Грозагроза. Театр наций

В ыдающийся актер и режиссер Борис Бабочкин думал о постановке драмы А.Н. Островского задолго до того, как решил взяться за нее. Еще в 1962 году он написал большую статью, в которой подверг критике дореволюционные модернистские спектакли, и те, что были поставлены в пятидесятые — шестидесятые годы, его строгая и бескомпромиссная критика коснулась не только спектакля Н. Охлопкова (пост.1953 г.), но и родного Малого театра (пост. 1962 г.).

Размышляя над тем, какой он сам видит постановку «Грозы» в русле традиции, а не сомнительного новаторства, как уточняет Б. Бабочкин, самым главным режиссер считает определение конфликта в пьесе Катерины и Кабанихи. Вот на чем акцентирует в своих полемических записках Б. Бабочкин внимание: «Отношения Кабанихи и Катерины — это непрерывный поединок, который ведется с переменным успехом. В этом поединке Кабаниха довольно часто бывает вынуждена отступить. Держась более чем скромно, Катерина не уступает ей ни в чем. Первое же их столкновение в первом действии кончается отступлением Кабанихи. Начав разговор со слов «сохрани господи... снохе не угодить» она сознательно и упорно старается оскорбить Катерину, но своими разумными, логическими репликами Катерина ставит Кабаниху в безвыходное положение, и Кабаниха с трудом из него вывертывается, переводя разговор на другую тему, пытаясь разжалобить сноху возможностью своей близкой смерти.

Бабочкин также отвергает те трактовки «Грозы», которые решались в жанре «религиозно-нравственной мелодрамы в русском стиле». Режиссер настаивал на том, что Катерина не блаженная, не кликуша, а, напротив, принимает жизнь, изначально по природе резвая, веселая. Играя Катерину, полагал Бабочкин, нужно находить в образе не исключительные, а обыкновенные черты молодой русской женщины.

Спустя двенадцать лет после написания этой статьи Бабочкин приступит к постановке «Грозы». На роль Катерины он пригласит актрису Л. Щербинину, на которую обратит внимание сразу после того, как та окончит в 1966 году ВТУ им. М.С. Щепкина.

Большеглазая, изящная, тоненькая Катерина появлялась на сцене Малого театра. Б. Бабочкин тем самым хотел подчеркнуть, что Катерина молода, она только-только вступает в пору женской жизни, она всего лишь два года замужем. С дочерью Кабановой старшей Варварой (Т. Торчинская) они — подруги, коротающие дни в угрюмом доме властной ханжи. Они весело и беспечно болтают о том, о сем. Поначалу ничего не предвещает грозы.

Катерина спокойно и с врожденным достоинством останавливает придирки жестокой снохи (О. Хорькова). С мужем Тихоном она ласкова и всем сердцем поначалу открыта ему, ждет от него той же сердечности. Когда появляется Полусумасшедшая барыня, предрекая погибель от красоты (ее играет старейшая актриса Малого театра Е. Гоголева), то режиссер словно настаивает на том, что в этом явлении нет ничего, чтобы позволяло видеть в безумной прорицательницу судеб. Она когда-то тронулась умом от города Калинова, местная сумасшедшая пугает каждого, кто оказывается на ее пути. Не пугаются ее и Катерина с Варварой, видели и слышали они ее ни раз. Девушки переглядываются, да и только.

Варвара груба душой, но отзывчива. Кудряш (Б. Клюев) — первый парень на деревне. «Уж больно лих я на девок», — аттестует он сам себя. Ему палец в рот не клади. Стоило Варваре опоздать на свидание, как он выдержал воспитательную паузу. В красной рубахе, видный парень, он привык, что девки сами вешаются ему на шею. Так и Варвара не замечает его строгости, которая, впрочем, быстро кончается, и они весело бегут в ночи к Волге, оставляя Катерину с Борисом.

Катерина замечает Бориса (В. Сафронов), а Борис Катерину, потому что в городе Калинове они оба — белые вороны в своем роде, не считая Кулигина (А. Смирнов). Они интеллигентны, и все, чему становятся свидетелями, — он в доме Дикого (Б. Телегин), а она в доме Кабановой — кажется им диким. Катерина вслед за Борисом могла бы сказать: «Все это наше русское, родное, а привыкнуть никак не могу».

Вот Кабанова выводит Катерину и Варвару прогуляться. Они садятся на лавку. Свекровь приступает к ритуалу поедания ближних. Делает она это с известной долей равнодушия, по заведенному порядку. Тихон (С. Еремеев), круглолицый, толстощекий, привык сносить маменькины наставления. Он и на этот раз хочет быстрее смыться, чтобы пропустить стопку, другую. Ему хочется на волю, а Катерина пусть терпит, как привык терпеть он.

Его жена другой породы, душевного склада, открытая миру и ждущая, что и мир откроется ей. Нет, она не экзальтированная религиозная натура, скорее, молодая женщина, чуткая к красоте, живущая в гармонии с этой красотой. Тихон не понимает своей жены, потому что он с малых лет привык к подавлению в нем подлинного чувства. Он забит маменькой в том смысле, что она не позволила ему развиться. Тем сильнее будет сыграна сцена, когда покладистый сын в сцене гибели Катерины, проявляет независимость. Сначала робко он просит у матери разрешения пойти к берегу, где нашли тело его жены, потом, когда на скамейке, на которой совсем недавно она сидела вместе с Тихоном, положат мертвую Катерину, он осознает весь ужас случившегося. И вот этот подневольный сын вдруг со слезами на глазах скажет матери: «Это вы ее убили, маменька». Бунтует тихий, маленький человек. Он не знает, как дальше жить. Он не хочет жить, и, скорей всего, будет отчаянно пить, утоляя горе в бутылке.

Спустя почти тридцать лет актриса Л. Щербинина признавалась в интервью, что эта роль в ее репертуаре — самая любимая, а режиссер Малого театра Б. Львов-Анохин также считавший эту роль актрисы одной из самых значительных, так писал об этой работе: «Щербинина играла трагедию интеллигентного человека, погибающего в абсолютно неинтеллигентной среде. Ее Катерина была похожа на подснежник, слишком рано выглянувший из-под толщи снега. Время года для этой Катерины — ранняя весна, зацветающие луга, прохладный ветерок, ласковое, но еще неяркое солнце. Несмотря на некоторую „оппозицию“ в театре, работа Щербининой вызвала интерес и признание даже у таких тонких ценителей, как Святослав Рихтер».

Знаменитая пьеса Александра Островского «Гроза» знакома каждому еще со школьной скамьи. Она интересует многие творческие коллективы, часто становится основой театральных постановок. Премьерный спектакль Театра Наций по «Грозе» Островского - одна из новинок сезона. Несмотря на программность, билеты раскупаются активно.

Об истории постановки «Грозы» в Театре Наций и актерском составе

В 2017 году Государственный Театр Наций приготовил свой вариант прочтения известного классического произведения. Премьера, режиссером которой стал лауреат премии «Золотая маска» Евгений Марчелли, намечена на 28 марта. Дают спектакль на Основной сцене.

В постановке заняты как актеры Театра Наций, так и ярославская труппа Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова. Им режиссер спектакля Евгений Марчелли руководит уже шесть лет.

— Катерину Кабанову - «луч света в темном царстве» - сыграет прекрасная Юлия Пересильд. Ее объективно считают одной из наиболее интересных молодых драматических актрис.
— Обе ведущие мужские главные роли (нелюбимого супруга Катерины Тихона и ее возлюбленного Бориса) исполнит Павел Чинарев.

Два в одном - находка режиссера. Марчелли не зря принял решение, что в его постановке Борис и Тихон будут, словно братья-близнецы, абсолютно схожие физически, но различные морально. В этом состоит и новаторство режиссуры, и личное убеждение самого Марчелли.

Особенности спектакля

Зрителю, выбравшему «Грозу», несмотря на ее программность и присутствие на разных сценах России и мира, предстоит задуматься, почему из двух совершенно одинаковых мужчин главная героиня выбирает именно Бориса.

— Влюбляются, как считает режиссер, изначально в то, что видят.
— Видит героиня и Борис, и Тихон одинаковыми, а значит, есть нечто большее.
— Быть может, это запахи, химия и какие-то другие неуловимые, эфемерные состояния?
— Именно из-за них одного из «близнецов-братьев» Катерина любит, а другого - нет.

Великолепно сыграют в спектакле и ярославская актриса Анастасия Светлова, предстающая перед зрителем в роли Кабанихи, и Виталий Кищенко, уже получивший звание заслуженного артиста России. Он предстанет перед зрителями в роли Дикого. Оба исполнителя уже стали лауреатами «Золотой маски» за участие в постановках Марчелли. Спектакли были представлены на сцене ярославского Театра имени Волкова.

Как говорит сам режиссер, его «Гроза» - спектакль о любви, а не о «темном царстве». Купите билеты в Театр Наций на это вечное произведение. Вам предстоит узнать, является ли любовь попыткой соединить два таких разных существа. Она - величайший подарок или же кара небесная?

На этот вопрос и вам ответят герои «Грозы», если вы попадете на мартовскую премьеру 2017 или любой из последующих спектаклей. Следите за репертуаром.

Режиссер - Евгений Марчелли
Сценограф - Игорь Капитанов
Художник по костюмам - Фагиля Сельская
Художник по свету - Дмитрий Зименко

Действующие лица и исполнители:
Савел Прокофьевич Дикой, купец - Виталий Кищенко
Борис Григорьевич, его племянник - Павел Чинарев
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - Анастасия Светлова
Тихон Иваныч Кабанов, ее сын - Павел Чинарев
Катерина, его жена -
Варвара, сестра Тихона - Юлия Хлынина
Кулигин, изобретатель-самоучка -
Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого -
Феклуша, странница -
Глаша, девка в доме Кабановой - Татьяна Паршина
Барыня - Ирина Пулина
Приживалы - Алексей Золотовицкий, Ольга Антипова
Русалки - Елизавета Батталова, Лилия Бриг, Мария Елсукова, Екатерина Казакова, Юлия Чорна
Певица - Ольга Балашова

о легенде, сюжет своей пьесы «Гроза» Островский взял из реальных событий, о которых услышал во время своей бытности в Костроме. На его впечатления от рассказа наложились и впечатления от красоты могучей Волги и всего Костромского края, и именно в своей костромской усадьбе «Щелыково» он написал свою пьесу. Многие биографы Островского не исключают, что своей героине Катерине автор придал черты актрисы Л. Косицкой, которая и стала первой исполнительницей этой роли. Пьеса стала одним из самых значительных произведений в наследии автора, и по сей день зрители мечтают купить билеты на спектакль «Гроза».

Вот уже более полутора веков пьеса имеет огромное влияние на зрителей во всех странах, и особенно - в России. Сюжет пьесы, проблематика несчастного брака и невозможности разорвать ненавистные оковы остается актуальным во все времена, поэтому спектакль «Гроза» обязательно присутствует в репертуарах практически всех драматических театров, и каждая постановка - это возможность вновь и вновь открывать для себя всю безграничную силу любви, способную дать человеку все и в то же время всего лишить. Спектакль Юрия Томошевского «Гроза», билеты на который можно купить онлайн у нас на сайте, позволит еще раз пережить знаменитую историю любви и страданий, а также трагический финал.

В богатой семье мещан Кабановых верховодит мать, властная и жестокая женщина. Под ее началом ходят и мужчины, в том числе Тихон Кабанов, ее сын. Женившись, он не обретает свободы, а наоборот, втягивает в кабалу и свою молодую жену Катерину. Ей же, привыкшей к ласке и родительской любви, жизнь у Кабановых невыносимо тяжела, и она находит отдушину в любви. Не в силах противостоять своим чувствам, Катерина изменяет мужу. Но она не в силах и жить дальше с грехом на душе, а потому признается во всем своему мужу и его матери. Становится понятно, что дальнейшая жизнь под крышей дома Кабановых станет настоящей пыткой, тем более, что возлюбленного Катерины в наказание высылают работать в Сибирь. Не видя никакого смысла в своем горьком существовании, Катерина бросается в реку.

По сей день образы, выведенные Островским в своем произведении, волнуют умы и сердца современников. Неподдельная глубина чувств, сила страсти, красота души, и при этом - жестокие, нечеловеческие мещанские нравы, чрезмерно строгая мораль - все это не может не трогать и не возмущать наши сердца. Сегодня мы, купив билеты на спектакль «Гроза» режиссера Юрия Томошевского, можем оценить, насколько изменилось наше общество, и спросить у самих себя - не измельчали ли наши души и чувства?

Спектакль «Гроза» в КЗ «У Финляндского» - это встреча с любимыми артистами, среди них Анна Некрасова в роли Катерины, Татьяна Морозова в роли Кабанихи, Константин Сироткин в роли Дикого, и другие звезды петербургских театров. Билеты на спектакль «Гроза» всегда можно купить в театральных кассах города.