Григорианский календарь: что мы о нем знаем. Старый новый год или чем григорианский календарь отличается от юлианского

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан – Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари – какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота “мракобесный” календарь заменили на “прогрессивный”. В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на “новый стиль”, но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях – это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. – пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели» . Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Григорианский календарь

Этот калькулятор позволяет перевести дату с Юлианского на Григорианский календарь, а также расчитать дату православной Пасхи по старому стилю

* для расчета пасхи по новому стилю необходимо полученную по старому стилю дату ввести в форму для расчета

Исходную дату по старому стилю
(по Юлианскому календарю):
января февраля марта апреля мая июня июля августа сентября октября ноября декабря года

на новый (Григорианский) календарь

(поправка +13 дн. к Юлианскому календарю)

2019 год невисокосный

В 2019 году православная Пасха выпадает на 15 апреля (по Юлианскому календарю)

Расчет даты православной пасхи выполняется по алгоритму Карла Фридриха Гаусса

Недостатки юлианского календаря

В 325 г. н. э. состоялся Никейский церковный собор. На нем был принят для всего христианского мира юлианский календарь, по которому в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Для церкви это был важный момент в определении времени празднования пасхи - одного из важнейших религиозных праздников. Принимая юлианский календарь, церковники полагали, что он является идеально точным. Однако в нем, как мы знаем, за каждые 128 лет накапливается ошибка в одни сутки.

Ошибка юлианского календаря привела к тому, что действительное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным. Момент равенства дня и ночи переходил на все более ранние числа: сначала на 20 марта, затем на 19, 18 и т. д. Ко второй половине XVI в. ошибка составила 10 дней: по юлианскому календарю момент равноденствия должен был наступать 21 марта, а в действительности он наступал уже 11 марта.

История григорианской реформы.

Неточность юлианского календаря была обнаружена в первой четверти XIV в. Так, в 1324 г. византийский ученый Никифор Григора обратил внимание императора Андроника II на то, что весеннее равноденствие уже не приходится на 21 марта и, значит, пасха будет постепенно отодвигаться на более позднее время. Поэтому он считал необходимым исправить календарь и вместе с ним расчет пасхалий. Однако император отклонил предложение Григора, считая реформу практически неосуществимой из-за невозможности достигнуть на этот счет соглашения между отдельными православными церквами.

На неточность юлианского календаря указывал и греческий ученый Матвей Властарь, живший в Византии в первой половине XIV в. Однако он не считал нужным вносить исправления, так как видел в этом некоторое «преимущество», состоящее в том, что запаздывание православной пасхи избавляет ее от совпадения с еврейской пасхой. Одновременное их празднование запрещалось постановлениями некоторых «Вселенских» соборов и различными церковными канонами.

Интересно отметить, что в 1373 г. византийский ученый Исаак Аргир, более глубоко понимавший необходимость исправления юлианского календаря и правил расчета пасхалий, считал такое мероприятие бесполезным. Причина такого отношения к календарю объяснялась тем, что Аргир был глубоко уверен в предстоящем через 119 лет «светопреставлении» и конце мира, так как исполнится 7000 лет «со дня сотворения мира». Стоит ли заниматься реформой календаря, если для жизни всего человечества осталось так мало времени!

Необходимость реформы юлианского календаря понимали и многие представители католической церкви. В XIV в. за исправление календаря высказывался папа Климент VI.

В марте 1414 г. календарный вопрос обсуждался по инициативе кардинала Пьера д′Альи. Недостатки юлианского календаря и неточность существующих пасхалий были предметом обсуждения на Базельском соборе в марте 1437 г. Здесь со своим проектом выступил выдающийся философ и ученый эпохи Возрождения Николай Кузанский (1401-1464), один из предшественников Коперника.

В 1475 г. папа Сикст IV начал подготовку к реформе календаря и исправлению пасхалий. Для этой цели он пригласил в Рим выдающегося немецкого астронома и математика Региомонтана (1436-1476). Однако неожиданная смерть ученого вынудила папу отложить осуществление своего намерения.

В XVI в. вопросами реформы календаря занимались еще два «вселенских» собора: Латеранский (1512- 1517) и Тридентский (1545-1563). Когда в 1514 г. Латеранский собор создал комиссию по реформе календаря, то римская курия пригласила тогда уже известного в Европе польского астронома Николая Коперника (1473-1543) приехать в Рим и принять участие в работе календарной комиссии. Однако Коперник уклонился от участия в комиссии и указал на преждевременность такой реформы, так как, по его мнению, к этому времени не была установлена достаточно точно продолжительность тропического года.

Григорианская реформа. К середине XVI в. вопрос о реформе календаря получил настолько широкое распространение и важность его решения оказалась столь необходимой, что откладывать этот вопрос дальше было признано нежелательным. Вот почему в 1582 г. римский папа Григорий XIII создал специальную комиссию, в состав которой ввел Игнатия Данти (1536-1586) - известного в то время профессора астрономии и математики Болонского университета. Этой комиссии было поручено разработать проект новой календарной системы.

После ознакомления со всеми предложенными вариантами нового календаря комиссия одобрила проект, автором которого являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или Алоизий Лилий, 1520-1576), преподаватель медицины университета города Перуджи. Этот проект в 1576 г. опубликовал брат ученого - Антонио Лилио, еще при жизни Луиджи принимавший активное участие в разработке нового календаря.

Проект Лилио был принят папой Григорием XIII. 24 февраля 1582 г. он издал специальную буллу (рис. 11), по которой счет дней был передвинут на 10 суток вперед и день после четверга 4 октября 1582 г. пятницу предписывалось считать не 5, а 15 октября. Этим сразу была исправлена ошибка, накопившаяся со времени Никейского собора, и весеннее равноденствие вновь пришлось на 21 марта.

Труднее было решить вопрос с введением в календарь такой поправки, которая обеспечивала бы на долгие времена совпадение календарной даты весеннего равноденствия с его фактической датой. Для этого надо было знать продолжительность тропического года.

К этому времени уже были опубликованы астрономические таблицы, известные под названием «Прусских таблиц». Они были составлены немецким астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом (1511- 1553) и изданы в 1551 г. Продолжительность года в них принималась равной 365 суткам 5 часам 49 минутам 16 секундам, т. е. более истинного значения тропического года всего на 30 секунд. Длина года юлианского календаря отличалась от нее на 10 мин. 44 сек. в год, что давало ошибку в сутки за 135 лет, а за 400 лет - несколько более трех суток.

Следовательно, юлианский календарь в каждые 400 лет уходит вперед на трое суток. Поэтому во избежание новых ошибок было решено в каждые 400 лет выбрасывать из счета 3 дня. По юлианскому календарю за 400 лет должно быть 100 високосных годов. Для осуществления реформы понадобилось сократить их число до 97. Лилио предложил считать простыми те вековые годы юлианского календаря, число сотен в которых не делится на 4. Таким образом, в новом календаре к високосным относятся только те вековые годы, число столетий которых делится на 4 без остатка. Такими годами, являются: 1600, 2000, 2400, 2800 и т. д. Годы же 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. будут простыми.

Реформированная календарная система получила название григорианской или «нового стиля».

Точен ли григорианский календарь? Мы уже знаем, что григорианский календарь тоже не совсем точен. Ведь при исправлении календаря начали выбрасывать трое суток в каждые 400 лет, тогда как такая ошибка набегает лишь за 384 года. Для определения ошибки григорианского календаря вычислим среднюю продолжительность года в нем.

В периоде из 400 лет будет 303 года по 365 дней и 97 лет по 366 дней. Всего дней в четырехвековом периоде будет 303 × 365 + 97 × 366 == 110 595 + 35 502 = 146 097. Разделим это число на 400. Тогда получим 146097/400 = 365,242500 c точностью до шестого десятичного знака. Такова средняя продолжительность года григорианского календаря. Это значение отличается от принятого сейчас значения длины тропического года всего-навсего на 0,000305 средних суток, что дает различие в целые сутки за 3280 лет.

Григорианский календарь можно было бы усовершенствовать и сделать еще более точным. Для этого достаточно один високосный год раз в 4000 лет считать простым. Такими годами могли бы быть 4000, 8000 и т. д. Так как ошибка григорианского календаря составляет 0,000305 суток в год, то за 4000 лет она составит 1,22 суток. Если исправить календарь еще на одни сутки в 4000 лет, то останется ошибка, в 0,22 суток. Такая ошибка увеличится до целых суток только за 18 200 лет! Но такая точность уже не представляет никакого практического интереса.

Когда и где впервые введен григорианский календарь? Григорианский календарь не сразу получил всеобщее распространение. В странах, где господствующей религией был католицизм (Франция, Италия, Испания, Португалия, Польша и др.), он был введен в 1582 г. или несколько позднее. Другие страны признали его только через десятки и сотни лет.

В государствах, в которых было сильно развито лютеранство, долгое время руководствовались поговоркой, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Еще дольше против нового стиля выступала православная церковь.

В ряде стран при введении григорианского календаря пришлось преодолеть большие трудности. В истории известны «календарные беспорядки», возникшие в 1584 г. в Риге и направленные против указа польского короля Стефана Батория о введении нового календаря не только в Польше, по и в Задвинском герцогстве, находившемся в то время под литовско-польским господством. Несколько лет продолжалась борьба латышского народа против польского засилия и католицизма. «Календарные беспорядки» прекратились только после того, как в 1589 г. руководители восстания Гизе и Бринкен были арестованы, подвергнуты жестоким пыткам и казнены.

В Англии введение нового календаря сопровождалось переносом начала нового года с 25 марта па 1 января. Таким образом, 1751 год в Англии состоял только из 282 дней. Лорда Честерфильда, по инициативе которого была произведена календарная реформа в Англии, горожане преследовали криками: «Отдай нам наши три месяца».

В XIX в. делались попытки ввести григорианский календарь в России, но всякий раз эти попытки терпели неудачу из-за противодействия церкви и правительства. Только в 1918 г., сразу после установления в России советской власти, была осуществлена календарная реформа.

Различие между двумя календарными системами. Ко времени реформы календаря разница между старым и новым стилями составляла 10 суток. Эта поправка осталась такой же и в XVII в., так как 1600 год был високосным как по новому стилю, так и по старому. Но в XVIII в. поправка увеличилась до 11 суток, в XIX в. - до 12 суток и, наконец, в XX в. - до 13 суток.

Как установить ту дату, после которой поправка меняет свою величину?

Причина изменения величины поправки зависит от того, что в юлианском календаре 1700, 1800 и 1900 годы являются високосными, т. е. эти годы в феврале содержат по 29 дней, а в григорианском не являются високосными и имеют в феврале только 28 дней.

Для перевода юлианской даты любого события, происшедшего после реформы 1582 г., на новый стиль можно пользоваться таблицей:

Из этой таблицы видно, что критическими днями, по прошествии которых поправка увеличивается на один день, являются 29 февраля по старому стилю тех вековых годов, в которых по правилам григорианской реформы из счета выброшен один день, т. е. годов 1700, 1800, 1900, 2100, 2200 и т. д. Следовательно, начиная с 1 марта этих годов, опять же по старому стилю, поправка увеличивается на один день.

Особое место занимает вопрос о пересчете дат событий, имевших место до введения григорианского календаря в XVI в. Такой пересчет важен и тогда, когда собираются отметить годовщину какого-либо исторического события. Так, в 1973 г. человечество отмечало 500-летие со дня рождения Коперника. Известно, что он родился 19 февраля 1473 г. по старому стилю. Но мы сейчас живем по григорианскому календарю и поэтому надо было произвести пересчет интересующей нас даты на новый стиль. Как же это было сделано?

Так как в XVI в. разница между двумя календарными системами составляла 10 суток, то, зная, с какой скоростью она изменяется, можно установить величину этой разницы для различных веков, предшествовавших реформе календаря. При этом следует иметь в виду, что в 325 г. Никейский собор принял юлианский календарь и весеннее равноденствие тогда приходилось па 21 марта. Учитывая все это, можно продолжить табл. 1 в обратную сторону и получить следующие переводные поправки:

Интервал дат Поправка
от 1.III.300 г. до 29.II.400 г. 0 суток
от 1.III.400 г. до 29.II.500 г. + 1 сутки
от 1.III.500 г. до 29.II.600 г. + 2 суток
от 1.III.600 г. до 29.II.700 г. + 3 суток
от 1.III.700 г. до 29.II.900 г. + 4 суток
от 1.III.900 г. до 29.II.1000 г. + 5 суток
от 1.III.1000 г. до 29.II.1100 г. + 6 суток
от 1.III.1100 г. до 29.II.1300 г. + 7 суток
от 1.III.1300 г. до 29.II.1400 г. + 8 суток
от 1.III.1400 г. до 29.II.1500 г. + 9 суток
от 1.III.1500 г. до 29.II.1700 г. + 10 суток

Из этой таблицы видно, что для даты 19 феврале 1473 г. поправка будет составлять +9 суток. Следовательно, 500-летие со дня рождения Коперника отмечалось 19 +9-28 февраля 1973 г.

— система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел.

Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия.

Тропический год составляет приблизительно 365,2422 средних солнечных суток.

К солнечному календарю относятся юлианский календарь, григорианский календарь и некоторые другие.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 века до нашей эры.

Григорианский календарь является дальнейшим уточнением юлианского календаря.

В юлианском календаре , предложенном Юлием Цезарем, средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. С течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 году Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви.

© Public Domain

© Public Domain

В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием XIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу (послание), вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволила сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, — високосными.

1582 год стал первым годом григорианского календаря, называемого новым стилем.

Григорианский календарь в разных странах был введен в различное время . Первыми в 1582 году на новый стиль перешли Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Голландия и Люксембург. Затем в 1580-х годах он был введен в Австрии, Швейцарии, Венгрии. В XVIII веке григорианский календарь стал применяться в Германии, Норвегии, Дании, Великобритании, Швеции и Финляндия, в XIX веке — в Японии. В начале XX века григорианский календарь был введен в Китае, Болгарии, Сербии, Румынии, Греции, Турции и Египте.

На Руси вместе с принятием христианства (X век) утвердился юлианский календарь . Поскольку новая религия была заимствована из Византии, счет лет велся по константинопольской эре "от сотворения мира" (за 5508 лет до н. э.). Указом Петра I в 1700 году в России было введено европейское летоисчисление — "от Рождества Христова".

19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.

Вместе с тем в России был сохранен юлианский календарь . Григорианский календарь был введен после Октябрьской революции 1917 года — с 14 февраля 1918 года. Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живет по юлианскому календарю.

Разница между старым и новым стилями составляет 11 суток для XVIII века, 12 суток для XIX века, 13 суток для XX и XXI веков, 14 суток для XXII века.

Хотя Григорианский календарь вполне согласуется с природными явлениями, он тоже не абсолютно точен. Длина года в григорианском календаре на 26 секунд длиннее тропического года и накапливает ошибку — 0,0003 дня в год, что составляет три дня за 10 тысяч лет. Григорианский календарь также не учитывает замедление вращения Земли, удлиняющее день на 0,6 секунды за 100 лет.

Современная структура григорианского календаря также не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Главным среди его недостатков является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях.

Существуют четыре основные проблемы григорианского календаря:

— Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов — обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает семь типов обычных и семь типов високосных лет — всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

— Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.|

— Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

— От недели к неделе, от месяца к месяцу и от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий.

В 1954 и в 1956 годах проекты нового календаря обсуждались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), однако окончательное решение вопроса было отложено.

В России Государственную думу был , предлагающий вернуть в стране с 1 января 2008 года летоисчисление по юлианскому календарю. Депутаты Виктор Алкснис, Сергей Бабурин, Ирина Савельева и Александр Фоменко предложили установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по юлианскому и григорианскому календарям. В апреле 2008 года законопроект был отклонен большинством голосов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Значение ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в Православной энциклопедии Древо

ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора (1545 - 1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря. Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется "Inter Gravissimas" по ее первым словам.

В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток = 365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет.

Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет.

В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет:

Каждый год, номер которого кратен 4 - високосный.

Однако, каждый год кратный 100 - не високосный.

Однако, каждый год кратный 400 все же високосный.

Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы.

Пасхалия

Принцип определения даты Пасхи в Григорианском календаре в целом сохраняет принцип Александрийской пасхалии (воскресенье после первого полнолуния после равноденствия), но равноденствием считается, естественно, 21 марта по новому стилю, что (на сегодняшний день) на 13 дней раньше, чем по юлианскому счислению (и почти совпадает с астрономическим - например, в 2005 г. оно было 20 марта н. ст.) Подробнее см. статью Пасхалия.

Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю?

Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь.

Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900-х годов.

В следующем списке представлены даты перехода в некоторых странах. Очень странно, но во многих случаях существуют разногласия относительного точной даты. В некоторых случаях разные источники дают сильно различающиеся даты. Этот список не включает всех разных мнений о том, когда произошел переход.

Албания: декабрь 1912

Австрия: Даты различаются в разных областях

Смотрите также разделы Чехословакия и Венгрия

Бельгия: Смотрите раздел Нидерланды

Канада: В различных областях переход произошел в разное время.

материковая Новая Шотландия:

Остальные части Канады: григорианский календарь со времени первых европейский поселений

Китай: григорианский календарь заменил китайский календарь в 1912, однако григорианский календарь не использовался по всей стране до коммунистической революции 1949 г.

Египет: 1875 г.

Финляндия: В то время часть Швеции. (Однако позднее Финляндия стала частью России, в которой еще использовался юлианский календарь. Григорианский календарь оставался официальным в Финляндии, но в некоторых случаях использовался и юлианский календарь.)

Страсбург: февраль 1682

Германия: Даты различаются в разных государствах:

Католические государства - различные даты в 1583-1585

(Много местных вариантов)

Греция: за 9 марта 1924 следовало 23 марта 1924 (согласно некоторым источникам, в 1916 и 1920)

Ирландия: смотри Великобритания

Япония: григорианский календарь был введен 1 января 1873 и дополнял традиционный японский календарь

Латвия: во время немецкой оккупации с 1915 по 1918

Литва: 1915

Нидерланды (включая Бельгию):

Лимбург и южные провинции (в настоящее время Бельгия):

Гронинген:

снова перешел на юлианский летом 1594

Норвегия: в то время часть Дании

Румыния: за 31 марта 1919 следовало 14 апреля 1919 (части страны с греческой православной церковью, возможно, перешли позднее)

Россия: за 31 января 1918 следовало 14 февраля 1918 (в восточных частях страны переход, возможно, не произошел до 1920)

Шотландия: Относительно перехода Шотландии много неясного. Различные источники расходятся во мнениях, некоторые считают что переход произошел вместе со всей Великобританией, другие - что раньше.

Швейцария:

Католические кантоны: 1583, 1584 или 1597

Протестантские кантоны: за 31 декабря 1700 следовало 12 января 1701 (Много местных вариантов)

США: Различные области перешли в разное время.

Вдоль восточного побережья: с Великобританией в 1752.

Долина Миссисипи: с Францией в 1582.

Техас, Флорида, Калифорния, Невада, Аризона, Нью Мексико: с Испанией в 1582.

Вашингтон, Орегон: с Великобританией в 1752.

Аляска: в октябре 1867, когда Аляска стала частью США.

Уэльс: см. Великобритания

Югославия: 1919

В Швеции переход происходил очень любопытно. Швеция решила постепенно перейти от юлианского к григорианскому календарю, не вводя високосных годов с 1700 по 1740-й гг. Таким образом 11 лишних дней должны были быть исключены, и 1 марта 1740 переход на григорианский календарь должен был быть завершен. (Однако в этот промежуток календарь в Швеции не совпадал бы ни с одним календарем!)

Таким образом, 1700 год (который в юлианском календаре был високосным) в Швеции не был високосным. Однако, по ошибке 1704 и 1708 стали високосными годами. Это привело к потере синхронизации как с юлианским, так и с григорианским календарями, и было решено вернуться к юлианскому календарю. Для этого в 1712 году был добавлен лишний день, и этот год стал двойным високосным годом! Таким образом, в 1712 году в Швеции в феврале было 30 дней.

Позднее, в 1753 г., Швеция перешла на григорианский календарь, пропустив 11 дней, как и другие страны.

Источники

http://alebedev.narod.ru/lib/lib60_4.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    только ед. , устойчивое сочетание Современный календарь, иначе: новый стиль, в основе которого лежит система исчисления, введенная в 1582 г. …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    новый стиль, см. в ст. …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    календарь, новый стиль, система летосчисления, введённая в 1582 при папе римском Григории XIII (отсюда название). См. Календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    (лат. gregorianus) новый стиль (см. календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    [ новый стиль (см. календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    новый стиль, см. в ст. …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КАЛЕНДАРЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ар"я, м. 1) Система, способ времяисчисления, основанные на периодичности явлений природы (времен года, фаз Луны). Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. calendarium, букв. - долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ), система счисления больших промежутков …
  • КАЛЕНДАРЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне, что Вы держите в руках календарь, означает, что Вы будете очень аккуратны и методичны в своих привычках …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Традиционный японский календарь, как и календарь многих других народов Восточной Азии, является лунно-солнечным. Считается, что он был введен в Японии …
  • КАЛЕНДАРЬ
    ТЕНЕВОЙ - см ТЕНЕВОЙ КАЛЕНДАРЬ …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре экономических терминов:
    ПЛАТЕЖНЫЙ - см ПЛАТЕЖНЫЙ КАЛЕНДАРЬ …
  • КАЛЕНДАРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Январь Февраль Март 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., "Годовой …
  • КАЛЕНДАРЬ БИБЛИОГР. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (библиогр.) — роспись дням известного года, с обозначением времени подвижных праздников, указанием, каким числам месяца соответствуют дни недель того года, …
  • КАЛЕНДАРЬ
    [латинское calendarium, от calendae календы (первый день месяца)] 1) система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене дня и …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словарике:
    аря, м. 1. Способ счисления дней в году. а Юлианский календарь ("старый стиль", введен в 46аг.адоан.аэ. при Юлии Цезаре). Григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Способ счисления дней в году. Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). …
  • КАЛЕНДАРЬ
    КАЛЕНД́АРЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ, см. Республиканский календарь …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛЕНД́АРЬ, справочное издание, содержит последоват. перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием др. сведений и иллюстрациями (напр., …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛЕНД́АРЬ (от лат. Calendarium - долговая книга), система счёта длительных промежутков времени, осн. на периодичности видимых движений небесных тел. Потребность …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИГОРИ́АНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (новый стиль), система летосчисления - солнечный календарь, введённый папой Римским Григорием XIII (отсюда назв.) в 1582; является дальнейшим …
  • КАЛЕНДАРЬ
    календа"рь, календари", календаря", календаре"й, календарю", календаря"м, календа"рь, календари", календарём, календаря"ми, календаре", …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    григориа"нский, григориа"нская, григориа"нское, григориа"нские, григориа"нского, григориа"нской, григориа"нского, григориа"нских, григориа"нскому, григориа"нской, григориа"нскому, григориа"нским, григориа"нский, григориа"нскую, григориа"нское, григориа"нские, григориа"нского, григориа"нскую, григориа"нское, григориа"нских, …
  • КАЛЕНДАРЬ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. calendarium calendae календы (первый день месяца)) 1) система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре иностранных выражений:
    [лат. calendarium 1. систеяа счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года (солнечный к.), смене фаз луны (лунный …
  • КАЛЕНДАРЬ
    см. …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    месяцеслов, альманах, …
  • КАЛЕНДАРЬ в словаре Синонимов русского языка:
    адрес-календарь, ежедневник, календарик, книга, менологий, месяцеслов, расписание, святцы, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • КАЛЕНДАРЬ
    м. 1) Справочное печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащей последовательный перечень дней года с указанием различных других сведений …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. Связанный с папой Григорием XIII (о системе летосчисления, введенной в 1582 г. вместо юлианского календаря и установленной в Российском …
  • КАЛЕНДАРЬ
    календ`арь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
  • КАЛЕНДАРЬ
    календарь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    григорианский (григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Орфографическом словаре:
    календ`арь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    григори`анский (григори`анский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    способ счисления дней в году Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). Юлианский к. (старого стиля). …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре Даля:
    муж. (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящ., сведений; …

Люди очень давно задумывались о потребности в летоисчислении. Стоит вспомнить, тот самый календарь Майя, который несколько лет назад наделал много шума во всем мире. Но почти все мировые государства сейчас живут по календарю, который называется григорианский. Впрочем, во многих фильмах или книгах можно увидеть или услышать упоминания о юлианском календаре. В чем же разница между этими двумя календарями?

Свое название этот календарь получил благодаря самому известному римскому императору Гаю Юлию Цезарю . Разработкой календаря занимался, конечно, не сам император, но делалось это по его указу целой группой ученых-астрономов. Днем рождения этого способа летоисчисления является 1 января 45 года до нашей эры. Слово календарь также родилось в Древнем Риме. В переводе с латыни оно означает – долговая книжка. Дело в том, что тогда проценты по долгам платились в календы (так назывались первые дни каждого месяца).

Кроме названия всего календаря, Юлий Цезарь также дал имя одному из месяцев – июль, хотя изначально этот месяц назывался – квинтилис. Другие римские императоры тоже давали месяцам свои имена. Но кроме июля, в наши дни употребляется только август – месяц, который был переименован в честь Октавиана Августа.

Юлианский календарь полностью перестал быть государственным в 1928 году, когда Египет перешел на григорианский. Эта страна стала последней из перешедших на григорианский календарь. Первыми же перешли Италия, Испания и Речь Посполитая в 1528 году. Россия совершила переход в 1918 году.

В наши дни юлианский календарь используется только в некоторых православных церквях. В таких, как: Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская, Польская и Украинская. Также по юлианскому календарю отмечают праздники Российская и Украинская грекокатолические церкви и древневосточные церкви в Египте и Эфиопии.

Этот календарь был введен папой римским Григорием XIII . В честь него и получил свое название календарь. Необходимость замены юлианского календаря заключалась, в первую очередь, в замешательстве по поводу празднования Пасхи. По юлианскому календарю празднование этого дня выпадало на разные дни недели, но христианство настаивало на том, что Пасха всегда должна праздноваться в воскресенье. Однако хоть григорианский календарь и упорядочил празднование Пасхи, с его появлением сбились остальные церковные праздники. Поэтому некоторые православные церкви до сих пор живут по юлианскому календарю. Наглядным примером служит то, что католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января.

Переход на новый календарь не все люди восприняли спокойно. Во многих странах вспыхивали бунты. А в Русской Православной Церкви новый календарь действовал всего 24 дня. Швеция, например, и вовсе жила по своему собственному календарю из-за всех этих переходов.

Общие черты в обоих календарях

  1. Деление . Как в юлианском, так и в григорианском календаре год делится на 12 месяцев и 365 дней, и по 7 дней в неделе.
  2. Месяцы . В григорианском календаре все 12 месяцев называются также как и в юлианском. У них такая же последовательность и такое же количество дней. Есть простой способ, как запомнить в каком месяце и сколько дней. Необходимо сжать собственные руки в кулаки. Костяшка на мизинце левой руки будет считаться январем, а последующая за ней впадина – февралем. Таким образом, все костяшки будут символизировать месяцы, в которых 31 день, а все впадины – месяцы, в которых 30 дней. Конечно, исключение составляет февраль, в котором 28 или 29 дней (зависит от того високосный сейчас год или нет). Впадина после безымянного пальца правой руки и костяшка правого мизинца не учитываются, так как месяцев всего 12. Такой метод подходит для определения количества дней и в юлианском и в григорианском календарях.
  3. Церковные праздники . Все праздники, которые отмечаются по юлианскому календарю, отмечаются и по григорианскому. Однако празднование происходит в другие дни и числа. Например, Рождество.
  4. Место изобретения . Как и юлианский, григорианский календарь был изобретен в Риме, однако в 1582 году Рим был частью Италии, а в 45 году до нашей эры – центром Римской империи.

Отличия григорианского календаря от юлианского

  1. Возраст . Так как некоторые Церкви живут по юлианскому календарю, то можно с уверенностью утверждать, что он существует. А значит он старше григорианского на примерно 1626 лет.
  2. Использование . Григорианский календарь считается государственным почти во всех странах мира. Юлианский календарь же можно назвать церковным календарем.
  3. Високосный год . В Юлианском календаре каждый четвертый год является високосным. В григорианском же високосный год тот, номер которого кратен 400 и 4, но тот который не кратен 100. То есть 2016 год по григорианскому календарю високосный, а 1900 – нет.
  4. Разница дат . Изначально григорианский календарь, можно сказать, спешил на 10 дней по сравнению с юлианским. То есть по юлианскому календарю 5 октября 1582 года — считалось 15 октября 1582 года по григорианскому календарю. Однако сейчас разница между календарями составляет уже 13 дней. В связи с этим отличием в странах бывшей Российской империи появилось такое выражение, как по старому стилю. Например, праздник, именуемый Старый Новый Год, является просто Новым Годом, но по юлианскому календарю.