Гравюра – это не просто! Что такое гравюра и какой она бывает. Цветная гравюра для детского творчества своими руками

Светлана Большакова

Недавно, перебирая свои старые записи с курсов, я нашла два листочка с оттиском, две старые гравюры .

Эта гравюра сделана из картона

А здесь кроме картона использованы кружева

Нам показывали приемы работы с эстампом, подготовке клише для оттиска гравюры . Тогда мне очень понравилась эта техника. Дело близилось к 8 Марта и я решила сделать с ребятами для мам гравюру на открытке . Клише я делала сама из картона, а дети только красили гуашью и делали оттиск на бумаге. Картон быстро размокал, отслаивался и приходил в негодность. Подготовительная работа показалась мне трудной и больше я к гравюре в работе с детьми не возвращалась. Но, найдя старые листочки с гравюрами , я захотела вспомнить, как это делается.

Гравюра на картоне (от франц. gravure ) - вырезать, создавать рельеф - разновидность эстампа. Рельефный оттиск печати изготавливается с помощью аппликации, составленный из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм. Гравюра пришла из ювелирного дела. Она очень многогранна : линогравюра , гравюра по металлу , гравюра на картоне , ксилография, литография. Есть много способов снимать оттиски с природных объектов : листьев, перьев, цветов. Граттаж - это имитация гравюры .

Я хочу показать, как сделать гравюру на картоне . Я взяла 2 одинаковые картонки 11х15 см.


Из одной вырезала рамку и приклеила ко второй, хотя это не обязательно


Я решила сделать вазу с цветами, вырезала вазу и отдельные элементы к ней


Вырезала цветы, серединки к ним, листья и части листьев




Все наклеила на основу

Решила взять бордовую гуашь

Но мне не понравилось.

Закрасила черной

Сильно прижимала при проглаживании пальцами слева, опять не то

Покрасила еще раз и сделала оттиск. Ну вот, теперь можно наклеить на бумагу и вставить в рамку

Но мое клише после трех раз размокло и элементы начали расслаиваться


В поисках материала по этой теме в интернете, я нашла рекомендации по работе с детьми, используя полистирол и потолочную плитку. Этим мы вчера и занимались с моими гостями-кукурузоманами (об этом я рассказывала в предыдущей публикации) - гравюрой с использованием полистирола - подложки для овощей. У меня была одна такая "мисочка" из-под грибов, я ее разрезала, сначала попробовала на своих внучках







Гуашь у меня хорошая, профессиональная и разводить водой ее не надо. А детскую гуашь нужно развести до густоты сметаны. Первый оттиск может не получится, а второй уже будет лучше. Такой эстамп никогда не размокнет и дети самостоятельно смогут нарисовать рисунок шариковой ручкой, закрасить гуашью и сделать оттиск



Мы зря развели гуашь, не очень четко видно рисунок.

Публикации по теме:

Наступило самое волшебное время года - весна! Когда вся природа преображается, прилетели перелётные птицы, распустились цветы, появилась.

Мастер-класс «Барабанщицы» старший дошкольный возраст. Дорогие коллеги, я уже познакомила Вас с проектом «Музыкальные инструменты своими.

Чтобы сделать такую гвоздику вам понадобиться:гофрированная бумага двух цветов (зеленая и красная,ножницы,клей ПВА,трубочка. Для начала.

Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.

Цели и задачи:

а) образовательные : изучить:

Термин “Графика”;
- различные виды графики,
- технологию выполнения “Гравюры на картоне”;

научить:

Основным этапам выполнения гравюры на картоне;
- применять подручные средства для выполнения отпечатков (копировальная бумага, утюг)

б) развивающие:

развитие:

Графических и композиционных навыков;
- воображения и творческой фантазии;
- эмоционально- ценностного отношения к жизни;
- внимания, наблюдательности.

в) воспитывающие:

воспитывать:

Трудолюбие, аккуратность и усидчивость;
- чувство взаимопомощи, товарищества;
- уважение к труду.

Оборудование:

Для учителя:

Образцы работ с различными видами графики (Рисунок 1- 7);
- Методические таблицы по выполнению гравюры на картоне:
“Отпечатки материалов разной фактуры” (Приложение 3 ),
“Этапы выполнения гравюры на картоне. Пейзаж”. “Этапы выполнения гравюры на картоне. Натюрморт”. (Приложение 1 , Приложение 2 )
- Образцы детских работ, выполненные в данной технике. (Рисунок 11-17)
- Различные материалы (картон, ткань, кружево, кожа и т. д.), ножницы, клей, копировальная бумага, утюг, листы белой бумаги.

Для обучающихся:

Альбом, простой карандаш, ластик, кусочки различных материалов (картон, ткань, кружево, кожа и т.д.), ножницы, клей, копировальная бумага, 2-3 альбомных листа.

Урок № 1

1. Беседа о видах графики, гравюре на картоне.
2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Гравюрой на картоне”.
3. Практическая работа “Выполнение эскиза пейзажа или натюрморта” (на выбор).

Ход урока

1. Беседа : “ Виды графики. Гравюра на картоне”.

Справочный материал для учителя:

Слово графика происходит от греческого “графо” - “пишу, рисую”. Это - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика - это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.

Графика делится на два вида :

- единичный рисунок на бумаге - рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.
- печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.

Печатная графика бывает разных видов:

1. Книжная графика – оформление книг и журналов;

2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот;

3. Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать”. Гравюру на дереве называют ксилографией , на камне - литографией , на линолеуме - линогравюрой , на металле - офортом , на картоне – гравюра на картоне.

4. Монотипия,

5. Сухая игла.

6. Граттография

Ксилография. Как создают гравюру на дереве? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева - самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами - штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.

Литография - гравюра на камне (от греческого “литос” - “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск - эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.

Линогравюра - гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву. <Рисунок 1 >

Офорт - гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск. <Рисунок 2 >

В гравюре на дереве и линолеуме углубленные места остаются на оттиске белыми. В офорте наоборот: углубленные места на оттиске - черные, все остальное белое. Такую технику изобрели в XVII веке. А самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.

Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная.

Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск). <Рисунок 3 >

Граттография – техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение. <Рисунок 5 >

2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Гравюрой на картоне”.

(Показать образцы работ, выполненные в этой технике. <Рисунок 6 , Рисунок 7 >)

Этапы выполнения работы в технике “Гравюра на картоне”:

(Использовать учебные таблицы: “Этапы выполнения гравюры на картоне. Натюрморт”- Приложение 1; “Этапы выполнения гравюры на картоне. Пейзаж ” - Приложение 2)

1 . Выполнение нескольких эскизов пейзажа (натюрморта). Выбор лучшего из них.
2 . Увеличение эскиза.
3 . Продумать, какие материалы будут использоваться в работе. (Кусочки различной ткани, кожи, картона, мятая бумага, наждачная бумага). Проанализировать отпечатки материалов разной фактуры по учебной таблице с образцами - Приложение 3 .
4 . Выполнение картона. Наклеивание подобранного материала на эскиз.

(Показать образцы подготовленного картона <Рисунок 8 , Рисунок 9 , Рисунок 10 >)

5. Выполнение отпечатков: полученный картон покрывается типографской краской, сверху кладут чистый лист и прокатывают через печатный станок.

Рассказать об использовании подручных средств для выполнения отпечатков: Так как у нас нет ни станка, ни краски, можно использовать копировальную бумагу и теплый утюг:

На готовый картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх;
- затем сверху кладут чистый лист бумаги;
- теплым утюгом, сильно нажимая, проутюживают всю поверхность. В результате отпечатывается изображение.

Показать образцы отпечатков (детских работ) - <Рисунок 11 , Рисунок 12 , Рисунок 13 , Рисунок 14 , Рисунок 15 , Рисунок 16 , Рисунок 17 >.

Гравюра- это игра светлых и темных пятен. С помощью их изображение получается живым и интересным.

3. Практическая работа : “Выполнение эскиза пейзажа (натюрморта):

  • Разделить лист бумаги на четыре части. Выполнить 3-4 наброска эскиза.
  • Выбрать лучший эскиз и увеличить его на большом листе.
  • Проработка и прорисовка эскиза в тоне (определение черно-белых пятен).
  • При выполнении эскиза ребята используют свои наблюдения в природе, знания об архитектуре нашего города (церкви, соборы, памятники).

    ЗАДАНИЕ НА ДОМ: принести различные кусочки материалов, копировальную бумагу, ножницы, клей, эскиз, 2-3 альбомных листа

    Урок № 2

    1. Беседа об этапах выполнения картона;
    2. Практическая работа: “Выполнение картона и отпечатков”.
    3. Подведение итогов.

    Ход урока

    1. Беседа об этапах выполнения картона.

    На этом этапе на эскиз наклеиваются разного рода материалы, которые принесли ребята.

    На прошлом уроке дети уже определили, что у них на рисунке будет самое темное, что самое светлое.

    Чтобы получить на изображении темное пятно, нужно наклеить на него картон, ткань или кожу. Чтобы получилось белое пятно, ничего не приклеивают или прорезают это место. Тогда при отпечатывании, самым темным получится то место, где наклеен самый толстый материал (картон, кожа), а белым - где ничего не приклеено или вырезано.

    Этот этап работы напоминает чем-то аппликацию: мы вырезаем и приклеиваем. Например, чтобы выполнить башню (Спасская) или другое изображение, нужно перевести ее с рисунка через копировку на тот материал, который будет наклеиваться. Таким образом, выполняют картон.

    Следующий этап - выполнение отпечатков :

    1 способ - На картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх, затем кладут чистый лист и проглаживают горячим утюгом. В результате получается зеркальное изображение.

    2 способ - На картон кладут чистый лист, затем копировальную бумагу красящей стороной вниз, сверху другой лист или газету. Проглаживают горячим утюгом. В результате получается отпечаток изображения, как на картоне.

    2. Практическая работа:

    “Выполнение картона и отпечатков”.

    Ребята выполняют картон по выше указанным правилам. Затем вместе с учителем делают несколько отпечатков. Выбирается лучший отпечаток, который и является конечным результатом выполнения работы.

    3. Подведение итогов:

    1. Минивыставка - просмотр работ: определение ошибок и недочетов, выявление лучших работ.

    2. Оценка работ учащихся по критериям:

    Композиция эскиза;
    - проявление фантазии в использовании материала;
    - понятность изображения (соотношение белых и темных пятен).

    РАБОТА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ НА ДОМ: Оформить работу известными ребятам способами.

    Гравюра на картоне появилась относительно недавно, сумев завоевать симпатии многих художников, в том числе и начинающих. Этот вид относится к высокой печати, т. к. пропечатываемые элементы образуются после выбирания резаками пробельных элементов, которые не будут касаться бумаги.

    Данная техника требует, чтобы были подготовлены определенные материалы:

    • надфили (можно заменить шилом, иглой);
    • картон, который может быть любой фактуры и толщины. Для более профессиональной печати картон должен быть не меньше двух миллиметров;
    • картон или бумага для оттиска, подойдет чертежная;
    • резиновый валик или шпатель. В самом крайнем случае можно заменить кистью со щетиной;
    • калька;
    • копировальная бумага;
    • оргстекло;
    • тушь (не обязательно);
    • масляная или акриловая краска, для детского творчества подойдет гуашь.

    Иглы должны быть остро наточены, т. к. от этого зависит эффективность их использования и аккуратность проводимых линий.

    Процесс и способы изготовления гравюры на картоне

    1. Рисование эскиза. Этот этап выполняется на обычной бумаге и включает в себя создание композиции, компоновку. При продумывании эскиза нужно учитывать, что создание изображения происходит за счет вырезания на картоне определенных участков. Поэтому, чтобы избежать разрывов рабочей поверхности картона, выполнять рисунок стоит пятном или простыми штрихами, но не перекрестными.
    2. После разработки эскиза рисунок переносится на кальку.
    3. Эскиз на бумаге разбивается на тени и свет. Свето-теневую разбивку проводят тушью или фломастером. Это поможет не запутаться при работе с картоном. Если предполагается цветной, желательно выполнить цветовое решение. При этом надо учитывать, что процарапываемые на картоне детали будут светлыми.
    4. С кальки эскиз переносится на картон. Это делается двумя способами:
      • В первом случае рисунок на кальке рисуется очень мягким карандашом. Тогда для переноса его на картон достаточно будет просто положить кальку рисунком к картону и пригладить поверхность ложкой. Или же обвести не пишущей ручкой по просвечивающимся линиям. Но тогда есть вероятность, что не все линии пропечатаются, да и сам рисунок отобразится в зеркальной проекции.
      • Во втором случае можно просто перевести рисунок через копировальную бумагу. Этот способ удобнее, а изображение можно сделать «смотрящим» как вправо, так и влево.
    1. На получившемся на картоне изображении надо при помощи инструментов вырезать пробельные элементы. Процарапывать картон следует аккуратно, т. к. любой огрех будет заметен на готовой работе. Для лучшего сцепления с пигментом картон можно загрунтовать. В этом случае наносить рисунок можно горячей иглой для выжигания. Плюс грунта еще и в том, что он сохраняет штамп более долговечным и позволяет сделать рисунок четче.
    2. Помимо процарапывания, можно клеить на картон аппликацию. Особенно интересно будет смотреться результат использования настоящих веток, травинок, листьев. Техника аппликации хороша не только как вспомогательная, но и как самостоятельная.
    3. После того как подготовительный этап окончен, можно переходить к заливке пигментом. Независимо от того, предполагается конечное изображение монохромным или цветным, техника здесь одна: на оргстекло наливается небольшое количество нужного пигмента, равномерно распределяется на валик и переносится на картон. Переносить нужно слоем 0,1–0,5 мм, равномерно распределяя пигмент по работе.

    Важно! При использовании масляной краски поверхности, взаимодействующие с ней, нужно грунтовать. Для других красок этого можно не делать.

    1. Если используется акрил или гуашь, то перед отпечатыванием краску, если она подсохла, нужно смочить. Высохший цвет не даст никакого эффекта.
    2. Далее происходит печать. Для этого в классической графике используется офортный станок. В домашних условиях он заменяется столовой ложкой без каких-либо надписей и узоров. Для отпечатывания на прокрашенный картон накладывается чистый лист плотной бумаги или картона бо́льшего размера. Для надежности его можно закрепить скрепками. Для создания рисунка лист приглаживается ложкой по направлению от центра к краям. Делать это нужно внимательно, не пропуская участков.
    3. Качество получаемого изображения проверяется при отгибании угла листа. После проглаживания всей поверхности лист надо аккуратно, не смазывая краску, отделить от картона.
    4. Дать изображению высохнуть.

    Получившийся оттиск должен быть хорошего качества, без потеков краски, без дефектов. Прокраска должна быть равномерной, а изображение хорошо читаемым. В случае если есть какие-то огрехи, не стоит отчаиваться. Можно постараться исправить ситуацию, внеся исправления в наработку на картоне. А также можно менять цветовое решение, получая несколько вариантов изображения.

    Учтите! Если нужно поменять цвет изображения, а картон был покрыт масляной краской, то предыдущий цветной слой нужно максимально удалить сухой салфеткой, т. к. даже тонкий слой масла может сохнуть до полугода.

    Этапы выполнения гравюры на картоне

    Оформление работы

    Оформить работу не меньшее искусство, чем создание ее. Неправильно подобранная рамка может испортить впечатление даже от шедевра. Она не должна быть слишком громоздкой, отвлекать на себя внимание. Рамка - это лишь элегантное дополнение для картины, соответствующее настроению, цветовой гамме и тональному исполнению изображения.

    Удачным решением будет бесшовное паспарту. Это рамка, выполненная из белого или тонированного картона (плотной бумаги). Ширина ее может начинаться от трех сантиметров, в зависимости от размера картины. Главное правило при создании паспарту - никаких швов. Оно делается из цельного листа бумаги и наклеивается сзади на изображение. Верхняя и боковые части одинаковые по ширине, а нижняя немного шире. Например, если три полосы равны трем сантиметрам, то нижняя будет равняться - пяти. Несмотря на простоту, такое оформление зачастую смотрится гораздо аккуратнее, чем полноценная рамка.

    Оформленную в паспарту работу можно закрыть оргстеклом, размер которого выбран в соответствии с крайними границами рамки. Оно защищает изображение от пыли и грязи, а также придает аккуратность при вывешивании на стену. Если же хочется обойтись без него, картину стоит покрыть специальным лаком, подобранным с учетом использовавшейся краски.

    Если гравюра выполнялась масляной краской, то не стоит сразу оформлять работу. Даже если верхний слой масла кажется просохшим, это впечатление обманчиво. Такая краска способна сохнуть от шести месяцев и до нескольких лет, в зависимости от толщины слоя. Процесс сушки ускорится, если покрыть готовую работу тонким слоем ретушного лака. В противном случае при оформлении сырой гравюры в паспарту, есть шанс увидеть на нем масляные пятна, что не добавит эстетической ценности работе.

    Вывод

    Гравюра на картоне - простой вид высокой печати, легко исполняемый в домашних условиях. Но для полного раскрытия техники и получения достойного результата стоит использовать если не профессиональные, то хотя бы качественные материалы. Картон лучше брать плотный, не «съедающий» краску. Бумагу для оттиска предпочтительно применять акварельную (использовать глянцевую сторону) или чертежную. Тогда работа над гравюрой принесет море удовольствия и порадует прекрасным результатом.