улыбкой рассказывает Оксана. Она любит искусство, особенно картины импрессионистов и модернистов, а также коллекции вин. “Увидеть, как люди спокойно разбрасываются миллионами! Просто круто в реальности посмотреть на эти торги,” – делится своими впечатлениями Оксана. В этом году жительница Нью-Йорка уже посетила торги и посмотрела несколько предаукционных выставок. »Вы можете прийти в “Сотбис” просто как в музей, я уже и подруг своих сюда позвала. И сфотографироваться с шедевром того же Пикассо, разве еще где-нибудь такое возможно?» – радуется Оксана.

Но “Сотбис”, естественно, делает ставку, в первую очередь, на богатых покупателей, для работы с которыми есть специальный отдел.

За несколько месяцев до начала торгов его сотрудники обзванивают своих постоянных клиентов и рассылают приглашения. Для некоторых они организуют приезд, встречу в аэропорту, размещение в отеле и индивидуальные экскурсии.

Обязательный пункт программы – предаукционные вечеринки для избранных. Клиенты могут перед торгами посмотреть интересующий лот и убедиться в правильности выбора. “Впрочем, любой человек может стать потенциальным покупателем на аукционе. Нужно зарегистрироваться на сайте “Сотбис”, – рассказывает Михаил Каменский.

Среди формальностей – выписка из банковского счета . Вся информация доступна и на русском языке . Требования к располагаемой сумме варьируются. Это, само собой, зависит от того, что клиент намеревается приобрести”, – отмечает Михаил Каменский.

Аукционный дом соблюдает конфиденциальность, имена разглашаются только по желанию самих покупателей.

Как устроен аукцион

“Сотбис” предлагает всяческую помощь продавцам предметов искусства: перед торгами тратит несколько месяцев на создание каталога, отбор фотографий и организацию выставок. По желанию сотрудники аукционного дома могут разработать рекламную стратегию и продвинуть коллекцию, организовать проверку, хранение и траспортировку.

Аукционный дом настолько любит своих клиентов, что сам выкупает лот, если никто не приобретет товар за условленную цену. Джо Викери отмечает, что для удобства клиентов даже в самом здании “Сотбис” все продумано до мелочей. “У нас здесь очень хорошее хранилище для лотов. Вы видите высокие двери. Их устанавливали для огромных картин”, – показывает она. В здании работает сигнализация, и любое движение фиксируют микроскопические камеры. Гости их не замечают.